Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство — это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки: — основной мотив этой деятельности — получение прибыли; — свобода и автономность принятия решений предпринимателем; самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.
Предприниматель — это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества — бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.
Бизнес-слой — общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся «делать деньги». Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности.Этот слой далеко не однороден по составу.
Бизнес-тренинг для компании “Капитал Life”. Октябрь 2022
В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп: — предприниматели частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними; самозанятые — лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства; бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий; полупредприниматели — наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства; менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий; +»классические» менеджеры хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма. Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль — одним она служит социальным прикрытием, другим — способом накопления трудового стажа, третьим — страховкой на случай банкротства, четвертым — источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.
Бизнес-слой делится на три ступени: 1 — Предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а «работников вне бизнеса» — почти в 5 раз. 2 — Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков «работников вне бизнеса».
3 — «Классические» менеджеры. Их заработок всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.
Из этого можно сделать , что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством. Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России — предпринимателей.
Урок №57 Молодёжь как социальная группа
Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности: — Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% — от 41 до 45. — Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет, 30-40% — от 30 до 40 лет и около 30% — старше 40 лет. В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием.
В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %. Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей — это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее — 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель – самый интеллектуальный предприниматель в мире. Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй .
12.07.2019 1.34 Mб 1 Список агентских договоров.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Предприниматель — социальная группа
Предпринимательство — созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.
Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу — значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.
Что представляет собой эта относительно новая социальная группа — предприниматели? В первом приближении их можно представить состоящими из двух основных подгрупп. Первая — это предприниматели, владеющие всей или некоторой долей предприятий, управляемых ими. Вторая — это предприниматели-собственники, непосредственно не участвующие в текущем управлении своими предприятиями. По числу предпринимателей первые существенно преобладают, они представляют собой так называемый «малый» и частично «средний» бизнес.
Объекты их собственности — относительно небольшой капитал, дом, земельный участок, высококачественные предметы длительного пользования. Они мобильны как с точки зрения изменения профиля собственного предприятия, так и способности к быстрой перемене местожительства. Для них малое предпринимательство — альтернатива наемного труда, это образ жизни.
Особое место среди них в развитых странах занимают предприниматели венчурных (рисковых) фирм, получивших значительное развитие за последние 20-25 лет и играющих немалую роль в реализации достижений технологического прогресса. В силу особых обстоятельств подобное предпринимательство пока еще не получило сколько-нибудь значительного распространения в России.
Вторая подгруппа предпринимателей — это предприниматели, которые являются собственниками полного или определенного пакета акций (долей) предприятия, но непосредственно не участвуют в делах предприятия. Их функции — участие в определении общих направлений развития предприятия при личной материальной ответственности за дела предприятия. Личная ответственность означает, что в случае неудачи предприятия предприниматель превращается из богатого человека в бедняка. И наоборот, успех предприятия — это и его обогащение, рост его престижа, новые возможности деятельности.
Источник: studopedia.su
Предприниматели как совокупность социальных групп
Начав с функционального определения предпринимательства, мы обрисовали психологические черты, необходимые для выполнения этой функции, затем перешли к исторической обусловленности данных черт. Это неизбежно подталкивает к анализу социальных отношений, в рамках которых формируется предпринимательское действие, к исследованию той среды, из которой выходят предпринимательские группы.
В противовес функциональному подходу социологи чаще опираются на структурный подход, выделяя предпринимателей как социальный слой. В эмпирических исследованиях обычно к этому слою относят создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственных структур.
К ним примыкает периферия в виде массовых групп самостоятельных работников-индивидуалов, которые, однако, к собственно предпринимателям уже не относятся. Сами предприниматели тоже образуют совокупность разнородных групп.
Так, в их рядах оказываются директор приватизированного промышленного гиганта и распорядитель мелкой коммерческой конторы, председатель правления крупного банка и главный врач медицинского кооператива. Принципиальные различия между группами предпринимателей связаны с масштабами и сферой хозяйствования, его техническим и организационным уровнем, происхождением капитала и характером опорных воспроизводственных связей. Крупный бизнес, как правило, более стабилен, теснее связан с государственными структурами, несет бремя скорее политического, нежели экономического риска, выходит за национальные границы. Все это резко отличает его от основной массы мелких и средних предпринимателей.
Структура личных связей имеет значение не только для этнического, но и вообще для всякого предпринимательства. Так, в соответствии с сетевым подходом (network approach) предприниматель выступает как посредник, использующий в качестве основных ресурсов свои личные связи и чужие структурные пустоты (structural holes).
Большинство людей не являются «прирожденными» предпринимателями. Для многих из них уход в предпринимательство оказывается вынужденным. Часто приходится менять не только место работы и жительства, но и профессию, порывать с накопленным дорогой ценой опытом. Масса «вынужденных» предпринимателей подталкивается к этому стимулами негативного свойства. Не последнюю роль среди них играют неудовлетворенность своей прежней работой или даже угроза ее потери.
Рост предпринимательства нередко ассоциируется с динамичным развитием и расцветом. А между тем всплеск предпринимательства куда чаще оказывается проявлением кризиса.
Утверждение о «кризисном происхождении» предпринимательства помогает лучше объяснить и «новую предпринимательскую волну» 70–80-х гг., вылившуюся в массовое создание новых предприятий практически во всех ведущих западных странах. Структурный кризис середины 70-х гг. породил в них немало проблем на рынке труда. Эффект послевоенного «бэби-бума» и поощрявшийся на первых порах наплыв иммигрантов обеспечили быстрый прирост рабочих рук. А образовательный бум повлек за собой возрастающую напряженность на рынке квалифицированного труда. «Теснота» же в сфере занятости заставляет искать новые ниши, в первую очередь в растущей опережающими темпами и менее централизованной сфере услуг.
Предпринимательство обладает практически всеми необходимыми чертами идеологии как системного мировоззрения. Оно содержит набор рационализирующих схем, относящихся как к индивидуальному действию, так и к общественному развитию, поведению фирмы и кругообороту национального капитала. Предпринимательство предлагает относительно замкнутую систему ценностных ориентиров, таких как независимость, самореализация, стремление к индивидуальному успеху в осязаемых материальных формах. Идеология раскрепощенного предпринимательского духа прокламирует право каждого на хозяйственную инициативу, осуществляемую в целях своего материального благосостояния.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru