Рассмотрим нюансы планирования цепей поставок через их моделирование и последующий сценарный анализ.
руководитель направления планирования и моделирования цепей поставок
Задать вопрос
руководитель направления планирования и моделирования цепей поставок
Задать вопрос эксперту
руководитель направления планирования и моделирования цепей поставок
Ваша заявка отправлена
Вернуться обратно
В рамках статьи мы последовательно разберем:
- шаги, необходимые для создания модели;
- влияние калибровки модели на достоверность результатов, а также самое понятие калибровки;
- принципы выбора платформы моделирования.
Дизайн и моделирование цепей поставок – бесконечные темы, и по каждому пункту можно написать отдельный полноценный материал. Сегодня мы рассмотрим процесс целиком и для начала постараемся выяснить истоки самой задачи и понять, для кого особенно актуально ее решение.
Что такое Логистика? Цепочки поставок?
При чем тут дизайн?
Проблемы с ситуативными решениями в цепях поставок начинаются одновременно с серьезным ростом бизнеса. Стандартная практика большинства отечественных и зарубежных компаний – автоматизация отдельных функций цепей. Внедрение систем управления складами, транспортом и других логистических бизнес-систем, конечно, помогает достичь локальных целей, но при этом бизнес получает эффективные решения в неэффективной цепочке поставок.
Для решения этой задачи многие западные организации приходят к концепции planning by design («планирование через моделирование»). Суть этой концепции – в построении гибкой модели цепей поставок и применении к ней методов сценарного анализа, результаты которого потом используются при планировании на стратегическом и тактическом уровнях.
Эта концепция помогает справиться со сложностями, с которыми сталкиваются современные компании: волатильный спрос, санкционные войны между странами, несвоевременность поставок из-за изменяющихся условий. Кроме того, непрозрачность цепей поставок усложняет определение рычагов экономии, даже несмотря на прозрачные финансовые отчеты. Применение подхода planning by design дает возможность быстро оценить, насколько каждая статья расходов в цепях поставок отклоняется от текущих показателей в зависимости от структуры цепи.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются компании, – это невозможность оценить стоимость принятия решений в цепях поставок. К примеру:
- Во сколько обойдется компании увеличение частоты поставок?
- Как скоро окупится покупка следующей единицы транспорта?
- Какие расходы понесет компания при переключении одного из плеч цепочки поставок?
- Нужно ли строить новый распределительный центр и когда это лучше всего сделать в горизонте 3–5 лет?
- Какова оптимальная доля локальных поставщиков?
И если на большую часть вопросов, влияющих на бизнес, можно ответить, создавая сложные модели в Excel, то некоторые вопросы требуют обработки настолько большого массива данных, что без специализированного программного обеспечения не обойтись.
Урок 1. Что такое управление цепями поставок
Как построить модель цепи поставок?
Давайте разберем по шагам подход к моделированию цепей поставок.
Итак, шаг первый – построение модели.
На этом этапе нужно описать:
- узлы цепочек поставок (поставщики, складская инфраструктура, клиенты) и их ограничения;
- политики товародвижения (на первом плече, между складами, между складом и клиентом);
- затраты, которые несет компания на различных участках цепи (транспортные тарифы, складские операции, замороженные в товарном запасе средства, ФОТ и т.п.);
- спрос в разрезе клиентов и лет (если предполагается мультипериодная модель).
Такие данные хранятся децентрализовано, т.е. для построения модели необходимо провести трудоемкую аналитическую работу – данные следует собрать, проанализировать и привести к формату, необходимому для загрузки в модель. Также требуется тщательно задокументировать процесс сбора данных и описать процесс обновления данных в модели.
Шаг два – калибровка модели.
В контексте цепей поставок – это поиск необходимого и достаточного уровня соответствия результатов моделирования операционным и финансовым результатам в области затрат. Обычно это часть отчета PL, и сам процесс калибровки производится на исторических данных, к примеру, на одном из полугодий завершившегося финансового года. Как только калибровка произведена, а ее критерии задокументированы, происходят два замечательных события одновременно:
- Появляется база для сценарного анализа.
- Уровень доверия к результатам моделирования сильно возрастает – в определении критериев калибровки участвуют все подразделения компании, которые имеют отношение к цепям поставок.
Сам сценарный анализ производится на третьем этапе.
Сценарии – это сформулированные в виде «а что, если …» вопросы к модели, которые позволяют выявить рычаги для оптимизации существующей цепочки поставок, оценить варианты ее развития, провести риск-анализ. Результаты сценарного анализа являются, на наш взгляд, ключевой ценностью моделирования.
Как выбрать инструмент?
Существуют два пути реализации концепции planning by design. Первый – использование традиционных инструментов анализа. В первую очередь речь идет об Excel. Второй способ – это использование специализированного программного обеспечения класса Supply Chain Design (SCD). Сейчас мы не будем подробно останавливаться на использовании Excel – это тема для отдельного материала, а дадим рекомендации, как подобрать более сложный ИТ-инструмент для решения текущих задач.
Формированием критериев эффективности тех или иных бизнес-решений занимаются аналитические агентства, например Gartner, но, поскольку класс решений SCD, на мой взгляд, был несправедливо обделен их вниманием, я поделюсь критериями, которые мы выработали на проектах оптимизации цепей, и которые доказали свою эффективность.
Источник: korusconsulting.ru
Управление цепочками поставок
Компаниям для сохранения своих позиций на рынке и увеличения своей доли следует внимательнее подходить к планированию, поскольку именно оно помогает более эффективно управлять всеми элементами цепочки поставок.
В конкурентной среде при постоянных колебаниях спроса и предложения компании, построившие гибкие и быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям цепочки поставок, оказываются в выигрыше.
За последние годы изменился подход к управлению цепочками поставок — новая стратегия подразумевает создание сети дистрибуции, при которой необходимые товары будут доставлены в нужное место и в нужное время с наименьшими издержками. Клиенты (особенно торговые сети) стали более требовательны как к качеству товаров, так и к качеству и скорости доставки, благодаря этому на лидирующие позиции выходят компании, использующие решения Supply Chain Management (SCM).
Термин SCM (Supply Chain Management) широко используется на Западе уже более 15 лет, однако до настоящего времени среди специалистов по логистике и общему менеджменту нет единого мнения по поводу определения этого понятия. Многие рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Другие считают SCM концепцией управления, и наконец, третьи подразумевают под SCM внедрение этой концепции на предприятии. Ниже приведены наиболее популярные определения SCM:
SCM — это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования Клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками.
SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.
Цепочка поставок (supply chain) представляет множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут целиком принадлежать одной организации, другие — компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Таким образом, в цепочку поставок обычно входят несколько организаций.
Управление цепочкой поставок включает в себя следующие этапы:
PLAN (Планирование)
В рамках этого процесса выясняются источники поставок, производится обобщение и расстановка приоритетов в потребительском спросе, планируются запасы, определяются требования к Системе дистрибуции, а также объемы производства, поставок сырья/материалов и готовой продукции.
Задача производить самостоятельно или покупать должна решаться на этом этапе. Решения, относящиеся ко всем видам планирования ресурсов и к управлению жизненным циклом товара, принимаются также на этой стадии. Данные процессы позволяют найти баланс между спросом и поставками для выработки действий, наилучшим образом соответствующих требованиям Source, Make, Deliver (см. ниже).
SOURCE (Закупки)
В данной категории выявляются ключевые элементы управления снабжением, производится оценка и выбор поставщиков, проверка качества поставок, заключение контрактов с поставщиками. Также сюда относятся процессы, связанные с получением материалов, как то: приобретение, получение, транспортировка, входной контроль, постановка на hold (хранение до оприходования) и приходование. Важно заметить, что действия по управлению закупками должны соответствовать планируемому или текущему спросу (Планирование).
MAKE (Производство)
К этому процессу относятся производство, выполнение и управление структурными элементами make, подразумевающими контроль за технологическими изменениями, управлением производственными мощностями (оборудованием, зданиями и т.п.), производственными циклами, качеством производства, графиком производственных смен и т.д. Определяются также и специфические процедуры: собственно производственные процедуры и циклы, контроль качества, упаковка, хранение и выпуск продукции (внутризаводская логистика). Все составляющие процесса переработки исходного продукта в готовую продукцию также должны соответствовать планируемому или текущему спросу (Планирование).
DELIVER (Доставка)
Что ждет цепочки поставок в 2021 году: тренды и решения
Цифровая трансформация цепочек поставок развивается с 2010 года, но COVID-19 заметно ускорил процесс.
Пандемия показала явные недостатки почти полной зависимости от всего одного поставщика для отдельных категорий продукции и сырья. Компании не были готовы к таким вызовам, что привело к задержкам поставок из-за закрытия производств. Одновременно с этим, спрос на одни категории товаров резко упал, а на другие – неожиданно вырос.
К последним относятся антисептики, чистящие средства и туалетная бумага. Таким образом, уже совсем нестабильная цепочка поставок была сломлена крайне непредсказуемым спросом. Отсутствие полных и оперативных данных сбило с ног модели расчёта спроса. Включая те, что работали на основе искусственного интеллекта и машинного обучения.
Текущие шаги
В ответ на нестабильные реалии компании принимают следующие действия:
Диверсификация поставщиков. Компании ищут альтернативных поставщиков по всему миру, примеряют новые подходы в производстве, стараются уменьшать количество составных деталей в механизмах и находят замены.
Современные решения готовы к расширению географии и подключению как новых поставщиков, так и новых локаций для продаж. К примеру, в решении Generix Collaborative Replenishment предусмотрено создание групп пополнения для любой локации грузоотправителя и грузополучателя. Индивидуальные настройки для каждой пары позволяют поддерживать высокие и надёжные показатели.
Инвестиции в альтернативные материалы и процессы производства. Для снижения риска компании взаимодействуют с международными поставщиками, находят потенциально дефицитные компоненты, совершенствуют производство и дистрибуцию. Всё для снижения рисков в цепочке поставок.
Ответ торговым войнам. Напряжение в международной торговле привело к сокращению объёмов цепочки поставок. В это же время поставщики, долгие годы имеющие стабильный спрос, вынуждены искать новые рынки для торговли. Этот тренд дополняет список проблем у цепочек поставок: начиная с производства и заканчивая последней доставкой.
В услови ях пандемии все больше брендов открывают собственные онлайн-магазины, или начинают продавать товар на маркет-плейсах. По итогам текущего года российский рынок электронной коммерции вырастет по отношению к 2019 году на 34% — до 2,7 трлн рублей, свидетельствуют данные исследования Infoline.
В отчете утверждается, что в 2025 году объем российского рынка электронной коммерции может достичь 7,64 трлн рублей — среднегодовой темп роста показателя в 2019-2025 гг. ожидается на уровне 24,8%. Проникновение e-commerce в России достигнет в 2025 году 16,5% против 6% в 2019 году. Ключевыми драйверами роста рынка электронной коммерции в РФ на ближайшие 5 лет станут инвестиции в инфраструктуру логистики и фулфилмента со стороны российских игроков, а также рост проникновения банковских карт и платежных технологий.
Открытие канала электронной коммерции заставляет логистику менять и усложнять свои процессы. Трансформация затрагивает операций и внутри склада, и в службе доставки. Для более оперативного внедрения или построения e-com логистики компании могут могут начать с “коробочных” ИТ-решений, и далее по мере развития бизнеса развивать свои системы. К примеру, в такой стратегии можно обратить внимание на стартовый пакет для автоматизации складской логистики Generix E-logistics Pack, предназначенный для организации фулфилмента online-торговли.
Фокус на гибкости. Компании стремятся избавиться от ненужных процессов, автоматизировать как можно больше задач и наладить информационный обмен с партнёрами для отслеживания статусов заказов в режиме реального времени. Такой подход предоставляет участникам цепи поставок отслеживать сроки и качество исполнения заказа в режиме реального времени, собирать обратную связь от клиентов при вручении, и совершенствовать свой сервис. Всего этого можно достичь, используя решение Generix Order Tracking, которое помогает совершенствовать коммуникации от поставщика к производству, от склада к клиенту – как для внутренних, так и для международных транспортных потоков.
Технологии в деле. Компании активно переходят на облачные решения, потому что им нравится основная идея SaaS, при которой клиент платит только за используемые услуги. Они также внедряют новые технологии в вопросах оповещения: при каких-либо задержках у поставщиков система информирует клиентов и занимается поисками дополнительных поставщиков.
Исследовательское агентство J`sonhttps://www.generixgroup.com/ru/blog/chto-zhdet-cepochki-postavok-v-2021-godu-trendy-i-resheniya» target=»_blank»]www.generixgroup.com[/mask_link]