Бизнес как творческий процесс

XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Будущее клинической психологии – 2023. Тревожное общество XXI века»

III Научно-практическая конференция «Ценность каждого. Жизнь человека с психическими нарушениями: сопровождение, жизнеустройство, социальная интеграция»

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов»

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями»

Всероссийская научная конференция «Николай Иванович Жинкин — выдающийся ученый и основатель отечественной психолингвистики: к 130-летию со дня рождения»

Творческий процесс как подготовленная случайность | Олег Нестеров | Prosmotr

Международная научно-практическая конференция «Социально-философские и психологические проблемы формирования безопасного образовательного пространства»

XII Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

Международный съезд психологов в сфере образования

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

Бизнес как творческая игра

Автор

/module/item/name

Разумеется, бизнес имеет право не быть творчеством. Но в этом случае он, по большому счету, не приносит удовлетворения ни производителю, ни потребителю. Отсутствие креативной составляющей ведет к разочарованию, депрессии, недобросовестности, кризису и пересмотру жизненных стратегий.

С другой стороны, творчество может не признавать себя бизнесом. Тем не менее, творческий акт можно считать состоявшимся только в том случае, если его продукт найдет потребителя и будет им по достоинству оценен.

Как устроен творческий процесс?

Творческая игра — искусство преодоления, виртуозного владения, азартного действа и воплощения, в котором играешь и выигрываешь самого себя.

Великого и загадочного Гераклита забавляло совпадение слов, передававших различные, порой противопоставленные друг другу, смыслы. «Луку имя жизнь, дело его — смерть» — восклицал он об орудии стрельбы, называвшемся одним словом — βιος — с жизнью.

Философствующая мысль древних греков оперировала настолько глубокими и многозначными понятиями, что перевод соответствующих слов на языки и в контексты современности оказывается возможным лишь с помощью ряда взаимодополняющих символов.

В противовес древнегреческой, современная цивилизация породила слова, не обладающие глубинным смыслом и широким спектром значений, но понимаемые по-разному в различных социальных группах. При этом каждая из групп считает «свое» значение единственным.

Одним из таких слов в современном русском языке является слово «бизнес». Именуемое этим словом занятие (не следует забывать, что английское слово «бизнес» переводится как «дело, занятие») выгородило для себя особую зону в языке и мышлении. В этой зоне господствует транскрипция английских слов (маркетинг, мерчандайзинг, менеджмент, билдинг, клининг), имеющих вполне определенные и широко употребляемые русские эквиваленты.

Подобные казусы (употребление особых слов, а иногда и особого языка) связаны с попытками — порой, вполне обоснованными и небезуспешными – позиционировать ту или иную деятельность или социальную группу как неординарную, несоответствующую общепринятым стереотипам. Вспомним, хотя бы, языки молитв и проповедей (латынь, церковнославянский), франкоязычное разглагольствование российской аристократии, слэнг советских хиппи.

Первая новорусская буржуазная волна, вопреки громогласному (по крайней мере, языковому) отмежеванию от социалистической действительности, приняла в наследство от нее главный (единственный) стереотип коммунистического образа жизни – экспроприацию.

Одна из последующих нашла точку опоры в разорванном, лишенном идентичности менталитете простейшего советского обывателя. Акулы, прилипалы, анчоус и планктон этой волны предпочитают неказистое. Не слишком квалифицированных и обходительных, мотивируемых пинком и скандалом работников. Не обремененную изысканностью качества и элегантностью технологий продаж продукцию.

Третья волна величаво выкатила из заокеанской были невнятно понимаемое, но упорно вдавливаемое клише «бизнес как отлаженный механизм».

Меж волнами, бурями и рифами — из времен бродячих шарманщиков и точильщиков — выплывают время от времени вариации на тему «бизнес как попытка выжить».

Отважные и благородные мореплаватели четвертой – творческой — волны столь малочисленны, что поверить в их существование практически невозможно. Их дело отличается от вышеупомянутых омонимов значительней, чем жизнь от орудия убийства.

Компас не потерянного (не похеренного) главного в отсутствии карты глубин бытия и сознания наставляет на путь интуитивного развития интуиции, стихийного обретения высших ценностных ориентиров и сокровенных точек истины. Начертания этих путей, принципы следования им, несомненно, могут быть предметами размышления. Однако сверять смутно улавливаемые координаты, как и показания не существующих приборов не хочется, да и не с чем.

Взаимодействие (сотрудничество? общение?) капитанов творческой волны с психологами, тренерами, коучами — напоминает притчу из жизни одного из величайших мыслителей и учителей ХХ века Александра Меня. К протоиерею обратились зэки одной из зон строгого режима. «Научите нас молиться» — просили они. «Это я должен учиться у вас молитве» — ответил священник.

Вполне возможно: то, что на первый взгляд кажется непопулярностью творческого подхода к ведению бизнеса, в действительности – ни что иное, как желание скрыть от всех и, зачастую, от самого себя, творческую составляющую личности и дела.

Читайте также:  Бизнес может зайти в тупик

Разумеется, бизнес имеет право не быть творчеством. Но в этом случае он, по большому счету, не приносит удовлетворения ни производителю, ни потребителю. Отсутствие креативной составляющей ведет к разочарованию, депрессии, недобросовестности, кризису и пересмотру жизненных стратегий.

С другой стороны, творчество, может не признавать себя бизнесом. Тем не менее, творческий акт можно считать состоявшимся только в том случае, если его продукт найдет потребителя и будет им по достоинству оценен.

Творческое дело (как, впрочем, любой востребованный, приобретший признание и достойную социальную реализацию творческий процесс), помимо признаков творчества как такового, обладает признаками игры по Хайзинге.

Присутствующие в деле – незаметно проникшие в поведение действующих или намеренно взятые ими на вооружение – признаки манипулятивной игры по Берну (согласно Эрику Берну, манипулятивная игра — набор ходов, скрывающий западню или хитрость) перебрасывают дело из четвертой волны в первую, превращая его в постбольшевистскую экспроприацию.

Существеннейшее отличие творческой Игры от всех прочих (развивающих, деловых, ролевых, метафорических, спортивных, азартных) – в том, что у этой игры нет специально устраиваемого поля. Ее полем является жизнь как таковая.

Участник Игры может пребывать в трех ипостасях: игрока, фигуры, поля. В одной из форм ее ведения он становится игроком (играющим), разыгрывающим свою партию в пространстве жизни.

В другой форме осуществления Игры ее участник – вне зависимости от своих пожеланий, предпочтений и представлений о происходящем – превращается в играемого: либо в одну из фигур партии, разыгрываемой другим игроком (другими игроками), либо в поле для рефлексий, раздумий, мечтаний, переживаний. Среди последних встречаются как отображения ситуаций действительности (в этом случае фигуры Игры — фрагменты жизни), так и имеющие с реальным миром мало общего.

Выигрыш, как и условие его получения – восстановление, хотя бы, частичное, целостности (единства, гармонии, благодатного состояния) того или иного участка поля или участника игры.

Важнейший закон Игры и условие пребывания в статусе игрока – холистичность. Этот закон гласит: «Игра ведется в пользу каждого из участников». Неисполнение этого условия – попытки не выиграть, а обыграть – обречены, в лучшем случае, на провал, а в худшем — влекут за собой дисквалификацию претендующего на роль игрока. Тем не менее, эти попытки намного популярней честной Игры.

Пытающиеся обыграть прибегают к фонократии – управлению полем жизни с помощью скандала, запугивания или подавления, или к манипулятивному вторжению в Игру. Полученное «преимущество» при необходимом уровне незрячести рассматривается как выигрыш, но в действительности – ни что иное, как потаенный груз, прижимающий к беспросветному дну бытия. Избавиться от него, более того, заподозрить в нем причину депрессии, тоски и или тщательно скрываемого несчастья тем труднее, чем больше его вес, его давящая сила.

Игра всеми силами стремится не быть обыденностью. Более того. С точки зрения последней она, как минимум, парадоксальна. Как искусство с точки зрения обывателя. Как квантовая физика с точки зрения классической.

Как система Гераклита, как все, обращенное к фундаментальному, главному, высокому и – при ненастной погоде — заоблачному, с точки зрения банального разумения.

Игра немыслимым образом сочетает неукоснительное следование правилам, зачастую не до конца осознаваемым участниками, – и свободу, являющуюся ее основным принципом и смыслом.

Сопровождающие ведение Игры высочайшее напряжение и готовность принести любые жертвы любимому делу, следуют рука об руку с ленью и скукой – не наставляющими обойти стороной труды и трудности, а указующими верное направление векторам усилий и напряжений.

Участники Игры время от времени приходят в замешательство от выстраивающихся на ее поле комбинаций людских судеб, случайных событий, переживаний. Эти комбинации вполне могли бы лечь в основу сюжета волшебной сказки или захватывающего блокбастера.

Особенно поражает превосходящие все ожидания, неистово искомые и невероятным образом обнаруживаемые решения, казалось бы, неразрешимых, но жизненно важных, задач.

По мере наработки навыков и личностных свойств, необходимых для ведения Игры: восстановления целостности играющего, расширения и углубления его сознания, развития креативных способностей, раскрытия глубинных личностных потенциалов — его партия становится не только консонансной Игре, но может вызвать резонанс, реконструкцию, как близлежащих, так и отдаленных регионов поля жизни, беспрецедентную обратную связь и поддержку социума. Партии наиболее сильных игроков продолжают участвовать в Игре на протяжении веков и тысячелетий.

Творческая Игра – театр Морено, в котором граница между действующими лицами, исполнителями и зрителями условна и подвижна: купивший билет на галерку с трудно преодолеваемым ужасом обнаруживает себя в центре действия, вообразивший себя главный героем оказывается вне Игры. Возникающий в разных концах сценического зала вопрос об авторе и постановщике пьесы иногда получает – а иногда и не получает — очевидный и неожиданный ответ.

Время от времени очередной участник обнаруживает Игру в непосредственной близости от себя, либо обнаруживает себя в игре, либо обнаруживает в себе желание вступить в нее.

Во всех упомянутых случаях предстоит и открывается путь: «вверх и вниз – один и тот же», как писал Гераклит. Идущим осилить эту дорогу, пожалуй, пригодились бы поклажа знаний и опыта, карта мудрости мира. Тем не менее, большинство из них отправляются в это непростое путешествие налегке.

Читайте также:  Создание собственного бизнеса что и как надо сделать финансовая грамотность 11 класс

Источник: psy.su

научная статья по теме БИЗНЕС КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «БИЗНЕС КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

БИЗНЕС КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ХАЛИКОВ Манир Саидович,

Краткая аннотация: в статье рассматривается бизнес и предпринимательство как творческий процесс. Утверждается, что лишь при наличии личностных качеств, деловой среды, предпринимательского климата, социального партнерства и добросовестной конкуренции, как обязательного условия для ведения бизнеса, а также предпринимательского духа, можно овладеть искусством бизнеса.

The article presents business activities as some creative process. It is stated that successful business is only possible provided there are some obligatory facilities as personal skills, business environment, due corporate climate, social partnership, fair trading, business mood and negotiating skills.

Ключевые слова: предпринимательство; деловая среда; предпринимательский климат; социальное партнерство; добросовестная конкуренция; предпринимательский дух; искусство бизнеса.

Business activities; business environment; corporate climate; social partnership; fair trading; business mood; negotiating skills.

Не вызывает сомнения утверждение о том, что бизнес — это искусство. Как и любое искусство — это творчество способных и одаренных людей. Творчество же может проявляться во всех сферах человеческой деятельности.

В нашем понимании как-то утвердилось представление о том, что бизнесом занимаются хозяйствующие субъекты, чаще всего в промышленности и сельском хозяйстве, однако поле деятельности предпринимателя гораздо шире. Само искусство давно уже стало доходной сферой деятельности для бизнеса, пожалуй, с тех пор, как только произведения искусств, будучи товаром, стало приносить прибыль. Однако последующие наши рассуждения будут касаться не столько роли и места бизнеса в искусстве, сколько понимания бизнеса как искусства.

В первую очередь необходимо внести определенную ясность в понятия «бизнес» и «предпринимательство», близкие по значению термины.

Существует, по меньшей мере, три подхода к его трактовке. Одни рассматривают эти понятия как тождественные.1 Здесь бизнес и

предпринимательство понимаются не только как тождественные, но и взаимозаменяемые понятия. Другие считают, что предпринимательство — «это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей».2 Третьи характеризуют бизнес уже, чем предпринимательство и относят его только к коммерческой, финансовой и торговой сфере деятельности.

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИН-ФРА-М, 2011. С. 44.

2 Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Уч. пособие / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

С. 12.

3 Кашанина Т.В. Предпринимательство (правовые основы). М.: Юрид. лит-ра, 1994. С. 3; Орлов А.В. Надежда о малом бизнесе в

Стоит напомнить, что понятие бизнес, пришло в русский язык из деловой английской литературы и означает дело, деятельность. В англоязычных странах «business» как делом может заниматься не только предприниматель, бизнесмен, но также полицейский, учитель, врач, сторож, водитель, то есть даже представитель наемного труда. В этом смысле, конечно же, понятие бизнес шире термина предпринимательство, поскольку осуществляется ради получения дохода, средств существования, тогда как традиционно предполагается, что предпринимательство преследует совершенно конкретную цель — получение и максимизацию прибыли.

На наш взгляд, при сложившейся научной традиции понимания предпринимательства как деятельности, связанной с новаторством, инновациями и ориентированной на прибыль, тем не менее, следует признать, что границы между понятиями бизнеса и предпринимательства достаточно условны. Если в широком смысле эти понятия можно рассматривать как тождественные и взаимозаменяемые, поскольку и бизнес и предпринимательство, представляют собой разновидность труда, то в узком смысле слова, предпринимательство все-таки отличается от бизнеса.

Это отличие выражается в инно-вационности, т.е. подчеркивается новаторский характер предпринимательской деятельности. Какими достоинствами, в таком случае, должен обладать человек, пожелавший заниматься бизнесом, обязательным элементом которого является новаторство, творчество? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется обратиться к работам известных исследователей предпринимательства. В научных публикациях рассматриваются различные аспекты этого феномена.

Однако, несмотря на то, что личности предпринимателя во всех теориях уделяется приоритетное внимание, на наш взгляд, недостаточно учтены общественно значимые черты предпринимателя как субъекта развития собственного бизнеса, экономики и общества. Так, существуют теории, в которых основное внимание уделяется предпринимательству как социокультурному феномену, связанному с «духом» предпринимательства и капитализма. (М. Вебер,

России: Уч. пособие. М.: Международный университет (в Москве), 2003. С. 65 и др.

Зомбарт и др.). В других теориях, главной характеристикой этого феномена определяется новаторство, изобретательность, (Й. Шумпетер, Л. Мизес, Й. Кирцнер, П. Друкер и др.).

Однако именно Кантильон Р. один из первых сделал вывод о том, что главная заслуга предпринимателя состоит не только в приведении в соответствие спроса и предложения на товарных рынках, но и в обеспечении практически всех происходящих в обществе процессов производства и обмена. Кантильон, в отличие от последующих ученых, не говорит прямо о каких-либо специфических человеческих качествах, свойственных предпринимателям. Но при этом настойчиво подчеркивает главенствующее значение неопределенности доходов при характеристике каждого из типов предпринимателей. Очевидно, что умение переносить эту неопределенность, то есть рисковать, и есть самая важная черта предпринимателя.

Читайте также:  Стриминг в бизнесе это

Весьма любопытны рассуждения Ж.Б. Сея о предпринимательстве, которые строятся не только на выделении специфики деятельности предпринимателя, но и особых качеств, ему необходимых, чтобы его деятельность была эффективной. Производство любого продукта требует выполнения трех различных операций и участия в этом процессе трех лиц.

Необходимо, прежде всего, изучить движение и законы природы, относящиеся к этому продукту. Это задача ученого. Далее, пользуясь его знаниями, земледелец, мануфактурист или торговец — одним словом предприниматель — берется за свой счет и на свой риск и в свою пользу произвести полезный продукт.

И наконец, рабочий применяет свой ручной труд для производства этого продукта по указанию двух первых лиц. Повсюду промышленность состоит из теории, ее применения и исполнения. Только нация, отличающаяся в этих троякого рода операциях, может быть названа вполне промышленной нацией. Если она не искусна в той или другой из этих операций, то не может произвести продуктов, являющихся результатом всех трех операций.

Желательно, чтобы предприниматель был состоятелен, хотя может использовать и заемные средства, но при этом он обязательно должен быть известным своим умом, благоразумием, любовью к порядку, честностью и что-

бы в силу этих свойств он мог получить капиталы, которых сам не имеет.

Этот род труда требует таких нравственных качеств, которые нечасто соединяются в одном лице:

— здравый ум, постоянство, знание людей и понимание окружающих обстоятельств, умение верно оценить важность продукта, потребность, которую он должен будет удовлетворять, средства производства;

— умение привлечь к делу очень большое число людей, закупить самому или поручить закупить сырые материалы, собрать рабочих, привлечь потребителей, обнаружить стремление к порядку и бережливости — одним словом, обладать талантом управления;

— умение сводить свои счеты и вычислять издержки производства сравнительно с ценностью, какую будет иметь его продукт в продаже;

— быть способным преодолевать много препятствий, переживать много беспокойств, исправлять много неудач, изобретать новые приемы производства и пр. В противном случае, не обладая названными качествами, не будучи умелыми люди, начинающие собственные предприятия, имеют мало успеха. Таким образом, предприниматель у Ж.Б. Сея выступает значимым фактором развития производства. Умение рисковать, соответствующие личные качества и поведение обеспечивают успех его бизнеса.

В. Зомбарт и М. Вебер внесли ощутимый вклад в понимание предпринимателя как субъекта не только разрушающего традиционные и стабильные структуры прошлого, но, главное, имеющего особый дар — предпринимательский и шире — капиталистический дух, который необходим для деятельности в рациональном капиталистическом хозяйстве. Значительное внимание названные ученые уделяют социокультурным основам предпринимательства и субъективным свойствам предпринимателя.

Ключевыми понятиями при объяснении феномена предпринимательства у Вернера Зомбарта (1863-1941 гг.),1 являются предприя-

1 Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека: Пер. с нем. / Ин-т социологии. М.: Наука. 443 с. (Серия «Социологическое наследие»). С. 45-49.

тие, предпринимательский и капиталистический дух. Предпринимательский дух — это совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия. Они различаются в принципе, п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

Бизнес как творческий процесс

meta_business
.

Метабизнес

September 2013

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

6/1/10 11:33 am
Бизнес как творческий процесс

Существует немало видов творчества. Форма их выражения различна, но есть один объединяющий фактор — называется он процесс творения. В творчестве важен не конечный результат, а сам процесс. То состояние, в котором находися творец, передается форме его выражения.

Можно сказать, что результат творения обретет некую информационную составляющую, которая будет передана тем, кто с ней соприкоснется. Почему оригиналы картин великих художников так ценятся? Чем они отличаются от репродукций? Все дело в том состоянии, которое они передают смотрящему.

Оригинал картины впитал в себя частицу великого художника, а репродукция нет — она информационно «мертва». Творчество можно внести в любой процесс человеческой деятельности: мытье стекол, приборка по дому, работа на заводе или в офисе. Во все можно внести творческий элемент. Творчество — это внутреннее состояние человека, и приложить его можно к чему угодно. Более того, та деятельность к которой подходят творчески, дает наилучшие результаты.
К бизнесу тоже можно отнестись как к творческому процессу. Предприниматель, который получает удовольствие от бизнес процесса, творит «живой» бизнес. Такой бизнес будет жить пока не погаснет искра творчества. Тот, кто создает бизнес машинально, механистически, без живого огня творчества, рождает «мертвую» структуру. Именно «мертвые» виды бизнеса погибают в первую очередь.
Почему же одни создают «живой», а другие «мертвый» бизнес? Все дело в начальных установках. Для создателей «живого» бизнеса — творчество является главной жизненной силой, тем состоянием ради которого они живут, прибыль по сравнению с этим всегда вторична. Те, кто создает «мертвый» бизнес стремятся получить прибыль во что бы то ни стало, для них деньги главная ценность.
Именно разница в отношении к деятельности и порождает различные результаты.

Источник: meta-business.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин