По поводу определения понятия «транснациональная компания (корпорация)» и критериев, позволяющих отделить ТНК от других форм, до сих пор продолжаются споры. В разные годы и в разных исследованиях использовались и используются различные критерии, среди них:
- – число стран, в которых действует компания (в соответствии с различными подходами минимум составляет от двух до шести стран);
- – определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;
- – определенный размер, которого достигла компания;
- – минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);
- – владение не менее чем 25% «голосующих» акций в трех или более странах – тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который должен обеспечивать фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлять прямые зарубежные инвестиции;
- – многонациональный состав персонала компаний, состав ее высшего руководства и др.
Принимая во внимание, что формулировка понятия «транснациональная корпорация» затрагивает интересы многих государств, последний компромиссный вариант определения ТНК в Организации Объединенных Наций гласит, что ТНК – это компания:
- – включающая единицы производства в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;
- – оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один и более руководящий центр;
- – в которой отдельные единицы производства связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
Наряду с приведенными выше критериями экономические структуры ООН начинают все чаще использовать агрегированные показатели транснационализации компаний, в частности, индекс транснационализации и индекс распространения сети.
Индекс транснационализации компании рассчитывается по формуле
где – индекс транснационализации; – зарубежные активы компании; – общие активы компании; – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; – общий объем продаж товаров и услуг; – зарубежный штат компании; – общий штат работников компании.
Таким образом, данный индекс основывается на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании на родине и за рубежом. Динамика индекса транснационализации 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира за 1991–2000 гг. представлена на рис. 16.2.
Из рисунка следует, что, несмотря на наличие определенных колебаний индекса (минимальное значение было зафиксировано в 1993 г., а максимальное – в 1997 г.), среднее значение его, как правило, превышает уровень 50%. На изменение индекса транснационализации влияет прежде всего активность процессов слияний и поглощений компаний: ТНК, поглощая зарубежное предприятие, существенно увеличивает свой уровень транснационализации.
Рис. 16.2. Динамика индекса транснационализации 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира
Анализ индексов транснационализации компаний с учетом их национальной принадлежности позволяет сделать вывод о том, что ТНК из небольших по размерам развитых стран (например, Нидерланды, Швеция, Финляндия) осуществляют свою деятельность больше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как размеры и ограниченные возможности национальных рынков заставляют их искать новые рынки, в отличие от транснациональных корпораций крупных государств, таких как США, Японии, Германии, по которым индекс транснационализации даже ниже среднего.
Индекс распространения сети (NSI), так же как и индекс транснационализации, дает агрегированную характеристику «степени международности» функционирования компаний. Рассчитывается он как процентное отношение числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хозяйственную деятельность и т.п.), к общему количеству стран, в которых корпорация потенциально могла бы вести деятельность.
Анализ индекса NSI по 100 крупнейшим компаниям позволяет подтвердить сформулированный ранее вывод: страны, небольшие по площади, более активно, чем крупные государства, осваивают зарубежные рынки.
Источник: studme.org
Транснационализация компаний и показатели, характеризующие ее уровень
По поводу определения понятия «транснациональная компания (корпорация)» и критериев, позволяющих отделить ТНК от других форм, до сих пор продолжаются споры. В разные годы и в разных исследованиях использовались и используются разные критерии отнесения корпораций к транснациональным:– количество стран, в которых действует компания (в соответствии с разными подходами минимум составляет от 2 до 6 стран);– определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;– определенный размер, которого достигла компания;– минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);– владение не менее чем 25% «голосующих» акций в трех или более странах – тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;– многонациональный состав персонала компаний, состав ее высшего руководства и др.Принимая во внимание, что формулировка понятия «транснациональная корпорация» затрагивает интересы многих государств, последний компромиссный вариант определения «ТНК» в Организации Объединенных Наций гласит, что ТНК – это компания:– включающая единицы в двух или более странах независимо от юридической формы и поля деятельности;– оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один и более руководящий центр;– в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.Наряду с приведенными выше критериями, экономические структуры ООН начинают все чаще использовать агрегированные показатели транснационализации компаний, например индекс транснационализации и индекс распространения сети.Степень транснационализации компании характеризуется индексом транснационализации.
Iтр – индекс транснационализации;
ЗА – зарубежные активы;
ОА – общие активы;
ЗП – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
ОП – объем общих продаж товаров и услуг;
ЗШ – зарубежный штат;
ОШ – общий штат.
Анализ индексов транснационализации компаний с учетом их национальной принадлежности позволяет сделать вывод о том, что ТНК из небольших по размерам развитых стран (например, Нидерланды, Швеция, Финляндия) осуществляют свою деятельность больше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как размеры и ограниченные возможности национальных рынков заставляют их искать новые рынки, в отличие от транснациональных корпораций крупных государств, например США, Япония, Германия, по которым индекс транснационализации даже ниже среднего. Индекс распространения сети (NSI), так же как и индекс транснационализации, дает агрегированную характеристику «степени международности» функционирования компаний и рассчитывается как процентное отношение числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хозяйственную деятельность и т. п.), к общему количеству стран, в которых корпорация потенциально могла бы вести деятельность.
Анализ индекса NSI по 100 крупнейшим компаниям позволяет подтвердить сформулированный ранее вывод: небольшие по площади страны более активно, чем крупные государства, осваивают зарубежные рынки. Характеристика индекса распространения сети – NSI (Network Spread Index) в крупнейших нефинансовых корпорациях мира с учетом их страновой принадлежности. Наивысший уровень NSI наблюдается в компаниях химической и фармацевтической промышленности (21,8%), занимающихся производством продуктов питания, напитков и табачных изделий (19,31%), в отраслях электроники и электронного машиностроения (18,9%), т.е. в отраслях, наиболее ориентированных на потребителя, наименьший – в компаниях сферы строительства и строительных материалов (8,02%), средств массовой информации (6,77%), т.е. в отраслях, ориентированных прежде всего на национальный рынок. В среднем крупнейшие транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность в 29 странах. К компаниям, превысившим средний индекс распространения сети почти в два раза (т.е. с уровнем более 30%), относятся «Royal Dutch/Shell», «Nestle», «Unilever», «TotalFina», «Aventis» и ABB. Наименьший уровень NSI (менее 5%) отмечается в компаниях: «Wal-Mart», «Texas Utilities», «Woodbridge Company», «Mitsubishi» и некоторых других
Источник: megaobuchalka.ru
Уровень транснационализации ведущих ТНК мира
Для изменения вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используют индекс интернационализации. Он основан на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании у себя на родине и за рубежом. ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как сумму трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме продаж компании, доли персонала за рубежом в общей численности персонала компании.
У 100 ведущих ТНК мира индекс интернационализации в 1998 г. составляет в среднем 53,9, хотя у многих ведущих ТНК он был намного выше, особенно у ТНК из малых и средних развитых стран. Так, у канадской компании по производству напитков «Сигрэм» он равнялся 94,8 у канадской издательско-информационной корпорации «Томсон» он составлял 94,6%, у швейцарской пищевой компании «Нестле» — 94,2%. Для последней компании было характерно: зарубежные активы (36 млрд. долл.) составляли подавляющую часть всех ее активов (41 млрд. долл.), за границей реализовалась почти вся ее продукция (51 из 52 млрд. долл.), там же работала основная часть персонала (226 тыс. из 232 тыс. человек).
Источник: vuzlit.com