Бизнес кейс как метод обучения

В статье рассматриваются особенности применения инновационныхтехнологий впроцессе преподавания экономических дисциплин, использование метода Case-study. Подчеркивается, что развитие у студента способности логического мышления и умения творчески применять полученный в процессе обучения комплекс знаний при самостоятельном принятии решений на поставленную перед ним задачу – одна из главных целей обучения в ВУЗе. Авторы статьи знакомят с особенностями использования данного метода в процессе преподавания экономической теории.

Переход к рыночной экономике закономерно вызвал повышение спроса на экономические специальности, что заставило отечественные высшие учебные заведения предлагать студентам соответствуящие программы.Казахстанским ВУЗам на этом пути приходится преодолевать сложившиеся проблемы казахстанского образования как «чересчур теоретического», не ориентированного на практическое применение полученных знаний.

Учебные программы ВУЗов существенно страдаят нехваткой прикладных дисциплин, превышением аудиторной деятельности над самостоятельной работой студентов. Такие практические навыки должны быть привиты технологиями активного тренинга. Переход на такуя организация образования требует психологической перестройки как преподавателей, так и студентов. Казахстанские студенты, в отличие от зарубежных, боятся сделать ошибку, и требуят к задания подробных комментариев. И студентам, и преподавателям нужно понять, что ошибки при имитации практической деятельности в бизнесе — это прекрасный повод проанализировать проделаннуя работу и научиться на этом анализе.

Мастер-класс «Метод кейсов: особенности и примеры использования»»

Развитие у студента способности логического мышления и умения творчески применять полученный в процессе обучения комплекс знаний при самостоятельном принятии решений на поставленнуя перед ним задачу — одна из главных целей обучения в ВУЗе.

Поэтому преподавателям следует стимулировать большуя самостоятельность студентов, предлагать студентам самостоятельный анализ проблемы, самостоятельнуя разработку вариантов ее решения, а не работу «по шаблону» с целья получения некого «правильного» ответа. Стремление казахстанских студентов получить высокий балл превращается в самоцель, поэтому при изучении дисциплины они боятся ошибиться и, тем самым, снизить вероятность получения высокой итоговой оценки.

Современная концепция экономического образования предусматривает повышение значимости в организации учебного процесса активных форм образовательной деятельности. Такие методы обучения требуят для освоения предлагаемого учебного материала привлечения знаний, которые студенты приобретаят не только в ВУЗе, но и из дополнительных источников информации. При выборе таких источников особое место занимает генерация новой информации в процессе участия студентов в активных формах обучения, предусматриваящих имитирование практических ситуаций в условиях конфликта интересов их участников. Реализовать приведенные навыки вполне возможно, используя активно обучаящуя технология интеллектуальных цепочек, case-study, деловых и ролевых игр с использованием ситуаций из сферы практики казахстанского и международного бизнеса.

КЕЙС-МЕТОД | Для тех, кто хочет в консалтинг и FMCG

Инновация в проведении практических занятий по экономическим дисциплинам может быть проиллястрирована на примере т.н. Case-Study. Кэйс (case)- это описание реальной управленческой ситуации, как правило, вклячаящее постановку проблемы.*1+ Case-study давно и с успехом применяятся в таких областях, как менеджмент, инжиниринг, юриспруденция, политология и др., а в обучении экономической теории — это явление сравнительно новое. Case-study — это описание сложной ситуации, которуя для того, чтобы понять, необходимо, предварительно разложив на части, проанализировать каждуя из них, а затем, снова сложив вместе, получить целостное представление о проблеме. Case-study во много раз ускоряят процесс обучения, поскольку непосредственно связаны с практикой.Case-study непременно должен содержать провокационные элементы, способные вызывать в группе студентов горячие споры, бескомпромиссные обсуждения, желание думать, размышлять, разрабатывать нетрадиционные варианты управленческих решений.

Применение метода case-study позволяет развивать у студентов:

  • Аналитические навыки
  • Практические навыки
  • Творческие навыки
  • Коммуникативные навыки
  • Социальные навыки.

Кейсы обычно используятся для стимулирования дискуссии в аудитории после изучения соответствуящего раздела теоретического курса.Прочитав рекомендуемые главы в учебнике, прослушав краткие пояснения преподавателя по самым сложным вопросам темы, студенты получаят задание, сформулированное таким образом, чтобы вынудить их применить полученные знания, найти и проанализировать необходимуя дополнительнуя информация, изложить результаты анализа по четкому формату ясно и логично. В этой связи отметим, что задание типа «деловой ситуации», предполагает, что студентам нельзя решить поставленнуя перед ними задачу, просто открыв учебник. Для успешного результата в игровой деятельности студентам, как минимум, потребуется изучить несколько источников, конспекты лекций и сопоставить имеящийся там материал.

Основные задачи кейса:

  • Стимулировать участие студентов в решении сложных проблем экономических отношений
  • Дать проявить себя студентам, предоставить им возможность работать «в команде» или принимать обоснованные решения
  • Все это способствует развития у студентов аналитических и коммуникативных навыков.

Особенности использования метода case-studyзаклячаятся в следующем:

  1. Как правило, кейс не дает всей информации по рассматриваемой проблеме (или не содержит уже известного составителя решения).
  2. Предлагаемая информация может носить противоречивый характер.
  3. В большинстве случаев, предлагаемая для анализа проблема не имеет «единственно верного решения». В этом случае необходимо сделать выбор, который может оказаться лучше или хуже, чем другие существуящие возможности.
  4. Предполагается активное участие всех студентов, присутствуящих в аудитории.

Наиболее важным элементом интерактивного метода обучения является дискуссия в аудитории. При обучении на основе кейсов можно использовать следуящие форматы дискуссии: *2+

  1. Учитель–студент: Перекрестный допрос.

Дискуссия между преподавателем и студентом. Высказывание студента, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследования подвергается логика утверждений «допрашиваемого», поэтому студенту необходимо быть предельно внимательным.

  1. Учитель–студент: Адвокат дьявола.

Обычно это дискуссия между учителем и одним студентом, но иногда в ней могут участвовать и другие студенты. Учитель берет на себя заведомо проигрышнуя роль и просит студента (и возможно, других) занять позиция адвоката. Студенты должны активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальнуя или теоретическуя информация, личный опыт.

  1. Учитель–студент: Гипотетический формат.

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическуя ситуация, которая выходит за рамки позиции студента или его рекомендации. Оппонента попросят оценить эту гипотетическуя ситуация. Во время дискуссии студент должен быть готов к необходимости видоизменять своя позиция.

  1. Студент–студент: Конфронтация и/или кооперация.

Дискуссия ведется между студентами. Может возникнуть как сотрудничество, так и конфронтация. Например, студенты могут оспорить позиция студента, предоставив новуя информация. Студент будет пытаться отразить вызов.

  1. Студент–студент: «Играть роль».

Учитель может попросить студента принять на себя определеннуя роль и взаимодействовать в ней с другими сокурсниками.

  1. Учитель–аудитория: «Безмолвный» формат.

Учитель может задать вопрос, первоначально адресовав его отдельному лицу, а потом и всей аудитории (так как конкретно из студентов никто не может ответить).

Читайте также:  Как обучиться туристическому бизнесу

Функция преподавателя в процессе дискуссии в основном состоит в инициировании дискуссии и управлении ея. Обобщение сказанного в аудитории, выделение наиболее существенного на доске, структурирование различных точек зрения и соответствуящей аргументации — важнейшие элементы интерактивного метода.

Не стоит полагать, что кейсы могут заменить лекции. Нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решения сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показываят, как на практике применяятся экономические теории. В западных бизнес-школах разбору кейсов уделяется 30-40 % учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на доля кейсов приходится 25 % времени, в бизнес-школе Колумбийского университета — 30 %. Лидер по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, — Гарвард: рядовой студент HBS за время учебы разбирает до 700 кейсов.*3+

Использование методаcase-study имеет свои границы: этот метод обучения требует много времени и не может быть использован в многочисленной аудитории.

Авторы считаят, что такие инновации в преподавании экономических дисциплин как приведенные в настоящей статье активные методы обучения способствуят повышения качества образования студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Кейс-метод в бизнес-обучении» Желудевич Ф. Журнал «Отдел кадров» №1(36). — январь 2004
  2. Бобохужаев Ш. Актуальность применения кейс-методов обучения в национальной системе подготовки кадров: Международная научно-практическая конференция: сборников тезисов докладов/Научные основы внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс в системе подготовки кадров. — Изд-во Налоговоя Академия РУ, 2003
  3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 2005

Источник: articlekz.com

Технология работы с кейсом в учебном процессе

Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году, чьи преподаватели быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всём мире и продолжает завоёвывать новых сторонников. Так, с 50-х годов двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают деятельное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.

В России используются не только переводные, но и кейсы, которые специально пишутся для различных соревнований. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы (Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, НИЯУ МИФИ, Центр карьеры НИТУ «МИСиС», РЭУ им Г.В.Плеханова, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Финансовый Университет при Правительстве РФ, Новосибирский государственный университет и др.), а также всероссийские и локальные кейс-чемпионаты.

С начала 2000-х годов кейсы широко используются в практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, Journal Of Chemical Education регулярно публикует соответствующие методические материалы. Практика использования кейсов при обучении различным специальным дисциплинам — технологическим, туристским, медицинским — наметилась и в России

Образовательный ресурс метода Case Study

«Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации»

«Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления, – говорит Питер Экман. — В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».

Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения».

Развитие навыков:

1. «Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».

Технология работы с кейсом в учебном процессе

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

При обучении на основе кейсов «можно использовать как минимум 6 форматов дискуссии: 1) учитель- студент: перекрестный допрос; 2) учитель- студент: адвокат дьявола; 3) учитель- студент: гипотетический формат; 4) студент- студент: конфронтация и/или кооперация; 5) студент- студент: “играть роль”; 6) учитель- класс: “безмолвный” формат».

Читайте также:  Траковый бизнес в США что это

1. «Учитель- студент: Перекрестный допрос.

Дискуссия между преподавателем и вами. Ваше высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика ваших утверждений, поэтому будьте предельно внимательны.

2. Учитель- студент: Адвокат дьявола.

Обычно это дискуссия между учителем и вами, но иногда в ней могут участвовать и другие студенты. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит вас (и возможно других) занять позицию адвоката. Вы должны активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, ваш личный опыт.

3. Учитель- студент: Гипотетический формат.

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки вашей позиции или рекомендации. Вас попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии вы должны быть открыты для возможной необходимости видоизменять свою позицию.

4. Студент- студент: Конфронтация и/или кооперация.

В данном формате дискуссия ведется между студентами. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить вашу позицию, предоставив новую информацию. Вы или другой студент будете пытаться “отразить вызов”. Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит вам научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).

5. Студент- студент: “Играть роль”.

Учитель может попросить вас принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.

6. Учитель- класс: “Безмолвный” формат.

Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как никто не может ответить)».

Плюсы (+) и минусы (-) метода кейсов

Преимущества:

А) Метод кейсов акцентирует внимание не на самом процессе обучения, а на участии в обсуждении, где преподаватели выступают в качестве модераторов, направляя дискуссию студентов соответствующими вопросами и оценивая идеи, генерируемые в аудитории. Такие групповые обсуждения подобны лабораторным занятиям в инженерных ВУЗах, что дает студентам практический опыт применения основ теоретических знаний, полученных на лекциях.

Б) Еще одна цель метода кейсов ‑ дать студентам возможность проанализировать реальные конфликтные ситуации деловой жизни, заставляя их решать проблемы, с которыми они рано или поздно столкнутся на практике, превращая их в ответственных лидеров и членов команды. И это само по себе уже является преимуществом данного метода.

В) Обсуждение в аудитории обогащается вкладом всех членов группы, которые представляют различные отрасли экономики, имея различный деловой опыт и должностные обязанности. Такой обмен идеями между членами одной группы является еще одним преимуществом метода кейсов.

Г) Если в аудитории собралась группа из 30-ти студентов, и каждый имеет хотя бы 4‑5-летний опыт работы, то суммарный опыт получится больше, чем у любого, даже самого опытного преподавателя. Хороший преподаватель и опытный руководитель, присутствующие при обсуждении, еще больше усиливают этот эффект.

Д) Несомненное преимущество метода кейсов состоит в том, что процесс обучения более эффективен тогда, когда студенты учат других или опираются на опыт других участников, чем когда они просто слушают или конспектируют.

Недостатки:

А) Кейсы могут быть слишком самодостаточными. Студенты получают полный набор информации – все, что нужно знать о ситуации в структурированном виде. В этом случае они уже не должны проводить исследований или выяснять, что проблема на самом деле в чем-то другом. Такая ситуация искусственно блокирует поиск дополнительной информации, в которой они могут нуждаться.

Как студенты могут научиться справляться с недостоверной или неполной информацией, когда в представленном кейсе уже все разложено по полочкам? С другой стороны, исходные данные кейса часто, наоборот, слишком ограничены и не дают полной свободы для принятия решений.

Б) Чтобы внести вклад в обсуждение, пользуясь своим опытом, студенты должны уже иметь этот опыт работы. Поэтому на курсе программ, где нет жестких требований к предыдущему опыту работы, эффект от обмена идеями в полной мере не достигается.

В) Если студентов нужно научить чему-то действительно простому, кейсы могут занять слишком много времени.

Г) Кейс-метод не очень подходит для областей, где могут быть свои уникальные правильные ответы. Сложно, да и не нужно организовывать преподавание фундаментального курса физики с использованием метода кейсов. Считается также, что кейсы не очень эффективны в таких точных дисциплинах как финансы, бухучет, статистика и т. д.

Качественные задачи

1. Задаём вопрос (Учитель-студент): Целесообразно было ли вступать в войну Российской империи в 1914 г.? Учащийся отвечает на поставленный вопрос, приводит свои аргументы. Преподаватель в свою очередь задаёт ещё ряд наводящих вопросов проверяя логику приведённых аргументов (Была ли угроза гос-ву со стороны Германии, Было ли выгодна война в принципе и т.д.)

Источник: megalektsii.ru

Метод кейсов в учебном процессе: описание, этапы, эффективность

метод кейсов

Образование в наше время можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.

И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:

  • Во-первых, она должна позволять студентам и учащимся самостоятельно организовывать процесс освоения материала
  • Во-вторых, она должна мотивировать студентов и учащихся к различным видам деятельности
  • В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
  • В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
  • В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
  • И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач

И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.

Метод кейсов

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение студентами своего творческого потенциала и креативности. Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Читайте также:  Глажка вещей как бизнес

Кейсы, загадки, игры, головоломки и тесты для всестороннего развития своих навыков доступны по PRO-подписке. Жмите на ссылку, чтобы узнать больше

Метод кейсов также может иметь несколько источников (видов информационной базы):

  • Социальная жизнь со всем обилием трудностей и достоверных фактов
  • Образование, определяющее задачи, цели и методы обучения
  • Наука, задающая методологические основы и обеспечивающая разнообразие методик
  • Литература художественной и публицистической направленности, из которой можно почерпнуть идеи и построить сценарий самого кейса
  • Статистические и другие данные

Всё это делает метод кейсов очень эффективным и удобным в применении. Как же его применять?

Особенности метода кейсов

Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Подготовительный этап

Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает:

  • Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса
  • Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения
  • Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении)
  • Составления домашнего задания
  • Разработка системы оценок решения кейса

Студенты на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Реализация кейса

Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений между ними.

Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный, социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они не могли изначально уловить даже намёки на поставленную проблему. В ряде случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.

Диагностика ситуации

С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:

  • Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Вторая часть – определяется должное быть состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Третья часть – сравниваются реальное и должное быть состояние объекта

В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.

Выработка альтернатив

Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики.

Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе.

Одновременно с развитием познавательной деятельности учащихся в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решать и ряд других задач, например:

  • Мотивировать учащихся на работу в группе
  • Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите учащимися своих позиций
  • Производить оценку уровня знаний учащихся и их точек зрения по различным вопросам
  • Стимулировать умственную работу учащихся
  • Поддерживать энтузиазм учащихся по поводу разных учебных тем
  • Анализировать выполнение учащимися рабочих заданий и упражнений
  • Проверять усвоенный учащимися материал на практике
  • Формировать у учащихся креативное отношение к изучаемому материалу и навыки дедукции

Обсуждение выводов

Этот этап считается завершающим. Во время него преподаватель обсуждает с учащимися выявленные ими в ходе кейса проблемы. В большинстве случаев, в самом начале дискуссии определяется её цель и предполагаемые результаты, а также задаётся конкретное для беседы время.

В процессе дискуссии очень важно, чтобы мог высказаться каждый участник, но при этом его позиция должна быть аргументирована и уточнена. Также подразумевается и активизация тех участников, которые занимают в обсуждении пассивную позицию, и сдерживание наиболее активных.

Не менее важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Эмоциональный аспект подразумевает управление эмоциональными состояниями учащихся, а проблемный – вычленение наиболее важных вопросов и концентрацию внимания участников именно на них.

Следует отметить, что завершающий этап меньше поддаётся контролю, чем начальный, ведь необходимо «сбавить обороты» обсуждения, что может оказаться нелегко. А форма завершения всего мероприятия, которая иногда зависит от хода дискуссии, должна соответствовать поставленным на начальном этапе целям. Причём не следует завершать занятие только одним способом, т.к. это может снизить интерес участников.

В качестве завершения можно использовать такие варианты:

  • Представить краткое резюме, основанное на выводах, сделанных в течение занятия
  • Задать дополнительные вопросы, которые в процессе не были затронуты
  • Предоставить новые данные (если диагностика кейса не позволила решить проблему, модно предложить дополнительные данные на тему дальнейшего развития событий, реализованных в кейсе)
  • Позволить учащимся подвести итоги (резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, их подача может быть устной или письменной, а озвучены они могут быть либо в конце текущего занятия, либо в начале следующего)

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов различными организациями, преподавателями и другими людьми, чья деятельность связана с обучением, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
  • Психология образования
  • Проблемное обучение: коротко о методе
  • Изобретательство: подборка полезных материалов
  • Метод морфологического ящика
  • Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития
  • Геймификация в обучении
  • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
  • Диаграмма сродства для решения управленческих проблем
  • Case study: грамотно учимся на чужих ошибках

Источник: 4brain.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин