В статье рассматривается сущность и роль кейс-стади как метода активного обучения, исследуются возможности и пути его применения в профессиональном образовании. Раскрыты основные характеристики метода кейс-обучения. Проводится анализ требований к разработке и применению метода кейсов в учебном процессе. Рассмотрен алгоритм применения технологии кейс-метода.
Выявлено, что использование в подготовке студентов такого интерактивного метода, как кейс-стади, является наиболее эффективным, так как с его помощью можно сформировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принимать правильные решения при недостаточной информации. Анализируются различные виды, типы кейсов, рассмотрена деятельность педагога как организатора данного метода. Определено, что студенты, активно принимающие участие на занятиях кейс-обучения, научатся моделировать свое профессиональное поведение в будущем, что обеспечит их успешное трудоустройство.
Мастер-класс «Метод кейсов: особенности и примеры использования»»
кейс-обучение
образование
учебные ситуации
методы обучения
1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения // URL: http://www.vshu.ru/ lections.
2. Зольникова А.В. Кейс-метод как метод активного обучения: Новые технологии – нефтегазовому региону: материалы Междунар. науч.- практ. конф. Т. 4. – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 143–145.
4. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.-метод. пособие. – Ижевск: УдГУ, 2013. – 94 с.
5. Федянин Н., Давиденко Ф. Чем «кейс» отличается от чемоданчика – Обучение за рубежом. – 2000. – № 7. – С. 52–55.
В связи с реформированием российского высшего образования по-новому рассматриваются методы обучения, реализуются новые методики. Сегодня образование складывается таким образом, чтобы научить обучающихся осваивать и использовать новую информацию для решения жизненных ситуаций и задач. Одним из эффективных методов для достижения новых результатов образования и является использование кейс-метода для решения практических задач [2].
На сегодняшний день метод кейсов активно внедряется в систему российского высшего образования. Это происходит по следующим причинам:
– в первую очередь это связано с общей направленностью дальнейшего развития образования, теперь оно больше ориентируется на выработку профессиональной компетентности, развитие личностных способностей индивида, приобретение навыков развития мышления;
– во вторую очередь это связано с выработкой новых требований к характеристикам, которыми должен владеть современный специалист – профессиональное поведение во всевозможных жизненных ситуациях, стрессоустойчивость, навыки работы в кризисных условиях.
Методом case-study или методом конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) называется метод анализа путем использования проблемно-ситуационных средств, который основывается на обучении путем решения определенных задач – кейсов [1].
Тема 7. Кейс-метод: история, особенности, критерии оценки, этапы решения
Метод кейс-стади – это разработанные на базе фактических материалов конкретные учебные ситуации для их последующего обсуждения на учебных занятиях. В процессе таких обсуждений участники процесса анализируют, принимают решения как управленцы и учатся работать в команде.
Можно выделить особенности метода кейсов:
1. Данный метод используется для решения таких задач, ответ на который многообразен, нет одного единственного правильного решения.
2. Во главу стола ставится именно сам процесс поиска решения, на сотрудничество и совместную работу преподавателя и учащихся, то есть важен процесс выработки решения, а не результат.
3. Важным итогом являются приобретенные профессиональные навыки.
4. Как происходит процесс кейс-обучения: разработка модели какой-то конкретной жизненной ситуации, отражающей тот пакет навыков, умений и знаний, которыми должны овладеть учащиеся. Преподавателю отводится роль ведущего, который генерирует вопросы и фиксирует ответы, а также поддерживает дискуссию.
5. Данный метод является крайне эмоциональным и оживленным. Это не сухая теория, где роль учащихся выражается лишь в слушании, где они не принимают активного участия и являются лишь пассивными участниками процесса. Кейс-обучение – это практически театральное представление, в котором участвуют все, и у каждого есть отведенная роль. Это методика, тесно связанная с проявлением эмоций, борьбы и творчества.
Таким образом, мы видим, что методика кейс-обучения крайне полезна в современном образовании, ведь она развивает такие важные качества, как самостоятельное мышление, способность высказать свою точку зрения, аргументированность и обдуманность своей речи, умение выслушивать других. Это не голая теория, а практическое применение теоретических знаний для решения проблемы.
Признаки метода кейс-обучения: коллективный принцип работы; плюрализм решений; при этом цель остается единой; групповая оценка деятельности; среди участников дискуссии должно иметь место эмоциональное напряжение, регулируемое преподавателем по мере необходимости.
Существует много оснований, по которым можно разделить кейсы на группы. Например, по сложности, кейсы могут быть [3]:
– проиллюстрированные учебные ситуации. Целью данного рода кейсов является обучение участников кейса алгоритмам для принятия какого-либо решения в конкретной жизненной ситуации;
– учебные ситуации с обозначением конкретной проблемы, где она в подробностях описывается. Целью данного кейса является выработка навыка по самостоятельному диагностированию ситуации и принятию решения, касаемо данной проблемы;
– учебные ситуации без обозначения конкретной проблемы и описываемая здесь ситуация сложнее, чем в предыдущем случае. Здесь нет четко сформулированной проблемы, имеется лишь набор статистических данных, возможно обзор мнений различных групп населения. Здесь уже целью является –научить учащихся самостоятельно выделять проблему, путем анализа предоставляемых данных;
– различные прикладные упражнения- это кейсы с подробным описанием возникшей ситуации, где учащимся ставится задача по поиску путей выхода. Целью данных кейсов является поиск путей решения проблемы.
Отдельное внимание нужно уделить еще одной классификации, авторами которой являются Н. Федянин и В. Давиденко [5], основывающийся на зарубежном опыте. Их классификация выглядит следующим образом:
– структурированный (highly structured) «кейс» – это кейс с минимальным количеством дополнительной информации, учащийся здесь должен воспользоваться определенной моделью или формулой. У таких задач есть наиболее оптимальный вариант решения;
– «маленькие наброски» (short vignettes),- это кейсы, состоящие по объему из 1–10 страниц текста пары страниц приложений, которые содержат в себе лишь опорные материалы по заданию, студент же должен рассчитывать на собственные знания при поиске варианта решения;
– большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases), объем которых может доходить до 50 страниц – этот вид кейсов считается наиболее сложным, ведь предоставляется огромный массив информации, среди которой студент должен отсеять шелуху и выбрать только необходимые данные, которые могут и вовсе отсутствовать в подобных текстах;
– первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases) – это кейсы, в которых студенты и преподаватели выступают в роли новаторов, ведь они должны использовать не только имеющиеся знания, но и по новому взглянуть на ситуацию, предложить что-то новое.
Форма представления кейсов может быть абсолютно любой: начиная от простых бумажных текстов, заканчивая кейсами на электронных носителях. Следует включать дополнительные визуальные наборы, такие как: диаграммы, схемы и таблицы. Это будет более наглядным и вызовет повышенный интерес со стороны студентов.
Еще одним признаком для классификации можно выделить наличие или отсутствие сюжета. Кейсы с сюжетом являются более художественными, с подробным описанием участников кейса – лиц и организаций. И напротив, кейсы без сюжета зачастую скрывают тот самый сюжет, так как он, по сути может служить подсказкой в решении. Они представляют собой симбиоз различной статистической информации, формул и расчетов.
Существуют определенные требования к формату и структуре кейса:
а) необходимо описать ситуацию, которая должна быть правдоподобной;
б) если в ситуации присутствует, какая либо компания, то необходимо название представленной компании, наименование продукции, описание продукции;
в) необходимо рассмотреть компанию изнутри и снаружи, ее сильные и слабые стороны, выяснить, кто является партнерами и дилерами, какова стратегия развития, кто является управляющими структурами, каково финансовое положение компании, оценить коллектив компании, его взаимодействие;
г) должны фигурировать имена и должности главных персонажей.
Во время проведения кейс-обучения, решаются многие задачи:
1) проблемное структурирование;
2) выделение характерных черт структуры данной ситуации, ее основных и второстепенных функций, рассмотрение вопроса ее соприкосновения с окружающей действительностью;
3) причинно-следственные отношения, в ходе которых данная ситуация возникла, и к чему она может привести;
4) анализ элемента содержания в деятельности, построение модели и предложение способа оптимизации; разработка плана оценок сложившейся ситуации и всех ее компонентов;
5) прогнозирование будущего;
6) разработка рекомендуемого поведения всех действующих лиц;
7) разработанная программа по деятельности в конкретной ситуации.
Самыми распространенными сферами применения данного метода обучения являются экономические науки и всевозможные бизнес-науки за рубежом. Впервые решение кейсов обозначилось именно как метод обучения в школе права в Гарвардском университета в 1870 году; а в школу бизнеса Гарварда данный метод начал внедряться в 1920 году. Публикация первых списков кейсов была осуществлена в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.
На данный момент признанными являются две классические школы кейс-обучения – это школа Гарварда (американская) и школа Манчестера (европейская). Согласно первой школе существует лишь одно единственно верное решение, а по предположениям второй упор делается на наличие нескольких вариантов решения проблемы. Объем американских кейсов составляет 20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц выделяется на иллюстрации, а объем европейских кейсов в 1,5–2 раза короче [1].
Авторы статьи в основном работают с кейсами по 3 этапам:
1 этап. Знакомство с положением, описанным в кейсе.
5.4. Метод кейс-стади
Метод кейс-стади (case study) является самостоятельным методом, но его основа – поиск обучающимися решения конкретной ситуации. Поэтому мы отнесем его к поисково-исследовательским технологиям.
Метод основан на анализе конкретных случаев. Ситуации (случаи) для анализа собираются и описываются специальным образом. Этот метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; умение работать в группе. Цель метода – проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы учащихся. Ситуация должна быть взята из практики.
А. Долгоруков дает следующее определение: «Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)» 23 .
Метод кейс-стади наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесе за рубежом. Впервые он был применен в 1870 году. В педагогике этот метод также может найти широкое применение. Он имеет свой прообраз в виде давно известного метода решения педагогических задач или педагогических ситуаций. Отличие его от педагогических задач лишь в тщательности и подробности описания ситуации для кейса (например, в бизнесе объемы кейсов могут достигать от 3-5 до нескольких десятков страниц).
Актуальность внедрения метода кейс-стади в практику образования вызвана двумя тенденциями:
– ориентация образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
– требования к качеству выпускника, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, системностью и эффективностью действий.
Идеи метода кейс-стади (А. Долгоруков):
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, в которых есть несколько ответов; задача учителя – получение не единственной, а многих истин и развитие у учащихся умения создавать и решать проблемное поле.
2. Акцент обучения переносится на выработку знания, на сотворчество ученика и учителя; ребенок равноправен с другими учениками и педагогом в процессе обсуждения проблемы.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить; при этом педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.
5. В процессе работы происходит не только получение знаний и формирование практических навыков у учащихся, но и развитие системы их ценностей, позиций, жизненных установок, мироощущения.
6. В методе преодолевается дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала.
Кейс представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- – соответствовать четко поставленной цели создания;
- – иметь соответствующий уровень трудности;
- – иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
- – не устаревать слишком быстро;
- – быть актуальным на сегодняшний день;
- – иллюстрировать типичные ситуации;
- – развивать аналитическое мышление;
- – провоцировать дискуссию;
- – иметь несколько решений.
Источник: studfile.net
Кейс-метод как интерактивный метод обучения
Усть-Ордынский медицинский колледж им. Шобогорова М.Ш.
В настоящее время в образовательную практику все шире внедряются инновационные методы и технологии, позволяющие усилить практическую ориентацию профессионального образования, установить обратную связь между теоретическими положениями и профессиональными действиями специалистов в данной области, активизировать интеллектуально-творческую деятельность студентов. Одним из таких методов является кейс – метод — метод конкретных ситуаций.
Применение кейс — технологий в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки:
-обеспечить конструктивное взаимодействие теории и практики;
-подготовить будущих медицинских работников к решению профессиональных проблем;
-содействовать развитию их интеллектуального и творческого потенциала.
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций базируется на ситуационном подходе; его основной задачей является развитие у студентов практических умений и навыков принятия решений в профессиональной деятельности. Кейс-метод был разработан в Гарвардском университете (США) в 20-30 гг.
XX в., а широкое распространение получил во второй половине прошлого столетия в сфере бизнес-образования, когда известными педагогами-реформаторами разрабатывались и вводились в практику так называемые методы активного обучения. В соответствии с идеями активного обучения, одним из ярких выразителей которых в XX в. являлся Дж. Дьюи, необходимо было в образовательной практике соединить знание и действие. В Гарвардской школе бизнеса к середине прошлого столетия поставили задачу интеграции знаний и практики, для решения которой был разработан и использовался кейс-метод. Кроме того, здесь также создавались программы обучения преподавателей применению метода конкретных ситуаций и выработали три принципа подготовки педагогов:
- преподаватель должен руководить процессом обсуждения, в ходе которого отдельные студенты и группа в целом исследуют конкретную ситуацию во всей ее сложности;
- ключевым условием эффективности руководства дискуссией является умение преподавателя использовать детали в описании ситуации;
- преподавателей можно обучить технологии ведения обсуждения.
Применение кейс — технологии в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки:
-обеспечить конструктивное взаимодействие теории и практики;
-подготовить медработников к решению профессиональных проблем;
-содействовать развитию интеллектуального и творческого потенциала.
Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых важнейшее значение придается принятию решений и велика ответственность за их результаты. Несомненно, что к такого рода деятельности относится профессия медицинского работника.
Суть реализации кейс-метода в профессиональной подготовке медицинского работника состоит в анализе на практических занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» специально разработанных проблемных ситуаций, путей и способов их разрешения, в оценке и прогнозировании последствий принятых решений. Ходом обсуждения обычно руководит преподаватель. В процессе общей дискуссии студенты выявляют наиболее существенные проблемы, требующие разрешения, анализируют доступную им информацию, отбирают из нее наиболее значимую, на основе имеющихся у них правовых и медицинских знаний предлагают пути решения, оценивают вероятность успеха того или иного варианта. В процессе обсуждения конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения. В практике применения кейс-метода используются два основных подхода:
- разработка специальных учебных кейсов для их последующего обсуждения в студенческой аудитории;
- использование кейса как иллюстративного материала для ознакомления обучающихся с возможными профессиональными проблемами и способами их разрешения.
В первом случае конкретные ситуации составляются на основе реальных событий, описываемая в них проблема не решена, студенты должны предложить свои варианты решений и оценить вероятность успеха в каждом случае.
Таким образом, применение кейс-метода базируется на организации учебных дискуссий, в ходе которых с разных позиций анализируется данная конкретная ситуация, выявляются причины возникновения проблем и конфликтов, предлагаются действия по их преодолению, оценивается их эффективность, делаются прогнозы по дальнейшему развитию ситуации. Активное взаимодействие преподавателя и студентов в ходе обсуждения конкретных ситуаций позволяет также причислить кейс-метод к интерактивным методам обучения.
В отечественной системе профессионального образования кейс-метод используется с конца 80-х гг. XX в. Целью применения данного метода являлось обучение студентов принятию профессиональных решений. Данная проблема поднималась в исследованиях в области социологии, менеджмента, психологии управления, к примеру, в работах Ю.Ю. Екатеринославского, Ю.Д. Красовского, Д.А.
Поспелова и др.
Однако в области профессионального медицинского образования кейс-метод до настоящего времени используется недостаточно. В ходе проведенной работы студентам давалось задание самостоятельно разработать кейс, в котором должна была быть отражена реальная проблема, с которой они или известные им медицинские работники сталкивались в профессиональной деятельности. Изложение проблемной ситуации могло быть дано в свободной форме, рекомендовалось также отразить в нем следующие вопросы:
- Описание возникшей проблемы (подробная характеристика участников, место возникновения ситуации, действия участников и т.д.);
- Что предшествовало возникновению ситуации ;
- Какие возрастные особенности участников проявились в ситуации;
- Ситуация глазами обучающегося и педагога;
- Личностная позиция педагога в возникшей ситуации;
- Что нового узнал педагог о подопечных из ситуации;
- Причины возникновения данной проблемы;
- Какие задачи ставились педагогом для разрешения проблемы;
- Какие действия предпринял педагог;
- Оценка их успешности;
- Какие вопросы остались по поводу разрешения данной проблемы;
- Прогноз дальнейшего хода развития ситуации;
- Другие возможные варианты разрешения ситуации;
- Выводы. [4]
Объем кейса — 2-3 печатных листа (формат А4).
При описании ситуации в соответствии с этическими требованиями к составлению кейсов фамилии и имена участников должны быть изменены.
Работа над кейсом в аудитории предполагает домашнюю подготовку, в процессе которой студенты подробно изучают, анализируют по определенной схеме содержания кейса, отвечают на поставленные вопросы.
В ходе анализа кейсов, проведения дискуссий у студентов происходит актуализация медицинских знаний, они стремятся обосновать принимаемые ими решения, базируясь на медицинских закономерностях и принципах, представлениях о возрастных и личностных особенностях пациентов, осуществляют наиболее оптимальный в их понимании выбор из известных им методов и средств медицинской деятельности. Студенты используют на практике знания, усвоенные ими из теоретических курсов. Тем самым воплощается в жизнь идея Дж. Дьюи о соединении знаний и действия. В процессе реализации различных методов работы с кейсами осуществляется уточнение и корректировка полученных студентами их медицинских курсов знаний, они становятся более осознанными, студенты глубже понимают сущность как медицинской деятельности в целом, так и содержащихся в ней проблем.
Таким образом, применение кейс — технологий в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки, обеспечивая конструктивное взаимодействие теории и практики, подготовку будущих медицинских работников к решению профессиональных проблем, содействуя развитию их интеллектуального и творческого потенциала.
- Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература). М.: Гардарики.- — 77 c.
- Дроздова Н.П. Активные методы обучения: учеб.- метод. пособие/ под ред. Ф.-Й. Кайзер, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабаева. СПб.: издательство СПбГУ. — 2002. – 230 с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. — М.: Лабиринт. -1999. – 159 с.
- Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии/ под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск. — 2003, 35 с.
- Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития. — 2002. – 86 с.
- Смолянинова О. Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование. — 2001. — № 6. — с. 60-63.
Источник: www.informio.ru