АФК «Система» и Высшая школа экономики при поддержке Ассоциации менеджеров презентовали сборник учебных бизнес-кейсов под названием «В поисках источников роста». В сборнике представлен анализ реальных ситуаций из разных отраслей. Это розничная торговля, телекоммуникации и IT, электронная коммерция, лесопереработка, сельское хозяйство, а также медицина и фармацевтика.
Разработкой кейсов занимались 11 преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в сотрудничестве с топ-менеджерами успешных компаний, в том числе Segezha Group, в офисе которой прошла презентация книги.
Учебное пособие поступит в библиотеки российских вузов. Кроме того, все, кто интересуется современным бизнесом, смогут найти книгу на крупнейших маркетплейсах и в книжных магазинах Москвы.
Подробности – в эфире телеканала Москва 24.
- Собянин выступил в Мосгордуме с отчетом о работе правительства Москвы
- Собянин присвоил «АИР Магистраль» статус якорного резидента технопарка «Мосгормаш»
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
Что такое бизнес-кейс, для чего он нужен и в чем его ценность
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации как экстремистская.
Источник: www.m24.ru
АФК «Система» и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ выпустили сборник учебных кейсов на материалах бизнесов Корпорации
Сборник учебных кейсов «В поисках источников роста» — уникальный совместный проект АФК «Система» и Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. В семи полноформатных кейсах представлен анализ реальных бизнес-ситуаций, с которыми столкнулись портфельные компании Корпорации. Выпуск сборника учебных кейсов — часть комплексной программы сотрудничества НИУ ВШЭ и АФК «Система».
33 просмотров
Сборник под названием «В поисках источников роста» состоит из семи учебных кейсов, написанных на основе анализа реальных управленческих практик и исследования процессов принятия решений в компаниях-лидерах рынка: МТС, Ozon, Segezha Group, ГК «МЕДСИ», Агрохолдинг «СТЕПЬ», «Биннофарм Групп», ГК «Детский мир». В основу заложена идея поиска механизмов роста разных портфельных бизнесов инвестиционной компании АФК «Система».
Презентация сборника учебных бизнес-кейсов
При поддержке Корпорации разработкой кейсов занимались 11 преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ во главе с ответственным редактором сборника, заместителем Директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ В.А. Ребязиной. Создание текстов шло в тесном сотрудничестве с топ-менеджерами каждой из семи компаний. Все кейсы снабжены методическими указаниями, которые будут доступны преподавателям вузов и корпоративных университетов в качестве дополнительных материалов.
Кейс-метод, состоящий в анализе и обсуждении в аудитории ситуаций из реальной практики бизнеса, является одной из традиционных и отличительных особенностей качественного бизнес-образования в современном мире, поскольку он предназначен для развития ключевого навыка любого менеджера — принятия управленческих решений в условиях неопределенности. Данный проект — первый пример партнерства лидеров российской экономики и бизнес-образования в создании коллекции оригинальных учебно-методических материалов для подготовки высококвалифицированных управленческих кадров. Всего библиотека Национального ресурсного центра учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ включает в себя более 50 учебных кейсов разных форматов.
«Уникальность данной серии кейсов, подготовленных Национальным ресурсным центром учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, в том, что все они полноформатные, созданные на первичных материалах и позволяют учиться на опыте ведущих отечественных компаний. Все кейсы посвящены центральному вызову для руководителей любой компании — выработке и реализации эффективных механизмов роста. Поэтому несмотря на то, что эти кейсы были разработаны в 2021 году, проблематика сборника в определенном смысле стала в новых условиях еще более актуальной» — подчеркнул Директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало.
Светлана Матвеева, Вице-президент по управлению персоналом АФК «Система»: «Мы рады делиться своей экспертизой, чтобы помочь другим более точно ориентироваться в окружающем мире. Мы верим, что опыт, который есть у Корпорации, поможет исследовать новые ниши, получить знания, сформировать и проверить гипотезы для развития, основываясь на реальных ситуациях и данных успешного бизнеса, находящегося в непрерывном развитии. Уникальное учебное пособие поступит в библиотеки российских вузов, реализующих программы по менеджменту и экономике».
Учебные кейсы сборника являются полноформатными. Особенность данного формата в относительно большом объеме текста, что дает возможность включить важную контекстуальную информацию о состоянии внешней и внутренней среды компаний и сделать учебные кейсы более универсальными в использовании. В ходе учебного процесса проблемную ситуацию каждого кейса можно обсуждать с точки зрения разных предметных областей менеджмента, что позволяет преподавателю выбирать различные сценарии обсуждения в зависимости от учебных задач. Кейсы сборника можно применять при обсуждении проблематики общего и стратегического менеджмента, маркетинга и бренд-менеджмента, международного бизнеса и организационного поведения. Все кейсы могут быть использованы в программах разного уровня бизнес-образования: от бакалавриата и магистратуры до MBA/EMBA и корпоративных программ развития руководителей.
Целевая аудитория сборника — преподаватели управленческих и экономических дисциплин, работающих в вузах, бизнес-школах и корпоративных университетах, широкое бизнес-сообщество. Все семь учебных кейсов сопровождаются методическими указаниями по их использованию в процессе преподавания. Эти указания разработаны по международным стандартам и базируются на результатах пройденной апробации кейсов в аудиториях Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Методические указания помогут преподавателям понять учебные цели каждого кейса и ознакомиться со стратегиями преподавания: определить перечень и последовательность вопросов для обсуждения, познакомиться со сценариями ведения дискуссии, планами занятий и их адаптацией под аудитории различного уровня управленческой зрелости, теоретической подготовки и целей образовательной программы.
Важным преимуществом данного сборника является то, что учебные кейсы и их неотъемлемая часть: методические указания – будут доступны для преподавателей бесплатно. Сверстанные в удобном для образовательного процесса формате, кейсы и методические указания на русском и английском языках преподаватели вузов и корпоративных университетов могут получить на сайте проекта по адресу: https://gsb.hse.ru/afkcases
Проект реализован в сотрудничестве с издательством Альпина ПРО. Сборник будет доступен на крупнейших маркетплейсах, а также через сеть розничных книжных магазинов.
Источник: vc.ru
Технологии образования в высшей школе. Метод кейсов
Метод case-study как современная технология
профессионально-ориентированного обучения
Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной
практике бизнес–образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов
навыкам решения типичных проблем. Так Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени
на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода case-study в обучении бизнесу.
Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием
видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или
любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в
Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов. Ставку на
использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки –
Университет Западного Онтарио (Канада).
3.
Идеи метода case-study (метода
ситуационного обучения)
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на
поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом
сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их
проблемном поле.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя;
отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда
студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации,
произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить;
при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего
дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических
навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного
профессионального мироощущения и миропреобразования.
6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью»,
неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что
хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
4.
Признаки метода case-study
1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние
которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
2. Коллективная выработка решений.
3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие
единственного решения.
4. Единая цель при выработке решений.
5. Наличие системы группового оценивания деятельности.
6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
5.
Задачи, решаемые в процессе
реализации метода case-study:
1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их
типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).
2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой
(системный анализ).
3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания
(причинно-следственный анализ).
4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).
5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический
анализ).
6. Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический
анализ).
7. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).
8. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ).
6.
Решение кейсов рекомендуется
проводить в 5 этапов
Первый этап — знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй этап — выделение основной проблемы (основных проблем),
выделение факторов и персоналий, которые могут реально
воздействовать.
Третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап — анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких
вариантов (последовательности действий), указание на возможное
возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
7.
Роль преподавателя, практикующего метод case-study
Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике, связана с
воплощением ряда принципов:
— принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами,
приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;
— принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной
деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
— принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение
роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего
студенту ориентироваться в мире научной информации;
— принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая
обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя,
реализующего метод case-study, от преподавателя, использующего классические методы обучения;
— принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый
творческий продукт — метод case-study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по
созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии
его преподавания, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.
— принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов
обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.
8.
обсуждении кейсов преподавателем
формулируются четыре основных
вопроса:
1. Почему ситуация выглядит как дилемма?
2. Кто принимал решение?
3. Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение?
4. Что ему надо было сделать?
Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии
и корректировать ее ход, ставя те вопросы и акцентируя те моменты, на рассмотрение
которых он хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что
студенты могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.
Источник: ppt-online.org
