В 2010 году предприниматели Александр Ус и Алексей Розов сидели в клубе «Крыша мира» и готовили очередное световое шоу. Денег это не приносило — они устраивали проекции на вечеринках и взамен получали бесплатную еду и офис. Так продолжалось два года, и, если б не любовь к свету и электронной музыке, они бы давно разошлись по работам, которые приносят деньги.
Но терпение было вознаграждено — ко дню рождения Уса на 9 мая и 65-летию Победы компании предложили осветить сразу два городских здания. С тех пор партнёры не сидели без дела, и даже стали сами выбирать, чем хотят заниматься. Последняя работа — проекция на сцене «Евровидения» во время выступления Полины Гагариной.
В 2010 году предприниматели Александр Ус и Алексей Розов сидели в клубе «Крыша мира» и готовили очередное световое шоу. Денег это не приносило — они устраивали проекции на вечеринках и взамен получали бесплатную еду и офис. Так продолжалось два года, и, если б не любовь к свету и электронной музыке, они бы давно разошлись по работам, которые приносят деньги.
«Расскажи нам бизнес план» — рассказываю уже не первый раз.
Но терпение было вознаграждено — ко дню рождения Уса, 9 мая, и 65-летию Победы компании предложили осветить сразу два городских здания. С тех пор партнёры не сидели без дела и даже стали сами выбирать, чем хотят заниматься. Последняя работа — проекция на сцене «Евровидения» во время выступления Полины Гагариной.
Унылый антураж
Александр Ус, 35 лет, большую часть жизни прожил на «Выхино» среди кирпичных хрущёвок и панельных домов. Но видел в них не только уродливые однотипные строения, а «идеальное полотно для творчества». По дороге домой на Вешняковскую улицу он представлял, какие рисунки однажды на это полотно лягут.
В 1998 году, когда Усу было 17, в Москву приехал французский композитор, отец электронной музыки Жан-Мишель Жар. Ус был в шоке, когда увидел его световое шоу на главном здании МГУ, — оказалось, то, о чём он мечтал в детстве, может стать реальным. Но осветительные приборы стоили очень дорого, и Ус всерьёз не думал, что может этим заняться.
Через пять лет они с другом Алексеем Розовым (познакомились, соперничая за девушку) открыли интернет-магазин, продающий бытовую технику «Мегавольт». Вскоре Ус вышел из проекта, а Розов его продал и заработал несколько десятков тысяч долларов. Вскоре партнёры занялись новым проектом — конструктором футболок Mary Jane. Пользователи голосовали за лучшие дизайн-проекты, и они печатались тиражом 50 экземпляров. Проект и сейчас существует, но оба партнёра продали доли и, по словам Уса, заработали не много.
Александр Ус и Алексей Розов Фотография: Юлия Спиридонова/«Секрет Фирмы»
На дружеском квартирнике Ус встретил знакомого бизнесмена из Питера. Тот сказал, что купил в Китае световой прибор, с помощью которого можно совершить революцию в рекламе — показывать проекции на билбордах. Но технически прибор не был приспособлен для этого, так что дело шло туго. Вскоре бизнесмен потерял к этому интерес, а приборы остались. Они и послужили началом «Силы света».
Как делаются лазерные шоу
Ус пытался их продавать, 700 000 рублей за штуку. Однажды он привёз прибор в Екатеринбург людям, похожим на бандитов. Не успел передать покупку клиентам, как из прибора выпала линза. «Меня хотели наручниками приковать к этому прибору, но мы успели смотаться», — вспоминает Ус.
В то время на горизонте появился Розов — он получал большую менеджерскую зарплату, но не получал удовольствия. «Он сказал, что работа дико скучная и вдобавок от неё живот растёт», — говорит Ус. Первые годы Розов вкладывал в «Силу света» свои накопления, к концу 2010 года долг компании перед ним составил $100 000. Он вдохновлял других тем, что отказался от материального достатка, чтобы тратить деньги на рискованный проект.
Cветовые шоу
Для того чтобы показывать картинку не только вертикально, но и горизонтально, партнёры сделали прибор двухслойным. «Чтобы у тебя всадник скакал по степи горизонтально, а солнце за его спиной поднималось вертикально», — объясняет Ус.
«Вся школьная программа физики, которая мне казалась на фиг не нужной, вдруг пригодилась», — вспоминает он. «Мы как дураки лезли в прибор с газоразрядной ксеноновой лампой, получали ожоги роговицы, нас било током. Мы такие, заражённые светом получились». Тогда рынка мэппинга (проецирования) в России не существовало. Партнёры ходили в компании, предлагали свои услуги и объясняли, чем занимаются. Хотя, по сути, у них было только «китайское ведро» и настойчивость.
Незадолго до кризиса 2008 «Сила света» получила заказ от ВГТРК на открытие Останкинской башни на $50 000. Впрочем, эти деньги быстро ушли на покупку оборудования, печать слайдов и другие необходимые вещи. К концу года компания начала уходить «в жёсткий минус».
Партнёры и технический директор Слава Соболев арендовали пространство в клубе «Крыша мира» для себя и своих стокилограммовых пушек — светового оборудования (Ус говорит, что заработал себе варикозное расширение вен и делал операцию, потому что сам таскал их). Сидели бесплатно, но за это устраивали световые шоу. Так продолжалось два года, все уже отчаялись, когда вдруг ко дню рождения, на 9 мая, Усу прилетел подарок. Правительство Москвы заказало засветить Останкинскую башню и Музей войны на 65-летие Победы — о парнях со слайдовыми проекторами вспомнили агентства, к которым они когда-то ходили.
Ус и Розов восстановили приборы, которые тогда уже разваливались, наняли команду и сделали проекцию. На полученные деньги купили два нормальных видеопроектора, наняли видеодизайнеров и устроили на «Крыше мира» масштабную засветку с погружением в космос.
Проекты
В 2011 году московский Департамент СМИ и рекламы устроил первый фестиваль «Круг света», где компании в области светового дизайна создавали проекции на разных зданиях Москвы. «Сила света» получила заказ на засветку Манежа. Ус со своим приятелем, диджеем Касты по кличке Хобот, ехал в поезде и обсуждал этот проект. Он хотел, чтобы здание говорило о себе. Родился идеальный вариант — попросить сделать это рэпера. «У меня патологическое желание оживить здание — глаза и рот прикрутить», — говорит Ус. Это не метафора — в проектах «Силы света», где сценарии пишет сам предприниматель, дома часто обретают органы чувств.
После фестиваля «Силу света» заметили рекламные агентства. Тогда же компания создала свой фирстиль c логотипом в виде гало и «ожила заново, как птица феникс». Российский рынок видеомэппинга только формировался — одни заказчики рассказывали о компании другим. Хотя использование 3D-мэппинга как не было, так и не стало массовым.
Виктория Канина, директор группы по работе с клиентами агентства Contrapunto (входит в BBDO Group), говорит, это дорого, охват ограниченный и клиенты обычно предпочитают другие каналы. «Мы исходим не от формата, а от идеи, если 3D-мэппинг помогает её воплотить, то предлагаем клиенту. В прошлом году в Москве проходил Фестиваль света, его тема — «Скорость света». Так как «Билайну», нашему клиенту, было важно продвигать сообщение о скорости 4G, мы решили спонсировать этот фестиваль и транслировать сообщение: интернет со скоростью света, а 3D-мэппинг сделали основным носителем».
«Сила света» с самого начала конкурировала в основном с иностранцами — агентствам с хорошими бюджетами проще договориться с ними и не брать на себя риски по работе с новичками. «Никто не верил, что в России есть дизайн. Говорили, на фиг вы нужны, всё равно не сделаете лучше французов или итальянцев». Ус вспоминает, что это был мощный блок, который приходилось преодолевать.
«Сила света» заряжала энергией. Молодые таланты тянулись к компании, им обещали драйв и веселье (страница на фейсбуке компании и сейчас называется Just for Fun). Компания переманивала сотрудников теле- и кинокомпаний. Популярные моушн-дизайнеры приходили за меньшие деньги, потому что не хотели тухнуть в больших корпорациях.
Следующий подъём произошёл благодаря Philip Morris — сигаретная компания подписала контракт на год работы. Партнёры устроили музыкальный тур с музыкантами, которых любили сами, и неплохо заработали: купили новые проекторы, переехали в офис на «Красном Октябре», расширили штат. Тогда в компании работало 8 человек, сейчас — 54. По данным СПАРК, в 2013 году выручка компании составила 57 млн рублей (только ООО «Сила света»). По словам предпринимателей, в 2014 году выручка удвоилась.
Инсталляции
Каждый день в обновлённом «Центральном детском магазине» на стенах кружатся золотые купола, плывут лодочки, развевается триколор, созданные «Силой света» в виде проекции на стену. Это первая работа компании, которая существует перманентно. В Музее детства, что на шестом этаже магазина, ещё одна — патриотичный медведь рассказывает историю магазина с помощью визуализации.
Компания хочет создавать больше таких инсталляций. Проблема со световыми шоу в том, что работа занимает иногда больше месяца, команда погружается в неё, а на выходе — пять минут представления, и остаётся только видео. Кроме того, так лучше для бизнеса — когда создаёшь шоу для фестиваля, зарабатываешь на работе и аренде оборудования, а в случае инсталляции оборудование покупают.
В среднем одна секунда работы «Силы света» стоит 12 000 рублей. По словам Уса, себестоимость высокая, потому что у качественных моушн-дизайнеров в России высокие зарплаты.
Компания одновременно ведёт два-три проекта и часто отказывается от предложений. «Когда становишься популярным, главное — не выйти в тираж и не потерять своё доброе имя, здесь грань очень тонкая», — размышляет Ус. Олег Вахромеев пытался организовать работу студии для сети кинотеатров, отправлял запрос, но ответа не получил. Он называет «Силу света» зазнайками: «Если им не интересно, они просто не отвечают, не берут трубки и не приходят на встречи».
В начале года портал LiveDesign Online выбрал шесть лучших автопрезентаций по всему миру, сделанных с помощью видеомэппинга. Две работы «Силы света» в рейтинге попали на первое и третье места. Благодаря этому предложений по работе в Китае и Америке у компании стало ещё больше.
«Евровидение»
Режиссёр Алексей Голубев создавал шоу для российских артистов, в том числе для Полины Гагариной. Идею с платьем, которое использовали в этом году на конкурсе, он применял ещё в феврале на её концерте в «Крокусе». Гагарина стояла на лестнице, а её платье освещала проекция.
Ус и Розов подружились с Голубевым, когда тот делал шоу «Снежный король» для фигуриста Плющенко. Когда Гагарина позвала Голубева делать её постановку на «Евровидении», он предложил участие «Силе света». Сумму сделки компания не раскрывает. Оценки экспертов отличаются — называют суммы от 4 млн рублей до сотен тысяч долларов.
Предложение поступило за полтора месяца, на разработку концепции оставалось не много времени. Ход с платьем, которое превращается в звёздное небо, подходил под песню о вселенной. Хотя идеи были разные: думали выкатить бокс с голографической Гагариной, чтобы потом с помощью подъёмника вышла настоящая и объединилась с виртуальной.
Для работы над проектом организаторы конкурса прислали точную визуализацию сцены, «Сила света» воссоздала её в 3D. Команда придумала графику, нарисовала, как должен выглядеть свет, и отправила на «Евровидение». Спустя какое-то время организаторы прислали репетиционный ролик, где исполнитель стоит на сцене в роли Гагариной, а другие артисты номера расставлены на сцене — так можно увидеть, как это выглядит с разных ракурсов. 10 мая Ус прилетел в Вену на первые репетиции. Результатом группа осталась довольна.
Источник: secretmag.ru
Бизнес план на лазерное шоу
Лазеры появились во второй половине 20 века. Для чего конкретно, неизвестно. Изобретатели трудились над созданием вещи, которая, по их убеждению, зачем-то должна была существовать. Предполагалось ли, что лазер со временем приобретет функцию кисти художника, неважно. Сегодня это так.
Современные лазерные шоу – настоящие произведения искусства, плоды труда творческих людей, умеющих подчинять технологии целям эстетическим.
Российских компаний, уже организовавших свой бизнес по проведению лазерных шоу, не одна и не две, их достаточно много. Но стать новым игроком на этом рынке сегодня легче, чем пять-десять лет назад. В первую очередь потому, что приобрести профессиональное оборудование для лазерного шоу стало проще: ассортимент, качество, возможности техники постоянно улучшаются, растет конкуренция, и этот товар неизбежно дешевеет.
Размер стартовых вложений в закуп лазерных систем напрямую зависит от запланированного уровня проведения шоу. Если предполагается организовывать дорогие, эффектные инсталляции, то начальные затраты будут высокими. И наоборот – вложений в проведение шоу с использованием одноцветного лазера и простейшей графики гораздо меньше. И для заказчика мероприятия стоимость такого шоу, разумеется, значительно ниже.
Наличие устройств, проецирующих лазерное изображение на специальный экран или на какую-либо другую поверхность, является необходимым условием проведения лазерного шоу. Даже самого простого и недорогого. Сложно организованные, затратные, масштабные представления требуют применения еще и другой техники – для создания атмосферы, спецэффектов.
Лазерное шоу может быть как самостоятельным, полноценным зрелищем, так и сопровождением, красивым фоном какого-либо мероприятия, выступления, концерта. Но чем бы оно ни было – дополнительным визуальным эффектом или же сложной анимационной работой – обязательным для организации лазерного шоу является наличие: лазерной системы; контроллера – устройства с установленным на него программным обеспечением (ПО) для управления лазерной системой; персонала, контролирующего функционирование лазерной системы. Дополнительное оборудование и «фишки», используемые не всегда, но придающие шоу эффектности – ультрафиолет, генератор дыма, лазерный экран, стробоскопы.
На рынке сегодня немало предложений по продаже оборудования для организации лазерных шоу. Разница в стоимости самых дешевых и самых дорогих устройств – гигантская. Для проведения простейших лазерных шоу во время вечеринок в барах, ресторанах можно приобрести очень дешевую лазерную систему, от 12 до 35 тысяч рублей.
Такие устройства способны проецировать разноцветные изображения и анимацию, в том числе с 3D-эффектом. Для управления ими не нужно покупать специальное оборудование: они программируются с помощью обычного ПК (в комплекте с лазерной системой поставляется диск с ПО). Главный минус этих довольно дешевых приборов в их малой мощности – всего 50-200 мВт – и в малом угле сканирования – 30-50 градусов. При этом они небольшие, весят всего около 2-5 кг.
Помимо бюджетных вариантов на рынке, разумеется, присутствуют и те, что повыше классом. При покупке таких устройств следует помнить, что для их обслуживания необходимо будет приобрести специальное оборудование для управления лазерной системой. Также нужно учитывать, что не все лазерные системы и управляющие ими контроллеры совместимы между собой.
В данном сегменте самая низкая стоимость одноцветного лазера – это примерно 80 000 рублей. Многоцветные устройства, разумеется, дороже: от 160 000 до 2 740 000 рублей. Стоить отметить, что вкладывать около 3 миллионов рублей только лишь в покупку лазерной системы вряд ли целесообразно, если бизнес начинается с нуля, то есть нет базы клиентов, нет опыта проведения лазерных шоу.
Покупать столь мощное оборудование лучше тогда, когда бизнес прочно стоит на ногах и когда есть большие заказы. К примеру, показать лазерное шоу на фасаде крупного здания, то есть на открытом воздухе. В таких случаях без очень дорогих лазерных систем уже не обойдешься. Наиболее же подходящий вариант для стартапа – лазерная система за 170 000 – 210 000 рублей.
Мощность лазера в таких приборах может доходить до 1000 мВт, это довольно много и означает, что есть возможность проецировать качественную лазерную анимацию на большие по площади экраны. Длина луча при этом достигает 50 метров (дальше – рассеивается). Вес прибора около 12-14 кг. Габариты примерно 30х30х20 см. То есть прибор легко транспортируется.
Что касается профессиональных контроллеров лазерных систем (специальных устройств, с помощью которых человек программирует лазерную проекцию, управляет ей), цены на них располагаются в диапазоне (примерно) от 21 000 до 250 000 рублей. Выбирая контроллер, лучше остановиться на устройстве, способном управлять сразу несколькими лазерными системами, а также поддерживающем функцию редактирования визуальных эффектов в реальном времени (очень вероятно, что это пригодится).
В любом случае контроллер нужно подбирать с учетом того, какая (или какие) лазерная система была выбрана – в зависимости от контроллера лазерная система либо сможет реализовать все свои возможности, либо нет (например, система готова выдавать 16,7 млн цветовых оттенков, а контроллер рассчитан на меньшее их число). И еще – правильнее будет выбрать контроллер с предустановленным программным обеспечением. Кабель (как правило, длиной 25 метров и более), соединяющий лазерную систему и контроллер, входит в комплект поставки. Необходимо помнить, что во время лазерного шоу синхронизация работы лазерного и звукового оборудования крайне важна. Это означает следующее: контроллер лазерной системы обязательно должен быть связан с микшером (пультом управления звукорежиссера заведения, мероприятия), чтобы изобразительный и звуковой ряд не расходились.
Доставка купленного оборудования стоит недорого. По Москве – в пределах 1000 рублей. В другие города – в зависимости от удаленности региона России от столицы. Разумеется, всегда можно попробовать найти не московского поставщика, а кого-нибудь поближе и подешевле, тогда затраты на доставку будут и вовсе минимизированы.
Дополнительное оборудование, «фишки», спецэффекты
Лазерные инсталляции можно разделить на две категории: бим-шоу и скрин-шоу.
Бим-шоу (от англ. beam – луч) – это пространственная инсталляция. Часто для усиления эффекта, для подчеркнутой визуализации лазерных лучей, пронзающих площадку перед зрителями, используют генераторы дыма. Видеоряд получается по-настоящему объемным и захватывающим.
Скрин-шоу (от англ. screen – экран) – лазерная анимация или статичные, сменяющие одно другое изображения, проецируемые на экран. То есть это не объемная инсталляция, а плоская. Но при этом скрин-шоу может быть с 3D-эффектом (примерно то же самое, что кино в 3D-формате). И стоит отметить, что множество лазерных шоу сегодня проводится в смешанном формате – проецируемая на экран анимация сопровождается еще и объемным визуальным рядом.
Необходимый для организации скрин-шоу элемент – экран. Однако не всегда наличие специального экрана обязательно. Экраном могут выступать разные поверхности – внутренние и наружные стены зданий, водная гладь, плотно стоящие деревья. Если же никакой относительно светлой и ровной поверхности в месте, где планируется организовать шоу, нет, то придется купить экран.
Наиболее часто используются обыкновенные моторизированные экраны или экраны-сетки размером от 3х3 м до 9х9 м в зависимости от масштаба лазерного шоу. Экраны, площадь которых превышает 4х4 м, как правило, сборные, то есть составляются из нескольких секций. Кстати, небольшие экраны тоже можно собирать из специальных сеток площадью 1х1 м, это выйдет дешевле, но качество скрин-шоу немного снизится. К примеру, моторизированный экран (с электроприводом: сам экран выезжает и заезжает при нажатии кнопки на пульте) 4х4 м стоит около 100 000 рублей. А собранный из сеток – около 20 000 рублей.
Существуют также и другие виды экранов, например, водяные экраны, экраны из тумана. Они используются в тех случаях, когда графической проекции нужно придать дополнительное движение, фишку, загадочность и т. д. В случае с водяным экраном лазерная анимация проецируется именно на тонкий слой воды, поддерживаемый в статичном состоянии благодаря специальному устройству экрана, и изображение получается очень красивым и качественным. Минимальная стоимость небольшого водяного экрана – примерно 82 000 рублей.
Для повышения качества, зрелищности лазерного шоу, для создания спецэффектов используют генератор дыма, ультрафиолет и стробоскопы. Как уже говорилось выше, генератор дыма используется для выпускания тумана, подчеркивающего лучи во время бим-шоу, делающего объемное изображение более четким. Стробоскопы путем «ослепления» сверкающими белыми или цветными вспышками создают эффект разделения всего происходящего вокруг зрителя на отдельные, быстро пробегающие картинки. Ультрафиолет предназначен для создания особой «тусовочной» атмосферы, редкий ночной клуб не имеет в ассортименте спецэффектов ультрафиолета. Также он может использоваться и во время лазерного шоу.
Качественный генератор дыма с выбросом дыма до 15 м вокруг себя стоит около 20 000 рублей. И для него необходимо постоянно докупать канистры со специальной жидкостью. Цена 5 литров жидкости – около 1500 рублей. Стоимость профессионального программируемого стробоскопа – около 10 000 рублей. Современный ультрафиолетовый светильник вместе с лампой мощностью 400 Вт можно приобрести за 11 000 рублей (около 5000 рублей светильник и 6000 рублей – лампа).
Show must go on. Но кто им рулит и на каких площадках?
Взять и управлять лазерным шоу сможет, конечно, не каждый. Этому нужно научиться. Многие технари или просто интересующиеся люди, самостоятельно разобравшиеся с программами звукозаписи, монтажа видео и т. п., конечно же, способны разобраться и в интерфейсе контроллера лазерной системы.
Однако для того, чтобы быть допущенным к работе с лазерной системой, только лишь навыка управления ей недостаточно. Еще одно обязательное требование – знание техники безопасности. Все участвующие в проведении лазерного шоу сотрудники должны быть аттестованы в соответствии СанПин № 5804-91 («Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров»).
Если не только использовать готовые лазерные шоу (по умолчанию загруженные в контроллеры лазерных систем), но и создавать собственные, то, безусловно, понадобится лазерный художник, творческий человек, который сможет на основе любого изобразительного и видео материала разрабатывать лазерные анимации, придумывать уникальные инсталляции. Плата за выполнение таких заказов значительно выше, чем за организацию типового лазерного шоу. Небольшое, пятиминутное эксклюзивное лазерное шоу, нигде ранее не показанное, может стоить 200 000 – 300 000 рублей и даже больше. При этом гонорар художника, создавшего уникальную лазерную анимацию, должен составлять не менее 10% стоимости заказа.
Вообще процесс превращения готовых образов или же образов, рожденных в голове художника лазерной графики, в лазерную анимацию для проецирования на экран или для демонстрирования в объеме – дело техники. Талантливые художники, способные овладеть специальным софтом, смогут качественно и плодотворно создавать визуальный ряд для шоу, прорисовывая его в предназначенных для этого программах. После этого необходимо сделать раскадровку и наложить аудиоряд на видеоряд. Затем все это продемонстрировать непосредственно на мероприятии.
Если начинать бизнес с покупки лазерной системы стоимостью 170 000 – 210 000 рублей, то идеальными площадками для проведения лазерных шоу являются любые помещения, площадь которых не превышает 1000 кв. м. То есть довольно крупные помещения. Разумеется, можно организовать инсталляции и в помещениях поменьше (но не побольше – лучи будут рассеиваться). Лазерная система должна быть удалена от экрана или от места показа объемного бим-шоу на столько метров, сколько метров составляет бОльшая сторона экрана либо воображаемого параллелепипеда, внутри которого происходит бим-шоу. К примеру, если экран 3х4 м, то лазерная система располагается в 4 м от экрана. Также следует помнить, что лазерное шоу красиво смотрится только в затемненных помещениях.
Особых требований безопасности при проведении лазерного шоу нет. Главное, чтобы все сотрудники, задействованные в контролировании шоу, были аттестованы по СанПин № 5804-91. Также важный момент – это необходимость наблюдения оператором контроллера лазерной системы за зрителями, что исключает возможность нанесения им вреда посредством облучения лазером.
Покупка всего необходимого оборудования для проведения первого лазерного шоу обойдется примерно в 400 000 рублей (при условии, что все приборы соответствуют ценовому классу многоцветной лазерной системы примерно за 200 000 рублей). В стартовый комплект войдут: лазерная система, контроллер, лазерный экран, генератор дыма, одна канистра с жидкостью для генератора дыма, стробоскоп, одна ультрафиолетовая лампа.
Хотя для начала можно обойтись и без стробоскопа, без ультрафиолета. Все зависит от того, есть ли предварительные заказы на проведение лазерных шоу. Если они есть, и по договору, например, вообще не нужно использовать ультрафиолет или просто не нужно привозить и монтировать свои лампы, то, разумеется, сразу закупать их нет необходимости.
Или же наоборот – случай нехватки оборудования: для проведения мероприятия потребуется не одна лазерная система, а две или даже три. Скажем, по бокам от основного скрин-шоу нужно организовать два небольших объемных бим-шоу зеленого цвета. В таком случае к стоимости стартового комплекта оборудования прибавляется порядка 160 000 – 180 000 рублей, именно столько нужно заплатить за две одноцветные лазерные системы. Это увеличивает стартовые вложения чуть ли не на 50%, но при этом дает возможность создавать необычные, высококлассные лазерные шоу, сложные и лучше оплачиваемые. И нельзя забывать, что чем больше оборудования, тем больше суммарная потребляемая ими мощность, в предполагаемом нами варианте с тремя лазерными системами она может доходить 2-3 кВт. Разумеется, площадка должна быть технически готова выделить столько мощности для приборов лазерного шоу, помимо которых в заведении может быть еще и звуковое оборудование, холодильники, генераторы льда и т. п.
Вложения и дивиденды
Организация лазерных шоу – это именно тот вид бизнеса, где не обойтись без предварительной подготовки, рекламы, заявления о себе. Поэтому финансовые вложения в создание сайта компании, в продвижение в соц. сетях и в качественную работу грамотного менеджера по продажам с самого первого дня – необходимы. Разработка хорошего сайта стоит около 100 000 рублей.
Плюс все остальные операции по продвижению и заявлению о себе, поиску и найму персонала (чем в идеале займется тот же, кто впоследствии будет менеджером по продажам) обойдутся еще в 50 000 – 100 000 рублей. Примерные стартовые вложения в покупку оборудования, как мы уже рассчитывали выше, составят 400 000 – 600 000 рублей. Таким образом, стартовый капитал не превысит 800 000 рублей. (В эту сумму также включены затраты на организацию ИП, на доставку купленного оборудования).
Количество сотрудников компании – не более 7 человек. Менеджер по продажам (в идеале он же – наниматель остальных сотрудников, администратор сайта компании, «продвиженец» в соц. сетях и на других площадках); оператор лазерной системы; подсобный рабочий (помощник оператора лазерной системы); главный творческий специалист – художник лазерной графики (он же, как правило, и режиссер всей инсталляции, то есть занимается и синхронизацией со звуком и т. д.); водитель с собственным автомобилем (грузовая ГАЗель вполне подойдет, оборудование не очень крупное, может храниться в небольшой комнате, но водитель нужен, чтобы доставлять его на место проведения шоу и обратно).
Выходит пять человек, но может понадобиться больше. Например, потребуется помощник художника или помощник менеджера по продажам. По какой схеме оплачивать труд людей – нужно смотреть индивидуально. Это может быть только гонорарная система (% с каждого мероприятия) либо выплата оклада и гонораров (если есть уверенность в стабильной загрузке работой круглый год).
Если за месяц удается провести, к примеру, 4 несложных скрин-шоу (подготовка к ним занимает немного времени) и 3 сложных скрин-шоу или смешанных шоу (их организовать сложнее, художнику лазерной графики нужно больше времени, чтобы все продумать, прорисовать, подготовить), при этом одно сложное скрин-шоу – эксклюзивное, полностью разработанное художником, то примерный месячный доход составит: 80 000 (средняя стоимость несложного скрин-шоу) х 4 + 100 000 (сложное скрин-шоу или смешанное шоу) х 2 + 250 000 (эксклюзивное лазерное шоу) = 670 000. Разумеется, это слегка идеализированная картинка, не каждый месяц может быть таким доходным.
Ведь нужно учитывать конкуренцию и многие другие факторы. Оценим средний ежемесячный доход в 300 000 рублей. Соответственно, годовой – 3 600 000 рублей. Это число дает право облагать ИП налогом на доход по УСН – 6% дохода. Кстати, ИП следует зарегистрировать как компанию, занимающуюся «прочей зрелищно-развлекательной деятельностью» (92.34 в ОКВЭД).
Так, после налогообложения по УСН остается 3 384 000 рублей. Средняя зарплата каждого сотрудника – около 27 000 рублей в месяц (рассчитаем с 7 сотрудниками), то есть 189 000 рублей в месяц на зарплату (фактически люди будут получать в среднем не 27 тысяч, а поменьше – после уплаты всех налогов на зарплату). Остается 93 000 (3 384 000/12 – 189 000) рублей ежемесячной прибыли. 30 000 из этих денег есть смысл выплачивать сотрудникам в качестве бонусов (особенно художнику и менеджеру по продажам). То есть итоговая месячная прибыль – 63 000 рублей.
Так, даже при небольшом количестве заказов бизнес должен окупиться примерно за 13 месяцев. Что делать дальше?
Инвестировать в продвинутую технику, брать новые, более крупные заказы, затрагивать смежные области, например, видеомэппинг (искусство проецирования объемных изображений на объект, порождающее иллюзию видоизменения самого объекта) или спокойно сохранять свою долю на рынке – на усмотрение владельца бизнеса. При грамотной работе менеджера по продажам можно обеспечить круглогодичную загрузку работой, ведь постоянно проводятся мероприятия, которые можно украсить лазерным шоу.
Нужно помнить о дне города и других региональных праздниках, о профессиональных праздниках (день металлурга, день врача, день геолога т. д.). Однако больше всего заказов, конечно, под Новый год. Это пора корпоративов и вечеринок. Не надо обходить стороной и утренники, детские праздники, дни рождения. Аудитория огромна.
Лазерное шоу как продукт – это современное, модное развлечение для всех, кто любит завораживающие зрелища.
Источник: oroalbero.ru
Лазерное шоу – еще один вариант для бизнеса
Разрезающие пустоту яркие лучи света, застывающий в воздухе логотип фирмы, внезапно сменяющийся фотографией директора, которая в свою очередь превращается в какой-нибудь из символов, связывающих у людей ассоциации с компанией. Все это – лазерное шоу. Конечно, это удовольствие не из дешевых, но престиж фирмы необходимо поддерживать.
Окупаемость бизнеса
Это очень прибыльный бизнес, который быстро окупается, тем более, если вы откроете фирму в канун праздников. Но стоит помнить, что это – удовольствие не из дешевых и требует серьезных финансовых вложений на старте: самая дешевая одноцветная установка обойдется вам не менее чем в 500 000 рублей, а за многоцветную придется выложить примерно на 200 000 больше. Прибавьте к этому еще расходы на экраны для статических картинок и дымовую пушку для динамических, а это еще около 100 000 рублей. В начале для полноценной работы вам придется нанять как минимум двух специалистов с опытом работы.
Подготовка
В среднем подготовка одного представления занимает 2-3 дня. Для сложного многоцветного шоу вам понадобится две установки, 3-4 человека, отвечающих за их работу: двое управляют многоцветными установками, один отвечает за управление с компьютера, а вы, для минимизации расходов, можете отвечать за дымовую пушку, являющуюся самым легким элементом. Также вам нужно убедиться в безопасности помещения.
Рентабельность лазерного шоу
А теперь давайте рассчитаем рентабельность данного бизнеса: два комплекта оборудования будут стоить около 1.5 миллиона рублей, около 100 000 тысяч в месяц вам придется отдавать на зарплату сотрудникам. Но есть огромное преимущество (особенно в условиях мегаполисов, где стоимость аренды помещения крайне высока) – все оборудование весьма компактно и может храниться в обычной квартире. Посчитали расходы, можно посчитать и прибыль: одно шоу стоит порядка 100 000 рублей, а значит, организуя 10 шоу в месяц, стартовые затраты окупятся уже в первые два месяца.
Очевидно, что самые прибыльные периоды – это праздники: новый год, 8 марта, 23 февраля, а также летний сезон, когда организуется множество свадеб. В такие месяцы можно зарабатывать 300-400 тысяч рублей. Важно выйти на рынок в нужное время. Таким образом, с учетом сезонности данного вида бизнеса, средняя прибыль фирмы составляет 8 000 000 рублей. Разумеется, часть денег нужно вкладывать в бизнес, закупая новое оборудование, но, несмотря на это, очевидно, что рентабельность подобных фирм очень высока.
Источник: www.asks.ru