Бизнес mba что это

Обзорная статья, описывающая разницу между программами MBA, Executive MBA, DBA и Mini-MBA. Автор – Андрей КОЛЯДА, Ректор Бизнес-школы EMAS.

Сегодня бизнес-сообщество России активно задумывается о драйверах роста. Привычные для нас в последние годы драйверы роста экономики, в целом, и конкретных предприятий, в частности, уже исчерпаны. Нефтяные доходы больше не обеспечивают необходимой для роста экономики поддержки, девальвация рубля и раскручивающаяся инфляция приводит к серьёзному снижению реальных доходов граждан. Санкции Запада и членство нашей страны в ВТО превращают эту тенденцию в многолетний тренд. Для отечественного малого и среднего бизнеса это означает только одно – тучные годы прошли, и впереди нас ожидает десятилетие депрессивного рынка.

Факторы роста предприятия

У каждого предприятия в такой ситуации может быть 3 возможных фактора роста:

Первый фактор – это административный ресурс, тесные связи с властью. Он уже многие годы используется в России и поэтому говорить о том, что он даст нечто большее, чем уже принёс тому или иному предприятию, практически не приходится. Да, можно сидеть на бюджетных потоках и делать из этого деньги, но проблема в том, что эти потоки иссыхают на глазах.

Зачем получать MBA? Бизнес образование и нетворкинг

В бюджете с каждым годом всё меньше денег. И в будущем будет только хуже. Причём это касается как федерации, так и регионов. Поэтому этот фактор роста для большинства предприятий исчерпан, в лучшем случае получится сохранить прежние объёмы.

Второй фактор – рост за счёт выхода на новые рынки. Но большинство рынков уже заняты другими предприятиями. Поэтому этот фактор невозможно реализовать без наличия третьего фактора.

Третий фактор – повышение эффективности ведения бизнеса, конкурентоспособности, модернизация и отладка бизнес-процессов предприятий. Это целый комплекс работ, которые должны проводиться управленцами предприятий. Их цель – выжимать больше прибыли из каждого вложенного в бизнес рубля, стать более эффективным, чем конкурент.

Это повышение рентабельности, производительности труда и т.п. проекты, в основе которых лежит улучшение бизнес-процессов компании. Именно этот фактор роста является наиболее реальным для предприятий малого и среднего бизнеса сегодня и в течение ближайшего десятилетия. Его перспективность объясняется тем фактом, что большинство компаний ещё не занимались созданием эффективных бизнес-процессов на должном уровне и, значит, здесь ещё возможны значительные улучшения. Не секрет, что эффективность среднестатистической российской компании ниже, чем её европейского или американского аналога.

В основе любого проекта по повышению эффективности бизнес-процессов компании лежат знания, которыми обладают её управленцы. Если ты не знаешь, как модернизировать тот или иной бизнес-процесс, ты не сможешь это сделать. Здесь встаёт вопрос получения качественного бизнес-образования, потому что в ВУЗах таким вещам не учат – учреждения высшего образования решают совершенно другие задачи.

Как получить MBA? Секрет Бизнес Школы Синергия

Наиболее подходящими программами, на которых стоит учиться управленцам, чтобы обеспечить рост своих предприятий через повышение эффективности бизнес-процессов, являются программы формата МВА. Имидж этих программ в России несколько подпорчен некачественной работой ряда образовательных учреждений, но это не отменяет самого факта – только обучение на хорошей программе формата МВА даёт управленцу необходимые знания для улучшения своего предприятия и собственного карьерного роста.

В мире выделяют 4 вида программ. Они значительно отличаются друг от друга и предназначены для совершенно разных аудиторий. Ошибочный выбор не того формата приводит к тому, что человек не получает желаемого результата и разочаровывается. Именно с этим связаны многие жалобы на качество программ.

УЗНАЙТЕ НАСКОЛЬКО ВЕЛИКИ ВАШИ ШАНСЫ

стать успешным наёмным руководителем, успешно развить свой уже существующий бизнес или успешно запустить свой стартап – ПРОЙДИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-ТЕСТ ОТ EMAS!

Виды программ MBA

Первый вид программы – это просто МВА или MBA со специализацией в какой-то теме. Многие считают, что это единственный существующий вид программ формата МВА. Но это не так. Содержательное наполнение этих программ – определённые теоретические знания с относительно небольшой практической отработкой.

При этом в программах большинства школ практическая отработка выполняется на учебных примерах (так называемых «кейсах», реальная отработка материала на базе предприятий участников программы, как правило, не ведётся. Исключением являются Внедренческие MBA, о которых речь пойдёт ниже.

Задача программ MBA – дать участникам хорошую теоретическую базу для будущего роста. Глубокая практическая отработка для немедленного решения значимых для предприятия, где работает слушатель, задач, как правило, не ведётся. При этом малая практичность таких программ не является их недостатком.

Просто их аудитория не готова к иному подходу – она не обладает ни существенным управленческим опытом, ни полномочиями по принятию решений. Таким людям нужна именно теория, чтобы, когда они займут серьёзную управленческую позицию, они могли принимать грамотные решения. Руководители высшего звена, как правило, на таких программах обучаться не должны, программы MBA для них изначально не предназначены. Но для молодого менеджера эти программы – отличный выбор.

Второй вид программы – это Executive MBA (или Executive MBA со специализацией). Это более престижный и более практичный вид программы, чем MBA. Это программы более высокого уровня. Во всём мире такие программы предназначены для собственников, руководителей высшего звена и кадрового резерва, претендующего на высшую руководящую позицию.

Это уже люди с реальным управленческим опытом и полномочиями по немедленному внедрению изменений в деятельность своих предприятий. Менеджеров младшего звена на таких программах не бывает. Для бизнес-школы проводить программу Executive MBA сложнее, чем просто MBA, так как это более практичная программа.

В правильных Executive MBA изучаемый материал отрабатывается участниками на собственных предприятиях, а не абстрактных примерах-кейсах, и зачастую немедленно внедряется в работу. Соответственно, уровень преподавателей должен быть выше, так как требовательность участников программ к ним весьма велика.

Поэтому лишь небольшое количество школ бизнеса предлагают Executive MBA, большинство предлагают рынку только обычные MBA. При этом, к сожалению, на рынке присутствует определённое количество некачественных Executive MBA, которые представляют собой по сути кальку с обычных MBA – требование по более глубокой практичности и отработке участниками изучаемого материала на собственных, а не абстрактных примерах не соблюдается. Такие подделки свойственны тем образовательным учреждениям, которые не обладают достаточно компетентным для выдерживания формата Executive MBA преподавательским составом, но при этом стремятся получить свою часть рынка, выводя на него низкопробный продукт. Такую порочную практику, к сожалению, практикует ряд государственных и частных школ бизнеса. Дипломы таких поддельных Executive MBA не котируются среди работодателей так как низкий уровень качества обучения и его не соответствие стандартам в таких школах общеизвестен и элементарно устанавливается через изучение отзывов в интернете.

Важно отметить, что, как и MBA, качественная Executive MBA – это цельная дипломная программа, подчиняющаяся международным требованиям, а не произвольный набор различных курсов. Но, к сожалению, под этим брендом зачастую выдают какие-то солянки семинаров и тренингов. Это недопустимо и не правильно.

Третий вид программы – это DBA: Доктор бизнес-администрирования. Это самый престижный вид программ MBA, ультра-премиум. Это программы самого высокого уровня. В сравнении с количеством бизнес-школ, которые предлагают MBA и Executive MBA, количество школ, предлагающих DBA минимально. Это связано с тем, что требования к качеству и глубине DBA ещё выше, чем к Executive MBA.

На таких программах, как правило, учатся собственники или топ-менеджеры (или те, кто в шаге от занятия этой позиции) со значительным жизненным и управленческим опытом. Соответственно, как и в случае с Executive MBA, DBA предполагает полное практическое погружение в вопросы своего предприятия, отсутствие какие-то абстрактных кейсов и т.п. DBA, как правило, более длительная программа, чем Executive MBA, так как предполагает ещё более глубокое погружение. DBA по своей престижности в бизнесе рассматривается как некий аналог степени Кандидата или Доктора наук (хотя не приравнивается к ним – это разные, в принципе не сравниваемые степени).

Читайте также:  Бизнес процесс адаптации персонала пример

Четвёртый вид программы – Mini-MBA. Это самая быстрая, и недорогая программа, также известная как Pre-MBA (до-MBA). Эти программы рассчитаны на специалистов младшего звена, в целом, они не могут рассматриваться в качестве аналога MBA, не говоря уже об Executive MBA или DBA.

Те, кто выбирают эти программы, чаще всего, рассматривают их как первый шаг для последующего получения образования MBA, Executive MBA или DBA. При этом согласно международным стандартам программы Mini-MBA не признаются в качестве полноценных MBA, таковыми считаются только программы MBA, Executive MBA и DBA. Иными словами, если вы хотите иметь полноценную MBA, но сейчас не можете себе её позволить по тем или иным причинам – рассматривайте получение Mini-MBA в качестве первого шага к желаемой цели. Этот вариант выбирают люди, которые из-за своей загрузки или по финансовым причинам не могут себе позволить сразу поступать на полноценные программы.

При этом некоторые школы бизнеса, предлагающие полный спектр программ MBA, в том числе EMAS, позволяют выпускникам своих Mini-MBA при желании добирать недостающие курсы и получать дипломы полноценных MBA, без необходимости проходить эту программу целиком. Аналогичный вариант бывает и с MBA → Executive MBA → DBA. Такое, однако, возможно не во всех школах, а только в тех, в которых имеется учебный процесс высокого уровня и Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA синхронизированы между собой. Это удобно для человека, который планирует развитие своего образования в долгую и хочет в будущем иметь возможность получить диплом программы более высокого уровня без необходимости проходить её целиком, заново беря и оплачивая курсы, которые он уже успешно прошёл и оплатил ранее.

Наглядно продемонстрировать разницу в глубине программ Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA можно на примере выпускных проектов, которые защищают участники этих программ в EMAS.

  • EMAS Mini-MBA – Выпускной проект «Базовые элементы стратегического менеджмента компании (обособленной бизнес-единицы) с горизонтом планирования 3 – 5 лет».
  • EMAS MBA – Выпускной проект «Основные элементы стратегического менеджмента компании (обособленной бизнес-единицы) с горизонтом планирования 3 – 5 лет».
  • EMAS Executive MBA – Выпускной проект «Стратегия развития компании (обособленной бизнес-единицы) с горизонтом планирования 3 – 5 лет (для ключевой товарной группы)».
  • EMAS DBA – Выпускной проект «Стратегия развития компании (обособленной бизнес-единицы) с горизонтом планирования 3 – 5 лет (комплексная – для всех товарных групп)».

Академические или Внедренческие MBA?

Помимо отличий в содержании Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA имеется существенная разница и в форматах программ, а также природе школ, которые их проводят. Каждая из них может быть либо Академической, либо Внедренческой. При это подавляющее число программ в России – Академические, что связано с тем, что подавляющее число отечественных бизнес-школ являются подразделениями вузов, подчиняются их философии и в значительной мере используют вузовские подходы и преподавательский состав, т.е. по своей природе являются академическими учреждениями образования.

В рамках Академических Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA участникам, как правило, выдаются курсы, которые рассматриваются в качестве обязательных с точки зрения некоего академического стандарта. Академическая программа по своей сути является неким продолжением высшего образования, что, зачастую, видно по её содержанию. В таких программах легко встретить курсы про макроэкономику, теории менеджмента и т.п. – т.е. курсы, которые не имеют непосредственного отношения к практике ведения бизнеса, но формируют некий общеобразовательный базис у участников.

При этом в рамках Академических программ отсутствует элемент внедрения полученных знаний в деятельность / работу участников. – Контроль качества полученных знаний, чаще всего, осуществляется в виде стандартных экзаменов и, иногда, в виде решения контрольных абстрактных кейсов. Причём сказанное выше справедливо не только для академических Mini-MBA или MBA, но и Executive MBA и DBA, хотя практическая составляющая в последних всё же несколько выше (как это требуется согласно их формату – смотрите описание выше). Академические бизнес-школы не контролируют сам факт и качество внедрения полученных знаний участниками своих программ, полагая, что это выходит за рамки образовательного процесса. Академические программы можно рассматривать в качестве хорошего выбора для тех, кто не заинтересован во внедрении полученных знаний непосредственно во время или в короткие сроки после учёбы (например, женщины, находящиеся в декретном отпуске; мужчины, которые на момент поступления не определились чего они хотят в своей дальнейшей карьере и т.п.).

Внедренческих Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA в России и во всём мире значительно меньше, чем Академических, так как их реализация существенно сложнее для школы бизнеса. Применительно к России можно утверждать, что из числа ведущих федеральных школ бизнеса такие программы предлагают всего 2 или 3 школы, первой из которых является EMAS. Внедренческие программы, в отличие от Академических, заключают в себе иную философию, которая непосредственно отражается на содержании программы и том, как она проводится. Во Внедренческих MBA практически отсутствуют общетеоретические академические курсы (макроэкономика, теория чего-то и т.п.). Вместо этого упор сделан на предоставление участникам тех курсов, которые имеют непосредственную практическую и Внедренческую ценность для компаний в которых они работают или планируют работать в будущем.

Разница в содержании между Внедренческими и Академическими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA очень хорошо демонстрируется на следующем примере, который показывает, как изучаются вопросы связанные с макроэкономикой в таких программах:

  • Академическая программа – будет отдельный курс про макроэкономику и / или экономическую теорию, который несёт общеобразовательный характер.
  • Внедренческая программа, например, в EMAS – курс «Стратегический менеджмент. Бизнес-моделирование. Бизнес-анализ. Прогнозирование рынка и компании». Курс имеет сугубо практический характер, участники изучают вопросы макроэкономики в неразрывной связи с иными вопросами, которые необходимо знать в едином комплексе для решения важнейшей практической бизнес-задачи – Создание эффективной бизнес-модели и системы прогнозирования динамики целевых рынков.

Помимо содержания, существенной разницей между Внедренческими и Академическими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA является и то, как школа бизнеса осуществляет контроль качества знаний участников. Как уже было сказано выше, Академические бизнес-школы на своих программах в качестве инструмента контроля практикуют стандартные экзамены (речь идёт о качественных бизнес-школах, в некачественных экзаменов может и вовсе не быть. ). Внедренческие бизнес школы помимо сдачи экзаменов требуют от своих слушателей выполнения реальных внедренческих проектов на практике их реальных предприятий.

То есть они требуют Внедрения полученных знаний – контролируют как конкретно участник программы будет внедрять те знания, которые он получил во время учёбы. Практика показывает, что с точки зрения контроля качества знаний участников Внедренческий подход позволяет добиться лучших результатов нежели Академический – начиная делать внедренческий проект по требованию школы, участник неминуемо сталкивается со множеством вопросов, которые он упустил во время курса и которые невозможно было проверить в рамках экзамена. Это преимущество в качестве знаний имеет, однако, и другую сторону. – На Внедренческих программах учиться тяжелее, чем в Академических и этот факт следует учитывать при выборе. Так, например, в рамках Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA в EMAS участники выполняют от 10 до 20 внедренческих проектов «по себе», каждый проект составляет 50% за соответствующий курс (оставшиеся 50% – экзамен по курсу). Выбирая внедренческий MBA, нужно быть готовым к тому, что учёба потребует серьёзного отношения – придётся делать множество реальных внедренческих проектов.

Читайте также:  Даны следующие макроэкономические показатели косвенные налоги на бизнес 11

Итак, какую MBA выбрать?

Резюмируя сказанное об Академических и Внедренческих Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA, можно утверждать следующее:

  • Академические программы рекомендуется выбирать тем, кто ищет более теоретические знания и не хочет немедленного внедрения, а также не готов тратить значительное время на учёбу.
  • Внедренческие программы рекомендуются тем, кто хочет более глубоких знаний практического характера и хочет чтобы школа глубоко контролировала качество усвоения этих знаний через проверку реальных внедренческих проектов. При этом нужно быть готовым посвятить значительное время на выполнение этих проектов.

С точки зрения ценности дипломов разницы между Академическими и Внедренческими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA нет. – Если речь идёт о сильной федеральной бизнес-школе, то её диплом ценится работодателями. При этом, дабы быть уверенным в ценности диплома, рекомендуется выбирать программы, которые занимают высокие позиции не только в национальных, но и в глобальных общемировых рейтингах. Таких школ бизнеса, реализующих MBA и котирующихся и в национальных, и в общемировых рейтингах MBA, в России по состоянию на 2019 год всего 4, одной из них является EMAS (EMAS MBA Топ-14 в Центральной и Восточной Европе, рейтинг The best Masters and MBAs worldwide, 2019). При этом среди российских очных MBA программа EMAS занимает 2-е место!

Источник: emasrussia.ru

Программы MBA

Программы MBA: кому, когда и для чего нужны

Обучение программам MBA ― один из эффективных путей к карьерному росту и профессиональному успеху. Диплом по окончанию курса дает преимущество при трудоустройстве, позволяет рассчитывать на получение хорошего места в крупной компании. Ученая степень MBA показывает готовность менеджера к саморазвитию, характеризует кандидата как профессионала, готового разрабатывать эффективные стратегии по улучшению состояния бизнеса.

Что такое MBA

  • систематизация и обогащение имеющегося опыта в управлении;
  • развитие стратегического мышления, предпринимательских и лидерских навыков, стремления к инновациям;
  • развитие ключевых навыков в изучении, анализе проблем бизнеса, поиска решений в его глобализации и трансформации;
  • улучшение навыков межличностных отношений, коммуникации;
  • формирование понимания социальной ответственности управления бизнесом.

Проходить обучение рекомендуется менеджерам с уже имеющимся опытом в области управления. Для новичков программа покажется сложной, поскольку здесь учат не азам предпринимательства, а навыкам эффективного лидерства.

Также пользу от прохождения программы получают индивидуальные предприниматели, которые хотят улучшить показатели бизнеса.

Курс включает обучение в течение 1800 часов, из которых не менее 600 часов отводится на аудиторные занятия, а остальное время ― на практику.

Основные преимущества получения степени MBA

Ученая степень MBA дает много преимуществ.

  • Более высокие зарплаты. Пройденное обучение открывает хорошие перспективы для трудоустройства в успешных компаниях. При равных условиях труда менеджер с дипломом MBA имеет больше шансов на высокую зарплату. Этому способствует не столько документ об окончании программы, сколько полученные знания. Инвестировать в собственное обучение выгодно, но важно не просто заплатить, а и кропотливо учиться.
  • Большие возможности в развитии карьеры. Программы MBA открывают перед выпускником двери лучших карьерных направлений. Имея на руках диплом, можно работать в области статистики, экономики, финансов, управлении человеческими ресурсами.
  • Личностное развитие, общение с успешными людьми. В процессе обучения по программам MBA учащиеся получают возможность «крутиться» в бизнес-сфере, общаться с влиятельными и успешными людьми, заводить полезные контакты. Учебные заведения проводят разнообразные мероприятия, организуют встречи с руководителями международных компаний. Это позволяет перенять знания и опыт менеджеров, активно применяющих степень MBA для профессионального роста.
  • Развитие навыков управления. Слушатели программ получают новые знания в области управления. Это необходимо для применения современных тактик и методов в менеджменте, чтобы выводить компании на новый лидерский уровень.
  • Укрепление авторитета на рынке. Предприниматели, имеющие степень MBA, пользуются большим авторитетом на рынке, им легче создавать и развивать личный бренд.
  • Улучшение навыков коммуникации. Ключевой навык в менеджменте ― умение общаться. Без него управление персоналом становится затруднительным. Развитие коммуникации входит во все программы MBA.

Выпускник MBA ― это менеджер с богатым багажом знаний, опытом взаимодействия и отличными коммуникативными навыками.

Он готов продвигать личный бренд и работать в системе управления любой компании. Такой специалист может сам выбирать место работы, а не «охотиться» за хорошими должностями, отправляя резюме по каждой вакансии. Это ключевое преимущество обучения.

Как выбрать бизнес-школу

При выборе учебного заведения стоит учитывать предпочтительное место работы после получения диплома. Если вы планируете переехать в Европу для трудоустройства, то и школу выбирать следует в странах ЕС. Если вы не собираетесь менять страну проживания, учиться лучше в России.

Чтобы получить степень MBA, нужно выбрать подходящую школу, учитывая следующие параметры.

  • Международная аккредитация. Качественные программы MBA прошли государственную аккредитацию AMBA International. В России этому параметру соответствует 11 бизнес-школ. Аккредитация подтверждает, что учебное заведение было тщательно проверено экспертами, которые подтвердили высокий уровень обучения, достойное качество образования. Учебу в таких школах можно назвать элитной, чему соответствует и стоимость. Еще один плюс обучения в аккредитованной школе ― признание диплома за рубежом.
  • «Возраст» программ. Имеет значение не возраст учебного заведения в целом, а сколько по времени преподаются программы MBA. Это позволяет судить об опыте и популярности.
  • Выпускники. Изучая бизнес-школы, стоит посмотреть на специалистов, которых она обучила. Сделать это можно в рейтинге Ассоциации менеджеров. Если там будут фамилии выпускников этой школы, то можно смело подавать документы на поступление.
  • Преподаватели. Обучать менеджеров сложным программам должны опытные преподаватели. Крупные бизнес-школы в своем педагогическом штате собирают лучших специалистов: психологов, социологов, ученых, известных бизнесменов и общественных деятелей. Обращая внимание на учителей, можно судить и о качестве образования.

Стоимость обучения в бизнес-школах высокая, достигает 2-3 миллионов рублей. И на этот параметр тоже следует обращать внимание. Слишком низкая цена говорит о плохом качестве образования, чрезмерно высокая ― о накрутке из-за известного имени организации.

Как выбрать бизнес-школу

«Магистр делового администрирования» как учебная дисциплина предполагает получение знаний в нескольких направлениях:

  • макро- и микроэкономика;
  • политика бизнеса;
  • стратегическое планирование;
  • современные концепции в области производства и/или сбыта продукции;
  • организационное управление;
  • управление человеческими ресурсами, межличностные взаимоотношения;
  • деловая этика, устойчивость бизнеса;
  • управление влияниями внешних и внутренних факторов на развитие бизнеса;
  • применение современных аспектов в развитии бизнеса.

Программа МБЭЙ должна быть интегрированной, логичной, построенной на общедоступных знаниях и практическом опыте. Она позволяет сочетать знания и навыки, полученные ранее, с новой информацией на курсах.

В результате слушатель становится современным, грамотным специалистом, который отлично разбирается в администрировании и предпринимательской сфере в целом.

Кто может получить образование по программе МБЭЙ

Прохождение курсов актуально в тех случаях, когда руководитель нацелен на карьерный рост, хочет улучшить или обновить свои знания.

Полученный диплом полезен:

  • владельцам бизнеса, которым нужны знания для выведения компании на новый уровень;
  • топ-менеджерам, нацеленным на карьерный рост и укрепление своих позиций в организации;
  • руководителям среднего звена, которые хотят вырасти до топ-менеджеров;
  • руководителям с карьерными амбициями, но недостаточным уровнем знаний в области управления и развития бизнеса;
  • специалистам с большим опытом, но устаревшими знаниями.
Читайте также:  Покупка готового бизнеса плюсы и минусы

Чтобы поступить в бизнес-школу и получить степень ЭМБИЭЙ, нужно иметь полное высшее образование или опыт работы в управляющей должности не менее 2-х лет.

Дополнительно могут потребоваться хорошие знания английского, поскольку многие материалы написаны на иностранных языках, а преподавательский состав иногда включает специалистов из зарубежья. В крупных, дорогих школах претенденты проходят тестирование на наличие управленческих навыков и качеств, нужных руководителю.

В школах могут быть собственные требования к поступлению. Стандартно от студентов требуется выполнить следующее.

1. Заполнить подробную анкету с указанием основных данных о себе, включая предыдущие места работы.

2. Запросить у работодателя рекомендательное письмо. Если опыт работы большой, то писем может быть несколько.

3. Написать эссе на определенную тему. Письменная работа необходима для оценки творческих способностей, уровня мышления, грамотного и последовательного изложения информации.

4. Сдать вступительный экзамен. Чаще всего это разбор кейса из реальной жизненной ситуации. Экзамен нужен для оценки способности анализировать и решать возникшие проблемы.

5. Пройти тестирование GMAT, TOEFL на знание языка для обучения на английском.

Абитуриентам перед поступлением выдается список требуемых документов и экзаменов для подготовки.

Виды программ MBA

Перед тем, как получить MBA, сперва нужно выбрать программу. Они различаются по форматам и отраслевой специфике.

По отраслевой специфике выделяют две программы.

  • General MBA. Это направление позволяет получить универсальные знания из разных бизнес-сфер. Полезно предпринимателям с небольшим опытом работы, а также руководителям среднего звена для повышения в должности. Эта программа позволяет менеджерам сменить сферу деятельности благодаря емким материалам.
  • Отраслевые. Предполагает обучение по определенному направлению в конкретной отрасли. Например, фармацевтика, инженерия, сфера продаж. Здесь даются более узкие, профильные, целенаправленные знания, которые полезны менеджерам, планирующим сохранить должность в выбранной компании или, наоборот, желающим сменить сферу деятельности.

По формату обучения есть три вида программ.

  • Full-time. Это обучение по плотному графику, слушатель посвящает ему всё свободное время. Программ в таком формате сейчас очень мало, поскольку их трудно совмещать с работой и личной жизнью. Но они дают максимальный уровень знаний, предполагают прохождение практики в условиях реальной жизни.
  • Part-time. Это модульные программы, предполагающие частичную занятость. Менеджеры могут совмещать учебу с работой и личной жизнью. Вариантов обучения много: 1-2 раза в неделю, 4-5 раз в месяц, только вечерняя учеба или по выходным. В школах, практикующих данный формат обучения, обычно предлагают несколько вариантов.
  • Blended MBA. Это смешанный формат, предполагающий занятия онлайн и оффлайн. График обучения подстраивается под группу. Такой вариант самый востребованный, так как студентам не требуется тратить время на поездки в школу.

Классические занятия проводятся с целью получения практических навыков. Большая часть школ использует кейсы для оценки реальной ситуации в бизнесе. От студентов требуется решить проблему, описанную в кейсе, используя полученные знания и навыки.

Есть несколько распространенных методов обучения:

  • студенты самостоятельно изучают материал дома, а во время посещения учебного заведения проходят практические занятия для закрепления информации;
  • студенты под руководством наставников разрабатывают настоящие проекты для реальных компаний;
  • изучение тем на вебинарах, которые проводят опытные бизнесмены;
  • студенты вместе с наставниками и преподавателями приезжают в компании, где изучают, как устроен бизнес.

Выездной формат считается самым информативным, поскольку все ситуации реальны, есть возможность оценить работу бизнеса. Старательные студенты нередко получают работу в компании, где проводились практические занятия.

Виды программ MBA

Магистр бизнес-администрирования ― это высшая квалификационная степень в менеджменте. Она открывает двери в крупные корпорации, позволяет получить повышение и укрепить свою позицию в организации.

Обучение дорогое, но эффективное для тех, кто хочет ускорить карьерный рост и мечтает стать одним из самых востребованных топ-менеджеров с высокой ежемесячной оплатой труда и выгодными корпоративными бонусами.

Источник: takemytime.ru

Важно ли для бизнеса наличие спецобразования?

Многие предприниматели полагают, что для успеха предприятия бизнес-образование MBA просто необходимо. Топ-менеджеры вкладывают сотни тысяч, а то и миллионы рублей в учебу, которая потом должна открыть все горизонты. Но стоит ли обращать внимание на наличие корочек при отборе новых сотрудников или стаж работы важнее дипломов?

Валерий Мусколинов

Степень МВА (Master of Business Administration) крайне популярна среди управленцев. Получить диплом с присвоением такого звания можно, проучившись полтора-два года в одной из соответствующих школ, правда, за это придется заплатить немалую сумму.

Сколько стоит MBA?

Пройти курс можно, например, в американской Harvard Business School, которая находится в Бостоне. Но для этого нужно располагать бюджетом $90–120 тыс.

В России цены практически идентичные: стоимость обучения по программе «Сколково» Executive MBA составляет около €90 тыс. Обучение проходит на английском, в стоимость входят два практических модуля в США и Китае. И надо сказать, это не самый дорогой курс в данной школе.

Международная бизнес-школа Финансового университета при правительстве РФ также занимается бизнес-образованием директоров и топ-менеджеров крупных компаний. Цены здесь значительно ниже: за два года обучения по курсу Executive MBA просят всего 760 тыс. руб. Диплом о присвоении квалификации мастер делового администрирования прилагается.

Вообще же бизнес-школ сотни и в России, и за рубежом, но те, что предлагают бизнес-образование MBA за небольшие деньги, в мире бизнеса не котируются. Степень МВА — это один из атрибутов членов элитарного клуба управленцев. Корочка неизвестного заведения не будет равноценна диплому заслуженной бизнес-школы в глазах тех, кто получил настоящее образование. Она может пригодиться лишь при трудоустройстве в среднюю компанию, где кадровики не столь сведущи в этих вопросах.

Кроме Executive MBA есть и другие виды программ. Part Time MBA и Distance-learning MBA, например, не предполагают отрыва от производства во время обучения, а Mini MBA не дает столь полных знаний в вопросах организации и управления бизнесом. Есть и программы бакалавриата, предшествующие степени магистра.

Зачем нужна степень MBA?

Но насколько важны все эти степени в принципе? Как показывают опросы рекрутинговых служб, почти половина работодателей не обращают внимания на диплом соискателя. Конечно, хорошо, когда в активе есть престижная корочка, но если ее нет, вполне достаточно хорошего стажа работы, чтобы получить должность.

Мало того, 43% работодателей не отличают бакалавра от магистра (речь идет о градации образования в принципе). Согласно данным опроса Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, 35% работодателей приравнивают соискателей со степенью бакалавра к претендентам, имеющим неполное высшее образование. «Едва ли магистры будут принципиально отличаться от бакалавров уровнем подготовки», — заявили участники опроса. Отдельные респонденты, однако, уверены, что «бакалавр — это недоделанный специалист». У некоторых руководителей иностранные названия степеней вызывают даже некоторую враждебность.

Бизнес-образование MBA важно для руководителей, поскольку в школах их учат овладевать методиками диагностики состояния компании, показывают, как позиционировать бизнес с финансовой, маркетинговой, правовой, управленческой точек зрения. Управление кадровой политикой фирмы — немаловажный аспект бизнес-образования. Но наверное, самое главное — такие программы полезны для развития лидерских качеств, без которых руководителю никогда не добиться успеха.

На рынке высококлассных специалистов почти нет безработицы. Поэтому заполучить квалифицированный кадр со специализированным бизнес-образованием сложно. К тому же, если компания решила нанять специалиста с дипломом МВА, она должна быть готова к очень большим тратам. Выпускники бизнес-школ имеют примерно вдвое большие оклады, чем остальные управленцы, не прошедшие профильное обучение.

Источник: kontur.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин