Когда вы начинаете осваивать новую деятельность, то пользуетесь теми знаниями, методами, приемами, которые были получены, собраны и опробованы на практике другими людьми. Другими словами, вы используете методологию изучения новой области. Что это такое, вы узнаете из статьи.
Методология. Что это такое кратко
Понятие «методология» — это в дословном переводе с греческого учение о методе. Одно из определений так и формулируется: методология — это наука о методах. Что такое метод? В методологии так называется совокупность правил, приемов, способов, действий, формирующих путь к решению определенного круга задач. Например, методы обучения.
Объединив сказанное, получим, что методология — это система логического структурирования деятельности. Методология включает в себя:
ИМКД 1: Что такое Методология? | Вячеслав Вознесенский
- определение цели и предмета конкретной деятельности;
- выбор подходящих методов для получения оптимального результата.
Какие есть методологии?
- методология научного исследования;
- методология обучения взрослых;
- методология управленческой деятельности;
- методология создания обучающих курсов;
- методология педагогического исследования;
- методология работы с проектами;
- методология работы с трудными подростками и т.д.
Методология есть у любого типа деятельности. Методология разрабатывает и определяет целостное представление о подходах, принципах, методах действия в определенной сфере. Фактически, методология деятельности — это теоретическая база. Методология является областью профессиональных интересов специалиста методолога.
В любой сфере деятельности методология возникает не сразу. Это продолжительный процесс. Сначала происходит стихийное накопление приемов, шаблонов, подходящих методов, алгоритмов, инструкций выполнения действий, которые постепенно соединяются в единую логическую структуру.
Совокупность элементов методологии представлена в таблице:
Основные составляющие методологии
К методологии относятся
- объект;
- предмет;
- субъект;
- методы, способы, средства;
- результат
Распределение по периодам времени
Какая методология используется в конкретной ситуации зависит от сферы, к которой относится поставленная задача. Например, методология и методы научного исследования больше опираются на теорию научного познания и экспериментальные данные. Методология и методы педагогического исследования — это ориентация на практические результаты.
Методология представляет собой основу каждого вида человеческой деятельности, в том числе и профессии тренера бизнес-программ/курсов. Основы методологии тренерской деятельности — это сочетание области методологии обучения взрослых с методологией педагогического исследования.
Моделирование бизнес-процессов с помощью методологии ARIS (версия 10.0) для начинающих
Больше узнать о методологии вопроса разработки онлайн-курсов и тренингов согласно тому, как это требует заказчик, можно в статьях раздела «Тренер».
Источник: edprodpo.com
Методологии описания бизнес-процессов
Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реатьного мира (например, деятельность организации) и связи между ними представляются в виде модели. Любая методология (методика) включает три основных составляющих [4]:
1. Теоретическая база;
2. Описание шагов, необходимых для получения заданного результата;
3. Рекомендации по использованию как отдельно, так и в составе группы
методик.
Если в основу методологии заложена теоретическая база (например, математическая модель, способная предсказать поведение системы), то ее наличие делает методологию более серьезной и обоснованной. Однако и в случае отсутствия
26__________________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к упра влению
Глава 1 Процессный подход к управлению 27
теории (отсутствия математической модели) методологии также могут успешно применяться. Основное в методологии — дать пользователю практическую последовательность шагов, которые приводят к заданному результату. Именно способность получать результат с заданными параметрами характеризует эффективность методологии. Методологии могут использоваться как отдельно, так и в ряду Других методологий. Примером такой ситуации может быть проект реорганизации бизнес-процессов, когда методология создания моделей процессов является одной из применяемых методологий: управления проектом, анализа процессов, управления качеством и т.д.
Коротко рассмотрим историю развития методологий моделирования бизнес-процессов. Для более наглядного представления параллельно покажем историю развития подходов к управлению качеством (табл. 1.2).
Основой методологий IDEF0 и IDEF3, широко используемых в настоящее время для моделирования бизнес-процессов, явились методология SADT и алгоритмические языки, использовавшиеся для разработки программного обеспечения. Методология SADT была разработана частной американской корпорацией и затем в рамках программы Министерства обороны США была преобразована в методологию IDEF0, утвержденную как федеральный стандарт США [5]. Появление методологии IDEF0 было предопределено тенденциями развития вычислительных средств — мощных машин (Mainframe) и появлением подходов MRP. Планирование материальных ресурсов для обеспечения производства (подход MRP) требовал выполнения сложных, многовариантных расчетов по обеспечению организации материальными ресурсами для производства готовой продукции. Использование подхода MRP, попытки автоматизации производства при помощи
Таблица 1.2 Периоды развития подходов к управлению качеством
Период | Методологии моделирования бизнес-процессов | Методологии (стандарты) управления качеством |
40—60-е гг.XX в. | Появление алгоритмических языков описания | Национальные стандарты |
60-е гг. XX в. | Появление методологии SADT (структурного анализа и проектирования) | Развитие стандартов в различных областях, в частности, в области контроля качества продукции |
70—80-е гг XX в. | Появление методологий серии IDEF (IDEF0, IDEF3, IDEF1X), DFD, ERD | Принятие МС ИСО серии 9000 версии 1988 г. |
90-е гг. XX в. | Появление методологий ARIS (архитектура интегрированных информационных систем), UML (универсальный язык моделирования), методологий компаний Oracle, Baan, Rational и др. | Принятие МС ИСО серии 9000 версии 1994 г. (в стандартах закладываются основы процессного подхода) |
2000 г. | Принятие МС ИСО серии 9000 версии 2000 г., четкое определение процессного подхода к управлению организацией |
28__________________________________ В.В Репин, В Г Елиферов, Процессный подход к управлению
вычислительных машин привели к необходимости описывать деятельность организаций еще на стадии проектирования систем. Кроме того, задачи создания сложных систем управления (в том числе военного назначения) требовали соответствующих инструментов разработки. Необходимость создания методологий моделирования процессов была обусловлена практической необходимостью.
Для моделирования деятельности организаций на верхнем уровне использовалась методология SADT, затем IDEF0. С начала 70-х годов ничего принципиально лучшего, чем IDEF0 для описания процессов на верхнем уровне, на наш взгляд, не было предложено. Исключение составляет подход UML 1 , но он предназначен для моделирования работы объектно-ориентированного программного обеспечения, а не бизнес-процессов организации.
После появдения персональных компьютеров стали разрабатываться различные инструментальные средства (программные продукты) для моделирования бизнес-процессов. Кроме средств моделирования процессов, активно развивалось напраапение моделирования данных.
Появлялись программные средства, в основном ориентированные на разработку моделей данных организаций и настройку промышленных баз данных. Такие программные продукты получили название CASE-систем. Среди наиболее известных продуктов для моделирования бизнес-процессов можно назвать Design/IDEF. BPWin, CASE-аналитик (в России), Silverrun. Designer-2000 и т.д.
В настоящее время на рынке присутствует несколько методологий. Часть из них основана на государственных стандартах, часть — на корпоративных разработках компаний, часть — выдвинута отдельными авторами. Исходя из собственного опыта работы, мы считаем, что целесообразно классифицировать существующие методологии по трем категориям:
1. Методологии ведения проекта;
2. Методологии моделирования и анализа бизнес-процессов;
3. Методологии использования программных продуктов для моделирования
бизнес-процессов в проекте.
(Обратим внимание, что проработанных методологий внедрения процессного подхода к управлению, за исключением МС ИСО 9000:2000, на рынке в настоящее время практически нет).
Последовательно рассмотрим каждую из трех групп методологий.
В настоящее время существует несколько достаточно четко идентифицируемых методологий ведения проектов, связанных с изменением бизнес-процессов, существующих в организации. Одним из известных подходов, является методология Хаммера и Чампи, известная как «реинжиниринг бизнес-процессов». Реинжиниринг по Хаммеру и Чампи — это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения
1 Unified Modeling Language — универсальный язык моделирования.
Г л а в а 1 Процессный подход к управлению 29
резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, сервис и темпы» [6]. Основой указанного подхода является рассмотрение деятельности организации «с чистого листа» и разработка новых, более эффективных бизнес-процессов. Методология Хаммера и Чампи развивается уже более 10 лет.
Из аналитических материалов зарубежной прессы известно, что 80—90% проектов, заявленных как проекты реинжиниринга бизнес-процессов, потерпели неудачу. На наш взгляд, проблемы здесь следует искать не в самой методологии Хаммера и Чампи. а в способах управления организацией, в частности, в заинтересованности руководителей верхнего уровня и их активном участии в проекте. По нашему мнению, для сегодняшнего момента можно было бы переформулировать определение реинжиниринга бизнес-процессов как деятельность, основанную на представлении организации в виде ряда взаимосвязанных бизнес-процессов и направленную на их регулярный анализ и улучшение.
Кроме методологии Хаммера и Чампи, существуют и другие методологии, не имеющие однозначного авторства, но принадлежащие отдельным компаниям, например, методологии выполнения проектов по внедрению систем автоматизации Oracle, SAP R/3, BAAN, RUP компании Rational и др.
Из последних следует отметить методологии, предлагаемые к всеобщему использованию в виде международных стандартов, как например МС ИСО 9000:2000. Заметим, что в нем регламентированы требования к системе менеджмента качества. Использование этого стандарта в качестве руководства по внедрению процессного подхода требует его квалифицированной интерпретации и конкретизации.
К второй группе методологий относятся методологии моделирования и анализа бизнес-процессов. В настоящее время существует несколько базовых способов описания процессов, основанных как на стандартах (IDEF0), так и на общепринятых подходах (DFD). Кроме того, существует ряд нотаций (методологий) описания процессов, предложенных отдельными компаниями — разработчиками программных продуктов. К числу последних относятся методологии ARIS (еЕРС) компании IDS Scheer AG, Германия.
К третьей группе методологий относятся методологии использования программных продуктов для создания моделей бизнес-процессов. Следует отметить, что знать нотацию и уметь ее эффективно использовать на практике — далеко не одно и то же. Современные средства моделирования настолько сложны в применении, что требуют разработки специальных методик их применения в проекте. Поэтому для простых проектов часто бывает целесообразнее использовать стандартный язык рисования блок-схем и простейшие инструменты их создания (редакторы MS Word, Visio и т.д.).
Резюмируя обсуждение методологий, следует отметить, что методологии являются не самоцелью, а лишь средством достижения целей проекта. Методоло-
30 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
гия моделирования бизнес-процессов — это одна из нескольких используемых методологий, как показано на рис. 1.11.
Рис. 1.11. Методология моделирования бизнес-процессов в ряду других методологии
Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению, целесообразно ввести следующее определение термина «моделирование бизнес-процессов» организации:
Моделирование бизнес-процессов — это отражение субъективного видения реально существующих в организации процессов при помощи графических, табличных, текстовых способов представления.
Итак, моделирование — это процесс отражения реальной деятельности организации при помощи специальной методологии. Важно понимать, что процесс моделирования является субъективным. Дело в том, что 80% информации для формирования моделей поступает от интервьюируемых сотрудников и руководителей организации.
При этом субъективными являются как мнение сотрудников о реальном ходе работ, так и взгляд на процессы аналитика, проводившего интервью. Опыт показывает, что степень субъективности полученных моделей может стать серьезным препятствием для дальнейшего их использования. Поэтому существуют различные способы устранения этой субъективности. Они будут подробно рассмотрены в главе 2.
Модель «как есть» (от «as is» — англ.) — это модель бизнес-процесса, построенная на основе субъективного видения бизнес-процесса, существующего в организации. При построении модели «как есть» важно помнить, во-первых, о субъек-
Глава 1 Процессный подход к управлению______________________________________________ 31
тивности, во-вторых, об актуальности модели. Дело в том, что в крупных организациях постоянно происходят изменения. Модель процессов может стать неактуальной (несоответствующей) уже через несколько месяцев после ее создания.
Поэтому описание процесса должно использоваться в рабочих документах по процессу, постоянно подвергаться корректировке с целью обеспечения соответствия реальной деятельности. К сожалению, специалисты, привлекаемые для работ по описанию процессов, считают, что модели процессов ценны сами по себе и содержат информацию по улучшению деятельности. В одном из документов, содержащих план работ по описанию процессов некоторой компании, нам встретилась следующая формулировка: «. разработать порядок описания, документирования и хранения бизнес-процессов. ». Комментарии здесь, как говорят, излишни.
Важнейшим понятием является эффективность бизнес-процесса. Под эффективностью бизнес-процесса, как правило, понимается отношение конечного результата (выхода) процесса к затраченным на его получение ресурсам. Эффективность может измеряться на основе различных показателей. Для каждого показателя могут быть рассчитаны допустимые или целевые значения — критерии.
Важно отметить, что на практике недостаточно определить перечень показателей оценки эффективности бизнес-процесса. Важно разработать также методику их измерения. При этом методики, по возможности, не должны изменяться, так как результат измерения используется для оценки сегодняшнего состояния дел по сравнению с предыдущими периодами. При изменении методик измерения и расчета показателей меняется результат и, соответственно, гораздо труднее реально оценить ход бизнес-процесса.
Для определения понятия «процессный подход к управлению», помимо понятий «бизнес-процесс» и «моделирование процесса», необходимо ввести понятия «сеть бизнес-процессов организации» и «цикл управления процессом».
Источник: infopedia.su
Методология — что это, ее назначение и виды
Людям, как биологическому виду, присуще стремление узнавать что-то новое, познавать окружающую действительность.
Кому-то это присуще в меньшей степени, кому-то – в большей, но это не важно.
Чем больше человечество узнает, тем больше неизведанного открывается перед ним.
Чтобы не упустить чего-то важного, процессы исследования каких-либо объектов люди стали проводить по определенным схемам, правилам, методам (чтобы «не заблудиться»), создали особое учение, которое назвали методологией.
Сегодня немного подробней разберемся, что такое методология, на чем она основывается, и в деталях рассмотрим методологию научных исследований.
Методология — это …
«Методология» в переводе с греческого языка (μεθοδολογία) означает «учение о способах».
Если трактовать понятие немного шире, то методология – это учение о способах, методах, алгоритмах проведения исследования какого-либо объекта.
Методологию можно рассматривать с двух позиций:
- методология, как система определенных способов и алгоритмов исследовательских процессов;
- как наука, изучающая вышеуказанную систему.
В качестве объекта методологии могут выступать все виды деятельности человека.
Например, точные науки, искусство, философия, религия, практическая и художественная деятельность. И это логично, ведь изучению подлежит абсолютно все, что нас окружает, а процесс изучения должен совершаться по определенному алгоритму.
Структура методологии
На схеме ниже – наглядное изображение того, из чего состоит методология, т.е. ее структура (это как?):
Методология – это фундамент проведения любого исследования, независимо от его объекта.
На этом этапе выстраивается система организации процесса исследования, т.е. определяются принципы и способы теоретической деятельности относительно анализируемого объекта.
Следующий уровень – методы исследования. Это определение методов, которыми будет осуществляться анализ (это как?) исходя из первоначальных теоретических представлений об объекте исследования.
Завершающий уровень методологии – методики проведения исследования. Это практическое выражение разработанных методов изучения объекта.
Таким образом, при исследовании какого-либо объекта выстраивается следующая алгоритмическая цепочка:
Методология → Методы → Методика
Именно эта последовательность имеет право на существование.
Проще говоря, методология – это разработка стратегии, а методы и методики – это тактика претворения стратегии в жизнь.
Как правило, далекие от исследовательской деятельности люди считают, что приведенные термины являются синонимами. Но это не так, и теперь вы, глядя на схему выше, можете увидеть разницу.
В качестве наглядного примера того, как с помощью методологии осуществляется дифференцированный подход к изучению какого-либо объекта, приведу схему методологии изучения истории:
Вывод: методология – организация деятельности по изучению какого-либо объекта. Организация деятельности подразумевает ее упорядочивание в единую систему, объединяющую характеристики деятельности, ее структуру и процесс осуществления.
Методология научного исследования
Рассмотрим основные принципы методологии на примере методологии научных исследований.
Цель любой научной деятельности – получение нового результата, новых знаний. Подобная деятельность должна быть организована, т.е. должна быть создана определенная методология получения этого нового результата (разработана стратегия).
Тактика достижения поставленной цели (проведение какого-либо научного исследования) подразумевает использование различных методов (вспомним цепочку: «Методология → Методы → Методика»).
При проведении научных (и других) исследований используются определенные методы (как в единичном применении, так и в комплексе).
Рассмотрим их немного подробней. Примечание: перечисленные ниже методы являются общими не только для научных исследований, но и для изучения объектов из других сфер деятельности человека.
- Анализ. Суть этого метода – анализируемый объект мысленно или практически разделяется на составляющие элементы. Затем каждый из элементов подвергается анализу. Например, чтобы понять, что такое соль с точки зрения химии, нужно формулу соли разделить на две составляющие: натрий и хлор, а затем анализировать свойства этих элементов по отдельности.
- Синтез. Суть: составляющие элементы исследуемого объекта мысленно или практически объединяются в единое целое и подвергаются исследованию уже в таком виде (в синтезе). Например, показатель себестоимости продукции (это что?) рассчитывается как сумма затрат на ее производство. Следовательно, данный показатель является суммой частностей, а изучается как единое целое. Методы синтеза и анализа обычно применяются вместе.
- Индукция. Суть метода: есть факт (допустим, бабочки слетелись на сладкий сироп) → делается обобщение (бабочки любят сладкий сироп). Но выводы, сделанные с помощью индукции, не всегда бывают верными. Возьмем наш пример: а, может, бабочки любят не вкус сиропа, а его цвет. Следовательно, мы сделали неправильное общее заключение из частного случая.
- Дедукция. Это процесс, обратный индукции, т.е. общее представление переносится на частности. Пример применения дедуктивного метода: известно, что ласточки перед дождем летают низко над землей. Сейчас ласточки летают низко, следовательно, скоро пойдет дождь. Методы дедукции и индукции также применяются в совокупности. Если в поиске истины (это как?) методами индукции и дедукции мы пришли к одинаковому заключению, значит, наше суждение о чем-либо является истинным.
- Аналогия. Метод заключается в том, что на основании знания о каком-то объекте, мы переносим это знание на другой объект, имеющий сходные свойства (признаки, черты) с исходным. Как пример: русская поговорка, основанная на методе аналогии: «Кто как ест, тот так и работает».
- Моделирование. Суть метода: замена исследуемого объекта созданной моделью и проведение исследования применительно к этой модели. Например, вращением глобуса вокруг своей оси можно смоделировать движение Земли, процесс смены дня и ночи.
- Абстрагирование. Суть: при изучении объекта исследования не учитываются его малозначимые признаки и характеристики. Это позволяет более масштабно провести его изучение. Например, при изучении роли средств массовой информации (СМИ) в жизни общества, мы не подвергаем изучению какую-то определенную газету или журнал, а рассматриваем абстрактное СМИ.
- Конкретизация. Суть метода: изучение объекта исследования при условии максимального наделения его конкретными характеристиками и свойствами при определенных условиях окружающей среды. Является противоположностью абстрагирования. Например, при применении метода абстрагирования мы рассматриваем стол как мебель, а при конкретизации мы наделяем рассматриваемый объект характеризующими его свойствами и признаками и изучаем уже не просто «стол», а, допустим, «письменный стол».
- Объяснение. Метод заключается в том, чтобы дать изучаемому объекту объективную оценку на основе имеющихся фактов. Например, преподаватель объясняет студентам конкретную тему своего предмета, основываясь на достоверной информации, на достоверных фактах.
- Формализация. Суть метода: отражение функций, характеристик исследуемого объекта в искусственной среде знаков, формул и т.д. Например, изучение физических явлений с помощью описания их в формате математических формул и графиков.
- Наблюдение. Метод предполагает проведение последовательного наблюдения за исследуемым объектом и фиксацией качественных или количественных изменений, которые в нем происходят. Например, преподаватель наблюдает за ростом уровня знаний своих учеников в течение учебного года.
- Эксперимент. Данный метод заключается в проведении над исследуемым объектом ряда опытов с задаваемыми экспериментатором параметров и наблюдение за происходящими качественными и количественными изменениями в динамике. Отличается от наблюдения тем, что экспериментатор не просто фиксирует происходящие изменения, а целенаправленно задает определенные параметры.
- Измерение. Суть метода – в фиксации численного значения характеристик изучаемого объекта. Например, при испытании нового двигателя для автомобиля проводятся измерение всех его характеристик (скорости срабатывания системы зажигания, быстрота и температурный режим нагрева и т.д.).
Краткое резюме
Методология – это наука. Чем четче и детальней разработана методология какого-либо направления деятельности человека, тем полней отдача проводимых исследований.
Читайте наш блог, это добавит полезных сведений в копилку ваших знаний!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
К сожалению, методы являются достаточно слабым звеном в познании истинны, взять хоть тоже наблюдение, для наблюдателей, находящихся в разных системах отсчёта, один и тот же процесс может восприниматься по разному. А в эксперименте главное его чистота, способ проведения эксперимента не должен зависеть от внутренних убеждений самого экспериментатора, в противном случае, результаты эксперимента можно считать недостоверными.
В процессе исследования важно не забывать, что методология — это инструмент, а не самоцель. Иначе ученый может попасть в ловушку умозаключений, движущихся по кругу.
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru