Бизнес методология что это

Зачем нужна методология

Когда вы начинаете осваивать новую деятельность, то пользуетесь теми знаниями, методами, приемами, которые были получены, собраны и опробованы на практике другими людьми. Другими словами, вы используете методологию изучения новой области. Что это такое, вы узнаете из статьи.

Методология. Что это такое кратко

01 (2).jpg

Понятие «методология» — это в дословном переводе с греческого учение о методе. Одно из определений так и формулируется: методология — это наука о методах. Что такое метод? В методологии так называется совокупность правил, приемов, способов, действий, формирующих путь к решению определенного круга задач. Например, методы обучения.

Объединив сказанное, получим, что методология — это система логического структурирования деятельности. Методология включает в себя:

ИМКД 1: Что такое Методология? | Вячеслав Вознесенский

  • определение цели и предмета конкретной деятельности;
  • выбор подходящих методов для получения оптимального результата.

Какие есть методологии?

  • методология научного исследования;
  • методология обучения взрослых;
  • методология управленческой деятельности;
  • методология создания обучающих курсов;
  • методология педагогического исследования;
  • методология работы с проектами;
  • методология работы с трудными подростками и т.д.

Методология есть у любого типа деятельности. Методология разрабатывает и определяет целостное представление о подходах, принципах, методах действия в определенной сфере. Фактически, методология деятельности — это теоретическая база. Методология является областью профессиональных интересов специалиста методолога.

В любой сфере деятельности методология возникает не сразу. Это продолжительный процесс. Сначала происходит стихийное накопление приемов, шаблонов, подходящих методов, алгоритмов, инструкций выполнения действий, которые постепенно соединяются в единую логическую структуру.

Совокупность элементов методологии представлена в таблице:

Основные составляющие методологии

К методологии относятся

  • объект;
  • предмет;
  • субъект;
  • методы, способы, средства;
  • результат

Распределение по периодам времени

Какая методология используется в конкретной ситуации зависит от сферы, к которой относится поставленная задача. Например, методология и методы научного исследования больше опираются на теорию научного познания и экспериментальные данные. Методология и методы педагогического исследования — это ориентация на практические результаты.

Методология представляет собой основу каждого вида человеческой деятельности, в том числе и профессии тренера бизнес-программ/курсов. Основы методологии тренерской деятельности — это сочетание области методологии обучения взрослых с методологией педагогического исследования.

Моделирование бизнес-процессов с помощью методологии ARIS (версия 10.0) для начинающих

Больше узнать о методологии вопроса разработки онлайн-курсов и тренингов согласно тому, как это требует заказчик, можно в статьях раздела «Тренер».

Источник: edprodpo.com

Методологии описания бизнес-процессов

Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реатьного мира (например, деятельность организации) и связи между ними представляются в виде модели. Любая методология (методика) включает три основных составляющих [4]:

1. Теоретическая база;

2. Описание шагов, необходимых для получения заданного результата;

3. Рекомендации по использованию как отдельно, так и в составе группы
методик.

Если в основу методологии заложена теоретическая база (например, матема­тическая модель, способная предсказать поведение системы), то ее наличие дела­ет методологию более серьезной и обоснованной. Однако и в случае отсутствия

26__________________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к упра влению

Глава 1 Процессный подход к управлению 27

теории (отсутствия математической модели) методологии также могут успешно применяться. Основное в методологии — дать пользователю практическую после­довательность шагов, которые приводят к заданному результату. Именно спо­собность получать результат с заданными параметрами характеризует эффектив­ность методологии. Методологии могут использоваться как отдельно, так и в ряду Других методологий. Примером такой ситуации может быть проект реорганиза­ции бизнес-процессов, когда методология создания моделей процессов являет­ся одной из применяемых методологий: управления проектом, анализа процес­сов, управления качеством и т.д.

Коротко рассмотрим историю развития методологий моделирования бизнес-процессов. Для более наглядного представления параллельно покажем историю развития подходов к управлению качеством (табл. 1.2).

Основой методологий IDEF0 и IDEF3, широко используемых в настоящее время для моделирования бизнес-процессов, явились методология SADT и алго­ритмические языки, использовавшиеся для разработки программного обеспече­ния. Методология SADT была разработана частной американской корпорацией и затем в рамках программы Министерства обороны США была преобразована в методологию IDEF0, утвержденную как федеральный стандарт США [5]. Появ­ление методологии IDEF0 было предопределено тенденциями развития вычисли­тельных средств — мощных машин (Mainframe) и появлением подходов MRP. Планирование материальных ресурсов для обеспечения производства (подход MRP) требовал выполнения сложных, многовариантных расчетов по обеспечению орга­низации материальными ресурсами для производства готовой продукции. Ис­пользование подхода MRP, попытки автоматизации производства при помощи

Таблица 1.2 Периоды развития подходов к управлению качеством

ПериодМетодологии моделирования бизнес-процессовМетодологии (стандарты) управления качеством
40—60-е гг.XX в.Появление алгоритмических языков описанияНациональные стандарты
60-е гг. XX в.Появление методологии SADT (структурного анализа и проектирования)Развитие стандартов в различных областях, в частности, в области контроля качества продукции
70—80-е гг XX в.Появление методологий серии IDEF (IDEF0, IDEF3, IDEF1X), DFD, ERDПринятие МС ИСО серии 9000 версии 1988 г.
90-е гг. XX в.Появление методологий ARIS (архитектура интегрированных информационных сис­тем), UML (универсальный язык модели­рования), методологий компаний Oracle, Baan, Rational и др.Принятие МС ИСО серии 9000 версии 1994 г. (в стандартах закладываются основы процессного подхода)
2000 г.Принятие МС ИСО серии 9000 версии 2000 г., четкое определение процессного подхода к управлению организацией
Читайте также:  Открыть бизнес в Венгрии для русских

28__________________________________ В.В Репин, В Г Елиферов, Процессный подход к управлению

вычислительных машин привели к необходимости описывать деятельность орга­низаций еще на стадии проектирования систем. Кроме того, задачи создания сложных систем управления (в том числе военного назначения) требовали соот­ветствующих инструментов разработки. Необходимость создания методологий моделирования процессов была обусловлена практической необходимостью.

Для моделирования деятельности организаций на верхнем уровне использовалась ме­тодология SADT, затем IDEF0. С начала 70-х годов ничего принципиально луч­шего, чем IDEF0 для описания процессов на верхнем уровне, на наш взгляд, не было предложено. Исключение составляет подход UML 1 , но он предназначен для моделирования работы объектно-ориентированного программного обеспечения, а не бизнес-процессов организации.

После появдения персональных компьютеров стали разрабатываться различ­ные инструментальные средства (программные продукты) для моделирования бизнес-процессов. Кроме средств моделирования процессов, активно развива­лось напраапение моделирования данных.

Появлялись программные средства, в основном ориентированные на разработку моделей данных организаций и настройку промышленных баз данных. Такие программные продукты получи­ли название CASE-систем. Среди наиболее известных продуктов для моделиро­вания бизнес-процессов можно назвать Design/IDEF. BPWin, CASE-аналитик (в России), Silverrun. Designer-2000 и т.д.

В настоящее время на рынке присутствует несколько методологий. Часть из них основана на государственных стандартах, часть — на корпоративных разра­ботках компаний, часть — выдвинута отдельными авторами. Исходя из соб­ственного опыта работы, мы считаем, что целесообразно классифицировать су­ществующие методологии по трем категориям:

1. Методологии ведения проекта;

2. Методологии моделирования и анализа бизнес-процессов;

3. Методологии использования программных продуктов для моделирования
бизнес-процессов в проекте.

(Обратим внимание, что проработанных методологий внедрения процессно­го подхода к управлению, за исключением МС ИСО 9000:2000, на рынке в на­стоящее время практически нет).

Последовательно рассмотрим каждую из трех групп методологий.

В настоящее время существует несколько достаточно четко идентифициру­емых методологий ведения проектов, связанных с изменением бизнес-процес­сов, существующих в организации. Одним из известных подходов, является методология Хаммера и Чампи, известная как «реинжиниринг бизнес-процес­сов». Реинжиниринг по Хаммеру и Чампи — это «фундаментальное переосмыс­ление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения

1 Unified Modeling Language — универсальный язык моделирования.

Г л а в а 1 Процессный подход к управлению 29

резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях де­ятельности компании, таких как стоимость, сервис и темпы» [6]. Основой ука­занного подхода является рассмотрение деятельности организации «с чистого листа» и разработка новых, более эффективных бизнес-процессов. Методоло­гия Хаммера и Чампи развивается уже более 10 лет.

Из аналитических матери­алов зарубежной прессы известно, что 80—90% проектов, заявленных как про­екты реинжиниринга бизнес-процессов, потерпели неудачу. На наш взгляд, про­блемы здесь следует искать не в самой методологии Хаммера и Чампи. а в спо­собах управления организацией, в частности, в заинтересованности руководи­телей верхнего уровня и их активном участии в проекте. По нашему мнению, для сегодняшнего момента можно было бы переформулировать определение реинжиниринга бизнес-процессов как деятельность, основанную на представ­лении организации в виде ряда взаимосвязанных бизнес-процессов и направ­ленную на их регулярный анализ и улучшение.

Кроме методологии Хаммера и Чампи, существуют и другие методологии, не имеющие однозначного авторства, но принадлежащие отдельным компаниям, например, методологии выполнения проектов по внедрению систем автомати­зации Oracle, SAP R/3, BAAN, RUP компании Rational и др.

Из последних следует отметить методологии, предлагаемые к всеобщему использованию в виде международных стандартов, как например МС ИСО 9000:2000. Заметим, что в нем регламентированы требования к системе менед­жмента качества. Использование этого стандарта в качестве руководства по внедрению процессного подхода требует его квалифицированной интерпрета­ции и конкретизации.

К второй группе методологий относятся методологии моделирования и анали­за бизнес-процессов. В настоящее время существует несколько базовых способов описания процессов, основанных как на стандартах (IDEF0), так и на общепри­нятых подходах (DFD). Кроме того, существует ряд нотаций (методологий) опи­сания процессов, предложенных отдельными компаниями — разработчиками программных продуктов. К числу последних относятся методологии ARIS (еЕРС) компании IDS Scheer AG, Германия.

К третьей группе методологий относятся методологии использования про­граммных продуктов для создания моделей бизнес-процессов. Следует отме­тить, что знать нотацию и уметь ее эффективно использовать на практике — далеко не одно и то же. Современные средства моделирования настолько слож­ны в применении, что требуют разработки специальных методик их примене­ния в проекте. Поэтому для простых проектов часто бывает целесообразнее использовать стандартный язык рисования блок-схем и простейшие инстру­менты их создания (редакторы MS Word, Visio и т.д.).

Резюмируя обсуждение методологий, следует отметить, что методологии яв­ляются не самоцелью, а лишь средством достижения целей проекта. Методоло-

30 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

гия моделирования бизнес-процессов — это одна из нескольких используемых методологий, как показано на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Методология моделирования бизнес-процессов в ряду других методологии

Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению, целесообразно ввести сле­дующее определение термина «моделирование бизнес-процессов» организации:

Моделирование бизнес-процессов — это отражение субъективного видения реально существующих в организации процессов при помощи графических, табличных, текстовых способов представления.

Итак, моделирование — это процесс отражения реальной деятельности орга­низации при помощи специальной методологии. Важно понимать, что процесс моделирования является субъективным. Дело в том, что 80% информации для формирования моделей поступает от интервьюируемых сотрудников и руково­дителей организации.

Читайте также:  Системное мышление в бизнесе примеры

При этом субъективными являются как мнение сотруд­ников о реальном ходе работ, так и взгляд на процессы аналитика, проводивше­го интервью. Опыт показывает, что степень субъективности полученных моде­лей может стать серьезным препятствием для дальнейшего их использования. Поэтому существуют различные способы устранения этой субъективности. Они будут подробно рассмотрены в главе 2.

Модель «как есть» (от «as is» — англ.) — это модель бизнес-процесса, постро­енная на основе субъективного видения бизнес-процесса, существующего в орга­низации. При построении модели «как есть» важно помнить, во-первых, о субъек-

Глава 1 Процессный подход к управлению______________________________________________ 31

тивности, во-вторых, об актуальности модели. Дело в том, что в крупных орга­низациях постоянно происходят изменения. Модель процессов может стать не­актуальной (несоответствующей) уже через несколько месяцев после ее созда­ния.

Поэтому описание процесса должно использоваться в рабочих документах по процессу, постоянно подвергаться корректировке с целью обеспечения соот­ветствия реальной деятельности. К сожалению, специалисты, привлекаемые для работ по описанию процессов, считают, что модели процессов ценны сами по себе и содержат информацию по улучшению деятельности. В одном из доку­ментов, содержащих план работ по описанию процессов некоторой компании, нам встретилась следующая формулировка: «. разработать порядок описания, документирования и хранения бизнес-процессов. ». Комментарии здесь, как го­ворят, излишни.

Важнейшим понятием является эффективность бизнес-процесса. Под эф­фективностью бизнес-процесса, как правило, понимается отношение конечно­го результата (выхода) процесса к затраченным на его получение ресурсам. Эф­фективность может измеряться на основе различных показателей. Для каждого показателя могут быть рассчитаны допустимые или целевые значения — крите­рии.

Важно отметить, что на практике недостаточно определить перечень пока­зателей оценки эффективности бизнес-процесса. Важно разработать также ме­тодику их измерения. При этом методики, по возможности, не должны изме­няться, так как результат измерения используется для оценки сегодняшнего состояния дел по сравнению с предыдущими периодами. При изменении мето­дик измерения и расчета показателей меняется результат и, соответственно, го­раздо труднее реально оценить ход бизнес-процесса.

Для определения понятия «процессный подход к управлению», помимо по­нятий «бизнес-процесс» и «моделирование процесса», необходимо ввести поня­тия «сеть бизнес-процессов организации» и «цикл управления процессом».

Источник: infopedia.su

Методология — что это, ее назначение и виды

Людям, как биологическому виду, присуще стремление узнавать что-то новое, познавать окружающую действительность.

Кому-то это присуще в меньшей степени, кому-то – в большей, но это не важно.

Чем больше человечество узнает, тем больше неизведанного открывается перед ним.

Методология

Чтобы не упустить чего-то важного, процессы исследования каких-либо объектов люди стали проводить по определенным схемам, правилам, методам (чтобы «не заблудиться»), создали особое учение, которое назвали методологией.

Сегодня немного подробней разберемся, что такое методология, на чем она основывается, и в деталях рассмотрим методологию научных исследований.

Методология — это …

«Методология» в переводе с греческого языка (μεθοδολογία) означает «учение о способах».

Если трактовать понятие немного шире, то методология – это учение о способах, методах, алгоритмах проведения исследования какого-либо объекта.

Методологию можно рассматривать с двух позиций:

  1. методология, как система определенных способов и алгоритмов исследовательских процессов;
  2. как наука, изучающая вышеуказанную систему.

Определение

В качестве объекта методологии могут выступать все виды деятельности человека.

Например, точные науки, искусство, философия, религия, практическая и художественная деятельность. И это логично, ведь изучению подлежит абсолютно все, что нас окружает, а процесс изучения должен совершаться по определенному алгоритму.

Структура методологии

На схеме ниже – наглядное изображение того, из чего состоит методология, т.е. ее структура (это как?):

Структура

Методология – это фундамент проведения любого исследования, независимо от его объекта.

На этом этапе выстраивается система организации процесса исследования, т.е. определяются принципы и способы теоретической деятельности относительно анализируемого объекта.

Следующий уровень – методы исследования. Это определение методов, которыми будет осуществляться анализ (это как?) исходя из первоначальных теоретических представлений об объекте исследования.

Завершающий уровень методологии – методики проведения исследования. Это практическое выражение разработанных методов изучения объекта.

Таким образом, при исследовании какого-либо объекта выстраивается следующая алгоритмическая цепочка:

Методология → Методы → Методика

Именно эта последовательность имеет право на существование.

Проще говоря, методология – это разработка стратегии, а методы и методики – это тактика претворения стратегии в жизнь.

Как правило, далекие от исследовательской деятельности люди считают, что приведенные термины являются синонимами. Но это не так, и теперь вы, глядя на схему выше, можете увидеть разницу.

В качестве наглядного примера того, как с помощью методологии осуществляется дифференцированный подход к изучению какого-либо объекта, приведу схему методологии изучения истории:

История

Вывод: методология – организация деятельности по изучению какого-либо объекта. Организация деятельности подразумевает ее упорядочивание в единую систему, объединяющую характеристики деятельности, ее структуру и процесс осуществления.

Методология научного исследования

Рассмотрим основные принципы методологии на примере методологии научных исследований.

Цель любой научной деятельности – получение нового результата, новых знаний. Подобная деятельность должна быть организована, т.е. должна быть создана определенная методология получения этого нового результата (разработана стратегия).

Читайте также:  Skype для бизнеса ошибка проверки сертификата сервера

Тактика достижения поставленной цели (проведение какого-либо научного исследования) подразумевает использование различных методов (вспомним цепочку: «Методология → Методы → Методика»).

При проведении научных (и других) исследований используются определенные методы (как в единичном применении, так и в комплексе).

Деятельность

Рассмотрим их немного подробней. Примечание: перечисленные ниже методы являются общими не только для научных исследований, но и для изучения объектов из других сфер деятельности человека.

  1. Анализ. Суть этого метода – анализируемый объект мысленно или практически разделяется на составляющие элементы. Затем каждый из элементов подвергается анализу. Например, чтобы понять, что такое соль с точки зрения химии, нужно формулу соли разделить на две составляющие: натрий и хлор, а затем анализировать свойства этих элементов по отдельности.
  2. Синтез. Суть: составляющие элементы исследуемого объекта мысленно или практически объединяются в единое целое и подвергаются исследованию уже в таком виде (в синтезе). Например, показатель себестоимости продукции (это что?) рассчитывается как сумма затрат на ее производство. Следовательно, данный показатель является суммой частностей, а изучается как единое целое. Методы синтеза и анализа обычно применяются вместе.
  3. Индукция. Суть метода: есть факт (допустим, бабочки слетелись на сладкий сироп) → делается обобщение (бабочки любят сладкий сироп). Но выводы, сделанные с помощью индукции, не всегда бывают верными. Возьмем наш пример: а, может, бабочки любят не вкус сиропа, а его цвет. Следовательно, мы сделали неправильное общее заключение из частного случая.
  4. Дедукция. Это процесс, обратный индукции, т.е. общее представление переносится на частности. Пример применения дедуктивного метода: известно, что ласточки перед дождем летают низко над землей. Сейчас ласточки летают низко, следовательно, скоро пойдет дождь. Методы дедукции и индукции также применяются в совокупности. Если в поиске истины (это как?) методами индукции и дедукции мы пришли к одинаковому заключению, значит, наше суждение о чем-либо является истинным.
  5. Аналогия. Метод заключается в том, что на основании знания о каком-то объекте, мы переносим это знание на другой объект, имеющий сходные свойства (признаки, черты) с исходным. Как пример: русская поговорка, основанная на методе аналогии: «Кто как ест, тот так и работает».
  6. Моделирование. Суть метода: замена исследуемого объекта созданной моделью и проведение исследования применительно к этой модели. Например, вращением глобуса вокруг своей оси можно смоделировать движение Земли, процесс смены дня и ночи.
  7. Абстрагирование. Суть: при изучении объекта исследования не учитываются его малозначимые признаки и характеристики. Это позволяет более масштабно провести его изучение. Например, при изучении роли средств массовой информации (СМИ) в жизни общества, мы не подвергаем изучению какую-то определенную газету или журнал, а рассматриваем абстрактное СМИ.
  8. Конкретизация. Суть метода: изучение объекта исследования при условии максимального наделения его конкретными характеристиками и свойствами при определенных условиях окружающей среды. Является противоположностью абстрагирования. Например, при применении метода абстрагирования мы рассматриваем стол как мебель, а при конкретизации мы наделяем рассматриваемый объект характеризующими его свойствами и признаками и изучаем уже не просто «стол», а, допустим, «письменный стол».
  9. Объяснение. Метод заключается в том, чтобы дать изучаемому объекту объективную оценку на основе имеющихся фактов. Например, преподаватель объясняет студентам конкретную тему своего предмета, основываясь на достоверной информации, на достоверных фактах.
  10. Формализация. Суть метода: отражение функций, характеристик исследуемого объекта в искусственной среде знаков, формул и т.д. Например, изучение физических явлений с помощью описания их в формате математических формул и графиков.
  11. Наблюдение. Метод предполагает проведение последовательного наблюдения за исследуемым объектом и фиксацией качественных или количественных изменений, которые в нем происходят. Например, преподаватель наблюдает за ростом уровня знаний своих учеников в течение учебного года.
  12. Эксперимент. Данный метод заключается в проведении над исследуемым объектом ряда опытов с задаваемыми экспериментатором параметров и наблюдение за происходящими качественными и количественными изменениями в динамике. Отличается от наблюдения тем, что экспериментатор не просто фиксирует происходящие изменения, а целенаправленно задает определенные параметры.
  13. Измерение. Суть метода – в фиксации численного значения характеристик изучаемого объекта. Например, при испытании нового двигателя для автомобиля проводятся измерение всех его характеристик (скорости срабатывания системы зажигания, быстрота и температурный режим нагрева и т.д.).

Краткое резюме

Методология – это наука. Чем четче и детальней разработана методология какого-либо направления деятельности человека, тем полней отдача проводимых исследований.

Знаки

Читайте наш блог, это добавит полезных сведений в копилку ваших знаний!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

К сожалению, методы являются достаточно слабым звеном в познании истинны, взять хоть тоже наблюдение, для наблюдателей, находящихся в разных системах отсчёта, один и тот же процесс может восприниматься по разному. А в эксперименте главное его чистота, способ проведения эксперимента не должен зависеть от внутренних убеждений самого экспериментатора, в противном случае, результаты эксперимента можно считать недостоверными.

В процессе исследования важно не забывать, что методология — это инструмент, а не самоцель. Иначе ученый может попасть в ловушку умозаключений, движущихся по кругу.

Ваш комментарий или отзыв

Источник: ktonanovenkogo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин