Акции: OZON (ММВБ и NASDAQ)
Страна: головной офис – Россия, основной бизнес в России
Сфера: E-Commerce
Позиция на рынке: №2 на рынке E-Commerce в России с долей менее 10%
Рост бизнеса: очень высокие темпы роста, ~100% в год
Прибыльность: низко маржинальный, убыточный
Баланс: отрицательный чистый долг, много кэша
Дивиденды: не платит и пока не планирует
Контроль: АФК Система и Baring Vostok
Крупнейшие акционеры: АФК Система и Baring Vostok
Динамика акций:
График OZON от TradingView
Бизнес
Ozon Holdings (OZON на NYSE) – российская e-commerce компания, является вторым по размеру игроком на российском рынке электронной коммерции после Wildberries (который в 2-2.5 раза больше, чем Ozon). Ozon существует уже достаточно давно – более 20 лет, и является одним из первых игроков на российском рынке, однако темпы роста значительно увеличились лишь в последние несколько лет, в том числе в 2020 году благодаря коронавирусу, который увеличил популярность онлайн покупок. На фоне ажиотажа компания провела IPO в 2020 году на Nasdaq и ММВБ, которое стало самым крупным и успешным среди российский компаний за последние годы.
Бизнес с OZON. Стоит ли начинать?
Ozon работает по двум моделям:
1. Прямые продажи. Ozon начал развивать бизнес с того, что самостоятельно покупал товары на свой баланс и продавал их онлайн, работая по модели ритейлера и зарабатывая на разнице между закупочной ценой и стоимостью товара для клиента. До 2018 года это был основной бизнес компании.
2. Маркетплейс. В 2018 Ozon запустил маркетплейс, через который позволяет продавать продукцию сторонним поставщикам. В этой модели Ozon не владеет товаром и зарабатывает на комиссии с каждой продажи. Сейчас доля продаж через маркетплейс уже составляет боле половины от всего объема проданных товаров через Ozon.
Развитие маркетплейса – общий тренд в e-commerce, аналогичную стратегию использует Amazon и большинство других крупных компаний.
Помимо основного e-commerce бизнеса, у Ozon есть также смежные направления, которые компания использует для дополнительной монетизации своей платформы, клиентской базы и инфраструктуры:
Ozon.Travel – интернет-сервис для бронирования авиа и железнодорожных билетов, а также организации деловых поездок. Сервис начал работу в 2009 году, позволяет приобрести авиабилеты всех российских и более 500 международных авиакомпаний.
Ozon.Card – банковская карта, главное преимущество которой – повышенный кэшбек при покупках на Ozon. Основная цель карты – повышение лояльности и удержание клиентов на платформе компании. На 31 марта 2021 года у компании было 780 тысяч владельцев карт, причем половина из них была издана в цифровом формате.
Ozon.Logistics – недавно запущенный логистический сервис для внешнего рынка, который позволяет дополнительно утилизировать и монетизировать инфраструктуру Ozon.
Бизнес-модели по работе с маркетплейсами Wildberries, OZON, Yandex Market, по какой лучше работать?
Также компания получает доходы от размещения рекламы, платной доставки для пользователей и ряда других сервисов.
Финансовые показатели
Общий оборот компании (GMV) растет быстрыми темпами – в 2020 году он увеличился до 197 млрд рублей, что соответствует 144% росту – это очень много даже для быстро развивающейся E-Commerce компании.
При этом такой рост GMV не означает идентичный рост выручки, так как у компании две разные модели работы – прямые продажи и маркетплейс. В первом случае GMV совпадает с выручкой, во втором Ozon зарабатывает на комиссии и других услугах (реклама, доставка и т.д.), которые в сумме значительно меньше GMV. В то же время модель маркетплейса имеет более высокую маржинальность, так как компания не несет расходы на покупку и хранение товара. Так как оборот маркетплейса растет значительно быстрее прямых продаж, общая выручка Ozon увеличивается медленнее, чем GMV – на 73% в 2020 году по сравнению с 144% роста GMV.
Ozon пока несет значительные убытки по операционной и чистой прибыли, хотя в 2020 году они уменьшились по отношению к выручке по сравнению с 2019. Основные статьи расходов – себестоимость продукции при прямых продажах и затраты на логистику (фулфилмент и доставка). Также компания увеличивает инвестиции в привлечение/удержание клиентов и технологии с ростом масштаба бизнеса.
При этом стоит отметить, что все основные статьи расходов растут медленнее, чем GMV, т.е. юнит-экономика бизнеса постепенно улучшается. Это типичная ситуация для ритейла (не важно онлайн или оффлайн), который становится более эффективным с ростом масштаба бизнеса. Если такой тренд продолжится, Ozon со временем выйдет в прибыль.
При этом с точки зрения денежного потока компания намного ближе к точке безубыточности, а в Q4’20 даже показала значительный положительный FCF, правда это вызвано сезонностью продаж. В то же время нужно учитывать, что Ozon активно развивает логистическую инфраструктуру, которая требует значительного капекса, в 2021 году планируются инвестиции в размере 20-25 млрд рублей, намного выше, чем ранее.
Несмотря на большие затраты у Ozon отрицательный чистый долг – сначала рост финансировался за счет инвестиций Системы, Baring и других акционеров, а затем привлек около миллиарда долларов в ходе IPO.
Акционеры
Основными акционерами Ozon являются АФК Система и private equity фонд Baring Vostok – вдвоем они владеют по 33% акционерного капитала компании. Free float составляет чуть более 20% акций.
Мнение о компании
Плюсы и драйверы роста
Рост рынка e-commerce
Рынок E-Commerce в России по прогнозам будет расти быстрыми темпами в ближайшие годы, около 30% в год. В результате к 2025 году он увеличится примерно в 4 раза до 11 трлн рублей.
Происходит это за счет того, что проникновение онлайн продаж в России пока низкое, в 2020 году на них пришлось только около 8% розничного оборота по сравнению с 20-30% в некоторых развитых странах. За счет этого у рынка E-commerce еще сохраняется потенциал для кратного долгосрочного роста.
Также стоит сказать, что помимо российского рынка Ozon планирует развивать бизнес в смежных странах, в частности, компания увеличивает присутствие на рынке Беларуси, поэтому помимо роста в России есть еще потенциал для выхода в новые страны, хотя российский рынок значительно больше, чем в других странах СНГ.
Низкая консолидация рынка
Как и в оффлайн ритейле, масштаб бизнеса в e-commerce дает большое конкурентное преимущество, так как позволяет более эффективно выстроить процессы (логистику, привлечение/удержание клиентов и т.д.) и иметь преимущество с точки зрения экономики. Сейчас на российском рынке E-commerce много небольших независимых игроков разного формата и нет явного лидера. По прогнозам аналитиков в ближайшие 5 лет произойдет значительная консолидация рынка и большая часть продаж перейдет на маркетплейсы формата Ozon. Как у одного из крупнейших игроков на рынке у Ozon есть возможность стать бенефициаром этого тренда и значительно увеличить свою долю. Менеджмент компании очень оптимистичен относительно перспектив бизнеса и считает, что Ozon сможет занять как минимум треть рынка по сравнению с текущей долей 7-8%.
Минусы и риски
Сильная конкуренция на рынке
Рынок E-Commerce в России является одним из самых конкурентных в мире. Если обычно есть явный лидер или 2-3 крупные компании, то в российском E-commerce сразу пять компаний претендуют на лидерство и у каждой есть свои конкурентные преимущества. Помимо Ozon это:
- Wildberries – текущий лидер рынка, сейчас больше Озона в 2 раза по GMV и растет почти такими же быстрыми темпами. Wildberries – частная компания, о которой доступно не так много информации, и бизнес вызывает много вопросов, от того, является ли основательница Татьяна Бакальчук реальным бенефициаром до сомнительных способов ведения бизнеса вроде принудительных скидок за счет поставщиков. В то же время, как писал выше, эффект масштаба играет большую роль в e-commerce и Wildberries пока значительно больше, чем все конкуренты, включая Ozon.
- Aliexpress – совместное предприятие Alibaba, Mail.ru и МегаФона. Его основной бизнес сейчас отличается остальных крупных маркетплейсов, так как большая часть товаров поставляется напрямую из Китая через Почту России. В то же время компания активно развивает бизнес внутри страны и строит полноценный маркетплейс для работы в России, а у ее акционеров много денег и сильные компетенции. К тому же Aliexpress также больше чем Ozon с точки зрения масштаба бизнеса, если учитывать его кросс-бордер сегмент.
- Яндекс.Маркет – сейчас в несколько раз меньше Ozon, но также растет очень быстрыми темпами и является основной точкой роста для всего Яндекса в ближайшие годы по заявлениям менеджмента. Ранее это было совместное предприятие со Сбербанком (Беру), но у двух корпораций не сошлись интересы и Яндекс выкупил долю Сбербанка. По сравнению с Ozon у Яндекс.Маркета сейчас хуже развита операционная составляющая бизнеса, но есть деньги, трафик и технологии от большого Яндекса, а также синергии с другими частями экосистемы (Плюм, Яндекс Go и т.д.).
- Сбербанк – крупнейший банк в стране ранее делал несколько попыток выйти на рынок e-commerce вместе с Яндексом и Ozon, а сейчас решил развивать бизнес самостоятельно. Сейчас Сбербанк развивает СберМаркет (фокус на продукты питания) и СберМегаМаркет (универсальный маркетплейс, бывший goods.ru). Пока это самый маленький игрок среди претендентов на лидерство и у Сбербанка нет значимых компетенций на рынке e-commerce, но есть очень много денег и другие ресурсы (огромная база клиентов, отделения по всей стране и т.д.), которые компания планирует активно использовать для роста своего бизнеса.
Помимо перечисленных игроков онлайн продажи активно развивают крупные онлайн ритейлеры (X5, МВидео, Детский мир и т.д.), которые занимают значимую долю в своих сегментах рынка и тоже не планируют уступать позиции. В итоге с учетом очень высокой конкуренции на рынке амбиции менеджмента Ozon занять минимум треть рынка e-commerce в России будет непросто осуществить.
Высокая оценка
Как разбирали выше, выручка e-commerce компаний сильно отличается при прямых продажах и работе по модели маркетплейса, поэтому сравнивать их по EV/S некорректно, а по EV/EBITDA и P/E сложно, так как большинство игроков убыточны. Поэтому наиболее релевантные мультипликаторы – MCap/GMV или MCap/Gross Profit (взял капитализацию для простоты, можно также использовать Enterprise Value, но отличия будут небольшими). Ozon самый дорогой по мультипликаторы к GMV среди зарубежных аналогов, которые также растут быстрыми темпами. С точки зрения отношения к валовой прибыли сравнение выглядит лучше, но все равно Ozon точно нельзя назвать дешевым.
Текущее мнение об акциях компании и дополнительные материалы про бизнес доступны для подписчиков
Аккаунт доступа «Premium»
Источник: longterminvestments.ru
Ozon и «Евросеть» применяют новую модель бизнеса
Причем кроме расширения ассортимента, компания применяет новую для себя модель доставки, сообщают «Известия». Теперь логистика полностью ложится на плечи немецкой компании Mainex. Это позволит снизить цену товара, так как зарубежные компании могут не платить в России НДС.
До этого Ozon сотрудничал с российскими компаниями. Они либо доставляли товар на склады ритейлера, откуда он доставлялся по логистической сети Ozon, либо доставлялись напрямую, если товар был крупногабаритным. Теперь же все товары будут доставляться, минуя склады ритейлера.
— Мы запустили этот проект для предложения конкурентных цен покупателям, а также, конечно, более широкого ассортимента, — заявили «Известиям» в пресс-службе Ozon.
Российским компаниям в ритейле сложно конкурировать по цене с западными, так как приходится платить НДС, таможенные пошлины, которые в общем итоге повышают цену почти на 25%. Также исполнительный директор ассоциации компаний интернет-торговли ( АКИТ ) Артем Соколов отметил, что в обязанности российских компаний входит сертификация товара, гарантийное обслуживание и другое, а иностранные компании от таких обязательств свободны. Таким образом, чтобы конкурировать с зарубежными ритейлерами, российским интернет-магазинам приходится применять хитрости и искать новые модели бизнеса.
«Евросеть» решила применить аналогичную схему – до конца года компания откроет иностранные представительства и уже через них будет продавать телефоны в онлайн-магазине. По словам президента компании Александра Малиса, окончательное решение будет зависеть от наличия законов, уравнивающих условия работы зарубежных и отечественных магазинов.
Статья относится к тематикам: E-commerce. Маркетплейсы, Крупные мировые ритейлеры, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте «Retail.ru» в свои источники в Яндекс.Новости
Ozon и «Евросеть» применяют новую модель бизнеса https://www.retail.ru
Онлайн-ритейлер Ozon расширит свой ассортимент одеждой и обувью из Европы и Америки.
Причем кроме расширения ассортимента, компания применяет новую для себя модель доставки, сообщают «Известия». Теперь логистика полностью ложится на плечи немецкой компании Mainex. Это позволит снизить цену товара, так как зарубежные компании могут не платить в России НДС.
До этого Ozon сотрудничал с российскими компаниями. Они либо доставляли товар на склады ритейлера, откуда он доставлялся по логистической сети Ozon, либо доставлялись напрямую, если товар был крупногабаритным. Теперь же все товары будут доставляться, минуя склады ритейлера.
— Мы запустили этот проект для предложения конкурентных цен покупателям, а также, конечно, более широкого ассортимента, — заявили «Известиям» в пресс-службе Ozon.
Российским компаниям в ритейле сложно конкурировать по цене с западными, так как приходится платить НДС, таможенные пошлины, которые в общем итоге повышают цену почти на 25%. Также исполнительный директор ассоциации компаний интернет-торговли ( АКИТ ) Артем Соколов отметил, что в обязанности российских компаний входит сертификация товара, гарантийное обслуживание и другое, а иностранные компании от таких обязательств свободны. Таким образом, чтобы конкурировать с зарубежными ритейлерами, российским интернет-магазинам приходится применять хитрости и искать новые модели бизнеса.
«Евросеть» решила применить аналогичную схему – до конца года компания откроет иностранные представительства и уже через них будет продавать телефоны в онлайн-магазине. По словам президента компании Александра Малиса, окончательное решение будет зависеть от наличия законов, уравнивающих условия работы зарубежных и отечественных магазинов.
конкуренция, онлайн-ритейл Ozon и «Евросеть» применяют новую модель бизнеса
Источник: www.retail.ru