Бизнес придумывает себе все новые и новые формы и модели. Стоит разобраться, какую роль в этом играют ИТ, и как компании используют инновации в своих целях.
Сфера товаров и услуг берет свое начало множество столетий назад. Можно сказать, что первые бизнес-модели были созданы еще в каменном веке. Они имели вид примитивного обмена товарами в те древние времена, когда он еще не был монетизирован. После появления денег в конце VII—VIII вв начали появляться и совершенствоваться модели бизнеса, которые актуальны и по сей день.
Для начала стоит разобраться, что же такое бизнес-модель, и выделить основные виды этих моделей. В качестве примера развития бизнес-моделей мы рассмотрим рынок информационных технологий, потому что на сегодняшний день это самая активно развивающаяся часть экономики.
Как выжать максимум из трафика на сайт?
Ваш текущий трафик может приносить больше лидов. Например, вы можете делать таргетированные SMS-рассылки по всем посетителям сайта, включая даже тех, кто не оставил контактов. Читайте как получать больше сделок и экономить бюджеты на рекламу с помощью платформы автоматизации маркетинга Calltouch Лидс. Узнать больше →
Современная бизнес модель на it продукте — Прокопенко Андрей
Источник: www.cossa.ru
1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
Бизнес-модель описывает каким образом и за счёт каких средств компания приобретает свою стоимость. Бизнес-модель описывает основные бизнес цели и стратегии, организацию производства, описывает информационную и организационную структуру компании, производственные и информационные технологии, используемые в компании, систему управления и продаваемые продукты или услуги. Бизнес-модель показывает как именно устроен бизнес, какова методика его ведения и каков выбранный компанией способ получения прибыли (рис.1).
Рис.1 Основные вопросы при построении бизнес-модели Существует несколько способов визуального представления основных элементов бизнес-модели, раскрывающих логику выбранного компанией способа извлечения прибыли. Александр Остервальдер (Alexander Osterwalder) и Ив Пинье (Yves Pigneur) в своей книге «Построение бизнес-моделей», предложили отображать её в простом и понятном схематическом виде для простоты её описания. Они предложили разложить бизнес-модель на девять составляющих её блоков-факторов, каждый их которых влияет на успех компании (рис.2). Такой практический подход к вопросам анализа, построения, совершенствования бизнес-модели находит применение во многих мировых компаниях. О предлагаемой потребителю ценности Остервальдер и Пинье пишут, что она «описывает способ, каким образом компания дифференцирует себя от своих конкурентов, и причины, по которым потребители покупают продукты именно этой компании, а не какой-либо другой» [5]. Рис.2 Схема бизнес-модели компании У А. Остервальдер и И. Пинье это выглядит так: Рис.3 Схема бизнес-модели компании по А.Остервальдер и И.Пинье Элементы бизнес-модели:- Ключевые ресурсы компании – все ресурсы, необходимые для реализации бизнес-модели.
- Потребительский сегмент – определяет тип потребителей продукта или услуги.
- Каналы распространения – пути, по котором продукт / услуга доставляется потребителю.
- Отношения с потребителями – описание того как и какие потребности клиента будет обеспечивать бизнес.
- Ценностное предложение – в чем заключается ценность для потребителя и в чём уникальность.
- Потоки доходов – описание методов, которыми потребители оплачивают стоимость продукта / услуги, и описание источников доходов.
- Структура затрат – описание статей расходов, которые происходят в процессе ведения бизнеса.
- Ключевое партнёрство – описание внешних связей с партнёрами.
- Ключевые виды деятельности – описание того, что сотрудники должны выполнять для создания продукта / услуги.
В новой, постоянно меняющейся деловой среде, тип бизнес-модели всё больше зависит от способа использования производственных и информационных технологий и, прежде всего, в сети Интернет. Технологии и производимые с их помощью товары и услуги становятся основной движущей силой бизнеса. Используя новейшие Интернет технологии, компании создают новые модели собственного бизнеса или изменяют существующие, что позволяет эффективнее управлять организацией, способствуя привлечению большего количества клиентов и снижению издержек. Но изменение модели бизнеса зависит не только от используемых технологий. Бизнес-модель компании не может не изменяться со временем. Появлению новых способов ведения дел способствуют изменения на рынке, политические, экономические, социальные изменения в государстве и мире, развитие научно-технического прогресса. Изменения происходят и во внутренней среде компании. Появление людей, не боящихся перемен, способных создать сильную управленческую команду, генерирующую новые бизнес-идеи, позволяет совершенствовать собственную модель бизнеса. Несмотря на то, что каждая компания владеет уникальной бизнес-моделью, которую невозможно просто скопировать, существует ряд стандартных типов бизнес-моделей.
Бизнес модель в стартапе
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
11 Цифровые бизнес-модели, которые вы должны знать, вкл. примеры
Каковы характеристики цифровых бизнес-моделей? Как они отличаются от цифровых предложений и что следует знать?
By Benjamin Talin Last updated Ноя 28, 2022
Цифровые бизнес-модели, включая примеры — Вот что вам нужно знать, мы объясняем особенности цифровых бизнес-моделей и даем советы, с чего начать и где быть осторожным.
Хотя большинство руководителей в настоящее время имеют базовые знания о таких технологиях, как искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные, IoT и цифровизация/цифровая трансформация, до сих пор иногда существует путаница в отношении того, как цифровые бизнес-модели работают. Эти новые способы ведения бизнеса являются одними из самых разрушительных бизнес-моделей нашего времени, движимых технологиями и мощью сетей.
Как мы все знаем, движущей силой этих бизнес-моделей являются не технологии. На самом деле, технологии играют лишь второстепенную роль. Как и в цифровых экосистемах, цифровые бизнес-модели обслуживают только опыт клиента. Поэтому мы должны спросить себя только об одном: как мы можем создавать ценность для клиентов, используя цифровые инструменты, такие как платформы, приложения, веб-сайты и т.д.?
Сила заключается в прямом доступе к клиенту и данным. Вы можете получить непосредственно ваше предложение в его руки, вы отправляете ему сообщения в карман, и он сразу же может потреблять ваш продукт, так как он легко передается и потребляется в цифровом виде.
Еще одним важным моментом является то, что цифровые услуги легко создаются, дублируются и автоматизируются. Это означает, что при масштабировании бизнеса для большего количества клиентов, в большинстве случаев, не возникает больших затрат. Напротив, это самое лучшее, что есть в цифровых бизнес-моделях, они способны масштабироваться без лишних усилий — Вы можете продать свой продукт 100 раз или более 1 Мио и это не заставит Вас потеть.
Что такое цифровые бизнес-модели?
Цифровые бизнес-модели — это способы создания, доставки и захвата стоимости в цифровой экономике. Для этого цифровые бизнес-модели используют несколько цифровых технологий для создания и предоставления своих продуктов и услуг. В цифровых бизнес-моделях, не имеющих предельных издержек, существует множество различных динамик, которые имеют несколько последствий.
Одно из последствий заключается в том, что входные барьеры для таких предприятий гораздо ниже, чем для традиционных предприятий. Этот более низкий барьер входа объясняется тем, что затраты на создание цифрового бизнеса гораздо ниже, и вам не нужно столько физической инфраструктуры. Кроме того, охват цифрового бизнеса гораздо шире, поскольку вы можете охватить клиентов по всему миру, имея всего лишь веб-сайт или приложение.
Еще одно следствие заключается в том, что цифровые предприятия, которые могут очень быстро расширяться, часто основаны на эффекте масштаба. Это связано с тем, что для роста им не требуется столько физической инфраструктуры, и они могут легко охватить больше клиентов. Кроме того, цифровые предприятия часто могут быть автоматизированы или переданы на аутсорсинг для снижения затрат, что делает их более прибыльными в больших масштабах, чем традиционные предприятия.
Однако у цифрового бизнеса есть и некоторые недостатки. Один из них заключается в том, что они могут быть очень конкурентоспособными, поскольку новым игрокам легко выйти на рынок. Кроме того, новые технологии или изменения в поведении клиентов могут быстро нарушить работу цифровых компаний. Наконец, цифровые компании часто могут быть менее лояльны к клиентам, чем традиционные компании, так как они обычно имеют более короткий срок жизни (также более низкую пожизненную ценность клиента — CLV) и менее склонны к построению долгосрочных отношений с клиентами.
Компании могут использовать различные модели, но обычно они относятся к одной из трех категорий: ориентированные на продукт, ориентированные на услуги или ориентированные на процесс. Компании, ориентированные на продукт, продают физические или цифровые продукты клиентам, компании, ориентированные на сервис, предлагают услуги, а компании, ориентированные на процесс, предоставляют процесс или платформу, которая позволяет другим компаниям создавать и предоставлять цифровые продукты или услуги.
Цифровые бизнес-модели имеют 4 характеристики
Часто возникает путаница между цифровыми предложениями и цифровыми бизнес-моделями. В целом, цифровое предложение является лишь дополнением к существующим услугам или продуктам, таким как приложение для вашего продукта, чат-бот для обращения в службу поддержки или интерфейс для управления продуктом. Цифровые бизнес-модели, с другой стороны, обладают определенными характеристиками, которые помогают отличить их от цифровых предложений:
1. Ценность создается с помощью цифровых технологий
Когда ценностное предложение предлагаемой услуги (исключительно) основано на цифровых технологиях, тогда у нас есть один большой показатель для цифровой бизнес-модели. Амазонка, Алибаба, Facebook, Google и т.д. были бы невозможны без использования Интернета.
2. Цифровые бизнес-модели являются новинками на рынке
Одним из лучших примеров является различие между цифровыми предложениями и цифровыми бизнес-моделями. Когда вы считываете данные о потреблении энергии через приложение, то это цифровое предложение вашего поставщика электроэнергии. Когда вы заказываете транспорт через приложение, которое соответствует вашему запросу с водителем, то это цифровая бизнес-модель.
3. Цифровые приобретения и распределения клиентов
Чтобы стать клиентом и воспользоваться услугой, необходимо использовать цифровые каналы. Цифровые бизнес-модели иногда основаны исключительно на цифровых каналах. Это особенно важно для бизнес-моделей, которые опираются на раннее внедрение (фримиум-модель) или на рыночные площадки (например, Amazon размещает рекламу при поиске в Интернете).
4. USP создается в цифровом формате
Когда клиент готов платить за ваши услуги и предложения, которые создаются в Интернете, то это является сильным индикатором цифровой бизнес-модели, так как потребительская ценность может быть создана в цифровом виде, а также монетизирована.
Различные виды цифровых бизнес-моделей
1. Свободная модель (Специальная модель)
Всем известна «свободная» бизнес-модель, так как она используется двумя самыми известными компаниями в мире. Google, как и Facebook, являются хорошими примерами того, как использовать поддерживаемую рекламой и «бесплатную» бизнес-модель. Идея этой бизнес-модели заключается в том, чтобы предлагать услугу бесплатно, и пользователь становится тем продуктом, который продается. В случае с Google и Facebook, каждый пользователь, который пользуется услугами, дает ценную информацию о себе. С помощью этих данных можно легко отобразить объявления, которые компании могут купить и нацелить на конкретных пользователей.
2. Фримиевая модель
Особенно в мире программного обеспечения, это одна из наиболее распространенных цифровых бизнес-моделей. Пользователи получают свободный доступ к базовой версии (Free) продукта, которая в основном ограничена в некоторых отношениях. Если пользователь хочет использовать больше функций или ресурсов, у него есть возможность перейти на платную версию (Premium).
Отличным примером является Spotify. Каждый может пользоваться услугой бесплатно (и получать рекламу), но если вы хотите иметь больше функций и более высокое качество, то вам необходимо оплачивать ежемесячную подписку. Это также отличный пример того, что различные бизнес-модели могут быть смешанными.
3. Модель по запросу
По аналогии с моделью «Доступ к собственности (Access-Over-Ownership)» также существует бизнес-модель «по требованию». В этом случае речь идет не о физическом продукте, которым вы владеете, а о виртуальном продукте или услуге.
On-Demand работает, например, через интернет-видеомагазины, где вы получаете право потреблять видео в течение определенного периода времени (Amazon Video, Apple TV+ и т.д.).