Бизнес модели малых инновационных предприятий

Ключевые слова: малые и средние предприятия, госкорпорации, инновации, инвестиции, стратегия, бизнес-модель, инновационная экономика

Аннотация

В статье рассмотрены перспективы взаимодействия государственных корпораций с малыми и средними инновационными предприятиями, найдены точки соприкосновения и перспективы взаимовыгодной интеграции. Также предложен вариант бизнес-схемы, удовлетворяющий требованиям и стратегическим целям как госкорпораций, так и малых и средних предприятий и позволяющий достичь наиболее эффективного сотрудничества.

Журнал: «Менеджмент инноваций» — №1, 2008 (https://grebennikon.ru/article-zkum.html» target=»_blank»]grebennikon.ru[/mask_link]

Бизнес модели малых инновационных предприятий

В статье кратко рассматривается сущность требований к написанию бизнес-планов, а также на основании проанализированных данных предлагается авторская бизнес-модель для малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях (МИПВ) согласно разработанной комплексной методике экономической оценки инновационных проектов (КМЭО ИП). Данная комплексная методика основана на ценностном подходе к разрабатываемой наукоёмкой продукции и включает в себя четыре блока проводимого анализа: маркетинговый, финансовый, анализ юнит экономики (unit economics) и оценка интеллектуальной собственности. Расставлена и изучена приоритетность стадий соответствия, заключающихся в отождествлении «профиля потребителя» и «карты ценности продукта», положительной реакции потребителей новаторов при соответствующей возможности и разработке эффективного бизнес-плана. Также были разработаны аксиологические шкалы ценности для потребителя с учётом важности свойств продукта-новинки и интеллектуальной собственности.

Выставка малых инновационных предприятий

малые инновационные предприятия
созданные на базе высших учебных заведений (мипв)
комплексная методика оценки инновационных проектов (кмэо) мипв
аксиологическая шкала оценки ценностного предложения
юнит-экономика финансовая модель инновационного проекта мипв

1. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. № 2. С. 143– 172.

2. Бланк С. Стартап: Настольная книга основателя. М.: Альпина Паблишер, 2013. 616 с.

3. Зобнина М.Р., Теванян Э.А., Рожков А.Г. Методическое пособие по курсу «Интернет-предпринимательство». Издательские решения. Ридеро, 2016. 145 с.

4. Ким И.С. Построение финансовой модели инновационного проекта: метод. пособие. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2016. 40 с.

5. Киршина Н.Р., Лебединский В.И. Особенности оценки стоимости стартапов // Имущественные отношения в РФ. 2019. №7 (214). С. 1-9.

6. Руководство по подготовке финансовой модели. ФРП, 2016. 11 с.

7. Остервальдер А. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. М.: Альпина Паблишер, 2015. 312 с.

Лекция Н.В.Цехомского «Новые бизнес-модели»

8. Смагин В.Н. Иррациональность рынка и малое предпринимательство // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №1. C. 80-84.

9. Смирнов Д.Г. Облачные технологии в бизнесе // Оценка инвестиций. 2018. №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oblachnye-tehnologii-v-biznese-1 (дата обращения: 01.03.2021).

10. Ханин Д. Юнит-экономика. Начало. Блог Даниила Ханина. URL: https://khanin.info/blog/85 (дата обращения 02.03.2021).

11. Щетинина Е.Д., Берлизев А.К., Тогба С.С. Теоретико-методические рекомендации по диагностике и совершенствованию управления малыми инновационными предприятиями при высших учебных заведениях России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. № 4 (46).

С. 632.

12. Ershova N., Shangaraev R., Kosareva T. Digital Economy Role in Modern Social and Economic Relations Management. Conference: “New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development” (NSRBCPED 2019) // Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. Vol. 13.

Р. 352– 355.

13. Mariotti S., Towle T. Entrepreneurship: Owning Your Future. Eleventh Edition Pearson Education. 2010. 646 p.

15. Skok D. SaaS Metrics 2.0 – A Guide to Measuring and Improving what Matters. Blog David Skok. URL: www.forentrepreneurs.com/saas-metrics-2/ (дата обращения 25.02.2021).

Введение

Переход отечественной экономики на путь инновационного развития в настоящее время является одной из приоритетных целей государственной политики. При этом весьма важной представляется роль малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений (МИПВ). Особое внимание к деятельности российской высшей школы в одном из направлений ориентировано на рост инновационного потенциала ВУЗ. Основные меры нацелены на реорганизацию структуры вузов, продвижение актуальных механизмов развития предпринимательства, повышение качества образования на базе цифровых технологий, создание экономических условий для притока различного рода инвестиций. Несмотря на это, сегодняшнее развитие предпринимательской деятельности в вузах пока не является неотъемлемой составляющей их деятельности, в том числе и по причине дефицита методического арсенала.

Читайте также:  Если в бизнесе нет удачи

Цель исследования состоит в том, чтобы предложить комплекс теоретико-методических рекомендаций по совершенствованию инструментария оценки инновационных проектов МИПВ в эпоху цифровой экономики.

Материал и методы исследования

Эмпирическую базу исследования составили различного уровня федеральные и нормативно-правовые акты, статьи и препринты международных и отечественных научных изданий, конференций и форумов, собственные исследования автора, а также данные сети Интернет, ее открытых платформ и сайтов компаний. Методы данного исследования основываются на использовании системного и логического подхода, диалектики, научной абстракции и индукции, а также методов аналогии и дескриптивного анализа научной периодики и баз данных по теме работы.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ существующих требований к написанию бизнес-планов, среди отечественных учреждений, предоставляющих кредиты (ПАО «Сбербанк России», ГК «Внешэкономбанк», ПАО «ВТБ» и пр.), учреждений и фондов с государственным участием (МЭРТ РФ, Фонд содействия инновациям, Российский фонд фундаментальных исследований, фонд Сколково и пр.) или частных инвестиционных фондов носят в основном рекомендательный характер, не имея при этом единого стандарта.

Любая методика бизнес-планирования имеет как положительные, так и отрицательные стороны, установленную структуру написания бизнес-плана. Учитывая продуктивность концепции уникального ценностного предложения, при принятии решения о финансировании любого наукоёмкого стартапа, в особенности инновационного проекта МИПВ, следует при его обосновании включать не только экономические, но и функциональные преимущества разрабатываемого продукта.

На данный момент особенности комплексной оценки стартапов МИПВ недостаточно изучены и практически не проработаны. Поэтому автором статьи предлагается комплексная методика экономической оценки инновационного проекта (КМЭО ИП) МИПВ на основе маркетингового анализа, включающего концептуальную модель уникального ценностного предложения, рассмотренную в работе А. Остервальдера и его коллег [7] как теоретическую основу метода, которая интегрируется с рыночным и финансовым анализом, юнит-экономикой (unit-economics) и оценкой наличия результатов интеллектуальной деятельности как подтверждения наукоёмкости продукта.

Исходные данные КМЭО ИП заключаются в этапах, отображенных на рисунке 1.

I. Маркетинговый анализ заключается в оценке создаваемого уникального ценностного предложения (УЦП) при помощи «профиля потребителя» (потребительского сегмента), достаточно точно определяя разработчикам инновационного продукта задачи, проблемы и выгоды потенциального потребителя. Далее формируется «карта ценностей продукта», имеющая три составляющих: 1) Идея товара, услуги; 2) Факторы помощи (help-made факторы); 3) Факторы выгоды; выстраивая подход к тому, как создавать ценность, на основании конкретных задач, проблем и выгод.

После изображения «профиля потребителя» и «карты ценности продукта» наступает стадия поиска «соответствия», заключающаяся в процессе создания УЦП «…на основе ваших товаров и услуг, отвечающих задачам, проблемам и выгодам, реально значимым для потребителя» [7, C.86]. «Соответствие» достигается в три стадии:

1. Отождествление задач, проблем и выгод потребителя с ценностным предложением разрабатываемого наукоёмкого продукта МИПВ;

2. Положительная реакция от потребителей-новаторов на предложение инновационного продукта и его старт-промоушн (выход на рынок и первые продажи);

b1.tif

Рис. 1. Схематичное отображение комплексного метода экономической оценки инновационных проектов МИПВ

Разумеется, данные стадии желательно изучить с помощью неких закономерных моделей, предоставляющих предварительный результат, так как отрицательный практический опыт на одной из стадий может быть дорогим, имеющим ряд негативных последствий. Но создание эффективных математических моделей в данном случае представляется маловероятным, поскольку все пункты, исходя из наблюдений типичных, но достаточно конкретных ситуаций, между собой имеют нелинейный, зачастую хаотичный, характер процессов, что делает невозможным получить универсальное руководство к действию. Предполагается сформулировать в некоторой степени эффективные и реалистичные схемы действий, позволяющие в будущем посредством критики уточнять, развивать и адаптировать их под сценарный анализ новых хозяйствующих субъектов [8].

Читайте также:  Преимущества бизнес карты для ИП

Чтобы данным рассуждениям придать более осязаемые на практике черты, составим приоритетность выше указанных стадий соответствия (табл. 1).

Приоритетность стадий соответствия

Стадии УЦП создаваемого МИПВом

Источник: vaael.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

В странах Европейского Союза и США на субъектах малого предпринимательства лежит важная миссия — коммерциализация научно-технических достижений и инноваций. Предприятиями малого наукоемкого бизнеса организуется до 50% всех нововведений, на мировом рынке они являются лицензиарами почти половины всех инноваций.

Таким образом, малые инновационные предприятия в развитых странах уже стали привлекательным объектом для инвестирования. Считается, что в России один из самых больших в мире потенциал инновационной активности. Использование этого резерва возможно только за счет комплексной государственной политики. Научная проблема, лежащая в основе настоящего исследования заключается в поиске особенностей развития инновационных предприятий в России.

Признаки кризисных явлений 2008-2009 гг. также как и сейчас сопровождались существенным падением темпов экономического роста России. Несмотря на то, что предпринятые усилия позволили избежать острых проявлений кризиса, очевидна необходимость диверсификации базиса развития. В России, несмотря на понимание важности вопроса инновационной политики и перехода к инновационной модели развития, в настоящие время процессам создания и поддержки малых инновационных предприятий уделяется недостаточно внимания.

Ключевым экономическим приоритетом на современном этапе развития России провозглашается перевод промышленности на инновационный путь развития. Цель такой инновационной политики заключается в обеспечении существенного вклада науки и техники в повышение экономической эффективности и производительности труда, в ресурсосбережение и достижение на этой основе конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке.

Стратегическим направлением инновационной политики должно быть создание регулярного научного рынка достижений в области создания новых машин, оборудования, приборов и технологий. Не менее важным направлением деятельности является формирование и развитие научно-технической и инновационной инфраструктуры, способной решить задачу коммерциализации новых технологий и обеспечить внедрение результатов научно-технологической деятельности в производство. Необходима инновационная инфраструктура, адекватная возможностям и требованиям экономики.

Реализация инновационной политики должна включить в себя следующие направления:

— работа по научно-методологическому, правовому, ресурсному и организационному обоснованию механизма создания инновационно-промышленных кластеров,

— формирование инновационных точек роста,

— создание индустриальных парков на специально отведенных территориях,

— определение перечня производств и предприятий, инвестиционных проектов, которые можно разместить на данной территории,

— выделение территориальных зон, обладающих конкурентными преимуществами и способными стать центрами инвестиционных, финансовых, товарных и трудовых потоков.

Малые инновационные предприятия (далее по тексту — МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом.

Основной политики для обеспечения благоприятного создания МИП было принятие Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». За первый год работы закона было создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях.

В целом проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что основные барьеры для появления новых и развития существующих малых инновационных предприятий в России преимущественно связаны с финансированием. Нехватка собственных ресурсов для развития в совокупности с низким уровнем развития института венчурного финансирования, сложностью получения заемных средств – кредитов, становятся существенными барьерами для развития малого инновационного предпринимательства в России.

Читайте также:  Виды специальных налоговых режимов для малого бизнеса

Вместе с тем, развитию новых малых инновационных предприятий способствуют специально созданные программы инфраструктурной поддержки. К таковым относятся: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, технолполисы и т.п. К сожалению ещѐ не по всей стране распространены подобные программы.

Неравность созданных условий обусловлена тем, что крупный бизнес в России имеет более высокий научно-технический потенциал, собственную исследовательскую базы и более широкие возможности привлечения высококвалифицированных специалистов. Согласно данным статистического сборника НИУ ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности: 2013», уровень инновационной активности малого бизнеса, занятого промышленным производством в России, очень низок (варьирует от 2,4–5,5% в зависимости от численности работников) по сравнению со средним (9,1– 11%) и, особенно, крупным бизнесом (до 76%) [2]. По данным Росстата, доля занятого населения в малом бизнесе (без микропредприятий) в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России. Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира, где аналогичный показатель составляет в США – 60%, Германии, Франции, Италии – 65-80, Японии – 80-88%).[5]

Говоря о региональном рынке Ростовской области, количество представителей малого бизнеса в сфере инноваций в Ростовской области не превышает 300 предприятий. [4]

Следует признать, что состояние и темпы развития малого инновационного бизнеса не удовлетворяют современным потребностям. Основными причинами, сдерживающими его становление, являются: неразвитость государственных институтов и механизмов стимулирования, проблемы современного состояния инвестиций, необходимых для развития инновационного бизнеса. [1]

Подводя итоги можно выделить основные особенности развития малых инновационных предприятий в России:

1) Наличие поддержки со стороны государства.

2) Корректировка законодательства в сторону улучшения положения малых инновационных предприятий.

3) Желание учѐных и поддержка ведущих учѐных страны способствовать и поддерживать МИПы.

4) Огромное количество молодых людей ищущих возможность реализовать свои бизнес — идеи.

Между тем в действительности интеллектуальные преимущества России не превращаются в экономические достижения. Скорее всего, этого не происходит по двум причинам: во-первых, из-за слабой конкуренции, что обусловливает повышение себестоимости продукции; во-вторых, из-за значительного перекоса в сторону закупки готовых оборудования и технологий за рубежом по отношению в ущерб собственным разработкам, что затрудняет некоррупционный вход на рынок новых технологических разработок. [3]

На наш взгляд, особенности развития малого инновационного предпринимательства в России характерны преимущественно для малых городов, поскольку в них, как правило, отсутствуют субъекты крупного бизнеса, а малое предпринимательство является основным источником рабочих мест и доходов.

Список литературы

1. Аракелян, С.А. Совершенствование инвестиционной системы стимулирования инновационного малого бизнеса в регионе: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.05 / Аракелян Самвел Абрамович. – Брянск, 2011. — 22 с.

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: статистический сборник. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. – 472 с.

3. Иноземцев, В. Инновации с принуждением // Российская газета – Федеральный выпуск. – М., 2011. — № 4958 (134). – С.4.

4. Сафарян, В.Р. Финансовое регулирование развития малого бизнеса в регионе: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.10 / Сафарян Валентина Романовна. – Р-н/Д., 2012. — 25 с.

5. Сулакшин, С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. II. — М.: Научный эксперт, 2008. – С. 1825, 1827, 1828.

Источник: izron.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин