Бизнес модели в медиаиндустрии

В.Д. Маркова, бизнес-модель понимает не только как инструмент, но и как способ организации бизнеса в отрасли, который отражает экономическую логику деятельности организации [5]. Иными словами, бизнес-модель дает не только возможность для анализа деятельности экономического субъекта, но и содержит в себе определенную последовательность действий, предпринимаемых организацией в условиях рынка для того, чтобы получить прибыль.

Американские ученые Л. Боссиди и Р. Чаран определяют бизнес-модель как процесс основанного на реальности мышления, нацеленного на понимание специфики бизнеса как единого механизма [2]. Это еще одно определение, не дающее представления о содержании понятия «бизнес-модель», однако указывающее на комплексный характер бизнес-моделирования как когнитивного процесса. Такой подход подразумевает то, что бизнес-модель – это искусственно созданный конструкт, результат управленческой деятельности и процесса принятия решений, а не естественным образом сложившийся порядок вещей.

Проектирование требований к ИС, ТЗ, ТЭО и бизнес модели сайта. Попов 02ВТд4010м

Разнообразие подходов к определению «бизнес-модели» побуждает некоторых исследователей сосредоточиться на рассмотрении ее содержания, как с экономической точки зрения (на процессе формирования прибыли), так и с операционной (на внутренних процессах), и со стратегической (выработке бизнес-стратегии организации).

С одной стороны «бизнес-модель» понимается как аналитический инструмент, способный отразить логику основных процессов, происходящих как внутри организации, так и вне ее, а с другой – делается акцент на том, что создание успешной бизнес-модели – залог создания эффективного функционирования любого СМИ, т.е. она нужна не только для анализа уже существующего медиабизнеса, но и должна быть отправной точкой создания организации, конфигурации ее основных процессов, формирования ее архитектуры.

В.Л. Иваницкий базовым при создании СМИ «с нуля» считает метод бизнес-моделирования с использованием методик регулярного менеджмента [4]. При разработке бизнес-модели СМИ он предлагает учитывать семь элементов регулярного менеджмента: структура, финансы, бизнес-план, маркетинг, экономика, учет и логистика.

В.Л. Иваницкий предлагает следующую типологизациюбизнес-моделей СМИ: респектабельная, агрессивная, интуитивнаяи корпоративная [4].

К СМИ, выстраивающим респектабельную бизнес-модель, относятся деловые, общественно-политические и СМИ общего интереса, которым характерны нацеленность на результат, работа на основе диалогического или презентационного типа коммуникаций и привлечение элитной аудитории. К СМИ, выстраивающим агрессивную бизнес-модель, относятся «желтая» пресса, таблоиды, которым характерны желание получить быстрый финансовый результат, работа на основе презентационных и манипулятивных типов коммуникаций, привлечение отчасти маргинальной аудитории. К СМИ, выстраивающим интуитивную бизнес-модель, относятся местные СМИ, которые ведут бизнес исключительно основываясь на интуиции, в конкурентной среде выживают за счет преданности им аудитории и низким расходам на оплату труда. К СМИ, выстраивающим корпоративную бизнес-модель, относятся мультимедийные медиахолдинги.

На иболее распространенным подходом к типологизации бизнес-моделей в медиа является деление их по следующим группам:

— государственная (СМИ финансируется из государственных и муниципальных бюджетов);

— общественная(СМИ существует за счет абонентской платы);

— коммерческая (основные источники дохода – реклама и продажа контента);

Е.Л. Вартанова применительно к коммерческой модели выделяет следующие типы бизнес-моделей [3]:

— модель платного контента включающую тиражную модель, основанную на подписке и (или) рознице, и прямую продажу единичных контент-продуктов аудитории, например, музыкального произведения, кинофильма, текста, видеокассет, DVD или др.;

Читайте также:  Телеграмм как использовать для бизнеса

— модель смешанного типа.

На сегодняшний день рекламная модель считается подавляющей в деятельности большинства медиаорганизаций. При этом очевидно, что реклама, используемая в рамках традиционных бизнес-моделей медиаорганизаций, недостаточно эффективна. Во-первых, потому, что рекламодатель пытается донести свое сообщение до широкой и мало таргетированной аудитории, а во-вторых, потому что потребитель теряется в огромном количестве рекламных сообщений (по данным, указанным в статье, он видит до 1000 рекламных сообщений в день).

На трансформацию бизнес-моделей СМИ влияют следующие явления и процессы [1]:

· смена мономедийной среды на мультимедийную;

· рождение нового типа интегрированного рынка, где доминируют мультимедийные услуги и сетевое обслуживание;

· усиление влияния на общество «народной журналистики», что приводит к снижению требований к профессиональным стандартам;

· возникновение новой формы коммуникации – интерактивности, обеспечиваемой цифровыми технологиями в виде обратной связи, что изменяет принципы взаимодействия массмедиа с аудиторией и приводит к осознанию потребителями значимости собственной роли на информационном рынке;

· повышение роли потребителя медийной продукции, усиление его гипотетическое воздействие на производителей медийных продуктов;

· преобладание конвейерного типа творческого производства;

· изменение направления распространения информационного продукта за счет процессов глобализации с учетом использования современных цифровых технологий;

· изменение концепта и форматов рекламного продукта: маркетинг в сфере медиа становится обязательным;

· изменение информационно-коммуникационной среды под воздействием цифровых технологий, диктующее новые «правила игры» медийным бизнес-структурам.

По мнению Е.Л. Вартановой, на сегодняшний день все большее число СМИ прибегают к смешанной бизнес-модели, охватывающей как получение прибыли за счет платного контента, рекламы, так и интегрирующей новые способы привлечения доходов.

Среди этих новых способов – продажа СМИ авторских прав, форматов и конкретных медиапродуктов другим медиаорганизациям; продажа рекламодателям сформированных СМИ клиентских баз данных; бизнес- модель, привлекающая в качестве способа дохода sms-голосования, sms-рейтинги и sms-опросы; бизнес-модель персональных блогов, которые первоначально создавались не с целью заработать; дотационная бизнес-модель, когда СМИ существует исключительно за счет спонсорских, государственных или партийных средств; частные пожертвования и др.

1. Бирюков В.А. Бизнес-модели СМИ в условиях трансформации медиаиндустрии // Сборник научных трудов по итогам II между-народной научно-практической конференции «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени».г. Екатеринбург, 12-13 сентября 2014 г. (сборник со статьями). – Екатеринбург: Национальная ассоциация ученых. – №2. Часть I. –2014. – С. 95 – 98.

2. Боссиди Л. Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде / Л. Боссиди, Р. Чаран. М.: Вильямс, 2007. С. 28.

3. Вартанова Е.Л. Бизнес-модель в медиабизнесе: что завтра? [электронный ресурс]. Режим доступа: http://planetasmi.ru/blogi/comments/8239.html свободный. Дата обращения 05.03.2015.

4. Иваницкий В.Л. Основы бизнес-моделирования СМИ: учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2010. – 256 с.

5. Маркова В.Д. Бизнес-модель: сущность и инновационные составляющая // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2 (34). — С. 38-42.

Читайте также:  Как можно оценить цифровую репутацию бизнеса или персоны ответ на тест

Источник: izron.ru

Основные компоненты бизнес-модели на медиарынке.

С точки зрения Генри Чесборо, бизнес – модель — общая схема сочетания идеи или технологии с их экономическими результатами. При этом бизнес – модель выполняет две важные функции: создание ценности и получение прибыли.

Большинство экономистов сходятся и в том, что в связи с цифровой революцией происходит «размывание» прежней экономической основы, которую описывают как производство и упаковка содержания (создатели информации + редакции + аггрегаторы содержания) – доставка его желаемым целевым группам – получение прибыли путем продажи рекламы и/или контента. Однако данная схема предлагает только базовый вектор получения доходов, и, очевидно, что набор конкретных инструментов монетизации доходов может варьироваться. Учитывая, что бизнес-модель – это метод ведения бизнеса, благодаря которому компания генерирует доходы, можно определить основные каналы получения прибыли в медиаиндустрии. Применительно к рыночной экономике можно говорить о платном контенте, рекламной и смешанной бизнес-моделях, лежащих в основе медиаэкономики.

Рассматривая модель платного контента, можно выделить несколько видов. Старейшая, хотя и не основная сегодня бизнес-модель, – это тиражная, основанная на подписке и/или рознице печатных СМИ.

Потарифная и поминутная оплата, больше известная в телекоммуникационной индустрии, с развитием процессов технологической конвергенции приходит и в СМИ (кабельные сети, интернет, сектор мобильной коммуникации). Сравнительно новая, но набирающая популярность модель, – прямая продажа содержания (контент-продуктов) аудитории.

Она получила особое распространение с развитием индустриальных способов тиражирования медиапродуктов на отдельных носителях – виниловые пластинки, аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски, DVD. Ее отличие – максимальное «дробление» контента на отдельные «единицы», т. е. тексты, музыкальные произведения, кинофильмы, телепрограммы, при отсутствии в предложении новостей. В этой модели исчезает редакция как посредник между производителем контента (журналистами, авторами, творческими коллективами, техническими специалистами), что в принципе меняет смысл цепочки ценности в медиабизнесе. В результате, за пределы медиапредприятия выходят многие специалисты редакционных коллективов и ньюсрумов.

Интересное преломление получила модель продажи содержания в концепции общественного (телерадио) вещания, широко распространенного в странах Западной Европы. Традиционно оно финансируется за счет абонентской платы для того, чтобы вывести общественное ТВ и радио из-под коммерческого влияния рекламодателей. Однако для зрителей и слушателей, обязанных вносить абонентскую плату, эта модель становится своеобразным налогом на общественное вещание, и ее трудно становится рассматривать в качестве компонента рыночной бизнес-модели.

Рекламная бизнес-модель до настоящего времени остается наиболее прибыльной и доминирующей в деятельности подавляющего большинства медиакомпаний. Она важна как для «универсальных» СМИ, адресующихся массовой аудитории, так и для специализированных, ментированных по интересам потребителей. Рекламная бизнес-модель опирается и на традиционную, и на нетрадиционную рекламу, особенно бурно развивающуюся в новых медиа, и на спонсорские вложения, и на продакт-плейсмент. Она практически везде регулируется государством, в некоторых регионах и транснациональными институтами, например, ЕС, а также предполагает использование механизмов саморегулирования.

Читайте также:  Бизнес меньше чем жизнь

В реальной практике медиабизнеса сегодня все чаще смешиваются, объединяются и сливаются обе модели, создавая бесконечную череду вариаций. Именно поэтому большая часть медиакомпаний действует по принципу смешанной бизнес-модели, опирающейся и на продажи содержания, и рекламу.

Однако в условиях расширения медиабизнеса и развития цифровой революции бизнес-модели начинают интегрировать и новые инструменты монетизации, которые обогащают спектр предлагаемых услуг и стабилизируют экономическое положение медиакомпаний. Так, все шире распространяется продажа производящими медиакомпаниями авторских прав, форматов и конкретных медиапродуктов другим предприятиям СМИ. Это связано с тем, что при развитии технологий СМИ число «вещающих» компаний значительно превышает число компаний, «производящих» контент. В результате, в медиаиндустрии возникает самостоятельный сектор «производства содержания», своего рода «производителей сырья для реализации среди медиакомпаний.

Частные (благотворительные) пожертвования – это не частый, но все же встречающийся в практике некоторых медиакомпаний элемент бизнес-модели.

Современные бизнес-модели медиаиндустрии столь сложны потому, что на их формирование и реализацию оказывают влияние достаточно разнородные силы. Основных игроков современной индустрии СМИ формируют две крупные группы – издатели и вещатели, с одной стороны, и производители, или провайдеры, содержания – с другой.

Источник: cyberpedia.su

БИЗНЕС-МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА-КОМПАНИЙ (Business Models for Modern Media Companies)

See Full PDF
See Full PDF

Related Papers

Download Free PDF View PDF

Download Free PDF View PDF

Анализируются процессы конвергенции, развивающиеся под воздействием цифровых технологий, становления цифровой медиасреды. Реструктуризация медиарынка стимулирует медийные структуры кардинально перестраиваться, диктуя изменения в организационно-управленческих процессах, способствуя освоению журналистами новых профессиональных навыков в связи с модернизацией языка СМИ. Ключевые слова: конвергентная редакция, интеграция СМИ, средства массововй коммуникации, мультимедийная цифровая среда, цифровые технологии, модернизация языка СМИ

Download Free PDF View PDF

В статье исследуются концептуальные основы и практические следствия социализации бизнеса, а также возможности использования корпоративных медиа в реализации социальных стратегий компаний. Анализируя специфические функции фирменных СМИ, автор описывает методы их влияния на общественное мнение.

В рамках предложенной научной концепции корпоративные медиа рассматриваются не только как средство коммуникации, но и как способ привлечения аудитории к сотрудничеству, а также как инструмент формирования социального имиджа компании. The article investigates the conceptual basis and practical consequences of business socialization as well as the possibilities of using the corporate media in the implementation of companies’ social strategies. Analyzing the specific functions of the corporate media, the author describes the methods of their influence on public opinion. In the framework of the proposed scientific concept, the corporate media are considered as not only a means of communication but also as a way of attracting the audience to cooperate as well as a tool for creating the social image of the company.

Download Free PDF View PDF

See Full PDF

Sorry, preview is currently unavailable. You can download the paper by clicking the button above.

Источник: www.academia.edu

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин