Бизнес на старых авто

Увлечение ретроавтомобилями, захлестнувшее многие страны мира, начинает докатываться и до России. Можно ли заработать на реставрации и перепродаже классических автомобилей? Модели, факты, кейсы предпринимателей и конкретные суммы — давайте разбираться вместе.
Повальное увлечение ретроавтомобилями, уже давно захлестнувшее страны по обе стороны Атлантики, понемногу начинает добираться и до России. Причем если в тех же Штатах существует большое количество специализированных ателье и частных любителей, специализирующихся на реставрации и перепродаже старых машин, то на территории бывшего Союза такой бизнес пока находится в зачаточном состоянии.

То же самое можно сказать и о каналах продаж ретроавтомобилей — до недавнего времени раритетные экземпляры в основном тихой сапой кочевали из одной частной коллекции ценителей в другую, изредка мелькая на досках объявлений вроде Auto.ru. Первый аукцион ретроавтомобилей появился в нашей стране всего год назад, в 2018-ом — и продемонстрировал немалый спрос на классическую технику всех мастей. С молотка были проданы многочисленные лоты — например, идеально восстановленный «Хорьх 901», брошенный в свое время фашистскими войсками во время отступления под Москвой, нашел нового владельца за 15 000 000 рублей. Нешуточный ажиотаж вызвал даже классический скутер Vespa – эдакий образчик итальянского стиля и эпохи возрождения послевоенной Европы.

Коллекция ретро автомобилей стоимостью 100 000 000 рублей. Как зарабатывать на увлечениях и хобби?

А потому на этой волне вполне резонно задаться вопросом — можно ли заработать на реставрации и перепродаже старых классических автомобилей? Модели, факты и конкретные суммы — давайте разбираться вместе.

Суть бизнес-идеи

Кратко о том, как устроен бизнес на ретроавтомобилях (или олдтаймерах, как их еще называют) можно увидеть на многочисленных развлекательных шоу каналов Discovery или BBC. На камеру все выглядит красочно и немного пафосно — предприимчивые авторы покупают редкую развалюху в гараже у седовласого владельца и после многочисленных поисков запчастей на местных свалках и мучений в кастом-ателье выкатывают на публику блестящий надраенными боками шедевр, который затем реализуется с молотка за кругленькую сумму.

А как обстоят дела у российских предпринимателей? Нам удалось побеседовать с несколькими представителями автобизнеса, каждый из которых поделился личным опытом — начиная от перепродажи «капсулы времени» ВАЗ 2103 с минимальным пробегом, и заканчивая сложной логистикой масл-каров из Старого и Нового Света.

В сегодняшнем обзоре мы немного отойдем от привычного формата с финансовыми показателями и приведем в качестве примера несколько кейсов предпринимателей, уже успешно работающих в этой сфере. Дело в том, что и вложения, и приложенные усилия, и итоговый доход могут очень сильно зависеть от множества различных факторов — начиная от модели авто и заканчивая опытом предпринимателя.

Кейс 1: 250% маржинальности под слоем пыли

«Отношение к советскому автопрому у всех разное, однако спрос на вазовскую классику в последнее время стабильно растет», — рассказывает ростовский бизнесмен Александр. Уже несколько лет подряд он выискивает хорошо сохранившиеся машины, и после нехитрых манипуляций реализует их ценителям.

‼️🆘ЗАБРОШЕННЫЙ АВТО БИЗНЕС В США🇺🇸‼️🆘

«Рецепта стопроцентного результата, к сожалению, не бывает — в частности, состояние выставленного на продажу экземпляра зачастую трудно оценить по фотографиям из объявления (это еще в случае, если они есть). Буквально на прошлой неделе пришлось отмахать 500 километров в Воронежскую область на осмотр классического «Москвича», который на поверку оказался не в лучшем состоянии — слишком долго стоял в гараже и его восстановление обойдется в круглую сумму».

А вот несколькими месяцами ранее фортуна улыбнулась предпринимателю — он обнаружил в гараже пожилого дедушки в Ростовской области идеально сохранившийся ВАЗ 2103, который последние 25 лет не эксплуатировался по причине здоровья владельца. Вложения составили 80 тысяч в непосредственно покупку «Жигулей», еще 20 000 рублей ушли на химчистку, замену всех резиновых деталей и рабочих жидкостей. По итогу спустя пару недель автомобиль ушел в частную коллекцию на Северный Кавказ за 250 000 рублей. Таким образом, прибыль составила 250% всего за месяц!

По словам Александра, в последние годы о покупке идеально сохранившегося советского авто наподобие вазовской классики или «двадцать первой» Волги стали задумываться даже те, кто ранее не помышлял о приобретении ретромашины. Меняется и отношение к таким раритетам — люди стали более сознательно и трепетно относиться к «старичкам».

Кейс 2: Как заработать на любви немцев к «мускулам»

Второй бизнес-идеей поделился предприниматель Никита, который уже не первый год занимается бизнесом на ретроавтомоилях, однако довольно настороженно относится к российскому рынку. По его словам, наибольший доход приносит перепродажа ретромашин на территории Европы — там спрос существенно выше.

Типичный «классик», на котором зарабатывает бизнесмен — так называемый muscle car из Штатов, это в основном Ford Mustang или Chevrolet Camaro. Такое прозвище автомобили получили за «мускулистый» дизайн кузова, которому характерны рельефные переходы, и мощные двигатели на агрегатах массовых автомобилей.

Итак, первым делом находится «Мустанг» в состоянии «под реставрацию». Для общего понимания бизнес-процесса будем оперировать суммами в евро. Относительно «живой» (но при этом требующий внимания по кузову и вложений по технической части) Мустанг стоит порядка 19-20 000 евро. Отбор автомобилей происходит на местных досках объявлений и аукционах.

После приобретения «железный конь» переправляется в Восточную Европу, где силами литовских мастеров проводится его реставрация. Почему Литва? Дешево по европейским меркам и сердито (те, кто ранее занимался перегоном авто из старушки-Европы, знает что именно литовские автомобильных рук мастера «подшаманивают» машины перед въездом в Россию).

Реставрация обходится примерно в 10-15 тысяч, в результате чего стоимость инвестиций в Ford Mustang вырастает примерно до 35 000 евро. При этом средний ценник на такую машину в Германии, где оказывается немало любителей американской классики — 60 000 евро. Весь процесс, начина от покупки масл-кара в Штатах, заканчивая его реализации в Германии, составляет порядка полугода. По приблизительным подсчетам, это порядка четырех с небольшим тысяч евро в месяц, или 300 000 рублей месячной доходности.

Один в поле не воин?

Мнения о том, где и как проводить реставрацию автомобиля, как правило разнятся. Сейчас в России есть ограниченное количество специализированных ателье, однако по сравнению с Европой и Штатами это просто капля в море.

А потому предпринимателю, решившему заняться ретроавтомобилями, лучше набрать свою команду. Такое решение позволит гарантированно качественно выполнять работы по реставрации своих машин, купленных на продажу, а в свободное время сотрудников делать сторонние проекты для других заказчиков. Как правило, это 3-4 механика, каждый со своим узким профилем — начиная от лакокрасочных работ и восстановления кузова, заканчивая специалистом по перешивке салонов. Оплата в основном сдельная, плюс каждый из них может платить аренду за свое рабочее место на сервисе при выполнении личных заказов.

Читайте также:  Бизнес письма лучшие примеры

Крайне желательно найти партнеров в том регионе, откуда вы планируете на регулярной основе поставлять технику — в частности Штаты. Необходимо понимать, что реальность может сильно отличаться от ожидания по фотографиям и лучше один раз увидеть выбираемый автомобиль чем везти из-за океана «кота в мешке».

Без дополнительных вложений

Отдельная категория предпринимателей целенаправленно не имеет дела с машинами, требующими восстановления. Редкий классический автомобиль просто воспринимается как среднесрочная или долгосрочная инвестиция, которая позволит с лихвой окупить вложения через несколько лет.

На чем можно заработать в этой сфере по продаже классических машин? Еще один наш собеседник, проживающий в Краснодарском крае, признается что всего несколько лет назад наиболее выгодным был «путь наименьшего сопротивления» — экспорт иномарок из России. В частности, где-нибудь под Ростовом покупался за условные 1,5-2 миллиона рублей хорошо сохранившийся немецкий родстер выпуска конца 90 годов, после чего машина вывозилась из страны и ставилась на учет в Германии. Сейчас стоимость аналогичных моделей в Европе составляет порядка 50-60 000 евро, то есть в 2-2.5 раза выше.

По словам сочинского коллекционера и предпринимателя, занимающегося продажей ретротехники, чем в более долгосрочной перспективе рассматривается проект, тем более выгодным он может быть. Например, всего лет десять назад, в 2008-2009 годах, на рынке было несколько предложений от коллекционеров по ЗИС-110 — престижных автомобилей, специально разработанных в СССР для высшего командного состава армии и партийных чиновников. Закупочная стоимость машин на рынке в конце нулевых — порядка 10 000 долларов, тогда это были какие-то 300 000 рублей. Даже если не отталкиваться от существенно изменившегося курса рубля к доллару за минувшие годы, доходность такого транспорта на сегодняшний день выглядит колоссальной — ценники подскочили до 150 000 долларов, то есть в 15 раз!

Впрочем, коллекционер из Краснодарского края явно скромничает — такой скачок цен, дескать, был прогнозируемым. И приводит пример с куда более экзотическими способами заработка на ретроавтомобилях — вывоз раритетов из стран, где только что произошел политический переворот или грянул финансовый кризис. Венесуэла, Бразилия, с недавних пор — Украина.

Снимаем розовые очки: подводные камни бизнеса

Впрочем, не все так радужно на рынке олдтаймеров. Выше мы рассказывали об успешных примерах заработка на ретротехнике, однако хватает примеров и с провальными проектами. Про один из них мне довелось услышать в разговоре с владельцем свадебного салона Артуром. По его словам, идея восстановить до идеального состояния «двадцать первую» Волгу пришла еще лет 10 назад, когда у него был свой автосервис. Однако ремонтно-восстановительные работы вылились в куда большую сумму, чем он изначально рассчитывал.

Даже изначально кузовные элементы (например, двери, крылья) на газовскую технику стоят довольно много, а в процессе реставрации всплывали все новые и новые нюансы. В итоге для того, чтобы довести машину до идеального состояния, в ГАЗ пришлось вложить порядка 2 000 000 рублей. Продать за такие деньги качественно отреставрированный авто можно, но предложений слишком много. Тираж «двадцать первой» был немаленьким даже по меркам топового по советским меркам авто и можно годами искать покупателя, готового выложить за нее такую сумму.

Решение из ситуации Артур нашел — сейчас машина сдается в прокат на свадебные мероприятия и фотосессии. Стоимость часа аренды подобного автомобиля с водителем составляет 2 000 рублей, таким образом за 5 часов фланирования по по городу седан приносит владельцу доход в 10 000 рублей. Благодаря такому нестандартному ходу вложения уже давно отбились.

Кстати, о подобном виде бизнеса мы как-то уже писали. Однако на рынке олдтаймеров хватает примеров, когда проект после многочисленных затрат времени и сил не приносит ни цента. Впрочем, далеко не всех энтузиастов это обстоятельство останавливает — многие вкладывают в реставрацию немалые суммы только для того, чтобы оставить автомобиль себе и своим потомкам на память.

Краткое резюме

Итак, пообщавшись с разными людьми, которых объединяет одно — любовь к старой технике, можно сделать краткие выводы в виде тезисов:

  • Бизнес на ретроавтомобилях не стоит открывать на последние или, тем более, заемные денежные средства — проект может потребовать куда больших инвестиций, чем планировалось изначально.
  • Ниша на рынке по-прежнему практически пустая. Для понимания масштабов аналогичных проектов, не поленитесь и ознакомьтесь с деятельностью крупных компаний по реставрации и перепродаже ретротехники — вы будет поражены! Например, ателье Byrnes Motor Trust Restoration Facility сейчас «приводит в чувство» порядка 400 железных «старичков» пенсионного возраста, а в компании трудится порядка 200 человек! Чувствуете в себе силы и возможности для старта такого бизнеса — не мешкайте, через десяток-другой при успешном стечении обстоятельств будете лидером рынка в России.
  • Рассматривать бизнес на ретротехнике можно и не располагая депозитом с 6-7 нулями. Новичкам стоит обратить внимание на рынок классической советской техники. Вложения в «классику» могут составить 150-200 тысяч рублей.
  • Зачастую возможность заработка может буквально «лежать на поверхности» — не ленитесь мониторить зарубежные аукционы по купле-продаже автомобилей. Разница на технику в различных регионах земного шара может быть очень существенной. Не бойтесь мыслить глобально.
  • Параллельно с куплей-реставрацией-продажей старых автомобилей процветает бизнес по реализации запчастей на классические машины и всевозможные разборки техники. Вложения в такой бизнес существенно ниже, при этом показатели по маржинальности порой просто колоссальные. Обеспеченные владельцы раритетных «железных коней» порой готовы переплачивать немалые суммы за деталь для своего любимца, которую крайне трудно найти.
  • Действительно большой заработок на олдтаймерах возможен только в долгосрочной перспективе. Для этого вам потребуется не только прекрасно разбираться в старых тачках, но и обладать чутьем инвестора. Тогда на протяжении нескольких лет сможете заработать миллионы. Но это не точно.

Источник: ulcrp.ru

Сколько можно заработать на коллекционировании автомобилей

Реставрация превращает старую машину в великолепный инвестиционный актив с доходностью до 258% за 10 лет. При этом порог входа в ряды коллекционеров сравнительно не высок. Однако в коллекционировании автомобилей, особенно в России, есть свои подводные камни

Век автомобилестроения не так уж и долог — чуть более 100 лет, но, будучи вундеркиндом прогресса, автомобиль завоевал свою аудиторию за рекордный срок: люди, захотевшие коллекционировать машины, появились почти сразу. Это занятие, разумеется, было прерогативой аристократии и сильных мира сего: одним из страстных автоколлекционеров был, к примеру, последний российский император Николай II (с чем, кстати, связано интенсивное развитие отечественного автопрома в начале XX века, породившего такие шедевры, как «Руссо-Балт»). Сегодня ситуация примерно та же: несмотря на сравнительно невысокий порог входа в ряды коллекционеров (приличный олдтаймер на аукционе можно найти всего за несколько тысяч долларов или евро), значительную финансовую нагрузку дают затраты на логистику, хранение, поддержание авто в коллекционном состоянии и, конечно, реставрацию. Стоимость последней, к слову, может в разы превосходить цену покупки. Но без реставрации не обойтись: именно она превращает старую машину в великолепный инвестиционный актив с доходностью до 258% за 10 лет, по оценкам аналитиков Knight Frank.

Читайте также:  Каким бизнесом заняться пенсионеру на пенсии и заработать

Коллекционные автомобили принято делить на три основные категории: олдтаймеры, или классические автомобили (к ним относят машины, созданные 30 и более лет назад), янгтаймеры (созданы в последние десятилетия) и спецтехника. Приобрести статус коллекционной имеет шанс лишь редкая и малосерийная модель с определенной степенью сохранности (в случае с олдтаймерами сохранность подтверждают альбомом с фотографиями, в которых пошагово зафиксирован процесс реставрации и показаны детали, которые в процессе использовались). Особая группа — это специализированные машины. Сюда попадает широкий спектр техники, от гоночных авто до спецмашин различных служб.

Драйвером цены на автомобиль, наряду с уникальностью и сохранностью, может стать провенанс: факты «биографии», выделяющие конкретную машину даже из ряда редких экземпляров, например громкое имя предыдущего владельца или причастность к известному событию (диапазон широк, от исторических встреч до киносъемок). В этом случае автомобиль становится меморабилией, что расширяет круг интересантов: чтобы загореться идеей покупки машины Джеймса Бонда, необязательно быть коллекционером британского автопрома.

Коллекционирование автомобилей во многом локальная, имеющая привязку к географии история. В Азии популярностью пользуются азиатские машины, в США — «американцы», в Англии, Индии и других бывших британских колониях — праворульные «британцы».

Связано это в первую очередь с наличием развитой сервисной инфраструктуры, заточенной под обслуживание местных марок. Негласное деление европейских классических машин на немецкие и «все остальные» обусловлено также наличием в Австрии, Германии, Швейцарии профильных автомастерских и развитой сети продаж оригинальных деталей, а также специализированных аукционных домов, торговых площадок, гаражей. Да и автомобилей в хорошем состоянии там сохранилось больше.

В Европе на заре автостроения, помимо больших автоконцернов, было много маленьких производств, создававших шедевры. Но в немецкоязычных странах сложилась особая культура владения автомобилями и их хранения, да и автопромышленность во время войны в разных странах развивалась по-разному: в Австрии, Германии и Швейцарии ей повезло больше, чем, например, во Франции и Великобритании.

Именно поэтому эти три страны считаются лучшим местом для приобретения европейского (особенно немецкого) олдтаймера: выбор больше, лучше соотношение цены и качества. В Швейцарии, кстати, в марте 2019 года был продан и самый дорогой янгтаймер в истории: цена покупки новой модели Bugatti La Voiture Noire на Geneva Motor Show составила около $19 млн, включая налоги. Для сравнения: рекордная цена для олдтаймера на сегодняшний день — $70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года, выигравшую Тур де Франс 1964 года.

Основные сделки в мире коллекционных авто проходят в Великобритании и США, именно в этих странах живут крупнейшие мировые автоколлекционеры, здесь же расположены самые передовые сервисные центры (ведь каждый серьезный коллекционер рано или поздно обзаводится своей мастерской) и множество аукционных домов — «аукционных гаражей» и «аукционных парковок» (именно так это выглядит).

И если Великобритания славится в основном топовыми аукционами машин, то Америка известна множеством локальных торгов, на которых можно приобрести буквально все, что связано с упомянутой тематикой. На американских аукционах в торгах может участвовать до нескольких тысяч лотов, и идти они могут по нескольку дней. Интерес коллекционеров не ограничивается только машинами: каталог любых торгов редко обходится без «вступительной части», включающей автомобильную атрибутику (от плакатов и брендированных сувениров до фигурок-маскотов, украшавших капот или радиатор) и специальные каталоги оригинальных деталей. В компанию двух стран-лидеров в последние годы стремятся разные государства Азии, в частности Индия, — в аналитических отчетах об этих растущих рынках говорится все чаще. Коллекционирование машин там на европейский и американский уровень еще не вышло, но уверенно растет.

Помимо локальных аукционных домов, которых много в странах с развитым автопромом, автомобилями торгуют и международные дома-гиганты. Громкими результатами не перестает удивлять автодепартамент дома Bonhams, недавно отметившийся продажей Bugatti Type 57 Atalante Faux Cabriolet 1935 года почти за $2 млн (он же в сентябре 2019-го продавал знаменитый трак, расписанный Бэнкси). В 2015 году одной из главных сенсаций в автомире стала покупка домом Sotheby’s 25% акций лидирующего на тот момент автомобильного аукционного дома RM Auctions. Согласно официальным источникам, сделка обошлась международному гиганту в $30,7 млн. Это стратегическое партнерство позволило Sotheby’s укрепить свои позиции на авторынке (ежегодный оборот RM Auctions на тот момент оценивался в $2 млрд), а RM Auctions в результате сменил название на RM Sotheby’s и сегодня стабильно занимает лидирующее положение на мировой аукционной автоарене (представительства в семи странах мира, 8–10 аукционов в год).

Покупатели коллекционных машин достаточно однородны. Автомобиль преимущественно остается мужской игрушкой. В Европе и Америке все больше покупок совершают миллениалы: в 2019 году, согласно имеющимся данным, покупатель значительно помолодел, теперь это чаще всего мужчина в возрасте от 30 до 40 лет. В Азии пока основными покупателями являются люди постарше: представители поколения 50–60-летних. Россия в этом смысле пока ближе к Азии, чем к Европе.

Коллекционировать автомобили в России — задача нетривиальная. Во-первых, в отечественном законодательстве отсутствует однозначное официальное определение коллекционного авто как такового. Общепринятой классификации нет и в сообществе коллекционеров: в зависимости от личных предпочтений используется классификация FIVA (Международной федерации старинных автомобилей) или какая-то другая.

Как следствие, ввоз автомобиля из-за рубежа представляет собой определенную сложность: ввезти машину в РФ можно либо в качестве транспортного средства (с уплатой всех пошлин и налогов), либо как культурную ценность. Второй вариант зачастую предпочтительнее, так как не предполагает уплату таможенной пошлины, но возможен, только если автомобиль соответствует определению, приведенному в Перечне культурных ценностей, утвержденном приказом Россвязьохранкультуры от 14 марта 2008 года (Перечень подпадает под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Согласно документу, к культурным ценностям относятся предметы техники, созданные более 50 лет назад, в том числе и автомобили (хотя признание культурной ценностью и автомобилей более позднего выпуска в принципе возможно — на усмотрение работников Минкульта). Но есть проблема: автомобиль, ввезенный как культурная ценность, невозможно поставить на учет в ГИБДД и использовать в качестве транспортного средства.

Читайте также:  It как влияет на бизнес онлайн

Еще одним косвенным определением коллекционного автомобиля можно считать перечень характеристик, данный в статье 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», регламентирующей уплату утилизационного сбора со старых автомобилей. Согласно ей, имеют особый статус и освобождаются от оплаты утилизационного сбора автомобили, после производства которых прошло не менее 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок, имеющие оригинальные конструктивные части и ввозимые из стран — участниц Таможенного союза ЕАЭС. То есть если машина моложе 50 лет, но старше 30 и отвечает остальным условиям, то она перестает быть просто «старым автомобилем» и даже получает некоторые льготы при ввозе.

Что с отечественным автопромом? Одни и те же модели автомобилей в нашей стране выпускались десятилетиями, претерпевая лишь небольшие изменения, поэтому в сообществе до сих пор не пришли к единому определению того, что считать классической коллекционной машиной.

Рынок коллекционных авто на сегодня — один из самых насыщенных, глубоких и перспективных сегментов рынка альтернативных инвестиций (достойная доходность, невысокий порог входа, широкая вариативность векторов коллекционирования). Более того, это фактически единственный не нишевый рынок среди сравнительно молодых направлений коллекционирования; ни одно другое направление, сопоставимое по возрасту, пока не смогло выбраться из-под определения «узкоспециальное» и набрать такой вес и объем, чтобы события внутри него могли оказывать влияние на мировой рынок коллекционирования в целом.

Устойчивость рынку коллекционных автомобилей придает достаточно высокая ликвидность объектов, участие аукционных домов-гигантов с многовековой историей, а также стабильная обстановка в верхнем сегменте. Стабилен и рейтинг самых популярных автобрендов: он не менялся уже много лет (возглавляет список Ferrari, в топ-3 входят также Porsche и Mercedes Benz).

По итогам первой половины 2019 года объем продаж коллекционных автомобилей составил $245,5 млн, согласно отчету компании Hagerty, специализирующейся на страховании олдтаймеров и генерирующей разнообразную аналитику. Это самый низкий результат с 2011 года, а общее снижение объема рынка по сравнению с показателями прошлого года составляет примерно 30%. Однако, учитывая общую турбулентность мировых финансовых рынков, грядущий Brexit и другие геополитические и экономические факторы, специалисты склонны оценивать текущую ситуацию как прогнозируемую корректировку, а не полноценный кризис.

Оптимизма придают результаты последних больших автоторгов RM Sotheby’s, которые показали рост на 15% по сравнению с тем же периодом 2018-го. К концу года можно смело ожидать, что даже если рынок и не выйдет на точку роста, то значительно стабилизируется относительно показателей 2018 года. Его запас прочности таков, что он без паники пережил падение и движется дальше. И сейчас как раз хороший момент к этому рынку присоединиться.

Источник: brodv.ru

Александр Митус: «Реставрация автомобилей — бизнес для сумасшедших»

Александр Митус, генеральный директор ООО «Степ», ООО «Стэп-Авто». Родился 11 мая 1954 г. в Уссурийске. В 1973 г. окончил Уссурийский техникум железнодорожного транспорта по специальности «техник-электромеханик», заочно — Приморский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-механик».</p>
<p> Работал в рефрижераторном депо механиком, начальником рефсекции. С 1975 г. работал в Уссурийском горкоме ВЛКСМ, руководил рядом предприятий в Уссурийске и Хабаровске. В 2004 г. и в 2014 г. избирался депутатом Думы Уссурийского городского округа от избирательного округа № 1. Женат, трое детей. Фото: А. Шеринберг | «Реставрация автомобилей — бизнес для сумасшедших»

Александр Митус, генеральный директор ООО «Степ», ООО «Стэп-Авто». Родился 11 мая 1954 г. в Уссурийске. В 1973 г. окончил Уссурийский техникум железнодорожного транспорта по специальности «техник-электромеханик», заочно — Приморский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-механик». Работал в рефрижераторном депо механиком, начальником рефсекции.

С 1975 г. работал в Уссурийском горкоме ВЛКСМ, руководил рядом предприятий в Уссурийске и Хабаровске. В 2004 г. и в 2014 г. избирался депутатом Думы Уссурийского городского округа от избирательного округа № 1. Женат, трое детей. Фото: А. Шеринберг

Александр Митус пару лет назад приобрел новое увлечение, которое переросло в настоящую страсть — реставрацию легковых машин. Как отмечает предприниматель, с одной стороны, это интересный бизнес, с другой — делом этим приходится «болеть», иначе успеха не добиться.

— Александр Павлович, как вы обнаружили такую необычную нишу, как реставрация?

— В 1989 г. моей первой японской машиной был Nissan Laurel 1980 г., я ее затем подарил. Два года назад захотелось купить и восстановить такой же автомобиль. Начал искать. Оказалось, мой «Лаурель» — очень редкая машина из юбилейной серии, всего 300 экземпляров. Сейчас она стоит безумных денег.

Втянулся, заинтересовало. Примерно год сидел возле компьютера, читал, просматривал автоаукционы. Изучил историю практически всех марок автомобилей. И сегодня не ложусь спать, пока не посмотрю все основные аукционы мира, чтобы быть в курсе.

— Откуда поступают заказы?

— Есть заказчики на реконструкцию автомобилей в Приморье. Приобретаю интересные мне машины на аукционах и восстанавливаю самостоятельно. Собираю коллекцию автомобилей, которые не собираюсь продавать. На Новый год подарил себе люксовый автомобиль Daimler Majestic Major 1960 г. В гараже немало старых советских автомобилей, есть и мотоциклы.

Также мы заключили договоры с двумя японскими компаниями. Они поставляют машины на переработку, мы их реставрируем и отправляем обратно в Японию. Там машины продаются на аукционах, прибылью делятся с нами. Ведем переговоры с третьей компанией, которая является одним из крупных реставраторов ретроавтомобилей в Стране восходящего солнца.

— Сейчас у вас на реставрации порядка 30 машин из Японии, обратно вы отправили пока две?

— Машины, которые мы сделали сначала, — Volvo 264 TE Bertone и Skyline Hakosuka. Но первый блин вышел комом. Мы отправили автомобиль-конфетку, а в Японию она пришла с существенными повреждениями. Молдинги оторваны, выломана решетка радиатора, руль поставлен обратной стороной, обгонную муфту не закрутили и ее размолотило. Ущерб огромный, учитывая, что подобных машин было выпущено всего 355.

Вот уже год машина в Японии, мы ее восстанавливаем. Предъявить за ущерб некому, поскольку до того, как повреждения обнаружились, автомобиль прошел японскую таможню. Впрочем, мы провели беседы на всех этапах поставки, такое не должно повториться.

— Насколько реставрация — бизнес, а насколько — увлечение?

— С одной стороны, тяжело, с другой — интересно. Если бы знал изначально, насколько это тяжело, не брался бы.

Реставрация автомобилей в мире — мощная индустрия, которой занимаются серьезные люди. Самая дорогая в истории машина — Ferrari 250 GTO 1963 года, она была продана за 70 млн долларов. На аукционах Christie’s и Sotheby’s цена в 5–10 миллионов — обычное дело. На российских интернет-аукционах самая дорогая машина, которая сейчас продается, оценена в 235 млн рублей.

Почему автомобили так ценятся? Потому что их уже не производят. Хотя делают так называемые реплики, они в десятки раз дешевле оригиналов. Сейчас стоит на отправку в Японию Mercedes 600 в сотом кузове — их было выпущено 2700. Это дорогая машина, имеющая определенную коллекционную ценность, на которой ездили сильные мира сего: Леонид Брежнев, Мао Цзедун.

Восстанавливали мы такой больше года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин