Концепция социальной ответственности бизнеса как идея устойчивого развития была сформулирована в 1992 г. на всемирном саммите в Рио-де-Жанейро, когда ряд транснациональных компаний, объединившихся под названием Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development), смогли предложить программу саморегулирования. С этого момента преобладает мнение, что частные предприятия по собственной инициативе обязаны играть существенную роль в достижении «общественных целей» под флагом «корпоративного гражданства» (corporate citizenship) и вести бизнес с учетом интересов различных «заинтересованных сторон» (stakeholders), чтобы сообща достигать заявленной цели «устойчивого развития». В развитие международной концепции социальной ответственности в 1999 г. ООН приняла Глобальный пакт (международный моральный кодеке), определяющий всемирные этические принципы в сферах прав человека, трудовых стандартов и окружающей среды. Этими принципами официально руководствуются 44 крупные корпорации мира.
Что такое корпоративная социальная ответственность и как ее понимают в Крыму
Идея социальной ответственности перед обществом, представленным системой заинтересованных сторон, включает две концепции: (1) концепция социально ответственного бизнеса рассматривает его социальную деятельность с точки зрения интересов общества и государства; (2) концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) характеризует осознание бизнесом своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия.
Продвижением концепции КСО занимается ведущее объединение корпораций США Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность). Им предложено такое понимание КСО: «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде». Политика КСО интегрируется в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях деятельности предприятия и включает ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также будущее влияние деятельности на внешнюю среду.
Эта концепция воспринята в Европе. 2005 год был объявлен в Евросоюзе годом социальной ответственности. Многие социально ответственные предприятия создали внутренние комитеты или комиссии по этике и (или) социальной ответственности. Их задача состояла в объединении связанных с предприятием организаций и людей для участия в разработке стратегии развития предприятия в вопросах корпоративной этики и социальной политики.
Таблица 20.1. Аспекты корпоративной социальной ответственности предприятия
Вид ответственности
Содержание
Источник: studme.org
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БИЗНЕСЕ: НОВАЯ ПАРАДИГМА
Социально ответственной (или безответственной) может быть как мелкая, так и крупная компания, как национальная, так и транснациональная. Однако в условиях глобализации масштабы деятельности крупных ТНК и в сфере КСО, и «анти-КСО» становятся весьма значительными. Чем крупнее корпорация, тем на большее количество стэйкхолдеров она сможет воздействовать, причем как положительно, так и отрицательно.
Самой популярной формой проявления социальной ответственности в бизнесе остается благотворительность. В среднем крупная корпорация жертвует на эти цели 100—200 млн долл. США в год. Сюда входят следующие основные направления финансирования:
- • здравоохранение и медицина;
- • образование;
- • научные исследования в различных областях;
- • участие в проектах, связанных с экологией;
- • помощь населению беднейших стран;
- • помощь различным категориям лиц с ограниченными возможностями.
Однако, несмотря на очевидную пользу, которую приносят эти пожертвования тем, на кого или на что они направлены, они воспринимаются как неизбежные расходы. Но социальную ответственность можно рассматривать не только как компонент деловой репутации компании, но и как ее специфическое конкурентное преимущество.
Эту идею впервые высказал М. Портер в своей статье в «Гарвард Бизнес Ревью» (Harvard Business Review) в 1999 г. «Новая задача филантропии — создание стоимости» [1] . В 2002 г. он совместно с М. Крамером (М. Kramer) развил эту тему в статье «Конкурентное преимущество корпоративной филантропии». Отметим также, что Портер и Крамер являются соучредителями некоммерческой организации «Центр эффективной филантропии» (Бостон, США).
Как выполнение этических норм в бизнесе и социальная ответственность могут стать конкурентным преимуществом? Современные компании находятся сейчас в ситуации «между двух огней»: требованиями общественности соблюдать принцип социальной ответственности бизнеса и инвесторами, которые требуют максимизации краткосрочной прибыли. Эта дилемма привела многих менеджеров к идее «быть более стратегическими» в реализации их корпоративной социальной ответственности. Социальные программы используются компаниями в основном как форма public relations или с рекламной целью.
Критики реализации принципа социальной ответственности корпораций выдвигают два основных аргумента. Первый: социальные и экономические цели компании четко различаются между собой, поэтому расходы на социальные программы являются издержками с точки зрения достижения экономических результатов. Второй: компании, которые занимаются социальными проектами, приносят не больше общественной пользы, чем индивидуальные доноры. Эти утверждения верны, если социальные корпоративные программы являются фрагментарными и несфокусированными, что характерно пока еще для многих компаний. Однако есть и другой путь в области реализации социально ответственного бизнеса: компании могут усилить свои конкурентные позиции за счет улучшения качества бизнес- среды в местах, где разворачивается их деятельность, и (или) там, где она будет разворачиваться в будущем.
Изучение практики компаний, которые реализуют свои социальные проекты в контексте конкурентоспособности, свидетельствует о том, что при этом достигаются как экономические, так и социальные цели. В долгосрочной перспективе эти цели не противоречат друг другу, а оказываются тесно взаимосвязанными. Рассмотрим, в частности, следующую логическую цепочку: конкурентоспособность компании зависит от эффективности использования всех видов ресурсов: капитала, труда, природных ресурсов и т.п. Эта эффективность, в свою очередь, зависит от уровня образования и профессиональной квалификации рабочей силы, уровня безопасности труда, его мотивации, состояния здоровья сотрудников компании, обеспеченности их жильем и т.п. Таким образом, социальная ответственность по отношению к своим сотрудникам прямо отражается на показателях эффективности производства и, в первую очередь, производительности труда.
Это не означает, что каждое инвестиционное вложение компании принесет социальные выгоды или что каждый социальный проект улучшит ее конкурентоспособность. Большая часть вложений имеет позитивные последствия только для бизнеса, а различного рода пожертвования — только для общества. Однако есть область, где происходит «конвергенция интересов». В этом случае социальная деятельность компании становится по-настоящему стратегической.
По мере развития процессов глобализации проблема конкурентных преимуществ приобретает для ТНК все большее значение, поскольку они оперируют на более широком мировом экономическом пространстве и связаны с группами стейкхолдеров во многих странах мира.
Проблема «стратегической филантропии», как ее назвал М. Портер, заключается в начале XXI века в том, чтобы определить, в каких областях надо сфокусировать свою социальную деятельность для улучшения конкурентоспособности компании и как это сделать эффективно.
Вопрос о том, как добиться наилучшим образом и экономических, и социальных целей при социально ответственном бизнесе, является совсем непростым. Практика компаний, которые добились успехов в этой сфере, показывает, что необходимо осуществлять отбор проектов, которые в большей степени отвечают поставленным целям; производить постоянный мониторинг и коррекцию имеющихся проектов; нарабатывать опыт их реализации.
Подходы менеджмента большинства современных корпораций, в том числе транснациональных, пока еще мало изменились в соответствии с новыми идеями о «стратегической филантропии». Как пишут М. Портер и М. Крамер, «очень небольшое число компаний осознали их полезность для максимизации социальной и экономической стоимости. вместо этого компании стремятся продемонстрировать, сколько денег и усилий было потрачено ими на создание ими имиджа социально ответственных» [2] .
Новые подходы к КСО применяет, в частности, компания Johnson
Важно понимать, что новые подходы к проявлению социальной ответственности в бизнесе непросто внедрить на практике, они не должны рассматриваться менеджментом как некие краткосрочные акции — они рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны постепенно расширяться и развиваться. Чем теснее будет связана социальная ответственность в бизнесе с целями достижения конкурентных преимуществ, тем больше социальных преимуществ получат стейкхолдеры компании. Таким образом, новая парадигма бизнеса, предложенная М. Портером, может стать основой стратегического менеджмента транснациональных корпораций в XXI веке.
- [1] Porter М. Philanthropy’s New Agenda: Creating value // Harvard BusinessReview. 1999. November-December.
- [2] Porter М., Kramer М. The Competitive Advantage of Corporate Philanthropy //Harvard Business Review. 2002. December. P. 67.
Источник: studref.com
Социальная парадигма
Социальная парадигма управления состоит в социальной ответственности бизнеса.
Социальную ответственность можно разделить на:
- индивидуальную,
- групповую,
- общественную.
Она тесно связана с реализуемыми социальными инициативами в контексте социальных целей организации, то есть достижением социальной справедливости, созданием положительной мотивации к труду, формированием условий для личностного развития.
Постепенное проявление социальной ответственности характерно для руководителей и их подчиненных в процессе их совместной деятельности.
Замечание 1
В современном профессиональном управлении признается необходимость осознания сопричастности организации окружающей среде. Эту сопричастность в управленческой литературе трактуют как социальную ответственность организации и ее руководителя (или руководителей).
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Наглядным отражением социальной ответственности руководителя являются его решения, поставленные цели и их приоритеты, средства и методы реализации решений.
Реализацией этой являются конкретные дела организации и руководителя, направленные в первую очередь на помощь по созданию приемлемого уровня жизни своих работников, а также членов их семей и социально незащищенных категорий населения. Эта помощь может реализовываться как в прямой, и в косвенной формах.
На практике бывает, что социальная ответственность приобретает вторичный характер относительно благосостояния организации.
Однако особенно яркой сферой проявления социальной ответственности организации служит ее миссия и цели. Если направленность ее основной цели связана с тем, чтобы максимально удовлетворить потребности и интересы персонала и клиентов, то это служит высшим проявлением социальной ответственности.
Параметры социальной ответственности бизнеса
Важные параметры социальной ответственности включают широту, временную протяженность, степень придаваемого значения и уровень вовлеченности персонала. Широтой определяется диапазон функционала как производства, так и управления, по которому компанией берется на себя социальная ответственность. Например, техническая безопасность, своевременная оплата труда, социальная справедливость и т.д.
«Социальная парадигма»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Придаваемое значение – это уровень важности социальной ответственности по отношению к технологическим целям производственной организации.
Вовлеченность персонала предполагает участие персонала организации в реализации социальных целей. В литературе выделяют два основных варианта организации выполнения социальных целей:
- формирование в составе организации специальных коллективов;
- участие всего коллектива на общественных началах во внерабочее время.
Однако социально-ориентированное управление само по себе несет социальную ответственность. Поскольку принятие управленческих решений процесс с обратной связью, то работники не только более эффективно исполняют управленческие решения, но и оказывают влияние на руководителей в принятии управленческих решений.
Виды ответственности
Замечание 2
Ответственность можно подразделить на официальную и личную, принудительную и добровольную. Последнюю трактуют как черту характера человека – личное чувство ответственности (которое у некоторых людей характеризуется обостренностью).
Официальные виды ответственности разделяются на две группы:
- технологическую ответственность,
- гуманитарную ответственность.
Среди технологических видов ответственности выделяют:
- профессиональную,
- дисциплинарную,
- административную,
- юридическую,
- экономическую,
- материальную.
К гуманитарным видам ответственности относят:
- социальную,
- партийную,
- этическую,
- экологическую,
- политическую.
Источник: spravochnick.ru