Бизнес образование миф или реальность

Чтобы успешно развивать свой бизнес или стать эффективным менеджером, просто невозможно обойтись без качественного бизнес-образования. В настоящее время наблюдается рост спроса на бизнес-школы, курсы, семинары и другие образовательные программы не только в нашей стране, но и во всем мире. Таким образом, рост популярности напрямую связан с ростом количества предложений. А когда есть необходимость выбора, вы легко можете запутаться.

Первоначально идея такого образования возникла, как и следовало ожидать, на западе. За годы накопленного опыта этот механизм был отлажен, потому что бизнес-школы в Европе и Америке подготовили более ста менеджеров и действующих бизнесменов. Но что касается нашей страны, то установленные стандарты здесь не слишком похожи, потому что развитие экономики и бизнеса отличается.

В нашей стране сфера бизнес-образования начала свое путешествие только в девяностые годы. В самом начале в качестве основы использовалась либо американская, либо европейская модель, но спустя короткое время стало очевидно, что эти модели не применимы к современным российским реалиям. В результате возникла необходимость пересмотреть существующие программы и разработать собственную систему образования.

Зачем получать бизнес образование? #shorts #smapseeducation

В настоящее время в России можно встретить как государственные учебные заведения, так и частные. Традиционное образование в высшей школе. Это предполагает обучение по специальности менеджер. Однако, несмотря на продолжительность обучения, студенты не получают достаточно практических навыков, которые могли бы помочь в решении актуальных проблем организации.

Также в нашей стране есть курсы повышения квалификации. Эта программа не является базовой. Он используется только для получения лучших и более глубоких знаний в определенной области.

Магистерские программы в области делового администрирования, то есть MBA. Эти знания очень востребованы на рынке труда. Основная задача такого обучения — обучить студентов реальным практическим знаниям, подготовить профессионального специалиста, способного самостоятельно решать различные задачи и вывести организацию на принципиально новый уровень.

К вышеперечисленным программам предъявляются особые государственные требования. Для проведения сертифицированных курсов МВА имеют право образовательные учреждения с государственной аккредитацией. Благодаря этой обязательной мере уровень образования в этой области значительно вырос. Сегодня это направление оказывает существенное положительное влияние на управленческий и административный ресурс, а также на экономику России в целом.

Разработка и согласование программ и направлений в центре бизнес-образования в России ведется таким образом, чтобы студенты с разным уровнем знаний и опыта могли комфортно учиться. Понятно, что одна тема будет интересна в сфере финансов, которая включает образовательные программы для старших менеджеров и топ-менеджеров. Другие будут заинтересованы в курсах личностного роста и развития, где будут раскрываться вопросы развития собственных сил, приобретения новых знаний и повышения профессиональных навыков.

Как стать предпринимателем? И нужно ли для этого бизнес-образование?

Российская академия бизнес-образования внесла неоценимый вклад в развитие и развитие этого направления. У истоков были лидеры, основавшие самые первые бизнес-школы в России, это Буренин В.А., Эвенко Л.И., Мануковский А.Б. Чуть позже была создана РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования), целью которой было обеспечение взаимодействия школы по-разному, их координация и стремление систематизировать услуги этих учреждений. На первом заседании РАБО присутствовало более 20 руководителей, представляющих различные компании в этой области. Однако, что эта ассоциация не имеет государственной или коммерческой принадлежности, более того, почти все проекты, связанные с бизнес-образованием, попадают под его влияние.

Следует отметить, что ассоциация состоит из 150 организаций, и в ходе своей деятельности она оказала значительное влияние на сочетание отечественного и зарубежного опыта, что позволило максимально повысить значимость полученного образования. Таким образом, был разработан специальный подход, который до сих пор активно используется в центрах, занимающихся аналогичной деятельностью.

Основной целью РАБО является создание особой атмосферы инноваций в системе образования, а также подход к формированию специалистов с базой знаний и навыков, отвечающей мировым стандартам.

Также следует отметить, что большинство людей в нашей стране считают, что бизнес-образование — это деньги на ветер.

Тем не менее, я считаю, что это самый распространенный миф, он основывается, как правило, на некомпетентности обеих сторон — а также некоторых центров, выпускников и клиентов, которые не получили выгоды.

Преподавание в бизнес-образовании работает напрямую с целевой аудиторией. Эта деятельность имеет сильную энергию и должна осуществляться через интерактивное общение. В России из-за некомпетентности некоторых участников рынка они обучаются на основе информации, просто взятой из различных источников.

То есть происходит постоянное чтение лекций, и человек, который пришел за индивидуальным подходом и раскрытием своего потенциала, просто получает сертификат о переподготовке. Мечты и стремления рушатся, много денег платят за бизнес-образование, и нет ожидаемого результата! Отсюда и неудовлетворенность клиентов.

Важно отметить, что стандарты бизнес-школ еще не были изобретены, здесь нет комиссий, аккредитаций, сертификатов соответствия и нормативно-правовой базы. Фактически получается, что каждый человек с любым подходом может предложить бизнес-образование в России. Нет никаких ограничений, которые не позволили бы недобросовестным людям получать прибыль от аудитории, не поддерживая должное качество своей деятельности.

Конечно, это вовсе не означает, что получение бизнес-образования — пустая трата денег. Если результат не удовлетворяет клиента, возможно, он сам безответственно подошел к выбору учебного центра. Сейчас рынок таких услуг, включая бизнес-образование, находится на той стадии, когда мы можем оценить уровень работы и добросовестность компании: по отзывам, программе обучения, степени доверия к профессиональной среде, клиентской базе и даже место нахождения. Проанализировав школу, будет намного легче сделать выбор и принять решение.

По моему мнению, программы бизнес-образования должны соответствовать любым установленным требованиям и должны выбираться в зависимости от задач, стоящих перед кандидатом. Они могут быть краткосрочными во времени и состоять в личностном совершенствовании или приобретении глубоких практических знаний и навыков, направленных на решение реальных проблем.

Читайте также:  Не могу войти в Тинькофф бизнес

Образовательные учреждения, аккредитованные в этой области, предлагают сразу несколько форматов, которые необходимо разобрать более подробно:

  • на постоянной основе. Этот формат предполагает обучение в течение дня.
  • время веселиться. Этот тип означает возможность посещать занятия несколько раз в неделю в конце рабочего дня.
  • дистанционный вариант. В этом случае учащиеся самостоятельно выполняют задания и отправляют их на проверку. Однако для некоторых практических занятий и экзамена требуется личное присутствие.

Такое разнообразие форматов позволяет даже людям на работе завершить программу и получить диплом.

Однако, нашей стране, бытует мнение, что за два дня чему-то научиться невозможно.

Я считаю, что причиной такого мнения является, прежде всего, наш менталитет. Часто соотечественники считают, что вы можете учиться только в процессе многолетнего овладения наукой в университете. Конечно, иметь высшее образование необходимо. Это помогает нам понять многие закономерности и процессы, учит думать, работать с информацией и систематизировать знания.

Но это только первый основной шаг. Краткосрочные курсы и методики в процессе получения бизнес-образования имеют большое значение и пользу. Мир давно подтвердил этот факт.

В среднем краткосрочная учебная программа состоит из 16–20 академических часов (2-3 дня). Если вы сравните с программой университета, вы получите около 1 месяца лекций. Важно понимать, что на бизнес-уроках учитель глубоко и детально прорабатывает каждую тему из предложенного курса.

95% людей, которые уже участвовали и посещали краткосрочные курсы, определенно нашли для себя подходящее решение. Это 2-3 дня полезной, необходимой информации с поддержкой и отзывами, чтобы быстро решить проблемы компании.

В России существует множество учебных учреждений, предлагающим кандидатам образовательные программы на любой вкус. Но это совсем не значит, что все из них принесут ценный опыт и поспособствуют развитию карьеры. Безусловно, нужно понимать, что основная задача бизнес-образования состоит не просто в получении заветных корочек. Прежде всего важен управленческий опыт.

На это влияет не только работа, но и образование. Поэтому при выборе бизнес-школы важно учитывать ее опыт подготовки именно управленцев и менеджеров.

Поэтому, на сегодняшний государственное бизнес- образование имеет место быть. Однако, данное обучение является далеко не из дешевых. Я считаю, что получение качественного бизнес-образования никогда не будет дешевой услугой. Чаще всего потраченные деньги приносят свои плоды. После окончания обучения человек получает хорошую базу и предпосылки к успешному будущему.

Источник: dzen.ru

Что не так с бизнес-образованием в России

Во многих странах рынок бизнес-образования уже вошел в зрелую стадию. Работодатели уверены в качестве знаний выпускников, а студенты понимают, во что они инвестируют и какие результаты получат. В турбулентных условиях российской экономики статус бизнес-школ до сих пор меняется.

Нечеткое позиционирование приводит к тому, что многие менеджеры среднего звена покупают программы преждевременно. В массовом сознании MBA до сих пор воспринимается либо как гарантированный карьерный лифт, либо как неэффективный инструмент. Детальный сбор информации перед поступлением поможет разобраться со стереотипами, выбрать подходящую программу и сформировать релевантные ожидания от обучения.

Миф 1: Бизнес-образование — это только теория

Эксперты рынка российского образования уже не первый год обсуждают несоответствие учебных программ реальным запросам рынка. Эта проблема стимулировала развитие партнерских проектов между вузами и крупными компаниями, благодаря которым подготовка будущих кадров в реальных условиях может вестись уже с первого курса.

Бизнес-образование также трансформируется под современные реалии. Этот сегмент быстрее остальных может реагировать на изменения и экспериментировать с форматами, так как в учебных планах нет жестких ограничений, а среди студентов — состоявшиеся в профессии люди. Они стремятся к топовым позициям в корпорациях, поэтому умеют работать в условиях изменений.

Подготовка менеджеров такого уровня предусматривает работу с личным опытом участников, которым они готовы делиться с сокурсниками. Поэтому инвестирующий в MBA человек должен быть уверен, что у него здесь и сейчас есть практические задачи, которые он сможет решить благодаря новым знаниям.

А также полномочия и ресурсы на такие действия в рамках той ступени карьерного развития, на которой он находится. Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС и президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) отмечает, что если какое-то время назад в бизнес-школах делали упор на развитие soft skills (гибких управленческих навыков), то сегодня растет процент «хардовых дисциплин» (hard skills, твердых навыков).

Современные сбалансированные программы — реакция на бурный рост ИТ-индустрии и больших данных. Сегодня менеджерам, претендующим на высшие должности в крупных компаниях, необходимо быть не только хорошими управленцами и финансистами, но и обладать соответствующей технической подготовкой. Такой подход стимулирует развитие рынка бизнес-образования. В 2021 году его объем вырос на 15% и составил 6,2 млрд руб.

Миф 2: Западные стандарты MBA неприменимы к российским реалиям

Попытки адаптировать советскую систему повышения квалификации управленцев под новую рыночную экономику в эпоху перестройки оказались неудачными. Пустующую нишу заполнили западные программы MBA, которые пользовались большой популярностью среди амбициозных молодых людей.

В контексте открывающихся в России представительств международных компаний такой диплом выглядел особо привлекательно. Эйфория схлынула: стало понятно, что методы преподавания международных тренеров и звездных коучей не отвечают российскому менталитету, а западный подход к ведению бизнеса не всегда применим к российским деловым реалиям.

Репутация бизнес-образования была испорчена. Однако нехватка высококвалифицированных управленцев на рынке осталась. Тогда степень MBA стали практиковать отечественные вузы на базе собственных кафедр экономики. Однако потребовалось еще некоторое время, чтобы скорректировать и наполнить практикой учебные программы и подобрать преподавателей нового поколения, к которым в сегменте бизнес-образования предъявляются особые требования. Кроме широкого академического кругозора, харизматичный лектор должен владеть инструментами мотивации, быть ментором и рассказывать кейсы по менеджменту, стратегии и финансам из собственной практики.

Читайте также:  Как правильно организовать оптовый бизнес

МВА №1 специально для В2В и обучения руководителей

30+ практических курсов с прямыми эфирами, встречами и обратной связью. Сделайте рывок в карьере и получите современные управленческие и профессиональные компетенции в одной из ведущих бизнес-школ России!

«Гейтс и Цукерберг колледжей не кончали». 7 взрослых мифов о бизнес-образовании

Учиться предпринимательству стало модно. Заполненный поклонниками Тони Роббинса «Олимпийский» и миллионы подписчиков у успешных бизнесменов в соцсетях — лишнее тому подтверждение. Усиливающийся спрос породил массу шарлатанов всех мастей и множество мифов. Самые популярные из них развенчивает сооснователь сервиса по поиску и бронированию бизнес-образования Coursalytics.com Алексей Долинский (не обязательно гнаться за MBA и Гарвардом — получить знания можно в разы быстрее и дешевле).

Миф №1 — За партой бизнесу не научишься

У практиков делового управления (как предпринимателей, так и менеджеров) на предложение получить бизнес-образование часто срабатывает защитная реакция в формате «у нас так не работает». Находятся тысячи аргументов: «это ваша кабинетная теория», «в нашей стране регулирование бы не позволило», «у нас тут не было бы такой инфраструктурной возможности»… И вывод: «Ничему мы тут не научимся — лучше пойти поработать». А еще могут привести в пример Билла Гейтса и Марка Цукерберга, которые в свое время бросили Гарвардский университет.

Непонятно только, почему такие мысли не посещают Германа Грефа или, например, Рубена Варданяна, которые не упускают возможности пополнить свои знания. Всего же в коротких программах уровня executive ежегодно участвуют около полумиллиона менеджеров и предпринимателей со всего мира — от американских банкиров до фермеров из Нигерии. И учатся они самому разному — от ведения переговоров за 5 дней до применения блокчейн-технологий.

Научиться бизнесу, сидя за партой, действительно нельзя: полученные теоретические знания нужно применять на практике (иначе это будет сродни обучению плавать на суше). Но правило работает и в обратном направлении: учиться только на основе собственной практики тяжело и дорого.

Многие предприниматели понимают: лучше обучаться на чужих ошибках. По их мнению, чтобы решить какую-нибудь узкую задачу вроде регистрации кассового аппарата по новым правилам или взаимодействия с валютным контролем банка, достаточно посоветоваться с бывалыми коллегами, которые уже решали похожие проблемы.

И это большое заблуждение: далеко не всегда найдется универсальный лайфхак, который можно просто взять и использовать. Гораздо чаще нужны гибкость мышления и способность искать решение проблемы за пределами традиционного спектра. Эффективный руководитель обладает стратегическим мышлением, это лидер, умеющий вести переговоры. Можно не быть специалистом в инжиниринге, маркетинге, финансах или HR, но при этом важно понимать их на достаточном уровне, чтобы говорить с профессионалами на одном языке. Для этого необходимо учиться и обучаться постоянно — невозможно знать все, но нужно уметь быстро выучить ключевое.

Миф №2 — Учиться есть смысл только у практиков

Тренерами могут быть только бывшие профессиональные спортсмены, причем исключительно самые лучшие, — заблуждение из этой же серии. В реальности чаще все ровно наоборот: Моуринью, Слуцкий, Тарасова и многие другие преуспевшие наставники сами никогда не становились чемпионами (зато привели других к высшим результатам).

На самом деле, подсознательно мы хотим учиться не у практиков, а у людей, чей опыт похож на наш. Мы их признаем за своих, доверяем их суждениям и уважаем: они ведь прошли тот же путь и преодолели подобные трудности. К мнению признанных лидеров в своей сфере действительно можно и нужно прислушиваться.

Но важно помнить: успешные практики зачастую склонны приписывать свой успех совсем не тем факторам, которые его предопределили. Например, очень успешный российский предприниматель рассказывал мне, что в бизнесе ему помогла учеба в военном вузе. А многие инвесторы Кремниевой долины утверждают, что едва ли не всего добились благодаря йоге или диете без животных продуктов.

Если это действительно так, то почему Oracle и Cisco родом не из Непала?

И ведь никто из этих людей не лукавит. Так часто работает искажение восприятия, называемое «ошибка выжившего» (вспомните классический пример с пробоинами на самолетах во время Второй Мировой войны). Именно поэтому нужен научный анализ множества лидерских кейсов — чтобы действительно научиться, а не только вдохновиться.

Так у кого же лучше учиться? У людей, которые способны научить. От них требуется наличие харизмы (плюс способность вызвать доверие и уважение), агрегированных знаний (только собственного опыта недостаточно) и умение обучать взрослых людей. Сочетание всех трех компонентов идеально, любых двух — достаточно, а одного все-таки мало.

Поэтому тренинги от действующих предпринимателей, не потративших время на глубокую систематизацию хотя бы собственного опыта (не говоря уже о чужом), недостаточно эффективны. Так же как семинары ученых-теоретиков без бизнес-опыта и преподавательской харизмы.

Миф №3 — Получать бизнес-образование нужно только в России

Россия действительно уникальная страна, но правда в том, что все страны по-своему уникальны. Даже если принять во внимание всю отечественную неповторимость, нужно понимать: никакому сокровенному исконно русскому знанию здесь не учат. Российской альтернативы западному бизнес-образованию просто не существует. Как и бизнес-кейсов, написанных об отечественных компаниях.

Да, некоторые школы приглашают зарубежных преподавателей и делают совместно с западными партнерами учебные программы достойного уровня. Но это скорее редкие исключения из правила.

Достаточно взглянуть на международные рейтинги бизнес-школ: российских в топ-50 мы не увидим (хотя есть надежда, что все изменится к лучшему). За утверждениями о преимуществах отечественного бизнес-образования (помимо искренних заблуждений) часто скрываются банальное незнание английского языка, нежелание уезжать далеко от дома или ошибочные представления о стоимости обучения.

Миф №4 — Учиться — это тяжело и скучно

Осваивать новые знания и навыки бывает и вправду нелегко. А вот «скучно» — это что-то из области детских травм, полученных в советской школе. Во-первых, эффективное образование построено так, чтобы оно доставляло удовольствие. Во-вторых, взрослым людям интересно получать новые знания и навыки, когда они понимают, чем им эти знания полезны (именно знания, а не сертификат!).

Читайте также:  Кафе готового мороженого как бизнес

Вспомните водительские курсы: на утомительных часах теории не засыпают только самые стойкие (большинство водителей полученную таким образом информацию никогда в жизни не используют). Но есть ли хоть кто-то, кто засыпал на водительском сиденье, впервые оказавшись за рулем? Страшно, азартно, любопытно — как угодно, только не скучно.

Современное бизнес-образование бывает столь интересно и увлекательно, что появился даже отдельный термин — edutainment (от англ. education и entertainment — образование и развлечение в одном флаконе). Перед желающими научиться предпринимательству открываются тысячи возможностей — от программ по развитию лидерства с упором на самопознание в Тибете до курсов по командному взаимодействию, совмещенных с занятиями греблей.

Миф №5 — Правильное бизнес-образование — это МВА

Да, но только в определенных случаях. Например, вам 25–28 лет, позади бакалавриат хорошего университета и несколько лет работы в международной консалтинговой компании, которая оплатит обучение и примет назад после окончания программы. Или вашей супруге нужна виза, дающая право на работу, пока вы учитесь. Или у вашей семьи — многомиллионное состояние и можно свободно тратить время и деньги. Во всех остальных случаях стоит задуматься о своих целях и способах их достижения.

У MBA есть еще «лайт-версия» под названием Executive MBA (сокращенно — EMBA). Это довольно распространенный тип программ для взрослых, который во многом повторяет обычные МВА-программы, но не требует отказа от полноценного трудоустройства. Занятия обычно проходят на выходных или во время недельных учебных модулей (раз в месяц например). Это удобный маркетинговый инструмент, упрощающий для школ продажу, но далеко не всегда соответствующий интересам учащихся.

Выпускники программ EMBA обычно выделяют 4 основных результата для своего развития:

  1. Знания и навыки — самое очевидное и рациональное, но редко основное. В большинстве случаев знания можно получить и из книг или дешевых (а то и вовсе бесплатных) курсов.
  2. Полезные связи. Обменяться визитками или добавить контакт в социальной сети можно и на конференции. Но крайне редко это дает тот же уровень доверия, как глубокий разбор бизнес-кейсов друг друга в рамках образовательной программы.
  3. Сертификация. Статус выпускника ведущего университета дает не только моральное удовлетворение, но и глобальную сеть контактов, а также мало с чем сравнимую ауру в глазах работодателей или потенциальных партнеров.
  4. Трансформационный опыт. Возможность отвлечься от повседневных задач бизнеса, переосмыслить задачи профессионального и личного развития.

Однако и EMBA — не самое эффективное (и чрезвычайно недешевое) решение. Вместо них (или после них) ведущие школы мира предлагают программы Advanced Management. Они позволяют за 4–7 недель получить необходимый состоявшимся руководителям уровень знаний по основным бизнес-навыкам, получить статус выпускника, установить новые связи и переосмыслить свои задачи развития и карьерные планы. По сравнению с EMBA, такие программы предпочтительны для большинства бизнес-лидеров: уровень участников в них выше, а стоимость и продолжительность — ниже.

Ведущие школы бизнеса, права, госуправления, медицины, а также консалтинговые компании предлагают тысячи более коротких программ уровня executive. Каждая из них может за считанные дни решать узкие задачи: финансы для нефинансовых топ-менеджеров, развитие лидерских навыков, управление семейным бизнесом. Такие программы могут оказаться результативнее, быстрее и дешевле, чем Executive MBA.

Миф №6 — Учиться бизнесу нужно у Адизеса и Роббинса. Только гении собирают стадионы

Получать бизнес-образование в переполненном «Олимпийском» — все равно что изучать историю по историческим романам: факты искажены, но можно получить общее впечатление об эпохе (часто ошибочное). В многотысячных аудиториях практически невозможен интерактив: максимум — чуть-чуть обсуждений в малых группах и, в лучшем случае, еще чуть-чуть онлайн-голосований во время выступлений.

Все выступающие на стадионах «коучи» и «бизнес-гуру» уже тысячи раз записаны-перезаписаны на видео и изданы миллионными тиражами. Для получения тех же самых знаний можно просто посмотреть эти ролики на Youtube. По-настоящему уникальный результат личного присутствия заключается в основном во вдохновении и мотивации, которые возникают от эффекта сертификации: «Я это услышал от самого Тони Роббинса, я там был!» Это может быть полезно для личностного развития, но не станет альтернативой бизнес-образованию (как бы вас ни пыталась в этом убедить реклама).

Миф №7 — Только Гарвард или Стэнфорд — на меньшее размениваться не стоит

Безусловно, все, что делает Гарвард ,– хорошо и очень хорошо (но не обязательно самое лучшее). Например, в Гарвардской бизнес-школе есть замечательные программы по маркетингу, но в школе Келлог они могут оказаться глубже, разнообразнее и информативнее. Если говорить о венчурных инвестициях, то впереди окажется Беркли, а если о финансах и аналитике — то Уортон. Если действительно нужны конкретные знания и навыки, далеко не всегда нужно гнаться за всемирно известным брендом.

Прекрасный пример в этом контексте — кейс Уоррена Баффета, одного из богатейших людей в мире и в то же время одного из самых успешных инвесторов в истории. Он учился в нескольких университетах, включая старейшую бизнес-школу США Уортон и бизнес-школу Колумбийского университета (обе принадлежат к знаменитой Лиге Плюща). Но самым значимым для себя Баффет считает короткий курс публичных выступлений от Института Дейла Карнеги (сегодня мы назвали бы это executive education), который прослушал уже после всех МВА. И это единственный диплом, который по-прежнему висит на стене в его кабинете.

Источник: medium.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин