Бизнес омбудсмен что это

Бизнес-омбудсмен — уполномоченный по защите прав предпринимателей, назначаемый президентом РФ.

Бизнес-омбудсмен рассматривает жалобы и обращения предпринимателей, участвует в обсуждении законопроектов, направляет предложения и иски о приостановке решений чиновников, при необходимости — обращается в суды, чтобы защитить права бизнесменов.

В России пост бизнес-омбудсмена при президенте занимает Борис Титов — заметная фигура в бизнес-сообществе. До 2012 года он занимал пост гендиректора «Абрау-Дюрсо». Потом перешёл на госслужбу и стал председателем совета директоров компании. В 2017 году он был советником президента и одновременно выдвигался в президенты России от Партии роста.

Борис Титов активно занимается делами предпринимателей. В 2017 году он лично приехал в СИЗО, где находились предприниматели, которые пожаловались руководству страны на «бездействие следователей в течение многих месяцев» и другие нарушения.

Тогда Титов заявил, что «нахождение в СИЗО — это прежде всего способ давления на предпринимателя с целью признания вины». Однако Следком его осадил, заявив, что его сотрудниками «строго соблюдаются ограничения, связанные с предпринимательской деятельностью фигурантов». Бизнес-омбудсмены не всемогущи.

Пример употребления на «Секрете»

«Я должен сказать, что это незыблемое правило не только для меня, но и для всех уполномоченных, хотя у нас там начали появляться какие-то идеи продления дальнейшего (срока. — Прим. «Секрета»), но моя позиция остаётся прежней: нельзя оставаться, прирастать к месту, нельзя больше двух сроков заниматься одним и тем же делом». (Борис Титов — о грядущем в 2022 году уходе с поста бизнес-омбудсмена при президенте России.)

Нюансы

Уполномоченные по защите прав предпринимателей официально появились в России в 2012 году. Согласно законодательству, бизнес-омбудсмен числится гражданским служащим, входит в Администрацию Президента РФ и работает на федеральном и региональном уровнях.

Главного бизнес-омбудсмена страны назначает президент России с учётом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет (но не более чем на два срока подряд).

В российских регионах тоже работают местные бизнес-омбудсмены. Их главная роль — посредничество между бизнес-сообществом и губернатором.

А в 2020 году в России появился омбудсмен по делам малого и среднего бизнеса. Им стала основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова.

В зарубежной практике тоже есть такие уполномоченные. Например, в США они защищают права малого и среднего бизнеса. Во Франции такого уполномоченного называют медиатором.

Факт

Слово «омбудсмен» произошло от древнескандинавского «полномочие» или «поручение».

Источник: secretmag.ru

Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей в РФ

Предприниматели часто нуждаются в защите своих прав и законных интересов. С июня 2012 года у них появился еще один механизм отстаивания интересов – в России назначен уполномоченный по правам предпринимателей.

О должности

Кто такой омбудсмен

Институт защиты прав предпринимателей в нашей стране развивался чрезвычайно медленно. До начала двухтысячных представители малого бизнеса могли защитить свои интересы исключительно в судебном порядке, при этом далеко не всегда имели возможность выступить в свою защиту.

Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей начал складываться с 2010 года, первоначально в его задачи входил контроль над инвестиционной деятельностью.

Спустя год Министерство экономического развития начало разработку концепции аппарата уполномоченного. За это время была отработана практика приема обращений от предпринимателей, участия в судебных процессах, подготовки законопроектов в сфере предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Политика это грязный бизнес

Наконец, в 2012 году омбудсмен по правам предпринимателей был выделен в самостоятельную должность в аппарате президента России. В начале мая 2013 года принят Федеральный закон №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Документом определены задачи и компетенции Уполномоченного при Президенте, а также Уполномоченных в субъектах РФ.

Права и задачи

Права Уполномоченного по защите прав предпринимателей определены законодательно, в частности, омбудсмен вправе:

  • Подавать запросы в органы государственной и местной власти по вопросам прав предпринимателей.
  • Посещать подозреваемых и осужденных по делам, связанным с предпринимательской деятельностью.
  • Принимать участие в обсуждении законопроектов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Данные полномочия омбудсмена позволяют ему оказывать эффективную помощь коммерсантам самого разного уровня, оказавшимся в непростых ситуациях. Однако, на практике омбудсмен принимает участие в наиболее резонансных делах, а в отношении других ситуаций «достучаться» до него не всегда возможно.

Объективно это можно понять, так как аппарат уполномоченного не в состоянии решать все проблемы многочисленной армии российских предпринимателей. В значительной мере изменить ситуацию может уполномоченный по правам предпринимателей в субъекте федерации. Данный пост появился уже в ряде регионов и показал свою эффективность.

Но далеко не во всех регионах есть омбудсмен, поэтому проблема на сегодняшний день продолжает сохранять остроту. В какой-то мере её решить может и введение должности заместителя полномочного представителя президента по делам предпринимателей в федеральных округах. Данная должность есть во всех семи федеральных округах. Правда, большинство представителей бизнеса часто не знают о существовании такого специалиста.

Перспективы защиты прав предпринимателей в РФ

Защита прав ИП

То, что в государстве появился уполномоченный по правам предпринимателей, является хорошим знаком того, что власть заботится о бизнесе. Но в нынешней ситуации этот пост скорее номинальный, имиджевый, чем реально работающий механизм.

Между тем, аналогичные структуры в разных странах являются весьма эффективными инструментами взаимодействия между бизнесом и властью. В задачи уполномоченного входит не только отстаивание прав предпринимателей, но формирование благоприятного восприятия бизнесом органов власти, создание конструктивного диалога между ними.

Формирование структуры уполномоченного по правам предпринимателей

До тех пор, пока в России не будет сформирована четкая структура уполномоченного, начиная с администрации президента и заканчивая уровнем местной власти, нельзя говорить о создании эффективного механизма отстаивания прав представителей бизнеса.

Немаловажную роль играет и доведение информации об омбудсмене до самих предпринимателей. Сейчас лишь небольшая часть из них знает о его задачах и полномочиях. Тем не менее, особенно важен уполномоченный для малого и среднего бизнеса, который не имеет возможность прямого влияния на властные структуры и которого власть часто просто не замечает.

Защита прав малого бизнеса

Именно в защите малого бизнеса видится основная задача уполномоченного. В стране действует множество законов, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, но далеко не все из них выполняются, появление же омбудсмена будет способствовать более объективному применению существующей законодательной базы. Нелишним будет и защита прав предпринимателей, которые нарушаются нередко, а существующий механизм их отстаивания часто весьма труден и не позволяет достичь желаемого результата.

Читайте также:  Гусиный бизнес в домашних условиях

Защита прав предпринимателей: Видео

Источник: ipinform.ru

РОЛЬ ИНСТИТУТА БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНОВ (УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ) В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ — НОВЫЙ, НЕПРИВЫЧНЫЙ И НЕ ВСЕГДА ПОНЯТНЫЙ ИНСТИТУТ ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА. ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС, КАКОЕ ВЛИЯНИЕ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН МОЖЕТ ОКАЗАТЬ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. КАКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА УСТАНОВЛЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ. КТО, КОГДА И КАК МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ К НЕМУ ЗА ПОМОЩЬЮ, КАКИЕ ВОПРОСЫ ОН ПОМОЖЕТ РЕШИТЬ. КАК НАКАЖУТ ТЕХ, КТО ИГНОРИРУЕТ РЕШЕНИЯ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ

Любой бизнес сопряжён с разноплановыми рисками, и экономическими, и криминальными. В современной России существенное значение занимают риски административные и коррупционные. С начала девяностых годов прошлого века одновременно с развитием российского бизнеса возникла необходимость правовой защиты предпринимательства.

Федеральными органами РФ издавались законодательные акты, регулирующие деятельность российского бизнеса. Существенную роль в его упорядочении сыграло принятие Гражданского и Налогового кодексов РФ. Они явились законодательной базой для ведения бизнеса предприятиями и ИП разного уровня.

Однако принятые правовые акты не стали инструментом полноценного решения задачи эффективной защиты прав российских предпринимателей. Для конкретного предпринимателя борьба с разнообразными вызовами нестабильной отечественной экономики и коррумпированной системы управления зачастую становится непосильной. В сложившейся ситуации назрела потребность в учреждении такого института, как бизнес- омбудсмен. Впервые эта потребность была декларирована в Указе Президента РФ № 596 от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике». Затем Президент своим указом № 879 от 22.06.2012 учредил должность бизнес-омбудсмена и назначил на неё Титова Бориса Юрьевича

СТАТУС

Правовой статус бизнес-омбудсмена регламентирован законом № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» . С 01.01.2015 вступила в действие статья 2 этого закона, что довело до логического завершения формирование в РФ института бизнес- омбудсмена, который совместно со своим рабочим аппаратом приобрёл статус государственного органа с правом юридического лица. Это повысило его возможности эффективно выполнять свои целевые функции. Круг компетенций и полномочий бизнес-омбудсмена довольно широкий. Цель его деятельности — защита законных прав всех предпринимателей в РФ и российских бизнесменов за её границами.

ТРЕБОВАНИЯ

Законом 78-ФЗ предусмотрен порядок назначения бизнес-омбудсмена и условия, которым должен удовлетворять кандидат. Эти условия прописаны в статье 1 закона: Бизнес-омбудсменом может стать только гражданин РФ с высшим образованием, достигший возраста 30 лет. Бизнес-омбудсмена назначает Президент РФ на 5 лет. Бизнес-омбудсмен назначается на эту должность не больше двух сроков подряд.

Президент может и досрочно прекратить полномочия омбудсмена. Бизнес-омбудсмен не может быть депутатом федерального или регионального уровня, не может иметь доходов от бизнеса или другой работы по найму. Допустимо для бизнес-омбудсмена получение дохода от преподавательской, научной или другой творческой деятельности. Бизнес-омбудсмен должен прекратить все виды деятельности, недопустимые согласно ст. 1 закона 78-ФЗ, не позднее двух недель после назначения на должность.

АППАРАТ

Статья 8 закона 78-ФЗ предоставляет право омбудсмену набрать оплачиваемый персонал для осуществления текущей деятельности. Численность и структура аппарата регулируются приказами омбудсмена. Финансирование и материально-техническое обеспечение работы самого бизнес-омбудсмена и его аппарата предусматривается федеральным бюджетом.

Но состав помощников омбудсмена не ограничивается штатным персоналом. Успешная деятельность омбудсмена невозможна без участия специалистов экспертного уровня на различных направлениях его деятельности. Омбудсмен вправе создавать различные совещательные органы. Для участия в работе таких органов омбудсмен может привлекать на общественных началах специалистов экспертного уровня, представителей органов власти разных уровней, представителей общественных объединений.

Читайте также:  Как начать бизнес по продвижению сайтов

СОВЕТЫ

1. Общественный совет: объединение представителей важнейших структур бизнеса; обсуждение кандидатур для назначения общественными представителями омбудсмена; обсуждение кандидатур на должность региональных омбудсменов; участие в подготовке решений омбудсмена о приостановлении действия отдельных ненормативных актов властных структур. 2. Экспертный совет: анализ системных проблем хозяйственного законодательства и проявлений коррупционных практик; подготовка предложений по способам устранения системных проблем законодательства; рассмотрение совместно с Генеральной прокуратурой случаев массового нарушения хозяйственного законодательства и анализ широкого распространения ненадлежащей правоприменительной практики; подготовка законодательных инициатив для разрешения проблем, связанных с несовершенством законодательства; подготовка ежегодного доклада Президенту к согласованию в структурах омбудсмена с учётом мнения ведущих предпринимательских сообществ. 3. Координационный совет: объединение общественных помощников омбудсмена по 38 направлениям его работы; координация позиций института региональных омбудсменов по тематике административного законодательства; выстраивание работы структуры омбудсмена с профильными ведомствами; организация социологических опросов среди предпринимателей разного уровня по тематике факторов, влияющих на бизнес; выявление и систематизация проблем российского бизнеса в различных сферах, выработка направлений решения выявленных проблем.

КОМПЕТЕНЦИЯ

Деятельность бизнес-омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб бизнесменов, полагающихся на вмешательство данного института, как на последний шанс защиты своих прав от давления криминала и государственных структур. В целом работа омбудсмена направлена на то, чтобы улучшить предпринимательский климат в стране.

И закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 даёт для этого широкий спектр возможностей. Отдельное предусмотренное законом направление работы омбудсмена — экспертные функции. Ст. 6 закона № 78-ФЗ предоставляет ему право законодательной инициативы в сфере регулирования прав субъектов предпринимательства.

Омбудсмен имеет право направлять Президенту, в Госдуму и в другие властные структуры предложения о принятии (а также об изменении или отмене) законов и иных актов, имеющих отношение к сфере предпринимательства. Заключения по проектам рассматриваемых нормативных актов, направляемые омбудсменом, должны быть рассмотрены как Правительством РФ, так и другими органами власти любого уровня. На такое рассмотрение установлен предельный срок — 30 дней.

УЧАСТИЕ В СУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Обратившийся в арбитражный суд федеральный или региональный омбудсмен пользуется статусом истца. Он правомочен также вступить в судебное производство на стороне обратившегося с жалобой субъекта предпринимательства в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Омбудсмен правомочен инициировать обжалование вступивших в законную силу решений арбитражных судов.

Законом предусмотрено право омбудсмена инициировать обжалование в статусе лица, не участвовавшего в процессе на этапе рассмотрения ( ст. 53.1 , ст. 42 АПК РФ ). Федеральный или региональный омбудсмен правомочен участвовать в уголовном процессе в статусе защитника наряду с адвокатом, а в случае рассмотрения дела мировым судьёй, быть единственным защитником без обязательного привлечения адвоката ( ч. 2 ст. 49 УПК РФ ). Федеральный омбудсмен также может участвовать в статусе защитника в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности( ст. 25.5.1 КоАП РФ ).

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин