В истории вычислительной техники можно проследить развитие двух основных областей ее использования. Первая область — применение вычислительной техники для выполнения численных расчетов, которые слишком долго или вообще невозможно производить вручную. Развитие этой области способствовало интенсификации методов численного решения сложных математических задач, появлению языков программирования, ориентированных на удобную запись численных алгоритмов. Характерной особенностью данной области применения вычислительной техники является наличие сложных алгоритмов обработки, которые применяются к простым по структуре данным, объем которых сравнительно невелик.
Вторая область — это использование средств вычислительной техники в автоматических или автоматизированных информационных системах. Информационная система представляет собой программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий выполнение следующих функций:
1. надежное хранение информации в памяти компьютера;
2. выполнение специфических для данного приложения преобразований
«Анализ предметной области». Обучение проектированию программных продуктов. Часть 1. Тренинг 3.
3. информации и вычислений;
4. предоставление пользователям удобного и легко осваиваемого интерфейса.
Обычно такие системы имеют дело с большими объемами информации, имеющей достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем (ИС) являются банковские системы, автоматизированные системы управления предприятиями (АСУ), системы резервирования авиационных или железнодорожных билетов, мест в гостиницах и т.д.
История развития СУБД насчитывает более 40 лет. В 1968 году была введена в эксплуатацию первая промышленная СУБД – система IMS фирмы IBM. В 1975 году появился первый стандарт ассоциации по языкам систем обработки данных — Conference of Data System Languages(CODASYL), который определил ряд фундаментальных понятий в теории систем баз данных, которые и до сих пор являются основополагающими для сетевой модели данных.
В дальнейшее развитие теории баз данных большой вклад был сделан американским математиком Э.Ф. Коддом, который является создателем реляционной модели данных. В 1981 он получил за создание реляционной модели и реляционной алгебры престижную премию Тьюринга Американской ассоциации по вычислительной технике.[]
В 1991 году Microsoft выпустила Access, который на несколько лет вытеснил с рынка все остальные СУБД. Частично это произошло благодаря тому, что Access был интегрирован в Microsoft Office, и Microsoft смогла использовать свое влияние на рынке для смещения других продуктов. Правда, Microsoft нужно отдать справедливость: Access — суперпродукт. Он доминирует на рынке, потому что это легкая в использовании и сильная СУБД.
Цель данной курсовой работы — спроектировать и разработать базу данных для фирмы, торгующей компьютерной техникой. Для создания БД «Фирма-посредник» я буду использовать Microsoft Office Access 2003 как наиболее распространенную и простую в использовании СУБД.
Описание предметной области. Постановка задачи
Понятия | Предметная область
Основным назначением информационных систем является оперативное обеспечение пользователя информацией о внешнем мире путем реализации вопросно-ответного отношения. Вопросно-ответные отношения, получая интерпретацию во внешнем мире (мире вне информационной системы), позволяют выделить для информационной системы определенный его фрагмент — предметную область, — который будет воплощен в автоматизированной информационной системе. Информация о внешнем мире представляется в информационной системе (ИС) в форме данных. Это ограничивает возможности смысловой интерпретации информации и конкретизирует семантику ее представления в ИС.
База данных должна адекватно отражать предметную область. Это означает, что должны выполняться следующие условия:
1. состояние базы данных в каждый момент времени должно соответствовать состоянию предметной области.
2. изменение состояния предметной области должно приводить к соответствующему изменению состояния базы данных
3. ограничения предметной области, отраженные в модели предметной области, должны некоторым образом отражаться и учитываться базе данных.
Понятие предметной области было введено в начале 80-х годов прошлого века, когда учеными в области ИС была осознана необходимость использовать семантические модели для представления информации в компьютерных системах. Так же как требования к компьютерной системе формируются средствами естественного языка, так и информация в компьютерных системах представляется средствами особого языка с определенной семантикой. Такой подход впервые был представлен П. Ченом в 1976 году.
Моя база данных разработана для торговой организации, занимающейся продажей бытовой техники. Схема работы очень проста. Поставщик (все данные и контакты находятся в таблице «Поставщики») поставляет товар фирме. Это отображается в таблице «Поставка». Клиент организации (все данные и контакты находятся в таблице «Клиенты») делает заказ на определенный товар.
Этот заказ заносится в таблицу «Продажа». Фирма привозит со склада нужное количество и далее осуществляется сама сделка: клиент получает товар, а мы получаем деньги за выполненный заказ. То есть фактически будут использоваться в основном 2 таблицы — на поставку товара и его продажу. Остальные таблицы, формы, запросы базы будут нужны для информационной, правильной, четкой, работы. Чтобы можно было сразу узнать, кто заказал, кто производитель, описание товара, посчитать суммы заказов, сделать отбор по определенным данным, добавить товар, получить отчеты по товарам и клиентам и выйти из базы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Описание предметной области
Объектом исследования является процесс работы сотрудников СП и отдел качества с ИС «ЭПОС». На вход процесса поступает информация из различных источников в бумажном и электронном виде. Сотрудники СП и отдел качества руководствуются соответствующими положениями и инструкциями пользователя «ЭПОС». В результате работы оформляются сводные отчеты, а пользователи отдел качества с помощью ИС «ЭПОС» формируют протокол расследования. Модель бизнес-процессов описана согласно нотации IDEF0.IDFE0 используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции[3]. Концептуальная схема предметной области представлена на рис. 1. Рис.1. Концептуальная схема предметной области При декомпозиции процесса работы пользователя с «ЭПОС» можно выделить 4 основных процесса:
- Ввод данных – процесс ввода данных операторами СП с помощью ИС «ЭПОС», согласно положению о сервисных предприятиях. При данном процессе пользователь руководствуется инструкциями по использованию ИС «ЭПОС».
- Хранение и управление данными – процесс хранения данных и их управление с помощью СУБД, используемой для работы ИС «ЭПОС». Данные хранятся по определенным правилам с соблюдением правил нормализации и ограничений целостности. По имеющимся данным можно получить с помощью ИС «ЭПОС» сводные отчеты о различных событиях, объектах учета и других сущностей.
- Расследование Событий – мероприятие, которое проводит отдел качества добывающего объединения для поиска причин остановки подконтрольных скважин. Для расследования необходимы различные данные о событиях. При этом пользователь тратит время на поиск скважин, чьи события необходимо расследовать. Согласно положению об отделе качества, сотрудник отдела качества по завершению расследования оформляет протокол по дню качества. Протокол оформляется с использованием ИС «ЭПОС» согласно его инструкциям. При недостатке или некорректности данных, используемых при расследовании, сотрудник отдел качества вынужден обращаться в сервисное предприятие, которое обслуживает подконтрольную скважину. В этом случае сотрудник отдела качества связывается с руководителем СП посредством телефонной связи или корпоративной почты. Руководитель СП после подобного обращения должен выяснить, какой оператор внес некорректные данные или должен был внести данные, но этого не сделал, и дать ему задание внести или скорректировать данные.
- Дополнение и коррекция данных – процесс, при котором оператор СП ответственный за данные корректирует или дополняет данные с помощью ИС «ЭПОС», необходимые сотруднику отдела качества для расследования Событий или оформления протокола по ДК. При этом оператору СП не всегда ясно, какие именно данные некорректны и по какому именно событию необходимо ввести данные. Скорректированные и дополненные данные хранятся в БД. Сотрудник отдела качества никаким образом не извещается о выполнении запроса, из-за чего приходится самостоятельно периодически проверять изменения в данных. Из-за большого количества скважин, такие запросы возникают часто, и происходит путаница, вследствие которой часто возникают ошибки пользователей при вводе данных.
Модель бизнес-процессов предметной области представлена на рис.2. Рис. 2. Модель бизнес-процессов При такой модели время от начала расследования до оформления протокола по ДК складывается из следующих составляющих: – время поиска событий для расследования [1 – 8 час]; – время запроса коррекции и дополнения данных [1 час]; – время поиска ответственных за ввод данных [2 – 4 часа]; – время дополнения и коррекции данных [8 – 16 часов]; – возобновления расследования после выполнения запроса [8– 16 часа]; – время расследования событий с корректными и полными данными [2 – 6 часов]. Рис. 3. Временные затраты бизнес-процессов Таким образом, время от начала расследования до оформления протокола, по оценке автора, может доходить до
рабочих часов, что в переводе на дни может составлять 6-7 рабочих дней, как это видно на рис. 3.Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Кейс «Проектирование веб-сервиса бронирования билетов». Бизнес-анализ. Описание предметной области
Параллельно с описанием бизнес-процессов, контекста и профилей заинтересованных лиц необходимо изучать предметную область. Основными инструментами здесь являются словарь терминов (который лучше составлять совместно с экспертом предметной области) и диаграмма сущностей, которая изображает, какие есть сущности, и какие между ними есть взаимосвязи.
IV. Описание предметной области
Законодательные ограничения
— Зрителю должно быть больше 14 лет (для сделкоспособности).
— Необходимо дополнительное пользовательское соглашение, в котором пользователю будет необходимо дать согласие на использование его персональных данных.
— В соглашении также должно быть указано, что услуга бронирования предоставляется безвозмездно.
Словарь терминов
Диаграмма сущностей
Не стоит путать диаграмму сущностей с логической моделью данных! Она создается на так называемым концептуальном уровне, на ней намеренно не указываются атрибуты сущностей, а сами сущности не являются конечным вариантом хранения информации в базе данных, напротив, эта диаграмма представляет основу для составления логической модели данных.
Атрибуты сущностей будут описаны на фазе продуктового анализа в словаре данных.
Диаграммы состояний ключевых сущностей
После того, как основные сущности определены, необходимо описать их жизненные циклы. В данном случае рассказывается, что происходит с билетом и киносеансом, какие основные состояния они проходят. Каким образом осуществляется переход из одного состояния в другое? Переходы в дальнейшем станут основой для написания вариантов использования системы (которые появятся на технической фазе анализа и проектирования).
Жизненный цикл Киносеанса
Жизненный цикл Билета
Бизнес-правила предметной области
Все, что сложно выразить с использованием описанных инструментов, желательно зафиксировать в виде атомарных требований — выражений, раскрывающих, какие ограничения существуют в данной предметной области.
BR-1 — Если бронь не была выкуплена за 20 мин. до начала сеанса, то она снимается.
BR-2 — Нельзя забронировать билет менее чем за 20 мин. до начала сеанса.
BR-3 — Нельзя забронировать более 5 билетов одновременно на один или несколько сеансов.
BR-4 — Можно бронировать билеты только на Киносеансы, которые будут показаны в ближайшие 2 дня и утверждены к показу в расписании Кинотеатра.
- Бизнес-анализ
- словарь терминов
- диаграмма сущностей
- диаграмма состояний
- жизненный цикл
- бизнес-правила
Источник: habr.com