Компаниям, индивидуальным предпринимателям и частным лицам сегодня не обойтись без деловой переписки — при обращении к партнерам или госорганам с просьбой, жалобой, предложением, запросом и др. Расскажем, как правильно составить деловое письмо в организацию и приведем разные примеры, которые доступны для скачивания.
Какое письмо считается деловым
Компании чаще всего составляют деловую корреспонденцию для взаимодействия с партнерами и решения важных коммерческих, организационных вопросов. Физические лица пользуются таким видом переписки для официального обращения к должностным лицам — главам администраций и различных ведомств, депутатам, руководителям предприятий и т. д.
Официальное послание от обычного отличает несколько факторов:
- официально-деловой стиль;
- нейтральный тон;
- отсутствие эмоциональной окраски;
- наличие отправителя и получателя, их реквизитов;
- лаконичность;
- точная подача фактов;
- стандартное оформление, часто на специальных бланках.
В зависимости от предназначения, есть много видов официальных посланий: просьба или запрос важной информации или документов; предложение о сотрудничестве; уведомление (об изменении условий работы, цен, реквизитов); рекламация, жалоба на качество товара или услуги; приглашение на мероприятие и др.
КАК НАПИСАТЬ ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО. Разбираю образец письма
Отдельной частью официальной корреспонденции является ответ на все эти послания. В нее обычно включают согласие или отказ на запрос, предоставление информации, приглашение и т. д.
Структура и обязательные элементы делового письма
В законодательстве РФ нет типовой формы для деловой корреспонденции. Составляют ее в свободном виде. Но обязательно по правилам, принятым в делопроизводстве. Рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные в национальном стандарте ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Среди элементов, которые включают в структуру официального письма по ГОСТу:
- сведения об отправителе. Если юридическое лицо — наименование компании, ее адрес и реквизиты (ОГРН, ИНН, КПП, ОКПО), адрес электронной почты, номера телефонов. Если физическое лицо — Ф.И.О., должность, контактные данные;
- сведения о получателе. Наименование компании-получателя, Ф.И.О. должностного лица;
- дата и регистрационный номер документа;
- место составления корреспонденции;
- заголовок документа, например коммерческое предложение, поздравление, уведомление;
- вступление в виде обращения к должностному лицу, например, «Уважаемый Петр Петрович!»;
- основной текст, содержащий суть вопроса (предложение, запрос, уведомление и т. д.);
- подпись отправителя и ее расшифровка;
- оттиск печати (если принято в организации).
К официальному посланию отправитель вправе приложить необходимые документы — прайс-листы, копии договоров и актов, фотографии, платежные поручения и др. Отметку о приложении ставят в конце текста отдельной строкой и перечисляют прикрепленные документы.
Правила оформления
Оформляют деловую корреспонденцию по стандартным правилам на листе А4 или на официальном бланке предприятия-отправителя. Обычно текст набирают на компьютере, но допускается писать и собственноручно. Готовый документ перед отправкой регистрируют в специальном журнале учета.
Есть важные требования, как правильно написать официальное письмо:
- пишите кратко и по делу, без лишних слов;
- соблюдайте правила русского языка, ошибки в правописании здесь недопустимы;
- не используйте сленг и сложные формулировки с неуместными терминами, знакомыми только узким специалистам;
- не допускайте неточности в именах, фамилиях, названиях;
- пишите корректно, соблюдайте этические принципы, недопустим требовательный тон.
Каждую новую тему предпочтительнее оформить в виде отдельного абзаца. Если в тексте есть факты и цифры, то для наглядности оформляйте их списками, таблицами, диаграммами. В послании недопустимо писать непроверенную и тем более ложную информацию.
Обязательно соблюдайте принцип неразглашения личных данных или коммерческой тайны. Если в послании есть необходимость указать подобную информацию, то предварительно запросите письменное согласие на обработку персональных сведений (ст. 88 ТК РФ и ст. 9 ФЗ № 152 от 27.07.2006).
Образцы деловых писем
Вот как выглядит пример делового письма с просьбой предоставить документы:
А это пример, как составить официальное письмо с жалобой в государственное ведомство:
Еще один образец, как правильно оформить письмо в организацию с приглашением на мероприятие:
123456, Санкт-Петербург, улица Справедливости, дом 1
тел/факс (812) 777777, ОГРН / ОКПО 123456789876 / 12345678
ИНН / КПП 1676767677 / 222222222
Директору ресторана «Веселый дельфин»
Исх. № 777 от 05.09.2022
Приглашение на выставку
Уважаемый Иван Федорович!
Приглашаем Вас и Ваших сотрудников посетить наш стенд на Региональной выставке «Технологии ресторанного бизнеса», которая запланирована на 26-30 октября 2022 года в Выставочном центре «Народное хозяйство» по адресу: город Москва, ул. Центральная, д. 75.
Инструкция: составляем официальное письмо в организацию
Какие есть виды деловой корреспонденции
Деловая переписка осуществляется по разным вопросам, ее классифицируют по следующим основаниям:
- Назначение (цель): коммерческие предложения, запросы, претензии, информационные, гарантийные и сопроводительные письма, отказы, приглашения и выражение благодарности.
- Адресат: обычная (адресуются одному лицу) и циркулярная (отправляются нескольким адресатам).
- Содержание: регламентированные документы (предусматривают наличие определенных условий, например претензия) и нерегламентированные (составляются в свободной форме, нет обязательных требований к содержанию).
Общими требованиями к содержанию документа являются:
- актуальность и достоверность информации;
- лаконичность и информативность изложения;
- использование простых и точных формулировок, отсутствие специфической лексики, сленга, неизвестных и непонятных сокращений;
- деловой и вежливый стиль изложения;
- грамотность, отсутствие исправлений, опечаток, помарок;
- корректное и уважительное обращение.
Официальное деловое письмо обязательно содержит:
- дату составления;
- достоверные реквизиты отправителя, чтобы адресат мог точно установить, от кого поступил документ, и получателя, включая вежливое адресное обращение;
- причины и цель, которые послужили его написанию;
- подпись отправителя с расшифровкой и печать (при наличии).
Примеры
Негосударственный фонд помощи ветеранам
г. Москва, 1-й бюджетный проезд, д. 2
«24» января 2021 | Исх. №2 |
Директору ООО «Помещение»
г. Москва, ул. Коммерческая, 1а
Уважаемый Петр Петрович!
Негосударственный фонд помощи ветеранам выражает признательность за оказанную Вами помощь и приглашает принять участие в благотворительном вечере, который состоится 15.02.2021 по адресу: г. Москва, 1-й бюджетный проезд, д. 2. Подробная программа мероприятия прилагается.
директор фонда _______________________ Иванов И.И.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Еще один пример:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно обращаться к лицу женского пола в официальных документах. Используйте эти инструкции бесплатно.
Получите бесплатный доступ , чтобы прочитать.
Правила оформления деловых бумаг
Установленной законодательно формы нет, при составлении документа ориентируемся на ГОСТ Р 7.0.97-2016:
- используется как продольный, так и угловой бланк;
- текст печатается через 1-1,5 межстрочных интервала и выравнивается по ширине листа;
- абзацный отступ составляет 1,25 см;
- рекомендуется использовать распространенные бесплатные шрифты размером 12, 13, 14;
- рекомендуемые формы изложения: от первого лица множественного числа («просим направить. »); от третьего лица единственного числа («общество предлагает рассмотреть. »); от первого лица единственного числа («прошу рассмотреть. »);
- применяем вступительное обращение «Уважаемый (ая) …!» и заключительную этикетную фразу «С уважением, . ».
Кто и на чье имя пишет
Документ от физического лица оформляется от его имени либо от имени его представителя, внизу ставится подпись отправителя или его поверенного.
Если отправителем и/или получателем выступает юридическое лицо, то корреспонденция оформляется от имени (на имя) руководителя организации. В некоторых случаях внизу документа указывается ответственный исполнитель, в основном используется при ответах от государственных/муниципальных органов.
Как отправить в организацию деловое письмо
Направить деловые бумаги другой стороне допускается несколькими способами:
- Электронная почта. Обязательно заполняйте строку «Тема» в электронном сообщении. Если вопрос срочный, укажите на важность документа.
- Почтовое отправление (Почтой России или различными курьерскими службами). Подходит для случаев, когда требуется подтвердить отправку документа, например в случае направления претензии. Используйте заказное письмо с уведомлением о вручении.
- Факс. Часто используется, когда заинтересованную сторону требуется немедленно уведомить по какому-либо вопросу.
Выбор способа зависит от цели документа, срочности вопроса и установившихся между сторонами отношений.
Установлены ли сроки для ответа
Срок ответа и его необходимость зависят от характера делового документа, который поступил, например:
- если бумага носит информационный характер, то допустимо оставить ее без ответа;
- если речь идет о приглашении, то ответ на него следует направить, срок зависит от даты мероприятия;
- если поступила претензия, то ответ следует подготовить в обозначенные в ней сроки.
Об авторе статьи
Самоловских Наталья
В 2008 году закончила ПГУ по специальности юриспруденция. В 2018 году закончила обучение в ПНИПУ по направлению проектирование городской среды. С 2011 по 2019 год работала юристом в департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Источник: gosuchetnik.ru
Образец написания делового письма
Деловые письма составляются при общении с партнерами практически по любому поводу. Готовые примеры и правила составления таких документов можно найти в статье.
Мнение эксперта
Саломатов Сергей
Эксперт по недвижимости
Советуем вам ознакомиться с тем как правильно написать письмо-запрос, подробности смотрите тут.
Назначение и структура
Деловое письмо можно определить как документ, который направляется от имени всей компании в адрес другой компании, ИП или частного лица (например, инвестора). По сути, любая корреспонденция компании – это деловые письма. Их назначение самое разное:
- Коммерческие предложения о сотрудничестве.
- Предложения об изменении условий сотрудничества, ведении переговоров.
- Рекомендация сотрудников.
- Напоминание о необходимости выполнения обязательств по договору.
- Разъяснение своей позиции, ответ на ранее присланное письмо и многие другие.
Документ обычно составляется на фирменном бланке компании, допускается отправить его по обычной или электронной почте. Однако если партнер имеет особое значение, предпочтительно распечатать его на качественной, плотной бумаге и вручить лично или с курьером. По структуре письмо напоминает типичный деловой документ – схематично можно представить его таким образом.
На что обратить внимание при составлении
Конкретных правил и образцов таких писем не существует, поэтому их структура, объем и оформление во многом зависят от конкретного случая. Например, письмо-уведомление будет достаточно лаконичным (3-4 абзаца), а рекомендация сотрудника или деловое предложение могут занять не одну страницу.
Однако есть и несколько общих правил, на которые стоит обратить внимание при составлении бумаги:
- Сам по себе документ не имеет какой-либо юридической силы, однако составляется по всем правилам оформления. Его структура, стиль изложения должны соответствовать общепринятым принципам современного документооборота.
- Предложения строятся логично, в четкой последовательности. Витиеватые, сложные, эмоциональные и тем более просторечные обороты отсутствуют. Тональность нейтральная.
- Изложение всегда ведется только от 1 лица – либо в единственном числе, если текст пишется непосредственно от руководителя, либо во множественном, если он составляется от имени всей компании.
- Проговаривается конкретная цель составления и ожидаемые действия адресата (направить ответ, рассмотреть кандидатуру сотрудника, согласиться на переговоры, прислать документ и т.п.).
- Бумага отражает не индивидуальные интересы руководителя или других сотрудников, а цели компании как коллектива. Если необходимо наладить личный контакт, целесообразно сделать это по-другому и не позиционировать себя как представителя компании.
ТОП 5 ошибок при написании
Ошибки можно разделить на 2 большие группы – одни связаны с письмом как с текстом (нарушение логики, лексики, прочих языковых норм), другие – с нарушением собственно делового этикета:
- Орфографические, пунктуационные ошибки не допускаются – текст письма всегда нужно проверить хотя бы 1-2 раза перед отправкой.
- Нарушение делового стиля изложения, наличие эмоциональных фраз, излишняя вежливость или, наоборот, строгость.
- Негативная тональность – даже угрозы необходимо прописывать без лишних слов – например: «Оставляем за собой право обратиться в суд в 30-дневный срок со дня получения Вами настоящего письма».
- Излишне большой или, наоборот, слишком маленький объем. Обычно весь текст можно уместить в 1-2 страницы. Однако это не значит, что до партнера не нужно доводить всю важную информацию. Объемные данные, схемы, бланки документов можно вынести в приложения.
- Лишение собеседника права выбора. Например, не следует писать: «Просим рассмотреть и утвердить окончательный вариант договора».
Типичные фразы-шаблоны
Использование в тексте стандартных фраз, свойственных деловой речи – совершенно нормальное и даже желательное явление. Ниже приводится список наиболее распространенных клише, применяющихся в различных ситуациях.
ситуация | фраза |
извещение | Сообщаем/Доводим до Вашего сведения/Информируем/Уведомляем |
пояснение причины, мотива | На основании/В соответствии/В связи/В целях/По причине/В подтверждение/Во исполнение |
просьба | Прошу принять меры/Прошу сообщить, направить, сделать, подтвердить… |
подтверждение | Подтверждаем/Заверяем/Принимаем Ваши условия/Не возражаем против… |
предложение | Рекомендуем/Предлагаем/Приглашаем/Просим |
гарантии | Гарантируем |
отказ | Вынуждены отказать по причине/Отклоняем Ваше предложение в связи с… |
заключение | Убедительно просим/Надеемся на сотрудничество, понимание, содействие/Просим извинить, направить, сделать… |
Образцы 2023 года
Вот несколько готовых примеров писем, на которые можно ориентироваться при составлении своего варианта.
Запрос данных
Просьба
Коммерческое предложение
Гарантийное письмо
Претензия
Благодарность
Извинения
Источник: 2ann.ru