Информация и данные, содержащиеся в данном бизнес-плане, являются конфиденциальными, предоставляются при условии, что они не будут переданы третьим лицам без предварительного согласия предприятия-заявителя и разработчика бизнес-плана.
Бизнес-план предназначен для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта и использования в качестве коммерческого предложения в процессе проведения переговоров с заинтересованными инвесторами и кредиторами.
Принимая на рассмотрение данный бизнес — план, получатель берет на себя ответственность за соблюдение указанных условий.
Все данные, оценки, планы, предложения и выводы, приведенные в данном документе, касающиеся расходов, объемов реализации, источников финансирования и прибыльности проекта, актуальны при условии форс-мажорных обстоятельств и основываются на согласованных мнениях участников разработки бизнес-плана.
Резюме
Настоящий проект представляет собой план создания Автопроката с денежным оборотом в два года.
Аренда автомобилей, как бизнес, в Краснодаре! Опыт моих знакомых!
Идея создания Автопроката оборотом в два года преследует три цели:
- Создание высокорентабельного предприятия.
- Получение прибыли.
- Удовлетворение потребительского рынка проката автомобилей.
- Финансирование проекта: Осуществляется путем получения коммерческого кредита в размере 6000000 рублей.
- Характер предприятия: предприятие по предоставлению автомобилей в прокат.
- Стоимость проекта: 6000000 руб.
- Сроки окупаемости: 2 года.
- Доход инвестора составит 408800 рублей.
- Выплаты процентов по кредиту начинаются с первого месяца реализации данного проекта.
- Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока.
- Заложенная процентная ставка по заемным средствам 17,5%. Необходимо учитывать, что в настоящее время банки пересматривают норму процента для инвестиционных проектов в сторону снижения.
- Общая сумма начисленных процентов составит 408800 рублей.
- Условный жизненный цикл проекта 2 года.
- Точка безубыточности предприятия — 13 месяц.
- Срок окупаемости с начала реализации проекта 36 месяцев.
- Срок окупаемости с учетом дисконтирования 3 года.
- Общий экономический эффект от реализации проекта за условный жизненный цикл составляет 236800 руб.
Сроки и основные этапы реализации проекта
Начало реализации проекта начинается после получения кредита.
Окончание через 24 месяца.
Необходимые для реализации проекта мероприятия описаны в Таблице 1 «Этапы проекта» Приложений.
Характеристика объекта
Автопрокат предназначен для сдачи в аренду на время автомобилей.
Срок эксплуатации машины прокатные компании сознательно ограничивают двумя-тремя, а иногда даже полутора годами. Как правило, по истечении этого времени машина не только теряет свой внешний вид, но и начинает значительную часть времени простаивать в ремонтных мастерских. За год прокатный автомобиль в среднем «накручивает» 35 тыс. километров, что существенно больше, чем, если бы он находился в личной собственности. Поэтому фирмы стараются продавать автомобили, пока они не сильно потеряли в цене.
Проблемы бизнеса по аренде автомобилей. Аренда авто как бизнес идея в нюансах личного опыта.
Автомобили в аренду дают далеко не всем. Во всех прокатных конторах есть существенные ограничения по возрасту. Клиенты должны быть старше 21, а иногда 25 лет. Хозяева прокатных фирм логично рассуждают, что с возрастом человек не только приобретает опыт управления автомобилем, но и взрослеет. Поэтому у него пропадает желание высокой скорости.
Кроме того, важен водительский стаж. Обычно прокатные фирмы требуют, чтобы клиенты имели опыт вождения не менее одного года, иногда – трех лет.
Предприятию Автопроката лучше не покупать машины, замораживая значительные средства, а брать их в лизинг. Это требует существенно меньших инвестиций. В этом случае можно отнести затраты по лизинговым платежам на себестоимость, а также ускорить амортизацию автомобиля. К тому же обычно через два с половиной – три года машина, сдававшаяся в прокат, списывается и продается. При этом она теряет 30-40% от своей первоначальной цены.
Существуют различные схемы автолизинга. От клиента требуется сделать первоначальный платеж в размере 20-30% от цены автомобиля. Затем он ежемесячно вносит определенную сумму – до 3% от полной стоимости машины. Как правило, срок лизинга составляет 25 месяцев или несколько больше. По истечении этого времени прокатная компания или выкупает автомобиль, полностью за него расплачиваясь, или возвращает его, и прокатная компания сама занимаемся его реализацией.
Если платежи по лизингу составляют $500 ежемесячно, а выручка от сдачи машины в аренду составляет $1000, то половина этой суммы остается прокатчику.
Помимо этого, российских граждан, желающих покататься на наиболее дорогих и престижных иномарках, проверяют на наличие криминальной истории. Обычно делается это неофициально – через связи службы безопасности прокатной компании с сотрудниками милиции или ГАИ. Если у клиента имеются судимости, ему обычно отказывают.
Однако никакая, даже самая тщательная проверка не может дать фирме гарантии того, что машина не будет угнана или не попадет в аварию. По статистике, сегодня угоняется практически каждое пятидесятое прокатное авто.
Ежегодно у прокатной компании по различным причинам выбывает из строя до 15 из 500 автомобилей.
На 100 заказов приходится 5-6 аварийных случаев, и эти траты нужно каким-то образом возвращать. Ведь помимо прямых, компания несет и косвенные убытки, теряя заработок в те дни, когда машина находится «на лечении».
Еще несколько лет назад у прокатных компаний не было никаких реальных мер воздействия на клиентов, повредивших автомобили. Сейчас ситуация изменилась. Все компании в обязательном порядке страхуют автомобили и берут с клиентов небольшой денежный залог.
Обычно залог за классические «Жигули» составляет $150-200, за переднеприводные машины – $200-400, за иномарки эконом-класса – $300-500, бизнес-класса – $500-800, а в качестве залога за представительский лимузин не грех взять и более $1 тыс.
У клиента, внесшего залог, появляется больше стимулов вернуть машину в целости и сохранности. Если же страховой случай наступает не по вине клиента, залог, безусловно, возвращается.
Еще один метод, применяемый прокатными компаниями – это ограничение пробега автомобиля, сдаваемого в аренду. Обычно клиенту разрешается проехать за сутки 150-200 км, но не более того, что позволяет пресечь попытки использовать автомобили как такси. Потому как это не только ускоряет износ автомобиля. Компании и частные автомобилисты – конкуренты по обслуживанию потенциальных клиентов. Когда же лимит пробега превышен, компания Автопроката имеет право удержать с клиента от двух до четырех рублей за каждый лишний километр.
В большинстве компаний водителей не держат в штате. Как правило, их привлекают для обслуживания конкретных заказов. В среднем на семь-десять машин в парке приходится один водитель.
Большинство профессионалов прокатного рынка уверены: небольшой или средней компании, имеющей в своем парке до 30 машин, гораздо выгоднее эксплуатировать иномарки. Если работа планируется с отечественными машинами, на одну прокатную позицию нужно брать сразу два автомобиля – один для проката, другой – на запчасти, иномарки несравнимо надежнее.
Рентабельность прокатного бизнеса сегодня находится на уровне 20-25%. Однако для получения стабильной прибыли важно обеспечить максимальную загрузку автомобилей. В среднем один автомобиль эксплуатируется порядка 230 дней в году.
Нужно обязательно знать, что когда машина работает в прокате 65-70% всего времени, то это сопоставимо со среднемировым показателем загрузки, составляющим 72%, но чтобы обеспечить такой результат, денег на рекламу лучше не жалеть.
Одной из интересных форм сдачи автомобиля в долгосрочную аренду – это работа с корпоративными клиентами. Стоимость прокатной услуги при этом намного ниже, но выгода в том, что растет коэффициент загрузки. Также долгосрочная аренда позволяет не тратить силы на поиск новых клиентов, снижает расходы времени на оформление документов и проверки. Кроме того, далеко не все машины бывают востребованы 17 дней в месяц, которые нужны, чтобы заработать те же $900 при сдаче авто по стандартному тарифу.
Наличие страховки по системе ОСАГО и КАСКО обязательны. Для использования услуги “аренда авто без водителя” требует внимательности при заключении страхового договора. Чтобы уменьшить сумму страховки, некоторые компании по прокату авто в Москве убирают из нее некоторые пункты. Иногда это приводит к тому, что арендатору приходится оплачивать ущерб, нанесенный третьими лицами.
Если же все сделано правильно, то можно не бояться аварий в результате проката машины в Москве. Страховая компания, которая сотрудничает с организацией по аренде авто, должна позаботиться обо всех расходах, связанных с ремонтом.
Еще одна проблема при покупке машин – это скрытые повреждения. Аренда авто без водителя предполагает опись всех неисправностей и повреждений автомобиля. Осматривать машину нужно очень тщательно: некоторые недобросовестные клиенты скрывают неисправности. Потому предприятие Автороката рискует при возврате получить скрытые повреждения.
На сегодняшний день функционирует множество мелких компаний, которые предоставляют автомобили в прокат, большинство из них не чувствует конкуренции, так как рынок этот еще очень свободен. Этот бизнес долго окупается и требует большой объем инвестиций, поэтому бизнес-план для такого предприятия должен быть обязательно, как подробное руководство, со всеми расчетами, сроками, рисками.
Соответственно, оборудование окупится за год, в следующих периодах все затраты будут составлять остальные начальные затраты.
План маркетинга
Прежде чем начать рассматривать конкурентную среду рассмотрим текущее состояние потребительского рынка. В настоящее время вновь нарастающие тенденции международного кризиса диктуют свои условия жизнедеятельности, как граждан и предприятий, так и экономики государства в целом.
Кризисные явления в экономике 2008-2009 гг. оказали негативное влияние на структуру мирового рынка. Однако, начиная с 2010 года, рынок услуг по сдаче автомобилей в прокат населению и организациям, как и прочие смежные рынки, стал демонстрировать постепенный возврат на докризисный уровень. В ближайшие годы спрос на услуги проката автомобилей в России будет только расти.
Первым человеком в истории, воспользовавшимся услугой проката автомобилей, стал американский торговец, который опаздывал на свидание. Это был форд некоего Джо Саундерса – основателя бизнеса по аренде легковых автомобилей в американском штате Небраска. Произошло это знаменательное событие в 1916 году.
Первым в России давать автомобили напрокат начало подразделение «Интуриста». Было это лет 15 назад. Предоставлялась такая услуга только иностранцам, привыкшим к подобному сервису. Во всем мире множество туристов и деловых людей, прилетев в чужой город, сами садятся за руль – это дешевле, чем брать такси, и предоставляет полную свободу передвижения. Поэтому логично, что следующий прокатный салон был открыт в столичном международном аэропорту одним из франчайзи мировой прокатной системы Hertz.
Гости из-за рубежа до второй половины 90-х составляли примерно 80% клиентов немногочисленных прокатных фирм. Но затем ряды желающих временно попользоваться автомобилем стали стремительно прирастать за счет российских граждан. Этот факт предприниматели не оставили без внимания.
Рынок проката автомобилей без водителя растет на 15-20% в год. Его оборот составляет до $2,5 млрд. ежемесячно, а всего в российском прокате задействовано до 3000 машин. Если сравнивать с США, эта цифра смехотворно мала. Там в прокате «крутится» порядка 2 млн. авто. О таких масштабах отечественным компаниям пока остается только мечтать.
По мнению экспертов, главная причина неразвитости российского рынка автопроката состоит в том, что многие потенциальные клиенты не знают о существовании такой услуги. Поэтому многие прокатные фирмы рекламируют не столько свой бренд, сколько услугу как таковую. Возможно, именно поэтому «раскрученных» марок, которые потребитель узнавал бы с первого взгляда, на этом рынке пока просто нет.
Тем не менее, число фирм, занимающихся прокатом, растет. Полгода назад в Москве начала работать Ассоциация прокатных компаний. Ее членами уже стали одиннадцать фирм, которым принадлежит 800 машин. За последние три года прокатом занялись десятки новых предприятий, и никто из них пока не ушел с рынка.
Сегмент проката отечественных автомобилей уже поделен между основными игроками. А вот на рынке проката иномарок место есть. Компаний, предлагающих качественные услуги по разумным ценам, немного. Зато хватает фирм, сдающих в прокат иномарки пяти-семи лет по цене новых автомобилей.
По прогнозам экспертов из Ассоциации прокатных компаний, в ближайшее время на рынок выйдут десятки небольших компаний, владеющих небольшим автопарком – из двух-трех десятков машин.
Взять напрокат даже отечественный автомобиль не так дешево – $18-30 в сутки. Поэтому, по идее, клиентами прокатных компаний должны быть люди с высокими доходами. Но у таких обычно есть свой собственный автомобиль, а нередко и не один. Зачем же им брать чужие машины
У большинства клиентов действительно имеется автомобиль. В прокатную компанию они обращаются тогда, когда их авто по каким-то причинам «неработоспособно», например, ремонтируется.
В отличие от Европы и США в России еще не выработалась привычка брать автомобиль напрокат, приезжая в другой город.
Типичный клиент – человек, которому время от времени требуется продемонстрировать деловым партнерам свою обеспеченность. Тогда он на сутки арендует дорогой автомобиль исключительно для поездки на деловую встречу.
Кроме того, в последнее время возросло число корпоративных клиентов, берущих автомобили на длительный срок. Многие компании предпочитают не связываться с покупкой собственного автомобиля, его техническим обслуживанием и поиском водителя.
Компаний по аренде автомобилей достаточно много. Прозрачность отношений между клиентом и заказчиком, профессионализм и ответственность сотрудников являются главными признаки, позволяющими судить о хорошей компании по аренде машин в России. Но прокат автомобилей в Москве и Питере – не всегда дело добросовестное. Обман недобросовестных Автопрокатчиков отпугивает потребителя от добросовестных фирм, потому нужно выработать свой фирменный стиль работы, который должен быть основан на следующих факторах успеха.
Первое — это время подачи автомобиля. Прокат машин в Москве, а особенно прокат автомобилей без водителя обычно подразумевает оплату услуги за сутки и договоренность о точном времени пользования. Подписывая договор аренды автомобиля, клиенты обращают особое внимание на то, когда должна происходить передача машины. К реальному времени ничего не прибавляется, иначе аренда легковых автомобилей может обернуться штрафом за несвоевременный возврат.
По мнению специалистов, в том, что отечественные автомобили предлагает крайне ограниченное число крупных компаний, нет ничего удивительного. Не имея денег на закупку сотен дешевых машин, в «демократичный» сегмент сегодня уже не выйти. Поэтому никто из новых компаний этого не делает.
Большинство прокатных контор работают в «дорогом» сегменте. Парк самых крупных компаний насчитывает по 150-200 машин зарубежного производства – «экономичного», «среднего» и «бизнес» — класса.
С иномарками подавляющее большинство компаний работает по двум причинам: они более надежны, чем наши машины, и за их аренду можно брать более высокую плату. Если фирма является одновременно дилером какой-то марки, то свой парк прокатных машин она формирует из них же. Например, «Рольф-прокат» работает в основном с Mitsubishi, а «Европкар-РУС» – с Audi. Преимущества такого подхода очевидны. Во-первых, фирма получает дилерскую скидку при покупке машин, а во-вторых, экономит на их ремонте и техническом обслуживании, так как делает это в собственном техцентре.
Автомобили эконом-класса в основном представлены малолитражными иномарками. Они сдаются в аренду по $40-50 в сутки. К бизнес-классу операторы рынка относят Honda Accord, Volkswagen Passat или Skoda Octavia. За них с клиентов берут уже $80-90. Покататься на представительском автомобиле – таком, как Merсedes или Audi A6, – можно за $130-170 в сутки.
А аренда некоторых моделей дорогих авто, например Merсedes Gelend-wagen, обходится клиентам в $250 в сутки.
Взять же напрокат супер престижную иномарку типа Porshe или Ferrari в Москве, в отличие от зарубежья, невозможно.
Самой дорогой автомобиль, сдаваемый в аренду, – лимузин. Цена аренды лимузинов определяется обычно в расчете не на день, а на час. Это вполне естественно: большинству заказчиков лимузин требуется только на какое-то краткосрочное мероприятие, например свадьбу. Арендовать «длинный» Lincoln в Москве можно за $60-70 в час.
Лимузины сдаются напрокат вместе с водителями. Однако некоторые клиенты предпочитают пользоваться услугами водителей и при аренде «обычных» автомобилей. В основном это иностранцы. Они часто просто боятся выезжать на улицы Москвы. В российской столице свои жесткие правила поведения на дорогах, которые имеют мало общего с действующими во всем мире.
Быстрее всего рынок аренды авто развивается в Москве и Московской области. Из общего объема заключенных договоров на автопрокат 90% приходится на Москву. Но, как утверждают многие специалисты, этап быстрого роста рынка проката закончился. Прирост объема рынка осуществляется сейчас в основном за счет регионов. Так достаточно динамично развивается сегодня прокатный рынок автомобилей в Сочи, Краснодаре, Казани.
Многие крупные прокатные компании на сегодняшний день прочно завоевали свои места на рынке транспортных услуг, поделив выгодные сегменты. Новым компаниям для привлечения клиентов приходится снижать расценки. Это приводит к снижению качества предоставляемых услуг. При таком сценарии развития в будущем возможен передел рынка и как следствие война за каждого клиента. Для потребителя основными критериями при выборе автопрокатной компании являются цена и качество предоставляемых услуг.
Есть ряд причин, которые тормозят его развитие и становление. К ним относятся отсутствие у населения культуры потребления услуги аренды авто, многие даже не знают о существовании данной услуги, неразвитость инфраструктуры аренды и пр.
Несмотря на все сдерживающие факторы, рынок постепенно развивается, увеличиваясь на 25-30% в год в среднем по России. Крупные игроки этого рынка осваивают регионы, открывая там свои представительства.
Таблица 2. Данные об объеме платных услуг населению
Годы
Млн. Руб. (до 2000 г. — млрд. руб.)
В процентах к предыдущему году
(в сопоставимых ценах)
Источник: samodosug.ru
Аренда автомобиля от А до Я. Все о прокате легковых автомобилей без водителя
В последние несколько лет мы увлеклись автопутешествиями. На своей машине удобно – чувствуешь себя как дома, мобилен и получается бюджетнее перелетов и железной дороги, особенно, если ехать компанией или семьей. Но своя машина подходит не для любого путешествия: нет резона ехать в дальнюю дорогу, например, на выходные, не всегда удобно и выгодно ехать вдвоем или.
В последние несколько лет мы увлеклись автопутешествиями. На своей машине удобно – чувствуешь себя как дома, мобилен и получается бюджетнее перелетов и железной дороги, особенно, если ехать компанией или семьей.
Но своя машина подходит не для любого путешествия: нет резона ехать в дальнюю дорогу, например, на выходные, не всегда удобно и выгодно ехать вдвоем или просто попались ну очень уж выгодные предложения на поезд или самолет. Но к хорошему привыкаешь быстро и вот уже, приземлившись в каком-нибудь городе, хочется спокойно сесть в машину и доехать до нужной точки, а не вести переговоры с таксистами, искать общественный транспорт и т.д.
Не хочется бегать за экскурсионным автобусом или переплачивать частнику, чтобы посетить достопримечательности… Да много еще других резонов самому сесть за руль и быть совершенно независимым даже в самом незнакомом городе. И здесь нам на помощь приходят автопрокаты. Взял понравившийся авто на нужный срок и вперед.
Машину можно получать прямо в аэропорту или на вокзале и там же вернуть, а можно вернуть не там, где получил, включая другой город или даже страну. Выбор автомобилей, как правило, тоже большой: от бюджетных логанов до Феррари или БМВ с открытым верхом. Все зависит только от ваших предпочтений и, конечно, кошелька. Есть даже электрическая Тесла. Картина нарисовалась очень радужная.
Даже слишком. Ибо реальность, как это часто бывает, выглядит немного или даже очень иначе. Далее я расскажу о том, какие нюансы и какие подводные камни поджидают отпускника (командировочного), решившего взять машину напрокат. Расскажу, используя собственный опыт на конкретных примерах.
Я постараюсь не нагружать вас банальными советами вроде: внимательно изучите условия аренды, прочитайте договор, внесите коррективы, настаивайте, внимательно осмотрите и пр. Все это лишь теория, в реальности человек уставший прилетает ночью в аэропорт с одной лишь мыслью – побыстрее добраться до отеля или наоборот прилетает/приезжает только лишь с мыслью поскорее начать отпуск, отправиться на море… В таких условиях даже отъявленные педанты не читают, что там мелко написано и что менеджер прокатной конторы малоразборчиво начеркал в акте.
И это нормально. Человек приехал отдыхать. Та же в общем-то история, что и с гостиницами. Вот только с машиной нюансов значительно больше. Поэтому далее я постараюсь выделить ключевые моменты, на которые обязательно стоит обратить внимание даже несмотря на усталость и отпускное расположение духа.
Этот лайфхак или инструкцию я дам на примере нашего опыта проката авто в Сочи.
На что нужно обращать внимание при аренде автомобиля:
Помимо стоимости самой аренды, с вас наверняка возьмут депозит. Это деньги, которые прокатная фирма берет в качестве залога на случай повреждения машины или на случай если по окончании аренды, будет повод взять с вас штраф. При оформлении бронирования на сайте эта сумма не всегда оговаривается и зачастую арендатор узнает о ее существовании уже при получении автомобиля или, вчитавшись внимательно в ваучер, где, кстати, тоже не всегда размер депозита точно оговорен. Когда мы бронировали машину в Сочи, в ваучере было указано, что депозит составляет до 20 000 рублей, на деле с нас взяли 12 000 рублей. Размер депозита у каждой прокатной фирмы разный и зависит от класса автомобиля. Условно за Логан с вас возьмут 3000 р., а за Мерседес 30 000 р.
При оформлении брони нужно обязательно выяснить размер депозита, чтобы зарезервировать нужную сумму в бюджете на поездку. В некоторых случаях предлагается оформить договор без депозита, но в этом случае стоимость аренды возрастает процентов на 20.
Как взимается и возвращается депозит. Тут все просто: если вы оплачиваете стоимость аренды картой, то одновременно с оплатой менеджер прокатной фирмы “замораживает” нужную сумму на вашем счете. По окончании аренды, если нет оснований взыскать с вас дополнительные сборы, штрафы и машина сдана без повреждений, деньги на карте разблокируются. Некоторые банки делают это не сразу (может пройти дней десять) в некоторых процесс происходит мгновенно. Мне пришлось ждать разблокировки дней 5, потому что менеджер забыл нажать нужную кнопку.
Кредитная или дебетовая карта
Это вопрос, на который часто путешественники с умным видом дают ответ, что да, для аренды автомобиля понадобится именно кредитная карта (то есть фактически получается, что арендуете машину вы в кредит и прокатной фирме зачем-то это нужно). Лучше бы коллеги этого не делали в смысле не отвечали на этот вопрос.
Итак, откуда вообще это утверждение про кредитную карту взялось. История вопроса, так сказать.
Ну да, черным по белому написано. что дебетовые карты не принимаются. То есть не принимаются, как мы понимаем, карты, которыми обычно пользуемся. Например, та, на которую вам перечисляют зарплату. Ключевое здесь “как мы понимаем”. Это большой привет переводчикам сервиса проката автомобилей.
Дело в том, что под дебетовой картой в большинстве стран понимается не обычная карта, а обезличенная банковская карта. Выглядит она вот так:
Обратите внимание, карта не эмбоссирована, то есть на ней нет выдавленных цифр и есть надпись DEBIT. То есть по правилам не принимаются именно такие карты, а обычные хоть кредитные хоть дебетовые именные карты принимаются без каких-либо ограничений. О том как правильно выбрать полноценную карту для путешествий было подробно рассказано в одноименной статье.
Стоит, правда добавить, что карты МИР не принимаются. Терминалы прокатных компаний, как впрочем магазинов, бакоматов и пр. не снабжены возможностью работы с российской платежной системой. Не стоит, кстати, искать здесь какого-то подвоха или тем паче заговора. American Express и китайские Union Pay тоже принимаются далеко не везде.
Страховка
Этот пункт, как мне кажется, у прокатчиков самый любимый. На сайте почти всегда пишут: “страховка включена” или “КАСКО в стоимости аренды” и пр. На деле обычно включен самый минимальный пакет или полис со значительными ограничениями.
Если ОСАГО включено действительно всегда (а иначе и быть не может, так как без полиса ездить нельзя согласно ПДД), то с КАСКО вариаций может быть великое множество. В большинстве случаев в страховку КАСКО включена так называемая франшиза. Это означает, что страховая компания выплачивает возмещение за ущерб за минусом суммы франшизы.
Размер франшизы зависит опять таки от класса автомобиля и, как правило, равен сумме депозита (см. предыдущий пункт). То есть, если не дай бог попадете в ДТП, и допустим сумма ущерба составит 20 000 р., а франшиза была установлена в размере 12 000 р., то страховая компания возместит прокатной фирме 8 000 р., остальные будут вычтены из вашего депозита. То есть по факту депозит вам не вернут. Зачастую полис КАСКО включает только риск угона или повреждения в результате ДТП. Если кто-то начертит на машине нехорошее слово, проткнет шину и пр. – ремонт за ваш счет.
При оформлении брони, обычно, на сайте прокатной фирмы или брокера вам несколько раз напомнят, что страховка не полная и, чтобы избежать неприятностей, нужно непременно оформить “полное КАСКО” или “полное покрытие” или “супер-КАСКО” (варианты разные – суть одна). Однако цена этой опции совсем немаленькая. В нашем случае при общей стоимости аренды в 8 000 р., полное покрытие обошлось бы в дополнительные 4 000 р., то есть аренда вышла бы в полтора раза дороже.
Доставка автомобиля
Доставка/получение – это тоже такая хитрая и обязательная опция. Она, как выясняется, встречается почти у всех прокатчиков, но может называться иначе, например, аэропортовый сбор. Прокатная фирма, естественно, не может держать парк автомобилей на территории аэропорта.
Транспорт находится где-то на стоянках в 10-15 минутах езды от зоны аэропорта и по прилету сотрудник компании подгоняет авто к зданию аэровокзала и дальше везет вас к офису компании для оформления документов. Или вы просите подогнать машину по определенному адресу – эта услуга тоже определенным образом тарифицируется и не всегда включена в стоимость аренды даже если в форме заказа вы изначательно указали адрес доставки машины.
Естественно, вы зададите вопрос: не проще ли арендовать машину у фирмы, которая имеет стойку (киоск, будку, офис) в аэропорту или ж/д вокзале? Да, в этом случае вы сэкономите какое-то время, но не деньги. Сбор с вас все равно возьмут за “подачу” машины непосредственно к зданию аэропорта.
И с возвратом все равно так просто все не получится – не оставите же вы авто у входа у здания аэровокзала. В общем это такая штука (этот сбор), который придется платить, если машину вы берете/получаете где-то за пределами офиса прокатной фирмы (аэропорт, вокзал и т.д.). Суммы сбора у прокатчиков разные.
С нас взяли 500 р., правда офис прокатной фирмы находится в 5 минутах езды от аэропорта Сочи. В некоторых случаях встречаются более внушительные сборы – до 2000 р. Плохо, опять же то, что не всегда этот сбор включен в стоимость или явно указан в ваучере. Мы, например, о его существовании узнали только при получении машины.
Ограничение пробега
Сейчас это ограничение стало встречаться реже, но все-таки встречается. Обычно арендодатель ограничивает суточный пробег 150 км. То есть, взяв машину на 4 дня, накатать можно не более 600 км. За каждый лишний километр пробега взимается штраф, иногда в размере аренды машины за сутки.
Этот момент не всегда оговаривается при получении машины и может стать неприятным сюрпризом при ее получении. Мы за 4 дня пребывания в Сочи не выкатали бы и половины этого лимита (если бы он был), но в некоторых случаях это ограничение может оказаться существенным. В общем обращайте внимание на то, есть ли в условиях аренды ограничения по пробегу и если есть, какие санкции за нарушение лимита, а при подписании акта сверьте показания одометра с данными, указанными в акте передачи машины.
Еще один важный момент. Машину можно взять в аренду в одном месте, а вернуть в другом. Это бывает крайне удобно. Допустим, вы прилетаете в один город, затем планируете посетить другой, по дороге побывать в интересных местах и обратно уже не возвращаться. Большинство прокатных фирм предлагают такую услугу, но за дополнительную и, надо признать, немалую плату.
Так, нам было удобно, например, во время путешествия по Греции прилететь в Салоники, взять там машину, по дороге заехать в Метеоры и вернуть машину в аэропорту Афин. Но от этой идеи пришлось отказаться, так как стоимость услуги по возврату машины взятой в Салониках прокатная фирма установила плату выше всей стоимости аренды автомобиля на неделю.
Второй водитель
Итак, если машиной в течении срока аренды будет управлять кто-то еще, кроме вас, то придется доплатить 150-300 рублей в день или какой-то процент от стоимости аренды. Понятно, что пока вы ездите на машине, сотрудники фирмы не могут контролировать, кто именно находится за рулем, выявиться это нарушение может только в случае ДТП. Но учесть эту опцию стоит, тем более, что при бронировании галочка “второй водитель” не всегда явно обозначена.
Зимняя резина
Это самая странная опция, с которой мне лично приходилось сталкиваться. Есть ПДД, в которых оговорено, когда зимняя резина обязательна. Есть общепринятые нормы безопасности, в которых прокатная фирма должна быть заинтересована. То есть машина должна быть обута зимой в зимнюю резину, летом в летнюю и клиента этот вопрос вообще не должен беспокоить.
Но… Мы приехали в Сочи в середине февраля, когда снег здесь остался только в горах. Тем не менее нас попросили заплатить 250 р. за зимнюю “обувку”. Это лишние 1000 р. к бюджету на аренду авто причем за опцию, в которой никакой необходимости нет. В этой связи я просто сказал, что готов кататься на летней. Столь ожидаемый казалось ответ, ввел менеджера в ступор.
Все машины у них обуты в “липучку”. В результате нам сказали, что готовы сделать скидку… Заметим, что при бронировании на сайте брокера было оговорено, что все машины “обуты по погоде” и это входит в стоимость.
За что могут взять штраф при возврате автомобиля
Грязная машина
Прокатная фирма передает вам чистую машину и рассчитывает на то, что вернете вы ее в таком же состоянии. Если машина чумазая – заплатите штраф от 300 до 1000 рублей. В условиях аренды этот момент формулируется по-разному. В одном случае указано: арендатор обязан вернуть чистый автомобиль, в другом – помытый. Это такая казуистика, по которой можно клиента запросто оштрафовать.
В одном случае вы сдаете откровенно не грязный автомобиль в нормальном состоянии, в другом только что вышедшее из мойки авто. Только что помытый и в общем чистый автомобиль – вещи разные. Есть фирмы, в которых взимание “сбора на мойку” обязательно, то есть его размер можно смело прибавлять к стоимости аренды. В нашем случае именно такой вариант и был прописан (600 рублей), правда менеджеры забыли про него, да и машина была негрязная.
Неполный бак
Общее правило таково: получаешь машину с полным баком, сдаешь тоже с полным. На практике, конечно, все может быть иначе, то есть получаете вы машину с баком, заполненным наполовину, следовательно, сдать должны также. Проверьте, чтобы уровень топлива был отражен в акте приемки. Если сдаете машину с меньшим количеством топлива, чем получали – штраф.
Тут подход у всех одинаков, разница только в размере штрафа. Определяется он ценой топлива, то есть вы оплачиваете недостающее количество литров по сильно завышенной цене – от 40 до 80 р./л.
Время возврата
Если возвращаете машину до окончания оговоренного срока аренды, деньги за оставшийся период не вернут. но если приедете позже указанного в договоре времени – штраф. Обычно штраф взимается, если опоздание превышает 59 минут, размер штрафа, как правило, равняется стоимости суточной аренды.
Какие документы нужны, чтобы получить автомобиль
В пункте получения автомобиля арендатор должен предъявить действительное водительское удостоверение и банковскую карту, оформленные на имя водителя. В некоторых случаях необходимо предъявить паспорт и авиабилет. Важный момент: кредитка должна быть оформлена именно на того, кто будет ездить за рулем.
Проверьте также, чтобы вам дали документы (свидетельство о регистрации и страховой полис) именно на ту машину, которую вы принимаете. Случаи путаницы в документах, увы, нередки.
Если вы платите за второго водителя, это значения не имеет. Второй момент: на самом деле паспорт требуется всегда, причем на всех водителей. Авиабилет не спрашивали ни разу. Также нужно предъявить ваучер. Его, кстати, лучше всегда иметь с собой, так как он содержит всю основную информацию, контактные данные в случае поломки или ДТП, условия аренды и пр.
Нужны ли международные права?
Этот вопрос задают почти все путешественники, которые планируют взять в аренду автомобиль или приехать на своей. Подробный ответ на вопрос в статье “По Европе на авто”
Какие документы оформляются при получении и возврате автомобиля
Акт приемки-передачи
В акте фиксируется все основные данные о получаемом автомобиле, пробег, уровень топлива, повреждения. В этой связи к оформлению этого документа следует отнестись максимально внимательно. Если какое-то повреждение (даже небольшая царапина) не будут отражены в акте, а при возврате автомобиля ее заметит приемщик, будьте готовы к тому, что стоимость ремонта ляжет на вас.
Если получаете машину в темное время суток, попросите сделать отметку об этом в акте, потому что то, что не видно при искусственном освещении, может “вылезти” при дневном. Мы, например, одну вмятину обнаружили уже после приемки машины утром. После оформления акта, один его экземпляр остается в прокатной фирме, другой у вас.
Договор
Договор подписывается в двух экземплярах, один в фирму, один у вас. Проверьте в нем все то, что описано в предыдущих пунктах, хотя в крупных компаниях жульничать по-мелкому не принято и те условия, что можно найти на сайте или в ваучере, будут и в договоре.
Совет: не выкидывайте договор и акт сразу после возврата машины или по приезду из отпуска, подождите хотя бы месяца три. В компанию может приди штраф, например, за неправильную парковку или превышение скорости. Все штрафы будут предъявлены вам. Чтобы проверить, действительно нарушили вы или нет, как раз и потребуется договор. Вряд ли вы ведь запомните точные даты и время аренды и тем более номер машины, а тут, в случае возникновения недоразумения, можно аргументированно оспорить предъявленные требования.
В следующей статье мы попрактикуемся в аренде автомобиля в городе Сочи в трех разных компаниях.
Также на нашем блоге можно почитать полезные материалы об аренде автомобиля в разных странах, например, Черногории, Грузии и Болгарии.
Поделиться ссылкой:
Источник: fototravels.info
Где можно взять машину в аренду? Нюансы оформления, стоимость
Аренда автомобиля — востребованная услуга и в России, и для россиян, которые путешествуют за границей. Причины пользования прокатом — разные: сломался свой автомобиль, человека отправили в командировку в другой город, или семья поехала отдыхать за рубеж. В статье расскажем о нюансах аренды автомобиля.
Где можно арендовать машину?
Машину можно арендовать у прокатных компаний либо у посредников. Процедура простая:
- оформить машину на сайте или у специальной стойки в аэропорту;
- оставить депозит;
- отправиться в путь;
- сдать автомобиль точно в срок.
Прокатные конторы: какие лучше?
Машины в аренду предоставляют прокатные организации. Это известные международные компании, которые есть в большинстве стран. У них отлично налажен сервис, понятные и подробные сайты, большой выбор машин, но и цены высокие.
Самые известные прокатные конторы:
Такие бюро часто являются партнерами российских компаний, например, авиаперевозчика, что позволяет претендовать на скидки и бонусные программы.
Чтобы взять машину напрокат онлайн за рубежом, потребуется банковская карта Visa или Master Card с достаточной суммой денег для депозита.
В России мировые прокатные компании работают на тех же условиях, что и в других странах.
Посредники
Посредники — это компании-агрегаторы. Они сотрудничают с прокатными фирмами на особых условиях, а клиентам предоставляют выбор машин и от крупных арендных компаний, и от местных прокатчиков. Аренда автомобиля у посредника будет стоить дешевле, чем у «больших» прокатчиков, но в этом случае есть и свои минусы. Поскольку посредник — это звено между прокатчиком и клиентом, забронированный автомобиль может потерять бронь в последний момент.
Вот несколько российских компаний-посредников:
- «Тройка».
- «Пилот Авто».
- Auto Rent.
- Rentist.
Практически все российские прокатные конторы просят клиентов заполнить на сайте анкету, которую проверит служба безопасности. Но даже с одобренной анкетой автомобиль нельзя сразу забрать в аэропорту или заказать доставку в удобное место — сначала нужно посетить офис компании, если клиент обращается в компанию впервые.
Иностранца могут попросить предоставить нотариально заверенный перевод паспорта и водительских прав, а также регистрацию в гостинице. От россиян за границей такого не требуют. Ещё один минус российского проката машин — не все компании работают с наличной оплатой.
Можно ли взять авто в одном месте, а вернуть в другом?
Бывает, что путешественники прилетают в одну страну, арендуют автомобиль, например, в столице и едут на нём по другим городам либо вообще заезжают в другие страны. Чтобы не возвращаться обратно и сдавать машину там, где её арендовали, крупные прокатные конторы позволяют клиентам возвращать транспортное средство в другом месте. Это услуга называется «односторонняя аренда» или «one way».
В некоторых странах, где налажено туристическое взаимодействие, такая опция бесплатна. Но иногда одностороннюю аренду требуют оплатить дополнительно. В российских прокатных компаниях возврат арендованного автомобиля за пределами офиса исключительно платная услуга.
Допустима ли сделка между физическим лицом и другим физлицом?
Допустим, у человека есть грузовик, который он хочет сдать в аренду своему знакомому. Он имеет на это законное право. В этом случае нужно заключить договор аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642-649 ГК РФ).
Об аренде грузового авто читайте в этой статье.
В договоре между частными лицами необходимо прописать условия возврата автомобиля, обязанности арендатора по содержанию машины, управлению и технической эксплуатации.
- Скачать бланк договора аренды автомобиля между физическими лицами
- Скачать образец договора аренды автомобиля между физическими лицами
О видах договора аренды можно узнать в этой статье.
Как оформить: правила и порядок действий
Условия аренды автомобиля различаются в разных компаниях. Но суть общая — клиент выбирает автомобиль на определенный срок, подписывает договор, оформляет страховку, вносит залог, берет автомобиль, оплачивает каждый день аренды и в установленный день возвращает машину. Требования к арендаторам автомобилей достаточно жёсткие, в разных компаниях они различаются. Обычно требуют:
- Минимальный водительский стаж — 2 года, но бывает и более 3-5 лет.
- Возраст арендатора чаще всего — от 21 года, реже — 23-25 лет.
Какие документы нужны?
В любую прокатную контору, как правило, нужно предоставить:
- паспорт;
- водительские права;
- распечатанный ваучер с номер брони (если бронировали машину через сайт компании);
- визу (если арендовали за границей);
- банковскую карточку.
С компанией заключают договор аренды автомобиля, в котором указывают:
- марку, модель и год выпуска автомобиля;
- номер двигателя, кузова и госномер;
- условия оплаты аренды, порядок и сроки внесения платы за услугу;
- пункт об условиях страхования;
- права и обязанности сторон, в том числе и при невыполнении пунктов договора арендатором/арендодателем;
- временные и территориальные ограничения использования арендованного транспортного средства;
- возможность и условия продления сроков проката;
- требования к количеству горючего при возврате автомобиля;
- возможна ли передача права управления ТС третьему лицу;
- дополнительные услуги.
Также при передаче машины составляют акт приём-передачи. В нём нужно отметить даже незначительные царапины и сколы, тогда за них не нужно будет платить при возврате. Также нужно проверить повреждения в салоне, исправность приборов и убедиться в наличии аптечки и светоотражающих жилетов.
Страховка
Арендодатели заинтересованы в сохранности своего имущества, поэтому на машину, которую дают в прокат, оформляют страховку, а стоимость полиса включают в общую цену аренды. Бывает, что прокатная контора снижает цену аренды, используя страховку с франшизой, при которой фирма готова возместить за свой счёт часть убытков на случай аварии.
Франшиза (ограничение ответственности клиента) — самое главное в страховке. Если с автомобилем что-то случится, клиенту придется заплатить компенсацию. Желательно, чтобы размер франшизы был минимальным.
Страховки бывают нескольких видов:
- если водитель на арендованном авто причинил вред посторониим лицам;
- если машину повредили или украли;
- если при аварии пострадал водитель и пассажиры прокатной машины.
Страховку первого вида выплачивают лицам, которые пострадали в результате аварии по вине водителя арендованной машины. Страхование второго типа покрывает расходы, связанные с повреждениями арендованного ТС или его кражей. Обычно эти два типа страхования — обязательные. Страховку третьего типа заключают по желанию нанимателя, она возмещает расходы при авариях, в которых пострадал именно водитель или пассажиры арендованной машины.
Все случаи, которые попадают под условия возмещения страховки, нужно прописывать в соглашении. Страховка не распространяется на случаи, когда авария произошла по вине пьяного водителя или если за рулём арендованного автомобиля был человек, не указанный в договоре аренды.
Что еще надо знать?
Тонкости, про которые нужно знать тому, кто собирается арендовать автомобиль:
- При бронировании автомобиля на сайте есть два варианта оплаты: онлайн или в офисе. Первый вариант обычно дешевле.
- Если машину должны предоставить прямо в аэропорт, при бронировании лучше указать номер рейса. Тогда прокатчик будет знать о возможной отмене рейса и машина дождётся арендатора.
- У многих прокатных контор есть льготный период (до двух часов), который позволит немного сэкономить. О нём нужно уточнять заранее.
- Некоторые прокатчики обращают внимание на пробег автомобиля, который сдали в аренду (как сдать авто в аренду выгодно?). За превышение километража нужно будет доплатить. Обычно про этот пункт сказано на сайте компании или в договоре аренды.
- При возврате автомобиля нужно проследить, чтобы сотрудники прокатной компании отметили, что машину сдали без повреждений. На всякий случай можно сфотографировать ТС (снимки могут пригодиться на случай судебных разбирательств).
- Когда оформляют аренду автомобиля, обычно прокатчики блокируют депозит на карте клиента. Размер депозита чаще всего равен размеру франшизы по страховке. Он нужен на случай штрафов или если машину вернули с пустым баком. Депозит должны возместить в течение месяца после сдачи арендованного ТС.
Действия в случае проблем
Любой автомобиль вне зависимости от того, арендованный он или в собственности, может сломаться, а водитель попасть в аварию. Как себя вести, если проблемы случились с машиной, взятой на прокат?
Поломка арендованного транспорта
В этом случае рекомендует не ремонтировать самостоятельно автомобиль — это может усугубить проблемы. Да и большая часть прокатных контор запрещает технические вмешательства в машину. Если ТС сломалось, арендатору нужно позвонить в офис прокатчика и объяснить проблему. Компания должна прислать своих специалистов: ТС починят на месте или предоставят клиенту новый автомобиль взамен поврежденного.
Что делать, если разбил транспортное средство?
При заключении договора аренды автомобиля клиенту нужно уточнить, куда звонить, если случится ДТП.
Если машину арендовали за границей, нужно знать местные номера полиции. В случае аварии туда нужно звонить в первую очередь.
При возврате машины протокол полиции отдают прокатчику. Если автомобиль после аварии сильно повреждён, клиент должен позвонить прокатчику, тот вызовет эвакуатор.
- Если арендатор не виновен в ДТП, во всём будет разбираться прокатная компания.
- Если авария произошла по вине клиента и страховка не может возместить весь ущерб, недостающую сумму будет выплачивать арендатор. Сколько будет нужно доплатить, выяснят после того, как оценят ущерб.
Нарушения и штрафы
Штрафы за парковку можно оплачивать самим в банке или на почте, либо отдать квитанцию прокатчику — там должны помочь. Штрафы за нарушение правил дорожного движения придут сразу в компанию, их спишут с депозита клиента. Важно оплатить все штрафы, иначе клиента могут занести в черный список прокатных компаний.
Средняя стоимость в городах РФ и других странах
Цена проката авто зависит от модели, класса машины и города аренды (иномарки стоят дороже).
- В России машину эконом-класса можно взять в аренду до 1500 руб. в день, авто бизнес-класса обойдется в 2500-3200 руб., за день поездки на элитном автомобиле придется заплатить свыше 8000 руб.
- В Европе средняя цена на аренду малолитражной машины начинается от $23, цена за минивэн будет выше — $100 в день.
В прокате действует стандартное правило аренды: чем больше дней, тем дешевле. Стоимость арендованной машины может повыситься при заказе дополнительных опций — детского кресла, GPS-навигатора, багажника на крышу и пр.
Ознакомьтесь с другими полезными статьями нашего сайта об аренде автомобилей. Читайте о том, как арендовать машину у сотрудника организации, как расторгнуть договор и об особенностях сделки между юридическими лицами и ИП.
Плюсы и минусы
Плюсы проката:
- Большой выбор машин.
- Авто в хорошем состоянии.
- Быстрая процедура оформления аренды.
- Разная ценовая политика.
- Можно протестировать автомобиль перед покупкой.
- Аренда машины выручает путешественников в других городах и странах.
Минусы проката:
- Высокая цена аренды и в России, и за рубежом.
- В договорах аренды могут быть дополнительные платные опции, которых клиент может не заметить.
- Большая ответственность за чужой автомобиль.
- Можно попасть на мошенников, если обращаться к непроверенным прокатчикам-посредникам.
Альтернативные способы передвижения стандартны — такси или общественный транспорт.
Если хотите гарантии и хороший сервис, советуют арендовать машину у известных прокатных компаний. Если хотите сэкономить — можно взять автомобиль у посредников. Перед арендой нужно внимательно осмотреть машину и отметить все повреждения в акте приёма-передачи. Вернуть машину нужно точно в срок.
Источник: uravto.com