Uber как сервис по заказу такси знаком, пожалуй, каждому, хотя компания стартовала относительно недавно — в 2009 году. Несмотря на это, почти за девять лет ей удалось не только реформировать рынок, но и создать целый тренд в экономике, который носит название «уберизация».
Под уберизацией понимают использование бизнесом digital-платформы для создания добавленной стоимости сервиса путем объединения на ней клиентов и поставщиков услуг.
Зачастую технология реализуется через приложение в смартфоне, которое идентифицирует покупателя, соединяет его с оптимальным поставщиком услуги и способствует максимально эффективной организации взаимодействия, используя систему рейтингов и отзывов.
Исполнитель находит заказчика, минуя одного, а иногда и множество посредников — получается дешевле, удобнее и быстрее. Строго говоря, посредник есть, но он всего один — Uber или компании, подобные ему. За счет эффекта масштаба и наличия нескольких крупных игроков на рынке комиссия сервиса невелика, а здоровая рыночная конкуренция сдерживает аппетиты и стимулирует развитие и улучшение качества услуг.
ЭКОСИСТЕМА в БИЗНЕСЕ | Примеры Amazon, Uber, Unit City
Uber стал новой бизнес-моделью
Возникнув на Западе, понятие Uber быстро стало нарицательным: теперь так можно назвать любой сервис, объединяющий и координирующий агентов рынка в режиме реального времени.
Благодаря синергии каждый из участников получает свою выгоду:
Для агентов — это возможность сократить издержки на оказание услуг.
Для сервиса — это получение прибыли в виде процентов со сделок, и охват большей доли рынка за счет привлечения новых агентов.
Так простой исполнитель, не обладая специальными навыками в области развития собственного бизнеса, маркетинга и рекламы, зарегистрировавшись и пройдя нехитрое обучение и авторизацию сервисом, в кратчайшие сроки получает возможность подработать водителем такси, курьером или, например, заняться сдачей жилья в аренду.
Стремительное развитие технологий и повсеместная дигитализация породили on-demand economics: клиенты хотят получать услуги тогда, когда им это нужно, а не тратить время на ожидание.
Это стало фундаментом для новой бизнес-модели, основанной на «мгновенном удовлетворении» (instant gratification). Высокая скорость оказания услуги становится новым стандартом качества на всех рынках одновременно с упрощением и стандартизацией самого бизнес-процесса, уменьшением цепочки участников и вовлечением большого количества игроков.
Преимущества и недостатки модели Uber
В условиях такой глобальной трансформации экономических подходов проявляются как положительные, так и отрицательные стороны Uber.
- Онлайн-сервисы ставят в равные условия большие корпорации и небольшие стартапы. Это положительно сказывается как на отдельных потребителях, так и на экономике страны в целом.
- Бизнес-модель Uber делает процесс получения услуги дешевле, проще и удобнее
- Посредники вроде Uber дают обычно меньше опций (например, такси нельзя заказать заранее) и меньше гарантий в случае неприятных и непредвиденных ситуаций. Этот процесс еще требует отладки и доработки.
- Кроме того, с позиции брендов, глубоко укоренившихся в традиционной модели, тренд на уберизацию практически неизбежно означает уход с рынка или необходимость тотальной и срочной реформы своих бизнес-процессов.
История Uber: революция на рынке такси, убытки и скандалы / Обзор книги
Несмотря на то, что уберизация избавляет рынок от посредников, маловероятно, что агентская модель в ближайшее время исчезнет вовсе.
Например, сервис для аренды жилья Airbnb хоть и оставил позади по количеству бронирований мировые отельные сети, но отели продолжают приносить стабильную прибыль: посетители им доверяют, это привычная и понятная для них модель.
Краудсорсинг становится инструментом для решения бизнес-задач
Традиционные компании не могут обеспечить необходимую в новых условиях срочность оказания услуг по доступной цене. Это открывает пространство для деятельности игрокам, использующим новые технологии для привлечения к работе самозанятых граждан.
Так работают, например, краудсорсинговые платформы.
Краудсорсинговые платформы очень схожи по принципам работы с Uber и являются основой для проникновения технологии в другие отрасли, развивая заданный еще в 2000-х тренд на совместное потребление.
Люди стремятся пользоваться, а не владеть. В этом принцип совместного потребления вещей и технологий вроде timesharing — совместного владения недвижимостью, откуда и вырос Uber.
В 2014 году экономика совместного потребления оценивалась в $15 млрд. Согласно оценке PricewaterhouseCoopers, к 2025 году доходы сервисов, занятых в сфере совместного потребления, достигнут $335 млрд.
Этот тренд включает в себя и развитие самозанятых граждан: компании больше не стремятся «владеть», то есть брать в штат сотрудников и обеспечивать им рабочее место в бизнес-центре, заставляя появляться в офисе с 9 до 18.
Желание людей заработать, управлять своим временем и самим увеличивать или уменьшать нагрузку, встраивая рабочие процессы в удобный для них график, повышает спрос на возникновение и использование подобных технологий.
Таким образом, краудсорсинг постепенно становится полноценным инструментом для решения разнообразных бизнес-задач, завоевывая все новые сферы, так как он одинаково эффективен как для B2B-компаний, так и для B2C.
А что в ритейле?
Предпосылки для развития краудсорсинга и уберизации в рознице связаны с массовым использованием смартфонов и планшетов, которые сейчас превращаются в современные орудия труда. Через них работники получают и выполняют задания, оперативно собирая требуемые данные.
На первый взгляд, все очень просто, но за такими платформами стоят серьезные технологические решения, предназначенные для сбора и обработки огромных массивов данных.
Благодаря развитию краудсорсинга даже крупные территориально диверсифицированные сети могут получать информацию из самых отдаленных населенных пунктов. А небольшие компании сокращают свои издержки на персонал, получая необходимую маркетинговую информацию из торговых точек за небольшие деньги.
Работают краудсорсинговые решения достаточно просто: ритейлер или производитель размещает на платформе задание, которое нужно выполнить, указывая необходимые SKU, адреса торговых точек, количество фотографий. Плюсом таких решений являются фиксированная стоимость задания и возможность контролировать процесс его выполнения по фотоотчету и GPS-координатам.
Сервисы, построенные по модели Uber
Как скоро наступит будущее, в котором мы с вами будем зарабатывать во время покупок в гипермаркете, просто загружая в программу фотографии, сделанные мимоходом? Кто станет первым счастливчиком, и как скоро uber-технологии приведут нас к дополнительному заработку?
Мобильный uber-мерчендайзер и uber-трейд-маркетолог — вот профессии будущего «полевого» маркетинга.
Все началось, как и сам Uber, с Запада.
- Field Agent
- Gigwalk
- MobiAudit.
- Crowd Systems
- Million Agents
- Street Bee
- YouDo
- «Яндекс.Толока»
Основное отличие этого инструмента от традиционных — деперсонализация исполнителя задачи. За ее решение может взяться любой человек, установивший приложение и откликнувшийся первым. Как правило, размещаемые задания достаточно простые, для их исполнения не требуется специальная подготовка.
Но бывают и сложные задания, требующие вовлеченности исполнителя. Например, надо не просто сфотографировать товар на полке магазина, но вручную внести данные о его цене, артикуле, величине скидки, проходящих промо-акциях, а также ответить на дополнительные вопросы в анкете.
В условиях спада экономики традиционный бизнес не может себе позволить расширить штат для выполнения большего количества заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников остается незанятой.
В то же время сервисы, построенные по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сокращать его, когда появится необходимость. Для бизнеса это означает снижение рисков, увеличение гибкости и числа потенциальных «сотрудников», а также их мобильности.
Уберизация в доставке товаров
Отдельного внимания заслуживает сервис краудсорсинговой доставки. Это достаточно новое явление, но уже уверенно завоевавшее свое место на рынке. Логистические компании не всегда успешно справляются с экспресс-доставкой.
Для своевременной доставки заказов ритейлеры и рестораторы все чаще используют не специализированных перевозчиков, а сервисы, работающие с непрофессиональными курьерами — таксистами и людьми, заинтересованными в дополнительном заработке.
В этом случае вся необходимая информация также аккумулируется в онлайн-сервисе, посредством которого клиент обращается напрямую к тому подрядчику, работать с которым для него наиболее удобно в настоящий момент.
Примеры сервисов, работающих на западном рынке.
В США завоевал огромную популярность сервис доставки еды Postmates. Сервис работает по принципу on-demand delivery. Заказ оформляется онлайн с помощью приложения по доставке еды. Пользователь выбирает любой доступный ресторан и заказывает блюда.
После поступления заказа курьеры получают уведомление и, находясь территориально рядом, могут принять заказ. Компания получает 20% от стоимости доставки. Остальное, включая чаевые, зарабатывает курьер.
В Нидерландах создано мобильное приложение TringTring, которое доставляет покупку велокурьерами в течение одного часа. Работники такого сервиса называют себя «трингерами». Они доставляют письма, бандероли, посылки, продукты и другие покупки из интернет-магазинов.
Мобильное приложение TringTring работает по контрактам с магазинами-ритейлерами и обслуживает не частных клиентов, а непосредственно сами магазины.
Примеры сервисов, работающих на российском рынке.
С 2012 года услуги срочной курьерской доставки для малого и среднего бизнеса предоставляет компания Dostavista. Курьеры могут купить и привезти товары и продукты из магазина, организовать доставку для интернет-магазина, кафе, ресторана.
C 2013 года на российском рынке курьерского сервиса работает компания Bringo. В 2015 году она запустила платформу, которая также предоставляет услуги курьеров-краудсорсеров. Компания работает как с крупным ритейлом, так и с небольшими частными магазинами.
Бизнес должен приспособиться к новой реальности
Влияние глобального мирового тренда неизбежно обеспечит переход на новые экономические условия всех стран, а уберизация одних отраслей так или иначе скажется на смежных. Например, изменение процессов в ритейле сказывается на логистике и доставке.
Так что же нас ждет — светлое будущее с удобной, близкой к дому работой, множеством заказов и возможностью выполнять их в удобный день и час? Что несет в себе этот непонятный digital — позитивные или негативные изменения? Уже сегодня дигитализация кардинально изменила мир: теперь бизнес во всех странах должен приспосабливаться к новой реальности.
Представители компаний единогласны в одном: изменения будут. Невозможно искусственным образом сдерживать переход на модель Uber, поэтому определенных перекосов в экономике не избежать.
С другой стороны, любые изменения порождают новые возможности. Это потенциал и точки роста для заказчиков со стороны ритейла, FMCG и для всех нас, потенциальных исполнителей новой Uber-экономики.
Источник: open-com.ru
Как uber-платформы и трейд-маркетинговые агентства делят рынок мерчандайзинга
За последние годы на рынке мерчандайзинговых услуг появилось несколько участников нового формата – uber-платформы мерчандайзеров. Они позволяют дистанционно нанимать сотрудников для полевых работ, не оформляя их в штат, а также давать задания и собирать отчеты о выполнении задач через платформу.
О том, как эти сервисы встраиваются в структуру агентского рынка и какие имеют особенности, рассказал Антон Кладов, директор по маркетингу AceTarget.
Каковы предпосылки появления мерчандайзинговых платформ на современном агентском рынке?
Мерчандайзинг – полезный и эффективный инструмент повышения продаж, в котором нуждаются все производители, поставляющие свой товар в торговые сети. Но многие компании с оборотом от 500 млн до 3 млрд в год не имеют возможности выделять инвестиции на маркетинг в должном объеме для развития полевой структуры мерчандайзеров. Они имеют потребность в работе с полкой и продуктом в сетях, но не на постоянной основе, а «в моменте» или с некоей периодичностью в месяц.
Основные задачи, которые хочет решить производитель товара:
- оценить представленность и доступность товара,
- исключить риск виртуального остатка,
- увеличить заказ,
- быть уверенным в соблюдении ценовой политики,
- понимать, как действуют конкуренты.
Эту задачи в формате «пришел – увидел – сфотографировал» может закрыть исполнитель краудсорсинговой платформы.
Uber-мерчандайзинг, или краудсорсинг – это сегмент, в котором компании делают простую работу, а их исполнителями являются просто люди. В некоторых случаях это могут быть и опытные мерчандайзеры, которые берут дополнительную подработку и выполняют ее в рамках своего обычного рабочего дня.
Через такие платформы выставляются задания прислать фото выкладки, поправить товар на полке, выставить ценник, и т.п. То есть речь идет о максимально простых задачах, на выполнение которых сотрудника можно «забрифовать» буквально одним-двумя предложениями.
Не предпосылкой, но важным фактором для развития uber-платформ стало также распространение режима самозанятости, благодаря которому компании получили возможность привлекать к работе физлиц c минимальной нагрузкой на ФОТ и минимальными рисками о признании отношений с исполнителем трудовыми. Так как платформа обеспечивает сотрудникам возможность свободного выбора заданий и графика работы.
Являются ли uber-платформы мерчандайзинга конкурентами для мерчандайзинговых агентств?
Нет, мерчандайзинговые агентства и платформы не являются конкурентами, как минимум, по двум причинам.
Первое, у платформ и агентств разные клиенты.
Если мы разделим всех производителей по количеству SKU и обороту, то увидим, что часть компаний не будет пользоваться мерчандайзингом вообще ни в какой форме, так как он им либо не нужен на их объемах, либо недоступен.
Другая группа производителей – те, которые используют мерчандайзинг на постоянной основе и заказывают данную услугу в формате кадрово-административной функции, или аутсорсинга, или совмещенного мерчандайзинга. Это клиенты трейд-маркетинговых агентств.
А есть группа производителей, у которых нет бюджета на полноценный мерчандайзинг, но периодически возникают задачи в торговых точках. Например, завтра нужно посетить 10 магазинов, проверить наличие товара и ценников на полке, сфотографировать и отправить отчет. Такие задачи эти производители решают с помощью uber-платформ.
Второй момент – у агентств и платформ разные проекты.
Uber-проекты имеют низкий объем по стоимости, эпизодичную основу и низкий уровень качества. В то время как агентство предоставляет полный спектр услуг мерчандайзинга, отвечает за результат и не работает на разовой основе.
Нам неинтересно потратить кучу времени наших сотрудников на то, чтобы согласовать договор с юристом, финансистом и бухгалтером на проработку клиента с разовой задачей. И получить при этом денежный результат, который даже не перекроет те время и ресурсы, которые мы потратим на согласование всех бэк-офисных вопросов, чтобы запустить этот контракт.
В чем привлекательность uber-платформ?
Преимущества мерчандайзинговых платформ – это дешевизна, простота, оперативное решение задачи «здесь и сейчас». Возможно, даже без заключения какого-то контракта.
Запустить краудсорсинговый проект можно за несколько дней, в то время как на запуск проекта мерчандайзинговым агентством уйдет примерно месяц (но в случае с агентством и адресная программа будет от 5000 точек).
Главный минус uber-мерчандайзинга – это «беспомощность» исполнителя в торговой точке. Если это не действующий мерчандайзер сети, который решил взять подработку на платформе, а обычный человек без специального допуска, то возможности производить какие-то действия с товаром у него минимальны – как у обычного покупателя. Например, он может сделать фото полки и товара, поправить расстановку упаковок, пододвинуть актуальный ценник, но ему не дадут что-то разместить, взять товар со склада или распечатать новый ценник.
В чем преимущества мерчандайзинговых агентств по сравнению с uber-платформами?
Мерчандайзинг в агентстве – это полноценная услуга, которая будет включать в себя достаточно большой набор функций. Например, маршрутизацию сотрудников, официальное оформление персонала, разработку и наполнение шагов визита, доступ в полнофункциональную SFA-систему, которая объединяет всевозможное количество задач, действий, отчетов и т.д.
Мерчандайзер агентства имеет допуск в торговую точку, он может не только оценить ситуацию с товаром, но и влиять на нее в плане OOS (Out of Stock), OSA (On ShelfAvailability), размещения POS-материалов и дополнительных мест продаж.
Таким образом, визит мерчандайзера из агентства – это целый комплекс услуг, который характеризуется эффективностью и приносит ожидаемый результат.
Сотрудничество с агентством – это работа на постоянной основе, с выходом на заданные клиентом показатели эффективности и определенный результат. К минусам можно отнести высокую стоимость данной услуги: она доступна производителям с годовым оборотом около 15 млрд рублей.
Какие возможности uber-мерчандайзинг не сможет предложить клиенту в ближайшем будущем?
На платформе задачи одного и того же клиента выбирают разные исполнители, это не подходит для выполнения циклических задач с высоким уровнем сервиса и предсказуемым результатом.
Агентства много ресурсов вкладывают в обучение своих сотрудников – и продукту, и навыкам мерчандайзинга. Это невозможно в рамках бизнес-модели платформенного мерчандайзинга, а значит, квалификация исполнителя остается слабым местом.
Ну и не факт, что для исполнителей из сервисов будет решен вопрос с допуском в торговые сети и на склад, чтобы они могли выносить товар и пополнить витрину.
На что обратить внимание при выборе uber-платформы для сотрудничества?
Первое – это опыт работы (длительность присутствия на рынке, количество и масштаб реализованных проектов). Второе – обратная связь, отзывы от текущих клиентов uber-сервиса. И третье – это, конечно, кейсы. Чтобы увидеть результаты реализованных проектов.
Uber-платформа – это оптимальный вариант для заказчика, у которого нет бюджета на полноценный мерчандайзинг, но при этом в моменте необходимо получить минимальный набор функций, который поможет сдвинуть товар с полки.
- Комментарии
Источник: merchandising.ru
Уберизация всего: Как Uber меняет мир
Это не просто поездки, это полная трансформация экономики и мира. Uber — это не только люди, но и еда, грузы, даже беспилотные автомобили – компания становится операционной системой между цифровым и физическим миром.
Компания Uber не просто положила начало новой экономической модели, но и дала ей собственной название. Мобильные устройства и интернет, и большие данные позволили совершить очередную технологическую революцию и соединить напрямую покупателей и продавцов там, где им это нужно.
Идея Uber — соединить с водителем всех, кто в нем нуждается, сейчас выглядит банально. Но они добились такого успеха благодаря инновации. То, что начиналось как приложение, которое соединяло водителей и пассажиров, быстро превратилось в сервис, где почти каждый сам может стать водителем такси, и каждый может заказать машину откуда угодно и когда угодно.
Сам Uber сейчас возглавляет список «единорогов» — стартапов, оценивающихся более чем в 1 миллиард долларов. Стоимость компании превышает 60 миллиардов долларов, но это лишь верхушка айсберга под названием «уберизация». Она коснулась, кажется, уже всего, от автомобилей до уборки, от готовки до кредитов и медицинского обслуживания. По мнению экономистов, все, что может быть лишено посредников и переведено в состояние сервиса или приложения, рано или поздно будет приведено в это состояние.
Uber изнутри
Казалось бы, Uber — это простое приложение для заказа машины. Однако, конечно, это далеко не так. Простое приложение вряд ли оценивают в 50 миллиардов долларов. Инженерную инфраструктуру Uber можно сравнить с Facebook или Google – за фасадом приложения большие данные, диспетчерские системы, динамическая установка цен, карты, маршруты и множество других подсистем, обеспечивающих подачу машины в нужное время в нужное место.
В начале в компании было 40 инженеров, но за три года их количество выросло до 1,200. Как они не превратились в большую бюрократическую машину?
CTO компании Туан Фам объясняет, что все организуются в небольшие команды, работающие над определенными задачами – это подобно стартапам внутри одного большого стартапа. Сейчас внутри компании работает 50-60 таких целевых команд, состоящих из программистов, инженеров по работе с данными, продукт-менеджеров, дизайнеров и т.п. У них свои роадмепы, планы и отчетность, но поддерживают их инфраструктурные службы – хранения данных, вычислений, обеспечения надежности. Это позволяет в целом компании очень быстро развиваться на основе единой архитектуры и сервисов.
Большой рост
Тот же Туан объясняет, что одно из главных правил, которым научил его Uber – страсть к риску и небоязнь провала. При таком росте невозможно делать все идеально, всегда есть ошибки и падения, большие и малые решения, которые принимает компания, не всегда срабатывают. Но непринятие никаких решений – это еще большая ошибка.
Таким образом, всегда нужно иметь определенную толику бесстрашия с одной стороны, и понимание проблем и их приоритетов с другой. Надо положиться на свой опыт и знание, чтобы принимать лучшие решения из всех, что возможны. Совершенно точно некоторые из них не сработают, и это будет очень больно. Но надо продолжать двигаться вперед, учиться и делать все снова и снова.
«Чем быстрее вы падаете, тем больше вы учитесь, тем лучше вы становитесь», — говорит Фам. «Это самая трудная работа, за которую мне приходилось браться, но в то же время и самая забавная работа в моей жизни, — рассказывает Туан Фам. — Каждый день я занимаюсь новыми вещами и чувствую, что совершенствуюсь».
И большие данные
Тревис Каланик, основатель и руководитель Uber тоже может многое рассказать о данных. «Вся бизнес-модель Uber зависит от данных», — говорит он. Большое количество данных требует все больше и больше специализированных навыков.
«Вы видите, что становится все больше науки, ученых, экспертов по машинному обучению. Эта работа становится главной, по крайней мере в технологических компаниях. Все, начиная от цены, маркетинга, обслуживания потребителей, становится вопросом машинного обучения. Мы думали, что совершим революцию, наняв нейрофизиолога в нашу логистическую команду, но в Долине этим уже никого не удивишь».
И данных будет еще больше. Такие компании как Uber сами переписывают правила дистрибуции приложений. Вместо того, чтобы бы одной из миллиона других иконок, они выбирают агрессивный рост через интеграции с регулярно используемыми сервисами. Это положило начало массовой миграции из магазина приложений, которая может разрушить старую и неидеальную модель. Uber изменяет не только экономику извоза, но экономику приложений.
Будущее уберизации
Сам Uber сейчас перевозит несколько миллионов людей каждый день, но смотрит уже далеко вперед. Компания мечтает о сотне или даже полумиллиарде поездок каждые сутки. Это не просто поездки, это полная трансформация экономики и мира. Uber — это не только люди, но и еда, грузы, даже беспилотные автомобили – компания становится операционной системой между цифровым и физическим миром. Ее миссия – надежные перевозки, всего для всех.
Вы сможете создать свой продукт и стать новым Uber. 20 и 21 мая Бизнес-инкубатор МГУ и Группа QIWI в Москве проводит конференцию и хакатон, посвященный технологиям и продуктам, меняющим привычные бизнес-модели и избавляющим их от лишних посредников.
Основными темами конференции являются финтех, блокчейн, чатботы и автоматизация бизнеса, которые раскроют эксперты компаний VISA, Группы QIWI, YouDo, Uber, VoxImpant, AmoCRM и другие. Приходите и сделайте новую экономику реальностью.
Источник: apptractor.ru