Определение системы, приведенное выше, довольно абстрактно и ничего не говорит о внутреннем устройстве системы, а также о связях с внешней средой.
Тем не менее в теории, да и в практике часто бывает достаточно иметь только часть информации об объекте. Например, когда мы не знаем текущего цифрового значения точного времени (проблема — незнание точного времени, цель — не опоздать куда-либо), то достаточно посмотреть на часы, не задумываясь при этом об их внутреннем устройстве и источнике поступления энергии для их работы.
В приведенном примере назначение часов (цель их существования) — показывать точное время в произвольный момент и тем самым воздействовать на внешнюю по отношению к ним среду.
Если следовать первому определению системы, то система является средством, а следовательно, существуют возможности
воздействовать на это средство из внешней среды (уточнять ход, снабжать энергией, наблюдать и т. д.).
Графически отмеченные взаимодействия системы с внешней средой представлены на рис. 4.1.
Бизнес как черный ящик
Рис. 4.1. Модель «черного ящика»
Содержимое системы в данном случае не известно (или не представляет интереса для внешней среды), но этого достаточно для решения возникшей проблемы. Например, при употреблении таблетки анальгина не обязательно знать состав самой таблетки и представлять механизм воздействия ее компонентов на организм, а важно то, что при этом проходит головная боль.
Другими словами, важно определить, что нужно на входе в систему и что должно быть на выходе из нее, и неважно — что находится внутри системы. Поэтому приведенную модель часто называют моделью «черного ящика».
Понятие «черный ящик» было предложено У.Р. Эшби. В кибернетике оно позволяет изучать поведение систем, т. е. их реакций на разнообразные внешние воздействия, и в то же время абстрагироваться от их внутреннего устройства. Таким образом, система изучается не как совокупность взаимосвязанных элементов, а как нечто целое, взаимодействующее со средой на своих входах и выходах. Метод «черного ящика» применим в различных ситуациях.
Этот способ используется при недоступности внутренних процессов системы для исследования. Например, изучение деятельности новых лекарственных средств. Метод «черного ящика» используется при исследовании систем, все элементы и связи которых в принципе доступны, но либо многочисленны и сложны, что приводит к огромным затратам времени и средств при непосредственном изучении, либо такое изучение недопустимо по каким-либо соображениям. Примерами могут служить проверка на готовность к эксплуатации автоматической телефонной станции, которая проводится путем «прозванивания», а не непосредственно проверкой всех блоков, схем и т. д.
Исследование с помощью метода «черного ящика» заключается в том, что осуществляется предварительное наблюдение за взаимодействием системы с внешней средой и установление списка входных и выходных воздействий, среди которых выделяются существенные воздействия. Затем осуществляется выбор входов и выходов для исследования с учетом имеющихся средств воздействия на систему и средств наблюдения за ее поведением.
Понятия | Чёрный ящик
На следующем этапе производятся воздействие на входы системы и регистрация ее выходов. В процессе изучения наблюдатель и «черный ящик» образуют систему с обратной связью, а первичные результаты исследования — множество пар состояний входа и выхода, анализ которых позволяет установить между ними причинно-следственную связь.
В настоящее время известны два вида «черных ящиков». К первому виду относят любой «черный ящик», который может рассматриваться как автомат, называемый конечным или бесконечным. Поведение таких «черных ящиков» известно.
Ко второму виду относятся такие «черные ящики», поведение которых может быть наблюдаемо только в эксперименте. В таком случае в явной или неявной форме высказывается гипотеза о предсказуемости поведения «черного ящика» в вероятностном смысле. Без предварительной гипотезы невозможно любое обобщение или, как говорят, невозможно сделать индуктивное заключение на основе экспериментов с «черным ящиком».
Таким образом, «черный ящик» — это система, в которой входные и выходные величины известны, а внутреннее устройство ее и процессы, происходящие в ней, не известны. Можно только изучать систему по ее входам и выходам, но подобное изучение не позволяет получить полного представления о внутреннем устройстве системы, поскольку одним и тем же поведением могут обладать различные системы.
Следует подчеркнуть, что главной причиной множественности входов и выходов модели «черного ящика» является то, что всякая реальная система, как и любой объект, взаимодействует с объектами внешней среды неограниченное число раз и по разному поводу. Пример с часами можно дополнить такой информацией: часы могут иметь различные «выходы» во внешнюю среду — удобство ношения, прочность, гигиеничность, точность, красота, габариты ит. д.
Источник: studref.com
1.3.2. Модель «черного ящика»
Для анализа функций и процессов компании представим организацию в виде «черного ящика» — опишем входы и выходы системы, не затрагивая сам процесс функционирования. [7] Модель «черного ящика» компании «ЭР-Телеком» представлена в Приложении В.
1.3.3. Описание основного бизнес-процесса
Компания «ЭР-Телеком» занимается предоставлением доступа к услугам связи. Основным бизнес-процессом компании будет являться процесс «Первичное обслуживание клиента», состоящий в подключении потенциального клиента к услугам компании. Другие бизнес-процессы (сервисное обслуживание, обслуживание договоров, работа с дебиторской задолженностью) являются вторичными и не могут быть реализованы без реализации основного бизнес-процесса. Описание основного бизнес процесса проведено с использованием нотации IDEF0 и представлено в Приложениях: Приложение Г – Первичное обслуживание клиентов (0 уровень); Приложение Д – Первичное обслуживание клиентов (1 уровень); Приложение Е — Первичное обслуживание клиентов (2 уровень); Приложение Ж –Управление процессом первичного обслуживания клиентов; Приложение И –Обеспечение процесса первичного обслуживания клиентов необходимыми ресурсами. [1]
1.4. Интегральный анализ
1.4.1. Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз
- Рост среднего уровня образованности;
- Рост потребности в информации;
- Заселение пригорода;
- Фанатичное отношение людей к работе;
- Развитие НТП в области информационно-коммуникационных технологий;
- Снижение процентной ставки;
- Улучшение уровня жизни;
- Укрепление экономических отношений с Китаем;
- Рост уровня безработицы как возможность пополнения кадрового состава;
- Реализация нац. проекта «Образование»;
- «Дорожная революция»;
- Увеличение продаж и подключений Интернета;
- Бесперебойные надежные поставки ресурсов;
- Развитие торговой марки.
- Отток квалифицированных кадров;
- Высокая скорость обновления технологий;
- Рост процентной ставки;
- Рост таможенных сборов и пошлин;
- Снижение покупательской способности населения;
- Рост среднего уровня заработной платы;
- Рост преступности;
- Отсутствие понимания со стороны службы ЖКХ;
- Жесткая конкуренция;
- Захват потенциальных рынков конкурентами;
- Уменьшение подключений КТВ и ГС;
- Большие временные затраты на передачу документов.
- Сильная корпоративная приверженность, корпоративный дух;
- Возможности карьерного роста;
- Модернизация скоростей и тарифов;
- Возможность комбинировать услуги;
- Технология ГУТС;
- 100%-ная загрузка производственных мощностей;
- Разнообразная ценовая политика;
- Развитая система коммуникаций;
- Система контроля запасов;
- Лицензированная деятельность.
- Рост среднего уровня образованности;
- Фанатичное отношение людей к работе;
- Развитие НТП в области информационно-коммуникационных технологий;
- Рост уровня безработицы;
- Реализация нац. проекта «Образование»;
- «Дорожная революция»;
- Востребованность подключений Интернета;
- Бесперебойные надежные поставки ресурсов;
- Большая текучесть кадров в некоторых отделах;
- Большая доля заемных средств;
- Отсутствие собственных разработок;
- Централизованное распределение ресурсов;
- Сильная зависимость от управляющей компании;
- Слабая мотивация сотрудников (в материальном плане);
- Большие временные затраты на передачу документов.
- Отток квалифицированных кадров;
- Высокая скорость обновления технологий;
- Рост процентной ставки;
- Рост преступности;
- Отсутствие понимания со стороны службы ЖКХ;
- Жесткая конкуренция;
- Сильные стороны и возможности
- Сильные стороны и угрозы
- Слабые стороны и возможности
- Слабые стороны и угрозы
Источник: studfile.net
Что такое Модель черного ящика и почему каждый владелец бизнеса должен ею овладеть
Когда мы с предпринимателями обсуждаем их задачи, 9 из 10 быстро погружаются в детали и теряют фокус общей картины .
Это похоже на то, как если бы им предложили изучить схему автомобиля, они бы отвлекались на мелкие детали. По типу толщины линий чертежа или цвета бумаги. Эти ничтожные мелочи целиком занимают их, отвлекая от важного.
Если вы замечали за собой такое, то эта публикация может быть вам полезна.
Модель черного ящика — это метод исследования любой системы: бизнеса, организма, механизма, программы или даже страны. Метод хорош тем, что позволяет изучить систему, даже если вы вообще с ней не знакомы.
Суть метода заключается в том, что мы не занимаемся изучением свойств системы или ее содержимого. Все что нас интересует — это реакция системы на внешнее воздействие.
Пример из жизни: вы покупаете таблетку анальгина, совершенно не зная ее химический состав и принцип действия. Все что вам известно — так это то, что выпив её, боль уходит.
Ключевыми являются тут два события:
1. Что нужно сделать, чтобы таблетка заработала — употребить внутрь
2. Как мы поймем, что работа таблетки завершилась успехом — боль прошла
По сути, это подход, при котором мы смотрим на таблетку, как на простую функцию. Результат которой измерим.
По принципу «черного ящика» можно разложить и любой бизнес, погружаясь от уровня к уровню и рассматривая только его функции и результаты их работы.
Возьмем для примера логистический бизнес
«Черный ящик» первого уровня — сам бизнес.
Он начинает свою работу в момент поступления заявки на погрузку. И завершает в момент подписания актов выполненных работ.
Если мы погрузимся на один уровень вглубь, то обнаружим там несколько «черных ящиков» второго уровня: отдел продаж, отдел оказания услуги, администратор. Все три ящика связаны последовательно. То есть — начинают свою работу ровно в тот момент, когда закончил работу предыдущий «ящик» на том же уровне. Например: отдел продаж заключил договор, включается отдел оказания услуги и завершает свою работу доставкой документов администратору, который включается в этот момент в работу.