Данной блогозаписью я бы хотел начать цикл небольших и простых для понимания статей, посвященных созданию, управлению и оптимизации бизнес-процессов.
Очень часто я встречаю разного рода предложения, умозаключения и поручения, так или иначе связанные с оценкой эффективности работы того или иного филиала, подразделения, службы или сотрудника. Все внедряют KPI, метрики эффективности, ищут пути сокращают затрат, издержек, людей, но почти ни кто не может четко сформулировать одну простую вещь — с чем мы работаем.
Что такое Бизнес-процесс?
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителея.
Существует множество различных нотаций для описания моделей бизнес-процессов, будь то событийные, функциональные или логические модели, но все они преследуют одну цель — описать и дать возможность анализа процесса производства продукта или услуги.
Такой подход к построению бизнеса позволяет создать управляемую систему, позволяющую адаптировать отдельные процессы, и бизнес в целом, под бысто меняющиеся условия, с учетом всех особенностей, как самой отрасли, так и каждого отдельного предприятия.
Бизнес-процесс
Струтура Бизнес-процесса
Любой процесс имеет начало и конец. Любой бизнес-процес имеет вход и выход, а все, что находится между ними — создает стоимость и ценность для потребителя.
Входом бизнес-процесса может быть все что угодно: документ, оборудование, сотрудник, потребность, деньги или иные активы/документы.
Выходом бизнес-процесса могут быть как те-же элементы, подвергнутые изменениям, так и вновь создаваемые.
Между входом и выходом бизнес процесса находится самая важнеая его часть — механизм. Обычно, среднестатистический процесс включает в себя целый набор активностей, которые в свою очередь являются сами по себе отдельными бизнес-процессами, или механизмами связанных бизнес-процессов.
Но сами по себе бизнес-процессы не работают. Помимо входа,выхода и механизма необходим еще один компонент — управление. Именно управление является драйвером, который переводит механизм в активную фазу. Именно управление определяет правила для преобразования входов в выход.
У каждого бизнес-процесса есть Владелец. Это лицо, обладающее всеми необходимимыми полномочиями для организации работ в рамках процесса и отвечающее за результат его выполнения. И именно владелец осуществляет управление.
Представим на примере:
В связи с производственной необходимостью Вам потребовалось закупить, ну скажем, сервер. Таким образом у нас появляется бизнес-процесс под кодовым названием «Закупка серверного оборудования». Входом данного бизнес-процесса станет «потребность» (например злужебная записка от коллег) и «информация от поставщика» (например прайс-лист или коммерческое предложение).
В процессе закупки оборудования будет произведено не малое количество действий, как со стороны поставщика, так и со стороны покупателя, начиная от организации тендера и оплаты счетов, до логистики, приемки на склад и постановки ТМЦ на бухгалтерский учет. За весь этот процесс в нашей «сферической организации» отвечает отдел закупок, и лично руководитель данного отдела. Он и является «владельцем» настоящего бизнес-процесса.
Выходом данного бизнес-процесса будет появление у Вас сервера на складе и закрывающих документов от поставщика, что в свою очередь может являться входом уже для других бизнес-процессов организации. Например «Ввод в эксплуатацию серверного оборудования».
Что такое бизнес-процесс, пример процесса оформления кредитной заявки | Naked BPM
Таким образом становится очевидно, что в течение активности бизнес-процесса, согласно его механизма, производится работа, создающая не толкьо ценность, но и его стоимость. В данном случае стоимость бизнес-процесса складывается из затрат рабочего времени сотрудников отдела закупок, бухгалтерии, кладовщика, стоимости логистики и размещения тендера на площадке.
Этот факт и элементарная логика приводит нас к тому, что бизнес-процессы представляют собой вполне реальный актив, обладающий определеной ценностью и стоимостью, но с той лишь разницей, что данный процесс является расходной частью и подлежит оптимизации, с целью сокращения издержек и снижения собственной себестоимости в общей системе управления, но об этом я расскажу позднее.
Posted in Управление on апр 16, 2018
Источник: sliderweb.ru
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей
В сегодняшнем современном информационном обществе человек уже не мыслит себя без компьютера и сопутствующих информационных технологий. Компьютер стал неотъемлемой частью во всех сферах человеческой жизни и в медицине, и в науке, и в образовании и даже в искусстве.
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. Управленческая концепция BPM рассматривает бизнес-процессы как важные ресурсы предприятия, и предполагает управление ими как одну из ключевых организационных систем. Выделяют три вида бизнес-процессов:
1) управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы, такие как корпоративное управление и стратегический менеджмент.
2) операционные — представляющие основную деятельность организации, создающие основной поток доходов (снабжение, производство, маркетинг, продажи или Взыскание долгов).
3) поддерживающие — обслуживающие организацию (бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка).
Для визуализации бизнес-процессов часто применяются различные графические нотации в форме различных модификаций блок-схем, среди применяемых для моделирования бизнес-процессов — BPMN (функциональная последовательность работ), EPC (событийная последовательность работ), IDEF0 — логическая последовательность работ.
Функциональные информационные технологии представляют собой модификацию обеспечивающих ИТ, обусловленную применением для решения определенных задач в конкретной предметной области.
По отраслевой принадлежности ФИТ:
-ФИТ промышленности
-ФИТ связи
-ФИТ транспорта и т.д.
По форме субъектов экономики ФИТ:
-ФИТ государственных организаций, предприятий, учреждений
-ФИТ негосударственных и частных организаций, предприятий, учреждений.
-ФИТ муниципальных организаций, предприятий.
По охватываемым задачам:
-ФИТ бух.учета
— материально-технического снабжения
-маркетинга
-планирования и прогнозирования
— складского хозяйства
— управления основным производством
-управление персоналом
По сфере применения:
— банковские ФИТ
-ФИТ фондового рынка
-страховой ФИТ
-налоговые ФИТ
-статистические ФИТ
-ФИТ промышленных предприятий
-ФИТ предприятий и организаций непромышленной сферы
-ФИТ предприятий и организаций сферы быта и сервиса
-ФИТ туризма и гостиничного хозяйства и т.д
Интеллектуальные информационные технологии (ИИТ) — одна из наиболее перспективных и быстро развивающихся научных и прикладных областей информатики. Цели интеллектуальных информационных технологий — расширение круга задач, решаемых с помощью компьютеров, особенно в слабо структурированных предметных областях, и повышение уровня интеллектуальной информационной поддержки современного специалиста.
Функции ИИТ:
— Описывать знания с помощью языков представления знаний
— Организовывать накопление, хранение, анализ, обобщение и структурирование знаний.
-Вводить новые знания и объединять их с существующими в СМИ
-Выводить новые знания из имеющихся, оперировать с неполными и неточными знаниями
-Устранять устаревшие знания, быстро находить требуемые, проверять непротиворечивость накопленных знаний
-Осуществлять интеллектуальный интерфейс между пользователем и знаниями.
Коммуникация – от лат. «communication» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, сообщать, передавать.
Коммуникация-средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения.
Виды коммуникаций:
-Материальные (водные, транспортные, газопроводные и т.д)
-Информационные (Печатные, Аудио, Видео , Аудиторные, Компьютерные).
Информационные технологии играют огромную роль в современном обществе. Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста.
- Мудрость: мыслить с пессимизмом, действовать с оптимизмом
- Интеллект и профессиональная деятельность
- Ограничение дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным (вторжением в его правовой статус)
- Основные направления развития современных бизнес-коммуникаций
- Основной капитал
- В современном стремительно развивающемся информационном обществе достаточно остро стоит вопрос хранения и передачи информации
- Обеспечивающие информационные технологии
- Влияние научного менеджмента на современный менеджмент
- Музеи Кремля: история и настоящее
- Современное значение конституции для человека, общества и государства (Конституция)
- Выбор будущей профессии
- Соотношение экономической свободы и социальной ответственности
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
Понятие бизнес-процесса, показатели измерения и оценки
В процессе операционного управления отводится особое значение управлению бизнес-процессами. Бизнес-процесс — это совокупность логически взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на преобразование ресурсов и создание определенного продукта или услуги для потребителей.
Бизнес-процессы делятся на две группы:
- 1) ориентированные на производство;
- 2) ориентированные на управление.
Рис. 3.5. Управление бизнес-процессами
Основные бизнес-процессы — это процессы, которые непосредственно создают готовый продукт. Поддерживающие — процессы, без которых не могут существовать основные бизнес-процессы, это процессы обеспечения разнообразными ресурсами.
Процессный подход рассматривает бизнес как набор процессов —
основных бизнес-процессов, управляющих процессов (ставящих цели) и поддерживающих.
Существует три вида бизнес-процессов.
- 1. Управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить корпоративное управление и стратегический менеджмент.
- 2. Операционные — бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются снабжение, производство, маркетинг и продажи.
- 3. Поддерживающие — бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Например, бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка.
В качестве графического описания деятельности фирмы можно рассмотреть блок-схему бизнес-процессов (рис. 3.6), которая включает управленческие, операционные и поддерживающие процессы.
Основными направлениями и методами, применяемыми для обеспечения эффективности бизнес-процессов, являются следующие:
- ? анализ влияния операций и процессов на деятельность фирмы, оптимизация операций и процессов и оценка последствий их воздействия на развитие фирмы;
- ?базовые принципы прогнозирования и планирования процессов производства;
- ? оптимизация структуры производственной системы и ответственность менеджеров за ее эффективность.
Согласно системному подходу производственная деятельность представляет собой сложную систему элементов, находящихся в тесном взаимодействии как между собой, так и с системами внешней среды, и определяет способ их функционирования. Управление производственной деятельностью заключается в первую очередь в организации производства.
Рис. 3.6. Блок-схема бизнес-процессов
Понятие и сущность организации производства необходимо рассматривать в трех направлениях. Во-первых, как внутреннюю упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей целого, обусловленных его строением. Это разделение труда, которое ведет к обособлению отдельных работ, бригад, участков, цехов и обуславливает необходимость налаживать между ними производственные связи.
Во-вторых, как совокупность процессов или действий, ведущих к совершенствованию взаимосвязи между частями целого. Это кооперация — установление между отдельными исполнителями и производственными подразделениями разнообразных связей, обеспечивающих процесс производства.
В-третьих, как объединение людей, совместно реализующих некую цель и действующих на основе определенных процедур и правил, т.е. создание организационных условий, обеспечивающих на организационной основе всех производственных звеньев как единой производственной системы.
Исходя из этих понятий организацию производственной деятельности рассматривают в статике (структурный подход) как упорядоченное состояние целого и в динамике (функциональный подход) — как разнообразные процессы по упорядочению элементов, формированию и поддержанию целостности.
В состав элементов предприятия входят элементы двоякой природы:
- ? элементы социально-экономической структуры фирмы: работники, подразделения, потоки информационные и т.д.
- ? элементы производственно-технической структуры: орудия труда, материальные потоки, технологии и т.д.
Таким образом, структурный подход дает представление о рациональности пространственной структуры фирмы и взаимодействии ее элементов, а функциональный подход — об основных рычагах и механизмах, обеспечивающих устойчивую, сбалансированную работу фирмы.
Кроме статики и динамики существует третий подход к организации — временной, который определяет длительности процессов, их последовательность и очередность. Развитие организации и управления производством привело к созданию различных моделей менеджмента, важнейшим из которых стал операционный менеджмент.
Современный операционный менеджмент предполагает обязательное изучение эффективных методов управления операциями и процессами всех функциональных подразделений фирмы для разработки и принятия решений для обеспечения эффективности бизнес-процессов.
Структура предприятия — это совокупность всех подразделений, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» с параметрами, заданными в плане фирмы.
Характер построения подразделений, их количество определяется такими формами, как концентрация, кооперирование, специализация, комбинирование.
Рационально организованная производственная структура фирмы приведет к существенному снижению издержек производства и поможет приблизить прибыль к максимально возможной. В результате произойдет рост доходов фирмы, увеличение налогооблагаемой базы, а также заработной платы работников фирмы, что приведет к улучшению благосостояния населения в целом.
Современное промышленное производство включает как производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые объединяет «инфраструктура» производства. Основные и вспомогательные подразделения объединяются централизованной системой менеджмента предприятия. Когда структура предприятия состоит из отдельных производственных подразделений и дочерних предприятий (располагающихся в разных городах, регионах), формирование эффективных логистических систем и логистического менеджмента усложняется транспортировкой, созданием промежуточных запасов и т.п.
Через инфраструктурные подразделения предприятие формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов (управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производится только с помощью инфраструктурных подразделений.
Источник: bstudy.net