Бизнес сообщества как субъект политики

В связи с этим возникает вопрос о возможных способах и механизмах реализации бизнесом социальной ответственности, его участия в достижении стратегических целей социальной политики. Позитивный вклад бизнеса в социальное развитие общества может быть обеспечен посредством основной (производственно-коммерческой) деятельности, инноваций, социальных инвестиций, реализации социально ориентированных… Читать ещё >

Ключевые слова:

  • социальная политика государства и бизнеса
  • Выдержка
  • Другие работы
  • Помощь в написании

Бизнес как субъект социальной политики. Корпоративная социальная политика ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать

уметь

  • • раскрыть роль бизнес-организаций как субъекта социальной политики;
  • • обосновать необходимость повышения роли бизнес-организаций в решении социальных проблем общества и снижении социальных рисков;
  • • раскрыть значение социальной политики компании как фактора повышения ее конкурентоспособности и устойчивости;
  • • выявлять особенности и проблемы социальной политики российских компаний;

владеть

Вебинар для ТПП и бизнес-сообщества

• навыками проведения оценки динамики социальных инвестиций российских компаний и выявления основных направлений социальной политики компании.

В разделе I (глава 1, параграф 1.4) раскрыты особенности многосубъектного подхода к социальной политике. В соответствии с этим подходом в качестве субъектов социальной политики рассматриваются государство, органы региональной и муниципальной власти, а также бизнес-организации. Было обосновано также положение о том, что роль компаний как социального института повышается — они могут и должны в партнерстве с другими субъектами социальной политики изыскивать возможности для увеличения своего вклада в решение социальных проблем и снижение социальных рисков, в устойчивое развитие.

В связи с этим возникает вопрос о возможных способах и механизмах реализации бизнесом социальной ответственности, его участия в достижении стратегических целей социальной политики. Позитивный вклад бизнеса в социальное развитие общества может быть обеспечен посредством основной (производственно-коммерческой) деятельности, инноваций, социальных инвестиций, реализации социально ориентированных, социально ответственных стратегий и корпоративной социальной политики (КСП). Формирование эффективной корпоративной социальной политики, адекватной современным вызовам, формирующимся социально-экономическим тенденциям, следует рассматривать как одно из важнейших условий достижения стратегических целей социальной политики в целом.

Формирование общепринятой системы взглядов на КСП, четких представлений о ее целях и содержании (субъектах, объектах, предмете, направлениях), механизме формирования и реализации имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Последнее объясняется тем, что со стороны российских компаний активно формируется запрос на разработку методов и инструментов управления корпоративной социальной деятельностью, оценки ее эффективности.

Яценюк. Атака на Москву и Шебекино, бомбоубежища в Киеве, недвижимость Яценюка в Крыму, враг Орбан

Ответ на вопрос, что следует понимать под корпоративной социальной политикой, должен, по сути, содержать ответы на пять ключевых вопросов:

  • 1) кто выступает в качестве субъектаКСП, т. е. принимает решения и несет ответственность за последствия их реализации;
  • 2) каковы сфера и границы социальной ответственности компаний, интересы каких общественных групп должны находиться в сфере ответственности компании, т. е. являться объектом КСП;
  • 3) какие социальные проблемы (ожидания, запросы) могут находиться в сфере ответственности компании, иначе говоря, являться предметом КСП;
  • 4) каковы возможные цели и направления КСП;
  • 5) каков механизм управления (формирования и реализации) КСП?

В данном разделе:

  • — будут раскрыты особенности исследовательских подходов к КСП;
  • — сформулировано понятие корпоративной социальной политики;
  • — определен субъект, объекты и предмет КСП;
  • — обозначены цели и направления КСП;
  • — раскрыт механизм формирования и реализации КСП;
  • — показаны особенности социальной политики российских компаний;
  • — обозначены основные направления повышения ее эффективности.

Источник: xn—-8sbemlh7ab4a1m.xn--p1ai

Интегрированная бизнес-группа как субъект публичной политики: кейс АО «Газпром-Медиа Холдинг»

В центре внимания автора находится вопрос о рассмотрении концепции интегрированных бизнес-групп Я. Паппэ как аналитического инструмента изучения субъектов корпоративных интересов и механизмов корпоративного представительства в политическом пространстве современной России. В статье предпринята попытка обосновать авторскую позицию о применимости концепции интегрированных бизнес-групп не только в рамках экономической науки, но и раскрыть ее значимость для политической науки с использованием метода кейс-стади на примере АО «Газпром-Медиа Холдинг», которое является одной из российских интегрированных бизнес-групп и в то же время крупной корпоративной группой интересов.

Читайте также:  Ошибки рекламы в бизнесе

Ключевые слова

Об авторе

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия
Костин Александр Эмильевич, аспирант, кафедра государственного и муниципального управления

Список литературы

1. Байчик А.В. Российские медиахолдинги: особенности становления // Век информации. 2015. № 1. С. 355–367.

2. Галеева В.Р. Интегрированные бизнес-группы как инструмент развития нефтегазохимического комплекса РТ на примере группы компаний ТАИФ // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 17. С. 227–230.

3. Евневич М.А. Структуры управления ИБГ в России. Типы, принципы построения // Менеджмент сегодня. 2005. № 1. С. 10–17.

4. Кузина С. И., Черненко И. А. Российские профсоюзы: неокорпоративная модель представительства интересов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 17–24.

5. Маркина Ю.В. Современное понимание процессов концентрации в сфере СМИ и формы медийной собственности в России // Вестник ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. Воронеж : Изд. центр ВГУ, 2014.

С. 134–139.

6. Митрошенков О.А. Некоторые особенности управленческой идентичности в России: к постановке проблемы // Вопросы социальной теории. 2010. № 4. С. 508–512.

7. Павроз А.В. Лоббизм: институциональные основания и практики политического влияния в демократических обществах. СПб. : Издательство РХГА, 2016.

8. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992–2000. М. : ГУ ВШЭ, 2000.

9. Паппэ Я., Галухина Я. Российские корпорации: от олигархических структур до полноправных субъектов мирового рынка // Неприкосновенный запас. 2006. № 4/5. С. 16–29.

10. Паппэ Я.Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1. С. 29–46.

11. Паппэ Я.Ш., Антоненко Н. С. Изменение соотношения между частным и государственным секторами в российском крупном бизнесе в 2000–2013 гг.: субъектный подход // Проблемы прогнозирования. 2014. № 3 (144). С. 32–45.

12. Паппэ Я.Ш., Галухина Я. С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993–2008 гг. М. : Издат. Дом ГУ ВШЭ, 2009.

13. Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М. : Наука, 2003.

14. Перегудов С. П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. М. : ИД ГУ ВШЭ, 2006.

15. Перегудов С. П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М. : Прогресс-Традиция, 2008.

16. Россия 2030 глазами молодых ученых: Материалы Всероссийской научной конференции, 11 марта 2011 г., Москва. М. : Научный эксперт, 2011.

17. Чернышев А. Г. Власть как «вечный» двигатель: монография. М. : Проспект, 2018.

18. Schmitter Ph. Still the Century of Corporatism? // The New Corporatism. Social-political Structures in the Iberian World. / F. Pike and T. Stritch (eds.). London , 1974. P. 85–131.

Источник: www.acjournal.ru

Система государственного управления

Возникнув как организация «красных директоров», РСПП совершил метаморфозу, став полезным и для всех, кто занимается бизнесом, и для власти. Сейчас РСПП выполняет роль коллективного посредника между бизнесом и властью, т.е. лоббистской организации, вырабатывающей правила игры со стороны бизнеса. Это постоянно действующая площадка для переговоров по сложным экономическим проблемам. Но власти РСПП нужен не только для диалога с бизнесом, но и как рычаг управления и при необходимости корректировки действий бизнеса.

РСПП через свой орган — бюро — взаимодействует с Президентом РФ, Советом по предпринимательству при Правительстве РФ 2 В состав бюро входят 26 наиболее известных предпринимателей, находящихся, по версии Forbs, в первых строчках списка состоятельных людей. Каждый отвечает за какое-то направление деятельности РСПП. . Законодательные инициативы РСПП через Совет согласовываются с Правительством РФ (ряд членов бюро РСПП входят в Совет по предпринимательству). РСПП отстаивает интересы не отдельно взятой компании, а бизнеса в целом. Его аналитики выявляют тенденции в экономике и с их учетом подвергают экспертизе проекты нормативных правовых актов органов власти. При их прохождении в парламенте и правительстве, органах региональных властей РСПП осуществляет цивилизованный лоббизм.

Члены РСПП имеют разнообразные контакты в высших эшелонах власти. Рассматриваются общие направления отношений с бизнес-сообществом, вопросы экономического развития страны, состояние законодательства в сфере государственного регулирования экономики. Это форма прямого влияния бизнеса на власть и власти на бизнес.

Читайте также:  Свадебные аксессуары своими руками как бизнес

По одним вопросам решения принимаются оперативно, немедленно, и бизнес узнает, в какой мере власть пошла ему навстречу; по другим — даются поручения по более глубокой проработке и подготовке нормативного акта.

У РСПП есть свои варианты промышленной политики, налоговой, балансовой, пенсионной, административной реформ. Как правило, он находит общий язык с Правительством РФ, хотя по отдельным направлениям экономической политики и реформ предлагает иные варианты. РСПП за более внятную стратегию развития с четко обозначенными приоритетами. Его больше не устраивают экстенсивный характер развития, противоречащий мировой тенденции, разрыв в рентабельности нефтегазового сектора (40%) и остальной промышленности (9%), недоступность для малого и среднего бизнеса инвестиционных источников.

В концепции промышленной политики РСПП выделяются два направления. Первое — продолжение приватизации, передел собственности, в основном путем перепродажи акций с подчинением предприятий крупным ФПГ. Кандидатов на продажу поставляет РФФИ, с которым РСПП и намерен теснее сотрудничать. После реформирования «Газпрома» предлагается повышение цен на газ, выделение транспортирующей компании в самостоятельное подразделение, допуск независимых газодобытчиков к экспортной трубе.

Второе направление — использование возможностей государства для повышения конкурентоспособности предприятий, включая поддержку отдельно взятых компаний на внутреннем и внешнем рынках, финансирование инвестиционных проектов за счет бюджета в ключевых точках. Это линия на поддержку не отрасли, а компаний, холдингов, и не слабых, а сильных, путем налоговых и таможенных льгот, льгот по тарифам естественных монополий, приобретению новых активов, передачи сильным компаниям предприятий-банкротов. Все это должно позволить отечественным производителям закрепиться на внутреннем и внешнем рынках.

Предлагаются жесткие критерии отбора для поддержки: котировки акций, качество топ-менеджмента, репутация, доля профильных активов. рыночная доля продукции, создание новых рабочих мест и др. Им могут соответствовать не более 200 компаний. Но и это можно считать шагом вперед, ведь Правительство РФ против финансовой поддержки, в основном из-за опасения роста коррупции.

Правда, игнорирование РСПП отраслевого подхода не способствует технологическому прогрессу страны в целом. Например, исключаются из числа претендентов даже такие предприятия, как «Авиастар» (г. Ульяновск), способный выпускать «Ту-204». В промышленной политике РСПП заметно стремление поставить ресурсы государства на службу бизнесу. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы интересы бизнеса и государства совпадали во всем.

РСПП берет на себя управленческие функции, структурно в ряде случаев копируя подразделения Правительства. Члены бюро РСПП включены в советы, комиссии, комитеты, созданные при Правительстве и Президенте РФ. Создано 15 собственных комитетов и рабочих групп, в том числе по реформам в энергетике, газовой отрасли, железнодорожном транспорте, административной реформе.

Имеются специальные управленческие структуры: Национальный совет по корпоративному управлению. Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих. Комиссия по корпоративной этике.

Национальный совет по корпоративному управлению создан одновременно с ТПП и ФСФР, в него вошли представители ведущих компаний страны. Совет работает в контакте с комитетом по деловой этике РСПП и органами власти. Совместно с Минэкономразвития России подготовлены поправки к ряду законов, касающихся корпоративного управления, слияния и поглощения предприятий в процессе конкурентной борьбы.

Межрегиональную саморегулируемую организацию профессиональных арбитражных управляющих учредили 14 наиболее известных бизнесменов. Это орган РСПП по банкротству. В арбитражных судах находятся десятки тысяч дел о банкротстве. Организация призвана ввести процедуру банкротства в цивилизованное русло, прекратить банкротство любой ценой, оказывать помощь попавшим под банкротство предприятиям, налаживать, а не прекращать их деятельность. Привлекаются крупные банки для финансирования санации предприятий.

Комиссия по корпоративной этике учреждена в соответствии с принятой РСПП в 2002 г. Хартией деловой и корпоративной этики в качестве механизма разрешения корпоративных конфликтов. Члены Комиссии (арбитры, эксперты) избираются на заседании РСПП без ограничения срока полномочий. Необходимость такого подразделения обусловлена ростом конфликтных ситуаций хозяйствующих субъектов и неспособностью судебной системы оперативно на них реагировать.

Деловая этика сведена к восьми заповедям (способствовать укреплению основ института собственности; не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных органов; строить бизнес, «основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности» и т.п.). В случае конфликта стороны обращаются в Комиссию. Ее решениями (не имеющими юридической силы) могут быть примирение, общественное порицание, внесение в список неблагонадежных партнеров, исключение из членов бюро РСПП. Деловая репутация сейчас очень дорого стоит: попав в «черный список», можно потерять все. Поэтому предприниматель много раз взвесит, стоит ли рисковать, совершая этически уязвимую сделку.

Читайте также:  Какая звезда для бизнеса

Только само бизнес-сообщество способно поддерживать высоконравственный порядок в собственном цехе, принуждать компании следовать правилам честного корпоративного управления. РСПП выступил с инициативой о заключении бизнесменами антикоррупционной конвенции, налагающей на них обязательства не давать взяток чиновникам, не подкупать их в любой форме, не проталкивать во власть с помощью денег своих людей. Таким образом, речь идет о соблюдении общечеловеческих морально-этических норм (которые почему-то оказались в дефиците), а не о введении каких-то новых правил.

Нью-Йоркская фондовая биржа контролирует соблюдение правил корпоративного управления: ни одна компания не будет работать на бирже, пока не докажет свою честность. Крупнейшие компании учредили институт разрешения споров; через него проходит до 10 тысяч дел в год.

РСПП из «профсоюза» олигархов превратился в полностью лояльную власти организацию. Принята концепция развития РСПП, в которой разделяется обеспокоенность государства по ключевым проблемам экономики и социальной жизни. Члены РСПП не скрывают, а подчеркивают свою лояльность, так как это помогает решать проблемы бизнеса.

Формой самоорганизации в основном среднего и малого бизнеса является Торгово-промышленная палата РФ (ТПП). Она включает региональные палаты, союзы и ассоциации по направлениям деятельности предприятий. ТПП по возможностям лоббирования уступает РСПП, но стремится расширить полномочия, взять на себя ряд государственных функций: регистрацию предприятий, подготовку кадров для предприятий и др.

Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРа) создано для защиты в органах власти интересов субъектов среднего и малого бизнеса и включает 66 региональных отделений. В объединении представлены все основные виды реального бизнеса.

Аналогичные бизнес-структуры существуют во многих странах. В Германии связующими звеньями между властью и промышленностью выступают Федеральный союз германской промышленности (ФСГП) и Объединение немецких торгово-промышленных палат. ФГСП объединяет отраслевые союзы и ассоциации; представители ФГСП являются членами различных консультативных органов при правительственных учреждениях, участвуют в «круглых столах», формируют свою позицию, которая учитывается при разработке экономической политики правительства.

Власть провозгласила принцип равноудаленности бизнесменов от власти независимо от ранга. Он означает, в частности, недопущение борьбы бизнеса и власти на политическом поле, влияния бизнеса на большую политику, установление контактов бизнеса с властью только через формальные организации. Все это предопределяет неизбежность повышения роли, расширения сферы деятельности создаваемых бизнесом организационных структур.

Президент РФ с 2000 г. практикует встречи с представителями сначала крупного, а затем и среднего и малого бизнеса. До 2003 г. они были частыми и регулярными, а в последние годы их число сократилось до одной встречи в год, но важность их не утрачена. Тематика встреч изменилась, уменьшился и перечень приглашаемых лиц (почти в два раза).

Это результат утраты остроты во взаимоотношениях бизнеса и власти. Прежде бизнесмены приходили и просили что-то, высказывали жалобы на притеснение со стороны органов государственного управления. Теперь бизнес стремится идти навстречу государству, участвовать в его проектах, прежде всего социальных. В таком ключе прошла встреча 29 марта 2006 г. с представителями РСПП, ОПОРы, «Деловой России».

Одновременно участились открытые (публикации в СМИ) обращения представителей бизнес-сообщества, отдельно взятых компаний непосредственно к Президенту РФ с просьбами о помощи в решении их деловых проблем. Например, виноделы и торговцы просят защитить их от действий Главного санитарного врача страны, запретившего продажу недоброкачественной алкогольной продукции, «взять под личный контроль сложившуюся ситуацию, а также дать указание соответствующим министерствам провести проверку правомерности распоряжения Главного санитарного врача». Вряд ли авторы обращения не понимают, что оно и не по адресу, и смехотворно, но идут на такой шаг, надеясь на эффект PR.

Источник: isfic.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин