Рынок тренинговых услуг становится всё более сложным, что создаёт определённые проблемы для его участников. Модифицируются потребности клиентов на тренинговые услуги и растет спрос. Новые игроки, формируют предложения, предлагая новые или качественно улучшенные решения для заказчиков, которые стремятся найти и прочно занять рыночную нишу.
На продукте сосредоточен преимущественно фокус деятельности основных игроков рынка и выстраивании личных отношений с заказчиками. Существуют различные модели работы тренеров, стили и практики. Анализируя истории успеха известных тренеров, можно среди них выделить несколько наиболее ярких описательных характеристик тренеров.
Есть тренеры-шоумены, обеспечивая результаты на эмоциональном уровне, они умеют отлично работать в аудитории с участниками тренинга. Однако они редко демонстрируют системный подход, не проводят структурированный анализ потребностей в обучении, не обеспечивают внедрение результатов обучения — таковы отзывы заказчиков. Решение этих задач и ответственность за результаты обучения перекладывается на заказчика. Тренера-шоумены ориентированны больше на процесс, они хороши под отдельные задачи, которые чаще всего не связаны с решением сложных бизнес-задач, а с организацией на уровне межличностного взаимодействия, с решением проблем внутреннего климата и отношений. Их личная энергия и творческий подход могут стать хорошим стимулом к изменениям для отдельных участников тренинга.
Отзыв о программе | Школа бизнес-тренера: универсальные компетенции
Есть тренеры-теоретики и тренеры-философы.
Первые отстаивают позицию, что для решения бизнес-задач заказчика не обязательно разбираться в бизнесе, быть экспертом предметной области. Теоретики считают, что не обязательно самому иметь практический опыт работы менеджером, для того чтобы обучить других основам менеджмента. И чтобы обучить других искусству продаж, не надо быть самому продавцом и уметь продавать, если речь идёт о техниках продаж. Такие тренеры чаще выступают в роли фасилитаторов, ценность услуг которых для бизнеса выражается в их умении систематизировать знания целевой аудитории или предлагать «книжные» решения.
Стиль работы тренеров-философов — сосредотачиваются преимущественно на философии бизнеса и расстановке акцентов, они как правило, не опускаются до уровня инструментов и конкретных решений. Дают указания в повелительном наклонении и чаще выступают в роли авторитетных специалистов. Тренера-практики которые предлагают системные решения, работают по стандартам, имеют практический опыт работы «по ту сторону», мыслят категориями бизнеса — на них всегда растет спрос. Они востребованы как агенты изменений в организации, так и успешны в бизнес-консультациях.
Понимание стилей, методов обучения и подходов, практикуемых современными бизнес — тренерами, позволяет заказчикам реально оценивать преимущества и недостатки предложений, наполняющих рынок тренинговых услуг. В наше время по-прежнему является синонимом шекспировского: «Быть или не быть?», если стоит вопрос «Какого тренера, под какие задачи и как выбрать?».
Компетенции бизнес-тренера от Елены Дуюн
Нет единого списка критериев выбора тренера у современных заказчиков. Такого списка и не должно быть, так как критерии выбора меняются в зависимости от приоритетов развития бизнеса. Руководители одних компаний видят в тренере бизнес-партнёра, стратега изменений и формируют высокий уровень ожиданий — другие компании, по-прежнему, руководствуются ценовым фактором при принятии решения о выборе тренинговой компании. Качественно новое понимания работы бизнес-тренера и ценности, которую он призван создавать для заказчика, эволюционные процессы свидетельствуют о формировании присущих рынку тренинговых услуг. Для того чтобы успешно решать задачи современного бизнеса, профессиональные бизнес — тренеры, должны соответствовать следующим требованиям:
- · Обеспечивать практичность предлагаемых решений и высокое качество;
- · За результаты тренинга, нести ответственность;
- · Специализироваться в отдельных областях (менеджмент, продажи, командообразование, логистика и т. д.), что, несомненно, влияет на качество предоставляемых услуг и демонстрировать высокие стандарты работы бизнес-тренера;
- · Предлагать прозрачную политику ценообразования и выдерживать баланс цена — качество и;
- · Ориентироваться в бизнесе и понимать ключевые процессы бизнеса на практике, а не из книжек;
- · Не навязывать своих мнений и готовых решений, а быть ориентированным на потребителя;
- · Демонстрировать навыки проектного менеджмента и уметь проводить качественные исследования.
Нужна система оценки для того, чтобы оценить степень соответствия тем или иным требованиям. Деятельность тренера, как и любого другого специалиста, во всем мире измеряется и оценивается. До недавнего времени, не было единого понимания критериев оценки работы бизнес- тренера. Не было тренеров под потребности современного бизнеса, как и не было и ни одной профессиональной программы подготовки бизнес-тренера. Чтобы правильно сделать выбор, оценить уровень профессионализма бизнес-тренера и быть уверенным в том, что квалификации специалиста достаточно для выполнения поставленных перед ним задач — нужны критерии оценки.
Есть определённый уровень профессионализма, которому должен соответствовать тренер, чтобы обеспечить результаты обучения, независимо от того, с какой именно целевой аудиторией приходится работать бизнес-тренеру, то ли с собственниками, директорами или торговыми представителями. Каждый практикующий тренер со временем вырабатывает свой уникальный стиль, формирует свои конкурентные преимущества, нарабатывает тренинговые «фишки», которые влияют на восприятие процесса обучения участниками тренинга и позволяют оценивать эффективность тренинга на эмоциональном уровне — «нравится» или «не нравится». Бизнес-тренеру важно обеспечивать положительные результаты обучения на эмоциональном уровне, для того чтобы соответствовать ожиданиям современных заказчиков. Важно определять и решать конкретные бизнес-проблемы.
Роли бизнес-тренера, которые он должен исполнять, чтобы соответствовать ожиданиям современного бизнеса, задачи, которые он должен решать и сферы ответственности, схематически изображены а рисунке №1. Модель компетенций, предложенная нами, предоставляет собой набор критериев управления личной эффективностью бизнес-тренера. Независимо от сферы специализации и практикуемого стиля, под потребности современного бизнеса, в целом о разработке единого подхода, общего языка для описания эффективности работы современных бизнес-тренеров.
Ведущий специалист в своей сфере должен быть стратегом, экспертом в области своей специализации, заинтересованным в бизнес-результатах заказчика и быть бизнес-партнёром. Профессиональное соответствие обязывает бизнес-тренера эффективно распределять ресурсы, быть лидером и фасилитатором изменений и управлять проектами.
Успешный бизнес- тренер должен постоянно самосовершенствоваться и стремиться к превосходным результатам, должен отличаться желанием познать больше. Вместе с тем, уметь доходчиво и просто объяснять материал и аргументировать им, обладать яркой индивидуальностью, внутренней уверенностью. Тренеру важно быть открытым и доступным в общении, демонстрируя поведенческую гибкость.
Характерно бизнес-тренеру быть динамичным, ориентированным на результат и прагматичным. Когда тренеры выступать в роли инициаторов изменений, наставников, консультантов и деловых партнёров — тогда они по настоящему успешны.Принципы и стандарты профессиональной деятельности, которым профессиональный бизнес-тренер должен соответствовать, первоочередные задачи, которые он должен решать, определяют сферы ответственности бизнес-тренера. Примером таких принципов и стандартов могут быть международные стандарты работы бизнес-тренера, которые адаптированы к региональным особенностям и внедряются в результате плодотворного сотрудничества Школы бизнес-тренерского мастерства и консалтинговой компании ADDWIZE с International Board of Standards for Training, Performance and Instruction (ibstpi).
Эффективно взаимодействовать и общаться:
- · Формировать профессиональную речь, в соответствии с особенностям аудитории, бизнес-контексту и их уровню культуры.
- · Применять профессиональные навыки вербальной и невербальной коммуникации, навыками активного слушания, обратной связи и деловой презентации.
- · Привносить в соответствии с целями обучения интерактивные методы и технологии обучения.
- · Использовать эмоциональную компетентность и уметь устанавливать контакт с группой.
Расширять и усовершенствовать профессиональные знания и навыки:
- · Формировать и разрабатывать стратегии знания принципов и методов обучения.
- · Знать предметные и смежные области, расширять спектр стилей обучения, постоянно обновлять свои профессиональные навыки.
- · Постоянно повышать свою квалификацию, устанавливать и поддерживать профессиональные контакты, принимать участие в мероприятиях по профессиональному развитию.
Придерживаться правовым нормам и соблюдать профессиональную этику:
- · В деятельности бизнес-тренера, необходимо следовать этическим нормам.
- · Во взаимоотношениях с участниками процесса обучения, обеспечить равенство.
- · Конфиденциальность, один из главных критериев бизнес-тренера.
- · Уважать интеллектуальную собственность, включая авторские права.
Устанавливать и поддерживать профессиональное доверие:
- · Привносить и инициировать доверительное профессиональное поведение бизнес-тренера.
- · Показать значимость точки зрения других людей.
- · В области специализации, демонстрировать мастерство и экспертные знания.
- · Инициировать изменения и быть открытыми к ним.
- · Формировать профессиональную деятельность, с целями и задачами заказчика в организационном контексте.
Источник: studwood.net
HR-СТАТЬИ
1. Эффективен в коммуникации: способен к организации диалога как с группой в целом, так и с отдельными ее участниками. Заинтересован и оснащен в получении обратной связи от участников тренинга и группы в целом. Умеет «брать внимание» группы и «переключать» это внимание, умеет (если это нужно) «быть в центре».
2. Компетентен в сфере групповой динамики («групповедческие» и «групповодческие» навыки): как живет и развивается группа, через какие этапы и кризисы она проходит, способен описывать и моделировать групповые процессы.
3. Наблюдателен, умеет отслеживать индивидуальные и групповые сигналы, говорящие о состоянии группы (участников), уровне их продвижения в материале.
4. Обладает навыками диагностики и мониторинга реальной деятельности (поведения) сотрудников и организации в целом, в частности способностью выделять «узкие места» (трудности, проблемы, ресурсные зоны). Компетентен в проведении оценки потребностей в обучении.
5. Отчетливо формулирует систему целей и задач тренинга, определяет зону и границы возможностей тренинга (тренинговых и нетренинговых решений), способен к «переводу» целей тренинга на язык формируемых навыков.
6. Обладает навыками по работе с навыком. Очень важный и в то же время специфичный для бизнес-тренинга класс компетенций. Именно формирование навыка у участника специфицирует бизнес-тренинг в тренинговом поле.
Это требует от тренера, во-первых, способности «видеть навык» — выделять его в потоке действий и операций, извлекать поведенческую основу навыка, алгоритмизировать действия. Во-вторых, тренеру необходима способность «перевода» навыка в систему тренинговых заданий и упражнений для его отработки (тренировки). В-третьих, способность через наблюдение и организацию наблюдения (и самонаблюдения) участников тренинга диагностировать адекватность использования навыка – «взят» ли, присвоен ли участником отрабатываемый навык.
7. Точен в монологической речи, особенно при инструктировании группы.
8. Имеет в репертуаре широкий спектр тренерских ролей (типов поведения).
9. Инструментально компетентен: знает и эффективно использует значительный арсенал тренерских средств (игры, разминки и т.п.). Эффективен при работе с ТСО.
10. Обладает навыками проектирования тренинга: разработки как отдельного тренинга (тренингового модуля), так и целостных обучающих тренинговых программ (системы тренингов).
Источник: hr-academy.ru
Стандарты работы и модель компетенций бизнес-тренера под потребности современного бизнеса
В настоящее время область обучения и развития человеческих ресурсов продолжает развиваться и, за последний год, поднялась на качественно новый уровень. Произошли изменения в ожиданиях и требованиях современных заказчиков к профессионализму бизнес-тренера, качеству тренингов. Наблюдаются и изменения в предложении тренинговых решений, подходах к обучению и развитию человеческих ресурсов, что привело к расширению диапазона профессии бизнес-тренера и, соответственно, усложнило стоящие перед ним задачи.
Вера Карасёва, менеджер по маркетингу и связям с общественностью консалтинговой компании «ADDWIZE»: «Рынок тренинговых услуг в Украине становится всё более сложным, что создаёт определённые проблемы для его участников. Спрос на профессиональные тренинговые услуги растёт, потребности модифицируются. Предложение формируют новые игроки, которые стремятся найти и прочно занять рыночную нишу, предлагая новые или качественно улучшенные решения для заказчиков. Фокус же деятельности основных игроков рынка сосредоточен преимущественно на продукте и выстраивании личных отношений с заказчиками».
Важно отметить, что вопросы профессионализма тренеров и гарантии качества, предоставляемых тренинговых услуг остаются по-прежнему актуальными и открытыми, так как нет единого понимания профессии бизнес-тренера.
В Украине можно наблюдать разные модели работы тренеров, стили и практики. Анализируя истории успеха известных украинских тренеров, можно среди них выделить несколько наиболее ярких описательных характеристик тренеров, которые могут взаимодополняться.
Есть Тренеры-шоумены, которые умеют отлично работать с участниками тренинга в аудитории и обеспечивают результаты на эмоциональном уровне. Вместе с тем, по отзывам заказчиков, они редко демонстрируют системный подход, не проводят структурированный анализ потребностей в обучении, не обеспечивают внедрение результатов обучения. Решение этих задач и ответственность за результаты обучения перекладывается на заказчика. Такие тренеры ориентированы больше на процесс и хороши под отдельные задачи, которые чаще всего не связаны с решением сложных бизнес — задач, а с решением проблем внутреннего климата и отношений в организации на уровне межличностного взаимодействия. Их личная энергия и творческий подход могут стать хорошим стимулом к изменениям для отдельных участников тренинга.
Есть Тренеры-теоретики и Тренеры-философы. Первые отстаивают позицию, что для решения бизнес — задач заказчика не обязательно разбираться в бизнесе, быть экспертом предметной области. По их мнению, для того чтобы обучить других основам менеджмента, не обязательно самому иметь практический опыт работы менеджером. Или, если речь идёт о техниках продаж,– чтобы обучить других искусству продаж, не надо быть самому продавцом, уметь продавать. Такие тренеры чаще выступают в роли фасилитаторов, ценность услуг которых для бизнеса выражается в их умении систематизировать знания целевой аудитории или предлагать «книжные» решения.
Стиль работы тренеров-философов – это расстановка акцентов, они, как правило, не опускаются до уровня инструментов и конкретных решений, а сосредотачиваются преимущественно на философии бизнеса. Они чаще выступают в роли авторитетных специалистов, дающих указания в повелительном наклонении.
В Украине растёт спрос на Тренеров-практиков, которые предлагают системные решения, работают по стандартам, имеют практический опыт работы «по ту сторону», мыслят категориями бизнеса. Такие специалисты успешны как бизнес — консультанты и востребованы как агенты изменений в организации.»
Понимание стилей, методов обучения и подходов, практикуемых современными бизнес — тренерами, позволяет заказчикам реально оценивать преимущества и недостатки предложений, наполняющих рынок тренинговых услуг. Однако, вопрос «Какого тренера, под какие задачи и как выбрать?» в наше время по-прежнему является синонимом Шекспировского «Быть или не быть?» У современных заказчиков нет единого списка критериев выбора тренера. Такого списка и не должно быть, так как критерии выбора меняются в зависимости от приоритетов развития бизнеса. Одни компании, по-прежнему, руководствуются ценовым фактором при принятии решения о выборе тренинговой компании, другие – видят в тренере бизнес — партнёра, стратега изменений и формируют высокий уровень ожиданий.
Присущие рынку тренинговых услуг эволюционные процессы свидетельствуют о формировании качественно нового понимания работы бизнес-тренера и ценности, которую он призван создавать для заказчика.
Для того чтобы успешно решать задачи современного бизнеса, профессиональные бизнес-тренеры, по мнению Елены Пивень, директора по персоналу компании «МЕРКС», должны соответствовать следующим требованиям:
·Обеспечивать высокое качество и практичность предлагаемых решений;
·Нести ответственность за результаты тренинга;
·Демонстрировать высокие стандарты работы бизнес-тренера и специализироваться в отдельных областях (менеджмент, продажи, командообразование, логистика и т. д.), что, несомненно, влияет на качество предоставляемых услуг;
·Выдерживать баланс цена – качество и предлагать прозрачную политику ценообразования;
·Быть бизнес — ориентированным и понимать ключевые процессы бизнеса не из книжек, а на практике;
·Быть ориентированным на потребителя и не навязывать своих мнений и готовых решений;
·Уметь проводить качественные исследования и демонстрировать навыки проектного менеджмента.
Для того чтобы оценить степень соответствия тем или иным требованиям нужна система оценки. Во всем мире, работа тренера, как и любого другого специалиста, измеряется и оценивается. В Украине, до недавнего времени, не было единого понимания критериев оценки работы бизнес — тренера, Впрочем, как и не было и ни одной профессиональной программы подготовки бизнес-тренеров под потребности современного бизнеса.
Критерии оценки нужны для того, чтобы правильно сделать выбор, оценить уровень профессионализма бизнес — тренера и быть уверенным в том, что квалификации специалиста достаточно для выполнения поставленных перед ним задач.
Независимо от того, с какой именно целевой аудиторией приходится работать бизнес — тренеру, то ли с собственниками, директорами или торговыми представителями, есть определённый уровень профессионализма, которому должен соответствовать тренер, чтобы обеспечить результаты обучения. Каждый практикующий тренер со временем вырабатывает свой уникальный стиль, формирует свои конкурентные преимущества, нарабатывает тренинговые «фишки», которые влияют на восприятие процесса обучения участниками тренинга и позволяют оценивать эффективность тренинга на эмоциональном уровне — «нравится» или «не нравится». Для того чтобы соответствовать ожиданиям современных заказчиков, бизнес-тренеру важно не только обеспечивать положительные результаты обучения на эмоциональном уровне. Важно определять и решать конкретные бизнес-проблемы.
На рисунке 1 схематически изображены роли бизнес — тренера, которые он должен исполнять, чтобы соответствовать ожиданиям современного бизнеса, задачи, которые он должен решать и сферы ответственности. Модель компетенций, предложенная нами, предоставляет собой набор критериев управления личной эффективностью бизнес — тренера. В целом, речь идёт о разработке единого подхода, общего языка для описания эффективности работы современных тренеров, независимо от сферы специализации и практикуемого стиля, под потребности современного бизнеса.
Так, успешный тренер должен быть стратегом, экспертом в области своей специализации, быть бизнес — партнёром, заинтересованным в бизнес — результатах заказчика. Также, бизнес — тренер должен эффективно распределять ресурсы, управлять проектами, быть лидером и фасилитатором изменений.
Марина Мосиневич, Директор по персоналу и корпоративным связям ООО «БАЙЕР»: «Современный бизнес — тренер должен отличаться желанием познать больше, постоянно самосовершенствоваться и стремиться к превосходным результатам. Он должен обладать яркой индивидуальностью, внутренней уверенностью, уметь доходчиво и просто объяснять материал и аргументировать. Вместе с тем, демонстрировать поведенческую гибкость, быть открытым и доступным в общении. Тренеру важно быть динамичным, ориентированным на результат и прагматичным, что обусловлено прикладным характером бизнес — тренинга. По-настоящему успешные тренеры должны выступать в роли инициаторов изменений, наставников, консультантов и деловых партнёров».
Сферы ответственности бизнес-тренера и первоочередные задачи, которые он должен решать, определяют принципы и стандарты профессиональной деятельности, которым профессиональный бизнес — тренер должен соответствовать.
Примером таких принципов и стандартов могут быть международные стандарты работы бизнес-тренера, которые адаптированы к региональным особенностям и внедряются в Украине в результате плодотворного сотрудничества Школы бизнес — тренерского мастерства и консалтинговой компании ADDWIZE с International Board of Standards for Training, Performance and Instruction (ibstpi).
Профессиональные принципы стандарты профессиональной деятельности бизнес-тренера (Рисунок 2):
Эффективно взаимодействовать и общаться:
·Использовать профессиональную речь, которая отвечает особенностям аудитории, бизнес — контексту и их уровню культуры.
·Профессионально владеть навыками вербальной и невербальной коммуникации, навыками активного слушания, обратной связи и деловой презентации.
·Знать интерактивные методы и технологии обучения, применять их в соответствии с целями обучения.
·Уметь устанавливать контакт с аудиторией и эмоциональная компетентность.
Улучшать и совершенствовать профессиональные знания и навыки:
·Расширять знание принципов и методов обучения, разрабатывать стратегии обучения.
·Постоянно обновлять свои профессиональные навыки и знания предметной и смежных областей, расширять спектр стилей обучения.
·Устанавливать и поддерживать профессиональные контакты, принимать участие в мероприятиях по профессиональному развитию и повышению квалификации.
Соблюдать профессиональную этику и придерживаться правовых норм:
·Следовать этическим нормам деятельности бизнес-тренера.
·Обеспечивать равенство в отношении к участникам процесса обучения.
·Соблюдать конфиденциальность, прояснять и избегать конфликта интересов Заказчиков.
·Уважать интеллектуальную собственность, включая авторские права.
Устанавливать и поддерживать профессиональное доверие:
·Моделировать образцовое профессиональное поведение бизнес-тренера.
·Уважать ценности и точки зрения других.
·Демонстрировать экспертные знания области специализации.
·Быть гибким и открытыми к изменениям.
·Согласовывать свою профессиональную деятельность с организационным контекстом и целями Заказчика.
Для того, чтобы бизнес-тренеру соответствовать ожиданием современного бизнеса, быть эффективным и результативным, важными являются описание поведения и основных личностных характеристик бизнес-тренера, который способен достигать выдающихся результатов именно в наших условиях. С этой целью был проведен ряд исследований, направленных на изучение ожиданий и требований современного бизнеса, что нашло своё отображение в модели компетенций бизнес-тренера.
В организации, модель компетенций позволяет сформировать набор критериев, который объединяет спектр конкретных видов деятельности сотрудника, необходимых для выполнения поставленных задач.
Модель компетенций является действенным инструментов при отборе сотрудников, оценке их исполнения в организации, управлении их вознаграждением, обучении и развитии. Предлагаемая нами модель призвана помочь практикующим тренерам оценить свой уровень профессионализма и определить основные направления их профессионального развития и самосовершенствования. Менеджеры по персоналу могут использовать данную модель при выборе поставщиков тренинговых услуг или в управлении эффективностью процесса обучения и развития в организации.
Компетенции бизнес-тренера структурированы по основным этапам процесса обучения и развития человеческих ресурсов: от этапа оценки потребностей в обучении до внедрения результатов обучения.
Такие этапы, как определение потребностей в обучении, подготовка и наполнение тренинга, являются наиболее важными этапами процесса обучения. Именно на этих этапах ведётся целенаправленная работа по определению результатов обучения «на выходе», изучению особенностей и ожиданий участников тренинга.
Компетенции, необходимые для эффективного выполнения задач бизнес-тренером на данных этапах следующие:
·Изучение потребностей в обучении, особенностей целевой аудитории.
Бизнес-тренер определяет цели и задачи обучения, расставляет приоритеты, проводит исследования, систематизирует и анализирует информацию. Владеет навыками проектного менеджмента. Тренер определяет существенные характеристики и особенности участников процесса обучения, управляет их ожиданиями.
·Планирование методов и материалов бизнес-тренинга.
Бизнес-тренер знает и планирует методы обучения, подбирает и адаптирует их с учётом особенностей участников тренинга, условий среды и формата обучения. Умеет определять ключевые моменты тренинга, подбирает контекстные примеры, разрабатывает рабочие материалы обучения в соответствии с целями и задачами обучения.
·Подготовка к тренингу.
Бизнес-тренер предвидит, и готовиться к трудностям, которые могут возникнуть в процессе проведения тренинга, умеет управлять конфликтами в группе и «сложными» участниками. Планирует и готовит все необходимые вспомогательные материалы, технические средства тренинга и помещение, где будет проходить обучение.
Бизнес-тренер управляет своими эмоциями и соблюдает бизнес-этикет.
·Управление процессом обучения.
Бизнес — тренер регулярно оценивает и анализирует выполнение задач на каждом из этапов процесса обучения, своевременно реагирует на изменения, корректирует ранее разработанный план действий и согласовывает изменения с целями обучения. Поощряет и поддерживает инициативы по обучению и развитию, доводит их до завершения.
Развивает сотрудничество со всеми участниками процесса обучения. Воспринимает и обдумывает идеи, предложенные другими.
Как правило, от тренера во время проведения тренинга ожидают оригинальности, уверенности, мастерства и демонстрирования знаний экспертной области. Для того чтобы реализовать эти и другие ожидания участников процесса обучения, необходимы компетенции:
·Проведение тренинга.
Во время тренинга бизнес — тренер устанавливает правила тренинга, определяет основные ожидания участников тренинга, устанавливает ясные цели, применяет принципы управления временем. Он открыт и внимателен.
Тренер умеет задавать вопросы, управлять дискуссией, объяснять и обобщать, делать выводы; предоставляет чёткую, своевременную и конкретную обратную связь. Своевременно и в соответствии с ситуацией препятствует нежелательному поведению участников тренинга, доводит учебные мероприятия до завершения.
·Применение предметных знаний экспертной области для разработки лучших решений.
Бизнес-тренер собирает ресурсы для достижения целей обучения, выступает экспертом по тематике тренинга.
Изучает и анализирует проблемы заказчика, определяет причинно-следственную связь и предлагает проверенные практикой решения.
Демонстрирует глубокие знания области специализации, систематизирует свой прошлый опыт и источники информации. Консультирует и обеспечивает, чтобы обучение вносило полезный вклад в развитие бизнеса заказчика.
Поскольку тренинг должен приносить конкретные результаты и создавать определённую ценность для бизнеса, бизнес-тренер должен уметь работать с результатами обучения. Даже самый яркий и запоминающийся тренинг не будет эффективным и не сможет решить проблемы бизнеса, если надлежащим образом не обеспечить перенос результатов обучения в рабочий контекст. Критическими компетенциями являются:
·Оценка эффективности и результатов обучения.
Бизнес — тренер берёт на себя ответственность за результаты обучения, устанавливает критерии успеха и оценки обучения.
Отслеживает и анализирует реакцию участников тренинга, определяет и оценивает результаты обучения и ценность для бизнеса. Оценивает эффективность применения методов, учебных материалов, условий обучения. Проводит самооценку, открыт к критике, делает выводы и совершенствует своё мастерство. Составляет отчётную документацию, умеет разрабатывать рекомендации.
·Разработка стратегии внедрения результатов обучения.
Бизнес — тренер обеспечивает условия для синтеза и интеграции новых знаний и навыков, исследует и определяет условия, которые могут способствовать или осложнять применение приобретенных во время тренинга навыков и знаний на практике.
Обеспечивает возможности для практики приобретенных навыков. Поощряет участников тренинга разрабатывать собственные концепции и идеи, способствует постоянному использованию навыков и знаний в ежедневной деятельности.
Определяет и разрабатывает план внедрения изменений по результатам обучения.
Обеспечивает возможности для непрерывного процесса совершенствования приобретенных знаний и навыков.
Описанные выше принципы, стандарты профессиональной деятельности бизнес-тренера и модель компетенций уже нашла своё применение в лучших отечественных практиках. Международные стандарты и принципы профессиональной деятельности бизнес-тренера заложены в основу профессиональной подготовки бизнес — тренеров в Школе бизнес — тренерского мастерства. Тренеры ряда консалтинговых и тренинговых компаний, корпоративные тренеры известных компаний добиваются высоких результатов и успешно решают бизнес-задачи, работая по стандартам поведения, описанным в модели компетенций.
Модель компетенций и стандарты являются движущей силой, вектор действия которой направлен преимущественно на повышение качества как отдельно предоставляемых тренинговых услуг, так и рынка тренинговых услуг в целом.
В тот момент, когда кажется, что всё уже познано в какой-либо области, кто-нибудь обязательно делает открытие. Сегодня как раз время для открытий в сфере обучения и развития человеческих ресурсов, ведь единственный надёжный источник конкурентных преимуществ для современного бизнеса – это профессионально подготовленный персонал.
Ключевые слова:
- Краткосрочное обучение
- Обучение персонала
Источник: hr-portal.ru