Бизнес в культуре какие сферы культуры

Предпринимательство в культуре – специфическая область человеческой деятельности, возникшая в результате интеграции двух сфер – культуры и бизнеса. Данная область деятельности характерна для становления, развития и трансформации периода рыночных отношений, которые сложились и реализуются в рамках индустриальной и постиндустриальной модели развития общества. Предпринимательство в культуре имеет амбивалентную (двойственную) природу. Специфика данной деятельности вырабатывалась в пограничной зоне между созданием материальных и духовных ценностей. Особые условия производства и потребления результатов деятельности учреждений культуры приводят к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. Ученые-экономисты выделяют ряд условий, определяющих развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры:

· ограничения рыночного характера, обусловленные особенной социальной значимостью культурных благ и обеспечением стандартов культурного обслуживания населения;

PROРАЗВИТИЕ: Культура и бизнес. Андрей Теслинов, часть 1

· недостаточно устойчивый спрос населения на товары и услуги учреждений культуры в связи с разнообразием потребностей и ограниченными финансовыми возможностями потребителей;

· технологические особенности производства культурных благ и услуг, проявляющиеся в продолжительном цикле производства и продажи услуг;

· вложение значительных финансовых затрат на значительный период, возврат которых растягивается на долгое время.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в деятельности учреждений культуры можно выделить следующие функциональные направления:

1) обнаружение, исследование, охрана, восстановление и использование памятников истории и культуры;

2) литература, кинематография, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство и др.;

3) самодеятельное художественное творчество;

4) музейное дело и коллекционирование;

5) телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

6) научные исследования культуры и научно-исследовательские разработки для сферы культуры;

7) международные культурные обмены и мировой культурный опыт;

8) производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

В сфере культуры в качестве продукта или объекта купли-продажи выдвигаются разнообразные услуги. Например, для музея в качестве главных услуг выступают выставочная деятельность (т.е. представление и интерпретация коллекций), а также образовательная работа (лекции, экскурсии, детские студии, конференции, семинары и т.д.). Особое значение играют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, музейных магазинов, буфетов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведении различных мероприятий – приемов, встреч, спектаклей, концертов.

Малый бизнес в сфере культуры

Специфической особенностью культурных учреждений является обязательное присутствие и участие потребителей в «производственном процессе», иначе вся деятельность учреждения оказывается бессмысленной.

Сфера культуры удовлетворяет потребности человека в духовном развитии, поэтому в качестве потребителей услуг учреждений культуры выступают различные слои населения. Культурные учреждения могут специализироваться на деятельности в отношении определенной аудитории, например, с инвалидами, взрослыми, детьми, пенсионерами и т.д.

Ценовая политика культурного учреждения формируется сегодня самостоятельно каждой организацией, определяется социальными целями ее деятельности. Следовательно, уровень цены зависит от доступности конкретной услуги для потенциального потребителя. Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность.

Предпринимательство в культуре, безусловно, является прикладной область культурологических знаний. Эта область возникла путем слияния двух различных сфер: культуры и экономики, культуры и бизнеса. Предпринимательская деятельность в культуре представляет собой сферу, которая появилась в нашей стране совсем недавно, ее истоками являются либеральные реформы 90-х гг.

Очевидно, что культура не может существовать изолировано от экономического контекста развития общества. Культура выступает, как отрасль экономики, народно-хозяйственного комплекса страны. В условиях рыночной экономики сформировать особые условия для развития отдельно взятой сферы деятельности человека нельзя. Рынок диктует правила бытия. Работать в условиях рынка и быть свободным от него невозможно.

Традиционно считается, что бизнес представляет собой непосредственное предпринимательство, основанное на инициативе, стремлении к получению прибыли, его характеризуют высокие риски актуализации, реже отмечают, что бизнес-предпринимательство есть важная сфера самореализации и творчества. В некоторых случаях отождествляют предпринимательство и бизнес.

Бизнес-предпринимательство за историю своего существования прошло определенную эволюцию развития. Бизнес как деловая активность, предпринимательство, управленческая деятельность возник одновременно с человеческим обществом, однако современное трактовка сущности бизнеса и его статуса возникли в более позднее время. Это период времени, когда общество перешло к рыночным отношениям, имеющим целью деятельности получение прибыли. История человеческого общества знает достаточно примеров успешного ведения дел в разных общественно-экономических формациях. В связи с этим историю предпринимательства можно вести с древнейших времен. Однако если говорить о бизнесе в его современном понимании, то отправной точкой его развития можно считать XIX в.

Культура как реальный процесс «древнее, старше, опытнее» предпринимательской деятельности, ориентированной на получение прибыли. Общеизвестно, что культура возникает в период становления homosapiens, в период зарождение древнейших форм ценностной ориентации.

Сопоставление понятий «культура» и «бизнес» приводит к определению их специфических характеристик. Так, культура представляет собой древнейшую форму социального взаимодействия людей. Это прагматические незаинтересованная сфера человеческой деятельности, основанная на духовных ценностях. Таким образом, культура – это понятие, характеризующее ценностный контекст, интегрирующий и укрепляющий устойчивость общества.

Читайте также:  Бизнес правила предметной области

Бизнес-предпринимательство – эффективное производство товаров и услуг, ориентированное на удовлетворение первичных и вторичных потребностей, динамическая область деятельности, возникшая в условия индустриального общества и получившая новый импульс к развитию в условиях постиндустриального общества потребления, главная цель – прибыль.

Весьма часто осмысливая культуру и предпринимательство как самостоятельные области деятельности, исследователи не ставят своей задачей выявить их общие черты, априори считается, что их практически не существует, так как природа данных явления, якобы противоположна. Но это только на первый взгляд. Если более внимательно проанализировать природу этих явлений, то можно обнаружить моменты их сходства, к котором должны быть отнесены следующие характеристики:

1) культура и бизнес есть результат развития человеческих потребностей;

2) культура и бизнес имеют социальную природу;

3) культура и бизнес обладают общими социальными целями – удовлетворение социальных потребностей;

4) культура и бизнес способны к воспроизводству;

5) культура и бизнес воплощаются в конкретно-исторические формы бытования, для них характерны единство менталитета, единство основных ценностных установок и традиций.

Наряду с общими моментами в культуре и бизнесе есть и важные различия. Ключевым различием является стратегическое целеполагание в бизнес-предпринимательстве и культуре. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство – на прагматические, материальные; культура и искусство – на духовные (элитарные или/и массовые).

В заключении следует отметить, что культура и бизнес могут взаимодействовать по принципу дополнительности. Общее и особенное в культуре и бизнесе являются объективным основанием для их эффективного взаимодействия. Важно найти продуктивные пути их взаимодействия.

Источник: cyberpedia.su

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Улякова О.Д. 1 , Митин Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО ОГИК
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В системе рыночной экономики немаловажным для учреждений культуры является вопрос их развития с помощью предпринимательской деятельности, предлагая потребителю те формы услуг, которые пользуются наибольшим спросом. Успех предпринимательства зависит в значительной мере от избранной сферы деятельности, стратегии и тактики управления.

Процесс научного осмысления теории и практики предпринимательства осуществлялся экономистами на протяжении длительного периода времени.

Предпринимательство – инициативная, основанная на новой коммерческой или технологической идее, деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованности, от своего имени и под свою имущественную ответственность развивает ту или иную форму добычи материальных, либо духовных благ (товаров и услуг) в сфере производства или обмена.

Предпринимательство в культуре – это деятельность собственника или уполномоченных им лиц по организации разработки, производства и реализации услуг и продуктов культурного и информационного назначения в целях достижения социального эффекта и увеличения доходов от разных видов деятельности.[2]

Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Предпринимательская деятельность в культуре имеет особенности в зависимости от отраслевой принадлежности (театры, киностудии, издательства, телевидение), от статуса организации (коммерческая или некоммерческая) и, наконец, от развитости рыночных отношений.

Предпринимательство в сфере культуры обладает огромным потенциалом. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития предпринимательства. Это отсутствие налоговых стимулов, усложненность системы налогообложения, трудности с материально-техническим оснащением предприятий сферы культуры и другие факторы.

Тем не менее, некоммерческие организации в России крайне заинтересованы в ведении предпринимательской деятельности, во-первых, в силу того фактора, что в стране не развиты спонсорство и благотворительность, довольно часто без осуществления предпринимательской деятельности НКО просто не может реализовать свои уставные цели; во-вторых, чтобы улучшить материальное положение тех работников, которые и реализуют эти самые цели.

Для учреждений культуры предпринимательская деятельность является не только средством привлечения населения, а прежде всего, источником дополнительного дохода. Бюджетный дефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержки некоммерческих учреждений, а также отсутствие чётких приоритетов в развитии культуры и искусства обуславливает снижение эффективности их применения. В этих обстоятельствах существенным дополнением в структуре финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства могли бы стать доходы от их предпринимательской деятельности.

Эффективное стимулирование предпринимательской деятельности (также как и платных форм культурной деятельности) учреждений культуры и искусств невозможно без:

Читайте также:  Плазморез как бизнес идея для начинающих

— безусловного освобождения от налогообложения суммы превышения доходов над расходами в частности предоставленных платных культурных (уставных) услуг;

— освобождения уплаты налога с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, если она полностью идёт на укрепление материально-технической базы учреждения.[1]

Таким образом, стимулирование развития предпринимательской деятельности некоммерческих организаций культуры, на наш взгляд, должно осуществляться государством всеми имеющимися методами для создания прямой заинтересованности как их руководителей, так и потенциальных инвесторов.

Целевые трансферты, льготные кредиты (под гарантии государства) при производстве вторичного продукта и освоении вторичных рынков, выделение бюджетных ассигнований на укрепление материально-технической базы, позволяющий производить качественный и поэтому пользующийся коммерческим спросом продукт, поощрение спонсорской и меценатской поддержки социально-культурной деятельности посредством не только увеличения налоговых льгот, но и создания для них атмосферы почёта и уважения – вот неполный перечень того, что необходимо сделать государству.

Список литературы

  1. Организационно-экономические аспекты управления социально-культурной сферой, коллективная монография. Монография. – Орёл: АПЛИТ, 2014. – 288с.
  2. Шекова Е. Л., Управление учреждениями культуры в современных условиях: Учебное пособие. – СПБ.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 416с.

Источник: scienceforum.ru

Бизнес с человеческим лицом

Продолжая традиции российской благотворительности, нынешние меценаты заметно расширили ее форматы. Оказывая поддержку проектам в сфере культуры и искусства, представители современной бизнес-элиты привлекают к себе внимание властей, укрепляют свой имидж как компаний, не чуждых всему прекрасному, и повышают лояльность клиентов за счет создания образа бизнеса с человеческим лицом.

Выйти из полноэкранного режима

Традиционная благотворительность происходит из представлений о корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса, в ряде случаев — является следствием личных отношений топ-менеджеров компаний и директоров культурных организаций

Развернуть на весь экран

Традиционная благотворительность происходит из представлений о корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса, в ряде случаев — является следствием личных отношений топ-менеджеров компаний и директоров культурных организаций

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Среди крупного бизнеса сегодня наиболее распространены благотворительность и спонсорство. В широком смысле поддержка бизнесом культурных проектов часто именуется благотворительностью, что не всегда корректно. «Благотворительность регулируется 135-ФЗ «О благотворительной деятельности» и означает безвозмездную финансовую или иную помощь, в то время как спонсорство подпадает под 38-ФЗ «О рекламе» и предполагает оказание рекламных услуг в обмен на денежные средства»,— вносит ясность в понятия Анастасия Опанасенко, менеджер проектов по устойчивому развитию Школы управления «Сколково».

Традиции и классика

Традиционная благотворительность происходит из представлений о корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса, в ряде случаев — является следствием личных отношений топ-менеджеров компаний и директоров культурных организаций, продолжает госпожа Опанасенко. Классическое спонсорство — это логотип компании на афише выставки. «При этом в последние годы ситуация меняется, возникает запрос на более содержательные интеграции,— отмечает она.— Логотипы и упоминания — крайне малоэффективные форматы имиджевой рекламы с точки зрения бизнеса. В сложных экономических условиях все острее встает необходимость обосновывать рекламные бюджеты. Фокус постепенно смещается на различные творческие коллаборации, совместные проекты и продюсирование собственного контента».

Новая реальность

Специфика в сфере благотворительности меняется, как и сам подход к ней, соглашается Ольга Звагольская, основатель культурного пространства «Третье место», руководитель инсорсинговых направлений ГК ITglobal.com. В качестве примера такого нестандартного формата госпожа Звагольская приводит проект «Возвращение шедевров» от Third Place NFT, созданный на базе культурного пространства «Третье место». Цель проекта заключается в возвращении на историческую родину предметов искусства, которые были проданы за копейки в начале XX века. «Чтобы восстановить эту несправедливость и собрать довольно крупную сумму для выкупа работ, мы запустили блокчейн-платформу с моделью совместного владения. Каждую картину мы разделяем на некоторое количество частей, и продаем эти части в виде NFT-токенов (от англ. non-fungible — «невзаимозаменяемый».— «Ъ-СПб» ),— рассказывает госпожа Звагольская.— Как только собирается нужная сумма для выкупа, мы возвращаем картину в Россию и выставляем в общественных пространствах. Владельцы NFT получают привилегии в виде особого доступа к объекту искусства».

По словам госпожи Звагольской, сейчас организаторы Third Place NFT ведут переговоры с Агентством стратегических инициатив (АСИ), чтобы вывести его на федеральный уровень.

Софья Борборис, арт-директор Borboris Design, сообщила «Ъ-СПб» о своем проекте по созданию шрифта для людей, страдающих дислексией (дислексия — отличающийся от обычного способ мышления, при котором человеку сложнее читать и вообще долгое время концентрироваться на чем-либо.— «Ъ-СПб» ). Поначалу проектом заинтересовался Эрмитаж, но в итоге права на использование авторского шрифта приобрела компания «Честный знак» — национальная система цифровой маркировки.

Дислексия — это особенность потребления человеком окружающей его информации. Мозг у дислексиков можно назвать более творческим, и чтобы его контролировать — заставить, например, запоминать то, что прочитал, или просто читать, то есть непрерывно следовать глазами по линии текста,— такому мозгу нужны особенные условия. Очень часто родители путают этот синдром с элементарной неусидчивостью и ругают детей, хотя существуют научные критерии для определения дислексии. «В «Честном знаке» увидели в проекте потенциал, и вместе мы создали усовершенствованную рабочую версию шрифта,— описывает проект госпожа Борборис.— Думаю, что «Честному знаку» он нужен, чтобы ввести в России культуру заботы о людях с дислексией».

Читайте также:  Бизнес на суккулентах с чего начать

Искусство требует

О причинах стремления бизнеса в искусство рассуждает госпожа Опанасенко. По ее словам, исследования показывают, что ассоциация с искусством повышает потребительскую оценку продукта или бренда, что напрямую влияет на готовность потребителя платить больше. «Явление получило название инфузионной теории (art infusion theory). Это объясняет, в частности, популярность коллабораций с музеями и другими арт-организациями среди люксовых брендов»,— объясняет менеджер по устойчивому развитию Школы управления «Сколково».

Но не все культурные организации с энтузиазмом воспринимают подобный запрос. Кого-то пугает возможная «коммерциализация» искусства, кто-то готов к экспериментам, но слабо представляет, как бизнес может быть органично интегрирован в культурную сферу. «При этом органичность здесь крайне важна,— обращает внимание господа Опанасенко.— Интеграции должны быть аккуратными, не выглядеть инородно, а скорее дополнять посетительский опыт». Соответствующим примером из музейной сферы являются выставки, проходящие при поддержке «Сбера»: «Итальянский футуризм» в Русском музее, «Мечты о свободе» в Третьяковской галерее.

Крупным культурным институциям проще найти партнеров из числа крупного бизнеса, констатирует Анастасия Опанасенко, так как в данном случае работает принцип соразмерности: «Эрмитаж или Мариинский театр воспринимаются как своего рода «знак качества». Для крупных компаний партнерство с ними означает, помимо прочего, возможность провести закрытое мероприятие для своих VIP-клиентов, получить билеты на премьеру». Крупные культурные проекты также привлекают к компании внимание государственных организаций и местных администраций, заключает госпожа Опанасенко. Поддержка культуры и искусства является для крупного бизнеса одним из эффективных инструментов GR, особенно в регионах.

Культурный бизнес

Римма Бичурина, руководитель проекта «+1Люди», связывает причины участия бизнеса в культурных проектах с амбициями собственников бизнеса. «Когда человек создал бизнес по своему усмотрению, сформировал определенную культуру отношений внутри компании и с внешними клиентами, добился успеха в своей сфере и внес вклад в развитие рынка, логическим продолжением в этой цепочке становится то, что такой человек хочет реализоваться и с социальной точки зрения,— объясняет госпожа Бичурина.— Занимаясь благотворительностью, бизнесмен дает посыл о том, что в какой-то степени он меняет мир и жизнь людей».

Президент RBI Эдуард Тиктинский предлагает разделять благотворительность как персональный человеческий порыв и корпоративные некоммерческие проекты. У корпоративных проектов свои критерии отбора: они так или иначе продолжают философию компании, поддерживают бизнес в идеологическом плане и раскрывают его с новой стороны для максимально широкой аудитории. Проекты, которые поддерживает сама компания, на первый взгляд, очень разные: большой классический концерт в Морском соборе в Кронштадте, Dovlatov Day на улице Рубинштейна, проект «Метаморфозы» в БДТ, Фестиваль науки в СПбГУ. По мнению господина Тиктинского, идеологическое совпадение является первичным условием, потому что не существует абстрактного стремления бизнеса вложить деньги в «какой-то» благотворительный проект: «Должна быть синергия, взаимовыгодное партнерство. Тогда есть эффект не только для бизнеса и самого культурного проекта, но и для общества в целом».

Причинять добро

Вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Елена Дюкарева выражает обеспокоенность, что после пандемии и в текущей экономической реальности благотворительные организации острее почувствуют дефицит источников финансирования. Однако это не значит, что благотворительность канет в Лету, выражает надежду госпожа Дюкарева.

«История меценатства и культурные традиции в России особенно крепки. Крупные компании уже привыкли работать в повестке корпоративной социальной ответственности, и для бизнеса благотворительность — не только зов сердца, но и расчет, не просто модный тренд, а необходимость. Ведь инвесторы активно интересуются этими показателями. Да и возможность продвинуть свои товары и услуги с помощью социальных проектов — не пустой звук, а растущий тренд маркетинга»,— дает оценку вице-президент ЛОТПП.

С благотворительностью в сфере культуры и искусства всегда было сложно, продолжает госпожа Дюкарева. Намного проще собирать частные пожертвования на лечение или восстановление людей с ограниченными возможностями здоровья, чем средства на организацию музыкальных фестивалей или других культурных мероприятий. «Но я наблюдаю интерес меценатов к историческим проектам. Таким, как восстановление памятников архитектуры, например, старинных русских усадеб. Я и сама поддерживаю один из таких проектов — восстановление старинной усадьбы-дома купца Поздынина в Вологодской области»,— поделилась Елена Дюкарева.

При выборе благотворительного проекта вице-президент ЛОТПП советует обращать внимание на его связь со сферой деятельности компании: «Чтобы грамотно вписать его в общую миссию и стратегию компании, заниматься благотворительностью следует, не хаотично причиняя добро, а с использованием ценностей и преимуществ своего бренда. Так, помимо доброго дела, можно получить еще и грамотное продвижение своего продукта».

  • «Наследие». Приложение №71/П от 24.04.2023, стр. 15

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин