Развитие национального и регионального бизнеса является одной из самых актуальных тем экономического направления современной науки, поскольку бизнес традиционно рассматривается в качестве фундамента развития общества. Основной научно-практической проблемой исследования является ухудшение позиций приморского бизнеса за 2014–2015 гг., снижение потенциала его развития. Целью исследования является исследование тенденций и проблем развития бизнеса в Приморском крае как основы регионального развития. Автор определяет место и роль бизнеса в развитии экономики Приморского края, обосновывает его отраслевое разнообразие, изучает динамику его развития, структуру по видам хозяйственной деятельности, обозначает проблемы, которые тормозят развитие приморского бизнеса. Особое внимание уделено положению малого бизнеса, который занимает пока незначительное место в экономическом развитии края и не реализует весь имеющийся потенциал.

Как открыть бизнес в Приморье?
бизнес России
бизнес Приморского края
предпринимательство
отраслевая структура бизнеса
хозяйственный оборот предприятий
малое предпринимательство
малый бизнес Приморского края
1. Важенин Д.Г. Инвестиции и экспорт как источники экономического роста Приморского края // Власть и управление на Востоке России. – 2015. – № 2 (71). – С. 70–76.
2. Внешнеэкономические связи Приморского края. Статистический сборник. Изд-во Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. 2016. – 27 с.
3. Корнейко О.В., Линь Ц. Оценка инвестиционной привлекательности Приморского края для иностранного инвестора // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2016. – № 2 (25). – С. 28–34.
4. Лебедева М.Н. Современное состояние и перспективы развития предприятий малого бизнеса в Приморском крае // Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. – 2009. – № 21. – С. 77–84.
5. Морской транспорт России на фоне мировых тенденций: монография / Под ред. М.В. Терского, И.И. Меламеда. Изд-во ДФУ, Владивосток, Современная экономика и право, Москва, 2008. – 208 с.
6. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (дата обращения: 13.12.16).
7. Программы поддержки [Электронный ресурс] // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://mb.primorsky.ru/registry/infr/oiv/05,924967/ show=docs (дата обращения: 13.12.16).
8. Штакал А.К., Флик Е.Г. Анализ вклада субъектов малого бизнеса в развитие экономики Приморского края // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – № 30. – С. 98–104.
Бизнес и предпринимательство занимают главное место в современной экономике. Являясь источником создания многочисленных товаров и услуг, возникновения разноформатных экономических отношений, бизнес непосредственно участвует в экономическом развитии общества, определяет структуру потребительского спроса и уровень насыщаемости экономики товарной массой. В связи с этим развитие бизнеса и предпринимательства представляется одной из важнейших экономических задач, как для любой страны, так и конкретно для России и ее регионов.
Каким бизнесом заниматься ? 😀👍🔥🚀Как выбрать Нишу — Бизнес — Идея ея👍#бизнес #бизнесидеи
Бизнес Приморского края диверсифицирован и состоит из 15 секторов, основными из которых являются добывающая и обрабатывающая промышленности, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля, а также другие виды деятельности. Промышленный комплекс является фундаментом экономики Приморья: он производит 14 % валового регионального продукта края, занимает 12 % краевого хозяйственного оборота и обеспечивает работой 16 % занятых в экономике. Он включает в себя пищевую (главным образом, рыбную) промышленность, электроэнергетику, добычу угля, машиностроение, судоремонт, горнодобывающую, рыбную, лесную и деревообрабатывающую отрасли.
Порядка 17 % хозяйственного оборота края занимает транспорт. Стратегически важное географическое положение Приморского края обусловливает выполнение им функций транзита экспортируемых и импортируемых товаров между российскими регионами и азиатскими странами. Транспортная сеть Приморья – одна из наиболее развитых на Дальнем Востоке России: на долю края приходится 19,2 % общей протяженности дальневосточных железнодорожных путей. Хорошо развита в крае и автодорожная сеть, протяженность которой составляет 11117 км, из которых 9454 км (85 %) имеет твердое покрытие. На территории края расположена большая часть портов российского Дальнего Востока, крупнейшие контейнерные и нефтеналивные терминалы региона [5].
На протяжении последних лет (2010–2015 гг.) объем ВРП региона увеличился в 1,4 раза (в сопоставимых ценах), промышленное производство – в 1,6 раза, внешнеторговый оборот края – в 2 раза, объем инвестиций в основной капитал – в 4,7 раза. Всего хозяйственный оборот в Приморском крае составил за 2015 г. 1436,3 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2014 г. на 104,7 %, что отражает как возрастающую деловую активность, так и инфляционные процессы. В табл. 1 отражена структура оборота отраслей Приморья.
Хозяйственный оборот предприятий и организаций Приморского края по видам предпринимательской деятельности за 2015 г. [6]
Виды предпринимательской деятельности
Рост по сравнению с 2014 г., %
Всего, в том числе:
– сельское хозяйство и лесное хозяйство
– добыча полезных ископаемых
– производство машин и оборудования
– производство электроэнергии, газа и воды
– оптовая и розничная торговля, ремонт
– гостиницы и рестораны
– транспорт и связь
– операции с недвижимым имуществом
– здравоохранение и социальные услуги
– предоставление коммунальных услуг
Как видно из табл. 1, разные виды предпринимательской деятельности демонстрируют различную динамику развития. Наиболее уверенно развиваются рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых, производство машин и оборудования, транспорт и связь, образование и здравоохранение.
Достаточно высокий рост показывает производство пищевых продуктов, включая напитки (117 %), текстильное и швейное производство (2,2 pаза), обработка древесины и производство изделий из дерева (116 %), химическое производство (1,6 pаза). Рост некоторых видов деятельности связан с низким стартовым уровнем, как, например, швейное производство. Ряд производств сокращает свою деятельность либо испытывают временный спад в силу неблагоприятной рыночной конъюнктуры, в частности, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (96,4 %), производство резиновых и пластмассовых изделий (98,2 %), производство неметаллических минеральных продуктов (101,5 %), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (79,5 %) [6].
Следует отметить, что в динамике экономика Приморского края испытывает определенные скачкообразные изменения реального объема производства, чередуя его спады и подъемы. Такие изменения происходят в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, как национальной общероссийской, так и мировой (рис. 1). Как видно из рис. 1, несмотря на неравномерную динамику объемов производства по годам, экономика Приморья имеет, в целом, понижательный тренд объемов создаваемого продукта (линия тренда с линейным приближением). В 2015 г. темп роста реального ВРП Приморского края составил 98,4 %. ВРП в рыночных ценах за период в десять лет вырос в 3,4 раза: с 216 млрд руб. в 2005 г. до 643 млрд руб. в 2015 г.

Рис. 1. Динамика темпов роста физического объема ВРП Приморского края за 2006–2015 гг. [6]
Количество участников предпринимательской деятельности имеет тенденцию к росту: за десятилетний период с 2005 по 2014 гг. оно увеличилось на 9,2 тыс. единиц, или на 15,5 %, и в 2015 г. составило 68,4 тыс. единиц. Из них 31,7 тыс. единиц (46,3 %) составляют субъекты малого предпринимательства. Следует отметить, что в Приморском крае наблюдается самая высокая деловая активность среди населения Дальнего Востока России (табл. 2).
Тенденция изменения количества участников предпринимательской деятельности в Приморском крае [6]
Общее количество предприятий и организаций, тыс. ед.
Число малых предприятий, тыс. ед.
Доля края в общем числе малых предприятий ДФО*
Число малых предприятий на 10000 человек
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек
Оборот малых предприятий, млрд руб.
Доля края в общем объеме оборота малых предприятий ДФО
Примечание. *Дальневосточный федеральный округ.
В развитии потребительского рынка Приморья большое значение имеет деятельность индивидуальных предпринимателей. В основном, они заполняют ниши потребительского рынка, производя и/или реализуя продукты питания, предметы одежды, мебели, быта, осуществляя множество видов бытовых, транспортных, образовательных, правовых и экономических услуг. Примером вклада хозяйственной деятельности мелких предпринимателей из числа физических лиц в экономику Приморского края могут служить пищевая и мебельная промышленность (табл. 3).
Производство некоторых продуктов индивидуальными предпринимателями Приморского края в 2015 г. [6]
Колбасные изделия, тонн
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн
Кондитерские изделия, тыс. тонн
Постельное белье, тыс. штук
Пиломатериалы и стройматериалы, тыс. куб. м
Диваны, кушетки, софы, тахты, тыс. штук
Столы кухонные, для столовой и гостиной, тыс. штук
На 1000 населения
Из табл. 3 видно, что уровень производства предпринимателей пока еще очень мал и не в состоянии обеспечить население края собственным продуктом.
Снижение общих объемов производства и реализации приморского бизнеса на внутреннем рынке сочетается со спадом внешнеторговой деятельности. В 2015 г. торговый оборот края упал на 45 % по сравнению с 2014 г. (рис. 2).

Рис. 2. Динамика внешнеторгового оборота Приморского края за 2010–2015 гг. [2]
Значительное падение торговых оборотов в 2015 г. было вполне закономерно на фоне санкций со стороны западных стран и общего спада внешней торговли России, но, тем не менее, оно сильно ударило по международным позициям региона: экономика края недополучила существенной суммы доходов – порядка 5 млрд долл.
Товарная структура экспорта и импорта Приморского края отражает неоптимальную структуру экономики и производства. На экспорт край поставляет, главным образом, сырье (минеральные продукты, необработанную и распиленную древесину, мороженую рыбу), а импортирует продукцию высокой степени готовности (широкий спектр промышленных и потребительских товаров) (табл. 4).
Товарная структура экспорта и импорта Приморского края, 2015 гг. [2]
Все товарные группы
Продовольственные товары и сельхозсырье
Минеральные продукты (дизельное топливо, мазут)
Продукция химической промышленности
Древесина и древесно-бумажные изделия
Металлы и изделия из них
Машины и транспортные средства
Другие группы потребительских и промышленных товаров
Это говорит о том, что предприниматели края ориентированы на быстрые и «легкие» деньги от продажи сырья в ущерб развитию обрабатывающего сектора.
В целом, можно сделать вывод о некотором снижении деловой активности приморского бизнеса в 2014–2015 гг., что говорит о наличии внешних и внутренних проблем развития. Главными проблемами приморского бизнеса являются: снижение конкурентоспособности предприятий, низкая эффективность освоения инвестиций, низкое значение мультипликатора государственных инвестиций [1, с. 76], недоиспользование производственного потенциала, сужение потребительского рынка, повышение финансовых рисков, высокий уровень бюрократизации экономики и слабая исполнительская дисциплина.
Среди причин появления указанных проблем можно отметить как общенациональные, связанные с ухудшением общей экономической ситуации в стране, так и специфические, региональные. Наиболее «региональными» [4, с. 2] являются проблемы развития малого предпринимательства, особенно если учесть, что многие предприятия и предприниматели заняты в сферах, специфичных для края – рыбной промышленности, деревообрабатывающей отрасли, морском и экологическом туризме и т.д. Несмотря на стремление к активному развитию, малое предпринимательство края сегодня не отличается существенным вкладом в модернизацию экономики региона, так как ему гораздо труднее выжить в современных рыночных условиях по сравнению со средним и крупным бизнесом [8, с. 102]. Главная роль малого бизнеса заключается сейчас в поддержании занятости и приемлемого уровня дохода населения в трудных рыночных условиях.
Проблема снижения инвестиционного потенциала края также настораживает, ведь еще недавно – 2010–2012 гг. – в Приморье были реализованы крупные государственные проекты по развитию транспортной и социально-экономической инфраструктуры в преддверии саммита АТЭС. Данные проекты качественно улучшили возможности города Владивостока и всего Приморского края, позволили решить стратегически важные государственные задачи на международном уровне. Однако в 2015 г. ситуация ухудшилась, и Приморский край получил очень низкие оценки в инвестиционном рейтинге регионов России по таким позициям, как «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства». По данным инвестиционного рейтинга «Эксперт», Приморский край относится к регионам пониженного потенциала и умеренного риска (рейтинг 3В1) [3, с. 29–30].
В существующих непростых условиях приморский бизнес развивается во многом за счет поддержки государства, масштабного развития институциональной структуры [7]. И сейчас, и в дальнейшем настроение и состояние приморского бизнеса будут зависеть от особенностей формирования внешнеполитической и внешнеэкономической среды, эффективности инвестиционной политики, масштабов государственной поддержки.
Источник: fundamental-research.ru
Рыба, порты, корабли. Приморский край – один из богатейших регионов Дальнего Востока
![]()
Приморский край – один из самых благополучных и бурно развивающихся регионов Дальнего Востока. По объему ВРП в Дальневосточном федеральном округе он уступает только двум ресурсным гигантам – Сахалину и Якутии. При этом край не обладает какими-то действительно крупными месторождениями полезных ископаемых (за редким исключением). За счет чего богатеет и развивается Приморье – в материале «ФедералПресс».
Природные богатства
В Приморье, в отличие от других регионов ДФО, не очень много полезных ископаемых. Там нет ни богатых залежей золота, ни нефтяных запасов. Отметить стоит разве что огромное месторождение борной руды – самое крупное в стране. Однако ГОК «Бор», которые его обслуживает, последние 20 лет пребывает в состоянии перманентного банкротства.
Несмотря на приличные налоговые отчисления, проблем от месторождения пока больше, чем пользы. Край богат другими ресурсами – прежде всего, лесом и рыбой.
Долгое время Приморье занимало одно из лидирующих мест по добыче древесины. В крае находится почти 250 предприятий, занимающиеся лесопилкой и обработкой дерева. Некоторые из них являются по-настоящему крупными – например, «Тернейлес» или «Приморсклеспром». Последний, кстати, признали системообразующим предприятием. Для развития этой отрасли есть все условия.
Во-первых, это богатейшие леса – они занимают до 80 % территории края. Во-вторых, прямо под боком находится крупный китайский рынок сбыта.
Впрочем, в последние годы лесопромышленность в крае стагнирует, если не сказать хуже. Нет, лес не кончился – кризис связан с очень спорной реформой отрасли. Государство сделало невыгодной продажу кругляка, введя огромные экспортные пошлины. Чиновники полагали, что это станет для бизнеса стимулом к внедрению деревообработки. Однако эффект оказался совершенно иным: сейчас многие предприятия оказались на грани закрытия.
![]()
Морепродукты – еще одно богатство Приморского края. Здесь ситуация на порядок лучше, чем в лесной отрасли. В регионе базируются настоящие гиганты отрасли – «Доброфлот», «Находкинская база активного морского рыболовства» и многие другие.
Добывают приморские рыбаки не только рыбу, но и краба. «Русская рыбопромышленная компания», принадлежащая российскому бизнесмену Глебу Франку, с недавних пор обосновалась во Владивостоке. Предприятие является вторым по объему квот на вылов краба. Судя по всему, именно близость к крабовым «плантациям» и стала причиной переезда РРПК в Приморье.
Дальневосточная логистика
Но, пожалуй, главное достоинство Приморья, которое во многом обеспечивает рост экономики края, – это удобная, недорогая и продуманная логистика. За счет нее региону удается обгонять даже более обеспеченных соседей. Например, Приморье проигрывает по рыбным запасам Сахалинской области и Камчатскому краю.
Однако без портов края его соседи не смогут поставлять рыбу на российские рынки. Особенно это касается Камчатки: почти вся рыба, которую отправляют оттуда на запад страны, проходит через Приморье. Неспроста новый губернатор Владимир Солодов пытается разработать схему поставок рыбы через Севморпуть.
Кроме того, Приморский край связан с соседним Китаем транспортными коридорами. Один из них, железнодорожный, «заточен» именно на доставку морепродуктов. Сотни тонн продукции за полдня доставляют в Хуньчунь, откуда она моментально уходит в реализацию. Еще одно преимущество края – относительно развитая и недорогая инфраструктура.
Значительная часть ДФО – это отдаленные регионы с высокими ценами и нехваткой автодорог. Приморский край выгодно выделяется на этом фоне. Здесь достаточно качественных дорог, а стоимость ресурсов ниже, чем у соседей.
![]()
Выстроенная логистика также стала причиной взрывного роста стивидорной отрасли в Приморье. В последнее десятилетие в крае неизменно растут объемы перевалки угля. На этой почве, надо сказать, происходит немало конфликтов с экологами – однако выгода от этих проектов существенно больше.
Для Находки, крупнейшего приморского порта, компании-стивидоры являются градообразующими предприятиями. Как минимум треть горожан работает в портовой сфере. Уголь в Приморье преимущественно сибирский. В крае, конечно, добывают и собственное сырье – однако по количеству и качеству оно не сравнится с продукцией Кузбасса.
Крупнейшие предприятия Кемеровской области используют край как перевалочную базу. Отсюда твердое топливо уходит за границу, прежде всего – в страны Юго-Восточной Азии. Сейчас Приморье готовится к строительству еще ряда новых угольных терминалов. Вероятнее всего, эта отрасль будет бурно развиваться еще долгое время.
Судостроение и инвестиции
В последнее десятилетие Приморский край зарекомендовал себя еще в одном качестве – базы судоремонта и судостроительства. После кризиса девяностых и застоя «нулевых» эта отрасль практически не функционировала. «Дальзавод», старейшее судоремонтное предриятие региона, находился в перманентном кризисе и балансировал на грани банкротства. И это при том, что во Владивостоке базируется Тихоокеанский флот!
К настоящему времени ситуация изменилась кардинальным образом. О многом говорит тот факт, что четыре местные отраслевые компании вошли в список системообразующих: Восточная верфь, Ливадийский ремонтно-судостроительный завод, Находкинский судоремонтный завод, ССК «Звезда». Это, на минуточку, пятая часть всех системообразующих предприятий Дальнего Востока. В других регионах ДФО практически нет сопоставимых по мощностям производств – за исключением, пожалуй что, Амурской области.
Перспективы у этой отрасли в Приморье более чем неплохие. Во-первых, в конце прошлого года правительство России приняло стратегию развития судостроения, рассчитанную на 15 лет. Это говорит о том, что заводы будут пользоваться поддержкой на уровне федерального центра. Во-вторых, победители прошлогодних крабовых аукционов сейчас занимаются строительством краболовов. Это дорогостоящие проекты, львиная доля которых реализуется именно в Приморском крае.
![]()
Конечно, все эти успехи вряд ли были бы возможны без устойчивого инвестиционного климата. Приморье является одним из ведущих регионов ДФО в этом отношении. Свободный порт Владивосток, ТОРы, Восточный экономический форум – лишь малая часть проектов, которые сейчас реализуются в крае. Как отмечают в правительстве Приморского края, только за 2019 год объем инвестиций в основной капитал превысил 93 миллиарда рублей. Это на несколько миллиардов рублей больше, чем в прошлом году – и такая тенденция, судя по всему, будет сохраняться.
«Статус резидентов Свободного порта Владивосток получило более полутора тысяч резидентов. На территориях опережающего развития действует порядка сотни предприятий. В этом году мы пересмотрели меры поддержки малого и среднего бизнеса. Так что эта цифра наверняка вырастет», – отмечают в пресс-службе правительства края.
Источник: fedpress.ru
Площадки для бизнеса
Где заниматься бизнесом и развивать свое дело, если у вас нет собственного офиса или производства? Воспользуйтесь готовыми предложениями!

Коворкинги
Коворкинг — это свободное офисное пространство, в котором предприниматели могут арендовать комфортные рабочие места. Существенное отличие от обычного офиса заключается в том, что в коворкинге собираются бизнесмены, которые работают в разных сферах и никак не зависят друг от друга в профессиональных вопросах. Размещение разных компании на одной площадке – отличная возможность для развития сотрудничества и партнерства.
Коворкинг «Мой бизнес»
- офис в центре города
- график работы с 10:00 до 18:00 в рабочие дни
- обучение в соседнем кабинете
- спокойная рабочая атмосфера
- современная технику и быстрый интернет
- зона отдыха
- библиотека с бизнес-литературой
- консультации специалистов из различных сфер бизнеса
- рабочее место за 200 рублей в день.
Коворкинг DOM
- 446 кв.м. рабочего пространства
- 100 Мбит/с гарантированная скорость интернета
- Стоимость чашки капучино
- Время работы с 09:00 до 21:00 по будням
- Переговорная на 10 человек
- Лекторий на 40 человек
- Розетки по всему помещению
- 10 запирающихся ячеек 50х50х50 см
- Есть душ.
«Точки кипения»
Центр «Точка кипения» при ВГУЭС
Это комфортное пространство для коллективной работы, где каждый может бесплатно организовать или поучаствовать в образовательных и деловых мероприятиях на базе сервиса Leader-ID, учить и учиться в профессиональных сообществах, собрать команду для реализации проекта, найти экспертов или инвесторов по всей стране
«Точка кипения» ДВФУ
Пространство коллективной работы нового типа для постоянного общения и обмена идеями, где представители технологических компаний и инвесторы смогут встречаться со студентами, исследователями университета и генерировать новые проекты для развития цифровой экономики и Национальной технологической инициативы. Бесплатно провести мероприятие здесь может каждый: форсайты, тренинги, дискуссии, «мозговые штурмы», открытые лекции, переговоры, презентации и т.п. — ограничений по формату нет
Бизнес-инкубаторы
Технопарк «Русский»
- информационные технологии и робототехника
- биомедицинские технологии
- технологии в сфере моря
- технологии в сфере энергоэффективности и энергосбережения
- подбор студентов (стажеров)
- информационная поддержка
- акселерация (ежегодная трехмесячная образовательная программа для стартапов)
- нетворкинг, контакты, выставки
- услуги сервисных компаний технопарка
- взаимодействие с органами государственной власти и институтами развития
- предоставление коворкинга с возможностью проживания в кампусе ДВФУ
Бизнес-инкубатор при ВГУЭС
Инновационный бизнес-инкубатор при ВГУЭС — это открытая инфраструктурно-консультационная площадка для развития молодежного предпринимательства в регионе.
Что получают резиденты инкубатора ВГУЭС?
- Консалтинговые и информационные услуги
- Рабочие места и помещения, оснащенные мебелью и оргтехникой
- Услуги связи и интернет, хостинг, видеоконференции
- Почтово-секретарские услуги
- Доступ к информационным базам данных
- Проведение обучающих программ и семинаров, тренингов, конференций, выставок
- Помощь в организации деловых мероприятий, участии в выставках и конкурсах
- Коммуникации с профильными организациями (комитетами, общественными советами, фондами и т.д.)
- Услуги по проведению деловых мероприятий.
Источник: xn--25-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai
