Звук. Он окружает нас с самого рождения. После зрения он, пожалуй, самое главное, с помощью чего мы воспринимаем наш мир. Но что это? Какова его природа? По каким законам он живёт?
Давайте разбираться!
- Откуда берется звук и почему мы его слышим?
- Почему все звуки разные и что такое частоты и герцы, амплитуда и децибелы, а также громкость?
- Как устроена звукозапись?
1.Из за наличия у нашей планеты атмосферы, наполненной смесью газов — воздухом, у нас существует такое понятие как звук. Ведь звук — волнообразные колебания молекул воздуха. При любых таких колебаниях, вызванным будь то бегом человека, хлопоком в ладоши, лаем собаки или ударом по струне гитары, они улавливаются нашим ухом и воспринимаются нами как звуки.
Рассмотрим этот процесс подробнее: например мы ударили барабанной палочкой в барабан. Тот час слышен соответствующий звук. Что произошло?
Удар вызвал резкое смещение молекул воздуха, образовавшее большее давление, по сравнению с общий давлением окружающего воздуха, которое волнообразными колебаниями начало распространяться в пространстве, словно падение частиц домино, составленных в ряд. Так колебания дошли до молекул воздуха, находящихся в нашем наружном ухе. Ушная раковина и внешний ушной проход усилили эти колебания за счет своей формы (это как зал с хорошей акустикой, но в нашем теле), и наконец, движение молекул передалось барабанной перепонке — тонкой мембране, изолирующей от воздуха внутреннею часть уха, что привело уже к колебанию самой перепонки. Колебание передалось через систему среднего уха во внутреннее ухо, а точнее в специальную «улитку» — орган, представляющий собой спиралевидный канал из костной ткани, наполненный жидкостью и волокнами базилярной мембраны.
КАК ВЫГЛЯДИТ ЗВУК ? Звуки природы и звуки космоса — что их объединяет?
Мембрана делит улитку на два коридора — лестницу преддверия и барабанную лестницу. Жидкость, а именно перилимфа заполняет барабанную лестницу, а эндолимфа — лестницу преддверия. Через эти жидкости колебание передалось Кортиеву органу, расположенному на базилярной мембране. Он представляет из себя скопление волосковых клеток, улавливающих колебания, и преобразующих их уже в нервный импульс, несущий информацию о характере звука в нервные окончания, идущие в слуховой центр мозга. Сложнейший процесс, который происходит за доли секунды.
2.Мы разобрались с тем, что такое звук и каким образом мы его воспринимаем. Но что его характеризует? И почему все звуки разные?
У любой звуковой волны (то есть у колебания молекул в пространстве) есть несколько свойств: частота (высота), амплитуда (громкость), длина (продолжительность), а также спектр (тембр). В статье рассматриваются только первые два, самые ключевые свойства.
Частота — количество волнообразных колебаний, произошедших за секунду. Определяет то, что мы называем высотой звука. Чем больше частота, тем выше звук. Частота измеряется в герцах. 1 герц — одно колебание в секунду.
Sound Design. Дизайн звука. Звуковой Брендинг Бизнеса. АУДИО ЛОГО. Звук Шум Музыка Человек — ЧАСТЬ 1
Человек способен воспринимать звуки от 20 до 20 000 герц. Все что ниже — инфразвук, выше — супер и гиперзвук.
Здесь существует зависимость — чем больше значение герц, то есть чем чаще происходят колебания, тем они короче:
Так, низкие по частоте звуковые волны более продолжительны.
Теперь разберемся с амплитудой, частично задающей то, что мы называем громкостью. Амплитуда это величина, показывающая на сколько сильны колебания воздуха, то есть на сколько сильное давление создает звуковая волна. Вот как выглядят больший и меньший по амплитуде звуки:
У последнего амплитуда колебаний выше, соответственно каждое колебание создаёт большее давление. Сразу уточню — амплитуда и громкость это не одно и тоже! Как я уже упомянул — амплитуда показывает силу давления, создаваемого звуковой волной, а громкость это восприятие нашим ухом этого самого давления. Однако не одна амплитуда определяет, будем ли мы считать звук громким, или тихим.
На громкость также влияют главным образом частота, а также остальные свойства звука. Амплитуда, измеряется в децибелах. Децибел это не линейная величина, она показывает не силу давления звука, а то, во сколько раз это давление больше минимального уровня давления, которое может уловить наше ухо.
Таким образом прибавление 12 децибел хоть к двум, хоть к ста децибелам увеличивает громкость в 4 раза! То есть прибавить 12 децибел к звуку тихого шепота совсем не все равно, что прибавить 12 децибел к громкости на концерте Rammstein. И в том, и в другом случае амплитуда, а значит и громкость увеличится в 4 раза. Одолжил у Википедии шкалу сравнения громкости в децибелах:
0 — порог слышимости
5 — почти ничего не слышно — тишина среди ночи.
10 — почти не слышно — шёпот, тиканье часов.
15 — едва слышно — шелест листьев.
20 — едва слышно — уровень фона на открытой местности;
25 — мурлыканье кота на расстоянии 0,5 м.
30 — тихо — настенные часы, максимально разрешённый шум для источников постоянного шума, расположенных в жилых помещениях, ночью с 21:00 до 7:00.
35 — хорошо слышно — приглушённый разговор, тихая библиотека, шум в лифте.
40 — хорошо слышно — тихий разговор, учреждение (офис), шум кондиционера, шум телевизора в соседней комнате.
50 — отчётливо слышно — разговор средней громкости, тихая улица, стиральная машина.
60 — умеренно шумно — громкий разговор, норма для контор.
65 — весьма шумно — громкий разговор на расстоянии 1 м.
70 — шумно — громкие разговоры на расстоянии 1 м, шум пишущей машинки, шумная улица, пылесос на расстоянии 3 м.
75 — шумно — крик, смех с расстояния 1 м, шум в старом железнодорожном вагоне.
80 — очень шумно — громкий будильник на расстоянии 1 м, крик, мотоцикл с глушителем, шум работающего двигателя грузового автомобиля, длительный звук вызывает ухудшение слуха.
85 — очень шумно — громкий крик, мотоцикл с глушителем;
90 — очень шумно пневматический отбойный молоток, грузовой вагон на расстоянии 7 м.
95 — очень шумно — вагон метро на расстоянии 7 м, громкая игра на фортепиано на расстоянии 1 м;
100 — крайне шумно — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5—7 м, кузнечный цех, очень шумный завод;
110 — крайне шумно — шум работающего трактора на расстоянии 1 м, громкая музыка, вертолёт;
115 — крайне шумно — пескоструйный аппарат на расстоянии 1 м, м, пневмосигнал для велосипеда;
120 — почти невыносимо — болевой порог, гром, отбойный молоток, кислородная горелка;
130 — боль — сирена, рекорд по самому громкому крику, мотоцикл (без глушителя);
140 — травма внутреннего уха — взлёт реактивного самолёта на расстоянии 25 м, максимальная громкость на рок-концерте;
150 — контузия, травмы — реактивный двигатель на расстоянии 30 м, соревнования по автомобильным звуковым системам, ухудшается зрение;
160 — шок, травмы, возможен разрыв барабанной перепонки — выстрел из ружья близко от уха, ударная волна от сверхзвукового самолёта или от взрыва давлением 0,002 МПа;
165—185 — светошумовая граната[4];
194 — воздушная ударная волна давлением 0,1 МПа, равным атмосферному давлению, возможен разрыв лёгких;
200 — воздушная ударная волна давлением 0,2 МПа, возможна быстрая смерть;
250 — максимальное давление воздушной ударной волны при взрыве тринитротолуола — 60 МПа[5];
282 — максимальное давление воздушной ударной волны при ядерном взрыве — 2500 МПа[6];
300 — среднее давление детонации обычных взрывчатых веществ — 20 000 МПа;
374 — максимальное давление продуктов реакции в момент ядерного взрыва — 100 000 000 МПа;
Поговорим подробнее о громкости. Выше я уже рассказал, что громкость это распознавание нашим мозгом того, насколько уж простите за тавтологию громким является звук. При этом громкость зависит не только от амплитуды, но во многом и от частоты. Взгляните на таблицу:
Это так называемая кривая громкости, она показывает зависимость уровня громкости, который измеряется здесь в условных единицах фонах, от амплитуды и частоты. Если вы вдруг не поняли, как ей пользоваться, приведу справку: по вертикали уроверь громкости в децибелах, по горизонтали частота в герцах. Выбираете определенную громкость и частоту, и проводите от них воображаемые линии. Точка пересечения линий будет уровнем громкости в фонах. Картинка:
Так, кривые громкости показывают нам, что звук в 40 дб и частотой 200 гц воспринимается нами в 40 фонов, но при этом звук в те же 40 дб, но частотой 500 гц, воспринимается примерно в 45 фонов. Дальше больше: 1000 герц — уровень фонов вернулся к 40, 2500 герц — снова 45 фонов, а на 7500 герц упал до 35. Естественно, все эти значения взяли не из воздуха — кривая громкости составлена по ощущениям большого количества людей в возрасте 18-25 лет, которым включали звуки разной амплитуды и частоты.
3.В завершение статьи хотелось бы упомянуть о том, как устроен микрофон, и каким образом он преобразует звуковые волны, то есть колебания молекул воздуха, в электрический сигнал. Существует большое количество различных типов микрофонов, отличающихся по своей конструкции и способу работы. Хотелось бы рассмотреть конденсаторный микрофон, ведь сейчас это один из самых распространённых типов микрофонов, кроме того, звукозапись музыки или какого либо другого аудиоматериала в студиях всегда осуществляется именно на него. Сразу представлю схему микрофона:
Две синии пластинки это конденсатор. Они не соединены между собой, крайняя представляет из себя тонкую пленку, покрытую никелем с внутренней стороны, которая активно колеблется под действием звуковых волн. Она называется диафрагмой. Вторая пластинка неподвижна. Обе пластинки подключены в электрическую цепь, в них есть ток.
При колебании диафрагмы ее расстояние до второй пластинки изменяется, а ее электрические токи действуют на нее. Таким образом, напряжение во второй пластинке меняется в зависимости от приближения, или отдаления диафрагмы. На wavefrom (дорожка, показывающая входящие звуковые волны при звукозаписи в различных аудиоредакторах) показывается ни что иное, как сила тока, идущая от микрофона, и меняющаяся при изменении напряжения, вызванного колебанием диафрагмы.
P.S. На счет wavefrom — не уверен, что называется именно так, по крайней мере в русскоязычной среде. Буду рад, если продвинутые звукари подскажут:).
- Научно-популярное
- Звук
Источник: habr.com
Траты в ритме бита. Как бренды с помощью звуков влияют на покупателей
Уникальные образы и запоминающаяся атмосфера помогают брендам вызывать у своей аудитории нужные эмоции. Для этого, помимо прочих инструментов, используют аудиомаркетинг. Нужное музыкальное оформление создаёт у потребителей ассоциации и влияет на их поведение. Музыка мотивирует, заставляет действовать, расслабляет, раздражает или, наоборот, повышает настроение. Как это работает на практике?
Как музыка влияет на человека
В книге научного журналиста Боба Холмса есть часть, где описывается исследование профессора Чарльза Спенса. Испытуемые выпивали одинаковый кофе под разные звуки в наушниках. Но если перед новой чашкой человеку меняли звук, он считал, что и кофе был иным. Похожий эксперимент провели и с морепродуктами. Под разные блюда людям включали шум прибоя, гром, мычание коров и др.
В итоге самыми вкусными испытуемые назвали те блюда, которые пробовали под шум морскойго прибоя.
Один из лучших ресторанов мира «Жирная утка» воспользовался этим открытием. Гостю приносят главное блюдо местного шеф-повара, «Шум моря», — большую раковину, в которой находятся наушники. Надев их, посетитель слышит звуки прибоя и крики чаек. Тем самым звук органично дополняет вкус и становится важной составляющей всего блюда.
Ещё в 1982 году Рональд Миллиман доказал, что можно воздействовать на поведение клиентов с помощью разного темпа музыки. По результатам его исследования, которое проводили в супермаркете в течение 9 недель, покупатели проходили контрольное расстояние за 128 секунд под медленные композиции, а под быстрые — за 109 секунд. Учёные из университета Цинциннати и Дрексельского университета дополнили эти результаты: покупатели в супермаркетах и ресторанах тратят больше денег под медленные композиции.
Исследовательский институт торговли HUI Research сделал вывод, что музыка в магазине, которая звучит органично и ассоциируется с конкретным брендом, заставляет посетителей тратить на 9% больше и увеличивает вероятность того, что они купят дополнительные товары.
Но в аудиомаркетинге не существует «волшебной таблетки» — нет музыкального оформления, которое подойдёт всем. Нужно учитывать специфику заведения, знать свою аудиторию.
Музыка в местах общественного питания
Согласно нескольким исследованиям , включать в ресторанах популярную музыку — неэффективный подход. Мейнстримные треки придутся по вкусу не всем, но главное — они отвлекают внимание клиентов и мешают сосредоточиться на еде.
Помимо этого, музыкальная волна исключительно из популярных треков не формирует индивидуальный образ бренда. Важно подбирать композиции, которые не только подойдут концепции заведения, но и удивят клиентов, если те отвлекутся на музыку.
С этой целью некоторые компании создают собственное онлайн-радио. Так поступила «Додо пицца». Изначально главной идеей их волны было продвижение молодых исполнителей из России. Однако постепенно музыка становилась всё более важным атрибутом бренда, развивалась и музыкальная концепция — «незаезженные» треки в потоке.
Панорамные рестораны часто используют в основе своей музыкальной волны джаз и чилаут. Но даже для таких заведений не подойдёт монотонное звучание. Потоки разбавляют подвижными треками — не танцевальными, но с учащённым битом. К примеру, для этого используют фанк. Получившееся сочетание (джаз + чилаут + фанк) не даёт заскучать и поддерживает лёгкий эмоциональный фон.
Темп меняется плавно, позволяя расслабиться и отдохнуть от «ритма большого города».
Чтобы придать своему звучанию изюминку, многие рестораны учитывают сезон. К примеру, летом акустическая музыка и латиноамериканские мелодии помогут создать у посетителей лёгкое настроение. Специальный музыкальный поток на Новый год и Рождество — ещё один довольно популярный, но от этого не менее эффективный пример.
Результаты исследования от Retail Action Project доказывают: в зимние праздники большинство людей положительно оценивает рождественскую музыку в общественных местах.
Музыка в магазинах
Супермаркетам часто приходится справляться с большим клиентским потоком и очередями на кассах. Решить эту проблему помогают треки в быстром темпе — они подгоняют и направляют покупателей в выборе товара, что позволяет избежать огромных очередей.
Например, постоянные посетители супермаркета «Лента» — семьи с детьми на автомобилях, которые закупаются продуктами на следующую неделю либо по дороге на пикник.
Увеличить проходимость и сократить очереди в этой сети супермаркетов помогает именно музыкальный поток в быстром темпе. Покупатели подстраиваются под ритм уже через несколько минут после того, как попадают в супермаркет, и начинают передвигаться по магазину быстрее. Помимо этого, в музыкальном оформлении супермаркета встречаются озвученные специальные предложения, которые помогают быстрее принимать решение о покупке того или иного товара.
Ещё один нюанс музыкального потока «Ленты» — использование зарубежных поп-хитов. Любимые большинством мелодии формируют у покупателей ассоциацию с чем-то привычным, что как раз ценит целевая аудитория магазинов.
У «Азбуки вкуса» другая аудитория и, как следствие, другая музыка. Их покупатель редко торопится и внимательно изучает состав продуктов. Выручка магазина формируется не от большей оборачиваемости клиентского потока, а от объёма продуктовой корзины каждого клиента. Поэтому в музыкальном потоке сети чаще встречаются медленные треки, преимущественно джаз и чилаут. Такое звучание позволяет вдумчиво подойти к покупкам, найти все необходимые товары и, возможно, что-то новое.
Ещё один интересный инструмент аудиомаркетинга, который используют магазины: соответствие звучания конкретному товару. Например, тематическая музыка помогает продавать определённые вина. Если вам нужно продать больше французского вина — включайте музыку этой страны. А разбавить её можно классическими композициями, которые придают «статусности» и также повышают продажи вина.
Музыка в автосалонах
В автосалонах, как правило, зонируют музыкальное оформление. Под медленные классические композиции клиентам удобно детально изучать представленные модели и неспешно раздумывать над покупкой. В зоне оформления звучание уже более ритмичное — высокий темп помогает сотрудникам динамично справляться с потоком клиентов.
Такие жанры, как джаз, лоу-фай, лаунж, чилаут и классические композиции идеально подходят для того, чтобы подчеркнуть преимущества премиальных автомобилей. Клиенты таких автосалонов выбирают машину степенно и размеренно. Они начнут раздражаться, если кто-то или что-то будет их подгонять.
Например, в шоуруме Lexus вы как раз услышите спокойную музыку этих жанров, под которую хочется расслабиться, отвлечься от посторонних мыслей и полностью погрузиться в тщательный выбор автомобилей и общение с консультантом.
Но подобный выбор композиций подойдёт не для каждого автосалона. Например, Toyota нацелена на молодую аудиторию со средним достатком и выше. Поэтому в салоне, особенно в зоне выдачи, звучат ритмичные танцевальные треки.
Источник: secretmag.ru
Как быстро создать аудиоролик для бизнеса?
Правильная работа с аудиоканалом открывает большие возможности для развития коммуникации с вашей целевой аудиторией. Например, помимо легального использования треков для создания запоминающегося образа бренда, можно добавлять различные аудиоролики в свой музыкальный поток.
Создание собственного контента очень дорогое удовольствие, скажете вы. И будете правы. Но аудиосервис для бизнеса Звук Бизнес придумал решение этой проблемы.
Что такое Звук Бизнес?
Звук Бизнес – международный аудиосервис для бизнеса, позволяющий проигрывать музыку в общественных местах. Сервис позволяет выбрать музыкальную волну для проигрывания в заведении исходя из сферы бизнеса и особенностей целевой аудитории, а также удаленно управлять музыкальным оформлением в сети заведений и добавлять любые аудиоролики в свой музыкальный поток.
Как создать аудиоролик за минуту?
Все, что требуется от вас – это готовый текст аудиоролика. После того, как вы его введёте, выберите голос диктора и музыкальную подложку. Остальное сделает бот! Готовый аудиоролик вы получите в течение минуты. Важно отметить, что легально использовать аудиоролик в своём музыкальном потоке вы сможете только через аудиосервис Звук Бизнес.
Источник: paytor.ru