Преимущества бизнес-планирования:
Оптимальное использования ресурсов организации
Координация усилий всего персонала в процессе достижений постепенных их целей
Современное выявление и устранение проблем в организации и ведения бизнеса
Осуществование систематического и всестороннего контроля за ведением бизнеса
Работа состоит из 1 файл
Современная концепция бизнес-планирования
Бизнес-планирование представляет собой процесс оптимизации развития бизнеса связанный с четким определением приаритетных целей и выбором наиболее эффективным способом их достижения
Преимущества бизнес- планирования:
- Оптимальное использования ресурсов организации
- Координация усилий всего персонала в процессе достижений постепенных их целей
- Современное выявление и устранение проблем в организации и ведения бизнеса
- Осуществование систематического и всестороннего контроля за ведением бизнеса
Факторы учитываемые в бизнес-планировании:
КАЙДЗЕН. Ключ к успеху японских компаний | Масааки Имаи
- Быстрое изменение внутренней и внешней среды бизнеса в современных условиях
- Специфика вида деятельности
- Масштабы деятельности
- Ресурсообеспеченность и степень доступности ресурсов
- Особенности действующего законодательство и государственная политика в данной сфере бизнеса
- Уровень квалификации разработчиков бизнес плана
Место бизнес планирования в действительности организации
Принципы и методы бизнес планирования
К основным принципам относят:
- Единство определяемого использованием общего методологией при разработке плана разного вида
- Непрерывность предусматривающая постановку целей развития бизнеса по мере выполнения ранее поставленных задач
- Гибкость определяемая адаптацией плана фактическим условием их реализации
- Точность определяемая степенью детализации разрабатываемых планов в зависимости от их назначения сроков реализации и уровень квалификации исполнителей
- Участие персоналом в процессе бизнес планирования основано на зависимости степени вовлеченности в этот процесс и эффективности полученных результатов
Одной из самых актуальных проблем современного бизнес планирования является отсутствие стандартов в этой области что приводит на практике к использованию огромного разнообразия различных методик.
Не смотря на этот факт все применяемые методики можно разделить на 4 квалификационные группы по целям и содержанию:
- Реактивное планирование
- Инактивное планирование
- Преактивное планирование
- Интерактивное планирование
1 Методы Реактивного метода предусматривают анализ прошлой деятельности организации с выявлением тех проблем которые мешали развитию бизнеса. При разработке плана принимаются решение которые позволяют в отчетном периоде избежать данных проблем при сохранении организационной структуры и профиля деятельности организации.
PMBOK за 10 минут — понятное и краткое описание стандарта проектного управления
2 Инатиквное планирование предполагает выявления конкурентных преимуществ, которыми обладала организация в прошлом периоде и разработку планов с учетом их сохранения в будущем периоде.
Принципы, задачи и сущность планирования. Процесс стратегического планирования
В деятельности предприятия или же в любых сферах жизни человека постоянно присутствуют определенные цели, для достижения которых следует наметить четкую последовательность действий. Сущность планирования состоит в том, чтобы разработать качественный алгоритм, который позволит добиться конкретных результатов в намеченные сроки.
Что такое планирование
Сущность планирования состоит в распределении временных и материальных ресурсов, а также разработке алгоритма действий для достижения поставленных целей. Если рассматривать данное понятие применительно к предприятию, то это одна из основных функций менеджмента. В данном случае процесс планирования будет выглядеть следующим образом:
- формулировка миссии предприятия;
- в соответствии с предыдущим пунктом разрабатываются цели, которые планируется достигнуть;
- составление общей программы действий;
- поиск ресурсов, необходимых для реализации плана;
- определение круга исполнителей программы и доведение до них исчерпывающей информации;
- фиксация результатов в форме заверенного документа установленной формы.
Таким образом, сущность планирования можно трактовать как разработку системы целей, а также путей их достижения. Объект — это конкретная организация или ее структурное подразделение, для которого составляется перспективная программа. Что же касается субъектов планирования, то это лица или конкретные отделы, которые осуществляют данную деятельность.
Основные принципы
Выделяют следующие основные принципы планирования:
- принцип единства заключается в том, что все мелкие задачи, включенные в план, должны быть направлены на достижение конечной глобальной цели;
- принцип участия подразумевает, что в процесс планирования, в той или иной мере, должны быть вовлечены все лица, которые будут работать над реализацией проекта;
- принцип непрерывности гласит, что выполнение планов не должно останавливаться из-за непредвиденных обстоятельств (стоит ограничиться лишь внесением корректив);
- принцип гибкости подразумевает возможность изменения плана, с целью адаптировать его к постоянно изменяющимся условиям;
- принцип научности — все положения должны быть четко обоснованы в соответствии с известными теориями;
- принцип точности состоит в том, чтобы максимально объективно описывать конечные и промежуточные результаты.
Все перечисленные требования являются обязательными к выполнению. Соблюдая данные принципы планирования, вы будете иметь возможность составить качественную и эффективную программу действий.
Основные методы планирования ресурсов
Планирование ресурсов на предприятии может осуществляться в соответствии с такими основными методами:
- балансовый метод подразумевает поиск равновесия между потребностями в ресурсах, а также их источниками;
- расчетно-аналитический метод позволяет учесть все факторы, влияющие на достижение конечного результата, а также их динамику;
- экономико-математические методы подразумевают использование специально разработанных моделей, которые позволяют получить наиболее точные результаты;
- графоаналитический метод состоит в использовании специальных средств представления промежуточных и конечных результатов;
- программно-целевой метод подразумевает разработку комплекса мероприятий и задач, выполнение которых обеспечивает достижение конечного результата.
Выбор методики планирования зависит не только от специфики деятельности предприятия, но и от ситуации, которая сложилась во внутренней и внешней среде на конкретный период времени.
Основные задачи планирования
Для того чтобы достижение целей было реальным, необходимо составлять качественные программы и алгоритмы действий. Таким образом, задачи планирования могут быть сформулированы так:
- формирование перечня проблем, которые предстоит решить в плановом периоде;
- поиск сценариев, в соответствии с которыми может развиваться ситуация;
- обоснование целей и определение степени их значимости;
- поиск источников ресурсов, а также разработка плана их использования;
- обозначение конечных и промежуточных результатов, в соответствии с которыми будет производиться контроль за достижением целей.
После разработки глобального плана важно правильно разбить его на локальные задачи. Они выступают своего рода этапами, выполнение которых приближает организацию к достижению конечной цели.
Почему нужно составлять планы
Необходимость планирования во всех сферах деятельности обусловлена рядом причин:
- развитие экономики характеризуется высоким уровнем неопределенности, а оптимизация использования ресурсов путем составления четкого плана помогает сгладить кризисные моменты;
- планирование помогает создавать конкурентные преимущества за счет того, что в перспективных документах есть возможность предусмотреть колебания внешней среды, перебои в поставках ресурсов и прочие моменты;
- система планирования позволяет внедрить программы по применению инноваций и достижений научно-технического прогресса;
- стабильно работающее предприятие, действующее на основе четко спланированной программы, является более привлекательным для инвестирования;
- постепенные структурные преобразования, которые обеспечивают планомерное достижение тактических и стратегических целей;
- составление реальных программ путем соотнесения текущих возможностей и перспективных планов;
- целенаправленное развитие организации и движение в выбранном направлении;
- возможность предвидения возможных проблем;
- стимулирующее действие для работников всех уровней;
- упорядочение управленческих действий и прочих мероприятий.
Грамотно составленный план позволяет руководителю и его подчиненным планомерно двигаться к достижению поставленной цели. Следуя четкому алгоритму, не придется отвлекаться на посторонние действия. Кроме того, в плане зачастую предусматриваются варианты реагирования на непредвиденные ситуации, а потому выровнять положение удастся без значительных материальных и временных потерь.
Каким должен быть эффективный план
Для того чтобы процесс планирования был эффективным, к нему выдвигается ряд требований, а именно:
- программа должна быть целесообразной и адекватной в конкретной ситуации;
- в планы закладывают реально достижимые цели и показатели;
- в документах отражается исчерпывающая информация относительно текущей ситуации, а также перспективного положения;
- план составляется в соответствии с четкими стандартами и правилами;
- составление перспективных программ должно быть систематичным;
- в рамках плана стоит оперировать четкими цифрами и конкретными выражениями.
Стоит отметить, что алгоритм действий для предприятия значительно отличается от того, который человек составляет лично для себя. В случае с организацией план является более жестким и допускает внесение корректив только в экстренных ситуациях.
Роль стратегического планирования
Стратегическое планирование обладает следующими преимуществами для предприятия:
- определяет общее направление развития, в соответствии с которым составляется программа дальнейших маркетинговых и прочих исследований;
- определение глобальной цели, с которой будут увязаны локальные программы всех подразделений предприятия;
- является основой для поиска и распределения ресурсов;
- подразумевает разработку ряда альтернатив, которыми предприятие может воспользоваться в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;
- долгосрочные перспективы заставляют руководство анализировать слабые стороны, а также искать пути их устранения.
Стоит отметить, что стратегическое планирование является необходимым условием функционирования предприятия. Оно определяет общие ориентиры деятельности, а также положение организации в будущем.
Виды планирования
Классификация видов планирования осуществляется в соответствии со следующими признаками:
- В соответствии с периодом планирования:
- долгосрочное (свыше 5 лет);
- среднесрочное (до 5 лет);
- краткосрочное (менее 1 года).
- по организации в целом (определяет общее направление деятельности);
- по конкретному подразделению;
- по проекту;
- по обязанностям определенного работника.
- планирование научных исследований;
- планирование процесса производства;
- определение объемов и каналов сбыта;
- кадровое планирование;
- снабжение материальными и финансовыми ресурсами.
- оперативное;
- стратегическое.
Процесс стратегического планирования
Для нормального функционирования каждое предприятие должно иметь долгосрочные ориентиры. Так, процесс стратегического планирования включает в себя следующую последовательность этапов:
- определение миссии, которая служит общим направлением развития организации;
- анализ сильных и слабых сторон внутри организации, а также угроз и возможностей, которые присутствуют во внешней среде;
- формулировка долгосрочных целей;
- разработка альтернатив на случай возникновения непредвиденных обстоятельств;
- выбор базовой стратегии, на основании которой будет функционировать предприятие.
Планирование кадров
Кадровое планирование представляет собой целенаправленную и обоснованную деятельность организации, которая состоит в формировании полноценного штата работников в определенный момент времени. Это одна из важнейших задач, ведь именно работники обеспечивают стабильную работу предприятия. Так, цели планирования персонала могут быть сформулированы следующим образом:
Персонал является основой работы любого предприятия как один из самых главных ресурсов. Именно поэтому к кадровому планированию нужно подходить со всей ответственностью, предусматривая полноценную работу как в настоящем, так и в будущем периоде времени.
Сущность тактического планирования
Тактическое планирование можно определить, как конкретизацию глобальной стратегии организации. Можно сказать, что это действия, которые обеспечивают эффективное достижение долгосрочных целей. Тактическое планирование имеет следующие особенности:
- подразумевает разработку детализированных программ с указанием пошагового алгоритма действий;
- имеет краткосрочный характер;
- за данный вид планирования несет ответственность персонал из среднего руководящего звена;
- подразумевает решение однородных вопросов, которые часто повторяются;
- действия должны осуществляться в соответствии с определенным графиком;
- ограниченное количество альтернативных решений.
Таким образом, можно сказать, что тактика — это средство достижения стратегических целей. Это конкретные шаги, выполнение которых приближает организацию к достижению конечного результата.
Выводы
Сущность планирования заключается в рациональном распределении временных и материальных ресурсов, а также составлении четкого алгоритма действий для достижения определенной цели. Стоит отметить, что это не просто обязательный процесс, но еще и одна из основополагающих функций менеджмента. Чтобы план носил не декларативный, а обязательный характер, ему непременно придают форму официального документа. Его исполнение контролируется высшим руководством. Мониторинг достижения плановых показателей стоит проводить не только на конечном этапе работы, но и на протяжении всего периода. это позволяет своевременно реагировать на отклонения и вносить коррективы в сроки и методы работы.
При составлении планов, необходимо руководствоваться рядом обязательных принципов. Все цели и задачи не должны противоречить друг другу, а иметь единое направление. Также стоит отметить, что к процессу составления плана желательно привлекать всех лиц, которые будут ответственны за его выполнение.
Важно понимать, что как бы не сложились обстоятельства, выполнение программы не стоит приостанавливать. Должны быть внесены коррективы, соответствующие текущему положению для обеспечения продолжения полноценной работы. Планы должны быть гибкими. Алгоритмы действий должны иметь под собой научное обоснование, а указанные результаты должны характеризоваться максимальной точностью.
Планирование является одним из необходимых условий эффективного функционирования предприятия. Это связано в первую очередь с тем, что экономика характеризуется некоторой степенью неопределенности. грамотно составленный план позволяет заранее предусмотреть и сгладить негативные моменты. Также появляется возможность получить значительные преимущества среди конкурентов.
При помощи подробно составленного плана можно планомерно внедрять в производство новейшие разработки и технологии. Кроме того, важно предусмотреть и структурные преобразования в организации. Стратегия планирования должна предусматривать возможность возникновения тех или иных проблем, а также способы реагирования на них. Можно сказать, что это не просто алгоритм действий, но также инструмент мотивации сотрудников.
Источник: businessman.ru
Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования
Книга рассчитана на менеджеров, профессионально интересующихся проблемами конкуренции, развития и стратегического планирования деятельности фирмы. Она также будет интересна преподавателям и студентам экономических вузов.
Теоретические основы стратегичского планирования
Теория стратегического управления
Сущность стратегического планирования
Методологические основы анализа бизнес-идеи
Стратегическое планирование на уровне корпорации
Сравнение темпов и доли рынка: модель BCG
Сравнение привлекательности рынка и конкурентоспособности: модель GE/McKinsey
Сравнение отраслевой привлекательности и конкурентоспособности: модель Shell/DPM
Анализ эволюции рынка: модель Hofer/Schendel
Анализ жизненного цикла отрасли: модель ADL/LC
Стратегическое планирование на бизенс-уровне
Определение стратегических позиций бизнеса
Аудит стратегическоих условий
Стратегические альтернативы
Источник: www.studmed.ru