— Прошлый год вызвал серьезную турбулентность в экономике, бизнесе и многих других сферах. С конца февраля 2022 маркетинг в России тоже изменился. Мы столкнулись с уходом иностранных клиентов, урезанием бюджетов, трудностями с международными расчетами. Например, одной европейской компании пришлось пройти все круги бюрократического ада, чтобы сделать платеж на наш счет.
Кажется, что иностранным клиентам теперь проще найти исполнителя в своей стране. Инфошум, в свою очередь, провоцировал сложности с выпуском продуктов. Приходилось делать паузу, выжидать момент, чтобы наши инфоповоды не терялись в политической повестке.
К концу года многие компании адаптировались к новым условиям. А те, кто не смог, покинули рынок.
Кризис, к сожалению, никуда не денется и в 2023. Но правила выживания приобретают более понятные очертания. Покупательская способность выравнивается, волатильность курса становится ниже, выстраиваются новые логистические цепочки. Возникают новые тенденции в бизнесе: оптимизация внутренних процессов, пересмотр ниши и ценовой политики, трансформация маркетинговых активностей. Многим придется искать больше точек соприкосновения с потребителями, работать над улучшением клиентского опыта, совершенствовать нативные инструменты продвижения, анализировать и использовать big data, развивать социальную составляющую.
Топ-10 МЕГА оборудования для бизнеса. Бизнес идеи будущего. Куда вложить деньги?
Сейчас бизнесу невыгодно урезать расходы на маркетинг из-за происходящего импортозамещения. У российских компаний впервые появился шанс занять ниши ушедших зарубежных конкурентов. Главная задача маркетологов — сформировать у людей новые привычки потребления и завоевать их доверие на годы вперед.
Эльвира Галимова, основатель PR-бюро «Done Media» и образовательной платформы «Done Media Kafedra»:
По ряду очевидных причин горизонт планирования для многих предпринимателей (и не только для них) резко сузился. Планировать что-то на далекую перспективу сейчас просто нельзя. Если раньше можно было запускать новые проекты в экспериментальном формате, не опасаясь за некоторые провалы, рассчитывая на кредитование и прочие «спасательные круги», то теперь такой подход неактуален. Бизнес действует практически в мануальном режиме и работает «здесь и сейчас».
Говорить о перспективах сложно, но можно. Очевидно, что будут востребованы такие направления как IT, сельское хозяйство, финансы. Также может наметиться рост в нише рекламы, маркетинга и PR.
Конкуренция на внутреннем рынке, скорее всего, будет расти. И крупные компании, и индивидуальные предприниматели начинают бороться за выживание на отечественном рынке. Для этого им необходимо активно включиться в работу над повышением узнаваемости бренда, наращиванием ссылочной массы в печатных и онлайн-СМИ. Услуги и товары должны быть на виду, чтобы потенциальный клиент мог быстро и просто выбрать для себя актуальное предложение, связаться с поставщиком, а далее – заключить сделку и осуществить продажу. Находясь где-то в тени или, условно говоря, на 150 месте в выдаче поисковых систем и социальных сетей, этого не добиться.
КАК КАЗАХСТАНЦЫ ЖИВУТ В ДУБАЕ. ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА. АДАПТАЦИЯ. РАСХОДЫ. ОЖИДАНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Теперь компании не будут работать по принципу «сливания бюджета», а станут более щепетильно подходить к выбору исполнителей и партнеров в части рекламы, маркетинга и PR. Разумеется, рекламным и PR-агентствам, которые привыкли работать с иностранными компаниями, тоже придется перестраиваться, предлагать лояльные цены на услуги, вводить бесплатные опции. Например, консультации.
Среди населения может вырасти спрос на услуги в направлениях психологии, юриспруденции и делового консалтинга. Массу вопросов, касающихся снижения уровня тревожности, дистанционной продажи недвижимости и получения вида на жительство в других странах, уже слышат российские эксперты.
2023 год станет годом неопределенностей и ожиданий. Но это не значит, что нужно остановиться. Соедует заниматься тем, чем умеешь, но трансформировать свои навыки и предложения, менять их под реалии нового времени: предлагать краткие консультации, расширять перечень услуг и всячески проявлять гибкость.
В каком направлении открыть новый бизнес? На мой взгляд, деловой консалтинг потребует минимальных вложений. Как пример: провести консультацию по PR-стратегии можно удаленно, не неся никаких серьезных затрат. Все, что нужно – выход в интернет, опыт успешной реализации проектов, понимание делового климата и конъюнктуры рынка.
Это же можно применять к юриспруденции, праву, психологии. Прибыльными станут и ниша IT-проектов. Бизнесу нужно будет применять новые управленческие схемы, сокращать незапланированные издержки и затраты, на которые раньше можно было не обращать большого внимания.
Как ни прискорбно, но думаю, что ресторанный бизнес, который только начал оправляться от последствий пандемии, снова ждет крутое пике. Люди будут меньше тратить, и посещение ресторанов для многих станет не вариантом нормы, а исключением. Количество корпоративных мероприятий, вероятно, тоже сократится. Возможно, точки быстрого питания будут подвержены таким тенденциям в меньшей степени. Поэтому новые ресторанные проекты в 2023 лучше не начинать.
Кинотеатральная отрасль также по понятным причинам сейчас в паузе, и как скоро будет нажата кнопка «play», пока не очень понятно. Зрителям не всегда интересно смотреть фильмы прошлых лет и картины времен СССР. И даже запах попкорна и безусловная ментальная магия кинозала не могут стать рычагом воздействия на потребителя. Так что лучше не делать ставку на те проекты и услуги, которые не находятся в плоскости жизненно важных или хотя бы желательных.
Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России, член Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, главный консультант конкурса решений промышленного дизайна «Фабрика Дизайна»:
2023 год может и должен стать годом роста для российских предпринимателей. Бизнесы уже адаптировались к большому количеству санкций, прекращению взаимодействия с рядом зарубежных компаний, а некоторые смогли перенаправить свои усилия на новые рынки – в том числе в Китай и Индию, которые в следующие десять лет будут наиболее крупными. С этим связан активный тренд на разработку промышленного дизайна.
Кроме того, важным остается тренд на достижения технологического суверенитета. Необходимо максимально обезопасить производства от санкций со стороны иностранных государств. Это вопрос гораздо более глобальный и сложный, чем импортозамещение.
И в экспорте, и в технологическом суверенитете, особую роль будет играть промышленный дизайн, так как дизайн — самый эффективный инструмент повышения конкурентноспособности продукта. Это связано с растущим спросом на отечественные разработки в промышленном производстве. В России есть сильные команды, бюро промышленного дизайна, молодые специалисты, способные учесть одновременно большое количество факторов (включая материалы, производственные линии, возможности логистики) при разработке продуктов и упаковки.
Источник: uldelo.ru
Бизнес будущего
Эту статью я публиковал еще на конкурс трендклаба, когда он там проходил, но, думаю, что тут найдутся люди, которым будет интересна моя статья и её обсуждение.
Статья стостоит из трёх частей: Видеорынок, Монополисты и Геймдев.
Рынок будущего. Часть 1: Видеорынок
Рынок будущего. Часть 2: Монополисты и большие компании
Рынок будущего. Часть 3: Геймдев
Каким Вам представляется рынок будущего? Не какой то определённый, а в общих чертах, какая черта развития окажется едино верной?
Я постараюсь в этой статье осветить своё мнение насчет развития рынка в ближайшие n-лет. Заранее предупреждаю, что красиво статьи писать не умею, поэтому прошу за красоту слова не критиковать.
1. Видеорынок
Сейчас еще многие помнят шумиху вокруг «Пиратской бухты» и намумевшую историю с штрафом в несколько миллионов долларов за закачку двух десятков песен. Та и вообще, фурор вокруг всего этого до сих пор и не думает униматься, и, судя по всему, еще не скоро всё это пройдёт. Вся эта история завязалась в основном из-за того, что по мнению производителей фильмов (если их можно так назвать), пиратсво отнимает некоторую часть дохода с фильмов, чем понижается уровень доходов с единицы продукции.
А если же рассмотреть, из чего состоит доход корпорации, снявшей фильм?
Кассовые сборы+Выручка за болванки-Работа актёров (порой до полумиллона долларов за серию [см. Dr. House]), или же огромные суммы за фильм, а ведь кинозвёзд не мало-то нанимают, далее отнимаем расходы на декорации, моделлинг, аренду и прочее, и в итоге оставшиеся деньги являются доходом за фильм.
Сейчас некоторые небольшие корпорации добавили на свои сайты раздел «Donate», то есть добровольные пожертвования, и добавляют ссылки на раздачи трекеров. Такое практикуется добольно часто «за бугром», поскольку уровень доход значительно выше, и есть из чего жертвовать.
А теперь, собственно, к чему я веду: уровень развития компьютерных технологий сейчас достаточно высок, а программные возможности позволяют при определённой сноровке создавать вполне фотореалистичные сцены. Учитывая темпы технологического прогресса, через пару лет достижение полной фотореалистичности не будет являться особой проблемой, и в данном случае логичней всего будет отрендерить лицо того же Бреда Питта, который благодаря IT станет и вечно молодым на экране ваших (голографичеких) телевизоров. Если вычесть стоимость на аренду помещений, оплату труда и проживание (с питанием) звёзд, а так же прочие побочные расходы, а нанять более профессиональных моделлеров и большее их колличество, можно будет «снимать» фильмы в разы дешевле и сцены практически любой сложности.
В итоге, если учесть, что пиратсво ни под каким предлогом не желает искореняться, и ко всему этому наличие элементарной логики у продюссеров мы можем предположить, что в ближайший десяток лет скромность бюджета фильма будет не минусом, а наоборот наибольшим плюсом фильма (в экономическом и эстетическом плане) и вполне может оказаться, что прославленные 20th century хорошая ОС», вспомним WinVista, Win7; WinMillenium, WinXp; Win95, Win98.
Одним из наиболее распостранённых методов отдыха, само собой, является игра в «компьютерные игры» (мы-то знаем, что игры уже давно есть не только на компьютере). История электронных игр начинается в далёком 1978 с компании Nintendo, создавшей свою первую игровую приставку. Далее некоторые игры от нинтендо появились в Советском Союзе, несколько переделанные под советских детей.
Постепенно развиваясь, к началу 21го века существовали довольно популярные в то время восьмибитные приставки Sony, Sega, Nintendo, Dendy. Небось многие помнят игровые клубы с рядами Sony PS1 и стопками дисков в сейфе у кассира 🙂 Собственно, примерно в это же время уже существовали довольно приличные трёхмерные игры, которые вполне могли посоревноваться по графике и геймплею с «приставочными», но от приставок азарт был больше, всё-таки. За примерно десять лет, прошедшие с тех пор, благодаря высокоскоростному развитию компьютерных технологий, мы имеем на домашнем пк игры с довольно высококачественной графикой (не на столько, конечно, на сколько хотелось бы), но ведущую позицию, конечное же, занимают приставки, которые за 10 лет значительно обогнали компьютеры как по производительности в плане видеоигр, так и по удобству контроллера (ведь значительно проще играть манипулятором/джойстиком на PS2-3 или гаджетами на Wii, чем на клавиатуре).
Что же может ожидать игровую индустрию в обозримом будущем? Ведь компании-производители игр имеют тоже весьма высокий доход за игры (что стоит ежемесячный абонемент WoW или недавние продажи Modern Warfare 2). Игровая промышленность не может иссякнуть как таковая — постоянно реализуются свежие идеи, а так же в последнее время появилась мода на адаптацию или же переиздание старых игр.
Некоторые переиздания получаются успешными (Первые части Prince of Persia, Sonic the Hedgehog), некоторые — не очень (Последнее издание Принца). Некоторые компании, такие как Blizzard весьма кропотливо взявшись за работу и используя верную маркетинговую линию продолжают линейки своих игр, годами детально прорабатывая графику и сюжет игр (Diablo III, WoW: Cataclysm, и, конечно же, StarCraft II).
Но у всех современных игр что на ПК, что на приставку есть один существенный недостаток: они с каждым годом требуют всё больше ресурсов (ОЗУ, ПЗУ, Видео), а это тянет за собой всё большие материальные затраты. А помните, как раньше, работая под DOS, боролись за каждый килобайт памяти? И чего стоят такие примеры работ сейчас, как 3d-модели под DOS весом всего в 256 байт(!), использующие только ресурсы процессора, а игра .kkrieger (http://www.theprodukkt.com/kkrieger), который занимает всего 96 килобайт и полностью написан на ASM. А ведь эта игра обеспечит вам 10 минут полноценной игры в стиле Quake 3 со спецэффектами, музыкой и текстурами написаными всё на том же ассемблере. По словам разработчиков, если бы всё было написано традиционными методами, игра занимала бы около 300 мб!
Что же мы имеем? Если бы игры писались на ASM, мы могли бы сейчас сидеть на одном железе около 10 лет и играть в игры с графикой Stalker’a или Crysis, но вместо этого мы имеем Blue-ray болванки для PS3 и игры весом по 10 и больше гигабайт для PC и ко всему этому необходимость каждые 3-4 года обновлять железо, поскольку оно морально устаревает, хотя может еще работать годы напролёт.
Почему всё так? Потому что всё это выгодно разработчикам. Да, разрабатываются новые технологии, улучшается производительность рабочих станций (но зачем! улучшайте производительность софта!), и в итоге мы имеем то, что имеем — в связи повышением производительности, формируются программные продукты, использующие всё больше ресурсов, и так до бесконечноти.
Быть может мы через 5 лет будем считать нормой винчестер в 500тб? 1000? Но всё это пустые слова, что говорить о том, что небольшая кучка народу не может поменять. Собственно о играх:
Недавно Microsoft inc. была разработана технология Natal, позволяющяя использовать слежение за движениями без использования каких-либо датчиков или визуальных маркеров. Первой она появится на их приставках (Xbox). Это — существенный шаг вперёд от Nintendo Wii, использующей как манипулятор пульт ДУ с акселерометром, и огромный скачок от прочих видеоприставок и ПК. Скорее всего, в будущем ММО-шутеры типа Battlefield и CoD будут так и проводиться: одел шлем, кальсоны, взял ружье-геймпад, отсканированная с Google maps карта становится локацией, а на забрале шлема выводится статистика. Всё это ближе чем кажется, а технология Natal и нынешнее стремление минимизировать всё делает это реальным в ближайшие 5 лет.
Может быть, Sony с их приставками как PSP и смогут удержаться на рынке определённое время, пока не появятся какие-то новые разработки, но приставки типа PS2, PS3 станут просто анахронизмом. Сейчас уже компанией Nintendo продаются гаджеты для игр с физической нагрузкой (гантели, велосипед. ), так и в будущем, скорее всего, будет вполне заурядным делом пробежаться утренний кросс и, «убив» по пути с десяток виртуальных мобов, получить уровень в очередной ММОРПГ.
Тем более, уже сейчас практикуется создание игр для Windows Mobile и прочих платформ с использованием GPS-навигации для поиска «мобов», «лута» и других игроков в игры (см. Pacman на улицах америки).
Говорить про монетизацию, думаю не стоит, поскольку пираты и крэкеры всегда были и всегда будут. Практически любую систему защиты можно обойти, нужно лишь время (или деньги). В наше время наиболее успешной системой защиты считаю Steam. Valve производит прекрасные игры, и купив их по весьма небольшим ценам, Вы можете играть хоть всю жизнь (а их игры того стоят своим геймплеем, чего L4D и TF2 стоят), но поиграть даже с Crack’нутым Steam клиентом вы сможете только на пиратских серверах (да и то не всегда получается).
Может быть, пока я писал эту статью, у гениев из Nintendo или Microsoft родилась очередная сумасшедшая идея и они её пытаются реализовать 🙂 Кто знает, будущее рядом. Стоит только открыть глаза и протянуть руку.
Источник: habr.com