Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и другие. Экономические условия – это, в первую очередь, предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т. е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это – банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.
Рафаэль Марданшин: нам нужно создавать благоприятные условия для развития бизнеса
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды.
Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого – на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что, в свою очередь, влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.
Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора, и др.
Насколько в нашей стране благоприятные условия для развития бизнеса?
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это, в первую очередь, наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Формирование благоприятной бизнес-среды
Большой интерес в юридическом сообществе вызвали инициативы, о которых сообщил министр экономического развития РФ Максим Орешкин на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Реализация одной из них – запуск платформы знаний и сервисов для бизнеса – начинается 1 февраля. В целом поддерживая предложения Минэкономразвития, эксперты рассматривают перспективы их реализации и возможные издержки, которые считают преодолимыми и не снижающими ценности этих инициатив.
Как сообщается на сайте Минэкономразвития, Министерство предлагает, во-первых, внедрить систему PostBox Office, что позволит заменить обязательный сейчас при регистрации бизнеса юридический адрес на почтовый ящик в банке. «Существующие сейчас требования приводят по факту к формированию целого рынка “серых” услуг по аренде юридических адресов, которые в Москве обходятся предпринимателям в сумму от 20 до 50 тысяч и с которыми в итоге борется налоговая служба. Здесь мы видим огромный потенциал, связанный с привлечением к этой работе кредитных организаций, где предприниматель открывает счет», – сказал Максим Орешкин.
Еще одна инициатива Министерства – «Старт за ноль» – позволит снизить государственную пошлину за регистрацию юридического лица при подаче документов в электронном виде. Предполагается также отменить комиссии банков при открытии предпринимателем счетов и развивать уже работающую систему льготного кредитования малого и среднего бизнеса по ставке 6,5%.
А уже с 1 февраля запускается платформа знаний и сервисов для бизнеса. Это агрегатор образовательных программ и сервисов для бизнеса, выстроенных на основе жизненного цикла предприятия. Он обеспечит реализацию принципа «одного окна» в цифровом пространстве для оказания различных услуг малому бизнесу, таких так образовательные, банковские, небанковские (В2В) и государственные услуги в онлайн-пространстве. В дальнейшем на платформе планируется размещение иных сервисов, востребованных предпринимателями. Первым таким сервисом станет дистанционная регистрация бизнеса и открытие счета в банке.
К намерению Минэкономразвития упростить процесс регистрации бизнеса адвокаты и практикующие юристы отнеслись в целом позитивно, отметив при этом ряд вопросов, которые необходимо будет решить для их успешной реализации.
Так, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Алексей Елисеенко отметил, что «данная инициатива при ее реализации потребует внесения изменений в целый ряд нормативно-правовых актов, включая Гражданский кодекс РФ». И детальную оценку можно будет дать лишь после появления соответствующего законопроекта.
Например, пока не совсем ясно, в каком виде будет реализована возможность получения юридическими лицами, зарегистрировавшимися без физического адреса, юридически значимых сообщений. «В силу действующего законодательства адрес юридического лица в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ, и такое юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя, – указал Алексей Елисеенко. – Данное правило позволяет любому заинтересованному лицу узнать в ЕГРЮЛ официальный адрес юридического лица и направить по нему юридически значимое сообщение, риск неполучения которого будет лежать на самом юридическом лице. При отмене требования о наличии физического адреса потребуется проработать иной механизм получения компаниями юридически значимых сообщений».
Кроме того, по его мнению, отмена обязательного требования о наличии реального физического адреса может ударить по существующему в настоящее время рынку аренды юридических адресов. В то же время такое нововведение должно облегчить работу налоговых органов, которые сейчас ведут активную деятельность по проверке достоверности сведений о юридических адресах, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Партнер Адвокатского бюро «Бартолиус», адвокат Сергей Гревцов обратил внимание на тот факт, что открыть малый или средний бизнес сейчас не составляет большого труда. Однако, по его мнению, «на протяжении нескольких лет наблюдается последовательная тенденция, при которой упрощается порядок создания бизнеса, но при этом давление на него усиливается». Главную проблему адвокат видит не в процедуре регистрации юридических лиц, а «в минимизации давления государства на бизнес, которое выражается в масштабных налоговых и правоохранительных проверках деятельности предпринимателей через год их работы. В рамках данных проверок государственные органы фактически просят передать им для анализа всю рабочую документацию (без учета, что она содержит коммерческую тайну) и раскрыть всю информацию о движениях денежных средств».
Саму же идею Минэкономразвития избавить предпринимателей от необходимости указывать юридический адрес Сергей Гревцов воспринял позитивно, поясняя: «Сейчас, если юридическое лицо не располагается по своему юридическому адресу (использует предлагаемый “абонентский адрес”), то налоговый орган может внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности юридического адреса, что в дальнейшем автоматически влечет для генерального директора данной компании невозможность внесения сведений о нем как о руководителе других компаний. Кроме того, в дальнейшем это повлечет административную ликвидацию».
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков в целом положительно оценил инициативу Минэкономразвития: «Предложение Минэкономразвития стоит приветствовать. Эта инициатива, определенно, будет способствовать формированию благоприятной бизнес-среды в стране. Прежде всего это касается частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Издержки тут тоже неизбежны: например, увеличение числа фирм-однодневок. Но это вполне преодолимая проблема, не снижающая ценности данной инициативы».
Фото: пресс-служба Минэкономразвития
Источник: fparf.ru
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
Разное
Просмотров 687 Опубликовано 14.09.2016
ИНФОРМАЦИЯ
о наиболее актуальных вопросах развития сектора малого и среднего предпринимательства Алтайского края
Налоги и платежи.
Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, предполагается внедрение возможности для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, уплаты налога и страховых взносов по принципу «одного окна». Также предполагается смягчение фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды. Пунктом 32 Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации Стратегии предусмотрена разработка дополнительных механизмов обеспечения стабильных условий («неухудшения условий») реализации инвестиционных проектов малыми и средними предприятиями.
В 2015 году в Алтайском крае в значительной степени изменен региональный закон о патентной системе налогообложения, в котором существенно расширен перечень видов экономической деятельности, в отношении которых может применяться данный режим налогообложения (до 96 позиций), и применен механизм дифференцированного подхода к определению стоимости патента в зависимости от вида хозяйственной деятельности, места его осуществления и количества наемных работников. Также значительно снижен размер потенциально возможного годового дохода по ряду экономически важных и социально значимых видов хозяйственной деятельности.
В 2016 году Алтайским краевым Законодательным Собранием принят закон Алтайского края «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения на территории Алтайского края». Согласно указанному закону нулевая ставка налогообложения действует для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.
Кроме того, в ходе заседания Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края (далее -«Общественный совет»), состоявшегося 12.07.2016, главам администраций муниципальных районов и городских округов рекомендовано:
проанализировать и скорректировать систему показателей, используемых для расчета коэффициента К2 при определении суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в целях стимулирования развития бизнеса по приоритетным для территории видам деятельности;
информировать население и бизнес-сообщество, в том числе на уровне сельских советов, о налоговых механизмах стимулирования предпринимательских инициатив, в том числе при использовании патентной системы налогообложения и «налоговых каникул».
Контрольно—надзорная деятельность.
С 2015 года в Российской Федерации ведется работа по комплексному реформированию системы контрольно-надзорной деятельности. Установлен режим «надзорных каникул», что за год позволило снизить объем плановых проверок малого бизнеса примерно на 20% от общего количества. В апреле 2016 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 годы, подготовленная Минэкономразвития России. Ключевой идеей документа стал переход органов контроля на риск-ориентированный подход, согласно которому органы надзора будут определять форму, продолжительность и периодичность проверок компании исходя из ее категории риска либо класса опасности, что позволит органам контроля концентрировать больше своих ресурсов на проверку хозяйствующих субъектов, имеющих повышенные риски, и при этом уделять меньше внимания субъектам бизнеса с низкими рисками нарушения обязательных требований, с низкой опасностью негативных последствий, если такие обязательные требования будут нарушены (требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — «Федеральный закон») о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора вступают в силу с 01.01.2018).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 информация о всех проверках, результатах и принятых мерах вносится в единый реестр проверок, размещенный на специализированном сайте в сети Интернет (www.proverki.gov.ru) в форме открытых данных.
В федеральном законодательстве закреплено право юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки привлекать Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья 4.1.1, в соответствии с которой за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
С июля 2017 года будет исключено применение в ходе контрольных мероприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР. Также среди новаций — введение практики «проверочных листов», механизма предварительной проверки обращений, являющихся основанием для проведения внеплановых проверок. Особое внимание уделяется профилактике нарушений — разъяснению требований контролеров.
Следует отметить, что деятельность 23 органов контроля (налоговые органы, Росреестр, ФАС и др.) не попадает под действие Федерального закона, вследствие чего проводимые ими внеплановые проверки не согласовываются с органами прокуратуры (под надзор прокуратуры попадает лишь 3% внеплановых проверок). Президентом страны В.В. Путиным в июле 2016 года дано по-
ручение о подготовке предложений по расширению действия Федерального закона в части дополнительных возможностей органов прокуратуры по ограничению внеплановых проверок.
На территории края органами контроля и надзора также продолжается планомерная работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, приоритетом которой является внедрение новых форм и методов, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес. Указанная проблематика будет рассмотрена в ходе Открытого форуме под председательством прокурора Алтайского края Хорошева Я.Е. в октябре текущего года, а также на заседании межведомственной комиссии Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства под руководством первого заместителя Губернатора Алтайского края Локтева С.А.
Разрешительная деятельность.
Постановлением Администрации Алтайского края от 30.01.2014 № 34 утверждена «дорожная карта» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае». В указанной «дорожной карте» предусмотрены мероприятия:
— сокращение количества временных и финансовых затрат на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов;
— разработка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории;
— формирование реестра свободных земельных участков, обеспечение доступности информации о свободных земельных участках.
В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» в 2015 году внесены изменения в закон Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» в части дополнения перечня случаев, не требующих получения разрешения на строительство, и включает объекты газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также сооружения связи, на которые не требуется получение разрешения на строительство.
Также постановлением Администрации Алтайского края от 02.07.2015 № 266 утвержден Порядок размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
По итогам реализации «дорожной карты» в 2015 году количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения и жилищного строительства, составило 15. Срок исполнения процедур для получения разрешений на строительство эталонного объекта жилищного строительства в 2015 году составил 130 дней.
Решением штаба по обеспечению безопасности электроснабжения в Алтайском крае от 19.11.2014 (с изменениями от 12.11.2015) утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры в Алтайском крае», в результате реализации которого:
внесено дополнение в закон Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство, в части электроустановок до 20 кВт;
созданы открытые информационные ресурсы о наличии у потребителей электрической энергии свободных мощностей, доступных для перераспределения (сайты сетевых компаний);
введено оп-1те обслуживание потребителей, прием заявок от потребителей на технологическое присоединение объектов через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
По итогам реализации настоящего плана мероприятий в 2015 году предельный срок подключения потребителей (до 150 кВт) с даты заявки на технологическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присоединении сокращен до 135 дней, до 4 этапов (процедур).
В настоящее время Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края прорабатывается вопрос о разработке региональной «дорожной карты» «Оптимизация процедур подключения к сетям газоснабжения». Для этих целей сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители АО «Газпром газораспределение Барнаул», АКГУП «Алтайские инженерные системы», ООО «Сиб-газэксплуатация», ФГБУ «ФКП Росреестра», ООО «Газпром межрегионгаз», Государственной инспекции Алтайского края, Алтайского краевого Законодательного Собрания, администрации г. Барнаула, Сибирского управления Росте-хнадзора.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Государственная политика содействия развитию малого и среднего предпринимательства строится на приоритетах адресной, прежде всего, финансово-кредитной поддержки субъектов предпринимательства. В первую очередь они обращены к эффективно-развивающимся предприятиям, социально-значимому и начинающему бизнесу, стратегия развития которых предусматривает повышение конкурентоспособности, качественных характеристик своей деятельности и роли в социально-экономическом развитии конкретных территорий края.
На сегодняшний день в регионе действует более 30 различных форм только финансово-кредитной поддержки, кроме того, предприятия края успешно пользуются механизмами, предлагаемыми федеральными институтами: АО «Корпорация МСП», АО «МСП-Банк», Фонд развития промышленности и др. Наиболее полную и актуальную информацию можно получить на главной странице официального сайта управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (http://altsmb.ru/ ) в разделе «Актуально» — «Гос. поддержка».
Государственные закупки.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд положений, направленных на обеспечение участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. В частности, государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. рублей.
Необходимо отметить, что в Алтайском крае в целях расширения участия малых компаний в закупках товаров (работ, услуг) такой объем увеличен до 30% совокупного годового объема.
В целях максимального информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о правилах участия в закупках для государственных и муниципальных нужд, ограничениях такого участия, предъявляемых требованиях к участникам, а также особенностях соблюдения действующего законодательства о контрактной системе управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуре совместно с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края разработан и реализуется комплекс мероприятий по обучению в 2015-2016 годах представителей малого и среднего бизнеса региона законодательству о контрактной системе, включающий:
обучение в рамках реализации ведомственной целевой программы «Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013-2016 годах» и Президентской программы подготовки управленческих кадров «Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (в учебный процесс включены лекционные и практические занятия, посвященные контрактной системе в сфере закупок);
ежемесячные обучающие семинары (в том числе выездные) на базе КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор», МБУ «Бийский бизнес-инкубатор», Алтайской торгово-промышленной палаты и дистанционное обучение предпринимателей муниципальных районов и городских округов края посредством программного технологического комплекса.
В целях дальнейшего расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным закупкам, а также к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края разработана соответствующая «дорожная карта». Основными мероприятиями являются:
внедрение практики проведения экспертизы технических заданий закупок заказчиков до их осуществления;
создание информационной системы «Портал поставщиков Алтайского края»;
разработка и совершенствование типовой закупочной документации, технических заданий на отдельные виды продукции, типовых условий контрактов
формирование и реализация программ «доращивания» поставщиков для выполнения заказов со стороны отдельных заказчиков;
совершенствование практики формирования совместных закупок.
Взаимодействие бизнеса и власти.
Основные площадки, в рамках которых предпринимательское сообщество может обсудить совместно с органами государственной власти и местного самоуправления наиболее актуальные вопросы своей деятельности:
Общественный совет при Управлении ФНС по Алтайскому краю (тел.: (3852) 669678);
Общественно-консультативный совет при УФАС по Алтайскому краю (тел.: (3852) 2445 10);
Совещательный орган по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства, при Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю (тел. (3852) 243239);
Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса и межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей при прокуратуре Алтайского края (тел.: (3852) 200611);
общественные советы по развитию малого и среднего предпринимательства при главах администраций муниципальных администраций
Источник: spa22.ru