BPMS — Business Process Management Suite — это класс программного обеспечения, которое заточено на управление бизнес-процессами в условиях частых изменений. Основная идея BPMS: процесс моделируется в графической среде и представляет собой набор графических элементов в определенной нотации, задается набор атрибутов процесса, после чего процесс запускается на исполнение (пользователи начинают получать задания).
Любое изменения процесса после этого изменяет его поведение в исполняемой среде. Такая работа обычно выполняется бизнес-технологами. Получается, что бизнес-пользователь действительно может создать приложение без участия ИТ-специалиста. Но так могут думать только те, кто совершенно не представляет себе из чего складывается информационное пространство современной организации, даже самой небольшой.
Системы BPMS занимают собственную нишу, не заменяя, а дополняя возможности существующего системного (СУБД, сервера приложений) и прикладного программного обеспечения (ERP, CRM, производственные, торговые, бухгалтерские и другие системы). ИТ-специалист, в арсенале которого появилось это средство, обнаружит вокруг себя достаточно много задач, которые без BPM решались либо неэффективно, либо вообще никак.
Описание и автоматизация бизнес-процессов в исполняемых BPM-системах
В чем преимущество использования BPMS:
- BPM не столько выдвигает новые идеи, сколько развивает и комбинирует уже известные. В науке достижения часто появляются на стыке дисциплин или направлений. В случае BPM таких направлений три: процессное управление и реинжиниринг бизнес-процессов, документооборот и управление потоками работ (Workflow), интеграция корпоративных приложений (EAI).
Не конкретизируя как BPM развил эти направления (интересующихся адресуем к статье «Истоки BPMS» на сайте bpms.ru), отметим, что BPM удачно их комбинирует. Например, сочетание процессного управления и интеграции приложений дало интеграцию на основе бизнес-процессов, а сочетание технологий Workflow и методологии реинжиниринга дало полный цикл управления бизнес-процессом (моделирование-исполнение-анализ) на основе единой модели. - BPMS — это класс системного программного обеспечения, появление которого следует той же логике, что и появление СУБД за двадцать лет до того. Вспомним: в свое время мысль о том, что данные целесообразно отделить от алгоритмов и использовать для управления ими специализированное системное программное обеспечение в виде СУБД, вовсе не была очевидной. Скептики говорили, что их программы и так справляются с хранением данных, и никакая СУБД не сможет делать это быстрее и лучше, и вообще СУБД — это лишняя трата денег.
Сегодня то же самое происходит с процессами: появилось понимание того, что у этих информационных объектов есть специфика, отличающая их и от алгоритмов, и от данных. Как следствие, появилась идея специализированного системного программного обеспечения, которое (как и СУБД в случае данных) полностью возьмет на себя управление процессами: моделирование, хранение, исполнение, анализ и т.д. — т.е. BPMS. - Системы BPMS органично сочетаются с уже сложившейся ИТ-инфраструктурой: для хранения данных о процессах используются распространенные реляционные СУБД, для исполнения процессов — сервера приложений на платформе JEE или .NET, для интеграции — существующие адаптеры (ODBC, JDBC, JCA) и веб-сервисы, для авторизации и аутентификации — службы каталогов (LDAP, Active Directory).
BPM и SOA, в отличие от предыдущего поколения средств Workflow и EAI, следуют открытым стандартам в моделировании процессов (BPMN, BPEL, XPDL) и в интеграции с корпоративными приложениями (SOA и вебсервисы). - BPM подразумевает непрерывное усовершенствование и короткий цикл разработки. Инструментарий BPMS позволяет визуальными средствами быстро разработать начальную схему бизнес-процесса и запустить ее в опытную эксплуатацию. В дальнейшем BPM (в сочетании с SOA) позволяет с минимальными затратами дорабатывать бизнес-процесс и увязывать его с разнородными корпоративными системами.
Это полностью соответствует современным тенденциям в разработке информационных систем. Короткие циклы разработки предпочтительны перед традиционным длительным циклом. Успех сопутствует тем проектам, где пользователь максимально быстро получает первую версию программы и имеет возможность, с одной стороны, начинать извлекать из нее пользу (что способствует быстрому возврату инвестиций), а с другой — оперативно вносить корректировки в дальнейшую разработку, страхуя тем самым программистов от дорогостоящих ошибок. И именно по этой схеме реализуются проекты BPM.
Построение системы управления бизнес процессами крупного предприятия / Вебинар
Источник: www.b-k.ru
BPMS: автоматизированная система управления бизнес-процессами
По данным исследовательской компании Gartner в 2018 году мировой рынок информационных технологий вырастет до 3,7 трлн долларов, и при этом корпоративное программное обеспечение останется в лидерах продаж. Рынок IT-разработок насыщен новинками, но не всегда понятно, что действительно нужно, а без чего бизнес может обойтись. Большинство компаний после инсталляции специализированных отраслевых решений обращаются к системам, повышающим эффективность бизнес-процессов.
Разбираемся с аббревиатурами
Давайте для начала выясним, что обозначают некоторые акронимы, используемые в случае, если речь идет об автоматизации бизнес-процессов.
1) BPMS — это Business Process Management System. Класс программного обеспечения, которое помогает управлять бизнес-процессами в условиях частых изменений. Как и любой софт для управления компанией, BPMS нужна для автоматизации рабочих процессов.
2) CRM-система — Customer Relationship Management, система управления взаимоотношениями с клиентами и продажами.
3) ERP-система — Enterprise Resource Planning. Это программное обеспечение, которое позволяет интегрировать производство и операции, управлять трудовыми ресурсами, финансами и активами с помощью хранения данных в единой системе.
Симбиоз систем
BPM-система может быть объединена с другими, такими как ERP и CRM, и тогда авторы софта дают собственное описание получившемуся продукту. Но в основе остается все та же BPMS.
Разберемся, как работают эти системы и в чем их отличие от аналогов, направленных на автоматизацию работы компании.
BPM-система нужна для реализации концепции BPM в компании. В этом подходе бизнес – это набор процессов, а не функций. Так, BPM-система работает не с отделом продаж, а с процессом продажи, не с отделом закупок, а с процессом управления снабжения. Тогда получаем революционный подход по перенастройке бизнеса, где во главу угла ставится оптимизация и контроль бизнес-процессов предприятия.
Сравним подход BPM-системы с более привычными ERP- и CRM-системами.
Как в последних работают пользователи? Например, у сотрудника стоит задача сформировать заказ клиента. Если последовательность работы пользователя не предопределена системой, документ создается в произвольном порядке. Есть набор функций: открыть форму заказа, выбрать товары, прописать цены, создать клиента, и эти задачи могут быть выполнены в разной последовательности.
В BPM-системе шаг влево или вправо, да, еще и в произвольной последовательности недопустим. Только когда пользователь над системой, у него есть свобода маневрирования. А над ней он находится в момент выбора бизнес-процесса для обработки.
В других программных продуктах главное, чтобы операция была выполнена, в то время как в BPMS сделан акцент на реализации всей комплексной системы действий. Чтобы конвейерная линия работала без перебоев, нужна концентрация на конкретных маленьких шагах в жестко определенном алгоритме выполнения задач.
Варианты решений
Можно выделить три варианта реализации бизнес-процессов в компании: бумажный, электронный (с использованием учетной системы) и процессный (с использованием BPMS). Рассмотрим, как простая задача согласования счета решается в этих трех подходах.
Бумажный подход
Исполнитель получает счет, относит его в бухгалтерию, где счет вносится в платежную ведомость, которая согласовывается начальником. После получения согласования, счет оплачивается бухгалтерией.
Минус этого подхода в нечетких границах ответственности и непрозрачности этапов, а также в лишних трудозатратах. Если где-то возникла ошибка, например, оплатили сразу 100% стоимости взамен 50%, то сложно определить, на каком этапе возник сбой.
Электронный подход
При таком варианте реализации бизнес-процесса уже используется программное обеспечение, в котором выполняется некое автоматизированное согласование документов. Однако сотруднику приходится в ручном режиме заполнять все необходимые реквизиты счетов, назначать ответственных для согласования, создавать каждый новый этап прохождения документа в системе и обеспечивать контроль его реализации, а затем еще и отправлять счет на оплату в ручном режиме.
Процессный подход
В случае автоматизации оплаты расходных документов с помощью BMPS в системе назначаются ответственные лица за акцепт счета на всех обязательных этапах и настраиваются для автоматического выполнения маршруты согласования в соответствии с действующей в компании процедурой. Тогда сотруднику остается лишь завести счет на оплату в системе, заполняя все необходимые поля карточки документа, и обеспечить в ней запуск процесса согласования для последующей автоматической оплаты. После согласования заявки на всех необходимых этапах, система самостоятельно отправит счет на оплату в бухгалтерию. Кроме того, возможно настроить процесс согласования счетов с автоматической категоризацией по типам расходов, с определением достаточности бюджетов подразделений на их исполнение и пр.
Резюме: выбираем BPMS
В BPMS нужно сначала определить логику работы, а затем разбить весь процесс на этапы:
- создание заявки на согласование счета;
- непосредственно согласование;
- получение результата – оплата или возврат на доработку.
Кроме того, систему можно настроить так, чтобы разные суммы оплаты согласовывали разные сотрудники в зависимости от уровня их полномочий.
Другое преимущество BPMS в том, что у каждого пользователя свои задачи и свое место в процессе причем в автоматическом режиме. Если один сотрудник отвечает за создание заявки, то второй и третий – за ее согласование и оплату соответственно. У каждого свой доступный набор функций и задач, и выполнять в системе можно только прописанные этими задачами действия.
Источник: flexbby.com
BPM/BPMS (Business Process Management System/Solution)
BPM (Business Process Management) — одна из современных управленческих методик включающая в себя совокупность идеологии и программного обеспечения управления бизнес-процессами.
BPM представляет собой молодой подход, который начал развиваться с 2000 года, придя на смену концепциям реинжиниринга бизнес-процессов.
С точки зрения философии управления, BPM призывает отойти от функционального осмысления деятельности организации к её видению как совокупности бизнес-процессов пересекающих функциональные границы. Здесь, в отличие от реинжиниринга, ориентация происходит на непрерывный процесс усовершенствования бизнес-процессов компании. Кроме того, концепция BPM предполагает фокус на взаимодействии как между людьми, так и системами и аппаратными средствами.
Однако сам подход BPM прочно связан с BPMS — Business Process Management System/Solution, технологической составляющей BPM. (Следует заметить, что в настоящее время термины BPM и BPMS применяются равнозначно для общего названия подхода). С этой стороны BPM представляет собой интегрированный набор инструментов, позволяющий моделировать процессы, автоматически их исполнять и контролировать эффективность.
Для реализации этих трех аспектов процессного управления BPMS состоит из трех глобальных элементов:
- средство моделирования
- средство исполнения («движок»)
- средство мониторинга
Средство моделирования
Для описания и моделирования бизнес-процессов BPM не использует такие общепринятые в реинжиниринге нотации как IDEF, и другие. Моделирование бизнес-процессов больше похоже на средства инструментов класса Workflow, достаточно упрощенное для возможности моделирования бизнес-процессов непрофессионалами. Однако разработчики BPMS так же пошли по пути стандартизации, и в настоящий момент существует нотация BPMN и стандарт BPEL.
Средство исполнения
Исполнение начинается со схемы бизнес-процесса, которая загружается в «движок», где происходит запуск процесса. Исполнение подразумевает автоматическое прохождение шагов процесса, а так же реализацию контроля. При этом каждый исполнитель, задействованный в функционировании бизнес-процесса, видит требуемое от него задание. Реализация исполнения бизнес-процессов так же связана со стандартом BPEL.
Средство мониторинга
Мониторинг подразумевает возможность оперативно, в реальном времени, отслеживать прохождение процесса по этапам и исполнителям, а также позволяет формировать отчетность и оценивать результативность и показатели (KPI) процесса.
Важно понимать, что BPMS не представляет собой отдельную, независимую систему, способную единолично создать информационную инфраструктуру предприятия. С этой точки зрения BPMS – средство интеграции, способное обеспечивать взаимодействие различных корпоративных систем и приложений, и, что особенно важно с точки зрения идеологии BPM, людей, с этими приложениями работающими. Примером такой системы может служить «ПитерСофт: Управление процессами» на платформе 1С.
Часто можно встретить мнения, что BPMS есть те же системы Workflow, но с другим инструментарием. Однако это утверждение не совсем корректно. BPMS действительно можно представить как развитие Workflow, но в идеологии BPM важная роль уделяется также мониторингу и межсистемному взаимодействию, информационные потоки в BPMS по большей части представляют собой структурированные данные, содержащиеся в различных хранилищах и репозиториях. В общем виде можно представить, что BPM впитала в себя наработки следующих подходов и методик:
- Процессный подход
- Workflow и системы электронного документооборота
- Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов
- Система сбалансированных показателей и KPI
- Интеграция приложений (см. также SOA)
К основным принципам и эффектам BPM относят способность системы удовлетворять информационные потребности на конкретных рабочих местах, в необходимом объеме и в нужное время, прозрачность и контролируемость процессов, способность быстро и гибко реагировать на изменения, что, в свою очередь, представляет собой одну из предпосылок идеологии BPM.
Смотри также:
- Бизнес-процесс
- Процессный подход
- Модель бизнес-процесса
- BPEL (Business Process Execution Languge)
- BPMN (Business Process Modeling Notation)
- Workflow
Источник: piter-soft.ru