Бюджетные инструменты взаимодействия государства и бизнеса определение виды цели

Теоретические аспекты взаимодействия государства и бизнеса

Определение 1

Методы и модели взаимодействия государства и бизнеса – это способы, которыми осуществляется коммуникация между бизнесом и государством (включая материальные, финансовые и информационные потоки).

Современная экономика представляет собой результат взаимодействия между рыночными механизмами, общественными силами и элементами государственного регулирования. Конкретные формы и масштабы сфер влияния государства, общества и рынка определяются рядом факторов:

  • развитием общества,
  • научными достижениями,
  • уровнем знаний,
  • применяемыми технологиями.

Традиционно в экономических исследованиях ставился вопрос о том, в какой мере государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Системные представления об этом складывались в те исторические периоды, когда ученым удавалось выявить господствующие тенденции экономического развития. В результате формулировались конкретные рекомендации о том, какие формы и методы государственного влияния позволят провести эффективную экономическую политику. Но со временем ситуация менялась, и рекомендации переставали быть действенными.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

К настоящему времени сложилось несколько концепций, по-разному отвечающих на вопрос об оптимальном взаимодействии бизнеса и государства.

Исторически первой научной концепцией стал меркантилизм, сторонники которого провозглашали необходимость активного государственного вмешательства в экономические процессы для обеспечения роста богатства в формате накопления денег (драгоценных металлов).

На смену меркантилизму пришла школа физиократов с концепцией laisser faire («позвольте делать») – принципом невмешательства. Формирование этой школы было обусловлено тем фактом, что предприниматели уже накопили первоначальный капитал, рынки окрепли, а государственные ограничения из поддержки превратились в препятствия развитию. По мнению физиократов, государственное участие должно было быть минимизировано, в идеале – сведено к охране права собственности.

По мере переноса центра анализа от торговли к производству сложилась классическая школа. Ее сторонники считали, что должна быть установлена экономическая свобода, а государство может вмешиваться в экономику для реализации трех функций:

«Методы и модели взаимодействия государства и бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  1. ограждение общества от внешних вторжений и насилия,
  2. ограждение членов общества (по мере возможности) от угнетения и несправедливости со стороны других членов общества (путем создания системы правосудия),
  3. учреждение общественных сооружений и организаций, которые нужны не отдельным лицам, а обществу в целом, и затраты на которые невозможно покрыть частным лицам.

Марксизм предполагал отказ от частной собственности и использования рынка в пользу общественной собственности и централизованного планового регулирования.

Неоклассическая школа концентрировалась на микроуровне, за счет чего была создана теория рыночного равновесия. В рамках неоклассической школы были высказаны предположения, что государство своим вмешательством только нарушает пропорции, поэтому роль государства должна сводиться к контролю за монополиями и производству общественных благ.

Кейнсианство, возникшее в ответ на вызовы Великой Депрессии, обосновало необходимость проведения денежно-кредитной политики в дополнение к бюджетной.

Современный неолиберализм исходит из принципа «конкуренция везде, где возможно; государство – там, где необходимо», а монетаризм предлагает две модели координации экономики:

  1. централизованное руководство, опирающееся на принуждение,
  2. добровольное сотрудничество.

Государственные закупки

Определение 2

Государственные закупки – это процесс приобретения товаров, работ или услуг на бюджетные средства для удовлетворения нужд государства.

Государственные закупки охватывают множество рыночных сфер, потому что для обслуживания государственного аппарата требуются различные товары, работы и услуги – от канцелярских товаров до стройматериалов и автомобилей.

Система государственных закупок подвержена разнообразным коррупционным угрозам. Действительно: когда человек приобретает товар для себя, он заинтересован в том, чтобы найти самое выгодное предложение (самую низкую цену). Когда решение принимает одно лицо (чиновник), а плательщиком является другое (государство), интереса в экономии нет – и за вознаграждение «себе лично» чиновник может согласиться на покупку по завышенной цене (так называемая схема «отката»). Поэтому проведение государственных закупок должно быть жестко регламентировано законодательно и подвергнуто тщательному контролю. Так, в России они проводятся в виде открытых конкурсов (тендеров), сведения о которых в обязательном порядке размещаются на специализированных площадках.

Государственно-частное партнерство

Общемировой тенденцией в последние годы становится активизация отношений между бизнесом и государством в формате совместного решения экономических проблем. Это трансформирует государственную роль, а также приводит к расширению влияния частного сектора в условиях глобализации.

Под государственно-частным партнерством понимают организационный и институциональный альянс между:

  • государством,
  • частными компаниями,
  • международными финансовыми организациями,
  • банками,
  • другими институциональными образованиями,
Читайте также:  За честный бизнес проверить инн

создаваемый для реализации значимых для общества проектов.

Основными формами реализации государственно-частного партнерства являются:

  • контракты, которые заключаются между частной фирмой и государством для осуществления необходимых и полезных обществу видов деятельности,
  • аренда в классической форме или в виде лизинга,
  • концессия – передача частному партнеру определенных функций и правомочий,
  • соглашения о разделе продукции,
  • совместные предприятия (акционерные общества или совместные предприятия, в которых стороны имеют доли).

Источник: spravochnick.ru

ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье рассмотрены основные модели взаимодействия бизнеса и государства , а именно патронаж, приватизация власти, подавление, партнерство. Также показана зарубежная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чубрина К.А.

Бизнес и власть в российских регионах: новые параметры взаимодействия
Модели взаимодействия бизнеса и власти в субъектах российской федерации

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Модели взаимодействия крупных бизнес-корпораций и государства в региональном формате

Взаимодействие властных и предпринимательских структур: инструментарий для реализации общих инвестиционных бизнес-проектов

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS

The article considers the main models of interaction between business and the state, namely patronage, privatization of power, suppression, partnership. Foreign practice is also shown.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА»

ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

магистрант, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Аннотация. В статье рассмотрены основные модели взаимодействия бизнеса и государства, а именно патронаж, приватизация власти, подавление, партнерство. Также показана зарубежная практика.

Ключевые слова: модели взаимодействия; государство; бизнес.

MODELS OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS

master student, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs

Abstract. The article considers the main models of interaction between business and the state, namely patronage, privatization of power, suppression, partnership. Foreign practice is also shown.

Keywords: interaction models; state; business.

В настоящее время взаимодействие государства и бизнеса можно рассматривать как сложную и многогранную сферу экономических и политических отношений. Развитие этих отношений определено разнообразным количеством факторов. В настоящее время для России характерны 4 модели взаимодействия между властью и бизнесом, представленные на рисунке 1.

Разберем по порядку каждую из моделей. Одна из них — «патронаж». Особенностью характеристики для данной модели является объединение государственной власти региона с бизнесом, при этом существуют сильные командные методы контроля над экономическими субъектами. Невозможно не отметить, что часто такой контроль имеет форму давления на бизнес, так как понятно, что субъекты экономической деятельности будут по различному откликаться на попытки государства захватить их себе и использовать в своих интересах.

Рис. 1. Модели взаимодействия власти и бизнеса

Вторая модель, которая является часто встречающейся, называется «приватизация власти». Она представляет собой преобладание одного или нескольких объединенных в группу экономических субъектов. Условие — существование консолидированной экономической элиты, самостоятельно формирующей элиту властную.

Следующая модель — «подавление» («борьба против всех»). Такая модель возникла в регионах с ограниченными эконо-

мическими ресурсами, функционирование которых полностью зависит от получения трансфертов из федерального центра. Здесь государство оказывает на бизнес репрессивные действия.

И последняя модель — «партнерство». Она основана на переговорах между политической и бизнес-элитой. Это результат политического соглашения между ними. В этом случае глава региона предстает своеобразным арбитром между разнообразными группами влияния. Также он является гарантом вну-триэлитной стабильности. Данная модель предусматривает реализацию обмена ресурсами.

То есть бизнес-сообщество приобретает «особые условия» и добавочные экономические ресурсы: своеобразные льготы, освобождение от налогов и тому подобное. В свою очередь государство получает поддержку бизнеса на выборах, а также возможность реализовывать благодаря ему свои программы экономического и социального развития. Главным условием для осуществления такого партнерства является успешное ведение бизнеса.

Что же касается взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах, то здесь оно опирается на плюралистическую модель. Ее истоки — индивидуализм и самостоятельность принятия решения. Он предусматривает взаимодействие с властью только как с политическим регулятором в ограниченный временной интервал времени, поддержание конкуренции, получение максимальной прибыли, верховенство судебного решения во взаимоотношениях между партнерами по бизнесу и между всеми участниками деловых отношений. Здесь государство занимало позиции арбитра, который свободен от упрежденных решений.

Читайте также:  Брюссельская капуста как бизнес

Таким образом, в данной статье были представлены модели взаимодействия власти и бизнеса, показан зарубежный опыт. В наши дни в России отношения государства и бизнеса потихоньку меняется: редкое взаимодействие сменяется постоянным экспертным взаимодействием по различным вопросам.

Источник: cyberleninka.ru

Девять ошибок бизнеса при взаимодействии с государством

Любая сфера бизнеса предполагает взаимодействие предпринимателя с представителями государственных органов. Интенсивность общения напрямую зависит от характера деятельности организации. Нередко оно отнимает силы, время, но при этом не соответствует ожиданиям и не удовлетворяет потребности.

Арсен Григорьян

В большинстве случаев предприниматели не до конца понимают, как следует выстраивать отношения с госслужбами, поэтому совершают ошибки, которые только усложняют ситуацию. Остановимся на наиболее распространенных ошибках и посмотрим, можно ли их избежать.

  • Точки соприкосновения бизнеса с государством
  • Чем полезно для бизнеса взаимодействие с государством
  • Почему предприниматели избегают контактов с чиновниками
  • Проблемы и ошибки бизнеса при взаимодействии с государством
  • Как избежать ошибок при помощи решений LegalTech

Точки соприкосновения бизнеса с государством

Желание большинства предпринимателей — свести общение с чиновниками к минимуму, сделать все, чтобы они хотя бы не мешали вести бизнес. Кроме того, законодательство постоянно совершенствуется, вводятся новые правила и нормы. Необходимость разбираться в новшествах и приводить дела в соответствие с ними тоже добавляет забот.

По некоторым вопросам взаимодействовать с государством бизнесу приходится довольно плотно: лицензирование, получение и обновление разрешительной документации, доступ к разного рода мерам поддержки.

Чем полезно для бизнеса взаимодействие с государством

Вести бизнес в сотрудничестве с государством сегодня стало проще — многие процессы оцифрованы, создана единая система поддержки предпринимательства. В рамках нацпроектов у предпринимателей есть возможность получить весомую поддержку. Это льготное кредитование, лизинг оборудования, обеспечение рабочих механизмов выхода на фондовый рынок, доступ к производственным площадям. Также начинающий бизнесмен может заручиться господдержкой в рамках специальных программ развития, это может быть развитие моногородов или фермерских хозяйств.

В период пандемии меры господдержки стали для многих компаний единственным способом выживания и продолжения деятельности. Они смогли сохранить рабочие места, не потеряли отношения с контрагентами, не утратили конкурентную привлекательность товаров или услуг только за счет вмешательства государства на федеральном и региональном уровнях.

Государство постоянно разрабатывает инструменты поддержки бизнеса, которые не связаны с пандемией. На данный момент актуальны меры для смягчения санкционного давления, которое оказывает влияние на бизнес.

Меры поддержки внедряются поэтапно. Не всегда подобные программы широко афишируются, поэтому предпринимателям нужно постоянно мониторить изменения в нормативно-правовой базе.

Почему предприниматели избегают контактов с чиновниками

Одна из причин, почему бизнес старается минимизировать взаимодействие с госслужбами, объясняется негативным опытом. Например, если в прошлом неправильное применение законодательства привело к отказу в предоставлении госуслуг.

Государственные органы, со своей стороны, заинтересованы в продуктивном общении с бизнесом и предпринимают шаги для облегчения взаимодействия с ним. С этой целью разрабатываются различные электронные сервисы. Однако подобные сервисы часто имеют достаточно неудобный интерфейс. А поиск в интернете приводит к накоплению противоречивой информации. Особенно остро эта проблема ощущается по таким вопросам, как получение различных разрешительных документов, которые выдаются контрольно-надзорными органами, — без них компания просто не сможет продолжать свою деятельность.

Есть и другая проблема — некомпетентность или низкий уровень квалификации чиновников. Это не способствует получению желаемого результата даже тогда, когда все бумаги в порядке. Должностные лица могут намеренно тормозить процесс получения какой-либо услуги, в том числе из-за коррупционной составляющей.

Проблемы и ошибки бизнеса при взаимодействии с государством

Сегодня предпринимателям приходится преодолевать множество проблем. Однозначные рекомендации по этому вопросу дать сложно. Поэтому бизнесмены, вырабатывая собственные решения, совершают определенные ошибки. И это лишь затрудняет общение с государством.

Актуализация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты, которые дают возможность получить госуслугу или пройти необходимую административную процедуру, быстро теряют актуальность. Иногда меняются обстоятельства или условия предоставления услуги.

Читайте также:  Какие меры поддержки малого бизнеса из за коронавируса

Актуальная нормативная база, консультации по бухгалтерской, налоговой, кадровой и юридической тематикам

Часто актуальные версии законодательных актов, особенно региональные, появляются в свободном доступе довольно поздно.

Получение результата без необходимых знаний

Руководителем может быть как начинающий, так и опытный предприниматель. Он пытается сам во всем разобраться, найти необходимую информацию, чтобы решить вопрос. Но на это не всегда хватает компетенций.

При взаимодействии с государством помогает юридическое образование и соответствующий опыт. Если у предпринимателя все это есть, то, несомненно, ему повезло. Если же нет, то правильнее было бы привлечь к сотрудничеству профессионалов.

Отсутствие внутреннего контроля

Иногда предприниматели пренебрегают организацией внутреннего контроля — не следят за тем, как различные аспекты бизнеса соответствуют нормативным положениям. При проверке все нарушения выходят наружу.

Как правило, эти проблемы являются следствием того, что в компании отсутствует юридическая составляющая и не проводятся консультации с профильными специалистами.

Подписание документов без понимания их содержания

При осуществлении деятельности предприниматель подписывает различные документы. Иногда в них содержатся формулировки, которые сложно правильно интерпретировать без соответствующей подготовки. При этом некоторые положения могут нести вред бизнесу.

Неверное представление о схеме работы госслужб

Некоторые предприниматели уверены, что госорганы получают об их бизнесе только ту информацию, которую они сами им и предоставляют (отчеты, декларации, уплата страховых взносов, открытие или закрытие банковских счетов). Из-за этой уверенности возникает иллюзия, что без специальных проверок контролирующие органы не могут получить необходимые им сведения.

На самом деле сегодня любой бизнес является достаточно прозрачным. Особенно для налоговой службы. Поэтому важно понимать, как действовать в случае проверок, как правильно оформлять и направлять документы.

Незнание обязанностей чиновников

Важно разбираться в полномочиях и обязанностях чиновников. Нужно иметь точную информацию о том, кто и по каким вопросам оказывает содействие. Без этого будет сложно определить, намеренно чиновник затягивает процесс и присылает отписки или вопрос просто находится вне зоны его компетенций.

Отсутствие консультирования в интерактивном режиме

Во время проверок у предпринимателей могут затребовать информацию или запугать их штрафами и предписаниями. Они вынуждены реагировать на запросы, но не всегда понимают правомерность действий проверяющих. У них нет возможности проверить актуальность законодательных актов, которыми руководствуются проверяющие.

Желательно заранее позаботиться о присутствии во время проверки юриста, который подскажет правильное решение и даст полезный совет.

Незнание своих прав

Многие предприниматели хорошо информированы об обязанностях перед проверяющими органами, но при этом мало знают о своих правах.

Все это может негативно отразиться на деятельности. Без соответствующих знаний сложно защитить себя в ситуациях, когда представители госорганов превышают полномочия.

Экономия на квалифицированном персонале

Как бухгалтер, так и юрист являются важными элементами бизнеса, именно благодаря их работе обеспечивается эффективное взаимодействие с госслужбами. Они помогают систематизировать документооборот и избежать проблем с законом.

На начальных этапах предприниматель может привлечь аутсорсинговую компанию, если у него нет финансовых возможностей нанять юриста и бухгалтера в штат.

Хорошо, если компетентного специалиста могут порекомендовать знакомые.

Как избежать ошибок при помощи решений LegalTech

Сегодня избежать многих проблем, которые возникают при общении бизнеса с госорганами, можно с помощью технологий LegalTech. Это инструменты для оптимизации работы юристов: сервисы справочно-правовых систем, системы проверки контрагентов, сервисы составления проектов договоров и др.

В России рынок технологий LegalTech — не новое явление, но он еще не успел массово охватить бизнес. Многие предприниматели, особенно на начальном этапе, при взаимодействии с госорганами допускают ряд ошибок.

Рынок IT-решений в области права активно развивается, и существующие технологии позволяют уже не просто просмотреть требуемые сведения о конкретной компании. Есть сервисы, которые осуществляют полную правовую проверку компании на соответствие действующему законодательству. Существуют также вспомогательные сервисы, которые оказывают поддержку от этапа обращения в государственные органы до момента выдачи необходимых документов.

Сегодня предприниматели получили возможность выбора: самостоятельно изучать юридическую специфику своей отрасли, передать все коммуникации с государственными структурами на аутсорс или применять технологии LegalTech и RegTech. Для осознанного выбора необходимо понять, какой вариант является оптимальным в конкретной ситуации, грамотно расставить приоритеты и оценить, достаточно ли будет имеющихся ресурсов.

Арсен Григорьян, основатель компании «Эргиус»

Источник: kontur.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин