Бюджетные учреждения это бизнес

Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения — это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

Как начать бизнес на малом бюджете?

Бюджетные организации

В ряде случаев с термином «государственные учреждения» отождествляется понятие «бюджетные организации». Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Классификация учреждений

Основные типы госучреждений — казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных типа организаций различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами.

Рассмотрим особенности каждого из критериев.

Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение — прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина — отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные государственные организации в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу «особо ценных»).

Государственные учреждения

Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

⚠️ НЕ ОТКРЫВАЙ БИЗНЕС, ПОКА НЕ ПОСМОТРИШЬ ЭТО ВИДЕО | МУЛЬТИЧЕЛ

Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

Бюджетные организации Москвы

Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим — чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением — они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур — перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные — также и в коммерческих банках.

Нюансы классификации

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных «функций» и «услуг.» Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин «бюджетные организации» мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин «бюджетные организации» может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин «бюджетная организация» отождествляется с понятием «муниципальное учреждение». Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами.

То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин «муниципальное учреждение» и «государственная организация» отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин «бюджетная организация» допустимо употреблять как синоним таких понятий, как «государственное» или «муниципальное учреждение». Или же как самостоятельную категорию — в контексте классификации госучреждений. Термины «государственная организация» и «муниципальное учреждение» следует отождествлять осторожно.

Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Госучреждение или госпредприятие?

Выше мы сказали, что термин «государственные учреждения» синонимичен понятию «бюджетные организации». Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными — есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения — бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины «госпредприятие», «государственная организация» и «учреждение». В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или «Росатом», то их вполне допустимо называть «организациями», но никак не «учреждениями», поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для «Росатома» больше подходит термин «госпредприятие», так как данная структура занята в «реальном секторе».

Бюджетные организации примеры

Активности Сбербанка — главным образом коммерческие — выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и «Росатома», получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать «государственным учреждением».

Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что «Государственное учреждение» — это всегда «организация», но крайне редко «предприятие». К слову, если в наименовании структуры применяется слово «бюджетный», то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как «организацию», не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

Читайте также:  Бизнес брифинг что это

Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ — там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут.

Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает субсидиарную ответственность учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев — географическая привязка структуры. Например, бюджетные организации Москвы и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме — например, к акционерному обществу.

Кто учредители?

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект — область, край, республика.

В случае с муниципальными структурами — населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные организации Москвы и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части — в Москве это, например, районы. Следует отметить — у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте — всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов.

Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения.

Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на деятельность структур, функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении «бизнеса», о коммерческом заработке.

Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды «бизнеса» бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Бюджетное учреждение

Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

Финансовый аспект

Финансирование бюджетных (организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны — федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет «бизнеса» — дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи.

Но, как правило, основной канал финансирования — это бюджет соответствующего уровня — муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе — плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций — «автономных» и «бюджетных». Для «казенных» требуется составление другого документа — сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Налогообложение

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации — бюджетные, своего рода «бизнес» они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом «коммерческого профиля», обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата — в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Деятельность бюджетной организации

Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль.

Касательно него — объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные — выше мы привели несколько примеров.

Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера — прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций — 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды — первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

Бухгалтерский учет

Следующий аспект деятельности государственных учреждений — бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от «бизнесов», а также спонсорская помощь — все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь — НК РФ, а также ФЗ «О бухгалтерском учете». Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Оплата в бюджетной организации

Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. Казенные организации должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

Доходы и расходы

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.
Читайте также:  Бизнес блог как мы начинали

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

Источник: fb.ru

Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?

Ведущая рубрики

Как видите, непросто сменить рабочий кабинет в бухгалтерии какого-нибудь ООО на место в госучреждении. Конечно, есть и существенные плюсы: стабильная работа, наличие полного социального пакета (отпуск, больничные, пособия и т.д.), полностью официальная заработная плата. К тому же часто для специалистов предусмотрена возможность повышения квалификации и, разумеется, карьерного роста. Все это не каждая организация способна предложить (тем более ИП), поэтому работа в бюджете считается престижной (по крайней мере, что касается профессии бухгалтера).

Для тех, кто планирует сменить сферу деятельности, разберем основные сложности и ключевые моменты такого перехода. Для начала немного поговорим о системе государственных учреждений.

Для кого предназначен бюджетный учет?

К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):

  • Госорганы (в качестве примера можно привести МВД).
  • Местное самоуправление (как вариант – городская администрация).
  • Как федеральные, так и территориальные органы управления внебюджетными фондами (знакомые нам ФСС, ПФР, ТФОМС).
  • Казенные учреждения (это уже скорее подтип госучреждений).
  • Госкорпорации (они стоят особняком и тем не менее финансируются за счет бюджета, к примеру, РОСАТОМ).

Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.

Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.

Государственные и муниципальные учреждения (см. ст. 9.1 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») подразделяются на три вида: автономные, бюджетные или казенные. В зависимости от имеющихся полномочий, наделения правами, обязанностями, законодательными ограничениями и устава каждое из них обладает индивидуальными особенностями. При определенных условиях учреждение может изменять статус (например, при перемене финансирующего бюджета или передачи ему расширенных полномочий). Рассмотрим три типа учреждений, опираясь на самые главные их отличительные черты.

Особенности автономных учреждений (АУ)

Для понимания организации порядка работы АУ необходимо обратиться к Бюджетному кодексу и Закону №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В числе прочего автономной признается организация, выполняющая работы (оказывающая услуги) в определенных сферах, в первую очередь социальных, но не только. Например, сюда же относятся СМИ, спорт или занятость населения. Такая организация (это даже понятно из названия) имеет автономность (самостоятельность) в действиях. Может открыть расчетные счета в банках (для некоторых АУ), наряду с лицевыми счетами.

В зависимости от ситуации, вида расходов и финансирования, остатки средств, не использованных в текущем календарном году, учреждение потратит на уставные цели, перенесет на следующий период или вернет в бюджет.

В отличие от участника ООО, собственник имущества в АУ никак не отвечает по возникшим обязательствам, верно и обратное утверждение. Он не имеет права получать прибыль от деятельности (т.е. отсутствуют дивиденды). Это при том, что наряду с уставной осуществляется предпринимательская деятельность (соответствующая целям создания учреждения), о чем говорится в п. 2 ст.10 ФЗ №7.

Ежегодно, несмотря на результаты работы, АУ публикует в СМИ, которые устанавливает учредитель, отчеты о своей деятельности (аналогично обязанности для некоторых коммерческих компаний размещать свою отчетность в открытом доступе на сайте).

Возможности и ограничения бюджетных учреждений (БУ)

Имеют сходные цели с автономными: оказание услуг, предусмотренных законодательством, в социальных областях (научная и образовательная деятельность, здравоохранение и т.д.).

Для ведения деятельности устанавливаются задания, которые составляет орган-учредитель. Сверх задания допускается (в том числе за плату) выполнять работы (оказывать услуги):

  • В рамках основной деятельности. Размер платы (тариф) устанавливается руководящим органом.
  • Иные, если они соответствуют уставу и указаны в учредительных документах БУ.

Кстати! В отличие от ООО, имущество, полученное бюджетным учреждением, не принадлежит ему на праве собственности, а находится на праве оперативного управления согласно п. 9 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ.

Операции со средствами проводятся через лицевые счета. По некоторым операциям есть ограничения. Как уже говорилось выше, использовать по собственному усмотрению особо ценное имущество (ОЦИ) нельзя. Причина понятна: оно предназначено для осуществления уставной деятельности. Порядок признания ОЦИ указан в Постановлении №538.

Потребуется согласие и при совершении крупной сделки (по умолчанию – свыше 10% балансовой стоимости активов БУ). Также бюджетное учреждение не может размещать депозиты в банке.

Казенные учреждения (КУ)

Подчиняются в зависимости от уровня госоргану или органу местного самоуправления. Средства к существованию им обеспечивает соответствующий бюджет (в качестве основания используется смета).

Помимо финансирования, получают доходы от платной деятельности, но при условии, что такое право указано в учредительных документах. Размер и/или порядок платы за услуги (работы) устанавливается руководящим органом (опять же в зависимости от уровня учреждения). Все денежные потоки КУ контролирует казначейство или финансовый орган субъекта РФ путем открытия специальных лицевых счетов.

Тотальный контроль сказывается на работе: смета предусматривает буквально все статьи расходов от покупки канцелярии до коммунальных затрат и фонда оплаты труда, поэтому при ведении учета в «казёнке» необходимо следить за движением средств по каждому пункту.

Обратите внимание! Существуют правила и ограничения при заключении контрактов (договоров) казенным учреждением. В частности, они прописаны в п. 5, п 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Для бухгалтера немаловажной покажется информация об операциях, которые совершать КУ не в праве:

  • Получать кредиты (в том числе бюджетные), займы, субсидии.
  • Покупать ценные бумаги.

Зато оно может передать право ведения бюджетного учета и формирования отчетности специализированной сторонней организации – централизованной бухгалтерии (она чем-то похожа на аутсорсинговые компании).

Финансирование и госзакупки

Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы

Исходя из приведенных позиций БУ не может отнести к коммерческой тайне следующие сведения, касающиеся оказания им платных услуг (выполнения платных работ), не включенных в государственное или муниципальное задание:

  • о наличии имущества, которое используется для оказания услуг (выполнения работ), – позиции 3 и 9 вышеприведенного списка. Здесь сразу же напомним, что бюджетное учреждение является НКО [2].
  • о доходах, полученных от оказания услуг (выполнения работ), – позиция 9.
  • о расходах, связанных с оказанием услуг, – позиция 9.
  • о численности и размере оплаты труда сотрудников, задействованных в оказании услуг (выполнении работ), – позиция 9.

Кроме того, отметим, что к позиции 11 также относятся сведения, открытость и доступность которых БУ должны обеспечивать в соответствии с федеральным законодательством об НКО[3], о контрактной системе и Законом № 223-ФЗ[4]. Поэтому дополнительно к указанным выше данным, которые не могут быть предметом коммерческой тайны, и применительно к деятельности БУ по оказанию платных услуг (выполнению платных работ) вне рамок государственного или муниципального задания можно выделить следующие сведения:

1) план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД);

3) планы закупок и планы-графики закупок;

4) заключенные договоры о закупке товаров (работ, услуг);

5) перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, с указанием потребителей указанных услуг (работ);

6) перечень документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о госрегистрации, лицензии и другие разрешительные документы);

Читайте также:  Прокат детских машинок как бизнес

7) количество штатных единиц учреждения (указываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников учреждения на начало и на конец отчетного года);

9) изменение (увеличение, уменьшение) балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах);

10) общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба от недостач и хищений материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей;

11) изменения (увеличение, уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных планом ФХД относительно предыдущего отчетного года (в процентах), с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;

12) суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ);

13) цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода);

14) общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей);

15) количество жалоб потребителей и принятые по результатам их рассмотрения меры.

16) суммы кассовых и плановых поступлений (с учетом возвратов) в разрезе поступлений, предусмотренных планом ФХД;

17) суммы кассовых и плановых выплат (с учетом восстановленных кассовых выплат) в разрезе выплат, предусмотренных планом ФХД;

18) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

19) общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

20) общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

21) количество объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

22) объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления;

23) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет средств, выделенных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, учреждению на указанные цели;

24) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет доходов, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Обратите также внимание на то, что приведенный перечень может быть не исчерпывающим – учредитель, устанавливая порядок составления публичного отчета своих подведомственных учреждений о результатах их деятельности, вправе его расширить.

Вопрос:

В бюджетном образовательном учреждении действует здравпункт. Вправе ли учреждение оплачивать труд работающего там персонала из средств субсидии на выполнение госзадания? При этом само задание не включает в себя оказание медицинской помощи.

В соответствии с гражданским законодательством БУ обладает самостоятельностью в расходовании средств, полученных от приносящей доход деятельности (абз. 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ). В трактовке п. 14 ч. 1 ст.

251 НК РФ субсидии, предоставляемые бюджетным учреждениям, тоже являются доходами, однако фактически законодатель, конечно, наделил БУ самостоятельностью только в расходовании средств, полученных от оказания платных услуг (выполнения платных работ). Поэтому расходовать средства субсидии, предоставленной учреждению на выполнение госзадания, следует все-таки с согласия учредителя.

На практике ответ на данный вопрос зависит еще и от того, функционирует ли здравпункт в учреждении все-таки ради выполнения госзадания или абсолютно независимо от него. Само задание может и не включать указания на предоставление медпомощи, но в соответствии с каким-то правилами или стандартами оказание образовательных услуг по заданию должно сопровождаться наличием возможности оказать в случае необходимости медпомощь (например, при обучении плаванию). Если же работа здравпункта связана исключительно с оказанием учреждением платных услуг вне рамок задания, оплачивать работу сотрудников здравпункта из средств субсидии категорически не рекомендуется. На практике контрольные органы предъявляют учреждениям по этому поводу претензии, требуя от них финансировать деятельность по предоставлению платных услуг из внебюджетных средств, а при судебном обжаловании этих претензий суды не поддерживают позицию учреждений[6].

Вопрос:

Вопрос:

Обязано ли БУ публиковать на официальном сайте (bus.gov.ru) расчеты (обоснования) по выплатам, являющиеся справочной информацией к плану ФХД?

В соответствии с общефедеральными требованиями к составлению и утверждению плана ФХД расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам учреждения прилагаются к представляемому на утверждение проекту плана, а план ФХД бюджетного учреждения утверждается руководителем учреждения, если иное не установлено учредителем[11] («иным» на практике может быть утверждение плана самим учредителем). Таким образом, функция этих документов, носящих справочный характер (что отдельно обозначается в указанных требованиях), фактически заключается в том, чтобы обосновать общие цифры по плановым выплатам, которые будут затем зафиксированы в утвержденном плане. В состав самого плана ФХД эти документы не входят, упоминание о них также отсутствует в правилах предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением и ее размещения на официальном сайте[12]. Поэтому размещать эти документы на сайте bus.gov.ru не требуется.

[1] Статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

[2] Часть 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).

[3] Часть 3.3 ст. 32 Закона об НКО, Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества», утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 № 114н.

[4] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[5] Статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[6] См., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 № 01АП-1901/2018 по делу № А43-32833/2017.

[7] Часть 11 ст. 9.2 Закона об НКО, Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

[8] Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 № 02-06-10/56069.

[9] Подпункт «в» п. 20 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640. В данном положении также есть норма, по которой учредитель несет только часть расходов по содержанию имущества учреждения, которое не используется для выполнения госзадания (п. 34), но так как речь идет только об электрической и тепловой энергии, фактически эта норма касается исключительно недвижимого имущества.

[10] Например, Постановление администрации Каменского района от 10.11.2017 № 1101 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

[11] Абзац 2 п. 11 и п. 22 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

[12] Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н.

Источник: www.audit-it.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин