Как человек, глубоко погруженный в IT, я с удовольствием пробую все инновации, которые появляются в моих поле зрения и зоне досягаемости. В то же время я остро чувствую нехватку технологий, которые уже где-то развиты, но по каким-то причинам пока не прижились или недостаточно развились в России. Именно о них я бы и хотел поговорить в этом материале.
К слову, идея этой статьи у меня появилась еще несколько месяцев назад, однако я решил не выдумывать что-то из головы, а собирать пункты для нее постепенно, записывая в свой виртуальный блокнот те технологические проблемы, с которыми я сталкиваюсь в повседневной жизни. И вот их наконец набрался необходимый минимум — пять штук. Спешу поделиться!
Интернет в поездах и самолетах
6:21 утра, поезд «Ласточка» из Курска в Москву начинает свой путь, и спустя буквально 10 минут следования я ухожу в оффлайн длительностью в пять с лишним часов с небольшими проблесками на коротких остановках в населенных пунктах. Большую часть пути мой смартфон вовсе не ловит сеть, а если и ловит, то в верхнем правом углу горит бесполезная литера «E», не позволяющая даже ответить на сообщения в мессенджерах.
Не хватает денег #мотивация #бизнес #развитие
Понятно, что мобильным операторам нет экономического смысла строить сети с уверенным приемом вдоль рельс в отсутствие рядом населенных пунктов. Да еще и поезд, по сути, является «клеткой Фарадея», которая мешает и так неуверенным радиоволнам проникать внутрь вагона. Так что рассчитывать на мощность модема в смартфоне и щедрость операторов связи вряд ли приходится.
Но выход есть и он лежит практически на поверхности, поэтому я до сих пор не понимаю, почему РЖД его не реализовали повсеместно. Технически нужна лишь установленная снаружи поезда антенна-усилитель, USB-модем с SIM-картой оператора с наилучшим покрытием по пути следования и Wi-Fi-роутер в каждый вагон, который будет раздавать интернет пассажирам.
Аналогичным образом ведь делали Wi-Fi в поездах, которые возили болельщиков на Чемпионате Мира в 2018 году. Похожие системы также применялись в частных вагонах ТКС, пока компания не прекратила регулярные пассажирские перевозки. Мы о ней, кстати, рассказывали пару лет назад. Читал, что в каких-то фирменных поездах сейчас тоже это реализовано, правда, мне они пока не попадались. В чем проблема оснастить таким доступом в Сеть все направления, не понятно.
Конечно, уверенный прием на всем пути следования при таком подходе тоже гарантировать никто не может, но благодаря внешней антенне связь будет на несколько порядков лучше, по крайне мере в западной части России. И пусть это будет всего 1 Мбит/с на одного активного пассажира, но многим этого будет достаточно для оперативных задач: ответить на письма, обсудить что-то в мессенджерах, найти ту или иную информацию в поисковике.
И да, я совсем не против, а даже за, если это будет стоит несколько сотен рублей за поездку. Это отсечет большинство пассажиров, которым интернет нужен для развлечений, а деловой человек, которому доступ к Сети нужен для работы, с легкостью их окупит.
Проблемы бизнеса Почему не хватает денег Пример бизнес проблемы
С самолетами, конечно, все гораздо сложнее. На некоторых рейсах Wi-Fi есть и предлагается по космическим ценам, так как коннект осуществляется по спутниковой связи. Есть надежда, что развитие таких компаний как Starlink, OneWeb и их отечественного аналога (если он когда-нибудь появится) принесет условно-доступный интернет и на борта воздушных судов.
А пока надеюсь, что хотя бы во всех поездах он появится, ведь с точки зрения технологий все есть и стоит совсем недорого, особенно в масштабах такой большой компании как РЖД. Да и окупится такой доступ в Сеть, я уверен, за считанные недели.
Токенизированные паспорта и другие документы
Очередная командировка, новый город и новый отель. Все как всегда: подходишь с чемоданом на ресепшн, подаешь паспорт, стандартный чек-ин. Милая девушка берет документ в руки, кладет на копир и делает пару копий — главную и «с пропиской». Где потом окажутся эти листы и кто получит к ним доступ, не знает никто. Никаких гарантий того, что через пару-тройку дней эти сканы не окажутся в даркнете.
Да, в каждом подобном случае можно и даже наверное нужно спорить и ставить под сомнение законность этих действий, но наверняка внятного ответа от сотрудника отеля или любой другой организации вы не получите. Ему так сказало начальство, вот он так и делает. Не хотите — идите еще куда-то, вот и весь разговор. Причем таких мест, где мы оставляем копии и сканы своего паспорта, наберется не один десяток, а то и не одна сотня. И судя по тому, сколько обо мне знают Telegram-боты для «пробива», бережно к моим данным относятся далеко не все эти организации.
Решить этот вопрос можно при помощи электронных токенизированных паспортов, которые в идеальном мире даже показывать никому будет не нужно. Технически они могут быть аналогичны бесконтактным банковских картам с NFC-чипом или даже интегрированы в смартфон по аналогии с Apple Pay и Google Pay.
Прототип электронного паспорта гражданина РФ
Все, что нам с вами нужно будет сделать для идентификации, это коснуться электронным паспортом (или смартфоном) специального считывателя, похожего на банковский терминал. В этот момент устройства обменяются данными, на компьютере сотрудника отеля условно отобразится ваше фото (чтобы он был уверен, что вы коснулись своим паспортом), а все необходимые организации данные в зашифрованном виде передадутся в ту или иную IT-систему. Никаких копий, сканов и доступа к персональным данным, предоставляемого случайным людям.
Звучит как магия, но концептуально такую же систему мы каждый день используем, когда оплачиваем покупки картой или смартфоном. Процесс ровно тот же, просто его необходимо реализовать не на частном, а на государственном уровне. И, конечно, привязать к этой системе остальные документы: водительское удостоверение, СНИЛС и так далее. В стране с одним из самых развитых финтехов в мире с этим, по идее, проблем быть не должно. В конце концов бизнес может поделиться опытом, тем более что ряд наших крупных банков имеют госучастие.
Благо разработки в эту сторону ведутся и уже в этом году в России начнут выдавать первые электронные паспорта. Дело за малым, масштабировать этот опыт на всю страну и побыстрее избавиться от бумажных документов во всех ключевых сферах жизни. Как минимум, это удобнее, а как максимум, еще и безопаснее. При соответствующем подходе, конечно же.
В Украине, к слову, электронные документы работают еще с 2019 года, мы подробно рассказывали о них в отдельном материале:
Инфраструктура для электромобилей
Не так давно мы с супругой решили купить в семью второй автомобиль, чтобы она могла независимо от меня передвигаться по городу. Как технологичный человек, я сразу же задумался о покупке электромобиля, ведь в качестве второго авто в семье эта идея звучит довольно заманчиво.
За пределы города ему выезжать не нужно, поэтому запаса хода в 100-150 км будет более чем достаточно, заправлять его дешево, обслуживать надо лишь раз в несколько лет. К тому же покупка того же Nissan Leaf с доставкой из США и последующей льготной растаможкой вполне бы укладывалась в наш бюджет. Идея звучала идеально до тех пор, пока я не задумался о том, как его заряжать.
Фото: Ларш Георг Фордал
Общественных зарядок в Курске всего пару штук и они вдали от тех мест, где мы бываем. Жить в квартире и легально поставить во дворе станцию подзарядки для электромобиля тоже практически нереально, да и нет гарантий, что это парковочное место никто не будет занимать. Не переноску же кидать с 7-го этажа, верно? Хотя и такие кадры попадаются.
В Москве ситуация с общественными зарядками получше, но сразу от нескольких коллег, которые брали на тесты электрические машины, я услышал, что зарядить авто в городе — это тот еще квест. В рамках московского паркинга места для «электричек» зачастую заняты бензиновыми авто, выделенных зон для зарядки мало и должно очень повезти, чтобы они были в удобной зоне досягаемости. В общем, чтобы сегодня иметь в России электрокар, для начала надо обзавестись домом — сейчас на постоянной основе их эксплуатируют в основном те, у кого нет проблем с размещением зарядки на собственной территории.
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Понятно, что это замкнутый круг: инфраструктуру не строят, потому что мало электрокаров, а мало электрокаров, потому что для них нет инфраструктуры. Но и здесь какие-то подвижки могут произойти на горизонте нескольких лет. Вице-премьер Александр Новак обещает 11 000 электрозаправок в стране к 2024 году и 50 000 — к 2030-му. Но не зарядками едиными, ведь еще важно регламентировать установку таких станций во дворах жилых домов, чтобы это можно было сделать официально и прозрачно, пусть даже за средства его жителей. Надеюсь, и в эту сторону кто-то тоже задумается.
Футбол и другие спортивные трансляции в разрешении 4K
В целом Россия — это довольно технологичная страна. У нас быстрый и доступный интернет, качественная мобильная связь и куча завязанных на инновациях отечественных сервисов, которые доступны даже за пределами столиц и городов-миллионников. Но есть вещи, которые в эту парадигму никак не укладываются.
В июне стартовал один из главных футбольных турниров — Евро 2020. Но российские зрители, в отличие от других даже менее технологичных стран, посмотреть в 4K матчи не могут. Причем не только по эфирному или кабельному ТВ, но и через интернет. Фильмы и сериалы — пожалуйста, онлайн контента полно, даже какие-то каналы в кабельных сетях есть, но футбол — извините, может быть в другой раз.
Ни «Первый», ни «Россия», ни «Матч ТВ», купившие права на трансляцию Евро, до сих пор не ведут вещание в 4K, хотя изначальный поток сам по себе идет именно в таком качестве. При этом у жителей Турции (TRT 4K) и Польши (TVP 4K) такая возможность есть — мне удалось найти в Сети поток этих каналов, транслирующих Евро не только в 4K, но и в HDR.
Разница на 50-дюймовой панели между нашими каналами в 1080p и этими в 4K просто разительна. Только все на турецком и польском языках, что несколько портит впечатление от просмотра. К слову, что турецкий канал вещает еще с 2015 года! А у нас такого и в 2021 году нет.
Надеюсь, к ЧМ 2022 в Катаре наши вещатели что-нибудь придумают и дадут возможность смотреть футбол в 4K хотя бы через интернет. А там, может быть, и еврокубки с российским чемпионатом в 4K начнут транслировать… Жаль, что пока таких планов никто из них не обозначал, и это грустно.
5G
Этот и прошлый год во многих странах мира ознаменовался коммерческим стартом 5G-сетей, кроме того, большинство актуальных флагманов и ряд относительно бюджетных новинок получили поддержку сетей нового поколения.
Прилетев в феврале в Дубай, я был впечатлен количеством рекламы 5G-сетей и смартфонов с их поддержкой, а зайдя на сайт местного оператора, сильно удивился, когда увидел практически полное 5G-покрытие на улицах города.
А что в России? Буквально на днях стало известно, что продажи 5G-смартфонов составили в России 8% рынка, что довольно много. Вот только толка от поддержки 5G для россиян нет, и когда он появится, решительно неизвестно.
Самое интересное, что российские сети уже вполне готовы к 5G, большинство крупных и не очень городов имеют базовые станции с такой инфраструктурой, которая позволит единовременно обеспечивать абонентам гигабитные скорости подключения. Вот только с частотами в России проблемы — военные неохотно расстаются с нужными спектрами, и поэтому в развитии 5G мы отстанем от остального мира лет на 5, если не больше. Но мы ждем, куда деваться…
А каких технологий и инноваций не хватает вам? Делитесь в комментариях своими вариантами.
Источник: dzen.ru
Каких ИТ-сервисов не хватает компаниям в России
С уходом зарубежных систем оплат Visa и Masterсard у российских пользователей возникли проблемы с оплатой зарубежных сервисов.
Да и сама возможность использования их в дальнейшем выглядит весьма туманно. В результате отключения доступа к привычным инструментам многие предприниматели столкнулись с серьёзными проблемами в организации бизнес-процессов.
В этой статье я расскажу об отечественных аналогах зарубежных площадок и о перспективе ИТ-компаний, которые займутся созданием новых сайтов и приложений для бизнеса. Основные сложности возникли из-за отсутствия сервисов для визуализации процессов управления компаниями, такими, как Jira, Trello, Asana, Wrike, Monday, и их аналогов.
Что касается туристической сферы, то тут возникло сразу несколько существенных «вакансий» для создания российских аналогов, ведь от нас ушли международные сервисы бронирования жилья Airbnb и Booking. К сожалению, изменения уже повлекли за собой негативные последствия ‒ у людей начал рушиться обычный уклад жизни, к которому они привыкли.
Если раньше мы пользовались какими-то популярными решениями, которые достаточно легко было найти, в том числе по рекомендациям, то сейчас надо самостоятельно искать, подбирать, анализировать и тестировать варианты российских аналогов, а в некоторых сферах их на данный момент пока просто не существует. Но, несмотря на все неудобства, это однозначно время возможностей.
Именно сейчас, когда с рынка ушли гиганты, с которыми было сложно конкурировать, можно создавать нишевые продукты, на которые уже существует большой спрос. Сказать о том, что недоступные нам продукты являются прямо жизненно необходимыми, будет неправильно. Но всё же это отличная идея – создать, например, российский PlayStation или тот же Airbnb.
Очевидно, что люди еще по привычке пытаются привязаться к старому, потому что очень многие элементы планирования и учёта завязаны на старых процессах. Некоторые даже ищут какие-то альтернативные варианты, например, ухитряются платить через подставные компании. В общем, есть предприниматели, которые ищут лазейку для продления того или иного функционала. Но многие уже приходят к логичному выводу: гораздо более правильным для бизнеса в России будет использование инструментов, произведённых нашими разработчиками, которые начали активно изобретать и внедрять полноценные аналоги заблокированных сервисов. Сейчас для отечественных предпринимателей в ИТ-сфере настало время новых возможностей, когда есть явно сформированный спрос, но нет подходящих российский решений.
Интерактивные онлайн-доски для совместной работы (аналог Miro)
Многие компании используют (точнее сказать, использовали) Miro в качестве инструмента для визуализации бизнес-схем, создания автоворонок, совместных обсуждений и проведения мозговых штурмов. Сейчас Miro приостановила свою деятельность в России и закрыла все свои офисы на нашей территории, а у российских пользователей возникли проблемы с оплатой сервиса. На текущий момент в России нет сильных альтернатив со схожим функционалом. Тот, кто первый сделает похожий продукт и предложит его российскому рынку, сможет сразу привлечь колоссальную платежеспособную аудиторию.
Сервисы для управления проектами, планировщики задач (Таск-Трекеры, аналоги Trello, Jira)
Проблемы с оплатой возникли также у зарубежных сервисов Trello и Jira. Компания Atlassian (разработчик Jira) 3 марта 2022г. сообщила о том, что продажи ПО (новых лицензий и расширений add-on) заказчикам из России прекращаются. Также приостановлено действие уже имеющихся лицензий у ряда российских государственных организаций.
На данный момент уточнений по конкретным юридическим лицам не поступало. Пользователи Trello пишут в социальных сетях, что оплата по картам Visa и MasterCard не проходит – приходится оперативно переезжать на отечественные аналоги, такие как Кайтен. Это сервис с привычными инструментами: доски Scrum, Kanban, диаграмма Ганта, комбинирование досок и учёт времени работы над задачами. Российские разработчики позаботились и о сохранении текущих данных: все задачи из Trello и Jira можно перенести за пару минут с помощью бесплатного автоматизированного скрипта, который встроен в систему. Кстати, сейчас в Роспатент подана заявка от Kaiten на регистрацию названий своих продуктов “РоссТрелло” и “РоссДжира”.
Базы знаний
Привычные всем Notion и Evernote также стали недоступны из-за невозможности их оплатить. Понятная и удобная альтернатива этим сервисам – Yandex.Wiki. Здесь также можно создавать страницы, наполнять их информацией и совместно редактировать, создавая базу знаний. Хранить можно описания проектов, рабочие инструкции и другую информацию, связывая их перекрёстными ссылками и иерархической структурой.
Графические онлайн-редакторы (аналоги Figma)
Отечественных аналогов пока что не существует. Однако, как вариант, можно использовать «Mockplus». Этот сервис родом из Китая – есть предположение, что его пока можно будет использовать, по крайней мере до того момента, когда появится российский аналог. Плюсы Mockplus: наличие встроенной библиотеки компонентов, что ускоряет проектирование и сокращает сроки работы, наличие десктопной и облачной версий, бесплатный тариф предусматривает подключение одновременно 10 пользователей через облако.
Инструменты для создания «майндмэпов», диаграмм и презентаций (аналоги MindMeister, Xmind)
- отслеживать и восстанавливать изменения,
- импортировать и экспортировать в PDF, PNG, XML, VSDX, HTML,
- публиковать и делиться работами,
- работать в автономном режиме.
Однако, повторюсь, мы очень ждём от российских ИT-команд полноценной замены с удобным функционалом.
Что ждёт ИТ-индустрию в России в ближайшее время
Эксперты и бизнесмены сейчас единодушны: да – привычные уклады будут меняться; да – надо будет как-то где-то перестроить бизнес-процессы под какой-то новый функционал. Но это абсолютная норма и естественный выбор – быть гибким и находчивым в изменившихся условиях.
То, что сейчас приносит нам неудобства, является точкой роста. Нельзя исключать, что новые инструменты, созданные российскими специалистами, дадут вам возможность ещё лучше наладить планирование, управленческий учёт и другие процессы, от которых в результате вы получите дополнительный бизнес-профит и лучший бизнес-результат в целом.
Что касается развития ИТ-индустрии в нашей стране: государство уже разработало и внедрило программы поддержки ИТ-направления, чтобы талантливые специалисты оставались в России, чтобы компании получили преимущества в виде налоговых послаблений для создания продуктов-аналогов, чтобы процесс импортозамещения ускорился и приносил прибыль самим разработчикам и конечным пользователям ИТ-продуктов.
Кому давно пора обучиться IT: пять сфер, где не хватает специалистов
Казалось бы, в 2020 году каждая индустрия должна быть тесно связана с технологиями. Но пока остается много сфер, в которых не хватает и IT-стартапов, и взгляда IT-специалистов. Этим отраслям, может быть, и не страшна технологическая революция – они просто никуда не денутся. Но им и тем, кто в них работает, давно пора меняться.
1. Образование
В российских школах, особенно в общеобразовательных, пока нет системного подхода к IT. Это стало еще более заметно сейчас, когда школьники то уходят на дистанционное обучение, то возвращаются с него, а учителям приходится с трудом разбираться в нехитрых технологиях видеосвязи.
“В школах и сисадминством, и ведением отчетов, и психологическими тестированиями занимаются преподаватели информатики. Нам не хватает специалистов, которые будут заниматься только этим, и ставок на них нет”, — говорит Сергей Адамский, учитель информатики в пензенской школе. — “Если бы таких специалистов было достаточно, то у нас было бы больше времени, чтобы готовить более красочные уроки с более актуальным контентом. Сейчас это невозможно”.
Но эта проблема касается не только преподавателей информатики, она затрагивает все аспекты работы школ: их сайты, безопасность Wi-Fi сетей, планы перехода на дистанционку и обратно и так далее. А надеяться на массовое внедрение совсем интересных вещей вроде AR и VR-технологий пока стоит скорее в сферах обучения специалистов и в платном образовании, чем в школах. “Школа, с которой я сотрудничаю, получила грант в рамках нацпроекта “Цифровая экономика”, и теперь они сами создают контент для школьников, например, экскурсии и 3D-модели комплектующих компьютера. Но в целом пока в русском сегменте мало образовательного контента под AR и VR”, — говорит Сергей.
Если бы такой комплексный и инновационный подход к обучению стал как можно более массовым, это не только сделало бы школьные будни интереснее, но, может быть, еще и дало бы учителям и школьникам больше шансов наконец-то найти общий язык.
2. Сельское хозяйство и пищевая промышленность
В России в сельском хозяйстве и производстве продуктов сейчас не хватает не только IT-специалистов, но и квалифицированных специалистов вообще. Сложность с нехваткой кадров связана с тем, что экспертиза в этом направлении пока только наращивается, а инициатива по внедрению инноваций и разработке IT-решений исходит извне — обычно от IT-интеграторов, крупных производителей семян и средств защиты растений, крупных агрохолдингов.
“Средний и малый бизнес не может позволить себе такие дорогостоящие технологии. К тому же сама отрасль достаточно консервативна: не все аграрии в курсе, как IT-решения могут помочь им увеличить производительность. Они пока не видят в этом большого смысла и не очень хотят вкладываться в рискованные, с них точки зрения, инновации”, — говорит Юлия Фурсова, старший консультант направления Chemicals в Hays.
Это особенно неприятно, учитывая, как много интересных стартапов в последнее время появляется именно в этих отраслях за рубежом: от автономных роботов, собирающих урожай, до сенсоров, которые могут передавать информацию о состоянии почвы, и систем, которые позволяют делать точные климатические прогнозы.
Тем не менее, сейчас, в условиях пандемии, российские аграрии все же начали плавно переходить к внедрению инноваций: например, к продажам через электронные площадки, что было непросто представить еще в 2019 году. Поэтому в обозримом будущем специалисты, чьи навыки необходимы для цифровой трансформации, будут в большей степени востребованы и в сельскохозяйственных компаниях.
3. Медицина
О цифровизации в медицине говорят очень много и очень давно. Понятно, что в сфере, которая целиком построена на науке, нельзя не поспевать за развитием технологий. Это касается и фармацевтики, и усовершенствования медицинского ПО, и разработки совершенно новых видов оборудования. Для всего этого нужно огромное количество специалистов, которые могли бы работать на стыке IT и медицины.
Конечно, прорывные технологии – это очень важно. Но даже в более простых и привычных с технологической точки зрения вещах – будь то обеспечение безопасности данных пациентов или разработка сервисов телемедицины – можно было бы продвигаться гораздо быстрее. Здесь тоже не помешало бы не просто больше специалистов с технологическими знаниями, а еще и хорошее понимание (со стороны медиков-руководителей), насколько они действительно важны.
Недостаток понимания работает в обе стороны: «например, в тех телемедицинских проектах, которые сейчас активно развивают IT-сервисы (от „Сбербанка“ до „Яндекса“), совсем не помешало бы уделять больше внимания реалиям работы врачей и психологическим тонкости работы с пациентами на приемах», – считает хирург и сооснователь сервиса «ПроДокторов» Сергей Федосов. Это бы позволило сделать такие сервисы гораздо более полезными и удобными для врачей и пациентов.
4. Журналистика
Иногда найти нужную информацию среди десятков перепечаток одной и той же новости оказывается так трудно, что чувствуешь себя детективом. Многим СМИ приходится пересказывать своими словами тексты на “горячие” темы, чтобы привлекать внимание пользователя и не терять свои показатели читаемости. Увеличивать же посещаемость за счет ценных и по-настоящему интересных материалов, в которых было бы много новой информации, для некоторых СМИ оказывается слишком трудоемко.
Компетенции в сфере IT могут серьезно изменить эту ситуацию. Умение и рассказывать истории, и использовать IT-инструменты позволяет журналистам делать свою работу гораздо точнее и эффективнее. «В XXI веке умение писать код для журналиста не менее важно, чем умение писать текст», — рассказывает Роман Анин из «Важных историй». «Раньше я часто старался проверять крупнейшие госконтракты и их получателей, чтобы выявить из них фирмы-однодневки и фирмы, связанные с чиновниками. На это тратилась куча времени и это не получалось сделать систематически, а значит, я постоянно что-то упускал. Но после того, как я написал код, который делает анализ за меня, я не упускаю ничего и трачу на это в тысячу раз меньше времени».
Навыки программирования и другие понятия об IT-инструментарии – чтобы уметь хотя бы поставить задание IT профессионалу– позволяют журналистам не только быть точнее, не упускать важную информацию и экономить время, но и создавать интерактивные истории, данные в которых будут обновляться в режиме реального времени (например, с результатами выборов). А это гораздо интереснее и полезнее для читателя, чем статьи, которые стремительно устаревают.
5. Ритейл
2020 год показал, что электронная торговля не просто удобна для покупателей — иногда она бывает буквально жизненно важна. В первом полугодии доля интернет-торговли на российском рынке впервые составила почти 11%, приблизившись к показателям, например, США (где она составила около 14%). Ритейл-сети, интернет-магазины и сервисы доставки столкнулись с необходимостью обрабатывать гораздо большие объемы заказов, чем раньше, и не все оказались к этому готовы. У крупных компаний возрос спрос на специалистов практически всех специальностей, связанных с IT.
Если в крупных городах магазинам и службам доставки удалось предоставить покупателям практически все современные технические возможности интернет-торговли — выбрать оптимальный способ оплаты, получить товар без контакта с курьером и так далее — то в городах поменьше таких удобных сервисов пока что недостает, особенно если речь идет не о крупнейших сетях и сервисах, а о местном бизнесе.
Причем это касается не только российских регионов, но и заграницы: тот уровень удобства сервиса, к которому привыкли москвичи, например, совсем не характерен для Германии или для многих других стран, где, казалось бы, атмосфера для стартапов гораздо более дружелюбная, а потребитель более требовательный.
Поэтому ритейл – это одна из тех перспективных сфер, где у стартаперов и больших компаний, которые готовы нанимать хороших разработчиков, есть еще много регионов и рынков, где они могли бы развернуться в своих экспериментах.
А как вы считаете, в каких сферах серьезно не хватает руководителей и сотрудников, которые разбирались бы в IT?
Источник: habr.com