Имея собственный бизнес, я могу со 100% уверенностью заявить, что в Украине малый и средний бизнес имеет мало влияния на экономику. Более чем 90% компаний и предприятий, зарегистрированных в Украине – это малый и средний бизнес
Имея собственный бизнес, я могу со 100% уверенностью заявить, что в Украине малый и средний бизнес имеет мало влияния на экономику. Более чем 90% компаний и предприятий, зарегистрированных в Украине – это малый и средний бизнес, а их реальный вклад в ВВП страны, по данным УкрСиббанка, не более 12%, с каждым годом этот процент становится все меньше. Для сравнения, в Европе малый и средний бизнес вносит 80% в ВВП.
Преимуществом малого бизнеса является то, что он может быть узконаправленным и ориентироваться на определенный круг потребителей, в то время как большие компании работают в основном на среднестатистического потребителя. Таким образом, малый бизнес восполняет недостаток продуктов и услуг, которые для больших корпораций просто невыгодны.
Большинство крупных компаний создавалось на «остатках» советских организаций, в то время как малый бизнес создается с нуля, это компании, с так называемой, новой экономикой. Такие предприятия показывают себя как более успешные, некоторые их них выходят на новый уровень, создают крупные корпорации. Но это – скорей исключение из правил.
Где и какой продавать товар в интернете! Товарный бизнес во время войны в Украине! Товарка 2022
Всплеск количества малого и среднего бизнеса наблюдается во время экономического криза в 90-ых годах. Этот экономический спад пошел им на пользу и положительно повлиял на развитие частного предпринимательства. Заводы сокращали работников, те – шли работать в малый бизнес, создавали свои предприятия. С 90-ых годов количество зарегистрированных предприятий только росло и за последние десять лет их число увеличилось вдвое. Причин тому много, одна из основных – приватизация и реструктуризация крупных предприятий, введение упрощенной системы налогообложения, и т.д.
Совместно со стремительным развитием частного предпринимательства росло и количество возможных разрешений, справок необходимых для открытия своего предприятия. Процесс оформления становился все запутаннее и сложнее, кроме того, основную часть полученных документов бизнесмену нужно оформлять ежегодно.
Еще одной проблемой украинского малого бизнеса является отсутствие у его владельцев стратегии развития. Частный предприниматель живет сегодняшним днем, не ставит себе целей на будущее, не хочет развиваться.
А вот преимуществом Украины перед другими развитыми странами является огромное количество незаполненных ниш для работы. Во многих странах, при желании завести свой бизнес Вам нужно придумывать и создавать что-то новое, в Украине же, достаточно просто восполнить увеличивающийся спрос на услуги или продукцию, которая уже существует на рынке.
Сегодня малый и средний бизнес мы не можем назвать двигателем экономики страны. Со дня получения страной независимости малый бизнес стал на путь посредничества, а не производства. Количество посредников растет с каждым годом, именно поэтому снижается рентабельность малого бизнеса. Частные предприниматели работают с продукцией, которую берут у производителей, а на качество этой продукции повлиять никак не могут, только снизить цену или улучшить обслуживание.
🔥БИЗНЕС ИДЕИ 2023. ТОП-20 зарубежных франшиз для малого бизнеса
В Украине все-таки есть верный путь к экономическому процветанию: малый и средний бизнес. В случае, когда правительство сделает возможным вывести бизнес из тени, вести его на прозрачных условиях – это привлечет иностранные инвестиции в нашу страну.
Источник: pisali.ru
Малый и средний бизнес Украины. Почему в Украине маленькое менее важное?
Малый и средний бизнес Украины жалуется, что их правительство не видит в них основы здоровой экономики и отдает предпочтение большому бизнесу. Жесткие ограничения, связанные с карантином, ударили по ним больше всех, что может повлиять на всю финансовую систему государства.
Хотя это именно малые и средние предприятия отвечают в стране за львиную долю рынка труда, то предприниматели не могут допроситься изменений, которые облегчили бы ведение деятельности и ускорили экономику.
«Государство, располагая огромным аппаратом репрессии, эффективно преследует легальный бизнес, но показывает импотенцию и ничего не хочет делать с нечестной конкуренцией, которая нас убивает – с нелегальными фабриками, контрабандой, махинациями с госзакупками, отсутствием контроля качества госзакупок, нелегальным строительством и т.д.» – комментирует ситуацию Александр Соколовский из Федерации работодателей Украины.
width=»500″ height=»491″ frameborder=»0″ scrolling=»no»>
Минорное настроение
«Терпеть не могу пролетариат» – так осенью 2010 г. комментировал Сергей Тигипко, тогдашний вице-премьер при Викторе Януковиче, протесты малых и средних фирм против привелегирующих олигархов изменений в налоговом кодексе. Протесты охватили всю страну и получили название «налогового майдана». Тигипко убеждал, что «слушать обычных людей и учитывать их мнение при новеллизации налогового кодекса — это абсурд».
С тех времен многое изменилось. Несколько месяцев назад ответственный за дигитализацию Украины министр Дмитрий Дубилет похвастался, что выследил действующую в правительственном здании в Киеве парикмахерскую и довел до ее немедленного ухода из занимаемых помещений. Убеждал, что офис правительства — это не место для парикмахерской. Однако не подумал про экономические последствия решения – владелец закрытого предприятия уже не будет платить арендную плату и налоги, а его работники, вероятно, пополнят группу безработных.
Настроение среди украинских предпринимателей прекрасно передает индекс ожиданий деловой активности, рассчитываемый украинским Центробанком. НБУ начал вести его летом 2019 г. Индекс отображает улучшение или ухудшение настроений бизнеса по сравнению с предыдущим месяцем. Показатель свыше 50 пунктов говорит о том, что бизнес положительно оценивает экономическую ситуацию и происходящие в ней изменения, а показатель ниже 50 пунктов – это негативная оценка состояния.
В июле 2019 г. стартовая позиция составляла 52,4 пункта, месяц позже индекс составил 54,5, а в сентябре достиг рекордного значения – 56.6 пункта. Сразу же после президентских и парламентских выборов предприниматели рассчитывали на положительные для себя изменения. Однако оптимизм продолжался недолго и в январе 2020 г. индекс ИОДА упал на 8,3, до всего лишь 40,3 пункта. Тогда пятая часть украинских предпринимателей сообщала о намерениях сократить персонал. Это данные до начала пандемии и практически полной остановки деятельности малого и среднего бизнеса.
Серьезный спор про налоговые изменения
«Предприниматели могут работать активно в любой системе. И в советской, и в авторитарной. Но не массово, скорее в рамках исключения. Страна может достичь успеха только тогда, когда предприниматели будут массово достигать успеха без сверхчеловеческих усилий. Когда нет барьеров для старта.
В нашем случае должны быть введены такие изменения, чтобы в течение года появилось еще два миллиона индивидуальных предпринимателей и пол миллиона обществ. Это реальный показатель эффективности работы правительства. В Польше в течение двух первых лет реформ было создано 600 тыс. фирм. У нас все так ограничивается, что мы даже не приблизимся к таким результатам» – оценивает Павел Себастьянович из Союза украинских предпринимателей.
width=»500″ height=»320″ frameborder=»0″ scrolling=»no»>
По его мнению, ключевыми факторами для предпринимателей являются налоговая политика, коммуникация с фискальной службой и доверие к ней. Тем временем яблоком раздора стал правительственный пакет законов, касающийся налоговой сферы, в частности отношения между предпринимателем и фискальными органами, в центре которого находится мощная новеллизация налогового кодекса известная как «проект 1210».
Проект 1210 предназначен для реального ограничения возможности скрытия доходов в офшорах и одновременного системного улучшения управления налогами. «Я называю этот документ законом о справедливости и правде. Справедливость в налоговой нагрузке и правда о том, что за все время независимости Украины скрывал большой бизнес.
В офшорных зонах скрываются не малые предприниматели, а люди из списка 100 самых богатых людей Украины, известные в народе как олигархи. И это они являются организаторами кампании против нашего закона, который закрывает им возможность избегать уплаты налогов и по сути сам закон можно назвать антиолигархическим. Для малого и среднего бизнеса закон содержит ряд улучшений» – убеждал Данило Гетьманцев, Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Однако предприниматели другого мнения.
«Предлагаемые изменения в несправедливой степени расширяют права налоговых органов по отношению к малым налогоплательщикам, признавая им право оценки имеет ли данная операция экономический характер или является фиктивной. Налоговая инспекция будет рассматривать виноват ли предприниматель (от чего зависит размер штрафа), правильно ли установил трансферную цены, какие документы ему надо предоставить и была ли обоснованной покупка услуги у нерезидента и много других элементов» – оценивает Александр Шемяткин, эксперт по налоговому праву.
В то же время крупные налогоплательщики исключены из этих регуляции. А это именно они лишь в 2017 г. провели операции на сумму 50 млрд гривен (1,6 млрд евро) и согласно предварительным данным в результате занижения ими цен сырья Украина потеряла от 5 до 10 млрд гривен (167-334 млн евро). В 2018 г. в налоговый кодекс введены изменения, которые позволяют выплачивать нерезидентам дивиденды без уплаты подоходного налога в Украине. И лишь в 2019 г, компания, которая входит в состав известного агрохолдинга, выплатила почти 30 млрд гривен (1 млрд евро) дивидендов, не оплачивая ни копейки подоходного налога.
Планируемые законодательные изменения это все сохранят. Лизинговые компании, финансовые учреждения и банки также попадают в привилегированную ситуацию и могут выводить средства за границу, добавляя их в расходы. «Речь о декларируемом правительством равноправии экономических субъектов не идет» – убеждает Шемяткин.
width=»500″ height=»412″ frameborder=»0″ scrolling=»no»>
Отправленные в подполье
Введенный в марте карантин, запрещающий экономическую деятельность нескольких сотен тысяч малых фирм, радикально изменил ситуацию. В отличие от большого плана поддержки бизнеса в Польше, в Украине предприниматели практически брошены на произвол судьбы. В результате, если до сих пор спор предпринимателей с правительством продолжался на юридическом уровне, то теперь началась открытая война с системой. И, как кажется, в этой войне правительство изначально стоит в проигрышном положении.
Введенные запреты привели даже к угрозе существования предпринимателей и их семей. Поэтому они вместе с потребителями создали настоящее экономическое подполье. В этом помогли технологические изменения последних лет – массовое развитие соцсетей и мессенджеров, благодаря которым как грибы после дождя выросли группы, сосредотачивающие локальных продавцов и потребителей.
Сегодня можно найти любимого продавца с закрытого местного базара, производителя сельхозпродукции, лишенного возможности официальных продаж своего товара, или владельца закрытого из-за карантина магазина. Купить или продать вне официальной системы, без уплаты налога, можно практически все. Работают даже подпольные парикмахерские и салоны красоты. Довольны как клиенты, которые теперь получают товар прямо домой, платят за него меньше, чем в магазине, так и продавцы, которые не только сохраняют свой источник дохода, то еще и освобождены от проблем с государственным аппаратом, с которым ранее приходилось бороться.
Уменьшилась также составляющая коррупции, которую приходилось платить в связи с работой. Полностью легальная работа или работа в серой зоне требовали оплаты ряда контролирующих органов и всегда было связано с риском новых вымогательств и штрафов. Теперь достаточно заплатить за закрытие глаз в местном полицейском участке, и то не всегда это необходимо. Как сообщают украинские СМИ в экономическом подполье работает даже киевский ресторан депутата от президентской партии «Слуга народа», а ее гостями являются влиятельные лица политическо-экономической верхушки Украины.
В результате правительство, до сих пор ведущее спор с предпринимателями о налоговых изменениях, уже вскоре может остаться с кассой государства без оплачиваемых ими налогов и с расширяющимся экономическим подпольем.
Те, которые не перешли в подполье, все более открыто выступают против правительственных ограничений. Во второй половине апреля по южно-восточной Украине прокатилась волна протестов фермеров, лишенных возможности сбыта своей продукции, а также продавцов закрытых из-за карантина базаров. В Херсоне несколько сотен фермеров заблокировали главную дорогу в город, требуя от правительства обеспечить сбыт своего урожая.
Протестующие обвиняли правительство в действии в пользу крупных торговых сетей. Как подчеркивали – сети, принадлежащие к политически связанному бизнесу, имеют разрешение на продажу товаров, в то время как закрытие базаров, куда они поставляли свою продукцию, лишает их источника доходов. Карантин сорвал традиционные цепочки поставок и в результате фермерам пришлось выбрасывать овощи.
Похожие протесты проходили в одесской, запорожской и днепропетровской областях. В Каменском на востоке Украины отчаявшиеся продавцы штурмом взяли закрытые местными властями базары и возобновили продажи, даже несмотря на правительственные запреты. В результате, под влиянием протестов, правительство восстановило работу более тысячи местных базаров по всей Украине.
Михал Козак, экономический журналист, корреспондент Финансового Наблюдателя в Украине.
Источник: trans.info
«БЕЛАЯ КНИГА», или Что делать, чтобы малый бизнес в Украине не стал «краснокнижным»
Малый бизнес живуч. Рушились империи и корпорации, билась в лихорадке мировая экономика, а на углу вашей улицы всё так же уютно светилась витрина маленького магазинчика или кофейни. О том, как выживает малый бизнес в сегодняшней Украине и что можно сделать, чтобы он не «выживал», а жил, мы беседуем с Игорем Бураковским, доктором экономических наук и главой правления Института экономических исследований и политических консультаций.
— В стране экономический кризис, а на улицах всё время появляются новые вывески… Получается, малый бизнес чувствует себя неплохо?
— Я бы сказал, что он едва держится. По своей природе он должен быть более активным участником экономического роста. Малый бизнес способен быстро создавать новые рабочие места, адаптироваться к новым рыночным условиям в период глубинных изменений, когда старые ниши отмирают, а новые рождаются. Благодаря узкой специализации он отлично работает в сфере инноваций.
Впрочем, у гибкости есть обратная сторона — чувствительность. В случае серьёзных экономических проблем в стране малые предприятия идут ко дну первыми.
В современной Украине малый и средний бизнес сконцентрированы в основном в сферах обслуживания и торговли. В области промышленности у нас они, в отличие от других стран, почти не представлены.
Мне кажется, это изменится в ближайшем будущем, и в Украине тоже начнут создавать производственные связи между крупными и малыми промышленными предприятиями: когда первые, исходя из чисто экономических, прагматических соображений, часть своих технологических процессов будут передавать малому и среднему бизнесу. Например, имплементацию новых технологий. Такая ситуация уже наблюдается в АйТи, — кстати, достаточно динамично растущий сегмент. Украинские программисты продают свои разработки по всему миру, и это вселяет надежду.
— Каковы ключевые проблемы малого бизнеса в Украине? Или в каждой сфере они свои?
— Проблемы плюс-минус одни и те же, вне зависимости от сферы деятельности и региона. Называют низкий спрос на продукцию из-за спада покупательской способности населения, неясную политическую ситуацию в стране, из-за которой сложно договариваться о сотрудничестве с зарубежными партнёрами и инвесторами. Не даёт развиваться и ограниченный доступ к финансам из-за проблем кредитно-банковского сектора, а также высокая конкуренция, запутанное и чрезмерное налогообложение, неблагоприятный регуляторный климат, высокое регуляторное давление… Легче сказать, что устраивает предпринимателей в украинской бизнес-сфере.
— Неудивительно, что самое популярное требование предпринимателей к государству: «не надо для нас ничего делать, просто не мешайте»!
— Верно! И это тревожный знак. Государство должно быть партнёром бизнеса, а не врагом. Государственная политика Украины относительно малого и среднего бизнеса всегда характеризовалась фрагментарностью. Решение одной проблемы приводило к появлению ряда других, иногда — в смежных сферах деятельности.
Не было ни фундаментального анализа, ни понимания, что действительно необходимо изменить. Сейчас у нас пытаются просто копировать системы развитых стран, потому что «у них живут лучше». Но нужно понимать, что у них лучше не потому, что кого-то посадили, кого-то оштрафовали — и все сразу стали хорошо жить! Нам пора смириться, что нет одной волшебной реформы, которая бы сразу решила все вопросы.
Государственная политика должна быть комплексной, а все органы государства — работать по определённым, нормативно зафиксированным правилам. Без этого никакого бизнеса у нас не получится.
Как правило, решение таких крупных задач за рубежом начинают с разработки «Белой книги». Это документ политики, в котором даётся видение проблем в определённой сфере и идеология государства, то есть план, как оно собирается эти проблемы решать. Наш Институт экономических исследований недавно разработал такой документ в рамках проекта USAID и по заказу Минторговли. Но, конечно, невозможно разработать политику только под одну отрасль — необходимо учитывать другие отрасли. К примеру, малый и средний бизнес тесно связаны с налоговой политикой, торговой, регуляторной, региональной, политикой в сфере науки и образования…
— Можете привести примеры?
— Хорошо. Возьмём торговую политику. С одной стороны — давайте поддерживать отечественного производителя! Запретим импорт! А с другой — что делать предпринимателям, чей бизнес завязан на импортных продуктах или услугах?
Помогаем одним — перекрываем воздух другим.
Или регуляторная политика: здесь нужно трансформировать существующие нормы так, чтобы они работали, защищали потребителя. Где-то нужна дерегуляция, где-то, наоборот, нужно жёстче всё зарегулировать. Что касается образования, бизнес часто жалуется на недостаток квалифицированных кадров, особенно толковых топ-менеджеров среднего звена. Дешёвая рабочая сила есть, а нанять некого. Мы должны признать: система образования у нас недостаточно работает на эффективность бизнеса. И это проблема…
Конечно, малый бизнес не может работать наравне с крупным: другие ресурсы, другие прибыли. Но и чрезмерно опекать его, как любимого младшего сына, не надо. Мы говорим о бизнесе, а не о нежном экзотическом цветке. Если конкуренция оказалась слишком суровой и бизнес не выжил, — что ж, это жизнь. Всё, что мы можем, — дать человеку право начать всё заново.
Банкротство должно восприниматься, как нормальное явление, после которого вполне можно жить дальше. Но для этого нужна здоровая кредитно-банковская система, здоровая экономика.
И ещё один пункт, о котором нужно помнить: государство не может раз и навсегда решить все проблемы малого бизнеса, но оно может работать в этом направлении каждый день. Может показаться, что я говорю о каких-то элементарных вещах. Но, чем больше я наблюдаю за нашей госполитикой, тем больше убеждаюсь, что пока мы не решим вот эти все базовые вопросы, до тех пор будем постоянно за чем-то бежать. За коррупционерами, за новыми нормами… Сначала надо поставить нашу экономическую систему с головы на ноги, а потом уже думать, как её дальше менять.
Дарья Куприянова
Источник: zavarnik.biz