Деловая разведка сегодня – это неотъемлемая составляющая современного бизнеса, обеспечивающая выживание предприятия в конкурентной среде. Она позволяет узнать намерения конкурента, рассчитать возможные риски.
Информационные технологии деловой разведки
Согласно последним статистическим данным и исследованиям, наибольший процент окупаемости вложений показывают новые информационные технологии деловой разведки. Статистические изыскания проводились среди организаций, активно приобретающих инструменты для деловой разведки, в том числе современное программное обеспечение. Наибольшую окупаемость имеют программы для анализа бизнес-процессов, мониторинга контрагентов и продаж в сфере производства, продажи товаров и оказания услуг.
Деловая разведка и экономическая безопасность предприятия
Деловая разведка подразделяется на два основных направления:
- На макроэкономическую;
- На микроэкономическую.
И если первая направлена на непрерывный сбор информации по процессам в политике, экономике и на рынке в целом, то вторая нацелена на решение оперативных задач. От нее напрямую зависит безопасность принятия управленческих решений, заключения контрактов. Деловая разведка на предприятии – это та служба, которой не стоит пренебрегать.
КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА | БОЙЛЕРНАЯ
Конкурентная деловая бизнес-разведка – частный случай предыдущего варианта. Однако направлена она не на окружающие факторы, а напрямую на деятельность конкурентов. Ее, в свою очередь, следует отличать от такого понятия, как промышленный шпионаж. При деловой разведке используются методы, не выходящие за пределы российского права, информация берется из открытых источников. Тогда как промышленный шпионаж подразумевает незаконное завладение внутренней информацией, коммерческой тайной.
Проверка партнера по бизнесу может быть вполне легальной и доступной. Помимо общеизвестных методов проверки организации перед заключением контракта, есть специализированный интернет-сервис unirate24.ru. С помощью него можно проверить не только партнера по бизнесу, но и своего сотрудника либо соискателя на должность в вашей компании.
Консолидированный отчет. Балансы, прибыли и убытки, арбитраж, лицензии, структура, индексы должной осмотрительности и финансового риска, ЕГРЮЛ, вестник ЕГРЮЛ.
Кредитный отчет контрагента
Проверка исполнения контрагентом кредитных обязательств. Оценка рисков. Определение лимита дебиторской задолженности.
Экспресс-доступ к кредитному отчету сотрудника/соискателя. Выявление просрочек. Кредитная нагрузка проверяемого.
Источник: www.unirate24.ru
Понятие и сущность экономической разведки
Экономическая разведка — вид внешней разведки , объектами которой являются промышленность, транспорт, торговля, финансовые и денежно-кредитные системы, природные ресурсы и т. п.
Относительно сфер, представляющих интерес для предприятия можно рассмотреть экономическую сферу, политическую сферу, социальную сферу и военную сферу деятельности. Каждая из них в свою очередь подразделяется на составные части.
Бизнес разведка и методы нападения
Экономическая разведка наиболее сложна по своей структуре. В ее составе можно выделить промышленную и коммерческую разведку.
Экономическая разведка рассматривает всю информацию, обеспечивающую преимущества конкуренту.
Итак, промышленная разведка рассматривает следующие направления: научно-техническая.разведка; технологическая разведка (наиболее эффективное направление на краткосрочных этапах); разведка ресурсов; коммерческая разведка. Она ориентирована на финансовые вопросы, вопросы маркетинга и менеджмента.
Любая база данных разведки делится на две части:
— фактические данные. Здесь аккумулируются данные текущего мониторинга и делаются выводы по состоянию предприятия на текущий момент времени
— стратегическая информация. Здесь осуществляется анализ имеющихся данных, а также делаются прогнозы по поведению конкурентов, предпосылкам проведения акций на рынке и др.
Управление любой организацией включает как минимум два уровня принятие решений: управление текущей деятельностью предприятия; управление стратегическим развитием предприятия. Результаты принятия решения по данным вопросом оказываются по-разному: текущие- в самое ближайшее время, стратегические — в будущем.
Необходимо отметить, что характер информации для каждого уровня приняты решения будет значительно различаться.
В связи с этим работу экономической разведки предприятия целесообразно разделить на две составляющие: стратегическая (макроэкономическая); оперативно-тактическая (микроэкономическая)
Такое планирование разведдеятельности необходимо для того, чтобы в будущем не утонуть в потоках информации, которая накапливается.
Возможности экономической (конкурентной) разведки. При постоянном ведении экономической или конкурентной разведки, предприятие получает следующие преимущества:
1) прогноз изменений на рынке.;
2) прогнозирование действий конкурентов;
3) выявление новых или потенциальных конкурентов;
4) анализ деятельности конкурирующих предприятий с целью получения передового опыта и возможности учиться на чужих ошибках;
5) сбор и анализ информации о лицах, заключивших с предприятием контракты;
6) сбор необходимой информации;
7) изучение криминальных аспектов рынка, состояния и влияния не рынок теневой экономики;
8) оценка целесообразности приобретения нового бизнеса;
9) изучение всей новой продукции на рынке;
10) создание нового бизнеса;
11) изучение законодательных, политических, и др. направлений развития стран, для потенциального развития бизнеса;
12) рассмотрение и анализ неправомерного использования товарных знаков предприятия;
13) использовать ошибки конкурентов в свою пользу;
14) анализ рекламы;
15) установление недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий;
16) управление рисками бизнеса;
17) раннее выявление угроз, уязвимостей, возможностей и иных факторов влияния на успех бизнеса;
18) обеспечение конкурентных преимуществ за счет своевременного принятия нестандартных оптимальных управляющих решений.
Особенности экономической разведки
В отличие от других видов разведки, экономическая сосредотачивается только на информации, с помощью которой возможно оценить экономической состояние конкурентов.
Отличие составляет и объект разведки: если при военной и политической работа ведется против врагов, тогда как при экономической – работа ведется против конкурентов. Конкуренты вчера могли быть врагами – а завтра становятся соратниками по бизнесу.
Для экономической разведке важна информация, а не носитель, на котором она представляется. (для военной – важен образец, а для политической – документ)
Отличием являются и средства ведения разведки: в политической в основном используется шантаж, подкуп и др., в военной – силовые действия)
Основное количество необходимой информации экономическая разведка получает из открытых источников.
В отличие от военной и политической разведки, при экономической информацию необходимо не только собрать, но и обработать и сделать выводы и рекомендации.
Принципы ведения разведки
Принципы ведения разведки:
— необходимо установить цель сбора информации.
— непредвзятость в отборе информации.
— установление причинно-следственных связей.
— выводы и рекомендации.
На основе подготовленной службой экономической разведки информации, руководство предприятия принимает решения. Необходимо помнить, что цена этого решения в рыночных условиях очень велика. Если решение принято верно, предприятие может получить большую прибыль.
Объекты экономической разведки
К основным объектам, которые исследует экономическая разведка можно отнести:
1. Рынок. Исследуется все возможные факторы маркетинговой политики конкурента. Особое внимание уделяется ценовой политике.
2. Продукт. Многие виды продуктов отличают не материалы, из которых их производят, но конструктивные и технологические особенности их производства. Так же в этой области внимание обращается на объемы и развитие производства конкурента, качество и эффективность изделий
3. Менеджмент. Структура предприятия, коммуникации
4. Кадры. Личные пристрастия, увлечения и другие подробности жизни работников предприятия, как носителей информации
5. Инфраструктура бизнеса. Здесь нас интересуют подъездные пути, системы внешней и внутренней связи, отношения с поставщиками и др.
6. Финансовая сфера предприятия — конкурента. Из всей массы информации о финансовых потоках, наибольший интерес представляют вопросы эффективности функционирования капитала, ликвидность и платежеспособность предприятия, отношения с кредиторами и др.
Условия, определяющие эффективность разведки: Интеллектуальные критерии. Организационные критерии. Критерий везения.
Движущим механизмом современного общества является конкуренция. Экономический прогресс общества дает преимущества тем, кто предлагает продукцию лучшего качества по меньшей цене, изготавливая ее с меньшими издержками.
Рынок вынужден покинуть тот, кто производит худшую продукцию с высокими затратами.
Неравенство доходов, дополнительные преимущества и послужили почвой, на которой проросло понятие «коммерческой тайны», как об информации, как о способах получения дополнительных выгод. А уже появление коммерческой тайны породило стремление обладать ей, а у обладателей – хранить и защищать.
Конкурентная (экономическая) разведка базируется на сборе информации о соперниках по бизнесу. Изучаются все возможные открытые источники информации. Собираемая информация должна дать представление не только о настоящей и будущей деятельности конкурента, но и поведении покупателей: информация собирается и о них.
Сбор информации о конкурентах – процесс творческий. Практически никогда не удается найти необходимую информацию в явном виде. Поэтому, аналитик, должен найти в общедоступном факте нечто, характеризующее поведение конкурента. Здесь надо сделать упор на том, сто конкурентная разведка использует только открытые сведения, которые конкурент не защищает.
Основная область применения экономической – рынок. Главная цель – систематическое отслеживание открытой информации о конкурентах, анализ полученных данных и выработка обоснованных рекомендаций для принятия на их основе управленческих решений.
Причины возникновения экономической (конкурентной) разведки: появление конкуренции, ее агрессивность; глобальная конкуренция; быстрый темп роста бизнес-среды; информационная перегрузка; быстрая смена технологий.
К основным задачам экономической разведки относятся: Постоянный мониторинг рынка; Отслеживание информации, связанной с патентами и лицензиями; Проведение маркетинговых исследований с целью поиска свободных «ниш» или «слабых» конкурентов; Оценка целесообразности приобретения бизнеса; Мониторинг настоящих и потенциальных потребителей; Прогнозирование изменений на рынке; Прогнозирование действий конкурентов; Поиск и изучение форм, предполагаемых продаж; Изучение новых технологий и технологических процессов; Мониторинг политической ситуации в стране и в мире ; Подбор и проверка кадров и др.
Источник: www.razved.ru
Разведка в бизнесе: мифы и реальность
Звезды кино и телевидения клеймят позором «желтую прессу» за разглашение удивительных фактов из их биографии. А миллионы читателей с интересом обсуждают правдивость этих фактов и строят предположения о том, сколько было заплачено журналистам за такой «черный пиар». Через несколько дней, эти же читатели, возмущаются, узнав, что с какого-то Интернет-сервера была утечка их собственных персональных данных и беспокоятся о том, сколько данных об аккаунтах запросили иностранные спец. службы.
Роскомнадзор планирует увеличение штрафов за разглашение конфиденциальности персональных данных граждан в 70 раз. И, в то же время, мы все чаще начинаем слышать такие выражения, как «конкурентная разведка», «бизнес-разведка», «сбор информации о соискателе на вакансию»…
Что это? Популяризация запрещенной деятельности или, наоборот, возможность защититься от мошенников с помощью квалифицированных специалистов?