Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.
Работа состоит из 29 файлов
Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt
МОДУЛЬ 11. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ
11.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВЫВОДЫ
Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето- эффективного размещения ресурсов. Рынок либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. В этих случаях говорят о провалах (несостоятельности) рынка. Именно подобная неспособность рынка рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику. Одна из причин неэффективности связана с существованием внешних эффектов.
Эффект масштаба — просто о сложном
Краткая формулировка основных положений и выводы по теме
1. До сих пор предполагалось, что рыночные обмены между продавцами и покупателями не влияют ни на кого, кроме участников сделок, а все издержки и выгоды учтены в рыночной цене. В действительности потребление и производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление и производство другого блага, так как люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Внешние эффекты и представляют собой не отраженные в ценах товаров и услуг воздействия на третьи лица, не участвующие в рыночных сделках. Внешний эффект может быть отрицательным (вынуждает другую сторону нести издержки) и положительным (приносит выгоду другой стороне).
2. Отрицательный внешний эффект может быть результатом как производства, так и потребления товара. Например, он возникает вследствие того, что производитель учитывает в цене товара только предельные частные издержки, но не учитывает те издержки, которые несут третьи лица, т.е. предельные внешние издержки.
Следовательно, предельные частные издержки меньше предельных общественных издержек. Производители принимают решения о том, какой объем продукции выпускать на основе слишком низких издержек. Это приводит к излишнему, по сравнению с эффективным, объему выпуска и заниженной цене. Эффективный же объем выпуска и цена определяются равенством предельных общественных издержек предельной общественной выгоде.
3. Положительный внешний эффект – это полезность (выгода) не отраженная в ценах. При наличии такого эффекта предельная частная выгода товара меньше его предельной общественной выгоды. Чтобы получить связанную с данным объемом товара предельную общественную выгоду, необходимо к предельной частной прибавить предельную выгоду, получаемую третьими лицами. При наличии положительного внешнего эффекта товар или услуга продаются и покупаются в условиях равновесия в меньшем, по сравнения с эффективным, объеме.
Суть институционализма за 3 минуты
4. Внешние эффекты возникают в результате конкуренции между различными вариантами ис пользования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов не закреплены. Установить права собственности сложно из-за значительных трансакционных издержек. Правительство регулирует установление прав собственности и содействует торговле этими правами, чтобы повысить эффективность
5. Теорема Коуза утверждает, что когда разногласия возникают между небольшим числом лиц и затраты на проведение переговоров ничтожно малы, внешние эффекты могут быть устранены в ходе частных переговоров. При этом неважно, какая из сторон имеет право на использование ресурса. До тех пор пока права собственности могут быть объектом купли-продажи, благодаря осуществлению торговых сделок ресурсы будут распределяться эффективно. Теорема Коуза не применима, если затраты на проведение переговоров настолько высоки, что перевешивают выгоды от этих переговоров.
6. Если частные стороны не могут решить проблему внешнего эффекта, то, в принципе, государственное вмешательство может повысить эффективность. Один из способо в заставить производителей и потребителей товара считаться с теми внешними эффектами, которые они порождают своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов. Под интернализацией понимают превращение внешнего эффекта во внутренний. Она достигается путем корректировки предельных частных издержек или выгоды таким образом, чтобы они отражали действительные общественные издержки или выгоды. С этой целью используются корректирующие налоги и субсидии.
7. Корректирующий налог (налог Пигу) используется для интернализации отрицательных внешних эффектов. Этот налог на выпуск товара позволяет увеличить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек и тем самым приводит к росту цены. Введение налога позволяет сделать объем выпуска товара эффективным.
Корректирующая субсидия – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такая субсидия увеличивает предельную частную выгоду до уровня предельной общественной выгоды и приводит к падению цены. Она позволяет увеличить объем выпуска товара или услуги.
8. Корректирующие налоги и субсидии, как следует из вышеизложенного, могут быть использованы для достижения эффективности. Чтобы их ввести, необходимо выявить источник внешнего эффекта и определить предельные издержки и выгоды третьих лиц.
9. Теория внешних эффектов может быть использована при анализе экономических аспектов контроля за загрязнением окружающей среды. Она утверждает, что существует эффективный уровень загрязнения. Чтобы достичь определенного результата, политики должны учитывать и издержки, и выигрыши от борьбы с загрязнением. Эффективный уровень контроля за загрязнением соответствует уровню уменьшения загрязнения, при котором предельные общественные издержки, связанные с этим уменьшением, равны его предельной общественной выгоде.
10. В целях контроля за загрязнением окружающей среды государство устанавливает нормы выбросов загрязняющих веществ в воду или воздух и контролирует их выполнение; выпускает и продает лицензии (права) на сброс отходов; применяет политику «компенсации»; проводит постоянный мониторинг за всеми видами выбросов отдельных фирм; позволяет фирмам, у которых объемы выбросов меньше нормативных, накапливать экономию по выбросам с тем, чтобы в будущем иметь право на превышение норм выбросов или продажу права на них. Все эти меры дают определенный эффект.
11.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ГРАФИКИ
Источник: www.freepapers.ru
Р.М. Нуреев — Курс микроэкономики (2002), страница 88
PDF-файл из архива «Р.М. Нуреев — Курс микроэкономики (2002)», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «экономика» из 5 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 88 страницы из PDF
Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике433лее того, применяя целый набор экономических мер, не следуетзабывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные,нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные э ф ф е к т ы и заблаговременнопринимать меры по их ликвидации.
Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строгоопределена. Тенденция к огосударствлению экономики не должнабыть единственной. Время от времени необходимо предприниматьэнергичные шаги по разгосударствлению экономики.Способы разгосударствления могут быть различны.
Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулированиесмешанного предпринимательства.
Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитиепроцессов приватизации.Опыт показывает, что приватизация может быть успешнойлишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:—• наличие надежной правовой базы проведения денационализации;— создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондовогорынка прежде всего);— хорошо продуманная процедура продажи государственныхпредприятий;— предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной.
Следует помнить, однако, что этотпроцесс во многом зависит от самого государства. Между тем р а з растание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы» рынка могут быть дополнены,а иногда и усилены «провалами» государства. Однако о них мырасскажем в следующей главе.Вопросы дляповторения1.
Прокомментируйте определение трансакционных издержек,данное С. Ченом: «В самом широком смысле слова трансакционныеиздержки состоят из тех издержек, существование которых невозможно представить в экономике Робинзона Крузо» (Cheung S. TheMyth of Social Cost. L., 1978. P. 52).2. Какие специфические виды трансакционных издержек существовали в социалистических странах?
Ведут ли рыночные р е формы в России к снижению трансакционных издержек? Почему?3. «Когда в США начали бурить первые нефтяные скважины,тот, кто поднимал нефть на поверхность, имел по закону правосчитать ее своей собственностью, — пишет американский экономист Р. Д. Купер. — Иначе говоря, нефть в недрах была ничьей, анефть, выкачанная на поверхность, принадлежала тому, кто ее до-434Глава 13.
Институциональные аспекты рыночного хозяйствабыл». К каким экономическим последствиям, на ваш взгляд, этопривело? Почему Р. Д. Купер использовал данный пример для объяснения поведения населения в постсоциалистических странах?4. Почему проблемы использования ресурсов, находящихся вобщей собственности, получили название «трагедия общественныхресурсов»?5.
Могла ли быть изобретена паровая машина Уатта, если бы вАнглии середины XVIII в. не существовали патенты и другие механизмы защиты интеллектуальной собственности?6. Американский экономист Д. Норт, представитель «новой экономической истории», описывает развитие производящего хозяйстваследующим образом.
До неолитической революции, когда основнымивидами хозяйства были охота и собирательство, система отношенийсобственности представляла собой ничем не ограниченную общуюсобственность. Развитие примитивного земледелия и скотоводствасвязано с «исключительной» общей собственностью племени на продукты и ресурсы: доступ к ним исключался для членов других племен.
Для защиты от сверхэксплуатации вводились правила, ограничивающие использование земли членами племени. Различия междуэтими формами собственности и являются ключом для объяснениянеолитической революции. Почему эти институциональные формыразным образом влияли на образование классов 97.
Типовой биржевой контракт включает следующие пунктыместо (биржа) и дата заключения контракта, наименование покупателя и продавца, точное название и подробное описание товара,количество товара, время и способ определения количества, качества товара (со ссылкой на стандарт, образец и т. д), цена, скидки инадбавки за сортность и отклонения от базового качества, условияпоставки, условия сдачи и приема товара, срок поставки, сроки иусловия платежа, тара и упаковка, маркировка, форс-мажор, арбитраж. К какому виду контрактов его следует отнести?8.
Согласны ли вы с утверждением А. Алчияна и Г. Демсеца,что фирма является фикцией и все отношения между ее участниками сводятся к контрактам между ними?9. Представьте себе, что вы являетесь экспертом правительства по экологическим вопросам. В правительстве подготовлена программа извлечения новых доходов путем использования акцизныхналогов.
В список облагаемых налогом включены следующие товары: бензин, алкогольные напитки, табачные изделия, авиабилеты,автомобили, чулочно-носочные изделия, меха, ковры, бриллианты.Какие факторы вы будете учитывать при выборе товаров, на которые следует ввести налог? Объясните, почему.10.
Известно, что руководители государственных предприятийне имеют права предъявлять притязания на остаточный доход.Вместе с тем основной характеристикой государственного сектораявляется стремление к расширению масштабов производства. Являются ли инвестиционные программы государственных предприятий ответом на общественные нужды?
Как соотносятся эти стремления с эффективностью производства?11. Разгосударствление, т. е. переход к рыночной экономике,предполагает некий стандартный набор мер. Их условно можно раз-Примеры решения задач435делить на три группы. Первая группа — это финансовая стабилизация, снижение бюджетного дефицита и сокращение денежной эмиссии Центрального банка.
Вторая — дерегулирование, сокращениечисла государственных рычагов вмешательства в экономику и создание фундамента для свободных договорных отношений. Третьягруппа связана с реформированием и приватизацией крупных государственных концернов.
Какой, на ваш взгляд, должна быть последовательность проведения реформ 7 Какую систему социальной защиты населения, необходимой в связи с ростом безработицы и снижением жизненного уровня населения, вы бы предложили?12 Какие из нижеперечисленных случаев можно расценитькак расширение, а какие — как сужение возможностей выбора:а) молодого человека, чьи религиозные взгляды не позволяютему проходить службу в армии, направили для прохождения службысанитаром в госпиталь;б) сотрудникам учреждения, бросившим курить, администрация повысила заработную плату на 5%,в) сотрудникам учреждения объявили, что кандидатуры техиз них, кто курит в рабочее время, будут внесены в списки сокращаемых в первую очередь;г) студентам, активно участвующим в работе научного студенческого общества, будут выплачены премии в размере месячнойстипендии;д) студенты, не участвующие в работе научного студенческогообщества, не могут претендовать на получение рекомендации дляобучения в университетах других стран;е) в начале века женщинам в США запрещалось курить в обществе под угрозой штрафа?Примеры решения задач1. Верны ли следующие утверждения?1.1.
Представители разных подразделений одной и той же организации могут обратиться в суд или арбитраж для решения возникшего между ними конфликта.ДаНет1.2. Трансакционные издержки уменьшаются по мере развития общества.ДаНет1 3. Чем сильнее развито в стране взяточничество, тем нижетрансакционные издержки бизнеса.ДаНет1 4 Религиозная Реформация в Западной Европе XVI—XVII вв.может быть истолкована как минимизация трансакционных издержек верующих в их взаимоотношениях с Богом.ДаНет1.5.
В России в настоящее время тиражирование аудио- и видеокассет происходит преимущественно пиратскими методами. Со-436Глава 13. Институциональные аспекты рыночного хозяйствагласно концепции Д. Норта, это должно тормозить развитие отечественного кинематографа и эстрады.ДаНет1.6. Положительные экстерналии равны разнице между социальными и частными выгодами.ДаНет1.7.
Преимущества рынка прав на загрязнение перед законодательным установлением стандартов по вредным выбросам связываются с тем, что такой рынок позволяет сократить загрязнениепрежде всего тех источников, у которых издержки по устранениювыбросов являются наименьшими.ДаНет1.8. Теорема Коуза признает необходимость корректирующихналогов.ДаНетОтветы1.1. Нет. Не могут.
Во-первых, между ними не заключается контрактов, имеющих юридическую силу. Во-вторых, суд не может располагать достаточной информацией о внутренней деятельности фирмы1.2. Нет. Возрастают. С развитием общества усложняютсяструктура отношений между субъектами экономики, структура правсобственности.
Следовательно, трансакционные издержки по обмену «пучками» правомочий возрастают. Общество с наименьшимитрансакционными издержками — натуральное хозяйство.1.3. Нет.
Всеобщее взяточничество повышает трансакционныеиздержки, поскольку каждый чиновник, участвующий в оформлении деловых сделок, требует «мзду», не прикладывая дополнительных усилий к выполнению своих обязанностей.1.4. Да. «Трансакционные издержки» у протестантов ниже, чему католиков или православных Протестантская доктрина основанана прямом обращении верующего к Богу, без посредничества профессиональных священнослужителей, не требует пышных и дорогостоящих ритуалов, характерных для католицизма и в особенности для православия.1.5 Да.
Так как размывание прав на интеллектуальную собственность снижает вознаграждение за новаторство и, следовательно, стимулы для инновационной деятельности. Согласно Д. Норту,промышленная революция в Англии была бы невозможной, еслибы не существовало прав на интеллектуальную собственность.
Соответственно «видеокассетная революция» в кинематографе связана с ужесточением лицензионного контроля за соблюдением правна размножение фильмов.1.6. Да. Положительные экстерналии рассматриваются как разница между высокой предельной общественной полезностью и более низкой предельной индивидуальной полезностью.1.7. Да.
При продаже прав на загрязнение фирмы, которые могут сократить загрязнения с меньшими издержками, будут высту-Примеры решения задач437пать как продавцы излишков этих прав, а фирмы, у которых издержки сокращения загрязнений выше, — как покупатели этих прав.1.8. Нет. Р. Коуз доказывает, что вместо корректирующих налогов можно использовать прямые переговоры между теми, ктосоздает экстерналии, и теми, кто испытывает на себе их действие.2.
Источник: studizba.com