Чему учит бизнес людей

«Управление персоналом», 2010, N 11
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС?
Мы выбираем, нас выбирают. «Нужны коммуникативные навыки? Идите к М. — тренинги супер, всем нравятся», — советуют одни. «Натаскать» продажников? Идите к Л. — эффективность обеспечена, а вот к Д. не стоит», — предостерегают другие.
Но правильный выбор персоналии еще не повод праздновать победу, уверяют практики. Главное — это формулировка цели, обоснование средств, а дальше уже — выбор тренера. Кого ищем и кого выбираем? Как представляют себе цели обучения руководители и сами бизнес-тренеры? Совпадают ли их взгляды? Ведь часто простое кажется таким сложным, и наоборот.

Разговор от первого лица в журнале «Управление персоналом».
Чему и как учить современный бизнес?
Времена тотального контроля за работниками, изнурительного труда от гудка до гудка закончились
Денис Вишня, международный сертифицированный бизнес-тренер; продюсерский центр «Автограф»

«Чему учит жизнь» – психолог и бизнес-тренер Елена Мечетина


Год назад возле банка мы нос к носу столкнулись с университетским товарищем, весьма успешным предпринимателем, который при встрече первое время с упоением рассказывал о построенной им сети издательств и перспективах развития этой сферы. Итог разговора для меня стал неожиданностью. Мой однокашник вздохнул и признался: «Если бы знал, что придет этот кризис — бросил бы все заранее». Оказалось, что доходы за последние полтора года упали серьезно, а зарплаты у сотрудников были высокими, поставщики не соглашались снижать цены, издержки росли.
В общем, обычная история с выставленным на продажу оборудованием, заложенным загородным домом и обострением отношений в семье. По ходу рассказа мой товарищ из преуспевающего бизнесмена на глазах превратился в терпящего бедствие человека. Забегая вперед, скажу, что решение возникших проблем было найдено. После серьезного обсуждения мы нашли кредит на приемлемых условиях, изменили технологические цепочки, почистили штатное расписание, набрали новых сотрудников, закрыли нерентабельные направления, сократили непроизводственные издержки. В общем, удержали то, что смогли, и во многом благодаря самому владельцу. Когда все неприятности были позади, он признался: «Если бы ты знал, сколь многому мне пришлось научиться за это время!»
Получился следующий перечень приоритетных управленческих навыков, отрабатывать которые предпринимателю имеет смысл постоянно.
Итак, чему стоит учиться постоянно?
— Отношениям с сотрудниками. Вопрос, особенно в больших компаниях, хоть и относится вроде к компетенции HR-менеджеров, все же лучше не упускать из-под постоянного контроля. Рынок труда за последние двадцать лет изменился кардинально, и сегодня уже мало кто жаждет просто так «горбатиться на дядю».

Речь идет уже не только о стиле общения с подчиненными (печально, но в некоторых компаниях мат — уже чуть ли не часть корпоративной культуры!), но и трудовых взаимоотношениях. Сегодня оптимальным вариантом могут стать дистанционная работа по договорам заказа, процентные отчисления за выполнение плановых показателей, гибкий график, деятельность на дому.

Почему Умные Люди бывают Малообщительными?

Ключевое слово новых взаимоотношений с сотрудниками (в первую очередь в интеллектуальной сфере) — партнерство. В каждой компании целесообразно провести опрос персонала по поводу условий труда и вариантов оптимального выполнения работы. Вполне возможно, сотрудники сами подскажут, как сделать работу эффективнее, и вы избавитесь от праздношатающихся людей в офисе, при этом будете получать выполненную работу в срок. Времена тотального контроля за работниками, изнурительного труда от гудка до гудка закончились.
— Управлению временем. Итак, мы живем уже не в индустриальный век, предполагавший посменную работу за станком или в шахтерском забое. Прошлый век сменил век технологичный, информационный, следовательно, объем этой самой информации растет с каждым днем, и тот, кто успевает сориентироваться в информационных потоках, стопроцентно получает преимущество на рынке.

Каждую секунду есть шанс опередить конкурента, а значит, каждую секунду нужно вырабатывать новое решение, тестировать его и предлагать без промедления рынку. А значит, время необходимо как-то взять под контроль, хотя бы для того, чтобы время не поглотило вас лично. Четкий распорядок дня, отлаженные коммуникационные процессы, установленные регламенты — вот только часть вопросов, которые придется решать управленцу.
— Психологической устойчивости. По сути, это тоже управленческий вопрос, только вопрос управления самим собой. Любой предприниматель рано или поздно, особенно по мере расширения бизнеса, оказывается под давлением различных обстоятельств. Вступать приходится в многочисленные коммуникации: с подчиненными, поставщиками, клиентами, домочадцами.

И порой этот груз оказывается настолько непомерным, что руководитель бизнеса просто вынужден бросить все, срабатывает инстинкт самосохранения. Думается, что уже совсем скоро специальность психоаналитика и в России, как и во всем мире, станет одной из самых перспективных. Кто-то же должен помочь бизнесменам — научить искусству владения собой, противодействию стрессам, распутывать узелок личных проблем?
— Управлению рисками и стратегическому планированию. Скажите мне, почему при построении нового дела большинство предпринимателей тщательно прописывают бизнес-план, просчитывают разные варианты развития событий, учитывают каждую копеечку, но впоследствии, когда все уже отлажено, вдруг забывают о необходимости расчетливого подхода и с головой бросаются в новый проект, совсем не задумываясь о последствиях? Вера в собственные силы, высокоразвитая интуиция зачастую порождают склонность к авантюрам, повышенному риску, наплевательскому отношению к голосу разума, да и вообще к разумным советам, что вкупе с внешними изменениями на рынке может дать самый непредсказуемый результат, вплоть до банкротства. Исходя из этого, мы сейчас сосредоточены как раз на проведении тренингов именно в сфере стратегического планирования, управления рисками, а также. выработки антикризисных программ.
— Активным продажам. Помнится, один из руководителей компании, который сам заказал у нас проведение тренинга для своих менеджеров по продажам, после подписания договора несколько смущенно спросил: «Вы знаете, мне бы тоже хотелось принять участие в тренинге. Как вы думаете, стоит это делать?» Конечно, мой ответ был утвердительным!

А теперь мы еще и настаиваем на участии управленцев, которые организуют обучение для подчиненных, в тренингах по продажам. Конечно, в большинстве случаев первое время среди участников существует некоторая неловкость и скованность (сам шеф за партой!), но в процессе игр, выполнения практических заданий такой «лед» топится моментально и у сотрудников появляется возможность увидеть, что «наш-то» такой же человек, а сам управленец может побывать в «шкуре» людей, которые приносят ему и компании деньги. Вполне вероятно, что руководитель тоже начинал с продаж, только вот стилистика переговоров еще 10 лет назад была несколько иной. Конечно, придется преодолеть замашки всезнайки, не бояться показаться некомпетентным в продажах, желать постигать новое. Авторитет при хороших отношениях в коллективе в этом случае подорван не будет, а команда сплотится еще больше, проверено!
Времена, когда бизнес можно было вести по наитию, «парить товар» при ажиотажном спросе, давно закончились. Покупатели, надо признать, уже давно не испытывают дефицита товаров и услуг, а конкуренция возросла настолько, что из казавшихся еще вчера безотказных подходов к управлению сегодня срабатывает от силы процентов 60. Остальные сорок нуждаются в постоянном апгрейде, или, говоря модным словечком, в модернизации.
Мнение. Учить способности думать
Елена Варданян, бизнес-тренер Инновационной школы бизнеса Института управления, бизнеса и права (Ростов-на-Дону), к. ф. н.
Свое первое занятие в бизнес-школе для предпринимателей я начинаю с вопроса: «С какой целью вы пришли учиться? Каковы ваши ожидания?»
Ответы предсказуемы и неприхотливы. От «просто получить новые знания» до ожидания «готовых решений, которые приведут к успеху в бизнесе».
Казалось бы, ситуация кризиса должна была заставить задуматься над тем, что готовых, тем более универсальных стратегий бизнеса не существует.
Предлагаемые бизнес-рецепты, рассматриваемые в рамках обучения, апробированы в стабильных экономических условиях. Менеджмент как наука о бизнес-управлении в целом сегодня представляет собой сплошную неувязку в терминах, определениях, содержательных концептах и предполагает, что достижение результата позволительно только эффективному, образцовому менеджеру с высокой личной самоорганизацией, «сверхчеловеку». Прав Ицхак Адизес: таких монстров в природе просто не существует.
Выход? Нацеливание обучения на формирование личностей, способных к принятию решений, особенно в неуправляемых и неопределенных ситуациях. Вспомнились хокку Хатори Хасо:
Черная ветвь обнажила
Алые мысли весною,
Думай, и ты станешь ярче.
Учить способности думать.
Когда доктора Альберта Швейцера спросили, что сегодня не так с человечеством, великий доктор ответил: «Люди просто не думают».
Думать — это значит быть в состоянии обосновывать, выносить суждение, уметь различать, создавать, постигать, представлять, визуализировать и развиваться.
Учить способности думать — предлагать различные мыслительные комбинации и алгоритмы, технологии постановки целей и определения результативности своих действий, основываясь как на расчете, так и на интуиции. Способности думать — как умению осознавать собственный подход к решению возникающих ситуаций. «Думать — это самая трудная их всех работ. Вот почему так мало людей занято этим», — утверждал Генри Форд. «Готовые управленческие решения прекрасно избавляют нас от этой необходимости», — подчеркивал Питер Друкер.
Учить умению брать на себя ответственность за последствия своих решений в долгосрочной перспективе — в постановке стратегических целей, в ситуации выбора альтернатив, риска.
Учить умению строить отношения с людьми — как основным ресурсом реализации любой бизнес-стратегии, умению видеть ценность человеческих отношений сквозь призму управленческих диалогов, совещаний, делегированию и постановке задач, мотивации и вознаграждению. Умению создания для себя и вокруг себя условий для творчества, инноваций, самосовершенствования и коллективного взаимодействия.
Учить пониманию разнообразия стратегических, управленческих и личных стилей. Пониманию и принятию разных мнений, концепций, подходов, стратегий. «Готовых стратегий бизнеса не существует. Стратегия — это ваше отношение к жизни», — заключает Кеничи Омае.
Такой подход к бизнес-образованию требует и появления бизнес-тренеров иного формата. А правильнее — формирования команды бизнес-тренеров, представляющих ту или иную бизнес-школу. Каждый из бизнес-тренеров, несмотря на объединенность общей идеей, имеет свою точку зрения и может преподносить знания в формате мастер-классов.

Читайте также:  Ниокр как сфера бизнеса

Не только и не столько трансляции существующих знаний, сколько демонстрации собственного подхода к решению управленческих задач. Бизнес-тренер становится больше модератором, дирижирующим разными мнениями и опытом всех присутствующих в аудитории. Такой подход основан не на поиске и утверждении истинности декларируемых знаний бизнес-тренером, а на их разнообразии. Обучению анализу, синтезу, поиску информации и самостоятельному решению управленческих задач.
Компания нуждается в сотрудниках больше, чем они в ней
Татьяна Виноградова, Олег Виноградов
Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, построено на взаимодействии между людьми. Главной силой является интеллект, знание, умение строить отношения. Эта сила постиндустриального общества вводит новый термин «информационная экономика», так как слово «информация» в таких условиях развития общества приобретает совершенно новый смысл и значение.
Одновременно оказывается, что мотивация работников все меньше подчиняется экономическим стимулам. Как отмечает Ю. Хабермас, сегодня «деньги и власть уже не могут ни купить, ни заменить солидарность и смысл».
Персоналом современных корпораций следует управлять, как если бы они были членами добровольных организаций. Это значит, что в организации отсутствуют иерархическая структура власти, авторитаризм. Люди работают над проектами и строят отношения внутри проекта.

Пока людям интересно, работа позволяет им повышать свои знания — люди будут работать в корпорации, пропал интерес — они уходят. Как говорил Ницше: «Идею перестают защищать не тогда, когда она становится опасной, а тогда, когда она становится неинтересной». Задача руководства — все время поддерживать интерес. Возникает ситуация, когда компания нуждается в сотрудниках больше, чем они в ней. Эти условия требуют нового типа руководителя.
В современном обществе и бизнесе выживают объединения людей, способные создать условия в своих формальных и неформальных организациях для каждого своего члена, творчески мыслить, создавать и распространять ценную информацию, строить взаимоотношения между людьми. Эти сообщества обладают знанием, позволяющим производить принципиально новые товары и услуги. Уже сейчас эти новые структуры обеспечивают себе немыслимый ранее уровень благосостояния. Это лидеры новой экономики, и им принадлежит будущее. А будущее уже началось.
Роль живого тренера возрастает как никогда
Юлия Влад, бизнес-тренер, NLP Master, психолог, коуч-консультант. Эксперт по ТМ и построению персонального бренда
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что сегодня компании не похожи на детей, которые сначала рождаются, потом учатся есть ложкой, ходить и бегать наперегонки? В современном бизнесе, когда рождается компания, она уже должна делать качественный и пользующийся спросом продукт, чтобы выжить на рынке. Она уже должна уметь планировать свою стратегическую и оперативную деятельность, иметь хорошую команду управленцев, иметь в идеале уникальный продукт, еще и хорошо его продавать.
Другими словами, уметь отлично бегать наперегонки, иначе попросту съедят.
Примечание. «Если тебе кажется, что у тебя все под контролем, значит, ты развиваешься слишком медленно» (Марио Андретти).
И вот, когда компания набирает обороты и понимает, что для решительного рывка вперед ей не хватает полшага, или, наоборот, с виду все хорошо, но нет согласованности, единой политики менеджмента, и персонал уходит, тут появляется спасительное осознание того, что тренинги могут помочь развить недостающие компетенции. Обучение может начинаться с головы, а может с «ног», которые, как известно, «волка кормят» и «голове покоя не дают». Но самое главное в том, что в быстро меняющихся условиях современного мира дополнительное обучение является преимуществом.
Мне очень нравится фраза: «Если вы думаете, что компетентность обходится вам слишком дорого, попробуйте некомпетентность».

Источник: www.lawmix.ru

Где деньги, папа? Чему учат своих детей российские бизнесмены

Getty Images

В 1997 году американец Роберт Кийосаки выпустил руководство по финансовой грамотности «Богатый папа, бедный папа. Чему учат детей богатые родители — и не учат бедные». Суммарный тираж бестселлера превышает 40 млн экземпляров. Forbes Life проверил, можно ли стать миллионером, следуя советам Кийосаки и спросил у четырех российских бизнесменов, действительно ли этому они учат своих детей

Четыре российских бизнесмена отвечают на пять установок американского руководства по выращиванию миллиардеров Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа. Чему учат детей богатые родители — и не учат бедные».

Роберт Кийосаки: Занимайтесь собственным бизнесом. Финансовые трудности часто являются результатом того, что люди работают на кого-то другого.

Давид Якобашвили, частный инвестор, сын: Да, именно этому я и учил своего ребенка.

Дмитрий Костыгин, частный инвестор, пятеро детей: Каждый человек работает на себя, ну и на свою семью, другого варианта нет. И подвиг школьного учителя или врача куда больше, чем подвиг предпринимателя. Надо постараться найти, в чем твоя искра. Самому или с помощью семьи, потому что самому это не всегда получается сделать. У Макаренко по этому поводу есть два отличных примера.

У одного парня в его коммуне был талант мима, он всех пародировал, но сам свой талант не видел и не ценил. Его практически принудительно направили в театральный, и из него получился отличный актер. А другой вообще не выказывал никаких склонностей, и Антон Семенович заставил его стать медиком, за что тот потом был очень благодарен. Так что принуждать детей становиться бизнесменами не только странно, но и опасно, скорее нужно помочь им разобраться в траекториях возможного.

Михаил Скигин, председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала, четверо детей: Я никогда такого не скажу своим детям. Финансовые трудности возникают из-за того, что люди занимаются не своим делом. Если кому-то из детей будет комфортнее быть наемным работником, я буду только рад.

Гораздо хуже заставлять брать на себя ответственность, к которой они не готовы и которой они не хотят. Как плохо и заставлять лидеров с предрасположенностью к руководству и любовью к риску работать на кого-то. А вольный художник вообще не должен ни брать на себя ответственность, ни подчиняться.

Конечно, если спросить ребенка, хочет он быть начальником или подчиненным, он ответит, что начальником. Но важно помочь детям разораться, чего они действительно хотят. Из первых примеров я приводил метафору с локомотивом и вагонами. Если хочешь быть локомотивом, то нужно прикладывать огромные усилия, а если остановишься или сломаешься, рискуешь быть под вагонами похороненным.

Да и сам по себе, без вагонов ты вряд ли кому-то нужен. Интересно наблюдать за метаморфозами. После таких примеров один из моих сыновей сначала склонялся к вагонам, но потом постепенно сам стал примеряться к роли локомотива. Меня это радует, конечно, но важно, чтобы это было осознанно.

Игорь Рыбаков, совладелец компании «Технониколь», четверо детей: Осваивайте мышление успешных людей. Финансовые трудности чаще всего являются результатом того, что люди задействуют лишь один из типов мышления, а не их комбинацию. Существует инженерное мышление, эмпирическое и творческое. Наилучшим образом работает комбинация мышлений – включение наиболее подходящего типа в соответствующей ситуации.

Роберт Кийосаки: Финансовая грамотность — залог успеха. Умейте отличить активы от пассивов.

Давид Якобашвили: И это верно. По незнанию можно все профукать. Поэтому мой сын Михаил прекрасно подкован в вопросах финансовой грамотности, следит за всеми изменениями, постоянно делает, что называется, апгрейд.

Дмитрий Костыгин: Я много лет исповедую и проповедую идею, что у семьи должна быть общая экономика, нераздельная коллективная собственность. И детей нужно как можно раньше включать в управление хозяйством семьи, а не заставлять принца Чарльза ждать особого момента. Рекомендовал бы каждому родителю познакомиться с идеями Макаренко, который блестяще описал процесс вовлечения детей в управление деньгами в «Книге для родителей». Для доморощенных педагогов подойдет для начала биография семейства Ротшильдов.

Идея совместного семейного имущества никак не противоречит особому пути некоторых ее членов. Не у всех потом может быть стремление беззаветно бороться за денежные знаки. Но хороший врач вполне может участвовать в управлении, например, недвижимостью. Пьер Ферма был по профессии юристом, но это не помешало ему стать выдающимся математиком.

А учить детей финансовой грамотности желательно сразу на практике. Я верю, что надо давать им возможность сделать небольшой вклад в банке, чтобы они сами выбирали банки по надежности и условиям вкладов. Дальше смотрели, кто и сколько заработал. Потом перешли к облигациям, дальше – более сложные финансовые инструменты. Эффективнее любой лекции.

Читайте также:  Дружба основанная на бизнесе это

Михаил Скигин: Надо давать детям возможность тратить деньги, наблюдать, делать записи и через некоторое время обсуждать эти ситуации, чтобы они сами замечали изменения в своем поведении. У детей же разное отношение к деньгам. Для одного они важны, как и брендовые дорогие вещи, для другого деньги и вещи имеют минимальное значение.

Концепцию пассивов и активов я стараюсь объяснять детям не на денежном уровне, а на уровне поступков. На примере кармы — баланса. Если ты берешь что-то — крышу над головой, еду, заботу, это в какой-то степени кредит, пассив. В качестве активов можно рассматривать добрые дела, и чем их больше у тебя, тем больше твоя «прибыль». Такие вещи дети понимают гораздо лучше, чем основы бухучета.

Игорь Рыбаков: Полная ерунда. Называть финансовую грамотность залогом успеха это почти так же: каждому в жизни нужно быть бухгалтером, чтобы подсчитывать сколько у него денег в кошельке.

Роберт Кийосаки: Богатые люди сосредотачиваются на колонке активов, в то время как всех остальных интересует только колонка доходов

Виды активов, которые стоит покупать:

—Бизнес, который не требует личного присутствия

— Акции

—Облигации

— Недвижимость, приносящая доход

— Долговые расписки и векселя

— Гонорары за интеллектуальную собственность

— Любая другая собственность, которая имеет ценность, приносит доход, растет в цене и легко продается

Давид Якобашвили: Это какая-то история про поле чудес в стране дураков. Где вы видели бизнес, который не требует вашего присутствия и участия? 89,9% управляющих — это коты базилио и лисы алисы. Не досмотрел — пиши пропало.

Активы нужно покупать в зависимости от конъюнктуры. Ликвидности облигаций нет. Нет ликвидности недвижимости. Бизнес подразумевает элемент случайности, непредсказуемости. Очень важно знать, когда вовремя войти, а когда вовремя выйти.

Интуиция, везение и поддержка господня — вот главные активы бизнесменов.

Дмитрий Костыгин: Никто не знает, когда и откуда прилетит золотой лебедь. И не факт, что это будет именно лебедь, а не щука или конек-горбунок. Важно не проморгать их. Главное, не привить детям желания быть премудрым пискарем, который, адаптируя к нашей реальности, купил квартирку и сдает ее. Если будет страсть существования и желание открывать что-то новое, они дождутся своей жар-птицы.

И поменьше ориентируйтесь на прошлый опыт. Однажды мой старший сын, 14 лет отроку, принес тест на IQ и спросил, в чем смысл. Я ответил: «Один» «два» «три» «четыре» — какой будет следующий символ? Большинство людей решит, что «пять», и это правильный ответ (на этом и построены IQ и прочие тесты, только переменных несколько). Люди аккуратные задумаются и скажут, что «пробел».

И это тоже правильный ответ — не было произнесено «одна тысяча двести тридцать четыре», значит есть пробелы между отдельными числами. Люди знающие заявят, что «любой символ», «вообще любой»: «миллиард» или «?», «смайлик», « — π » или «полный π». Другими словами, любая функция может воспрять или обрушиться, и трансформироваться в любой момент.

Михаил Скигин: На самом деле, и сегодняшняя ситуация это более чем наглядно показывает, любой вид активов, в том числе перечисленные, может получить отрицательную стоимость буквально в один миг. Старые еврейские семьи старались помимо образования научить детей играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, как правило, на скрипке.

Это было очень практично — скрипка небольшая, ее легко унести с собой в случае очередных неприятностей, типа войн или погромов. Тогда как твой бизнес или дом могли быть запросто сожжены. И игра на скрипке всегда могла прокормить того, кто даже не виртуозно, а просто качественно на ней играл. Так что знания и навыки ценнее активов.

Если же оценивать список, то конкретные виды активов будут работать только тогда, когда ты любишь это дело и разбираешься в нем. Так что такими списками лучше не руководствоваться.

Игорь Рыбаков: Не стоит влезать в те вещи, в которых ты не разбираешься. Если уж куда и вкладывать деньги — в себя, в свое личностное развитие, в свое тело, в свое бодрое состояние духа.

Второе: создать пассивный доход — это купить облигации надежных эмитентов или купить паи умеренно консервативных инвестиционных компаний. Я не советую самим играть в инвесторов, — проиграете все деньги, а уж тем более не советую заниматься биткоинами, бинарными опционами, торговлей на Forex и участвовать в каких бы то ни было пирамидах.

Роберт Кийосаки: Все активы должны быть по душе, быть интересными вам лично. Например, тем, кто ненавидит недвижимость, не стоит ею заниматься.

Давид Якобашвили: Конечно, заниматься нужно тем, что получается, что по душе. Соблазнов надо избегать, в конфликты с совестью не вступать.

Дмитрий Костыгин: Ну слушайте, если так рассуждать, тогда всем до старости нужно пить дюшес, вкусную сладенькую водичку, и не открыть для себя, например, великие бургундские вина. Надо расти, а любой рост подразумевает усилия над собой, и пещеру с сокровищами всегда охраняют жутята. К богатству, неважно, денежному или духовному, нужно протопать семь кругов ада, и очень повезет, если у тебя будет проводник, как Вергилий у Данте. А дальше, конечно, могут быть ограничения собственного мировосприятия, типа инвестиций в табак или оружие.

Михаил Скигин: На первый взгляд, сложно не согласиться. Но с другой стороны, Уоррен Баффетт вряд ли изучил в деталях все индустрии, куда вложился. Иногда важнее разбираться в людях, правильно ставить задачи и находить общий язык.

Игорь Рыбаков: Самыми лучшими активами для человека являются: его внутреннее состояние и внутренняя энергия, его физическое здоровье и тонус в теле, его финансовая автономность, его отношение в семье, его отношение на работе или в бизнесе и его репутация в обществе. Это непреложные активны, которые всегда будут питать человека, все остальное – это способы, инструменты, методы, которые не заслуживают внимания на первом уровне рассмотрения.

Роберт Кийосаки: Современная образовательная система направлена на развитие у студентов навыков, необходимых для получения хорошей работы. Проблема с образованием заключается в том, что вы часто становитесь тем, на кого учитесь. Слишком часто интересы профессиональной карьеры заставляют людей забыть о необходимости заниматься в первую очередь собственным бизнесом.

Давид Якобашвили: Конечно, наемным работникам приходится многим жертвовать. Чтобы стать бизнесменом, нужна настойчивость и целеустремленность.

Дмитрий Костыгин: Когда Д’Артаньян приехал в Париж, единственным его «активом» было рекомендательное письмо отца старому боевому товарищу Де Тревилю. Молодой Д’Артаньян, правда, в первый же день сумел поссориться с тремя лучшими фехтовальщиками Парижа, но в конечном счете два великих гасконца встретились, и все, включая тех фехтовальщиков, стали легендами. Хочется посоветовать современным родителям почаще поступать по примеру отца Д’Артаньяна, отдавая детей таким вот Де Тревилям, а не идти по проторенной дорожке современной системы образования. Я знаю с десяток людей, не обязательно друзей, которым отдал бы детей на стажировку.

Михаил Скигин: Если к предпринимательству есть тяга, то не остановит даже современная образовательная система. В конце концов пример Цукерберга показывает, что для успеха не обязательно оканчивать университет. С другой стороны, есть много примеров, когда предприниматели сначала работали на кого-то. Это тоже важный опыт. Так что может современное образование не так уж и плохо.

Игорь Рыбаков: Проблемы современного образования — это формирование в человеке вынужденной беспомощности, основанной на способности человека выполнять то, что ему говорят, выполнять кем-то заданные нормы и соответствовать чьим-то ожиданиям. Конечно же, цель образования должна быть в следующем. Первое, это формирование представления о благоприятном будущем.

Второе: личный навык, навык порождения, коллективный навык человека, навык сотворчества, навык обретения потокового состояния в человеке, навык коллективной выработки правил. Ну и последнее, тоже очень важное: иметь видение изнутри образующегося целого. Именно такое видение позволяет не отделять белое от черного, не отделять плохое от хорошего, не отделять сильное от слабого — именно на стыке этих противоборствующих элементов лежит все самое вкусное, эффективное и продуктивное, то самое действенное действие и та самая актуальная жизнь. Вот к актуальной, достойной жизни и следует стремиться, она стоит того, чтобы жить!

Источник: www.forbes.ru

Бизнес-образование. Чему учат бизнес?

В Тюмени обсудили характеристики и перспективы рынка бизнес-образования на круглом столе «Инвестиции в знания». Круглый стол прошел 21 июня 2011 и был оргаинзован Бизнес-журналом и интернет — порталом Vsluh.ru в Тюменском Технопарке.

Бизнес -образование: Диагноз и прогноз

бизнес-образование

Поначалу среди приглашенных экспертов превалировали негативные оценки тюменского рынка бизнес-образования: «в основной своей массе рынок слабый, рыхлый, неразвитый, не сможет выдержать иностранной конкуренции». В то же время почти все отметили его перспективность: затраты корпораций на бизнес-образование в стране растут, спектр запрашиваемых услуг расширяется.

Читайте также:  Какой бизнес у ягудина

По сравнению с тем же Екатеринбургом рынок Тюмени недооценен почти в 3 раза.

«Проблема бизнес-образования — в отсутствии у предпринимателей мотивации к обучению», — уверена директор центра консалтинга и бизнес-образования ООО «Академия современного бизнеса» Татьяна Римкувене. Возможно, это объясняется тем, что на развитие бизнеса часто больше влияют не знания, а близость к властям, предполагает эксперт.

«Действительно, предложений по обучению много, но нет системного подхода. Как следствие — нет реальной пользы. Поэтому актуальным является не вопрос «Учиться или не учиться?», а вопрос «Кого выбрать учителем?», — считает председатель Тюменского регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Антон Машуков.

В том, что тюменцы «наелись» платных тренингов, соглашается и генеральный директор НАУ «Академия политики и бизнеса» Светлана Ангел. Поэтому теперь большинство клиентов ее компании — жители северных округов.

Более того, подрывает рынок образовательных услуг, по мнению некоторых участников круглого стола, и государство, предоставляя возможность бесплатного обучения для начинающих бизнесменов. Объясняется это тем, что получив что-то даром, в будущем предприниматели не захотят отдавать за свое обучение деньги. Хотя Фонд поддержки и развития предпринимательства (ФРПП) Тюменской области располагает другой статистикой. «ФРПП скорее дает предпринимателям важнейшие навыки, а оттачивать их бизнесу приходится уже за счет платных консультантов и бизнес-тренеров», — уверен Антон Машуков.

Противоположную точку зрения высказала заведующая кафедрой «Мировой экономики и международного бизнеса» ТюмГУ Людмила Симонова: «Потребитель образовательных услуг стал взыскательней, он насытился и обрел вкус к обучению. Появилась интеллектуальная зависимость от обучения, бывшие «ученики» интересуются новинками, готовы продолжать обучение». Другое дело, что «на рынке много некачественных провайдеров, их программы разработаны на уровне ликбеза или концепции, они не выходят на практику».

Как ни странно, вполне довольны ситуацией на рынке бизнес-образования «гости города», в основном это тренинговые и обучающие компании из Москвы и Екатеринбурга.

«В Тюмени все в порядке. Ваш город располагает отличной стратегической перспективой, здесь много хороших тренинговых компаний», — призналась исполнительный директор Урало-сибирского института бизнеса Екатерина Кузина. Хотя эксперт согласилась с предыдущими оценками: системности в образовании мало, практически отсутствует специализация. Но в целом уральцы довольны, их радуют тюменские клиенты: у них лучшие показатели в УрФО по посещаемости и успеваемости.

Бизнес-образование: А тренер кто?

Важным критерием характеристики рынка образовательных услуг для бизнеса является профессионализм тренеров и провайдеров в целом. Именно это «звено» в Тюмени, по словам экспертов, самое слабое.

Директор корпорации «Бизнес-Мастер» Юлия Васильева в свое время имела возможность оценить профессионализм тюменских тренеров: «глаз положить не на кого, ситуация практически не изменилась по сей день». Не соответствуют требованиям качества и провайдеры, которые «гарантируют 100% результат, при этом не проводят пред- и посттренинговых мероприятий».
Звучали и менее резкие оценки: мало компетентных тренеров, которые доводят обучение до результата (директор WEBmarketers Виктор Козлов); знаний у бизнесменов достаточно, но есть проблемы применения теории на практике, поэтому на рынке востребованы тренеры, умеющие адаптировать знания для реальной жизни (директор компании «Бизнес-класс» Наиль Тухватуллин); нет лидерства на рынке, тюменские тренеры не попадают в «топы» (генеральный директор ООО «КонгрессБюро» Андрей Разуваев); в Тюмени нет ярких, самобытных тренеров, они не пишут книг и не устраивают ярких событий (директор ООО «Деятели» Алексей Лосев).

Так или иначе, репутация у тюменских бизнес-тренеров за последние 10 лет сложилась неоднозначная. Однажды столкнувшись с некачественным обучением, предприниматели с настороженностью относятся к подобным предложениям.

Директор Центра интеллектуального развития Елена Белоусова не скрывает, что прошлый печальный опыт ее клиентов мешает работе.

«У моей компании достаточно узкая специализация – скорочтение и ораторское мастерство. Зачастую преимущества грамотной речи бизнесмены понимают, когда попадают в неловкие ситуации. Да, подчиненные быстро привыкают к «перлам» босса, но, например, в телевизионном интервью неграмотность скрыть невозможно, — уверена Елена Белоусова. – К сожалению, если у клиента есть негативный опыт работы с консультантами, то вместо обращения к другому участнику рынка, он и дальше будет пользоваться неверными речевыми оборотами, нанося тем самым ущерб и своей репутации, и репутации предприятия, так как в сознании людей грамотность все еще напрямую связывается с образованностью и профессионализмом».

Многие клиенты, разочаровавшись в тюменском бизнес-образовании, едут за знаниями в другие города или приглашают «варягов» к себе. Хотя большее доверие клиентов к тренерам «со стороны», по мнению заместителя генерального директора КК «Прэфиш» Марии Шатохиной, не всегда оправданно. Согласна с ней и руководитель группы обучения ООО «Арсенал+» Елена Гайдамак: у экспертов имеется отрицательный результат работы с московскими тренерами, которые продемонстрировали безответственное отношение к своим обязанностям.

Но факт остается фактом: почти все клиенты тюменских компаний, руководствуясь принципом «Нет пророка в своем отечестве», выбирают только иногородних тренеров, местных же чрезвычайно сложно продвигать, несмотря на их высокую компетентность. Доходит до абсурда – услуги бизнес-тренера из Тюмени с успехом продаются где-то в центральной полосе России или на Урале, но местные компании предпочитают вести к себе «варягов».

«Проблема кадров, — уверена менеджер НОУ «Растам» Татьяна Ищенко, — в отсутствии необходимой информации о них. Самопрезентация и активная деятельность тюменских бизнес-тренеров могли бы сыграть им на руку, но у них даже нет своего сайта или профессиональной ассоциации, поэтому рекомендации собираются по знакомым».

Более того, Елена Гайдамак предложила создать сообщество тюменских тренеров — некую саморегулирующую организацию, которая бы отслеживала уровень профессионализма своих коллег. Тем более что в нашем городе появился первый «пишущий» игрок образовательного рынка – книга Сергей Разуваева «Маркетинг за МКАДом» продается по всей России, да и сам бизнес-тренер с успехом проводит корпоративные семинары в Москве и Новосибирске.

Бизнес-образование: Рубль — в знания

Увлекшись характеристикой ситуации, эксперты, тем не менее, не забывали и главную тему круглого стола — «Инвестиции в знания».

В конце дискуссии участники круглого стола сошлись во мнении, что государственная поддержка начинающих и молодых бизнесменов (предоставление бесплатного бизнес-образования) все же не только «приучает к халяве», но в большей степени прививает у молодого предпринимателя вкус к образованию, стимулирует к постоянному пополнению и обновлению знаний.
Но инвестиции в знания со стороны предпринимателя должны быть, хотя бы минимальными, чтобы он осознанно подходил к обучению, чувствовал ответственность за учебу, считают эксперты. Конечно, проживающим в малодоходных районах предпринимателям (особенно молодым и начинающим) непросто осилить стоимость обучающего курса. Поэтому «золотой серединой» в этом вопросе может стать софинансирование: заплатив хотя бы 500 рублей из своего кошелька, слушатель курса не станет пропускать занятия, и со временем поймет — вкладывать деньги в знание — разумно и выгодно.

К тому же, чтобы адекватно оценивать ситуацию на рынке Тюмени необходима постоянная аналитическая информация, которая бы учитывала спрос и предложения по бизнес-образованию: что хочет потребитель? Что ему могут предложить игроки этого рынка? На данный момент наметилась тенденция смещения от общих тренингов «по верхам» к углубленному изучению какого-либо вопроса. Причем это не «открытое» обучение, а внутрикорпоративные семинары.

В целом же, хотя сами игроки не слишком-то довольны ситуацией на своем поле, их финансовое положение вполне стабильно и внушает оптимизм: никто из экспертов не пожаловался на снижение доходов в 2011 году, напротив — все в выигрыше, и через три года надеются увеличить общий оборот средств на рынке бизнес-образования в Тюмени в три раза по сравнению с нынешним — до 150 млн руб.

Фото: Евгений Шаров

Бизнес-образование: как оценить эффект?
Можно ли оценить эффект бизнес-образования и как это сделать? Прошедший в Тюмени круглый стол на тему оценки эффективности бизнес-образования не дал однозначного ответа. То, что бизнес-о .
Читать полностью

Как начать свой бизнес
Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и под .
Читать полностью

Бизнес-план создания строительной компании
Бизнес-планирование помогает просчитать риски и возможности. Обеспечить доходность проекта и избежать ненужных трат. Хорошо, когда есть уже готовый бизнес-план
Бизнес-план строительства 2011-й год стал знаменательным в посткризисное время, интерес к строительной отрасли вернулся в полной мере. Особенно активизировался рынок малоэтажного и индивидуальн .
Читать полностью

Новая бизнес-идея из Италии. продавать снежки
Кто знает, возможно, этот чужой опыт подвигнет вас на новые смелые идеи и решения?
Итальянцы продают не просто снег. Они продают снежки! Один находчивый житель Неаполя выставил в своем блоге фотографию, на которой лежат на полу обычные снежки из снега и рядом объявление о цен .
Читать полностью

Инвестирование идеи важнее ее обертки
Многие предприниматели забывают о том, что ценнее денег порой оказываются нематериальные активы, связи, идеи. Под инвестициями понимаются денежные вложения, определенные суммы. Но, при том, что иде .
Читать полностью

Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет — здесь.

Начните ввод города и нажмите «Поиск»:
Поиск

Источник: elport.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин