Скажите, пожалуйста, какую ответственность несет госслужащий, имея вторую работу или занимающийся предпринимательской деятельностью? Спасибо.
Ответы на вопрос (1):
31.03.2017, 15:33,
в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ Вы в частности не можете участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществлять предпринимательскую деятельность и др.
Если Вы совмещаете предпринимательскую деятельность и замещение должности государственной гражданской службы, то это может являться основанием для расторжения контракта с Вами. Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. 1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: 1.1) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; Уголовная ответственность может быть в том случае, если Вы использовали служебное положение для создания благоприятных условий для своей организации. Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме
Инвестиции для госслужащих — куда можно? Куда нельзя?
Консультация по Вашему вопросу
Источник: www.9111.ru
Что будет если госслужащий занимается бизнесом
Прокуратура Очерского района
Вопрос: В государственном органе в ходе проведенной прокурорской проверки был выявлен факт осуществления одним из государственных гражданских служащих предпринимательской деятельности. По данному факту служащий пояснил, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до поступления на государственную гражданскую службу. Поступив на нее, он выдал доверенность на совершение действий, связанных с прекращением своего статуса в качестве индивидуального предпринимателя, своему адвокату. Однако последний данное ему поручение не выполнил, о чем сам гражданский служащий не знал. Считает, что вины его в сложившейся ситуации нет, обязуется в кратчайшие сроки прекратить предпринимательскую деятельность.
Какие меры ответственности могут быть применены к гражданскому служащему в данном случае?
Могут ли инвестировать госслужащие? // Наталья Смирнова
Ответ: В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( далее- Закон № 79-ФЗ) в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность. Исходя из ст.
2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии с п. 1 ст.
23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Пункт 4 ч. 1 ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ устанавливает, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в том числе в случае осуществления лицом предпринимательской деятельности.
При этом согласно сложившейся судебной практике факт регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует о его намерении заниматься предпринимательской деятельностью, если не доказано иное.
Порядок привлечения гражданских служащих к ответственности в случае совершения ими коррупционных правонарушений, указанных в ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ, установлен ст. 59.3 Закона № 79-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ при применении взысканий, предусмотренных ст. ст.
59.1 и 59.2 Закона N 79-ФЗ, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. В отличие от ст. 59 Закона N 79-ФЗ, регламентирующей перечень обстоятельств, подлежащих установлению при
привлечении гражданских служащих к дисциплинарной ответственности в случае совершения ими дисциплинарных проступков, не носящих коррупционного характера, ст. 59.3 Закона № 79-ФЗ не требует установления вины гражданского служащего в совершении коррупционного правонарушения. Следовательно, взыскания, установленные ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ, могут применяться к гражданским служащим независимо от наличия их вины.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в данном случае, гражданский служащий должен быть уволен в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Подготовлено ст. помощником прокурора района Кузнецовой Е.А.
Источник: ocherskiy.ru
Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу
Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ). В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Стать профи во всех нюансах кадрового учета — легко! «Клерк» создал крутой курс профессиональной переподготовки , в котором научим с нуля всем тонкостям кадрового учета: от приема и увольнения сотрудников по новым правилам 2023 года до ведения воинского учета и работе в 1С: ЗУП.
Посмотреть бесплатный урок из курса
- в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
- в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
- в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).
Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.
Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.
Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.
Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:
- договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
- вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.
Уведомление
Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.
Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).
Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.
В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).
- фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
- дата и место его рождения;
- наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
В случае заключения трудового договора указываются:
- наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
- дата и номер приказа о приеме на работу;
- дата заключения трудового договора и срок его действия;
- название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
В случае заключения гражданско-правового договора указываются:
- дата и номер гражданско-правового договора;
- срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
- предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
- размер вознаграждения по договору.
Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.
Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.
Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.
Деятельность комиссий регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:
- дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
- отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.
Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.
Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.
Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.
Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.
В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник — уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.
Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.
Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.
Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы
К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности
Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:
- если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
- обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
- если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
- предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
- не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.
Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.
- прием на работу
- трудоустройство госслужащих
- госслужба
Источник: www.klerk.ru