Что будет с челночным бизнесом

Центробанк спрогнозировал возвращение «челночного» бизнеса в Россию

Российская экономика во втором-третьем кварталах 2022 года будет проходить структурную трансформацию, которая может сопровождаться регрессивными явлениями в некоторых областях и откатом к практикам 1990-х годов. В частности, прогнозируется возвращение в страну «челночного» бизнеса. Об этом говорится в свежем выпуске бюллетеня Банка России «О чем говорят тренды», подготовленном Департаментом исследования и прогнозирования.

Трансформация российской экономики

В бюллетене отмечается, что прогноз аналитиков может не совпадать с позицией ЦБ, так как в нем освещаются актуальные вопросы и рассматриваются различные возможные сценарии. В материале, в частности, идет речь о предстоящем экономическом спаде, превосходящем по масштабу случившийся во время пандемии.

Согласно представленному обзору, российская экономика пройдет четыре этапа трансформации от разрыва существующих производственных цепочек до восстановления производственных связей на базе менее передовых технологий.

В России возрождается Челночный Бизнес! Или Байерский?

Первый – адаптация, в период которой будет наблюдаться нарастание проблем из-за отсутствия поставщиков, нехватки запчастей и сложностей с сервисным обслуживанием. Второй этап – первичная подстройка к новым условиям, в рамках которой предусмотрено появление вторичных эффектов спада, касающихся спроса и рынка труда. На этом этапе значительно вырастет роль «челноков», то есть малого бизнеса, который обеспечивает внутренний спрос.

Третий этап – «обратная индустриализация». На нем будет наблюдаться замещение высоких технологий устаревшими. Из-за этого занятость в импортозамещающих отраслях будет увеличиваться, а экологичность производства, напротив, резко снижаться.

Последний этап называется «завершение структурной перестройки». Он предполагает достижение нового равновесия на менее совершенной технологической базе.

Удар по современным технологиям

Аналитики Центробанка полагают, что под наибольший удар попадут сектора, которые используют современные технологии. В частности, речь идет о производстве высокотехнологичной продукции, обязательно встроенном в глобальные производственные цепочки. Как отмечают в департаменте, некоторые компоненты нельзя будет заменить. Прежде всего рискуют столкнуться с проблемами машиностроение и электронная промышленность.

Эксперты не делают прогнозов относительно замедления или ускорения темпов потенциального ВВП России, поскольку есть много факторов, от которого это будет зависеть. Среди них – снижение объемов экспорта и менее качественный и более дорогой импорт. По мнению экспертов департамента, пока сложно делать выводы о том, как быстро Россия научится поставлять, копировать или создавать свои технологии.

Перспективы

Также аналитики ЦБ заявляют, что внешнеторговые и финансовые ограничения, охватывающие широкий круг товаров, услуг, деловой и финансовой активности, делают российскую экономику более закрытой. В результате доля экспорта и импорта в российском ВВП будет снижаться при одновременном снижении самого ВВП.

Челночный бизнес. Новые способы выживания

«Это также означает, что в среднесрочной перспективе после завершения структурной трансформации экономики и снижения относительных мировых цен на сырьевые товары российский ВВП в пересчете на резервные валюты (юань, доллар и т.д.) уменьшится сильнее, чем в реальном выражении. Разрыв между ВВП, посчитанным по паритету покупательной способности, и номинальным ВВП в пересчете на резервные валюты возрастет», – констатируют аналитики ЦБ.

Читайте также:  Брэнсон ричард к черту бизнес как всегда

Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила, что структурную трансформацию экономики будет сопровождать рост цен на ряд товаров и инфляция, которая превысит прогнозы. По ее словам, сейчас эффект не так заметен из-за сделанных запасов, но они конечны.

Вместе с тем Набиуллина отметила, что швейное производство уже ощущает последствия нарушений производственной цепи. В частности, она упомянула нехватку пуговиц и химикатов для отбеливания бумаги. Глава ЦБ добавила, что поиск новых партнеров и перестройка логистики может занимать до нескольких месяцев.

Набиуллина также предупредила, что с трудностями столкнутся и российские экспортеры, которые должны выстраивать новые цепочки логистики, поскольку для российских кораблей закрыты многие порты. Чтобы развивать новые логистические направления, нужна новая инфраструктура, пояснила она.

«Это нам под силу. Это тоже потребует времени. Трудности проявляются во всех секторах и у больших, и у малых компаний», — сказала председатель Центробанка.

По словам Набиуллиной, главное то, что сам процесс структурной перестройки экономики уже запущен.

Источник: rtvi.com

Бизнесу расписали «челночные перспективы»

Санкции приведут к возвращению популярности «челночного бизнеса». К такому выводу пришли аналитики департамента исследований и прогнозирования Центробанка. По их мнению, именно это станет следствием трансформации российской экономики, которую недавно анонсировала глава кредитной организации Эльвира Набиуллина. Изменения ожидаются уже к лету этого года. «Челночный бизнес» был очень популярен среди россиян в 90-е — в основном товары привозили из Китая и Турции.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Василий Дьячков, Александр Басалаев / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Сейчас ситуация совершенно иная, считает предприниматель, генеральный директор юридической компании Urvista Алексей Петропольский. И тренд, вероятно, будет краткосрочным, так как риски и ограничения слишком большие. «Выстроить бизнес-модель на частном привозе каких-либо товаров невозможно. Максимум можно торговать в небольшом ларьке или интернет-магазине. Организовать реальные оптовые поставки «челночными путями» невозможно.

Как доставляют грузы в Россию в условиях ограничений

Крупные торговые компании, которые работали по складским программам, сейчас выстраивают новую логистическую цепочку. И я думаю, в течение двух-трех месяцев челночников в лице малого бизнеса вытеснят из этого рынка, потому что они просто не смогут с такой же наценкой, как оптовики, торговать и закупать в том же объеме. Товары, которые привозятся из-за границы, но которые сейчас в дефиците, завозить можно частным образом — не более 5-10 штук. Потребность в этом потреблении измеряется тысячами товаров. 10 фур частным образом не загрузишь и не перевезешь.

Читайте также:  Как потерять свой бизнес

Частному бизнесу найти финансы под крупную закупку практически невозможно. Он торгует тем, что имеет.

Многие пытаются взять предоплату в 100%, берут две-три недели лага между предоплатой и привозом товара, при этом не предоставляют никаких гарантий того, что вернут деньги или привезут товар. Для бизнеса, который делает закупки, существуют огромные риски. Пример с техникой Apple. Когда она выходит на американском рынке в период еще до операции, ее привозят в Россию частным образом в штучных экземплярах.

Те, кто хочет быть первым, готовы переплатить и 100%, и 200%. Но сколько времени это длится? Месяц-максимум два. В дальнейшем уже крупные оптовые игроки завозят большие партии товара, делают небольшую наценку и «челноков» смывает с этого рынка»,— говорит Петропольский.

Однако президент «Опоры России» Александр Калинин считает, что издержки таких предпринимателей сейчас не слишком высоки, и государство идет им навстречу. Например, в марте власти в пять раз повысили порог ввоза товаров в страну без пошлины и разрешили параллельный импорт. «Крупные компании могут попасть под вторичные санкции, а малому бизнесу никто не мешает.

Как физическое лицо ты можешь везти до €1 тыс. без пошлины. Возможно, и порог надо будет еще поднять, может, и до €5 тыс. Раньше он был €2 тыс. Транснациональные компании же уходят, вместо них придет новый бизнес. Он всегда был, просто не в таких объемах, потому что появились крупные игроки.

В качестве примера могу привести приграничную торговлю на Дальнем Востоке или в Калининграде. Больше всего это может коснуться товаров для здоровья, одежды, обуви, комплектующих, промышленной химии»,— отмечает Калинин.

Как активизируются транзитные железнодорожные перевозки в обход России

Государство будет и дальше поддерживать «челночников», пока они необходимы для заполнения полок в магазинах, считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. Впрочем, вернется такой бизнес ненадолго — крупные компании наладят цепочки поставок и вытеснят мелких предпринимателей с рынка. «В этом промежуточном периоде, когда мы переходим из одного состояния мировой экономики в другое, ищем партнеров, выстраиваем логистику, это как раз будет способом перехода.

И когда люди нащупают эти связи — какие каналы лучше, какие поставки перспективнее, где цены более приемлемые, где возможности расчетов позволяют, крупные компании используют этот опыт.

Читайте также:  Показатели эффективности бизнес единицы

Постепенно информация будет распространяться. Так устроен рынок. Нельзя долго хранить монополию на какую-то поставку. Эта возможность закрывается, потому что кто-то более крупный начинает это делать сам. В таких условиях правительство поспособствует этому процессу.

Если надо, будет принято какое-то решение, индивидуальному предпринимателю разрешат в облегченном порядке проходить таможню, то есть это мешать ему не будет»,— заявил Бунич.

Как новые санкции ЕС могут заморозить транспортные потоки

Первый этап перестройки российской экономики в условиях санкций займет два года, заявил в начале апреля глава Счетной палаты Алексей Кудрин. А на полный переход к импортозамещению потребуется много лет. В то же время премьер-министр Михаил Мишустин отводил на изменение экономики куда меньший срок — от полугода.

  • Сабина Адлейба подписаться отписаться
  • Санкции против России подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Челночный бизнес в России снова ждет период расцвета? Объясняет экономист

В апреле Центробанк России заявил, что из-за кризисной ситуации в экономике ожидается увеличение «челночества». То есть вырастет объем ввоза в Россию частными лицами («челноками») санкционных на межгосударственном уровне товаров. Корреспондент MSK1.RU поговорил о последствиях возможного «челночного взрыва» с экономистом Михаилом Делягиным.

— Сейчас вряд ли можно говорить о расцвете «челночества». Но его стоит ожидать?

— Это довольно нелегкая деятельность, каждый здесь себя не найдет. Но нужно понимать: когда нет нормальной транспортной инфраструктуры и нормальной расчетной системы — челночный бизнес, да, имеет спрос.

— То есть тот, кто «имеет доступ» к транспорту и системам расчетов, попадет на рынок?

— Безусловно. Например, до последнего времени работал такой бизнес, как передача лекарств с пилотами самолетов.

Но привозить эти медикаменты в РФ все равно незаконно. Поэтому пилоты самолетов везли лекарства в качестве личных вещей, а потом отдавали либо продавали. В основном, конечно, привозили на иностранных самолетах, так как их меньше досматривают. И это была индустрия «челночества», но скорее в порядке исключения. Потому что со всеми остальными сферами в целом всё было в порядке.

— Сейчас, когда даже с Китаем идет перегрузка торговой инфраструктуры, а, например, с Казахстаном договориться об импорте санкционки не так просто, возникает проблема доставки товаров. Тем более что с Европой до сих пор нет нормального авиасообщения. Количество челночников увеличится. Что-то будут везти объездным путем, что-то — покупать через Казахстан или Киргизию. Но это, скорее всего, будут мелкие товары.

Источник: msk1.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин