Несмотря на санкции Запада и уход крупных игроков с российского туристического рынка, у индустрии всё ещё есть потенциал. Опрошенные «Секретом фирмы» эксперты признают, что деловой и элитный туризм в России смог пережить коронавирусные ограничения и теперь готов развиваться. А в уходе западных компаний нет ничего страшного, ведь российский бизнес способен их заменить, уверены аналитики.
Руководитель комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский в разговоре с «Секретом» заявил, что ниша элитного туризма в России наименее конкурента. На это влияет в первую очередь дефицит качественного номерного фонда: к нему относятся гостиницы, построенные или реконструированные в последние 10 лет и управляемые профессиональным менеджментом.
«Качественного номерного фонда остро не хватает — его, по нашим оценкам, не более 10% в стране. Если брать сегмент высокого уровня — отели 4–5 звёзд, то их в России катастрофически мало. Поэтому сегмент наиболее перспективен для инвесторов, так как за счёт небольшой конкуренции при их ценообразовании они могут стремиться к высокой окупаемости по сравнению с более дешёвыми категориями. Поэтому перспективы у них сейчас самые лучшие среди всего рынка», — заявил Уманский.
Всё про организацию авторских туров
По словам директора ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь»» Александра Осауленко, если в России есть обеспеченные граждане, то есть и потенциал развития элитного туризма. Даже с учётом ситуации в экономике бизнес постепенно восстанавливается от шока февраля — марта: формируются новые деловые связи и новые рынки. Необходимость прямого общения и деловых поездок говорит о том, что перспективы восстановления делового туризма в России огромны. Это можно будет наблюдать уже к осени, заявил эксперт.
Сейчас рынок туризма в России борется с последствиями коронавируса, локдауна и ограничений на путешествия, добавил Осауленко. На последствия пандемии накладывается отсутствие прежних логистических схем, которые позволяли путешествовать по миру. Вдобавок из-за приостановки работы в России некоторых гостиничных сетей в туристическом бизнесе стали возникать «пустоты».
1 июня иностранные сети премиум-отелей Marriott и Hilton заявили, что обдумывают уход с российского рынка. Причина кроется не только в геополитике, но и в падении трафика: гостей, которые могут себе позволить номер за 60 000 — 100 000 рублей в сутки, стало намного меньше. Ранее об уходе из РФ сообщил британский гостиничный оператор InterContinental Hotel Group.
«Де-факто они полностью не ушли, просто в их деятельности появились определённые ограничения. Руководство этих компаний взяло определённую паузу, чтобы в этом ажиотаже не принять неправильное решение. Российский рынок для них важен, ведь не просто так они на него заходили, вкладывали серьёзные средства, запускали инвестиционные программы.
Бизнес понимает, что даже в среднесрочной перспективе «свято место пусто не бывает». Отели — это такой вид бизнеса, который не свернёшь, не положишь в портфель и не увезёшь за рубеж. Это серьёзные основные фонды, которые просто так подолгу простаивать не будут. Бизнес не терпит пустоты и не терпит долгосрочных знаков «минус»», — заявил эксперт.
По мнению Ильи Уманского, в уходе Marriott и Hilton ничего страшного нет: гостиничные сети почти всегда управляют зданиями, а не строят их. Их присутствие или отсутствие на рынке никак не скажется на появлении новых гостиниц и их работу в России. Сейчас в РФ существуют собственные бренды — достаточны узнаваемые, с высоким уровнем сервиса, которые могут заменить их. Также место могут занять конкуренты, которые решили остаться в России, добавил эксперт.
«Одно дело — принять решение об инвестировании или строительстве гостиничного комплекса, и другое — заняться управлением. Международные сети занимаются именно последним. Поэтому девелоперу или инвестору придётся просто найти другую компанию, которая будет управлять. Речь не идёт о том, что с уходом Marriott гостиницы закроются и не будут принимать гостей. Они не принадлежат Marriott — владелец бизнеса просто откроется под другим названием, возможно, сменит высший менеджмент — и продолжит работу», — подчеркнул Уманский.
По словам экспертов, отели — лишь часть туристической отрасли. Не меньшую роль играют перевозка, трансферы, услуги гидов, индустрия красоты, SPA, медицина, в том числе оздоровительная. В этих сферах международного участия практически не было, и здесь в России всё благополучно.
«Индустрия туризма — это многосоставной рынок с большим количеством участников. И все они находятся в разных условиях и разном состоянии. Ковидные ограничения сейчас по большому счёту сняты. Внутренний рынок вполне себе восстановился, и внутри России всё стабильно и спокойно.
Выездной рынок пребывает в сложном состоянии из-за того, что большинство направлений закрыты, а оставшиеся ограничены недостаточной ёмкостью авиационных потоков. На въезде тоже есть проблемы, связанные с геополитической обстановкой: европейские рынки для России закрыты, а азиатские и восточные связаны ковидными ограничениями», — добавил Уманский.
По словам Осауленко, сейчас российский турбизнес борется с последствиями весны 2020 года, а не 2022-го. При этом международный рынок по большому счёту даже не приступил к восстановлению. Китай, который был по большому счёту донором международного туризма и обеспечивал основной поток туристов в Россию, Европу и США, сейчас закрыт.
В силу разных внешних обстоятельств практически отсутствуют прежние логистические схемы, которые позволяли иностранным туристам добираться до РФ и путешествовать по территории страны. Всё это накладывает серьёзный отпечаток на ситуацию с туризмом. Поэтому восстановлению индустрии будут способствовать полное снятие всех пандемийных ограничений, создание и восстановление логистических цепочек, заключили эксперты.
Фото: unsplash.com / Евгений Дмитриев
Источник: secretmag.ru
Что станет с туристическим бизнесом в 2023 году
Закрытие границ, спровоцированное пандемией, и экономический спад, неопределенность ставит под удар инфраструктуру, которая обслуживает выездной и выездной туризм. Крайне медленное возвращение туристической отрасли к норме в 2023 году угрожает закрытием еще сотням организаций. Однозначное мнение отечественных и международных специалистов сводится к тому, что отрасль снова потеряет сумму, которая исчисляется миллиардами долларов. На фоне невозможности перераспределения туристических потоков бизнес ждет поддержки от государства. Эксперты в свою очередь говорят о частичном восстановлении не раньше 2024 года.
Разрушение существующих моделей
Международный эксперт в области туризма Фернандо Гальярдо дает однозначный прогноз, что будет с туристическим бизнесом в 2023 году. Отрасли потребуется несколько лет, чтобы преодолеть образовавшийся спад. К моменту завершения карантина большинство компаний будет разорено или существенно ослаблено. Хотя многие страны открыли въезд, такой формат работы не может покрыть понесенные убытки и не позволят выйти на нужный для восстановления уровень дохода. Запуск цепочки, которая связывает путешественника, отели, рестораны, перевозчика и туристическую компанию потребует время. Причин для этого несколько:
- юридические лица ищут оборотный капитал на выгодных условиях;
- заключают новые договора, потому что условия ранее действующих неприменимы;
- урегулируют споры с клиентами, туры которых ранее были отменены;
- столкнутся с мизерным спросом на фоне страха людей ехать в другую страну;
- к моменту завершения карантина путешественники проедят финансовую подушку безопасности, поэтому им будет не до поездок.
Аналитики расходятся во взглядах. Одни говорят о необходимости просить у государства финансовую поддержку или отсрочку по обязательным платежам в бюджет. Другие настаивают на необходимости пересмотра существующих методов работы.
На заметку! Фернандо Гальярдо не согласен с представителями обоих лагерей. Даже при существенной государственной поддержке спрос на услуги будет долго оставаться низким.
Внутренний туризм выходит на первое место
Жители КНР станут одними из первых, кто понесет деньги в сферу туризма. Если до пандемии путешественники направлялись в Старый и в Новый свет, то теперь вектор направлен на Китай. Причин для этого несколько. Первая и наиболее очевидная — власти КНР взяли под контроль вирус быстрее других. Второй фактор — санитарные условия в ряде стран оставляют желать лучшего.
Сохраняется высокий риск повторного заражения. Следом за Китаем в дорогу отправятся жители других стран, но, как и в предыдущем случае, спрос на международные туры будет низким. Международные эксперты говорят об июле и августе как о времени начала скромного роста активности. Немного более позитивным для отрасли в целом должен стать третий квартал 2023 года. Но это один из самых оптимистичных прогнозов.
Вероятным локомотивом вначале станет бизнес-туризм. Представители деловых кругов едут в другие страны ради ведения переговоров и подписания новых договоров. По мере увеличения уровня доходов у населения, оживится экономика в целом. Владельцы частных домов, сдаваемых в аренду, быстрее выйдут на устойчивую прибыль. Люди, желая сэкономить, выбирают самостоятельно решать вопрос с заселением.
Спад в туристической отрасли, наметившийся на фоне карантина и экономической нестабильности, приведет к пересмотру существующих механизмов работы. Компании перейдут к цифровым технологиям, чтобы минимизировать контакты между сотрудниками отелей и посетителями. Первым ощутит восстановление внутренний и деловой туризм. Но подъем будет заметен в отрасли в целом только к концу 2023 года, а возможно, и не ранее 2024.
Источник: ostrovrusa.ru
Пять трендов индустрии туризма в России
Мировая туристическая индустрия постепенно восстанавливается. По оптимистическим прогнозам, возврат к доковидному уровню активности ожидается уже в 2023 году. О том, как изменился туристический бизнес в России и что теперь пользуется спросом, рассказывает Евгений Данилович — эксперт с 10 летним стажем, директор управляющей компании «Слетать.ру».
За последние полтора года в отрасли наметились новые тренды. Во-первых, произошел значительный сдвиг в сторону внутреннего туризма. В сочетании с программой кешбэка продажа туров по России кратно увеличилась.
Разнообразие пакетных туров значительно выросло за счет интересных регионов России: Байкал, Чечня, Камчатка, Калининград и т. д. Для многих турагентств это стало хорошим инструментом дополнительного заработка, и «Слетать.ру» тоже является аккредитованным партнером программы. Средний класс туристов, которые до 2020 года путешествовали на Кипр, в Грецию, Болгарию, Турцию, сейчас предпочитают комфортное путешествие по России. По нашим данным, открытие Турции в июне незначительно повлияло на отказ от уже забронированных туров по России в пользу Турции.
Второй сдвиг — в сторону туров в страны, которые не были массовыми направлениям для туристов: Мальдивы, Танзания, Сейшельские острова, Куба. До пандемии не все турагентства имели опыт продаж таких туров, сегодня практически каждое турагентство отправляет туристов на Мальдивы. Из новинок ожидается запуск турпродуктов в Катар и Саудовскую Аравию. Мы предполагаем, что они будут иметь успех.
Третий тренд — это ранее не пользовавшиеся популярностью в России роад-трипы. Туристов на собственном авто становится больше, но при самостоятельной организации отдыха турист должен учитывать, что получить кешбэк возможно только за проживание в отеле, причем соответствие отеля требованиям программы Ростуризма придется проверять самостоятельно.
А при покупке пакетного тура кешбэк будет рассчитываться со всей уплаченной суммы, включая проживание, питание, перелет, трансфер. Также не стоит и забывать, что вследствие пандемии субъекты России вводят локальные нормативные акты, которые регулируют порядок прибытия в регион. Эта ситуация актуальна и в заграничных поездках. Так, Кипр ввел обязательное заполнение специальной формы Cyprus Flight Pass — она вызывает сложности у туристов, так как требует загрузки определенных справок.
Еще один тренд связан с чувствительным к цене массовым сегментом. Ограничения, связанные с требованием сертификатов вакцинации, наличием свежих ПЦР-тестов и т. д., снижают число запросов на ту или иную страну и регион. В противоположность этому отмечается стабильность премиум-сегмента (пятый тренд). Туристы, которые могли себе позволить премиум-отдых, не меняют привычек.
Важен только факт доступности страны. Ограничение регулярных рейсов компенсирует бизнес-авиация, хотя с разрешением на посадку частного борта могут возникнуть некоторые сложности. По моим данным, аналогичная ситуация наблюдается в сфере чартерного яхтинга. Частная яхта стала прекрасным изолированным местом для отдыха с семьей.
«Слетать.ру» — группа компаний, основанная в декабре 2010 года как онлайн-сервис поиска туров.
СЕГОДНЯ В «СЛЕТАТЬ.РУ» ВХОДЯТ:
— агрегатор туров с партнерской базой свыше 80 туроператоров;
— федеральная сеть турагентств под брендом «Слетать.ру» (свыше 500 турагентств);
— центр бронирования, сотрудничающий более чем с 4500 турагентств;
— туроператор индивидуальных туров.
Более 80 000 человек в день выбирают туры на sletat.ru из 250 млн предложений.
- Пользоваться услугами проверенных компаний.
- Консультироваться с профессиональными турагентами.
- Опираться на информацию из официальных источников
Источник: www.forbes.ru