Приходит маркетолог интернет-магазина к разработчику с задачей:
- добавить на страницу товара счётчик, сколько раз его купили.
Для маркетолога это одна строчка текста. Он думает, что такую простую задачку можно сделать за 15 минут. А разработчик пожимает плечами: «Подумаю, потом назову срок». Что за дичь? А вот так.
Прежде чем эту задачу делать, её было бы неплохо декомпозировать — то есть понять, из чего она состоит, на что влияет и в каком порядке её стоит делать. В случае со счётчиком покупок это получится такой набор подзадач:
- Добавить в базу товаров столбец с количеством покупок.
- Написать новый или доработать старый метод для АПИ, чтобы сайт получал значение из этого столбца.
- Добавить строку текста на страницу товара.
- Протестировать метод и вёрстку.
- Подумать, что делать с редкими случаями, например, товар купили, а потом вернули; или если товар суперпопулярный и его купили 9999999999999999 раз.
В зависимости от архитектуры системы могут быть и другие действия. Поэтому назвать срок сразу разработчик не может: сначала надо понять, что вообще нужно делать и сколько времени займёт каждый пункт.
Как правильно декомпозировать бизнес-процесс при описании и автоматизации?
Чем крупнее задача, тем сложнее обойтись без декомпозиции. «Покрасить кнопку в красный» можно не раскладывать. А «Добавить новый раздел в админку» точно стоит сначала разобрать по частям: тут работа и для фронтенда, и для бэкенда. Декомпозиция нужна не всегда, но очень часто.
Зачем декомпозировать
Понять, что и в каком порядке делать. «Добавить счётчик на страницу» кажется задачей для фронтенд-разработчика. Но на самом деле он сможет сделать свою часть, только когда будет готова база данных и АПИ — механизм, по которому эти данные подтягиваются на сайт.
Если фронтенд попробует сам предположить, как будет выглядеть запрос, то после интеграции могут всплыть непредвиденные баги: бэкенд мог реализовать АПИ не так, как думал фронтенд-разработчик. Декомпозиция поможет понять, с какой стороны подступиться и в какой последовательности двигаться.
Оценить сроки. Когда задача разложена на части, можно оценить по времени каждую и понять, сколько потребуется на всё вместе. Понятно, что не получится запустить счётчик за день, если только на базу данных и АПИ нужно два.
Упростить тестирование. Тестировать проще, когда понятно, что нужно проверить. В случае со счётчиком: базу данных, метод и вёрстку.
Расставить приоритеты. Декомпозиция может показать, что задача большая и требует времени. Например, если маркетолог хочет указать не только количество покупок, но и количество городов, в которые товар доставляли. Разработчик может показать, что делать всё вместе — две недели, но счётчик покупок можно выкатить быстрее. А маркетолог уже решит, как лучше поступить.
Как декомпозировать
Декомпозировать можно по-разному, это зависит от масштаба и сути задачи.
Процессы: декомпозиция
Например, запуск мобильного приложения можно декомпозировать сначала на уровне платформ: iOS и Android. Потом — на уровне пользовательских сценариев: регистрация, просмотр контента, покупка, переписка с контактами. Сценарии можно разложить на интерфейс и серверную часть. А их — на отдельные конкретные задачи.
Чаще всего задачи раскладывают вертикально и горизонтально. Вертикально — значит по типам работ. Горизонтально — значит вглубь одного типа работы. Вот как это работает со счётчиком покупок в интернет-магазине:
Вертикальная декомпозиция:
Бэкенд: считать количество покупок и отдавать данные на фронт.
Фронтенд: запрашивать данные при загрузке страницы и выводить.
Горизонтальная декомпозиция:
- добавить столбец с количеством покупок в БД;
- считать в этом столбце, сколько раз товар купили;
- добавить метод, который будет возвращать количество покупок по id товара.
- добавить на страницу товара строку с количеством покупок;
- обращаться с помощью метода к БД во время загрузки страницы;
- настроить отображение счётчика на экранах разных размеров.
Кто должен декомпозировать
Декомпозировать задачу может сам разработчик, тимлид, менеджер проекта или другой компетентный сотрудник: универсальных правил здесь нет. Руководитель службы разработки Яндекс.Практикума Александр Трегер рассказывает, как это работает у них:
Когда появляется новая большая задача, один из опытных разработчиков берёт её на себя. С этого момента он за неё отвечает: собирает встречи, даёт заказчикам обратную связь, определяет, как решить задачу, декомпозирует её. Для разработчиков это возможность расширить свою зону ответственности, попробовать себя в роли архитектора и менеджера проекта.
Иногда нужно выделить время и разобраться в задаче, подумать про пограничные случаи, изучить технологию, придумать решение. Бывает, что на этом этапе задача может разделиться на несколько этапов: что делаем сейчас, а что потом. Так было, например, с проверкой домашних работ от студентов: сначала они приходили в виде архива на проверку, потом появился полноценный интерфейс для ревью кода. Система будет развиваться и дальше, но декомпозиция помогает понять, что и в какой последовательности можно сделать, чтобы быстрее получить результат.
Почитайте полное интервью с Александром Трегером. Там больше подробностей о разработке Практикума.
Получите ИТ-профессию
В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.
Источник: thecode.media
Декомпозиция что это такое
Декомпозиция – это детализация цели, ее визуализированно-практическое деление на перечень уровней. В основе цели лежит огромный пласт вопросов, имеющих определенную иерархическую структуру. Все задачи тесно взаимосвязаны. Если проанализировать систему, выделить важные составляющие, получится вычленить элементарные и сложные действия. Подробнее о декомпозиции читайте в обзоре.
Что такое декомпозиция: суть понятия
Декомпозиция целей и задач – это методика дедуктивных переключений от общих положений к частностям. Техника научная, ее высокий уровень эффективности многократно подтверждался по результатам задействования во всех отраслях человеческий жизни. Декомпозицию внедряют в личные системы оценки и масштабные производственные проекты.
Термин востребован в современном тайм-менеджменте. В этом сегменте крупные проекты, цели именуют «слонами». Чтобы догнать/найти/убить/съесть (нужное подставьте) своего слона, следует разобраться с мелкими деталями задачи. Метафорически «слона режут на куски» – это и есть декомпозиция. С простыми мелкими задачами все понятно, решить их намного проще, чем большие и сложные.
Визуализация – главный способ декомпозировать цели
В целях декомпозиции применяют методику визуализации. Тут могут задействоваться совершенно разные подходы, технические средства – от создания структурированных перечней до разработки сложных таблиц. Если интересует самый доступный в плане наглядности метод, попробуйте составлять ментальные, майнд мэпсы или интеллекты древовидного типа.
Их набрасывают на бумаге или компонуют в специализированных графических редакторах. Редакторы доступны для свободного скачивания, есть ПО бесплатной и с подпиской, достаточно простой или сложный софт. Для индивидуального и группового применения предусмотрены разные программы.
Основные параметры метода
Метод декомпозиции применяется для маленьких подсистем разных типов – от задач до явлений, процессов. В бизнес-сегменте цели так называемых верхних уровней часто относятся к проектам, регионам, подразделениям, продуктам. Уровни вложенности могут быть разными, обычно их несколько. Декомпозиции больше трех уровней делать не рекомендовано, но каждый случай индивидуален.
Для крупных организаций, муниципальных структур допустима разработка шестиуровневых проектов. Начинать всегда следует с ценностей, миссии, видения организации. В итоге получится составить перечень стратегических задай и целей, которые делятся на функциональные, тактические.
Декомпозиция проекта решает такую важнейшую задачу – получение сведений о ресурсах, которые предстоит использовать, нужном объеме будущих действий, обязательных для достижения поставленных целей, задач. Важно понимать, какие конкретно компетенции, специалисты, навыки и другие ресурсы потребуются для реализации всех этапов по достижению целей.
Чтобы решить текущие задачи, нужно ориентироваться на степень важности конкретных этапов в области достижения поставленных целей. Срочные задачи и декомпозиционный принцип – это совершенно разные вещи. Когда срочность, сжатость сроков намного выше важности качества результата, страдает инициативность. Пространство возможных вариантов для принятия решений сужается. Число возможностей для эффективного разрешения текущих целей также заметно падает.
Используемые методики
Принцип декомпозиции решаемых задач предполагает применение разных методик. Самых эффективных результатов можно достичь при использовании «Смарт» метода. Цель должна отвечать ряду требований, а именно быть:
- измеряемой, а не абстрактной;
- максимально конкретизированной;
- реально достижимой;
- важной, значимой;
- ограниченной в плане времени реализации.
После декомпозиции текущих целей получится составить детальный алгоритм будущих действий. Он обычно понятный и простой.
Нужно будет рассчитать сроки для решения каждой задачи по этапам, назначить ответственных специалистов, которые будут иметь достаточные навыки, компетенции для решения текущих задач. Сведения по целям вносят в базу системы управления проектами, трекер таска, CRM. Альтернативный метод – составление Гантт диаграммы. Когда это будет сделано, команда может приступать непосредственно к работе над достижением поставленной цели.
Совместное применение концепта «Смарт» и декомпозиционного метода позволяет осуществлять точное планирование в том числе в условиях тотальной неопределенности. Самый частый пример – четкая цель отсутствует, зато было сформулировано намерение. Если планируете дробить задачи, то проанализируйте, сколько времени займет выполнение каждого пункта.
По правилам, этот интервал не должен быть больше пары часов. При условии обнаружения задач, которые чисто технически не могут быть реализованы в течение 120 минут, продолжают дробление. Нужно разделить крупные пункты на много мелких. А задачи на 2 часа и более относят к крупным.
Все о целях SMART
Декомпозиция процесса актуальна для таких сфер как аналитика, маркетинг. Она позволяет прорабатывать воронки продаж и эффективно улучшать все ключевые показатели вроде маржинальности, размеров среднего чека, конверсии по этапам. Все расчеты выполняйте с учетом текущих целей. Выгоды от применения целей в рекламе, бизнесе находятся на поверхности.
Данных, параметров, цифр много, в них легко запутаться. Это приводит к созданию хаоса в деле постановки целей. Посредством реализации декомпозиционной методики можно будет просто понять, на какую конкретно метрику следует определить пристальное внимание. Пример: руководство решило повысить текущий уровень продаж, поэтому нужно вернуться к воронке и внести соответствующие коррективы.
Появляется вполне определенная цель – повысить показатели чистой прибыли, например, до 10%. Для достижения подобных результатов большая амбициозная задача делится на ряд небольших маленьких пунктов. Так раскладываются этапы для воронки продаж. Рассматривать нужно разные схемы. Повышая затраты на реализацию рекламной кампании, вы получаете рост прибыли.
Но тут нужно понимать – одни реклама дает совершенно разные итоговые результаты, а на этом подвязаны показатели по завершенным сделкам и числу лидов. Сути декомпозиции в бизнес-отрасли это все равно не меняет. Нужно будет определить ключевые характеристики, используя их, создать действенную стратегию маркетинга.
Декомпозиция работает по несколько иной схеме. Допустим, за глобальную задачу мы берем резкое увеличение суммы среднего чека. Чтобы клиенты покупали как можно больше, стоит сделать доставку бесплатно, организовать акции или внедрить постоянную гибкую систему лояльности. Задача по росту продаж в целом в итоге дробится на много мелких, а их решение требует минимум времени.
Хотите делать доставку бесплатно? Решите, для всех покупателей или только тех, которые оформили покупку на определенный чек. Не забывайте о балансе – фиксированные суммы должны быть выгодными для обеих сторон сделки.
Источник: grebenukresulting.ru
Что такое декомпозиция в бизнесе
Декомпозиция является довольно распространенным понятием во всех сферах нашей жизни. Особое значение, в последнее время, данный термин имеет для ведения бизнеса. Он позволяет составить поэтапную структуру рекламной кампании с целью определения ее узких мест и сильных сторон.
В целом, декомпозиция представляет собой разделение некоего большого объема действий на составные части. Основной концепцией декомпозиции является взгляд со стороны результата. Иными словами – вы рассматриваете желаемый итог, как перечень небольших составляющих, каждая из которых, на своем этапе, влияет на качество выполнения последующего этапа.
Концепция декомпозиции в рекламных кампаниях
В качестве примера можно привести работу условного интернет-магазина. Следуя описанному выше алгоритму, идет с конца к началу:
- Необходимый ежемесячный оборот магазина – 1 000 000 рублей;
- Стоимость среднего чека – 5000 рублей;
- Средняя конверсия покупки – 25 %.
Далее следует вопрос для разработки рекламной кампании и заявки на желаемые от нее результаты – сколько человек ежедневно должно посетить магазин, чтобы оборот составил желаемый 1 000 000 рублей?
800 – минимальное количество покупателей для обеспечения выполнения магазином оборота в 1 000 000 рублей.
После такого незамысловатого просчета, становятся понятны и прозрачны необходимые действия на каждый день, целью которых будет выполнение магазином плановых показателей в разрезе месяца.
На примере рекламной компании фирмы Х в Яндекс.Директе можно вкратце описать принцип работы декомпозиции. Компания, по итогам отчетного периода, определяет для себя, какой процент конечной прибыли был получен от различных продающих инструментов:
- Реклама в интернете;
- Отдел продаж в офисе;
- Заявки с сайта компании;
- Наружная реклама.
По итогам анализа, руководитель может сложить для себя общую картину по каждому звену рекламной кампании и определить ее сильные и слабые места.
Декомпозиция в ЛпТрекер
LPTracker также предлагает своим пользователям воспользоваться таким удобным и универсальным маркетинговым инструментом, как декомпозиция. Декомпозиция поможет как начинающим владельцам рекламных компаний, так и опытным рекламодателям. В общих чертах, декомпозиция является своего рода калькулятором воронки продаж, который показывает, на каждом этапе рекламной кампании, соответствие полученной прибыли желаемому доходу. Также такой инструмент даст возможность просчитать расходы и значительно их сократить, путем выделения затрат, которые не окупают себя.
Универсальность декомпозиции состоит в том, что она дает возможность совершенствовать свой бизнес процесс, добавляя в него этапы, увеличивающие конечную прибыль, и устраняя невыгодные части бизнес-процесса, либо такие, которые не оказывают влияния на конечную цель.
Источник: helptracker.ru