Политика государства, направленная на увеличение занятости населения, предлагает различные льготы субъектам малого бизнеса. Благодаря данной программе снижается налоговая и административная нагрузка на частных предпринимателей. Этот аспект является одним из важных при составлении бизнес-плана, с целью начала предпринимательской деятельности. В данной статье мы предлагаем такие темы, как кто относится к субъектам малого предпринимательства и какие льготы можно получить от государства.
Рассмотрение основ законодательства
Для начала давайте рассмотрим главный вопрос, является ли ИП субъектом малого предпринимательства? Согласно текущему законопроекту, к субъектам малого бизнеса относятся как коммерческие организации, так и частные предприниматели. Существует несколько групп, на которые подразделяются подобные организации.
В первую очередь это сельскохозяйственные и производственные предприятия, основывающиеся на совместной деятельности (кооперативы). Также к категории субъектам малого предпринимательства относятся фермерские и крестьянские хозяйства. Последними представителями этой категории являются хозяйские партнерства.
Согласно статистическим данным, в Реестре Малого Предпринимательства зафиксировано более двухсот тысяч подобных организаций. Примерно тридцать процентов из этого числа – индивидуальные предприниматели. Также следует упомянуть о формированиях, не попадающих в данную группу. К таким организациям относятся государственные предприятия, муниципальные учреждения и некоммерческие организации.
По каким критериям проводится отбор
Для того чтобы попасть в данную категорию, необходимо соответствовать двум параметрам:
- величина штата сотрудников;
- размер ежегодного дохода.
Важно обратить внимание, что норма, установленная законом в отношении среднесписочной величины штата сотрудников, составляет сто человек. В случае с микробизнесом, данная норма не должна превышать пятнадцати наемных работников. Также имеются ограничения на максимальную сумму выручки в течение одного года.
Верхний порог этого значения составляет 800 миллионов рублей без учета налога на добавленную стоимость (НДС). Нижнее значение составляет около 400 миллионов. Для микробизнеса максимальная планка составляет 120 миллионов, а нижняя 60.
Важно обратить внимание на то, что у тех предприятий, которые не попадают под данное определение, доля уставного капитала не должна превосходить сорока девяти процентов. Критерии определения категории предприятия для индивидуальных предпринимателей ничем не отличаются, от приведенных ниже значений. В том случае, когда у ИП отсутствуют наемные работники, отношение к категории определяется на основании объемов дохода.
Те предприятия, где используется патентная система налогообложения, однозначно входят в категорию СМП.
Также довольно часто можно услышать вопрос, входит ли ООО в категорию СМП. Для того чтобы попасть в категорию субъектов малого предпринимательства, общество с ограниченной ответственностью, должно в полной мере соответствовать всем вышеперечисленным параметрам.
Реестр субъектов
Для того чтобы вступить в категорию СМП, необходимо внести данные о своей организации в Единый реестр. Правила оформления доступны на интернет-сайте налоговых органов. После регистрации бизнеса и подачи налоговых отчетов, сведения о предприятии заносятся в реестр в автоматическом порядке. Следует обратить внимание на то, что организации, внесенные в реестр, не обязаны в обязательном порядке подтверждать свой статус. До внесения правок в соответствующий закон, таким организациям приходилось ежегодно предоставлять в налоговые органы финансовые отчеты, и документы, оглашающие среднесписочный состав.
К информации, находящейся в свободном доступе, относятся такие данные, как название предприятия и его организационно-правовая форма. При желании можно получить сведения о принадлежности к малой, средней или микрокатегории предпринимательства. Также в свободном доступе находится информация об имеющихся лицензиях и классификации вида экономической деятельности (КВЭД).
В случае отсутствия или недостоверности информации о принадлежности предприятия к СМП, необходимо подать соответствующую заявку в Реестр и попросить оператора о проверке данных и внесении изменений. При наличии желания предпринимателя, в Реестр может быть внесена информация, связанная с выпускаемой продукцией, а также сотрудничеством организации с государственными инстанциями. Помимо этого, руководитель компании имеет право попросить о внесении в Реестр собственных контактных данных.
Субъекты малого бизнеса часто интересуются вопросом об утрате статуса МП. Потеря данного статуса возможна только в том случае, когда организацией превышается лимит, связанный со штатом наемных работников или уровнем дохода. Важно обратить внимание на то, что изменение статуса осуществляется лишь по прошествии трех лет, с момента превышения лимита. В качестве примера приведем ситуацию, в которой ИП превысило лимит дохода в 2018 году. В этом случае, переход на общую систему осуществится лишь к 2021 году.
Какие преимущества у СМП
Разобравшись с вопросом, что такое субъект малого предпринимательства, следует перейти к рассмотрению преимуществ этого статуса. В первую очередь это различные льготы, предусмотренные государством. Данный политический шаг направлен на борьбу с теневым бизнесом и улучшением климата развития малых предприятий.
Благодаря льготам от государства создаются новые рабочие места и снижаются траты, связанные с пособиями по безработице. Именно для достижения данных целей – процесс регистрации предприятия был существенно упрощен. Помимо этого, снизились налоговые нагрузки и административное давление, исходящее от государственных учреждений.
Главным преимуществом статуса МП является льготная система налогового обложения. На сегодняшний день существует четыре специальных режима:
- ЕХСН — Единый сельскохозяйственный налог.
- ПСН — Патентная система налогообложения.
- ЕНВД — Единый налог на вменённый доход.
- УСН — Упрощённая система налогообложения.
На основе выбранной системы налогообложения, местные органы устанавливают минимальную ставку. В качестве примера давайте рассмотрим ситуацию, где УСН на государственном уровне установлена в размере шести процентов. В этой ситуации, местные органы власти обладают правом снизить налоговую ставку до одного процента. При первичной регистрации в статусе индивидуального предпринимателя, государственные органы обладают правом освободить от налоговых выплат начинающего бизнесмена на два года.
Организации, входящие в категорию СМП, обладают возможностью получения безвозмездных субсидий, государственных грантов и других финансовых льгот. Материальные средства могут выдаваться с условием частичного погашения при помощи лизинговых контрактов или на условиях обязательного участия в различных государственных мероприятиях. На сегодняшний день данная программа продлена до 2020 года.
Статус субъекта малого предпринимательства позволяет рассчитывать на административные послабления. Данные преимущества касаются систем кассовой дисциплины и ведения бухгалтерии. Помимо этого, ограничивается частота и число проверок. Помимо этого, существует квота от государства, размер которой составляет пятнадцать процентов от имеющихся заказов. Это означает, что предприятия, имеющие статус МП попадают в эти проценты.
Дополнительные льготы предусмотрены и для тех организаций, что имеют статус микропредприятий. На сегодняшний день такие компании могут перестать использовать локальные документы. К таким документам относятся графики дежурств и правила распорядка трудовых обязанностей внутри коллектива.
Следует обратить внимание, что отказ от локальной документации подразумевает изменение системы заключения договора с наемным сотрудником. В данном случае необходимо внести соответствующие пометки в трудовое соглашение. Нужно отметить, что при потере статуса микропредприятия, ответственное лицо должно создать всю необходимую документацию в течение четырех месяцев.
О проведении проверок и ответственности МП
В отношении организаций, входящих в категорию среднего и малого предпринимательства, применяются сжатые даты проведения проверок. Согласно установленным правилам, максимальная длительность проверки контролирующего органа составляет пятьдесят часов в год. В случае с микропредприятиями, данная норма снижается до пятнадцати часов в течение двенадцати месяцев.
Организации, имеющие статус МП, обладают правом на налоговый отпуск до декабря 2018 года. Важно обратить внимание на то, что данные послабления действительны исключительно с плановыми проверками. При поступлении жалоб на организацию, указывающих на нарушение закона, проверки от государственных органов не избежать.
Также следует обратить внимание, что субъекты малого предпринимательства должны нести ответственность за совершение неправомерных деяний. В том случае, когда предпринимателем или организацией нарушаются требования, установленные законодательством, следует ожидать следующих последствий:
- Административный штраф в размере до 2 000 рублей с вынесением предупреждения. Данная мера используется в отношении физических лиц.
- Административный штраф в размере до 4 000 рублей. Эта мера предусмотрена в отношении должностных лиц.
- Административный штраф в размере до 40 000 рублей. Штрафные санкции в отношении юридических лиц.
В случае с грубыми нарушениями предусмотрена более жесткая система штрафов. Важно обратить внимание на то, что в текущем законодательстве отсутствуют критерии, по которым определяется грубость проступка. Это означает, что подобные нарушения рассматриваются на основе лицензионных соглашений.
Также существует административная ответственность в отношении лиц, входящих в категорию субъектов малого предпринимательства, но осуществляющих свою деятельность, не имея разрешительной документации. При единичном нарушении, сумма штрафных санкций невысока.
Однако при повторном нарушении, подобные действия могут рассматриваться как грубый проступок, что значительно увеличивает сумму штрафа. В качестве примера давайте рассмотрим организацию, не имеющую необходимого разрешения на осуществляемую деятельность. В этом случае сумма штрафа может достигать двадцати тысяч рублей в сочетании с приостановкой деятельности на три месяца. Помимо этого, предприятие обязывается получить необходимые документы.
Заключение
Субъект малого предпринимательства – это коммерческие организации, зарегистрированные в данном статусе. Спад экономики негативно отразился на подобных предприятиях, что привело к необходимости государственной поддержки подобных организаций. В противном случае, частные предприниматели будут вынуждены сократить количество рабочих мест или вести «теневой бизнес». Именно этим объясняется важность государственной поддержки, субсидий, грантов и льгот для малых предпринимательств.
Источник: ktovbiznese.ru
Что такое малые субъекты предпринимательства, и каковы особенности проведения закупок с их участием?
Государство в целях поддержки малых предпринимателей предоставило им определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Определенные льготы малому бизнесу предусмотрены как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
Понятие МСП
МСП расшифровывается как малые субъекты предпринимательства. Они могут иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя и отвечают некоторым установленным законом требованиям.
Кто относится к этой категории
Требования к субъектам малого предпринимательства указаны в 209-ФЗ от 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Основными критериями, которые позволяют отнести компанию к малому бизнесу, является численность персонала и лимит по доходам.
Для того чтобы компания могла быть отнесена к средним предприятиям, ее численность должна составлять от 101 до 200 человек, а годовые доходы — находиться в пределах 2 млрд р.
Для отнесения компании к малым предприятиям численность сотрудников не может быть более 100 человек, а за год компания должна зарабатывать в пределах 800 млн р. Различают также и микробизнес. В таких компаниях работает не более 15 человек, а годовые доходы не превышают 120 млн р.
Помимо указанных требований, к субъектам малого предпринимательства предъявляются и дополнительные по нормам ч. 1 ст. 4 209-ФЗ:
- Суммарная доля госучастия и процент участия в благотворительных и религиозных объединениях в уставном капитале компании не превышает 25%.
- Доля участия иностранных юридических лиц, которые не относятся к МСП не более 49%.
- Акции компании входят в состав акций инновационного сектора экономики.
- Работа компании направлена на внедрение результатов интеллектуального труда.
- Организация получила статус участника «Сколково».
При определении соответствия субъекта малого предпринимательства законодательным условиям нужно учесть такие особенности:
- Категория субъекта малого предпринимательства определяется на основании наибольшего значения одного из условий: численности работников или выручки.
- Категория субъекта малого предпринимательства подлежит изменению, если предельные значения конкретной компании в отношении численности работников или объема выручки выше или ниже в течение 3 календарных лет, следующих подряд.
- Вновь созданные индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства в течение первого года после создания могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их средняя численность, выручка от реализации товаров или балансовая стоимость активов с момента государственной регистрации находятся в пределах установленных значений.
Как подтвердить статус
При определении поставщиков в извещениях на осуществление закупок вводится ограничение в отношении иных поставщиков, которые не являются представителями малого предпринимательства.
Для подтверждения статуса малого или среднего предприятия компания должна задекларировать этот факт, для чего она передает в составе заявки на участие декларацию о членстве компании в реестре субъектов малых и средних предприятий.
Единый реестр МСП представляет собой базу данных, в которой представлены сведения обо всех субъектах предпринимателей. Данный реестр сегодня ведет ФНС и доступен для ознакомления всеми желающими. Реестр – достаточно удобный инструмент для предпринимателей, который сокращает их затраты на подтверждение своего статуса представителя малого бизнеса.
Реестр также позволяет раскрыть сведения обо всех видах деятельности представителей малого и среднего бизнеса, производимых ими товарах и услугах (включая инновационную продукцию).
В реестр МСП включена следующая информация:
- Наименование юрлица или ФИО предпринимателя.
- ИНН.
- Адрес.
- Категория субъекта малого бизнеса (среднее, малое или микропредприятие).
- Коды ОКВЭД.
- Дата внесения сведений о компании в реестр.
Реестр МСП формируется автоматически. Статус субъекта малого предпринимательства присваивается юрлицам на основании сведений, которые хранятся в действующих информсистемах. При этом участники наделены правом на внесение дополнительных сведений в реестр, в частности, информацию о предлагаемых товарах или оказываемых услугах.
Участники вправе прописать в реестре контактные данные, которые могут потребоваться заказчикам, а также электронную почту, сайт и телефон. Для внесения изменений можно воспользоваться специальным сервисом для передачи сведений на сайте Налоговой инспекции.
В совместном письме МЭР №7158-ЕЕ/Д28и и ФАС №АЦ/13590/14 от 2014 года указано на то, что, кроме декларации соответствия, никаких дополнительных документов от представителей малого бизнеса не требуется.
Минимальный объем закупок у МСП
На основании ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики обязаны приобретать у представителей МСП товары, работы и услуги на сумму не менее 15% от совокупного годового объема закупок. При определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства в расчет СГОЗ не включаются:
- Закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
- Услуги по предоставлению кредитов.
- Услуги по закупкам у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
- Работы по использованию атомной энергии.
- Закупки, предполагающие закрытые способы определения поставщиков.
За несоблюдение действующего законодательства заказчиком по ст. 7.30 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение норм о размещении заказа у МСП. По ч. 11 указанной статьи штраф для должностного лица за несоблюдение нормативов установлен в размере 50 тыс. р.
Для участников закупок по 223-ФЗ прописаны отдельные требования в отношении объема закупок по Постановлению Правительства от 2014 года №1352. Стоимость заказов для МСП по итогам года должна составлять не менее 18% от общей стоимости договоров за год. При этом объем закупок у МСП по результатам торгов с их исключительным участием составляет не менее 15%.
В п. 7 Положения вышеуказанного Постановления Правительства прописан список тендеров, которые не учитываются в расчетах. Отдельно стоит отметить заказчиков, приобретающих инновационную и высокотехнологичную продукцию у поставщиков из МСП.
С 2020 года вступают в силу изменения, по которым объем закупок у МСП должен быть увеличен. Минимальный годовой объем закупок после внесения изменений в Постановление Правительства №1352 должен составлять 20% вместо 18%, которые действовали ранее. Минимальный объем договоров, подписанный по результатам закупок, к которым допущены только МСП, возрос с 15 до 18%.
Заказчики по 223-ФЗ должны утвердить перечни товаров, работ и услуг, которые они будут приобретать посредством тендеров для исключительного участия МСП. Товары, работы и услуги из перечня закупаются у других категорий участников в исключительных случаях, которые прописаны в п. 21 ПП №1352. На основании ОКПД2 в перечень включается информация следующего рода: наименование, код, категории и подкатегории. Документ подлежит публикации на сайте заказчика и в ЕИС.
В случае если предметом сделки является продукция из перечня, а НМЦК не превышает значения в 200 млн р., то провести тендер среди МСП является обязанностью заказчика. При цене 200-400 млн р. тендеры проводятся по желанию заказчика.
Кто должен закупаться у МСП
Закупаться у МСП обязаны представители государственных и муниципальных заказчиков, а также отдельные юрлица, которые закупают товары, работы и услуги в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В рамках закупок по 44-ФЗ заказчики должны учитывать ограничение: НМЦК не должна превышать 20 млн р.
Как проводится закупка
Закупки, которые проводятся заказчиками только среди МСП, имеют некоторые отличительные черты. Так, в закупочном извещении заказчики указывают на тот факт, что в данной закупке могут принять участие только представители малого и среднего бизнеса. При поиске закупок в ЕИС можно установить соответствующий фильтр и поиск укажет на закупки только для МСП.
Способы проведения закупки
На основании п. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО могут проводиться в виде:
При этом ограничения по закупаемым товарам, работам и услугам у МСП не предусмотрены. Заказчики вправе приобретать у них любые товары, работы и услуги.
Заказчик по 223-ФЗ при выборе одной из форм закупок, участниками которых являются МСП, должны учитывать следующие положения:
- Электронный конкурс или аукцион проводится при НМЦК более 30 млн р. с учетом минимального срока приема заявок в 15 дней; если начальная цена контракта не превышает 30 млн р., то минимальные сроки составляют 7 дней. Если аукцион проходит с НМЦК менее 7 млн р., то сроки приема заявок установлены как 4 рабочих дня.
- Электронный запрос котировок и запрос предложений проводятся при цене менее 15 млн р. Сроки приема заявок при этом установлены как 5 рабочих дней.
На каких площадках можно осуществлять закупки
Правительством был утвержден перечень площадок, на которых заказчики могут выбирать участников закупки в электронном формате.
На сегодняшний день осуществлять закупки у МСП в электронном виде как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ можно на ограниченном перечне площадок, которые были закреплены в Распоряжении Правительства от 2018 года №1447-р. Перечень операторов электронной площадки по ч. 3 ст. 24.1 44-ФЗ и ч. 11 ст. 3.4 223-ФЗ:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
- АО «Единая электронная торговая площадка».
- АО «ТЭК Торг».
- АО «Российский аукционный дом».
- АО «ЭТС».
- ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
- ООО «РТС-тендер».
- ООО «ЭТП-ГПБ».
Для закрытых закупок используется отдельная площадка – ЗАО «АСТ государственного оборонного заказа».
С 1 октября 2018 года в 223-ФЗ вступили изменения, по которому для конкурентных закупок у МСП должны использоваться только перечисленные выше площадки, тогда как при других закупках заказчики по 223-ФЗ вправе не ориентироваться на установленный Правительством перечень и могут выбирать площадку для торгов самостоятельно. Речь в нововведениях идет о конкурентных закупках с участием МСП через конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений. При закупках у единственного поставщика представители МСП могут не ориентироваться на установленные ограничения.
Участники конкурентной закупки в электронной форме должны предварительно пройти аккредитацию в ЕИС по правилам, утвержденным в 44-ФЗ. Субъекты малого предпринимательства получают аккредитацию на ЭТП по ч. 18 ст. 3.4 223-ФЗ. После аккредитации в ЕИС субъекты закупки автоматически получат доступ в личный кабинет на всех торговых площадках.
Срок действия такой регистрации составляет три года. В ЕИС также должен появиться единый реестр участников закупок.
В 2019 году ЭТП могут взимать плату с победителя закупки. При подписании контракта с участием МСП и СОНКО по ст. 30 44-ФЗ предельная величина такой платы составляет 1% от установленной НМЦК или более 2000 р.
Плата осуществляется путем перечисления денег на банковский счет оператора ЭТП. Взимание платы оператором с лица, которое не победило в конкурсе, недопустимо. Возможно списание со спецсчета, на котором было заблокировано обеспечение заявки.
Сроки оплаты
Договоры по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП подписываются с помощью функционала электронной площадки посредством электронной подписи.
Заказчики обязаны оплатить исполненный контракт с МСП в течение 15 дней после подписания акта приема-передачи. Это следует из ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Тогда как другие участники закупки могут рассчитывать на оплату выполненных услуг в течение 30 дней после завершения работ по контракту и их приемки заказчиком.
По результатам последних поправок в Постановление Правительства №1352 от 2014 года были изменены сроки оплаты для заказчиков по 223-ФЗ. Они составляют 15 календарных дней вместо 30 (то есть срок стал такой же, как и по 44-ФЗ). Заказчик должен изменить свою внутреннюю документацию с учетом последних поправок (они вступят в силу с января 2020 года).
Несоблюдение указанных сроков грозит заказчику ответственностью по нормам КоАП. Первичное нарушение должностными лицами грозит им штрафом в размере 30-50 тыс. р., повторное правонарушение может привести к их дисквалификации на период 1-2 года.
Обеспечение контракта
В настоящее время по 44-ФЗ предусмотрено три формы обеспечения:
- Обеспечение заявки.
- Обеспечение контракта.
- Обеспечение гарантийных обязательств.
На основании ч. 16 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах в пределах 20 млн р. не может превышать 0,5-1% от НМЦК.
В 2019 году все участники закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны применять спецсчета. В закупках по 223-ФЗ, в которых не участвуют МСП, спецсчета не требуются.
Банк имеет право открыть специальный счет участникам закупок после заключения соглашений о взаимодействии с операторами электронной площадки.
Банки начисляют проценты за пользование денежными средствами, которые находятся на спецсчете, в том числе пока они блокируются в целях обеспечения заявок. Открыть спецсчет можно только в ограниченном перечне банков, в частности, в ПАО «Сбербанк», «Банк ВТБ», АО «Альфа Банк», АО «Газпромбанк», АО Райффайзенбанк» и пр.
Обеспечение заявки вносится участником на открытый им спецсчет.
В закупках с преимуществами участия для МСП и СОНКО размер обеспечения нужно рассчитать, отталкиваясь от цены контракта, а не начальной максимальной цены. Размер обеспечения устанавливается заказчиком индивидуально, но он не может быть менее предусмотренного контрактом авансирования.
Поставщиком не обеспечивается контракт в том случае, если он сможет подтвердить свою добросовестность альтернативным способом. Для этого им предоставляются сведения из реестра контрактов, в котором требуется подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявления победителем были исполнены три контракта без неустоек. Суммарно размер всех договоренностей не должен быть менее НМЦК по заключаемому соглашению.
Для представителей МСП и СОНКО сроки возврата обеспечения не превышают 15 дней с даты исполнения договоренностей по государственному контракту, тогда как при стандартном договоре обеспечение нужно вернуть в течение не более 30 дней. Данные сроки применяются в случаях, если договор обеспечивается в уменьшенном размере по ч. 7, 7.1, 7.2 ст. 96 44-ФЗ.
Если обеспечение вносится в виде гарантии, то срок ее действия должен превышать срок контракта на месяц.
Источник: pravo.team
Что значит «субъект малого предпринимательства» и кто входит в данную категорию
В России малое предпринимательство всегда считалось особой экономической сферой. Бизнесмены пользовались определенными льготами и могли работать в разных направлениях. Сегодня, государство поставило перед собой задачу уменьшить налоговую и административную нагрузку на предпринимателей. Взамен такой привилегии должны возрасти занятость и уменьшиться объем социальных проблем. К сожалению, принятые решения не смогли решить поставленной задачи, хотя субъекты малого предпринимательства активно пользуются предоставленными льготами.
В своей статье я бы хотела рассказать о том, кто относится к субъектам малого предпринимательства (МП), как получить положенные льготы и какие преференции действуют для таких людей. Тема заинтересовало меня не случайно. Мой супруг уже несколько лет занимается бизнесом в сфере торговли, но в последнее время думает о закрытии торговых точек.
Предпринимательство перестало быть выгодным, и доходы едва перекрывают расходы. Узнав о существующих льготах, муж решил ими воспользоваться и постараться сохранить бизнес. Вполне возможно, что в данной статье вы найдете полезные советы и рекомендации.
- Что такое «субъект малого предпринимательства» и кто входит в категорию?
- Критерии для определения субъектов МП
- Получение и утрата статуса МП
- Какие преференции имеет субъект МП?
- Заключение
Что такое «субъект малого предпринимательства» и кто входит в категорию?
Бизнесмены «малой руки» находятся на привилегированном положении. Это связано с тем, что такие объекты предпринимательства в случае возникновения кризисной ситуации, самые первые попадают под удар. Если обратиться к действующей терминологии, то:
- «субъект малого предпринимательства» — это организация коммерческого типа или ИП, которые были открыты в России для получения прибыли;
- в данную категорию входят такие объекты: хозяйственные партнерства, производственные и с/х кооперации, крестьянские (фермерские) хозяйства;
- унитарные и муниципальные предприятия, гос.учреждения, иные некоммерческие объединения не могут иметь статуса субъекта малого предпринимательства.
Из представленных тезисов уже можно сформировать собственное представление о том, чем же является малый бизнес и для чего он нужен. Есть еще ряд признаков, позволяющих определить статус субъекта.
Критерии для определения субъектов МП
В 2020 году, как и в прошлые периоды, критерии, позволяющие выделить субъекты МП из общей массы, определяет государство. Основное требование касается численности сотрудников и в размере получаемого компанией дохода.
В ФЗ-209 от 24.07.2007 года указаны следующие критерии:
- выручка за год, без НДС увеличилась в два раза: для МП – до 800 млн. рублей, а для микропредприятий (МКП) – до 120 млн рублей;
- доля участия других компаний в уставном капитале, не являющихся субъектами МП была увеличена до 49%;
- среднесписочная численность – от 15 человек для МКР и до 100 работников – для МП.
Для ИП действуют аналогичные параметры по численности сотрудников и по размеру полученного дохода. В отсутствие наемных сотрудников, категория МП определяется по объемам выручки. Следует добавить, что ИП и предприятия, работающие на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.
Получение и утрата статуса МП
При изменении указанных ранее критериев, предприниматель утрачивает свой статус малого бизнеса, однако существует период, в течение которого, это не происходит. До 2016 года, речь шла о двулетнем сроке, а сегодня временной промежуток увеличился до трех лет. Например, если условия компания нарушила в 2017 году, то утратить официальный статус она сможет только в 2020 году.
Когда статус был утрачен в результате достижения лимита в 400 млн рублей, хотя он ниже, действующих сегодня ограничений в 800 млн рублей, компания сможет вернуть себе категорию МП, если годовая выручка не будет превышать показателя, действующего сегодня. Информация о субъектах МП хранится в специальном Едином реестре субъектов малого и среднего бизнеса. На портале ФМС имеется доступ к этой базе данных.
Сведения поступают и фиксируются автоматически на основании отчетов, деклараций и данных из других баз. Благодаря этому реестру, малые предприятия не обязаны теперь подтверждать свой статус и участвовать в программах господдержки. Ранее требовалось готовить специальную бухгалтерскую декларацию и прочую отчетность о финансовых результатах и среднесписочной численности сотрудников.
Какие преференции имеет субъект МП?
Государство плотно работает над тем, чтобы обеспечить предприятиям комфортные условия для ведения своей деятельности. Преференции разрабатываются и внедряются для достижения следующих целей:
- обеспечение выхода из тени самозанятого населения и его полная легализация;
- создание новых рабочих мест и снижение общественной напряженности в обществе;
- уменьшение расходов на безработицу, медицинское и пенсионное страхование со стороны государства;
- развитие других видов деятельности.
Достичь такого результата помогают действующие налоговые льготы в виде специальных режимов налогообложения, субсидирование, финансовые и административные виды поддержки.
Заключение
Завершить представленный материал можно выводами:
- Малое предприятия является коммерческой организацией, которая отвечает критериями, установленным государством. Все остальные компании таковыми считаться не могут.
- При нарушении действующих критериев, компания может утратить свой статус, но лишь по истечению отведенного срока в три года.
- У малых предприятий имеются определенные преференции, которые устанавливаются на государственном уровне и внедряются как виды поддержки малому бизнесу.
Источник: grazhdaninu.com