Что не является функцией информационного бизнеса

Информатизация общества связана с появлением и развитием рынка информации, который является системой экономических, организационных и правовых отношений в области свободной торговли товарами интеллектуального труда и услугами между различными хозяйствующими субъектами и потребителями.

Получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов

Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний

Независимая от компьютерных программ совокупность данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными

Разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов

Прямолинейный доступ

Базы данных

  1. центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации
  2. коммерческие фирмы
  3. специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например, консалтинговые фирмы, банки, биржи
  4. крупные торговые центры

Раздел информатики, целью которой является разработка интеллектуальных систем.

Наука о взаимосвязи человека с окружающей средой

  1. биржевая и финансовая информация
  2. коммерческая информация
  3. научная информация
  4. статистическая информация
  1. разработка и сопровождение информационных систем и технологий
  2. подготовка источников информации
  3. внедрение информации
  4. программные продукты
  1. научный прогресс
  2. материально-техническое снабжение
  3. управление кадрами
  4. сервисное обслуживание
  1. должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде, никто кроме него не может ее изменять
  2. предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах
  3. только субъект-владелец информации может определять, кому эта информация может быть предоставлена
  4. способность субъекта-владельца передавать информацию частному лицу

Источник: studfile.net

Top 10 бизнес-моделей в Web 3.0 и блокчейн-проектах на 2022-й. Алексей Черняк и Степан Гершуни

1.2.3. РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Чем занимаются консалтинговые компании. Виды и типы консалтинга

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производятся постоянное накопление и редактирование информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например: консалтинговые фирмы, банки, биржи;

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.

История развития рынка информационных услуг

Читайте также:  Яндекс 360 для бизнеса что это

С середины 1950-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 1960-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 1960-х до середины 1970-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 1970-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 1980-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Структура рынка информационных продуктов и услуг

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, имеющего несколько важнейших составляющих:

· техническую и технологическую составляющие – современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитую компьютерную сеть и соответствующие им технологии переработки информации;

· нормативно-правовую составляющую – юридические документы (законы, указы, постановления), которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке;

· информационную составляющую – справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию;

· организационную составляющую – элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Россия последовательно продвигается вперед по пути формирования пакета государственных информационных услуг. Благодаря личному вкладу и интересу к данным вопросам Президента и Правительства России за последние десять лет в этой сфере произошли значительные изменения: органы власти практически всех субъектов Российской Федерации имеют свои представительства в Интернете на региональном уровне и большинство – на районном и муниципальном уровнях. Это обеспечивает возможность гражданам получать дополнительную информацию о работе властных структур, обращаться к органам государственного управления через Интернет, способствует формированию открытого информационного общества.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия:

инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами:

· научно-технической продукцией в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

· объектами художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

· услугами образования – всеми видами обучений;

· управленческими данными и сообщениями: политической и хозяйственной информацией, статистическими данными, данными о рыночной ситуации, рекламными сообщениями, оценками и рекомендациями по принятию решений;

· бытовой информацией: сообщениями общего характера, сведениями о потребительском рынке, сведениями о рынке труда.

В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерные для информационного общества:

· технический – вся аппаратно-техническая база информатики;

Читайте также:  Киа оптима это бизнес класс

· программный – все программные продукты информатики;

· коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их инфраструктура передачи информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на секторы рынка дистанционных информационных услуг:

· высокомонополизированный профессиональный рынок предоставляет пользователю информацию по его сфере деятельности;

· услуги поддержки управленческих решений позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

· домашний рынок предоставляет услуги бытового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.

Рис. 1.2. Секторы информационного рынка

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг (рис. 1.2):

· 1-й сектор – деловая информация – состоит из следующих частей:

· биржевой и финансовой информации – котировок ценных бумаг, валютных курсов, учетных ставок, рынка товаров и капиталов, инвестиций, цен.

Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

· статистической информации – рядов динамики, прогнозных моделей и оценок по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

· коммерческой информации по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

· 2-й сектор – информация для специалистов – содержит следующие части:

· профессиональную информацию – специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.;

· научно-техническую информацию – документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

· доступ к первоисточникам – организацию доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

· 3-й сектор – потребительская информация – состоит из следующих частей:

· новостей и литературы – информации служб новостей и агентств прессы, электронных журналов, справочников, энциклопедий;

· потребительской информации – расписаний транспорта, резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, банковских операций и т. п.;

· развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

· 4-й сектор – услуги образования – включает в себя все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

· 5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства – состоит из следующих частей:

· программных продуктов – программных комплексов с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системного программного обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечения по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

· технических средств – компьютеров, телекоммуникационного оборудования, оргтехники, сопутствующих материалов и комплектующих;

· разработки и сопровождения информационных систем и технологий – обследования организации в целях выявления информационных потоков, разработки концептуальных информационных моделей, разработки структуры программного комплекса, создания и сопровождения баз данных;

· консультирования по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;

Читайте также:  Бизнес как игра pdf

· подготовки источников информации – создания баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

· непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

· дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Функциями информационного бизнеса являются:

· управление финансами и ведение учета;

· страхование имущества и информации;

· организация службы информационной безопасности;

Правовое регулирование на информационном рынке

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации, как уже отмечалось, принят ряд указов, постановлений, законов:

· «Об информации, информатизации и защите информации»;

· «Об авторском праве и смежных правах»;

· «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

· «О правовой охране топологий интегральных схем».

Рассмотрим основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации», который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов, нацеленных на успешное развитие информационного общества. С его помощью удалось частично решить ряд вопросов правового регулирования на информационном рынке, касающихся защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

· Пользование информационными ресурсами;

· Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения;

· Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов и правовые положения по их использованию, а также предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

· как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

· как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Кроме того, он обеспечивает защиту собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений должно гарантировать значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.

Источник: libraryno.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин