Что нужно знать об арендном бизнесе

Инвестиции в коммерческую недвижимость — крупное вложение. Лучше потратить время и деньги на изучение предложения, чем потом сожалеть об убытках. Никита Корниенко, основатель и генеральный директор инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate , вместе с Михаилом Паюшиным из Freeviser , рассказывает о том, как проводить комплексный анализ и отбор каждого объекта.

Расчет окупаемости арендного бизнеса

Расчет окупаемости — первое, что необходимо сделать при анализе объекта. Посчитать ее несложно. Необходимо разделить стоимость объекта на размер годовой аренды. Например, так будет выглядеть окупаемость при стоимости объекта 100 миллионов рублей и годовой аренде 10 миллионов:

  • 100 ÷ 10 = 10 (окупаемость аренды в годах).

Окупаемость — обратная величина от доходности. И для удобства при анализе можно опираться на один из этих двух важных показателей.

Так при тех же параметрах, доходность получится:

  • 10 ÷ 100 = 10% доходности.

Схема расчета окупаемости объекта

Важно понимать, что подобные цифры являются индикативными и не дают представления о реальной доходности. Чем глубже вы будете анализировать риски и сам объект тем, вероятнее всего, показатели реальной, «чистой» доходности окажутся ниже. Серьезно влияют на такое снижение расходы, связанные с эксплуатацией объекта и налогами.

Такой подход подойдет для быстрой оценки инвестиций, но не для принятия решения о покупке.

Расходы

Разные объекты могут иметь разный уровень расходов. Так, для небольшого стрит ритейла в новостройке расходы могут составлять ~10% от аренды, а для торгового центра доходить до 20–30% от суммарной арендной платы, то есть съедать от 1% до 2–3% вашей годовой доходности.

Наиболее крупными являются:

  • Налог на имущество.
  • Налог на землю, если она в собственности.
  • Аренда земли. Это не актуально для первых этажей жилых домов. Здесь земля находится в общедомовой собственности.
  • Эксплуатация объекта: мелкий ремонт, уборка, обслуживание инженерных сетей и другие расходы.
Читайте также:  Бизнес на пирожках в домашних условиях

Реальная окупаемость объекта

На рынке распространено считать окупаемость через арендную выручку. Но мы рекомендуем считать ставку капитализации или Cap Rate через NOI.

Чтобы дальше было понятнее, разберемся с терминологией.

NOI

NOI (Net Operating Income) или ЧОД (Чистый Операционный Доход) — это прибыль арендного бизнеса до вычета амортизации, процентных расходов, налога на прибыль и других неоперационных расходов.

ЧОД показывает именно операционный доход без учета влияния структуры капитала и прочих не операционных расходов. Используется в недвижимости по аналогии с EBITDA для бизнеса.

Cap Rate

Capitalization Rate (Cap Rate) — ставка капитализации, которая показывает отношение арендного дохода за вычетом всех операционных расходов к стоимости недвижимости. Например, если за год за вычетом всех операционных расходов инвестор с объекта стоимостью 100 миллионов рублей заработал 10 миллионов рублей, то Cap Rate будет равен:

  • 10 ÷ 100 × 100% = 10% (ставка капитализации).

Мы рекомендуем всегда вычислять Cap Rate при подсчете доходности. Это важное правило для правильной оценки.

Давайте разберем пример и рассчитаем окупаемость объекта через арендную выручку. За основу возьмем супермаркет стоимостью 300 миллионов рублей с годовой арендной платой 30 миллионов рублей. Получается, что срок окупаемости объекта — 10 лет. На первый взгляд, такие инвестиции с учетом рыночных реалий выглядят интересно.

Допустим, мы выяснили, что нам придется платить налог на имущество от балансовой стоимости:

  • 300 миллионов × 2,2% (налог) = 6,6 миллиона рублей (плата по налогу на имущества).

Также необходимо оплатить налог на землю в размере 0,5 миллиона рублей и потратить деньги на эксплуатацию. Это еще 0,6 миллиона рублей.

  • 30 миллионов (годовая аренда) – 6,6 миллиона – 0,5 миллиона – 0,6 миллиона = 22,3 миллиона рублей (NOI);
  • 22,3 ÷ 300 × 100% = 7,4% (ставка капитализации);
  • 300 ÷ 22,3 = 13,4 (окупаемость в годах).
Читайте также:  Решение потенциальной проблемы в бизнесе

Оказалось, что срок окупаемости супермаркета увеличился, а сам объект с точки зрения инвестиций выглядит уже не так привлекательно.

Как выбрать арендатора

Это еще одна важная задача для покупателя арендного бизнеса. От правильного решения зависит успешность инвестиций. Процесс чем-то напоминает работу банка по проверке заемщика перед выдачей кредита.

На что обратить внимание

Критерии оценки сводятся к трем пунктам:

  • Надежность — регулярная и своевременная оплата аренды.
  • Стабильность — низкая зависимость от кризисов, рыночных колебаний и долгосрочный, устойчивый спрос на товары или услуги арендатора.
  • Ответственность — бережное отношение к предмету аренды, а также возможность обратиться в суд в случае конфликтов и взыскать ущерб.

Исходя из обозначенных критериев, можно сделать несколько важных выводов:

  1. Самый лучший арендатор — это крупный известный сетевой магазин. В таких магазинах всегда налажены основные бизнес процессы и такие арендаторы никогда не будут занимать площадь без предварительного анализа локации.
  2. Самый надежный арендатор — это супермаркет. В независимости от ситуации на рынке и в экономике, людям всегда нужно будет где-то покупать продукты. Последний кризис обрушил многие варианты стрит ритейла, потому что даже некоторые услуги первой необходимости были временно ограничены государством. Как результат, лавинные закрытия и банкротства арендаторов, вдобавок убытки для арендодателей или банальное отсутствие стабильной арендной выручки на 3–4 месяца, а для некоторых и больше.

С сетями все понятно, а вот с арендаторами, которые планируют, например, приобрести франшизу и запустить школу английского или очередной пивной погребок, нужно быть осторожнее. Снизить риски поможет проведение собеседования.

Арендатор должен понимать свой бизнес, у него должен быть четко сформулированный бизнес-план, пути финансирования и развития. Не стоит смотреть только на величину арендной ставки и заселять ваши помещениями салонами красоты и новоиспеченными предпринимателями. Такие предприятия могут съехать через неделю. А вот пункт выдачи Wildberries в 2022 году — отличная идея с известным брендом за спиной.

Читайте также:  Правовые основания бизнеса существуют в чем

Какой арендатор вам нужен: площадь и формат бизнеса

Теперь разберем, какие арендаторы с учетом площади недвижимости вам, скорее всего, подойдут.

Объекты до 100 квадратных метров

В данную категорию попадает малый стрит-ритейл. Как правило, эффективно в нем работают:

  • Аптеки. Желательно, чтобы это были крупные сетевые учреждения.
  • Алкомаркеты (Красноеhttps://dzen.ru/a/Y4R92dzlIg6023rB» target=»_blank»]dzen.ru[/mask_link]
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин