Что нужно знать об арендном бизнесе

Инвестиции в коммерческую недвижимость — крупное вложение. Лучше потратить время и деньги на изучение предложения, чем потом сожалеть об убытках. Никита Корниенко, основатель и генеральный директор инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate , вместе с Михаилом Паюшиным из Freeviser , рассказывает о том, как проводить комплексный анализ и отбор каждого объекта.

Расчет окупаемости арендного бизнеса

Расчет окупаемости — первое, что необходимо сделать при анализе объекта. Посчитать ее несложно. Необходимо разделить стоимость объекта на размер годовой аренды. Например, так будет выглядеть окупаемость при стоимости объекта 100 миллионов рублей и годовой аренде 10 миллионов:

  • 100 ÷ 10 = 10 (окупаемость аренды в годах).

Окупаемость — обратная величина от доходности. И для удобства при анализе можно опираться на один из этих двух важных показателей.

Так при тех же параметрах, доходность получится:

  • 10 ÷ 100 = 10% доходности.

Схема расчета окупаемости объекта

Важно понимать, что подобные цифры являются индикативными и не дают представления о реальной доходности. Чем глубже вы будете анализировать риски и сам объект тем, вероятнее всего, показатели реальной, «чистой» доходности окажутся ниже. Серьезно влияют на такое снижение расходы, связанные с эксплуатацией объекта и налогами.

Такой подход подойдет для быстрой оценки инвестиций, но не для принятия решения о покупке.

Расходы

Разные объекты могут иметь разный уровень расходов. Так, для небольшого стрит ритейла в новостройке расходы могут составлять ~10% от аренды, а для торгового центра доходить до 20–30% от суммарной арендной платы, то есть съедать от 1% до 2–3% вашей годовой доходности.

Наиболее крупными являются:

  • Налог на имущество.
  • Налог на землю, если она в собственности.
  • Аренда земли. Это не актуально для первых этажей жилых домов. Здесь земля находится в общедомовой собственности.
  • Эксплуатация объекта: мелкий ремонт, уборка, обслуживание инженерных сетей и другие расходы.
Читайте также:  Триз задачи по бизнесу

Реальная окупаемость объекта

На рынке распространено считать окупаемость через арендную выручку. Но мы рекомендуем считать ставку капитализации или Cap Rate через NOI.

Чтобы дальше было понятнее, разберемся с терминологией.

NOI

NOI (Net Operating Income) или ЧОД (Чистый Операционный Доход) — это прибыль арендного бизнеса до вычета амортизации, процентных расходов, налога на прибыль и других неоперационных расходов.

ЧОД показывает именно операционный доход без учета влияния структуры капитала и прочих не операционных расходов. Используется в недвижимости по аналогии с EBITDA для бизнеса.

Cap Rate

Capitalization Rate (Cap Rate) — ставка капитализации, которая показывает отношение арендного дохода за вычетом всех операционных расходов к стоимости недвижимости. Например, если за год за вычетом всех операционных расходов инвестор с объекта стоимостью 100 миллионов рублей заработал 10 миллионов рублей, то Cap Rate будет равен:

  • 10 ÷ 100 × 100% = 10% (ставка капитализации).

Мы рекомендуем всегда вычислять Cap Rate при подсчете доходности. Это важное правило для правильной оценки.

Давайте разберем пример и рассчитаем окупаемость объекта через арендную выручку. За основу возьмем супермаркет стоимостью 300 миллионов рублей с годовой арендной платой 30 миллионов рублей. Получается, что срок окупаемости объекта — 10 лет. На первый взгляд, такие инвестиции с учетом рыночных реалий выглядят интересно.

Допустим, мы выяснили, что нам придется платить налог на имущество от балансовой стоимости:

  • 300 миллионов × 2,2% (налог) = 6,6 миллиона рублей (плата по налогу на имущества).

Также необходимо оплатить налог на землю в размере 0,5 миллиона рублей и потратить деньги на эксплуатацию. Это еще 0,6 миллиона рублей.

  • 30 миллионов (годовая аренда) – 6,6 миллиона – 0,5 миллиона – 0,6 миллиона = 22,3 миллиона рублей (NOI);
  • 22,3 ÷ 300 × 100% = 7,4% (ставка капитализации);
  • 300 ÷ 22,3 = 13,4 (окупаемость в годах).
Читайте также:  Средняя прибыль предприятия намеревающегося сделать инвестиции в расширение бизнеса составляет 480

Оказалось, что срок окупаемости супермаркета увеличился, а сам объект с точки зрения инвестиций выглядит уже не так привлекательно.

Как выбрать арендатора

Это еще одна важная задача для покупателя арендного бизнеса. От правильного решения зависит успешность инвестиций. Процесс чем-то напоминает работу банка по проверке заемщика перед выдачей кредита.

На что обратить внимание

Критерии оценки сводятся к трем пунктам:

  • Надежность — регулярная и своевременная оплата аренды.
  • Стабильность — низкая зависимость от кризисов, рыночных колебаний и долгосрочный, устойчивый спрос на товары или услуги арендатора.
  • Ответственность — бережное отношение к предмету аренды, а также возможность обратиться в суд в случае конфликтов и взыскать ущерб.

Исходя из обозначенных критериев, можно сделать несколько важных выводов:

  1. Самый лучший арендатор — это крупный известный сетевой магазин. В таких магазинах всегда налажены основные бизнес процессы и такие арендаторы никогда не будут занимать площадь без предварительного анализа локации.
  2. Самый надежный арендатор — это супермаркет. В независимости от ситуации на рынке и в экономике, людям всегда нужно будет где-то покупать продукты. Последний кризис обрушил многие варианты стрит ритейла, потому что даже некоторые услуги первой необходимости были временно ограничены государством. Как результат, лавинные закрытия и банкротства арендаторов, вдобавок убытки для арендодателей или банальное отсутствие стабильной арендной выручки на 3–4 месяца, а для некоторых и больше.

С сетями все понятно, а вот с арендаторами, которые планируют, например, приобрести франшизу и запустить школу английского или очередной пивной погребок, нужно быть осторожнее. Снизить риски поможет проведение собеседования.

Арендатор должен понимать свой бизнес, у него должен быть четко сформулированный бизнес-план, пути финансирования и развития. Не стоит смотреть только на величину арендной ставки и заселять ваши помещениями салонами красоты и новоиспеченными предпринимателями. Такие предприятия могут съехать через неделю. А вот пункт выдачи Wildberries в 2022 году — отличная идея с известным брендом за спиной.

Читайте также:  Бизнес подарки и сувенирная продукция идеи

Какой арендатор вам нужен: площадь и формат бизнеса

Теперь разберем, какие арендаторы с учетом площади недвижимости вам, скорее всего, подойдут.

Объекты до 100 квадратных метров

В данную категорию попадает малый стрит-ритейл. Как правило, эффективно в нем работают:

  • Аптеки. Желательно, чтобы это были крупные сетевые учреждения.
  • Алкомаркеты (Красноеhttps://dzen.ru/a/Y4R92dzlIg6023rB» target=»_blank»]dzen.ru[/mask_link]
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин