При расчете бюджетов необходимо учитывать влияние различных ограничивающих факторов (узких мест). Ограничивающие факторы могут быть внешними и внутренними. Под внешними ограничивающими факторами подразумеваются те ограничения, на которые компания напрямую влиять не может. Примерами таких внешних ограничений может выступать емкость рынка, сезонность, конкуренция и т.д.
При разработке финансовой модели бюджетирования обязательно нужно учитывать основные ограничивающие факторы, влияющие на бизнес предприятия. Расчет бюджета предприятия должен начинаться с учета ограничивающих факторов. Если, в первую очередь, развитие бизнеса предприятия ограничивает емкость рынка, то расчет бюджетов должен начинаться с бюджета продаж.
Если ограничивающим фактором являются производственные мощности, то есть сложилась ситуация, при которой все что производит предприятие, оно реализует, и мощности загружены на 100 %, то расчет бюджетов следует начинать с бюджета производства.
Если развитие бизнеса, в первую очередь, ограничивает недостаток в сырье и материалах, то есть сложилась ситуация, когда все что производит предприятие, оно реализует, но мощности недогружены из-за нехватки сырья, то расчет бюджетов нужно начинать с бюджета снабжения.
Как предпринимателю увеличить прибыль своей компании. Простой план развития бизнеса // 16+
Точнее говоря, сама последовательность консолидации бюджетов (движение информации) компании и наполнение их цифрами может оставаться такой же, но при этом определение самих значений статей бюджетов должно идти именно от узких мест.
У разных бизнес-направлений предприятия могут различаться наборы ограничивающих факторов. Кроме того, в рамках каждого направления деятельности набор ограничивающих факторов может меняться в течение бюджетного периода. Это может быть обусловлено, например, сезонностью. Очень важно знать свои ограничивающие факторы и то, как они меняются в течение бюджетного периода.
Еще лет пятнадцать назад почти у всех предприятий (может быть, кроме монополистов) основным ограничивающим фактор были именно продажи. Это объясняется вполне логично тем, что в советское время практически не было никакой потребности в маркетинговых функциях, и у предприятий не было проблем со сбытом. Главная задача заключалась в производстве, и очень часто основным узким местом было снабжение.
Сейчас же не у всех компаний основное узкое место – сбыт. Как сказал финансовый директор одной строительной компании: «У нас узким местом может являться все что угодно, только не сбыт. Деньги мы получаем еще задолго до того, как построим объект. Да к тому же есть еще целая очередь людей, которые готовы отдать нам деньги, но мы не можем их все освоить, т.к. то мощностей не хватает, то материалов, то людей, то машин, то проектной документации и т.д.»
Отсюда следует, что, во-первых, финансовая модель бюджетирования может строиться отдельно по каждому бизнес-направлению, во-вторых, информационное поле финансовой модели бюджетирования должно изменяться, если будут появляться новые факторы или будет меняться степень влияния старых факторов на бюджетные показатели. Что касается разных моделей для каждого бизнес-направления, то нужно отметить, что при этом все равно должна быть общая модель, с помощью которой можно было бы получать консолидированные финансовые бюджеты в целом по компании. Данное замечание особенно актуально для группы компаний, т.к. в этом случае задача консолидации может оказаться достаточно сложной.
Ошибка предпринимателей, которая ограничивает развитие #бизнес #предприниматель
На практике бывают случаи, когда очень сложно определить последовательность планирования. Например, в одной угольной компании никак не могли решить ставшую для них фундаментальной проблему планирования. Они никак не могли понять, с чего нужно начинать планировать – с продаж или с производства. Эти процессы у них шли параллельно и были мало согласованы между собой.
Все это усложнялось еще и тем, что на рынке коксующегося угля то и дело были то падения, то всплески спроса. Получалось так, что в коммерческой службе занимались составлением планов продаж, а производственники составляли свои планы и их мало волновало, что там запланировали в коммерческой службе.
Ситуация еще усложнялась тем, что узким местом был и транспорт. Как говорил генеральный директор: «Без посуды мы мертвы». Для исправления этой проблемы компании пришлось приложить немало сил, поскольку потребовалось провести реструктуризацию бизнес-процессов «Продажи» и «Производство» и выстроить интегрированную финансовую модель бюджетирования. Естественно, что для этого пришлось ввести функции регулярного мониторинга факторов, влияющих на бюджетные показатели. Это привело к тому, что в некоторые месяцы планирование осуществлялось от продаж, а в другие – от производства.
Итак, при разработке финансовой модели бюджетирования (и последующем составлении бюджетов с ее использованием) нужно научиться определять наиболее существенно влияющие ограничивающие факторы и уметь их правильно учитывать. То есть необходимо будет разработать модель планирования при работе в условиях ограниченности по тем или иным направлениям. Иллюстративно и упрощенно данную ситуацию для предприятия, производящего два вида продукции (или поддерживающего два бизнес-направления), можно изобразить на рисунке 1, где представлена линейная модель предприятия. По осям координат откладываются объемы продаж продукции. Наклонные линии схематически изображают различные ограничивающие факторы.
Рис.1. Пример позиционирования компании в системе с ограничивающими факторами
X1 и X2 – объемы продаж по бизнес-направлениям №1 и №2, выраженные в натуральных (или стоимостных) показателях. В настоящий момент предприятие находится в точке А, то есть за отчетный период оно реализовало продукции по бизнес-направлению №1 в объеме X1 A , а по бизнес-направлению №2 – в объеме X2 A . Если расширять (увеличить объем продаж) бизнес-направление №1, то в первую очередь ограничивающим фактором будет производство, затем рынок, а потом снабжение. Из рисунка 1 видно, что если расширять бизнес-направление №2, то в первую очередь ограничивающим фактором будет снабжение, затем производство, а потом рынок.
Если будет принято решение попасть в точку В (то есть довести объем продаж по первому бизнес-направлению до X1 B , а по второму – до X2 B ), то при этом потребуется преодолеть все три ограничения. Если же необходимо будет попасть в точку С (то есть довести объем продаж по первому бизнес-направлению до X1 C , а по второму – до X2 C ), то нужно будет преодолеть только два ограничения: рынок и производство. В каком направлении будет развиваться предприятие, зависит от его стратегии, но в то же время для того, чтобы выбрать какой-то вариант стратегии, нужно иметь данные о финансово-экономическом состоянии компании. А для этого нужна финансовая модель компании, которая позволила бы проводить вариантные расчеты для проведения сценарного анализа и принятия окончательного варианта стратегии, а потом и бюджетов компании.
Естественно, что на практике компании сталкиваются с гораздо более сложными ситуациями, и учет ограничивающих факторов нельзя так графически представить, поскольку размерность решаемых задач, как правило, больше двух. Кстати, в свое время (несколько десятков лет назад) направление, связанное с оптимизацией работы компании, было достаточно популярным. В науке даже было выделено целое направление, которое называлось «Исследование операций».
Одним из самых распространенных инструментов, используемых для решения оптимизационных задач, который, кстати, действительно применялся на практике, было линейное программирование (более подробно о применении в менеджменте технологии исследования операций можно прочитать, например, в книге «Исследование операций», П.Райветт, Р.Акофф – М.: Издательство «МИР», 1966 г. или в книге «Введение в исследование операций», У.Черчмен, Р.Акофф, Л.Арноф – М.: Наука, 1968).
Таким образом, можно сделать вывод, что узкие места, с которыми приходится работать компании, в значительной мере определяют сложность финансовой модели и то, каким образом она может использоваться в процессе бюджетного управления. Помимо ограничивающих факторов финансовая модель, конечно же, зависит и от других элементов (информация, необходимая руководителям компании для принятия решений, стратегия развития компании, архитектура бюджетной системы компании и т.д.).
Но тем не менее, как показала практика, если не вести системную работу по мониторингу и грамотному учету ограничивающих факторов, то, к сожалению, будет очень сложно на полную мощность использовать все те бюджеты, о которых идет речь в Книге 1 «Бюджетирование как инструмент управления». Поэтому при рассмотрении моделей бюджетов узкие места, так же как и другие элементы информационного поля, будут постоянно использоваться.
Итак, разработка бюджетов, в соответствии с финансовой моделью бюджетирования, должна начинаться с анализа основных ограничивающих факторов. Расчет бюджетов компании не всегда должен начинаться с планирования бюджета продаж, как об этом пишут в большинстве книг по финансовому планированию. Расчет бюджетов идет от ограничивающих факторов (узких мест). Если предприятие продает все, что производит, и при этом могло бы продавать больше, то это значит, что первым ограничивающим фактором является производство и, соответственно, бюджеты должны рассчитываться от возможностей производства.
Данная ситуация часто встречается на растущих рынках. Ограничивающим фактором может быть и снабжение. Подобная ситуация встречается при условиях если «рынок-потребитель» растет гораздо быстрее, чем «рынок-поставщик». Кроме того, ограничивающие факторы могут меняться в течение года (фактор сезонности), а также они могут быть разными для разных бизнесов, которые могут реализовываться в рамках одной компании.
В общем, можно сделать вывод о том, что точность плановых цифр во многом зависит не только от качества используемой системы нормативов, но и от правильного учета ограничивающих факторов. Уже отмечалось, что, к сожалению, всю деятельность компании занормировать невозможно. Поэтому на практике приходится вести аналитическую работу по выявлению основных узких мест и оценки того, каким образом они будут влиять на бюджетные показатели компании. Нужно отметить, что для определения всех таких узких мест компании потребуется провести большую работу.
Еще ни одной компании не удавалось сразу «угадать» все факторы, которые необходимо принимать во внимание при подготовке бюджетов, чтобы получить данные с приемлемой точностью. На это может уйти не менее года, т.к. компании нужно «прожить» в системе бюджетирования в течение всего календарного года.
К тому же в процессе внедрения системы бюджетирования могут проявиться новые факторы, влияющие на бюджетные показатели компании. Таким образом, нужно будет наладить регулярное выполнение функций по мониторингу ограничивающих факторов (см. Табл. 1). Только такая системная работа позволит, со временем, существенным образом увеличить точность финансовой модели бюджетирования.
Таблица 1. Пример ограничивающих факторов, учитываемых при составлении бюджетов
Для расчета каких показателей используется
Источник: bud-tech.ru
Что ограничивает рост вашего бизнеса?
Исследование быстрорастущих компаний — организаций, которые демонстрируют экспоненциальный рост подтолкнула на интересные аналогии, а также навела порядок понимании целей бизнеса.
Так расширение бизнеса имеет интересные результаты не столько в виде получения большей прибыли и удовлетворения амбиций менеджеров. Расширение бизнеса — это еще и отражение качества менеджмента, который готов не только снизить транзакционные издержки ( сделать их ниже рыночных см. теорему Коуза ), но также предложить более эффективную систему управления и подтвердить актуальность ценностей которые провозглашает компания.
Что касается расширения, то этот вопрос хорошо проработан в ТОС (теория ограничений систем Элияху Голдрата), где есть и алгоритмический процесс описания бизнеса как системы, и процесс поиска противоречия, который включает три уровня работы с «ограничением»:
— ослабить ограничение;
— подчинить ограничению процесс;
— подчинить ограничению всю организацию.
И тогда мы получаем настоящий «перпетуум мобиле» — растущий бизнес!
Перпетуум мобиле
Но вот очень часто руководители быстро находят и снимают ограничения внутри бизнес-системы и начинают сталкиваться с ограничениями среды, прежде всего ограничение спроса или объема рынка. К тому же кризисные явления прежде всего бьют по платежеспособному спросу и переносят ограничения во внешнюю среду.
Если вы решили больше не расти или наоборот, согласились с мыслью что кризис не лучшее время для роста бизнеса то можете дальше не читать, но если ваши амбиции бегут впереди вас, и идея захвата мира вас не покидает, то вы должны подготовиться к преодолению пяти ограничений, которые лежат на пути развития любого бизнеса!
Первое ограничение — объем и размер рынка. Если вы печете пирожки в деревне, то количество потребителей ограничено количеством жителей и их способностью поглощать пирожки в горячем виде. И если вы не преодолеете границы рынка, то так и останетесь в деревне с пирожками.
Как только ваши горячие пирожки будут в каждом доме, то вы столкнетесь со вторым ограничением — активностью конкурентов, а именно домохозяйки начнут доказывать, что их пироги не хуже ваших, а хлебопёки также начнут выпускать пирожки, очень похожие на ваши. И если вы не сможете преодолеть конкурентов, создать конкурентное преимущество опираясь на ключевые компетенции, то готовьтесь делиться вашей долей рынка, на которую будут покушаться все, кто думает, что умеет печь.
И вот вы решили выпекать не только пирожки, но и кирпичи, но столкнулись с тем, что сотрудники ни как не могут взять в толк, чему они должны научиться и как реализовать свои знания в бизнесе. Хочу заметить, что как такового, технологического ограничения нет и быть не может. За каждым технологическим ограничением стоят люди, которые не знают теорию ограничений, и как их найти и преодолеть. А потому вам остаются только рассказы про то, как кто-то научился и начал делать что-то новое.
Ну и последние, высшие два ограничения, а именно:
— ограничение силы менеджмента , амбиций, способностей и компетенций управленцев, которые не могут решить классические задачи менеджмента, одна из которых это обучение и развитие персонала;
— ограничение предпринимательского таланта предполагает, что предприниматель не имеет новых предпринимательских идей, не видит путей развития и будущего бизнеса, технологии и привычек потребителя.
Напишите, какое ограничение для вас самое актуальное и мы попробуем разобрать то, как можно его ослабить и преодолеть.
#ТеорияОграничений
#Ограничения, #Система, #Бизнес, #Рост
Источник: dzen.ru
Что ограничивает развитие малого бизнеса
Несмотря на рапорты правительства об улучшении процедур для малых предприятий и распоряжение президента об уменьшении им страховых взносов, развиваться не дают низкое качество институтов и структурные проблемы
Правительство относит к малым и средним предприятиям компании с выручкой не более 1 млрд руб. В 2012 г. таких предприятий было около 6 млн. Их средняя выручка, рассчитанная на основе данных Росстата об общей выручке и количестве действующих предприятий, составляет от 1,55 млн руб. у индивидуальных предпринимателей до 284 млн руб. у средних предприятий.
В отраслевой структуре малого и среднего бизнеса в России преобладает торговля и общепит, замечает партнер и управляющий директор компании BCG Роман Денискин, а доля инновационных предприятий ничтожно мала. Вклад малого и среднего бизнеса в экономику в России — около 20% против 60% в Китае, 50% в США и Европе. Занятых в малом бизнесе также могло бы быть больше, признает Минэкономразвития: в Европе малый бизнес обеспечивает 70% рабочих мест, а в России — менее 25%.
В малом и среднем бизнесе работают 16,8 млн человек. Правда, эти оценки могут быть неточными, напомнил президент общественной организации «Опора России» Александр Бречалов: ранее вице-премьер Ольга Голодец сетовала, что 38 млн человек «непонятно где заняты, чем заняты, как заняты», так как рынок труда практически «не легитимизирован». В правительстве сравнили численность трудоспособного населения и количество тех, кто платит налоги: из 86 млн человек только 48 млн работают в секторах, которые правительству «видны и понятны».
По данным Росстата за 2008-2011 гг., занятость на крупных и средних предприятиях сократилась на 7 млн человек, зато неформальный сектор (включает индивидуальных предпринимателей, занятых у них, а также оказывающих платные услуги в частном порядке и занятых в крестьянских хозяйствах) увеличился почти на 9 млн человек — до 22 млн.
Портрет предпринимателя
Высшая школа менеджмента (ВШМ) СПбГУ в рамках Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) несколько последних лет исследовала, кто же занимается предпринимательской деятельностью в России.
На желание стать предпринимателем влияет не только качество процедур и уровень экономического развития, но и социально-демографические характеристики — пол, возраст, образование, напоминают авторы исследования. По опросу авторов GEM в 2012 г., в ближайшие три года начать свое дело в 2012 г. планировали 54% мужчин против 46% женщин, среди тех, кто теоретически готов стать предпринимателем, также преобладают мужчины (59%). Мужчины активнее создают свой бизнес, но среди устоявшихся предпринимателей преобладают женщины (52,2%) — хотя мужчины более склонны к предпринимательскому старту, они оказываются менее успешны на стадии выживания компании, констатируют исследователи.
Средний возраст российского предпринимателя – 36 лет, среднему устоявшемуся предпринимателю 43 года. Наименее вовлеченная в предпринимательскую деятельность категория — это люди старше 55 лет. 74% предпринимателей – люди с незаконченным высшим и профессионально-техническим образованием. А среди тех, кто только начинает свое дело, активнее получившие высшее образование. Они также оценивают условия ведения бизнеса более оптимистично и более уверенны в собственных силах — боязнь быть неуспешным сокращается по мере роста уровня образования, показывают опросы GEM.
Для большинства российских предпринимателей собственный бизнес не основной источник дохода, они живут за счет заработной платы на основном месте работы, где они заняты полностью или частично. При этом у студентов и безработных практически нет предпринимательских настроений.
Непритязательный бизнес
GEM, как правило, выделяет два вида мотивации, которая побуждает людей открыть собственное дело: «по возможности» и «по необходимости». Первые стараются использовать открывшиеся возможности, а вторые решаются начать бизнес, так как больше нигде не могут заработать. По мере экономического развития снижается доля «вынужденного предпринимательства» – и начинает преобладать добровольная мотивация, растет производительность труда, увеличивается количество рабочих мест, показывают исследования GEM по всему миру.
В России 60% предпринимателей заявляют о добровольной мотивации, но признаются, что главная причина — не желание обрести независимость или увеличить уровень дохода, а лишь поддержать его. Это сближает их с «вынужденными предпринимателями». Менее четверти можно отнести к «высокопритязательным предпринимателям» — эта категория наиболее активно ищет новые возможности развития бизнеса и увеличения производительности труда. У таких предпринимателей более высокий уровень формального образования, они в большей степени склонны к риску, а также выше оценивают статус предпринимателя в обществе и считают карьеру предпринимателя удачным выбором.
В развитых странах доля «высокопритязательных» предпринимателей в среднем в 2,7 раза выше «вынужденных» — развитие институтов делает предпринимательство более привлекательным выбором, так как предоставляет возможности для самореализации. А россияне при существующих структурных условиях не видят преимуществ от ведения собственного бизнеса.
Климат не тот
Рейтинг Всемирного банка Doing Business оценивает условия для средних и малых предприятий в 185 экономиках мира. Наиболее благоприятен климат для предпринимателей в Сингапуре, Гонконге, Новой Зеландии, США и Дании. Хуже всего бизнесу в Африке: Демократической Республике Конго, Эритрее, Республике Конго, Чаде и Центрально-Африканской Республике. Россия поднялась со 120-го места на 112-е из 185 возможных. Теперь 120-ю позицию занимает Уганда, новые соседи России по рейтингу — Палау (111-е место) и Сальвадор (113-е).
В своих первых указах президент Владимир Путин поставил цель: к 2018 г. подняться на 20-е место (сейчас его занимает Германия), т. е. за оставшиеся семь лет позиция России должна будет подниматься в рейтинге на 15 строк ежегодно. Пока прорыв удалось совершить только по показателю «Налогообложение» — Россия поднялась со 105-й позиции на 64-ю. Общую оценку предпринимательского климата ухудшают проблемы с подключением к электросетям (последнее, 185-е место), сложные разрешительные процедуры в строительстве (178-е), плохие условия ведения международной торговли (162-е).
Оказалось, что самый низкий уровень холестерина, т. е. наиболее благоприятные условия для бизнеса, обеспечены в Ульяновске. Хотя Ульяновск не занял первое место ни по одному из показателей, вести в нем бизнес проще, чем в 65-80% исследованных городов, по совокупности город стал лидером рейтинга. Местные власти с 2001 г. целенаправленно занимались улучшением условий предпринимательства. Рецепт прост, рассказывал губернатор Сергей Морозов: учитывать мнение бизнеса при принятии законов, оказывать поддержку там, где это наиболее выгодно и бизнесу, и региону, и самое главное — снижать налоги.
Наименее комфортным городом для ведения бизнеса оказалась Москва. Столичный климат почти так же низко оценили и составители «Индекса Опоры», которые исследовали условия предпринимательства в 39 регионах и 12 городах-миллионниках.
Первое место «Опора России» присвоила Московской области: регион позволяет использовать преимущества, которые дает близость к столице, а обходятся они значительно дешевле, чем в самой Москве. Подмосковные компании имеют доступ к финансовым ресурсам и поставщикам, сконцентрированным в Москве, а издержки, связанные с недвижимостью и инфраструктурой, в регионе значительно ниже. При более низком уровне затрат на оплату труда в Подмосковье не менее широкие возможности для подбора персонала, чем в Москве.
Столица заняла 37-е место из 39 в рейтинге «Опоры России», у Санкт-Петербурга – 35-36-е место. У обоих городов масса преимуществ: квалифицированный персонал, достаточно развитая инфраструктура, доступ к различным инструментам финансирования, но предложение не удовлетворяет такой масштабный спрос. Это во многом объясняется запредельно высоким уровнем концентрации экономической деятельности и, как следствие, жесткой конкуренцией компаний за ресурсы развития, пишут авторы.
Проверки хуже криминала
Предприниматели, опрошенные «Опорой России», говоря о трудностях ведения бизнеса, упомянули весь спектр системных проблем российского инвестиционного климата: неразвитую транспортную и энергетическую инфраструктуру, низкое качество регулирования земельных вопросов, чрезмерно высокую стоимость финансовых ресурсов.
37% компаний признались, что кадровая проблема остается для них нерешенной, еще 40% пожаловались на значительные трудности при поиске персонала: не хватает квалифицированных инженеров и технических специалистов и рабочих – и даже персонала для непроизводственных специальностей. С другой стороны, качество рабочих мест часто недостаточно привлекательно по сравнению с другими возможностями на рынке труда: низкая производительность труда ограничивает уровень зарплат, малые предприятия не могут предоставить сопоставимых с крупными социальных пакетов и гарантий занятости.
С некоторыми из наиболее острых проблем компании просто смирились: например, лишь 30% негативно оценили состояние транспортной инфраструктуры. Респонденты оценивают лишь возможность доставить груз из пункта А в пункт Б, пишут авторы — и не учитывают такие аспекты, как низкий уровень развития региональных авиаперевозок или качество дорожной сети (по данным Минтранса, почти 60% федеральных трасс не соответствуют нормативам качества).
Схожее отношение к административным барьерам: свыше 70% признают их наличие, но лишь треть называют их обременительными. Это также своего рода «привыкание», считают авторы исследования: если уже посчастливилось запустить свое дело, административные барьеры постепенно превращаются из реального препятствия в особенность, к которой можно приспособиться. Действительно болезненной темой предприниматели называют проверки: две трети опрошенных признались, что сталкивались с проблемами из-за проверяющих органов. Треть респондентов пожаловались на проблемы, которые чинят им правоохранительные органы, и лишь пятая часть заявили о проблемах, связанных с криминалом.
Около четверти респондентов (из числа согласившихся отвечать на этот вопрос) назвали коррупцию привычным явлением в своем регионе. Наиболее проблемные вопросы — доступ к госзаказу, прохождение проверок, получение земли, подключение к инфраструктуре и даже получение господдержки.
$1 млрд на поддержку
В 2013 г. федеральный бюджет потратит на поддержку малого и среднего бизнеса 34,5 млрд руб. Почти 22 млрд из них — субсидии, которые Минэкономразвития распределяет по регионам на местные программы поддержки. Остальное — поддержка сельхозпредприятий и финансирование прикладных научных исследований и разработок малых предприятий.
Минэкономразвития предоставляет региональные субсидии на конкурсной основе: регионы подают заявки с описанием проектов и программ, которым нужна поддержка. С 2009 г. в программе задействованы все регионы. Получить средства можно только для софинансирования, т. е. и в бюджете самого региона должны быть заложены средства на развитие малого бизнеса.
Средний уровень вклада федерального бюджета — 70%. 65 регионов из 83 получают софинансирование из расчета 4 руб. из федерального бюджета на 1 руб. из региональной казны. Деньги идут на прямую поддержку в форме субсидий малым и средним предприятиям (около 60% финансирования), а также косвенные меры, в первую очередь развитие специализированной инфраструктуры для малого и среднего бизнеса.
В 2013 г. приоритетом при распределении субсидий будут обладать заявки, которые предполагают создание бизнес-инкубаторов и индустриальных парков, поддержку предприятий, ориентированных на экспорт, развитие системы кредитования и инфраструктуры поддержки в сфере научных исследований. Есть и новые направления: например, поддержка малых предприятий, пострадавших от стихийных бедствий. Необходимость в такой помощи возникла после наводнения в Крымске — теперь предприниматели, чей бизнес пострадал в чрезвычайных ситуациях, могут получить выплаты на сумму до 500 000 руб. на приобретение оборудования или программного обеспечения, а также на ремонт своего предприятия. Также предусмотрено предоставление микрокредитов по ставке, близкой к нулевой.
Помощь без лишних трат
Есть и другие виды поддержки, которые не требуют увеличения расходов федерального бюджета. Например, с 2009 г. работает так называемая «малая приватизация» — у малых предприятий, арендующих помещения, есть преимущественное право их выкупа. Но наиболее перспективное для бизнеса направление — доступ к государственным закупкам.
С 2005 г. государственные заказчики обязаны размещать у малых и средних предприятий не менее 10% своего заказа (он, по разным данным, оценивается в 5-7 трлн руб.). С 2014 г. квота должна вырасти до 15%. Не менее перспективный рынок — закупки госкомпаний и естественных монополий. Их объем также оценивается в 7 трлн руб.
В начале июня премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил подготовленную Агентством стратегических инициатив (АСИ) «дорожную карту» мер, которые облегчат малому бизнесу доступ на этот рынок. Предполагается, что к 2015 г. доля закупок у малого бизнеса составит 18% (в том числе прямые — 6%), а к 2018 г. вырастет до 25% (прямые — 10%) против менее 10% (прямые — 2%) сейчас. Пока госзакупки в основном ориентированы на компании, аффилированные с самим заказчиком, спрос на инновации слабый, а стимулов к их использованию у менеджмента госкомпаний недостаточно. Отчеты многих госкорпораций об инновационной деятельности сводятся к перечислению разработанных ими программ, регламентов и стандартов. Теперь госкомпаниям вслед за чиновниками предстоит выделить квоту на закупки малого бизнеса, которая будет поэтапно расти, а также квоту на приобретение инновационной продукции.
Госкорпорациям предстоит разработать программы партнерства с малым бизнесом, в них пропишут не только правила и квоты, но и обязательство при размещении заказа выплачивать малому бизнесу аванс на сумму не менее 30% от стоимости контракта. Заказчикам ограничат время на подписание договора после подведения итогов конкурса и срок на оплату договора. Чтобы стимулировать топ-менеджеров повернуться лицом к малому бизнесу, доля закупок у малых предприятий будет включена в KPI руководителей госкомпаний.
Процедуры дороже денег
Минэкономразвития рапортует и об улучшении процедур для малых предприятий: например, законодательно ограничено количество проверок малого бизнеса, а все внеплановые придется согласовывать с прокуратурой. Вдвое сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, а сами лицензии действуют бессрочно. Принимаются нормативные акты, предписывающие сокращение сроков подключения к сетям электро- и теплоснабжения. Но и опросы предпринимателей, и международные рейтинги свидетельствуют, что качество регулирования пока оставляет желать лучшего. В июне премьер также утвердил «дорожную карту» мер, улучшающих регулятивную среду для бизнеса: она предполагает, что большее количество госуслуг будет предоставляться в электронном виде, а также обещает дальнейшее ускорение и упрощение процедур и сокращение избыточной отчетности.
Утвержденные правительством девять «дорожных карт» АСИ покрывают все основные регулятивные проблемы, с которыми сталкивается бизнес, заверил министр экономического развития Андрей Белоусов. Если бы все мероприятия, намеченные в «дорожных картах» на 2013 г., были выполнены, то Россия поднялась бы в рейтинге Doing Business со 112-го на 50-е место, посчитали в Минэкономразвития. Но страдает исполнительская дисциплина, нужен особый контроль за исполнением «дорожных карт», а пока даже не всегда понятно, с какого именно ведомства спрашивать. Важно, чтобы мониторинг вел бизнес, подчеркнул Белоусов: «Пока ожиданий больше, чем уже сделано».
Получается, что декларации входят в диссонанс с принимаемыми решениями, констатировал Бречалов: это и замена единого социального налога на страховые взносы и их увеличение, запреты на продажу алкоголя и табака в нестационарных торговых точках.
Самый яркий пример – решение правительства повысить ставки страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. С прошлого года ставки взносов выросли вдвое и достигли 35 665 руб. Их стали рассчитывать исходя из двух МРОТ вместо одного. Предприниматели в ответ начали сворачивать бизнес: с декабря 2012 г. по апрель этого года в России стало на 367 000 индивидуальных предпринимателей меньше.
Но за малый бизнес вступился Владимир Путин: еще во время прямой линии в конце апреля президент поручил правительству изменить порядок взимания страховых взносов. Предполагается, что взносы будут рассчитываться на основе одного МРОТ для предпринимателей с годовым доходом до 300 000 руб. (это 19 425 руб. в этом году), по превышении этого порога придется также заплатить 1% от разницы между фактическим доходом и пороговым значением.
Это временное несистемное решение, но уж лучше так, чем платить с двух МРОТ, признавался ранее вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Сейчас самозанятые платят в Пенсионный фонд значительно меньше наемных работников — если правительство решится на пенсионную реформу, порядок обеспечения пенсионных прав самозанятых все равно придется пересматривать, чтобы сделать его более справедливым.
Реальная поддержка малого бизнеса практически не требует денег, подчеркивает Корочкин: достаточно хотя бы гарантировать, что платежи малого бизнеса в казну не будут расти, а лучше начать освобождать бизнес от излишних затрат, ведь предприниматели — категория социальной, а не экономической политики. Например, повышение соцвзносов для индивидуальных предприниматалей принесло бы Пенсионному фонду не более 50 млрд руб., а его дефицит превышает 1 трлн, напоминает он.
Поддержка малого бизнеса включает четыре основных составляющих, говорит Денискин: создание рынка (в первую очередь через расширение доступа к госзакупкам), совершенствование процедур, развитие обучающих программ и упрощение доступа к кредитованию. Субсидии и другие меры прямой поддержки в шорт-лист не входят, подчеркивает он. Пока малый бизнес в России существует «не благодаря, а вопреки», констатирует он. Тем не менее многие средние компании достаточно успешно пережили кризис, так как привыкли выживать в более жесткой конкурентной среде, чем «национальные чемпионы», и надеяться только на себя, а не на возможность получить господдержку. Отсюда и усиление интереса государства к ним в ситуации слабого экономического роста, заключает Денискин: становится понятно, что именно средний бизнес способен стать одним из драйверов роста экономики.
Источник: bizber.ru