Продуктивная работа предприятия возможна только при условии эффективной организации бизнес-процессов. На примере Общества с дополнительной ответственностью «РЖД СДО» можно рассмотреть критические этапы, которые требуют особого внимания при их управлении.
РЖД СДО – это одна из ведущих компаний на российском рынке дистанционного обучения и управления персоналом. В рамках своей деятельности она реализует широкий спектр образовательных программ, ориентированных на профессиональное развитие сотрудников железнодорожных предприятий различных регионов России.
В статье мы рассмотрим несколько ключевых этапов бизнес-процессов, связанных с функционированием компании, и остановимся на особенностях их управления. Знание этих особенностей поможет сформировать более эффективную стратегию развития бизнеса, а также позволит выявить потенциальные риски и опасности на различных стадиях работ.
11.11. Вебинар для школьников по базовым бизнес-процессам предприятия. Урок 1.
Критические этапы бизнес-процессов
Планирование
Начальный этап бизнес-процесса – планирование – является одним из наиболее критических. В ходе этого этапа необходимо определить все ключевые задачи, цели и этапы, которые должны быть выполнены для достижения положительных результатов.
Несостоятельное планирование может привести к крупным убыткам, временной растяжке бизнес-процесса и даже потере доверия со стороны заказчиков и партнеров.
Исполнение
Следующим критическим этапом является исполнение – момент, когда бизнес-процесс начинает двигаться по трассе, заложенной в первом этапе. На этом этапе существует множество рисков, связанных с оперативными непредвиденными обстоятельствами и ошибками членов команды. Результаты любого бизнес-процесса зависят от всех участников, поэтому необходимо аккуратно отслеживать все этапы и реагировать на любые отклонения в работе.
Мониторинг
Мониторинг – это тот этап, который позволяет следить за процессом и реагировать на любые негативные факторы. Если вы теряете контроль над бизнес-процессом в этот момент, то вероятность успеха сильно снижается. На этом этапе необходимо постоянно анализировать и давать обратную связь, чтобы исправлять ошибки и уменьшать риски.
Больше по теме: Как в Minecraft лазать по стенам: подробный гайд и советы
Без правильного мониторинга бизнес-процессы существенно замедлятся, могут привести к потере доверия партнеров и клиентов, и в конечном итоге – к финансовым потерям для компании.
Управление контрактами
Основные этапы управления контрактами в ОАО РЖД СДО
Управление контрактами в ОАО РЖД СДО включает в себя несколько этапов:
- Подготовка контрактных документов.
- Заключение контрактов с поставщиками услуг.
- Контроль выполнения условий контрактов.
- Подведение итогов по контрактам.
На каждом из этих этапов необходимо иметь четко определенные процедуры и контроль, чтобы обеспечить эффективность управления. Именно поэтому ОАО РЖД СДО разработало специальный регламент, который обязывает все подразделения компании соблюдать определенные правила в процессе управления контрактами.
Бизнес-процессы и документооборот в среде 1С: взаимоисключение или синергия
Преимущества эффективного управления контрактами в ОАО РЖД СДО
Эффективное управление контрактами позволяет ОАО РЖД СДО достичь следующих преимуществ:
- Повышение качества предоставляемых услуг.
- Снижение рисков, связанных с несоблюдением контрактных обязательств сторонами.
- Сокращение затрат на заключение и исполнение контрактов.
- Улучшение отношений с поставщиками услуг.
- Повышение прозрачности и эффективности внутренних процессов.
Все эти преимущества помогают ОАО РЖД СДО обеспечить устойчивый рост и развитие компании, что является основной задачей в условиях современной экономики.
Планирование грузоперевозок
Формирование плана грузоперевозок
Одним из основных этапов бизнес-процесса ОАО РЖД СДО является планирование грузоперевозок. На этом этапе определяется количество и состав грузов, которые будут перевозиться на данном участке. Важно учитывать специфику грузов и их особенности, а также назначать необходимое количество вагонов и расписание движения поездов.
Система планирования грузоперевозок основывается на следующих принципах:
- минимизация времени простоя вагонов и поездов;
- максимальное использование грузоподъемности;
- оптимизация маршрутов и расписания движения поездов;
- учет специфики перевозимых грузов и их весовых и габаритных характеристик;
- своевременная подготовка и формирование поездов.
Распределение грузов по вагонам
Важной задачей на этапе планирования грузоперевозок является распределение грузов по вагонам. Это сделано для обеспечения максимальной безопасности перевозки и экономической эффективности, а также для соблюдения законодательных требований в области транспортировки грузов.
Основные правила распределения грузов по вагонам:
- вагоны должны быть загружены равномерно по грузу и распределены по весу, размерам и характеру груза;
- следует обеспечивать безопасность груза во время перевозки;
- нельзя перевозить грузы, которые могут причинить вред окружающей среде или нарушить условия перевозки;
- необходимо учитывать требования клиентов в отношении распределения грузов.
Обеспечение безопасности движения поездов
Процессы обеспечения безопасности
Одним из наиболее критических процессов в ОАО РЖД СДО является обеспечение безопасности движения поездов. Для этого на современных железнодорожных станциях работают специальные службы, отвечающие за постановку на путь и снятие с пути поездов, а также за контроль движения и техническое состояние железнодорожных путей и инфраструктуры.
Больше по теме: Как покормить крокодила в ice scream 3
Процессы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте включают в себя множество этапов: от контроля дорожного движения поездов и поддержания состояния инфраструктуры до проведения технического обслуживания оборудования, а также обстановку на всех участках дороги, которые проходят по территории России.
Автоматизация процессов обеспечения безопасности
С целью более точного контроля над движением поездов ОАО РЖД СДО активно внедряет современные системы автоматизации и технического обслуживания. Это позволяет своевременно выявлять и устранять возможные неполадки в работе оборудования и наиболее точно прогнозировать движение и маршрутные проблемы.
Системы автоматизации позволяют четко определить текущее состояние транспортной инфраструктуры, мониторить движение поездов, а также управлять их составами. Кроме того, автоматизация позволяет быстро реагировать на изменения в работе оборудования и мониторить безопасность транспортного процесса в режиме реального времени.
- Оперативный контроль за состоянием инфраструктуры и оборудования
- Мониторинг движения поездов и управление составами
- Быстрое реагирование на неполадки и изменения в работе оборудования
- Мониторинг безопасности транспортного процесса в режиме реального времени
Мониторинг и контроль качества услуг
Обзор системы мониторинга качества услуг
ОАО РЖД СДО активно работает над улучшением качества предоставляемых услуг и для этого использует систему мониторинга и контроля. Она позволяет отслеживать качество услуг на всех этапах и вовремя реагировать на выявленные проблемы. Система мониторинга и контроля включает в себя такие инструменты, как анкетирование клиентов, проверка сертификатов качества, аудиторские проверки и др.
Анкетирование клиентов
Для получения максимально точной информации об оценке качества услуг ОАО РЖД СДО проводит регулярное анкетирование клиентов. Анкетирование проходит на разных этапах исполнительного процесса, что позволяет получить информацию о качестве обслуживания, удовлетворенности клиента и выявить потенциальные проблемы. Результаты анкетирования важны для определения приоритетных направлений в улучшении сервиса и повышения качества предоставляемых услуг.
Аудиторские проверки
ОАО РЖД СДО проводит аудиторские проверки в отношении исполнительных процессов, связанных с выставлением счетов и взаиморасчетами с контрагентами. Проверка осуществляется на соответствие внутренним процедурам и замеченным в ходе экспертизы результатам. Результаты аудита используются для улучшения контроля за качеством обслуживания и предупреждения отклонений в работе с контрагентами.
- мониторинг и контроль качества услуг является важной составляющей управления бизнес-процессами;
- система мониторинга и контроля позволяет оперативно реагировать на выявленные проблемы;
- анкетирование клиентов является эффективным инструментом для получения обратной связи;
- аудиторские проверки позволяют оценить соответствие процедур и результатов работ на практике.
Анализ и корректировка бизнес-процессов
Необходимость анализа и корректировки бизнес-процессов
В современных условиях бизнес не может стоять на месте и довольствоваться имеющимися процессами. Необходимо непрерывно совершенствовать и адаптировать бизнес-процессы под изменяющиеся условия рынка и потребностей клиентов.
Больше по теме: Aion манорн гайд
Анализ и корректировка бизнес-процессов важны для выявления возможных проблем и оптимизации работы компании. Это позволяет оценить эффективность процессов, устранить лишние затраты и повысить качество продукции или услуг.
Этапы анализа и корректировки бизнес-процессов
Первый этап – сбор информации. Необходимо изучить текущие процессы, выявить проблемы и определить возможные пути их решения. Для этого проводятся интервью с сотрудниками, собираются данные и анализируются документы.
Второй этап – анализ информации. На основе собранной информации проводятся анализ и оценка текущих процессов. Определяются причины проблем и формируются планы по их устранению.
Третий этап – корректировка процессов. Разрабатываются новые процессы или модифицируются текущие. Они должны быть более эффективными и соответствовать изменяющимся потребностям компании и клиентов.
Вопрос-ответ
Какие критические этапы могут возникать в бизнес-процессах ОАО РЖД СДО?
В бизнес-процессах ОАО РЖД СДО могут возникать критические этапы, связанные с задержками в поставках, нехваткой средств на реализацию проектов, сложностями в общении и координации действий между различными службами и подрядчиками, проблемами с качеством оснащения и оборудования и т.д. Для предотвращения таких проблем необходимо строгое планирование, мониторинг процессов и оперативное решение проблем при их появлении.
Какое место занимают критические этапы в бизнес-процессах?
Критические этапы имеют важное значение в бизнес-процессах, так как их проблемы могут привести к значительным задержкам, потерям и репутационным рискам для компании. Критические этапы должны быть проанализированы и определены заранее, чтобы предотвратить их возникновение или быстро решить возникающие проблемы.
Какие методы мониторинга бизнес-процессов использует ОАО РЖД СДО?
ОАО РЖД СДО использует различные методы мониторинга бизнес-процессов, в том числе анализ данных, сравнение текущего состояния со стандартами, отслеживание проблем и их решение в реальном времени, взаимодействие с подрядчиками и заказчиками для обеспечения согласованности и своевременности выполнения работ.
Каким образом ОАО РЖД СДО обеспечивает координацию действий между различными службами?
Для обеспечения координации действий между различными службами ОАО РЖД СДО использует системы управления проектами, общение посредством электронной почты и других средств связи, проведение регулярных совещаний и совместного анализа проблем.
Как правильно планировать бизнес-процессы в ОАО РЖД СДО?
Для правильного планирования бизнес-процессов в ОАО РЖД СДО необходимо провести анализ рисков, определить критические этапы и выработать стратегию для минимизации возможных проблем. Также важно обеспечить своевременное уведомление о возможных задержках и обратную связь, чтобы быстро реагировать на изменения ситуации и проводить корректировки в плане.
Источник: onetennis.ru
Бережливое производство на железной дороге
В системе бережливого производства сотрудникам отводится особая роль, ведь изменения напрямую зависят от людей. Здесь и умение работать в команде, и мотивация, и компетентность. Для развития этих качеств у работников в ОАО «РЖД» успешно функционирует Центр обучения технологиям трансформации бизнеса Корпоративного университета. Ежегодно обучение инструментам бережливого производства в нем проходят около 1000 слушателей, которые в дальнейшем применяют различные инструменты lean на практике.
0 4 22/06/2021
Система обучения бережливому производству в РЖД
В создании методической базы для Центра несколько лет назад приняли участие все функциональные филиалы и железные дороги. Ведь бережливое производство – это прикладная область, и без опытных практиков не обойтись. Таким образом были созданы необходимые условия для обучения руководителей и специалистов подразделений компании инструментам lean по программам повышения квалификации.
Доступность знаний и повсеместная возможность их применения – залог развития культуры непрерывных улучшений. Сохраняя высокие стандарты обучения, компания смогла сделать программу доступнее. С 2019 года работники линейного уровня могут обучаться основам бережливого производства в четырех отраслевых вузах страны: Дальневосточном, Иркутском, Сибирском и Уральском университетах путей сообщения. Корпоративный университет РЖД сертифицировал преподавателей вузов на право проводить обучение по своим программам. Это позволило уже за первый неполный год реализации очной программы увеличить количество обученных работников вдвое.
В начале 2020 года на базе Иркутского государственного университета путей сообщения был открыт уникальный учебный центр – lean-лаборатория. Это инновационная площадка, в основе которой лежит имитация реальных производственных процессов. Студенты университета, будущие работники компании, теперь закрепляют теоретические знания о бережливом производстве на практике, решая смоделированные проблемы, реально возникающие во время работы. Получить знания в лаборатории смогут и работники предприятий Иркутской области.
Такие программы дают возможность работникам получить новый импульс и инструменты для собственного профессионального развития и, как следствие, совершенствования процессов вокруг себя. Для РЖД это возможность взрастить культуру непрерывных улучшений процессов и поддержать творческий потенциал сотрудников.
Немаловажен и более глубокий социальный эффект наличия таких программ в вузах: можно уверенно говорить о развитии преподавательского состава, сокращении смыслового разрыва в связке «образование – производство» и возможности привлечения к такому обучению в качестве ассистентов студентов отраслевых учебных заведений.
Освоение новых навыков бережливого производства проводится также и на занятиях технической учебы в структурных подразделениях линейного уровня управления. Количество участников таких занятий из года в год увеличивается.
Мы понимаем, что важно не только количество занятий, но и качество преподавания
Наибольший эффект дает обучение бережливому производству непосредственно на производстве, когда навыки владения инструментарием приобретаются в процессе решения практических задач и выполнения конкретных проектов.
Особый акцент делается на развитии необходимых компетенций по анализу и совершенствованию процессов у работников компании. Весомый вклад вносят Корпоративный университет РЖД, а также Центр компетенций по моделированию бизнес-процессов на базе отраслевого научно-исследовательского института. Таким образом обеспечивается устойчивость достигнутых изменений и развитие культуры непрерывных улучшений.
Lean-инструменты в РЖД
Визуализация
На железной дороге широко используется визуализация непосредственно «на линии» для оповещения, передачи команд, указания опасных мест, а также с целью предотвращения нестандартных ситуаций и потерь, которые они могут повлечь за собой.
Канбан
Канбан – это система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок». Примером может служить процесс формирования макета состава поезда. Дежурный по станции формирует макет поезда в автоматизированной системе управления «График исполненного движения» , который визуально отображается в системе, виден поездному диспетчеру и говорит ему о том, что состав проверен и готов к отправлению. По макету ДНЦ видит назначение состава, его длину, вес и т.д.
Выравнивание
На железных дорогах существует такой механизм, как календарное планирование погрузки, при котором клиент на основании согласованной ему ОАО «РЖД» заявки на погрузку на предстоящий месяц составляет календарный план погрузки: сколько вагонов и когда он может погрузить. Этот план согласовывается руководством в зависимости от пропускных и перерабатывающих способностей станций и участков для равномерного распределения подвода порожних вагонов под погрузку, вывода и отправления груженых вагонов, а также прибытия груза на станцию назначения.
Вытягивание
Подвод порожнего подвижного состава под погрузку осуществляется только после получения «сигнала» от грузоотправителя (подача заявки на погрузку и составление календарного плана погрузки), соответственно, порожние вагоны подводятся под суточную потребность. Применение принципов вытягивания особенно актуально при организации смешанных видов перевозки, например, при организации подвода поездов в порты Дальнего Востока с последующей перевалкой разных видов грузов на морские суда. Для того чтобы не создавать чрезмерное накопление вагонов на станциях, требуется организация их ритмичной подачи, обработки и определения в состав поездов. В центральной дирекции управления движением действует программное обеспечение АСУ ДИЛС , которое осуществляет автоматизированное формирование плана подвода поездов, позволяет планировать их погрузку и отправление с учетом фронтов выгрузки и подвода судов. Принцип работы АСУ ДИЛС следующий: со стороны морского терминала передается информация о состоянии внутренних ресурсов – перерабатывающая способность, занятость складских емкостей, подход флота, заявка на подвод поездов; со стороны железной дороги передается информация о дислокации груза на полигоне ОАО «РЖД»; на основании этих данных АСУ ДИЛС формирует автоматический план подвода поездов, который используется сменным инженером логистического центра.
Время такта
В ОАО «РЖД» существует показатель «сдача по стыкам дорог» . Например, если дороге А необходимо передать на дорогу Б 80 поездов за сутки, а железная дорога работает круглосуточно, расчет времени такта осуществляется так: 24 часа х 60 минут / 80 = 18 минут. Соответственно, график движения поездов строится исходя из этого показателя.
Пока-екэ
При производстве определенных работ на путях станции бригадир пути делает запись в журнале формы ДУ-46, в которой указывает место проведения работ, вид работы и способ ограждения. ДСП обязан вывести стрелочные переводы, ведущие к месту производства работ, в положение, исключающее выезд к месту работ. Но чтобы ДСП по ошибке не перевел стрелку и не пустил поезд по месту производства работ, он дает указание работнику хозяйства движения запереть ее на закладку и навесной замок, а работники пути, в свою очередь, устанавливают на данные стрелочные переводы скобы.
Поток единичных изделий
Составы, поступающие в расформирование на сортировочную станцию, распускаются на сортировочной горке по одному в определенной последовательности.
Как улучшить процессы
В ОАО «РЖД» постоянно занимаются улучшением процессов. В компании существует два подхода к улучшениям. В первом случае изменения инициируются и реализуются на линейном уровне. В реализацию подхода вовлечены 19 функциональных филиалов и 16 железных дорог.
Ежегодно в компании разрабатывается около 2,5 тысячи таких проектов, при этом акцент сделан на улучшение сквозных производственных процессов в рамках мультифункциональных проектов, а также на обеспечение тиражирования задач бережливого производства через типовые процессы. С 2016 по 2020 год экономический эффект от реализации проектов бережливого производства составил 6,7 млрд руб.
При втором подходе проекты бережливого производства инициируются на центральном уровне по принципу «сверху вниз». Такой подход позволяет оперативно реагировать на существующие вызовы, стоящие перед компанией, быстро диагностировать производственные процессы и выявлять проблемы, вносить в них требуемые изменения и тиражировать эти изменения на сети железных дорог. Сейчас такие проекты реализуются в строительном, локомотивном и пассажирском комплексах.
Как приучить сотрудников к lean
Процесс изменений в любых компаниях очень часто сопровождается сопротивлением сотрудников. Обычно это связано с боязнью появления новых задач, непониманием цели перемен, опасением оптимизации.
В ходе внедрения изменений в ОАО «РЖД» широко применяется модель ADKAR. По сути она является пошаговой инструкцией по управлению изменениями в компании. Ключевая идея ADKAR состоит в том, что изменения – это не момент, а процесс, который состоит из пяти ключевых этапов:
A – Awareness – осведомленность о необходимости изменения;
D – Desire – желание участвовать в изменениях;
K – Knowledge – знание, что именно требуется сделать для изменений;
A – Ability – умение/способность воплощать изменения;
R – Reinforcement – подкрепление реализованных изменений.
Внедрение изменений в ОАО «РЖД» всегда проходит все пять этапов. Если хотя бы один из них пропустить, изменения будут обречены на провал.
Для тиражирования важности и необходимости изменений в ОАО «РЖД» действовала каскадная система обучения бережливому производству работников. При такой системе более опытные сотрудники транслировали своим коллегам причины вносящихся изменений и важность их реализации для компании.
В ОАО «РЖД» в соответствии с положением об организации разработки и реализации проектов бережливого производства выстроена система рабочих групп и проектных офисов. Непосредственно реализацией проектов занимаются оперативные и узловые рабочие группы. В их состав может быть включен любой работник ОАО «РЖД», у которого есть идея по повышению эффективности процессов. Также в ОАО «РЖД» действует положение о рационализаторской деятельности. Каждый работник может подать свое техническое или технологическое решение.
Кейс
Одним из примеров успешных кейсов применения принципов бережливого производства при повышении эффективности производственных процессов ОАО «РЖД» является совместный с ГК «Росатом» проект по повышению эффективности строительного комплекса. Был определен пилотный проект строительства «Остановочный пункт «Минская» киевского направления Московской железной дороги».
В рамках проекта проведен анализ текущих проблем рассматриваемого бизнес-процесса, разработаны и реализованы мероприятия по его улучшению. Результатом проекта бережливого производства стало ускорение сроков строительства остановочного пункта на пять месяцев. Также проведен реинжиниринг процесса согласования и утверждения планов производства работ и актов-допусков на производство строительно-монтажных работ, процесса предоставления технологических «окон». В результате реинжиниринга на полигоне Московской железной дороги продолжительность процессов была сокращена на 58% и 46% соответственно.
Нравится: 4 Была ли статья полезна? Да Нет
Источник: kachestvo.pro
Анализ процесса продажи железнодорожных билетов
· не требует описания взаимосвязей между элементами процесса.
Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов:
Моделирование бизнес-процессов. Наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов – стандарт IDEF0. Модели в нотации IDEF0 предназначены для высокоуровневого описания бизнеса компании в функциональном аспекте.
Описание потоков работ. Стандарт IDEF3 предназначен для описания рабочих процессов и близок к алгоритмическим методам построения блок-схем.
Описание потоков данных. Нотация DFD (Data Flow Diagramming), позволяет отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между этими работами.
Описание процесса продажи железнодорожных билетов (пригородного сообщения).
Процесс представляет собой продажу железнодорожных билетов пригородного сообщения.
Ежедневно огромное количество людей пользуется железнодорожным транспортом. Многим приходится ежедневно стоять в очереди, чтобы приобрести билет. В некоторых случаях это время затягивается, люди торопятся, торопят кассиров, и получают не правильно пробитые билет, не правильно выданную сдачу. Для того чтобы разобраться в чем заключаются главные особенности процесса продажи билетов, какие наиболее часто встречающиеся проблемы существуют в данном процессе, необходимо подробно его рассмотреть.
Вся работа кассира состоит из следующих этапов:
o Подготовка рабочего места
o Продажа билетов
o Подготовка отчета.
Рисунок 2. Процесс работы кассира
Рисунок 2. Процесс работы кассира
На Рисунке 1 и 2 представлены контекстная диаграмма процесса работы кассира и его декомпозиция в нотации IDEF 0.
Процесс продажи железнодорожных билетов является подпроцессом процесса работы кассира.
Вокзалы оборудуются различными типами кассовых кабин, размеры которых должны отвечать условиям работы кассира и обеспечивать размещение билетопечатающих машин, шкафов для хранения билетов, столов и другого оборудования.
Перед продажей билетов кассир подготавливает рабочее место, проверяет наличие энергии в сети, заправляет красящее устройство; заправляет билетную и контрольную ленты, выбивает пробный билет, вносит показания счетчиков и номер контрольного билета в кассовый журнал. После этого кассир приступает к продаже билетов.
Пассажир говорит, до какой станции ему нужен билет. Если нужен льготный билет, кассир сначала проверяет документы, подтверждающие право пассажира на льготный билет. Если документы есть, кассир пробивает льготный билет. Если пассажир приобретает билет за полную стоимость, то кассир пробивает полный билет. Затем кассир берет деньги и отдает билет и сдачу пассажиру.
После окончания работы кассир готовит отчет за смену.
На Рисунке 3 схема-алгоритма процесса продажи железнодорожных билетов.
Руководителем процесса продажи железнодорожных билетов является: Начальник вокзала.
Владельцем процесса: Старший кассир.
Нормативные документы: Правил продажи железнодорожных билетов; перечень граждан имеющих право на льготный или бесплатный проезд;
должностные инструкции: кассира и старшего кассира;
o Инфраструктура: кассовый зал, электричество.
o Оборудование: билетопечатающая машина (касса), аппарат для проверки денег на подлинность, билетные ленты.
o Персонал: 4 кассира, 1 старший кассир, начальник вокзала.
На входе: пассажир без билета, наличные деньги, документы на льготный билет.
На выходе: пассажир с билетом, сдача и данные о проданных билетах.
Контекстная диаграмма процесса продажи железнодорожных билетов представлена на рисунке 4.
Проведем декомпозицию процесса, используя методологию IDEF 3.