В нашем примере, если бы ООО «АВТОТЕХИНМАШ» приступило к освоению новой технологии без предварительной оценки инновационного потенциала, то, как показывают расчеты, у него не хватило бы средств на завершение начатого проекта. Это могло бы выразиться в нехватке средств на обеспечение текущей хозяйственно-экономической деятельности либо привело к временной приостановке и замораживанию начатого инновационного проекта. Затягивание сроков реализации инноваций приводит к увеличению незавершенного производства, что нежелательно и расценивается как нерациональное использование инвестированного капитала. Приостановка реализации инновационного проекта может способствовать также развитию риска запоздалой коммерциализации. Когда новинка будет готова для выхода на рынок, она может оказаться уже устаревшей.
Объем инвестиций составит 4 580 тыс. рублей. Источником финансирования будут средства инновационного фонда и прочие источники финансирования.
Разработанный инвестиционный бизнес-план является технико-экономической и финансовой программой долгосрочного перспективного развития ООО «АВТОТЕХИНМАШ» (таблица 1.7).
Бизнес процессы. Как это работает
Таблица 1.7 – Исходные данные проекта
Исходные данные по проекту
Источник: studopedia.net
Выделяют основные и вспомогательные процессы.
Основные процессы – это те процессы, которые непосредственно направлены на создание продукции; т.е. процессы, добавляющие ценность продукции. Результатом таких процессов является продукция или полуфабрикат для ее изготовления.
Для выделения основных процессов может быть применена схема жизненного цикла продукции.
К вспомогательным (обеспечивающим) процессам, как правило, относят такие, которые напрямую не преобразовывают основную продукцию организации, т.е. не добавляют ценности, но являются необходимыми для обеспечения деятельности основных процессов. Результатами таких процессов являются ресурсы для основных процессов. К вспомогательным процессам могут относиться:
1. Управление и обучение персонала;
2. Управление информацией;
3. Управление энергоресурсами;
4. Управление финансами;
5. Управление природными ресурсами и экологией;
6. Административно-хозяйственная деятельность и др.
Процессы из данного перечня можно объединять в группы в случае их централизованного выполнения или, наоборот, вводить их в виде функций (работ), выполняемых в составе основных процессов.
Идентификация процессов
После того, как определены основные и вспомогательные процессы организации, составляется реестр (табличное описание) этих процессов
Пример реестра типовых процессов и видов деятельности организации
№ п/п | Наименование вида деятельности или процесса | Иден. № |
Основные процессы | ||
1.1 | ||
1.2 | ||
… | … | |
Вспомогательные процессы | ||
2.1 | ||
2.2 | ||
… | … |
Бизнес процессы. Что это? Как и зачем их бетонировать?
Идентификационный номер процесса (вида деятельности), приводимый в последнем столбце таблицы, является уникальным именем этого процесса в СМК, на которое можно ссылаться в соответствующих спецификациях процесса, документированных процедурах (ДП), Положениях, Регламентах, рабочих инструкциях и других документах СМК, связанных с этим процессом.
Какую информацию должен отражать идентификационный номер процесса, каждая организация решает сама.
Идентификация процессов осуществляется, централизовано Отделом менеджмента качества при разработке документации процесса.
Для идентификации процессов требуется ответить на следующие вопросы:
1. все ли процессы, необходимые для достижения целей по качеству, идентифицированы?
2. насколько процессы эффективно обеспечивают получение необходимых результатов?
3. соответствуют ли процессы требованиям стандарта?
4. описаны ли процессы в соответствующих процедурах?
5. внедрены и поддерживаются ли процедуры в рабочем состоянии?
6. установлено ли взаимодействие процессов и управляются ли они?
Существует несколько параллельных способов идентификации процессов в рамках IDEF0:
— код вершины процесса. Этот способ заключается в том, что все функциональные блоки (процессы) имеют идентификационные коды. Каждый
идентификационный код начинается с прописной буквы «А», к которой присоединяется номер родительского блока и номер блока на диаграмме. Этот способ позволяет однозначно идентифицировать процесс,
— ссылочный номер процесса. Способ идентификации, при котором присваиваются ссылочные номера любому процессу. Структура ссылочного номера задается правилами, принятыми организацией,
— наименование процесса. Каждому процессу дается свое наименование,
которое и используется для идентификации процесса.
Занесем в таблице все рассматриваемого выше процесса «Производство продукции».
Способы идентификации
Наименование процесса | Код вершины | Ссылочный номер |
Производство продукции | А0 | П-ДП-1 |
Реализовать ответственность высшего руководства | А1 | П-1.1-МК |
Осуществить менеджмент ресурсов | А2 | П-1.2-В |
Реализовать процессы жизненного цикла продукции | А3 | П-1.3-ЖЦ |
Планировать процессы | А31 | П-1.3.1-М |
Осуществлять взаимодействие с потребителем | А32 | П-1.3.2-ЖЦ |
Проектирование П- | А33 | 1.3.3-ЖЦ |
Осуществлять закупки | А34 | П-1.3.4-ЖЦ |
Планировать закупки | А341 | П-1.3.4.1-М |
Подготовить документацию под закупки | А342 | П-1.3.4.2-В |
Осуществлять закупки и их контроль | А343 | П-1.3.4.3-ЖЦ |
Осуществлять производственные процессы | А35 | П-1.3.5-ЖЦ |
Осуществлять измерения, анализ и улучшение | А4 | П-1.4-МК |
Цепочка процессов
Известные специалисты в области качества, считают, что в каждой организации структурно можно выделить три вида цепочки процессов:
— индивидуальный процесс, выполняемый отдельным работником,
— вертикальный, или функциональный процесс, отражающий взаимодействие руководства организации, ее подразделений и работников,
— горизонтальный процесс, который пересекает по горизонтали деятельность организации и представляет собой совокупность взаимосвязанных интегрированных процессов, обеспечивающих целевые функции организации.
Горизонтальный процесс представляет собой последовательную цепочку интегрированных процессов деятельности организации. Эта цепочка интегрированных процессов в то же время представляет последовательную цепочку потребителей, когда каждый последующий процесс определяет требования к предыдущему.
Горизонтальные процессы, выполняемые в нескольких функциональных подразделениях, называют межфункциональными, или сквозными процессами. Результаты такого функционального процесса должны быть четко определены.
В деятельности предприятия, как правило, одновременно выполняется
несколько межфункциональных процессов. Для примера приведем схему межфункциональных процессов фирмы «Эрикссон» (Швеция). Фирма одновременно выпускает три продукта. На рисунке показаны три цепочки процессов.
Рис. Цепочки процессо в
Первая цепочка относится к процессу, который выпускает продукцию, и она есть на складе. Время реализации заказа равно времени продажи.
Вторая цепочка отражает заказы продукции, которой нет на складе, но фирма располагает мощностями по их выпуску. Время реализации заказа (время поставки) в этом случае увеличивается на период, связанный с производством заказанной продукции.
Третья цепочка соответствует ситуации, при которой организация провела анализ рынка и выявила новые потребности в продукции, которую фирма может выпускать. В этом случае время выхода на рынок с новой продукцией включает в себя время, необходимое на проектирование, подготовку производства, производство и время поставки новой продукции. Для фирмы этот период составил 3 месяца.
Рис. Сеть процессов
Сеть процессов
В организации обычно складывается сеть из четырех групп процессов:
— управленческой деятельности руководства,
— жизненного цикла продукции,
— измерения, анализа и улучшений.
В стандартах ИСО серии 9000 — 2011 приведена необходимая информация для реализации процессного менеджмента (Модель системы менеджмента качества). Результативность процессов обеспечивается управляющей обратной связью по установленному критерию соответствия (цикл PDCA).
Оценка процесса проводится по следующим показателям:
1. показатели результативности и эффективности;
2. показатели соответствия процессов требованиям заинтересованных сторон: общества (экологические показатели), акционеров (экономические показатели), персонала (показатели профессиональной безопасности);
3. показатели, характеризующие факторы риска.
Результативность процессов – этостепень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Эффективность процессов -этосвязь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Для определения результативности процесса, необходимо выяснить:
1. с какой целью данный процесс реализуется в организации?
2. какую ценность он для нее представляет?
3. кто является потребителем результата процесса?
4. какие требования предъявляет потребитель к процессу и его результату.
Список литературы
1) Герасимов, Б.Н. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 304 с.
2) Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации [Текст]: учеб. пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 299 с.
3) Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества [Текст]: учеб. пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон. — М.: КНОРУС, 2010. — 192 с.
4) Логанина В. И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях. Практическое руководство: учебное пособие / В. И. Логанина, О. В. Карпова, Р. В. Тарасов. – М.: КДУ, 2008. – 148с.
5) Рожков, В.Н. Управление качеством [Текст]: учебник / В.Н. Рожков. — М.: Форум, 2012. — 336 с.
6) Розенталь, О.М. Стандарты и качество оценки соответствия [Текст] / О.М. Розенталь, С.А. Хохлявин. — М.: Стандарты и качество, 2009. — 240 с.
Вопрос 4. Модель системы менеджмента качества. Потребители и другие заинтересованные стороны. Блоки процессов входящие в модель системы менеджмента качества. Мониторинг удовлетворенности потребителей. Графическое изображение модели системы менеджмента качества.
Источник: cyberpedia.su
Как классифицировать процессы для структурирования архитектуры бизнес-процессов
Полезным способом классификации бизнес-процессов является выявление и определение основных, вспомогательных и управленческих процессов. Классификация бизнес-процессов важна для разработки эффективной архитектуры бизнес-процессов.
Основные ,bизнес-процессы
Основные процессы — это сквозные, межфункциональные процессы, которые непосредственно обеспечивают ценность для внешних клиентов или посредников. Основные процессы часто называют «первичными» процессами, поскольку они представляют собой основные действия, которые организация выполняет для достижения своих целей и задач, выполнения своей миссии и реализации своего видения.
Эти процессы образуют так называемую цепочку создания ценности, которая представляет собой набор взаимосвязанных основных процессов высокого уровня, каждый из которых добавляет ценность продукту или услуге. Цепочка создания ценности создает и поставляет продукт или услугу, которые в конечном итоге обеспечивают ценность для клиентов.
Основные процессы могут существовать в рамках организационных функций, но обычно они перемещаются между функциями и отделами, или даже между предприятиями. Основные процессы — это процессы, вовлеченные в разработку и создание продукта или услуги, маркетинг и передачу услуги получателю или покупателю, а также обратную связь с потребителем или послепродажную поддержку продукта или услуги. Основные процессы являются двигателями цепочки создания стоимости и должны работать слаженно для достижения реальной потребительской ценности.
Количество основных процессов в организации, независимо от ее размера, составляет от четырех до восьми.
Способность организации четко определять и управлять своими основными процессами является стратегической способностью организации.
Основные процессы имеют стратегическое значение, оказывают большое влияние на организацию и являются критическими для ее успеха. Если основные процессы выполняются хорошо, можно обеспечить превосходное предоставление услуг, но они могут стать серьезной стратегической слабостью, если они неэффективны, неэффективны или не управляются.
Основные процессы, по сути, являются операционными, обеспечивающими предоставление услуг путем непосредственного предоставления результатов деятельности организации и ценности внешним ключевым клиентам в форме продуктов, услуг, поддержки или информации. Основные процессы не управляют и не предоставляют внутренние услуги.
Вспомогательные бизнес-процессы
Вспомогательные процессы — это вспомогательные процессы, разработанные для оказания помощи основным процессам, создающим ценность, путем предоставления ресурсов и инфраструктуры, необходимых для основных процессов.
Основное различие между вспомогательными и основными процессами заключается в том, что вспомогательные процессы добавляют ценность внутренним клиентам и не предоставляют непосредственно ценность внешним клиентам, в то время как основные процессы предоставляют.
Примерами вспомогательных процессов являются предоставление информационных технологий, финансовых и кадровых услуг, а также предоставление товаров и услуг внутренним клиентам. Каждый из этих вспомогательных процессов может включать жизненный цикл предоставления ресурсов и часто связан с функциональными областями организации.
Поддерживающие бизнес-процессы
Процессы поддержки могут и часто пересекают функциональные границы. Например, процесс предоставления внутренних мощностей не приносит непосредственной ценности внешним клиентам, но поддерживает способность организации предоставлять обязательные продукты или услуги.
Тот факт, что процессы поддержки не приносят непосредственной ценности клиентам, не означает, что они не важны для организации. Вспомогательные процессы могут быть критическими и стратегическими для организаций, поскольку они непосредственно влияют на способность организации эффективно выполнять основные процессы.
Процессы управления предназначены для планирования, измерения, мониторинга и контроля деловой активности. Они гарантируют, что основной или вспомогательный процесс соответствует операционным, финансовым, нормативным и юридическим требованиям. Процессы управления непосредственно не добавляют ценности клиентам, но необходимы для обеспечения эффективной и результативной работы организации.
Архитектура бизнес-процессов, которая представляет собой описание структуры бизнес-процессов в организации, определяет и классифицирует процессы по категориям, а также по уровню детализации. Определение и понимание основных, вспомогательных и управленческих процессов как на уровне архитектуры, так и на детальном уровне, является важной отправной точкой для успешной инициативы по управлению бизнес-процессами.
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru